Игры на советском калькуляторе МК-90 +84




В этой статье я хочу рассказать о своём опыте работы с микрокалькулятором «Электроника МК-90».

Будет рассмотрено несколько вариантов работы с модулем памяти калькулятора, а также несколько игр на нём.

Данный калькулятор по своей сути это «портативная электронно-вычислительная машина на основе оригинального энергоэффективного асинхронного микропроцессорного набора серии 588, которая имеет встроенный интерпретатор языка Бейсик».

Мой образец был выпущен в апреле 1990 года и имел цену 1500 рублей.



Под одной из крышек устанавливаются четыре батарейки формата АА.
Под другой — два модуля оперативной памяти.

▍ Ознакомление с ОЗУ


Промышленность выпускала сменные модули памяти объёмом 10 Кбайт. Литиевый источник питания формата CR2016 обеспечивал сохранность данных около 1 года.







Конечно, в настоящее время информация на данном модуле была утеряна.

В интернете удалось найти сборник ПО для данного микрокалькулятора, в том числе и игры.

Человеком развившим тему общения модуля памяти с ПК был поляк Piotr Piatek. В своём блоге он вдоль и поперёк препарировал МК-90.

▍ Варианты записи информации на модуль памяти


Самый первый вариант программатора предложил сам Piotr Piatek. Это была довольно простая схема с использованием LPT-порта.


Так как на моём (а скорее всего и на большинстве современных) ПК нет данного порта, от этой схемы я отказался.

Второй вариант я подсмотрел у Ильи Данилова в его блоге.

Данная схема общается с ПК через USB порт и требует наличия программатора, так как построена на микроконтроллере ATmega8-16PU.


Весь необходимый софт Илья написал сам, за что ему респект. Однако блог давно уже не обновлялся. Надеюсь, что у него всё в порядке :)

После сборки схемы и прошивки микроконтроллера через программатор Тритон меня постигла неудача:



Выглядит похоже на авторскую плату, но не работает :(

При подключении данной схемы мой ПК находил новое устройство, однако идентификаторы были нулевые, несмотря на все мои танцы с бубном.

Третий вариант также нашёлся в интернете и не потребовал наличия программатора.
Пользователи walhi и Radon17 на форуме zx-pk.ru предложили использовать два программатора USB ASP.

Суть такова: сначала через первый программатор мы прошиваем второй. После данной процедуры мы можем общаться с модулем памяти МК-90, используя второй программатор.

Идея простая и рабочая. Остаётся лишь к шлейфу припаять разъём для подключения модуля памяти. Необходимые драйвера и софт также доступны на вышеуказанном форуме.

На фото уже прошитый программатор с изготовленным шлейфом.

▍ Пробная запись и запуск игр


Следует отметить, что используя ПО для записи информации на модули, имеется возможность лишь записи и чтения. Режим «стирание» не предусмотрен. Поэтому для экспериментов с разными играми приходилось извлекать литиевую батарейку из модуля.

Вот небольшой перечень игр, которые корректно запустились на калькуляторе. Большинство игр занимают по 10 Кбайт, лишь игра «шахматы» занимает 20 Кбайт и требует соответственно два модуля памяти.

  • Бокс
  • Головоломка
  • Змейка
  • Космос
  • Пакман
  • Теннис
  • Ханойская башня
  • Ночная разборка (Сергей Сургутский)
  • Робокоп (Сергей Сургутский)
  • Терминатор 2 (Сергей Сургутский)
  • «Весёлая Птичка» (2019) от Azya

Полный список, со ссылками на архивы можно найти тут.

Запуск всех игр смонтировал в небольшой ролик:

В интернете также нашёл альтернативные игры, написанные для эмулятора. Запустить их на «живом» калькуляторе не представилось возможным. Образ записывался корректно, однако при запуске отображалась ошибка.

▍ Заключение и благодарности


Надеюсь вам было интересно окунуться в мир старой компьютерной техники, благодарю за внимание!

Хотелось бы выразить отдельный почёт и уважение Сергею Фролову aka sfrolov, а также сайту zx-pk.ru.




Комментарии (59):