Чтоб сервер не рассыпался по дороге: как мы перевозим дорогое ИТ-оборудование +27


Представьте себе: для своей ИТ-инфраструктуры вы купили условную циску за несколько миллионов рублей. А потом решили увезти ее из серверной в дата-центр, чтобы никакая офисная авария не помешала работе. Сразу вопрос: как позаботиться о перевозке в ЦОД - обычные грузчики вряд ли бережно отнесутся к перемещению ИТ-оборудования.

Если позвать грузчиков за бутылку, может получиться вот так: 

Кадры из “Кремниевой долины”.
Кадры из “Кремниевой долины”.

Чтобы этого не произошло, за дело принимаются профессиональные такелажники. У таких специалистов есть свой набор фишек и приспособлений, чтобы переезд прошел гладко. Сегодня в статье расскажем пару историй, как совместно с такими профи мы перевозим самое разное оборудование. 

Почему нельзя просто взять и перенести самому

Жесткие диски, СХД, большие библиотеки - все это примеры довольно нежного груза.  Вот какие проблемы могут подстерегать, если не организовать переезд как следует.

  • Хрупкость и потеря данных из-за физического воздействия. Не всякое оборудование выдержит падение с высоты. А если под ударом окажутся жесткие диски, СХД и другое оборудование для хранения, рискуем потерять важную информацию. Еще нельзя переворачивать серверы вниз головой и ставить друг на друга - обо всем этом простые грузчики обычно не задумываются.

  • Простои в работе. Часто в дата-центр перевозят уже действующие серверы с важными ИТ-системами на борту. Нужно максимально быстро их упаковать, увезти, распаковать и вернуть в работу. Такие переезды чаще происходят ночью и в выходные дни. Если не уложиться в срок, в рабочее время пользователи не попадут в корпоративное окружение.

  • Вендорские ограничения. Некоторые серверные шкафы поставляются вендором в готовых конструктивах, “под ключ”. Разобрать это оборудование руками простых смертных нельзя - могут слететь важные настройки или нарушатся условия гарантии. Шкафы нужно перевезти в собранном виде, несмотря на вес в несколько тонн. 

  • Нестандартные габариты. Иногда такие неразборные серверные шкафы не помещаются в стандартные дверные проемы и грузовые лифты. Без профессиональной помощи их просто не вызволить.

  • Перепады температуры. Если разница температур между ЦОДом и улицей будет большой, на оборудование осядет конденсат и платы окислятся. 

Как выглядит стандартный переезд серверов в ЦОД

За несколько лет регулярных переездов у нас выстроилась командная работа с партнерами по перевозке и появились рецепты на все случаи кочевой жизни.  В общем случае, процесс переезда в наш дата-центр выглядит так.

  1. Подготовка. Еще до приезда такелажников инженеры описывают и маркируют все оборудование, готовят кабельный журнал, тестируют сборку оборудования, если везти придется в разобранном виде. Подробнее обо всех этапах подготовки мы уже писали здесь. Задача наших инженеров - спланировать четкий тайминг при переезде. 

  2. Страхование. Все оборудование страхуется от возможного ущерба: от порчи в случае аварии, падения по вине сотрудника и так далее. В страховке учитываем балансовую стоимость оборудования с учетом амортизации. Даже если что-то произойдет, получим компенсацию от подрядчика и возместим ущерб заказчику. 

    Перед переездом мы всегда просим заказчиков сделать бэкапы, чтобы риск потери данных тоже был учтен.  

  3. Упаковка железа. Когда планирование переезда завершено, приезжает бригада такелажников. В их машине уже есть полный набор самых разных штук: 

    Вот что мы делаем с их помощью.

    • Заворачиваем серверы в специальную упаковочную пленку. В арсенале такелажников есть антистатическая пленка - помогает избежать непрошеных разрядов статики. Ну и, конечно же, используем знаменитую пупырку для дополнительной защиты от повреждений при перекладывании серверов.

    • Помещаем оборудование в жесткие кейсы с колесами и ручками, которые удобно закатывать и выкатывать.

      Внутри кейса поролон, так что удары не страшны.
      Внутри кейса поролон, так что удары не страшны.
    • Если оборудования много, то менее требовательные устройства и железо в “родной” упаковке можем поместить в специальные паллеты. Мы используем паллеты с бортами.

      Отсюда при движении ничего не соскользнет.
      Отсюда при движении ничего не соскользнет.
  4. Транспортировка внутри помещения. На пути от серверной до грузового авто попадаются самые разные препятствия. Вот как мы их обходим.

    • Паллеты и кейсы без колес ставим на специальные платформенные тележки с сетчатыми бортами.

      Паллеты менее удобны в перемещении, так что может пригодиться подъемная рохля:

      Подкатываем рохлю под паллеты и с помощью гидроподъемного механизма аккуратно поднимаем на тележку с колесами.
      Подкатываем рохлю под паллеты и с помощью гидроподъемного механизма аккуратно поднимаем на тележку с колесами.
    • Если перевозим тяжелые блейд-корзины, ленточные библиотеки и другое оборудование весом свыше 100 кг, то используем такелажные скейты. С помощью скейта удобно демонтировать оборудование из стойки и перемещать его до машины.

      Подставляем такой скейт и втроем достаем железку: двое вытаскивают по бокам, третий держит скейт.
      Подставляем такой скейт и втроем достаем железку: двое вытаскивают по бокам, третий держит скейт.
    • Когда на пути шкафа попадаются порожки или неровный пол, то используем монтажные ремни. Специалисты бригады надевают ремень на плечи, приподнимают над полом и преодолевают преграду.

    • Если шкаф крупногабаритный и не проходит в проемы, иногда, по согласованию с заказчиком, приходится ломать стены в офисной серверной. 

      А если и грузовой лифт не вмещает шкаф, то переносим его по лестнице. Для одиночных лестничных пролетов уже привычен складной пандус. А вот в высотных зданиях лучше использовать специальный лестничный подъемник. Один раз довелось так перемещать оборудование с 8-го этажа (и бригада справилась!).

  5. Загрузка в машину. Итак, мы вынесли оборудование из помещения, осталось обеспечить безопасный проезд до места. 

    • Грузим все кейсы и паллеты на грузовик с гидробортом. В арсенале бригады есть авто грузоподъемностью от 1 до 20 тонн.

    • Внутри машины размещаем контейнеры максимально плоско и фиксируем их стяжными ремнями, чтобы ничего не каталось по кузову в дороге, даже если на пути лежачие полицейские.

      У ремней много вариантов и схем крепления для разных типов грузов.
      У ремней много вариантов и схем крепления для разных типов грузов.
    • Едем до места. На нашей площадке все повторяется в обратном порядке: аккуратно выкатываем все в зону разгрузки, переносим до стойки, распаковываем и собираем.

Как бывает в нестандартном случае: переезд автономного ЦОДа на горячую

Иногда бывает чуть сложнее. Несколько лет назад мы перевозили автономный модульный ЦОД - это такой самостоятельный дата-центр внутри контейнера.  Выглядит как обычный вагончик на улице.

Картинка из Википедии для примера. Автономный ЦОД можно поставить хоть в чистом поле - и будет работать.
Картинка из Википедии для примера. Автономный ЦОД можно поставить хоть в чистом поле - и будет работать.

В автономном дата-центре работали важные системы торговой сети. Часть оборудования из этого контейнера переезжала к нам в NORD, часть - на резервную площадку другого провайдера. Перевозить оборудование планировали поэтапно и “на горячую”: заказчик по очереди “тушил” системы и перевозил их в 3 захода, чтобы работа не останавливалась.  

Дело было в Питере, переезд запланировали на новогодние праздники, так что погода была не самая приятная. В первую очередь, нужно было сохранить температуру оборудования и не допустить окисления. 

За сутки до переезда мы поставили вплотную к ЦОДу шатер с тепловыми пушками и хорошо его нагрели. Здесь мы планировали упаковать все оборудование, так что добились температуры на уровне +15—+20 °С.   

Тепловые пушки работают на газу.
Тепловые пушки работают на газу.

Машину с подогревом тоже подгоняли вплотную к шатру.

Заказчик “тушил” железо в ЦОДе, а инженеры DataLine его демонтировали и заносили в теплый шатер.

Затем в шатре за дело брались такелажники и упаковывали все в кейсы. 

Шатер на молнии, так что можно занести и сразу ограничить приток холодного воздуха.

Затем упакованные кейсы заносили в машину. Таким способом мы перевезли часть оборудования еще в декабре и запустили на новой площадке. Следующая часть уехала в новогодние праздники, когда многие магазины закрыты и не все системы используются. Остатки перевезли в январе после праздников. Все системы перезапустились без проблем, заказчик остался доволен. 

Так что теперь мы не боимся любых нестандартных ситуаций и готовы к переезду самых разных ЦОДов и серверных. Если у вас были похожие истории, делитесь!




К сожалению, не доступен сервер mySQL