Почему видеографы выбирают Андроид? +22


Привет, камрады, киноделы и просто читатели!

Некоторые из вас меня знают как разработчика Андроид-приложения mcpro24fps, предназначенного для видеосъёмки на телефон.

Внезапные 100K прочтений моей первой статьи о недостатках телефонов Андроид побудили меня написать эту статью-реванш. И сегодня я расскажу вам о тех сильных сторонах видеосъемки на телефоны с ОС Андроид, которые делают эти аппараты выбором большинства мобильных видеографов. С вами по-прежнему Александр Трофимов, поехали!

Бэкстейдж со съемок ролика. Режиссер: Марк Кривошеин. Фотограф: Роман Целоусов.
Бэкстейдж со съемок ролика. Режиссер: Марк Кривошеин. Фотограф: Роман Целоусов.

Минуточку! Но ты же говорил...

Напомню, что в своей первой статье я, вытирая слёзы и размазывая сопли, описывал все тернии костылей и ограничений от производителей телефонов на ОС Андроид, через которые мне пришлось пройти в качестве разработчика. 

Иначе говоря, я рассказал о том, почему разработчику мобильного приложения проще «победить» iPhone, чем любой смартфон на ОС Android.

В комментариях к статье, к моей радости, обнаружилось, что не у одного меня болит за бардак и хаос в зоопарке аппаратов Андроид. Да и интерес публики к мобильной видеографии вдохновил меня на написание новых материалов по этой теме.  

Отмечу, что в первой статье я совсем не собирался писать заупокойную ОС Андроид. Целью было обратить внимание производителей аппаратов на устранение тех проблем, которые ими же, собственно, и создаются от аппарата к аппарату. Я  также попросил прислушаться к мольбам несчастных мобильных разработчиков, пока не стало поздно.

Сегодня же я хочу вернуть Android-смартфонам их заслуженное место в зале славы мобильной кинематографии и рассказать в чем преимущества съемки видео на девайсы с данной ОС. Да, многие преимущества рождаются через добавление костылей. Но разработчики на ОС Андроид уже давно привыкли к такому положению дел.

iPhone - лидер! Но есть нюанс...

Начнем с того, что я напомню, в чем сегодня главное преимущество iPhone, касаемо съёмки видео. 

Преимущество заключается в нововведённом формате записи ProRes 10 бит с субдискретизацией 4:2:2, о котором на Андроид-устройствах остается только мечтать. Но давайте будем честными!

Лишь единицы моделей iPhone имеют поддержку данного формата. Кроме того, поддержка формата зависит еще и от объема встроенного носителя, а скорость записи ограничена 30к/с для 4К. Официально поддержка заявлена для топовых моделей 13 Pro и 13 Pro Max. Не много ли нюансов?

Поэтому оставим мы этот ProRes в покое и будем считать, что 99% (утрирую) iPhone снимают в 4:2:0 с максимальным битрейтом 140 Мб/с.

Перевернем игру

Новые вводные меняют ситуацию. Опираясь на них, можно смело сказать, что  iPhone со своими 4:2:0 и 140 Мб/с, собственно, ничего противопоставить Android-смартфонам и не может. Разве что, кроме хорошей стабилизации, от которой порядочные мобильные видеографы предпочитают отказываться в пользу стабилизации на пост-продакшене, а также использования мобильных гимблов и “клеток”.

Именно поэтому сегодняшняя статья, скорее всего, будет много короче предыдущей.

Бэкстейдж со съемок ролика. Режиссер: Марк Кривошеин. Фотограф: Роман Целоусов
Бэкстейдж со съемок ролика. Режиссер: Марк Кривошеин. Фотограф: Роман Целоусов

Перед тем, как погрузиться в детали, давайте заранее обговорим некоторые важные моменты: 

  • Рассматривать девайсы мы будем с точки зрения работы с профессиональными сторонними приложениями для съемки видео. Что умеет нативное, нас вообще не интересует.

  • Рассматривать характеристики устройств мы будем преимущественно с точки зрения построения того самого желанного “киношного” кадра, который в последнее время обещают нам маркетологи каждого мобильного бренда. Рассматривать  полюбившуюся рядовому пользователю сверх-резкую сверх-высоко-динамически-диапазонную картинку мы не будем. 

Далее давайте изучим в деталях каждую из сильных сторон ОС Андроид.

Гибкая настраиваемость

Первое преимущество Андроид-устройств — более гибкая настраиваемость. От аппарата к аппарату уровень гибкости меняется, но лучшие представители обладают ей в большей мере.
Мобильное видео может быть очень сильно испорчено двумя настройками: шумодавом и искусственно добавленной резкостью. 

И первое, и второе в iPhone отключить невозможно. 

У Андроид-устройств все намного лучше: шумодав отключается почти на всех из них, а резкость не дают отключать только в продуктах Huawei. Также в данном моменте очень разочаровывает Samsung, который часто высмеивает iPhone, но по какой-то странной логике продолжает копировать многие нелучшие решения Apple. Самсунг сумели придумать эдакую “резкость Шредингера”: она, вроде, и отключаемая, и в то же время нет. Вам может показаться, что отключение резкости работает, но, на самом деле, отключается один уровень резкости (агрессивный) и вместо него включается второй (менее агрессивный).
Общее у них одно: обе резкости портят кадр.

Бэкстейдж со съёмок ЛЁДЪ — Погибели Навстречу. Режиссер: Марк Кривошеин. 
Фотограф: Роман Целоусов
Бэкстейдж со съёмок ЛЁДЪ — Погибели Навстречу. Режиссер: Марк Кривошеин. Фотограф: Роман Целоусов

Почему искусственная резкость портит “киношный” кадр? 

Потому что излишняя резкость добавляет мобильному кадру еще больше ощущения «мобильности». У аппаратов Samsung по этой причине предметы на изображении имеют достаточно заметный ореол. Тут будет справедливо заметить, что Apple к данному вопросу подошли более ответственно: их резкость не имеет таких заметных ореолов.

А чем же помешал шумодав? 

На многих устройствах шумодав настраивается самим производителем, поэтому на него никак нельзя повлиять. Нет никаких настроек, которые бы регулировали уровень шумодподавления. И из-за этого часто картинка может превращаться в мешанину пикселей, где ничего нельзя разобрать. Здесь Apple тоже во многом смогли сделать лучше других, но результат нельзя назвать качественным (повторюсь, мы не говорим про видение и привычки среднестатистического пользователя). 

Возможность отключить шумоподавление на телефоне позволяет пользователю заняться этим вопросом в момент обработки видео на ПК, где этот процесс полностью контролируемый, и можно найти адекватный баланс между шумом и деталями.

Удивление вызывает подход Apple к единственному весомому преимуществу — ProRes. Даже здесь Apple не смогли выдать максимально “сырой” материал, и вся аппаратная обработка попадает в снятое видео. Это очень сильно сокращает отрыв ProRes от обычного HEVC, прекрасно снимаемого устройствами Андроид.

Бэкстейдж со съёмок ЛЁДЪ — Погибели Навстречу. Режиссер: Марк Кривошеин. 
Фотограф: Роман Целоусов
Бэкстейдж со съёмок ЛЁДЪ — Погибели Навстречу. Режиссер: Марк Кривошеин. Фотограф: Роман Целоусов

Максимальный битрейт

Следующее преимущество телефонов на Андроид — битрейт. Чем более высокий битрейт позволяет снимать телефон, тем меньше сжатие и больше качество получаемой картинки. Другими словами, тем меньше потерь в качестве снимаемого видео.

Да, есть среди Андроид-устройств и те, которые ограничены максимальным битрейтом в 120 Мб/с и даже 75 Мб/с (привет, Huawei). Но большинство как среднячков, так и флагманов имеют ограничения в 240 Мб/с для AVC и 160 Мб/с для кодека HEVC. 

Умение костылить помогло мне на 11 версии Андроид обойти эти ограничения и добиться в mcpro24fps битрейта в 320 Мб/с. Работает костыль, понятно, не у всех. Уникальными устройствами являются аппараты Samsung S10/S20/S21 на процессорах Exynos. Без всяких костылей для кодека AVC доступен битрейт в 1000 Мб/с, и 500 Мб/с для HEVC. Недавно планка для HEVC на S20/S21 была повышена до 700Мб/с. 

Здесь я хочу обратить внимание, что на эти все огромные значения не влияет выбранная скорость кадров или объем внутреннего хранилища. Что является дополнительным бонусом в сравнении с iPhone. 

Кодек HEVC я выделяю по причине его лучшей аппаратной поддержки в современных устройствах и доступности 10 битной записи видео.

Иди и снимай!

Сейчас мы переходим к самому главному и неоспоримому преимуществу Андроид. На самом деле с него можно было бы и начать. Но тогда кому были бы интересны все эти выкладки с техническими характеристиками?

Давайте посмотрим следующее видео. Вернее, музыкальный клип, который был снят на телефон с приложением mcpro24fps. Песня хорошая, включайте смело!

Эту видеоработу снял молодой российский режиссер Марк Кривошеин из города Вятка для местной неофолк группы. 

За неполный фестивальный 2021-й год его работа шесть раз становилась лауреатом международных кинофестивалей, будучи их финалистом девять раз. При этом видео было отобрано в фестивальную программу тринадцати международных кинофестивалей!

Готов поспорить, таким успехам могли бы позавидовать многие и в “большом” российском кино. Однако оставим российское кино для Бэдкомедиана.

Индустрия мирового мобильного кинематографа сейчас развивается крайне быстро. В том числе и потому, что каждый производитель телефонов хочет прорекламировать свои “Синемэйджики”, “Синематики” и прочие маркетологические изыскания, касаемые видеокамер их мобильных телефонов. 

Поэтому в жюри фестивалей мобильного кино часто сидят представители высшего эшелона “взрослой” киноиндустрии: именитые продюсеры, режиссеры, сценаристы и операторы. А победы в них зачастую расцениваются, как тот самый заветный билет в большое кино.

Так вот к чему я.. Это клип был снят Марком на Андроид-телефон Redmi Note 9 Pro!
Согласитесь, ни разу не на флагман. Аппарат, который сейчас новый стоит около двухсот долларов без растаможки из Китая. 

По сути, это самый обычный телефон, разве что, оснащенный сторонним продвинутым  приложением видеокамеры. Поэтому с Андроид ничего не мешает начинать творить прямо сейчас. Иди и снимай!

А что, кстати, по стоимости?

Не хочется манипулировать ценами и сравнивать iPhone с этим Redmi, чтобы ненароком не открыть портал в Ад в комментариях. Да и в мобильном кинематографе не всегда корректно обсуждать тему видео только в контексте самых дорогих аппаратов. Очень много зависит от режиссера и его страсти.

Но давайте акцентируем внимание на двух моментах:

  • Человек, который может позволить себе iPhone 13 Pro Max в 1Тб, скорее всего может позволить себе и вполне профессиональную  камеру Sony a7III. 

  • Человек, который может себе позволить iPhone 10, при его покупке не имеет никаких преимуществ перед аппаратами Android той же ценовой категории, еще и рискует не получить запись в 10 бит (iPhone 7/8/10/11 умеет, но неофициально) и расширение места за счет  карты памяти. 

И вот оно главное преимущество аппаратов Андроид: соотношение цена/ получаемые бонусы

Да, если исключить тот самый ProRes из преимуществ iPhone, то получить все плюшки, которые имеет iPhone 12/13, можно за неполных 300 долларов, приобретя, например, Pocophone X3 Pro.

Преимущество Android в огромном выборе устройств разной ценовой категории. 
Не надо тратить по 1000 долларов (условно), чтобы получить качество изображения лучше, чем на iPhone. Уверен, что оставшиеся 700 найдется, куда потратить.

Бэкстейдж со съемок ролика. Режиссер: Марк Кривошеин. Фотограф: Роман Целоусов
Бэкстейдж со съемок ролика. Режиссер: Марк Кривошеин. Фотограф: Роман Целоусов

А что в перспективе?

Следующее преимущество скорее предполагаемое, чем фактическое. Но его нужно обязательно озвучить. 

Как только Apple представили свой ProRes, в Android-сообществе началась шевелёнка: «Как так? Как они посмели? Пора переходить на новый уровень!» 

И начали переходить.

RAW-видео — следующий шаг развития мобильной фильмографии. Все тестовые версии приложений, способных записывать RAW-видео, находятся в начале своего пути. Но уже по первым тестам можно понять, что этот путь не будет таким длинным, как предполагалось ранее. И в скором, самые производительные смартфоны будут писать сырые данные, что является самым высоким качеством, доступным для смартфонов. Дождутся ли пользователи iPhone от Apple такого подарка, остается под вопросом. Обычно, на такие вещи у Apple уходит несколько лет, но в последнее время они ускорились в несколько раз, что не даст производителям Android-устройств расслабиться.

Заключение

На сколько бы ни был удобен iPhone для сторонних разработчиков, всё равно Android-девайсы сегодня способны выдать более высокое техническое качество изображения. В том числе и потому, что позволяет отключить самые критичные встроенные «улучшайзеры» картинки и получить более качественный “сырой” исходный материал для последующей обработки.

Кстати, режиссер Марк, о котором я уже сегодня вам рассказывал, для своей новой киноработы выбрал, опять же, Андроид: Xiaomi Mi 10 Pro.

Премьера нового ролика ожидается буквально на днях. От себя же хочу пожелать этой  работе яркой фестивальной жизни и, конечно же, побед. 

С вами был Александр Трофимов, разработчик Андроид-приложения для видеосъемки mcpro24fps. Традиционно постараюсь ответить на все ваши вопросы в комментариях.




К сожалению, не доступен сервер mySQL