Право на ремонт набирает обороты: теперь ремонтировать можно автомобили, ТВ-приставки, роутеры и не только +57



О праве на ремонт мы писали и не раз. Это действительно важная тема, поскольку количество электронного мусора постоянно увеличивается, и решить эту проблему, похоже, можно лишь регуляторными методами. Чем больше вводить ограничений на ремонт различных устройств и систем частными лицами и организациями, тем быстрее будет расти объем электронного мусора. И наоборот — если пользователи и частные сервисные центры смогут ремонтировать любые устройства, тем меньше будет выбрасываться сломанных систем.

Несколько дней назад публиковалась новость о том, что Бюро регистрации авторских прав США добавило новые исключения в раздел 1201 Закона США об авторском праве в цифровую эпоху. Теперь ремонтировать можно не только телефоны и ноутбуки, но и автомобили, медицинские гаджеты, роутеры и ТВ-приставки. К сожалению, есть и ограничения. Подробно о достижениях и проблемах права на ремонт — под катом.

Что там с успехами?


Все началось не вдруг. Сообщество сторонников права на ремонт активно лоббировало свою позицию в течение нескольких лет. В итоге Федеральная торговая комиссия США решила бороться с незаконными ограничениями со стороны крупных компаний на ремонт сложных устройств. Более того, Комиссия заявила о намерении выделять ресурсы на реализацию законов относительно ремонтных работ.

План включает пять основных этапов, где выделяются такие пункты, как сбор общественного мнения, включая жалобы, усиление работы с местными правоохранительными органами и обновление регламента и правил работы компаний. Все это, по словам представителей регулятора, дает возможность бороться с увеличением стоимости конечного продукта, изоляции независимых ремонтных мастерских, увеличением электронного мусора и т.п.

«Федеральная торговая комиссия единогласно проголосовала за усиление правоохранительных мер против ограничений на ремонт, которые не позволяют малым предприятиям, рабочим, потребителям и даже государственным учреждениям ремонтировать свои собственные продукты. Подобные ограничения могут значительно увеличить расходы для потребителей, сдерживать инновации, закрывать возможности для бизнеса для независимых ремонтных мастерских, создавать ненужные электронные отходы, задерживать своевременный ремонт и подрывать отказоустойчивость», — заявила председатель Федеральной торговой комиссии Лина Хан (Lina Khan).

Примерно в то же время, летом 2021 года, ЕС заявил о необходимости для производителей электронных устройств и бытовой техники поставлять запчасти для своих девайсов в течение 10 лет. Речь шла, например, о стиральных машинах, посудомойках, холодильниках и осветительных приборах.

Право на ремонт — весьма интересная тема, но у нас есть и другие статьи, оцените — мы рассказываем о:
Маленьких «малинках» в крупном дата-центре
Динамических ИБП в дата-центрах: как мы устанавливали Piller CPM300 с двойным преобразованием
Разборке редкого зверя от Nvidia — DGX A100

Теперь успехи лобби права за ремонт стали еще более заметными. Бюро регистрации авторских прав США опубликовало дополнительные исключения из раздела 1201 Закона США об авторском праве в цифровую эпоху. Кроме «стиралок» и смартфонов право на ремонт теперь расширено на машины, медицинские девайсы, роутеры и ТВ-приставки. Что касается роутеров, то здесь особо стоит отметить прекращение действия DMCA <a href=«3dnews.ru/905793'>относительно прошивок устройств. Другими словами, пользователи при желании могут устанавливать сторонние прошивки на сетевые гаджеты. Кроме того, прошивки можно изучать и модифицировать.


Эксперты отмечают, что Бюро авторского права неплохо поработало над поправками — в итоге были учтены основные черты разных типов устройств. Соответственно, новый список исключений является весьма полезным для частных лиц и сервисных центров, которые занимаются ремонтом техники.

Еще один интересный момент — архивные библиотеки получили возможность создавать копии устаревших дисковых носителей — в том случае, если замены им нет. К сожалению, права на взлом защиты от копирования для конвертирования содержимого таких накопителей в другие форматы никто так и не получил. Зато есть разрешение на взлом устройств для воспроизведения потокового видео, если это делается не для доступа к пиратскому контенту.

А что с недостатками?


Проблемы все еще остаются, и немало. Дело в том, что Apple и другие крупные вендоры электронных устройств вовсе не хотят остаться у разбитого корыта. То есть компании изо всех сил стремятся контролировать индустрию сервисного обслуживания и ремонта. Компании понимают, что это золотая жила для них — мало того, что они продают устройства, так еще и продолжают получать деньги после продажи.

Кроме электроники, непонятной остается и ситуация с ремонтом умной сельхозтехники. Например, той, что производит компания John Deere. Ее тракторы не продаются фермерам, как можно было бы подумать. Вместо этого с „покупателем“ заключается договор о лицензии на использование (Extended Use License Agreements). И вот как раз согласно условиям договора у фермера нет прав на самостоятельный ремонт техники, включая как „железо“, так и программное обеспечение. Нарушителю грозят штрафы в сотни тысяч долларов и даже тюремные сроки.

Другие проблемы


Текущая бизнес-модель производителей электроники, бытовой техники, сельскохозяйственных устройств и т.п. складывалась в течение многих десятков лет. И если сейчас начать ее менять, многое может пойти не так. Рассматривать все возможные направления развития ситуации не будем, поскольку объема статьи не хватит.

Но одно из основных последствий — удорожание продукции. Производители уже сейчас заявляют, что если им придется производить запчасти для своих устройств на срок в 10 лет, то цена на сами устройства поднимется. Эксперты считают, что относительно невысокая стоимость бытовой техники и электроники сейчас обусловлена снижением надежности таких систем. Если же требовать многолетней гарантии и сверхвысокой надежности, то вендоры поднимут цену.


Так, на ряд наименований бытовой техники Miele дается гарантия в четверть века. Но эти устройства и дороже обычных в 5-10 раз. Будет ли готов потребитель увеличить затраты на такую технику? Вовсе не факт. И еще вопрос — что делать со всеми этими запчастями, запасенными на срок в 10 лет, после завершения действия гарантии? Тоже непонятно. «Если будут созданы правила, по которым для всех видов товаров независимо от их технологического жизненного цикла производителям нужно будет иметь десятилетний сток запчастей, это скорее приведет к росту электронных отходов: то, что не будет востребовано, придется утилизировать»,— прогнозируют в пресс-службе группы «М.Видео—Эльдорадо».

Но в любом случае покупатель продукции должен иметь возможность распоряжаться своим приобретением по своему усмотрению. И сейчас, похоже, у лобби права на ремонт есть все шансы достигнуть этой цели.




К сожалению, не доступен сервер mySQL