Обзор лазерного проектора Epson EF-11 и впечатления после почти года эксплуатации в роли «обычного» проектора +7



Потребовался целый год, но я все-таки нашел возможность собрать вместе мысли и рассказать о впечатлениях от пользования компактным лазерным проектором Epson EF-11, который приобрел в декабре 2020. Уверен, кому-то будет интересно узнать, почему я выбрал именно этот аппарат и чем он выделяется на фоне многочисленных, казалось бы, «аналогов».

Само собой, минипроекторами сегодня никого не удивишь, но мне хватит наглости заявить следующее: аналогов у Epson EF-11 нет, а сам проектор формально представляет отдельный класс устройств. И дело тут не в моей самонадеянности, а просто в том, что у этой модели «под капотом» оба главных компонента любого проектора — источник света и система формирования изображения — кардинально отличаются от схожих моделей, представленных на рынке. Вместо блока обычных светодиодов имеем блок лазерных диодов; вместо одноматричной DLP-матрицы – трехматричную 3LCD. И все это — в очень компактном корпусе и с запасом яркости 1000 люмен.

В посте я сфокусируюсь на самых важных особенностях, на которые сам обращал внимание при выборе нового проектора. И даже расскажу, почему этот пост был, собственно, целиком «на проекторе» написан.

Почему он такой... яркий?

Трехматричная технология эффективнее использует свет лампы, чем любая одноматричная (для справки рекомендую ознакомиться с постом, посвященным цветовой яркости). Компания Epson — изобретатель технологии 3LCD, и потому ставка раз за разом делается на высокую яркость устройств как по белому полю, так и при выводе цветных изображений.

Первая попытка сделать компактный ламповый проектор для презентаций (Epson EB-17XX), привела к созданию серии с доселе невиданным соотношением яркости и компактности. По данным одного из тестирований, реальный световой поток модели Epson EB-1795F составляет 3588 люмен!

Слева-направо: Epson EH-TW5820; Epson EF-100W; Epson EF-11; Epson EH-TW6700. Вы только посмотрите, насколько компактен EF-11!
Слева-направо: Epson EH-TW5820; Epson EF-100W; Epson EF-11; Epson EH-TW6700. Вы только посмотрите, насколько компактен EF-11!

Затем из сегмента профессиональных проекторов, спроектированных для работы в режиме 24/7, в домашний сегмент пришли компактные лазерные источники света. Есть даже мнение, что первый домашний лазерник Epson EF-100B/W – это ни что иное, как «переделанный» прожектор точечной подсветки Epson LightScene EV-100 — только в более компактном корпусе и с меньшим числом интерфейсов. И вот модели Epson EB-100B/W уже были дешевле серии Epson EB-17XX и при том — с более долговечным, чем лампа, источником света.

Таким образом, Epson благополучно пропустила стадию светодиодных источников света и сразу принялась за лазерные. У EF-100 были интересные преимущества, хотя многие были не в восторге от разрешения HD Ready: он был достаточно компактен, производил картинку яркостью 2500 люмен, позволял плавно регулировать яркость лазера, адаптируясь под уровень освещения, мог проецировать на потолок, о чем я даже отдельно рассказывал в блоге.

Собственно, Epson EF-11

Конечно, мы все единодушно надеялись на выход в дальнейшей перспективе варианта с разрешением Full HD. Другими словами, идея проектора EF-11 «витала в воздухе» с того самого момента, когда появился EF-100. Первым вызовом для разработчиков было «отрезать» ровно столько лишней яркости, сколько нужно.

Диагональ – почти 90 дюймов, умеренное освещение. Даже в этих условиях Epson EF-11 формирует хорошо различимую картинку и его даже можно использовать для показа презентаций

Сходу шокировала именно «нормальность» изображения.

Изображение без компромиссов, отсутствует какое-либо «усиление белого» и т.п. Дело в том, что выбранный уровень яркости в 1000 люмен на практике означает почти 700 люмен при максимальной точности цветопередачи, что как раз соответствует стандарту для домашнего кинотеатра при диагонали вплоть до 100 дюймов (естественно, для стандартного HD-контента, а не HDR). А на самом деле – больше. У меня вот экран диагональю ~116 дюймов и даже с ней яркости хватает.

Кстати, совсем недавно рассказывал о том, почему так важно учитывать отношение яркости в режимах максимальной точности и яркости, и как это помогает выбрать хороший проектор. Проверку предложенным в посте методом подбора проектора EF-11 также успешно проходит.

У — Универсальность

Как я упомянул выше, этот пост был целиком написан «на проекторе». Недавно я делал полный ремонт в спальне, потому временно «лишился» стационарного ПК и переехал жить в гостиную, где в свое время собрал домашний кинотеатр. И я написал эти строки (равно как и периодически удалённо работал), на ноутбуке, подключенном к EF-11.

Сразу извиняюсь за бардак на фото ниже, но вот зачем я все это показываю и рассказываю: проектор лазерный, мгновенно включается, практически бесшумен, не мерцает, не имеет эффекта радуги, имеет приятную глазу цветопередачу, а также достаточный запас яркости для работы даже в умеренно освещенной комнате, — все это расслабляет и создает такой комфорт, что не появилось даже мысли начать искать место для временной установки ПК с монитором в попытке кое-как оборудовать рабочее место.

Зачем монитор? Вот он! — универсальный большой дисплей. На котором и кино посмотреть, и в игры поиграть, и даже поработать можно, как оказалось. Добавлю также, что сам принцип работы проектора отличается от такового у монитора: картинка проектора — отраженная от поверхности, а не светящая прямо в лицо, как у монитора. Благодаря этому глаза не устают вообще.

Рекурсия такая рекурсия. EF-11 на экране диагональю 116 дюймов в умеренно освещенной комнате на фоне барахла из двух комнат
Рекурсия такая рекурсия. EF-11 на экране диагональю 116 дюймов в умеренно освещенной комнате на фоне барахла из двух комнат

Все, что я описал выше — очередной пример «необычного» использования универсального проектора. С другой стороны, а что вообще можно считать «обычным», если аппарат настолько компактен и ярок, что его можно и взять с собой куда угодно, подключить где угодно, и создать картинку на любой ровной поверхности?

Получается, что при «игрушечных» габаритах Epson EF-100 показывает себя в плане яркости серьезным проектором, как при работе при затемнении, так и при умеренном дневном освещении. Как мы увидим далее, EF-11 не умеет многое из того, что умеют даже более компактные светодиодные минипроекторы.

Но я советую смотреть на него иначе: как на совершенно новую и уникальную в своем роде «базовую модель» универсального проектора, которая подходит для широкого круга задач, включая презентации и просмотр кино.

Пылевой фильтр, разъем для наушников, HDMI и коннектор питания находятся 
на боковой панели, что позволяет ставить проектор вертикально, прямо как как EF-100
Пылевой фильтр, разъем для наушников, HDMI и коннектор питания находятся на боковой панели, что позволяет ставить проектор вертикально, прямо как как EF-100

Яркость и цветовые режимы

Здесь мне придется сделать небольшое отступление относительно измерений яркости. Поскольку я обладаю некоторым опытом работы со светодиодными проекторами от различных производителей (конкурентов нужно знать «в лицо»), я также знаю много тонкостей, связанных с тем, как принято измерять их яркость. И мне не доводилось встречать в них похожую комбинацию характеристик.

К примеру, были модели с поддержкой 4K и более крупными габаритами, которые давали более 1000 люмен в режиме максимальной яркости и 300–400 в режиме максимальной точности. Между яркостью 300–400 и 700 лм — огромная пропасть!

Лично мне 700 люмен у EF-11 (в точном режиме) тоже не хватает, потому даже в мыслях не было ни разу снизить яркость лазера. Но эти самые 700 люмен для меня – это то, что я называю «взрослым изображением», и я не готов опустить планку до 600 люмен или ниже даже в темном помещении.

Изображение Epson EF-11 в различных цветовых режимах
Изображение Epson EF-11 в различных цветовых режимах

Точность цветопередачи и тонкие настройки

Если брать технический метод оценки, то среднее отклонение Delta E (CIE94) у Epson EF-11 составляет всего 2,02 в режиме «Нейтральный». Лично для меня столь высокая точность – признание того, что настройкам цвета было уделено много внимания и не без успеха. И этого достаточно, поскольку самое точное изображение не будет наиболее «приятным». Не буду вдаваться во все причины этого, но самый точный режим даст в большинстве случаев самое «скучное» изображение с наименьшим ощущением контрастности.

Куда интереснее, что даже я самом ярком режиме — «Динамическом» — картинка пусть не «хирургически» точная, но и не зеленая, как болото. И это – одна из основных причин, по которой я, в частности, в таком восторге от своего Epson EF-11: я перевел его в «Динамический» режим, который лишь немного «зеленил», внес совсем незначительные корректировки и получил приличную картинку, очень близкую к sRGB, которая значительно ярче «стандартного» точного режима «Нейтральный».

Вот мои настройки:

Тот факт, что разница между яркостью EF-11 в самом точном и самом ярком режиме минимальна, и что я на практике лично убедился, что режим «Динамический» в нем не для галочки, — все это точно подпадает под мой секретный метод подбора проектора, о котором рассказывал в недавнем посте. И по результатам расчета выходит, что это «хороший проектор, надо брать».

Не менее удивило то, как создатели EF-11 подошли к реализации настроек гамма-коррекции.

Стандартная регулировка гаммы у Epson EF-11 (обратите внимание на большую разборчивость деталей в правой части экрана)
Стандартная регулировка гаммы у Epson EF-11 (обратите внимание на большую разборчивость деталей в правой части экрана)

Дело тут в том, что проекторы с небольшой максимальной яркостью в наибольшей степени подвержены всем негативным влияниям неправильной регулировки гаммы. Если говорить упрощенно, то гамма – это настройка яркости участков изображения, близких к темным. Она не влияет на глубину самого черного и яркость самого яркого белого, но если гамма настроена неправильно, то либо детали в тенях окажутся слаборазличимыми, либо – наоборот: хорошо различимы, но будут выглядеть неконтрастно.

В отличие от многих производителей минипроекторов, Epson передал в руки пользователю все возможные инструменты для управления яркостью Epson EF-11.

Адаптивная гамма — это очень удобно

Что же касается регулировки гаммы, то ее есть две: обычная и дополнительная. Последняя называется «Адаптивная гамма сцены» и выполняет роль «усиления микроконтраста сцены» и предназначена в первую очередь для возможности смотреть темный контент в освещенном помещении.

Регулируем «Адаптивную гамму сцены»: видно, как на изображении слева стали проступать детали лица
Регулируем «Адаптивную гамму сцены»: видно, как на изображении слева стали проступать детали лица

Обычным делом будет выставить стандартную гамму в нейтральное положение (либо с чуть заниженным черным), а после этого увеличивать «адаптивную» от 1 до 10 и более. При этом темные сцены станут «ярче» и детали в темных участках будут куда более различимы. Это особенно полезно при игре в компьютерные/консольные игры: нет необходимости «гасить свет» — увеличил адаптивную гамму и можно нормально играть и смотреть, даже если сцена в игре или сериале довольно темная. Я, например, постоянно держу ее на значении «7» и не меняю даже при просмотре контента в темноте, т.к. у меня неидеально подготовленное помещение и паразитная засветка может скрывать детали в самых темных участках изображения. С адаптивной гаммой такие детали замечательно «проявляются».

В то же время стандартная регулировка гаммы позволяет осуществлять тонкую ручную настройку гаммы по графику, что будет реальным подспорьем для эстетов, которые знают, что делают и хотели бы выжать из проектора максимум.

Ручная настройка гамма-коррекции
Ручная настройка гамма-коррекции

Именно это и есть составляющие того, что можно считать продуманным до мелочей продуктом.

Тихий. Очень тихий! И короткофокусный

Следующим по важности пунктом я бы упомянул тишину работы проектора. Знакомые со светодиодными минипроекторами граждане могли часто наблюдать, как система охлаждения такого «малыша» громкостью своей работы могла сильно расстраивать. Причем шум СО часто имеет высокочастотный характер и сильно отвлекает. А это недопустимо, раз уж мы говорим о том, что проектор может находиться в совершенно любом месте – в том числе возле/над головой.

С EF-11 ситуация прямо противоположная: в максимальном режиме работы его слышно в метре, а шум – как от «средне загруженного ноутбука»: тихий и низкочастотный, вентиляторы не разгоняются до сумасшедших оборотов.

Если добавить сюда тот факт, что EF-11 достаточно короткофокусен (расстояние от проектора до экрана равно ширине изображения), то станет понятно, что вероятность нахождения пользователя в непосредственной близости от проектора весьма вероятна. Поэтому громкий шум крайне нежелателен.

К слову, диагональ 100 дюймов EF-11 даст при удалении на 224 см от экрана (а 80 дюймов – на 179 см от экрана).

Также мне понравилось то, что проектор можно отсоединить от родного внешнего блока питания («как у ноутбука») и убрать его в ящик стола, не отсоединяя сам адаптер от сети. В сочетании со скоростью включения менее 10 секунд, это дает настоящую гибкость в эксплуатации.

Внезапно — минусы!

Неправильно было бы перехвалить аппарат, потому упомяну и недостатки.

Ограниченные возможности подключения

Все возможности подключения сводятся к HDMI и зеркалированию экрана смартфона по Miracast.

Найдутся те, для кого именно этот набор разъемов окажется минимально необходимым. В особенности это выглядит логично, если вернуться к моему предположению о том, что EF-11 – это не какая-то «диковинная игрушка», а новая платформа. Другими словами, это то, что уже сегодня можно считать «обычным проектором». Отличие лишь в более компактном источнике света по сравнению с ламповым. К сожалению, запихнуть в данный корпус более мощную звуковую систему также не получилось. Звук можно вывести на внешнее устройство через 3,5-мм разъем для наушников, либо отправить на внешние колонки в обход проектора.

Ограниченный запас яркости

Да-да.

А вы и правда подумали, что я вам буду тут «продавать» идею, что «1000 люмен хватит всем»?

Нет, конечно! Я не использую этот проектор в ярко освещенном помещении. Максимум — с подсветкой светодиодной панелью с другой стороны комнаты, что позволяет создать освещенность, сравнимую со светом из окна в облачный день. Мне этого хватает и для работы, и для развлечений, поэтому Epson EF-11 отлично подошел мне.

Потому, если вы в самом деле планируете использовать проектор не в умеренно, а в уверенно освещенном помещении, то вам однозначно имеет смысл посмотреть в сторону Epson EH-TW750 или чего-то похожего на него, с яркостью 2000 люмен и выше.

«Двухэтажный» Epson EF-12 для ценителей звука и Android TV

Некоторые дополнительные возможности, которые «не влезли» в Epson EF-11, стоит поискать у его более продвинутого варианта, Epson EF-12. В числе его особенностей:

  • Работа в режиме Bluetooth-колонки

  • Мощные динамики от Yamaha

  • Встроенный Android TV; поддержка Chromecast

  • Поддержка внешнего USB-жесткого диска; веб-камеры или клавиатуры

  • Подключение к Интернету через Wi-Fi

  • Два разъема HDMI 2,3; поддержка подключения звука через ARC

  • Изображение, аналогичное EF-11

Но это все – уже совершенно другая история, да и другой класс проектора. Поэтому Epson EF-11 останется для многих непревзойденным сочетанием компактности и превосходных характеристик! (Особенно с учетом того, насколько он дешевле EF-12)

Лично в моем случае мне не потребовалось от проектора большего, чем обычные возможности подключения – HDMI, плюс зеркалирование смартфона/планшета через Miracast.

Вместо вывода

Не знаю, что еще добавить, поэтому скажу так: после ~2000 часов использования мое мнение о проекторе не изменилось: я все еще считаю его отличным универсальным проектором для дома.

Да, было бы просто отлично, если бы у он имел не 1000, а все 2000 люмен яркости. Тогда я бы безоговорочно рекомендовал его вообще всем. Будем надеяться, что яркий full HD-аппарат однажды появится в каталоге Epson. А пока этого не произошло, именно Epson EF-11 может стать одним из лучших претендентов на звание «мой первый лазерный проектор» благодаря своей компактности, тихой работе, отличному качеству проекции, короткофокусности и, конечно же, «долгоиграющему» источнику света. Последнее, в особенности, — как финальный штрих в характеристиках проектора, который «купил и не паришься».

За что его и ценим.

Благодарю за внимание!




Комментарии (64):

  1. 13werwolf13
    /#23937829 / +4

    стабильно раз в пару месяцев я загораюсь идеей заменить один из домашних телевизоров проектором, сажусь выбирать, читаю, изучаю.. и прихожу к выводу что за такие деньги я пожалуй обойдусь.

    возможно не все со мной согласятся но цены на проекторы неоправданно высоки, не так часто и не так долго он у меня будет использоваться чтобы столько потратить. за эти деньги я лучше докуплю получше монитор к компу (а то и пару) которые будут использоваться гораздо чаще.

    • thegriglat
      /#23938043

      дома проектор, старенький с Али, картинка 1080p.

      от проектора до изображения 3,3м, вроде как 179 дюймов получается картинка, если не ошибся с замерами...

      стоил этот проектор около 10к, да они и сейчас в пределе 15к стоят. конечно это не супер-пупер и писать текст на нем проблематично, но смотреть кино (а детям -- мультфильмы) -- просто одно удовольствие. Ну, для справки, там размер пикселя около 0,8мм получается. с расстояния в 2м они сливаются, но текст это боль, да

      Я наоборот, периодически смотрю телевизоры и каждый раз думаю -- чет маловата диагональ :-)

      Из плюсов (часть семейных...)
      * свет отраженный
      * картинка реально БОЛЬШАЯ, хоть может и не супер детализированная. с моим слегка близоруким зрением всех этих деталей и так нет
      * летом никаких мультиков до темноты, пусть дети играют во дворе, а не телек смотрят

      Из минусов:
      * просмотр практически исключительно вечерний, днем из-за солнца проблематично
      * чтение текста, если он мелкий
      * проектор слышно, а вот телевизор нет
      * занята часть стены (у меня прям на белые обои светит)

      • thegriglat
        /#23938093

        проектор старенький BYINTEK BT96

        • OlegKnut
          /#23938427

          Сравнивать китайкий проектор с Эпсон это как сравнивать ладу и Мерседес. Кто-то предпочитает сарай на колесах, ровно как и бледное размытое пятно без фокуса, которое шумит как пылесос. Но есть люди со вкусом, которые ценят комфорт и качество. Так что китайский мусор для вторых никакого удовольствия не принесет. Не надо его советовать.

          • thegriglat
            /#23938557 / +1

            да я согласен....

            понятно, что мерседес лучше, но если з/п не позволяет и хочется "просто ездить", то почему бы нет?

          • vaslobas
            /#23938727

            Я много разных проекторов не видел, но проектор xiaomi 4k laser произвёл просто офигительное впечатление. Тоже китаец.

            • epsonic
              /#23938747

              У нас тоже УКФ-проекторы есть. Мы их называем "Умный лазерный TV":

              К ним, конечно, желательно докупать ALR-экран, который блокирует паразитную засветку и картинка даже в ярко освещенном помещении получается очень контрастная. Я как раз готовлю пост про такие экраны.

          • LordCarCar
            /#23942023

            Когда говорят про вкус вспоминается Козьма Прутков:

            "Вы любите ли сыр"- спросили раз ханжу.

            "Люблю,- он отвечал,- я вкус в нем нахожу".

      • EdwardMorra
        /#23949353

        Меньше родных 4К нет смысла рассматривать.

    • MasMaX
      /#23938439

      Цена хорошего проектора 40-50 тыс рублей. Плюс экран (2*3 метра) - 5 тыс. За эти деньги можно купить большой телевизор?

      • 13werwolf13
        /#23938453

        да, ну у меня получилось..

        • MasMaX
          /#23938603 / +2

          Но телек явно не 2 метра диагональ?

          • 13werwolf13
            /#23938651 / -1

            сорок с чем-то дюймов, и прикол заключается в том что в моей мизерной квартире больше не влезет ни телек ни проектор..

            • Am0ralist
              /#23942685 / -1

              Тогда в чём вопрос? Если у вас финансовое положение не позволяет жить в квартире, с комнатками ниже 10 квадратных метров, то странные выводы получаются про проекторы…
              У меня в однушке в 40 кв.м. прекрасно встал новенький 4к 55". Больше бы не встал из-за установленной гостиной-стенки. Ну и по цене оно обошелся в чуть больше сорока год назад, а сейчас они же подорожали знатно, уже за 50 идут.

              Картинка — огонь. Если же нужно большую диагональ, то тут уже цена действительно больших телеков становится уже под соточку и проекторы нифига не дороже оказываются.

              • 13werwolf13
                /#23943395

                вообще не понял при чём тут финансовое положение. я могу купить кв в два и три раза больше, но зачем??

                • Am0ralist
                  /#23943513

                  К тому, что в комнате в квадратов 15-20 55" (всего 139 см диагональ) телек нормально помещается и не вызывает каких-то проблем. И это не максимум, 65-70 думаю тоже норм было бы.
                  Проблемы могут быть в комнатах меньшего габарита, то есть по большей части «коморках», а 42 дюйма это всего 109 см и до понятия «большой телек» им далеко. Тем более до озвученных человеком 50 тысяч за проектор + экран в 2х3 метра.

                  Итого, получается, что у вас в маленькой каморке небольшой телек — и правда, проекторы переоценены, блин… Ведь они позволяют уже тысяч за 50 получать диагонали метра в 2-3, а конкретный за около 70-80к — с диагональю до 3,8 метра.
                  Покажите мне хороший моники с >2 метров диагональю дешевле?

      • Lexsus333
        /#23940935

        Пару лет назад купил за 40 тыс.руб. 65" ТВ от Эльдарадо (бренд Hi), аналогичный сейчас обойдется в 42тыс.руб.. Конечно не 2 метра, а 1,65 метра. Но для комнаты где ТВ от дивана в 3-4 метрах - вполне норм. И к нему mi box, т.к. своя оболочка у ТВ так себе. О проекторе дома тоже не раз задумывался, но цена останавливает. Да и размеры комнаты для этого должны быть явно побольше.

        • Kodim
          /#23941025 / +1

          Я вот свой проектор Acer купил в 2016-м, за 39 тыс, 10 тыс приставка apple tv 3, еще 5 тыс стоил экран и старую магнитолу Panasonic с отстегивающимися колонками (натяжной потолок, но на стене, размером 170"), и смотрю тоже с 4х метров, но телевизор с тех пор больше не включаю, разница с проектором, конечно, ошеломляющая, стена в другой мир прям ;) так что комната у вас в самый раз для проектора , не пожалеете

  2. MedicusAmicus
    /#23937893

    Не сочтите за придирку, но чем, кроме отраженного света, проектор лучше телевизора?
    65" (164 см), 3840x2160 за те же 80к.
    И это если у вас уже есть хороший экран для проектора.

    • rtkprg2
      /#23937909

      Самое ценное качество проетора, имхо, размер экрана. То есть, покупая проектор, надо ориентироваться на его использование с огромными экранами. Кино, презентации, домашний кинотеатр и т.д.

      • MedicusAmicus
        /#23937985

        Тогда придется сидеть в 7,5 метрах от экрана. "Размер изображения по диагонали при максимальном расстоянии до экрана, 3.81м."
        Комната 4х8м под кинотеатр - я бы хотел так жить.

        • MasMaX
          /#23938561

          Самый комфортный размер экрана можно определить вытянув вперед руку. Расстояние от кончика мизинца до кончика большого пальца будет высотой экрана. Можете проверить в любом кинотеатре на средних рядах.

        • Kodim
          /#23941035

          У меня от экрана 170" до кресла 3,5 метра, комната 4*4,5, и очень впечатляюще выглядит

    • epsonic
      /#23937955 / +2

      Для меня лично:

      • компакнтость и мобильность (вожу на дачу, сейчас ношу к друзьям с PS5, у них есть светло-серая стена, играем);

      • 65 дюймов против 120-ти... Даже не знаю, что добавить. "The way it's meant to be played" (watched/read и т.п.). Это позволяет также дальше сесть от экрана и поместить больше зрителей/игроков, а вкупе с хорошей акустикой получается ну точно домашний кинотеатр с хорошим погружением и очень сильными эмоциями;

      • экран для проектора не обязателен. Нужна ровная однотонная стена (желательно без оттенка). Я собрал экран в качестве эксперимента и потому что всегда хотел что-то подобное итоговому результату. В комментариях в том посте мне справедливо заметили, что "можно было просто покрасить стену". Это абсолютная правда, но это не так "гиково"

      • ну и просто тот факт, что после проектора на ТВ уже даже не смотришь: размеры экрана все-таки решают. А то, что проектор full HD — я сижу на расстоянии ~3м и не вижу пикселизацию. А с учетом того, как хорошо современные алгоритмы даунскейлят контент до 1080p, а также какой сейчас мощный темпоральный antialiasing в современных играх, картинка "гладкая" и приятная для глаз. Это все вкусовщина, конечно, но меня, в самом деле, полностью устраивает full HD даже на 120-дюймовом экране

      • MedicusAmicus
        /#23938025 / +1

        Компактность и мобильность - таки да, полностью согласен, если часто мигрируешь.
        Тв "в карман" не засунешь.

        • ClearAirTurbulence
          /#23938169

          Ну мобильность там относительная. Если это классический фф - прямо скажем, часто это возить не захочется. Потом, это надо куда-то ставить\вешать и как-то подключать к источнику сигнала (что проще - хотя там могут быть свои нюансы, связанные с взаимным расположением) и источнику звука (что сложнее, если у вас не Sony ht-a9, к которой ещё желательно сабвуфер sw-5, а это тоже хоть и мобильно, но таскать лениво, и довольно дорого.

          Ставить надо напротив слабоосвещенной светлой однородной поверхности, или вешать экран - ограничение довольно существенное.

          Про шум и говорить нечего - нужен бокс, да ещё вентилируемый, либо привыкать держать телефон правильно.

          Лично я бы рад попробовать мобильные проекторы, желательно в удобном ФФ (типа колонны от LG или недавно анонсированного "чемодана с ручкой" не помню от кого), но продвинутый ФФ, лазер, и разрешение сразу выводят такие продукты в зону роскоши. Добавить к этому аудиосистему типа описанной - становится ещё веселее.

          • MasMaX
            /#23940287

            Я до недавнего времени работал диджеям на банкетах/свадьбах. И в программе ведущего имеется работа с экранами. Кто-то возит с собой телевизоры, кто-то проектор. Так вот именно с мобильной точки зрения привезти проектор + экран в разы удобнее чем телевизор, и тем более два.

      • thegriglat
        /#23938063 / +1

        тоже приставка, правда PS4, играть одно удовольствие

        про экран. если хочется дешево и сердито -- я просто купил в ателье бязь, она белая и довольно плотно сшитая. и намного легче (по весу) экрана

        про кино. чтобы было прям супер-пупер скачиваю BDRip и даунскейлю его в 1080p crf18

        • epsonic
          /#23938133

          Я вот думаю через несколько лет разобрать свою конструкцию, тщательно выровнять и покрасить стену светло-светло-серой матовой краской (чтобы картинка еще лучше смотрелась при умеренном освещении за счет еще более опущенного черного) и нарисовать черную рамку, которая сейчас на раме. Т.е. пересоздать то же самое, но в "2D". Но этом будет не так "винтажно" смотреться, конечно. А если к этому моменту у Epson в арсенале появится такой же короткофокусный лазерник, но уже с 2000+ лм, то покрашу просто светло-серым цветом, чтобы черный был еще глубже и практически не засвечивался даже в полной темноте, благо запас яркости позволит.

          • thegriglat
            /#23938185

            я бы подумал не рисовать рамку, а сделать молдинги на стену, они как бы и есть "рамка"

            • epsonic
              /#23938207

              Хочу, чтобы вся область вокруг экрана была черной. Т.е. белым/серым была только 120-дюймовая область в том же участке, где у меня сейчас натяжной экран, скрытый черной тканью. Все равно ничего другого от этой стены не требуется и вешать на нее ничего не планирую. Это позволит также уменьшить паразитную засветку от моих довольно светлых стен в комнате.

      • 13werwolf13
        /#23938369 / +1

        я бы добавил в плюсы к проектору - возможность светить им на потолок над кроватью. ибо весящий над головой телек весом с тебя это как-то опасненько..

    • thegriglat
      /#23938055

      от проектора у меня экран 179 дюймов. проектор за 15к.

      собственно всем лучше, ИМХО
      экран как писали не особо и нужен, если стена однотонная.

    • Borz
      /#23938193

      проектор можно направить на black-out штору, тем самым не занимая часть стены устройством, которое пользуешь не так чтобы часто

      • epsonic
        /#23938225

        Любопытный вариант. Типа такого?

        Ролл-штора

        • Borz
          /#23938559

          да. Только по мне, на фото они слегка неправильно установлены - оставлена световая рамка. В идеале, они ставятся в каркас, который даже эту рамку убирает.

    • TheNavi
      /#23938577

      С моей точки многим :-).

      Все таки большая диагональ имеет значения в плане погружения в контент. У меня уже лет 8 трудится Оптома, скажу так - смотреть на ней хорошое кино гораздо приятнее, чем на на 55-65" телевизоре.

      Так же, внезапно, на больших диагоналях - начинает на полную работать 3D эффект, при просмотре 3D контента, поскольку глаз уже не охватывает полностью размер в 100" с растояния в 3 метра и возникает чувство погружения в кино. Нет ощущения, что как будто смотришь 3Д голограмму при просмотре 3Д контента через телевизор (видимо поэтому 3Д исчезает из современных телевизоров).

  3. Aleksid1
    /#23938575 / +1

    Проектор очень интересный спасибо. Пару комментариев. Как владелец Epson TW2000 уже 14 лет (FHD, 3LCD, топовый проектор для 2008 года) могу сказать, что при моих 90" экране его яркости мне более чем хватает, хотя в кинорежиме там что-то около 350 люмен. Я еще прикрутил на скотч нейтральный светофильтр ND2, чтобы еще снизить чрезмерную яркость. В итоге получилось примерно как в кинозале когда были пленочные проекторы. Поэтому 700 или 3500 люмен меня откровенно пугают для домашнего кинотеатра.

    Не представляю как можно пользоваться проектором без сдвига линз, у TW2000 он есть и можно расположить проектор не обязательно по центру экрана (не прибегая к программной коррекции картинки). У этого компактного лазерного проектора видимо этой опции нет (судя по цене).

    И еще действительно ли лазерный проектор не мерцает, особенно при низкой яркости кинорежима?

    • epsonic
      /#23938607

      Как владелец Epson TW2000 уже 14 лет...

      Е-мое! Сделайте фото! Менеджер по продукту не верит, что у кого-то еще работает TW2000.

      У EF-11 нет сдвига линз. В нем вообще много чего нет, что можно найти в линейке TW7000/9000, за счет чего он настолько компактен.

      И еще действительно ли лазерный проектор не мерцает, особенно при низкой яркости кинорежима?

      Никакого мерцания на всем диапазоне 50-100% яркости (у него плавная регулировка). Правда, с яркостью 1000 лм, юзать его на чем-то менее, чем 100% имеет смысл, наверное, только если размер проекции менее ну, скажем, 60 дюймов, в полностью затемненном помещении, где будет какой-никакой переизбыток яркости. Я его использую исключительно на 100% яркости.

      • Aleksid1
        /#23939337 / +1

        Спасибо за ответ. Вот мой Epson TW2000. Я его заказывал в декабре 2007 г, получил в январе 2008 г. Показывает до сих пор отлично, все идеально. Контраст отличный. В шкафу лежит запасная лампа. На фото виден ND2 фильтр прикрученный на скотч (не хватает, что не было предусмотрено резьбы на светофильтры). Мебель заметьте, специально сделал под проектор. Его почти не видно. За счет оптической коррекции линз картинка показывается точно на проеционный экран.

        Спустя 12 лет обнаружил, что в нем есть опция интерполяции кадров из 24p в 48p! Поскольку опция как-то забавно называлась, не сообразил, что она отвечает за интерполяцию. Кстати результат интерполяции очень хорош - выглядит плавно, но не слишком искусственно как на современных теликах.

        Не хватает только отсутствия 3D режима, хотелось бы попробовать.

        • epsonic
          /#23939357

          Спасибо! Класс! Уплавнялка в модели 2007 года! Вот же живучий аппарат. А есть инфа, сколько часов он отработал? В каком режиме — нормальном или эко?

          • Aleksid1
            /#23939791

            Честно говоря пробег не очень большой - около 2 тысяч часов с первой лампой. Еще не менял за 14 лет. Смотрели по 2-3 фильма в неделю. Всегда в эко-режиме лампы, кинотеатральный режим.

            Должен сказать, что проектор давно окупился на экономии кино-билетов :)

        • Perycalypsis
          /#23939853

          Не стоит растраиваться из за отсутствия 3д. В моем есть, но я не пользуюсь. Знакомые с пректорами и телеками 3д тоже. Настолько мало контента, что смысла нет. В играх есть 3д, но смотрися странно - как диарама с несколькими слоями - мне не порравилось. Плюс сидеть в очках прямо - такое себе. Лучше лежать без них:). Поэтому домашнее 3д и помре давно уже.

          • teleport_future
            /#23947979

            Не согласен насчет 3D. В коллекции у меня порядка 20 фильмов. Часто пересмартиваем их особенно с гостями на 42" LG телевизоре 2012 года выпуска. Всегда яркие впечатления. Жалко, что загнобили данную технологию. С тоской вспоминаю ноутбук с 3D экраном Toschiba Cosmo - блин безочковая технология с отсутсвием очков и отслежванием положения глаз - вообще бомба! После просмотра филма в 3D на нем "простые" фильмы уже смотреть не хотелось.

  4. Areso
    /#23939169 / +2

    Поделюсь своим опытом.

    В 2020-м, перед началом нерабочих рабочих дней, купил китайский проектор Thundeal td90 (самый дешевый, без "мозгов"). Около 200 ANSI люмен, HD-разрешение. Вполне достойная картинка с поправкой на цену, и на то, что я подслеповатый :) Можно смотреть кинцо и играть в игры, если там нет маленького текста.

    И знаете, это была лучшая покупка, что я сделал перед локдауном (а купил я прилично барахла, чтобы себя развлекать).

    Вид из кабины МехВарриора:

    Начал делать ремонт, стены под покраску, одну из стен сделал целиком серой (K499, решил попробовать более темный). Отлично получилось.

    "Китайца" брал на пробу, чтобы не жалко денег. Мне зашло, теперь вот присматриваюсь к более дорогим проекторам :)

    • epsonic
      /#23939425

      У меня до EF-11 долгое время был TW450. Затем я его продал после многих лет использования, планируя заменить, и на какое-то время остался без проектора. Тоже пришлось заменить временным решнием (не было возможности купить модель от Epson + хотел именно full HD-лазерник, а их еще не было в продаже). Так вот, сразу после покупки в декабре 2020 ставил рядом и сравнивал EF-11 и тот проектор... Картинка со второго не выдерживает никакой критики. Мало того, что из обещанных "кукурузных" 350 люмен он реально выдавал ну 200 максимум (с диким бустом по белому, т.к. RGB-LED DLP), так еще и жутко уводил картинку в синеву (чтобы еще больше яркости выдать хоть как-то). Рекомендую, по возможности, поскорее переползти на нормальный, яркий аппарат, это просто небо и земля, особенно, если у вас стена серая и запас по яркости вам будет дважды в плюс: картинка будет ярче, а уровень черного и паразитная засветка — ниже.

    • Perycalypsis
      /#23939869

      Да игры на пректоре, это другой опыт, по сравнению с монитором. К нему обязателен джойстик к компу еще:) Только с текстом могут быть проблемы на дешевых из за низкой резкости. Или если брак, как на моем, что по всему экрану резкость не получить.

    • LevOrdabesov
      /#23940847

      Ровно та же история. ППКС практически.
      В качестве экрана использую кусок серого ГКЛ, прихераченный к стене саморезами.
      Китайская хреновина ведёт себя как пылесос (воет и сосёт всю пыль), по краям резкость настроить невозможно, ну и 720p.

      Но! всё старое, 100500 раз смотренное кино заиграло новыми красками, и цена этого натурально смешная.

  5. Perycalypsis
    /#23939417

    Смущает короткофокусность таких проекторов. Вы пишете, как плюс, что он дает 100 дюймов с 2 метров. А даст ли он при регулировке те же 100 дюймов с 4 метров или уже нет?

    Ищу замену умирающему своему 3lcd epson 'у пережившему 3 лампы с 2015го и с деградировавшей оптикой. Он уже с завода шел с браком - нельзя было настроить резкость по всему полю - либо в центре, либт снизу, либо сверху. Год он лежал в шкафу пока шел ремонт и с гарантией я пролетел. В фильмах незаметно, а весь текст - мыло на половине экрана. Похоже криво вклееная оптика или матрица. В россии нигде не нашел, где могут разобрать и отрегулировать. Со временем от перегрева проблема усугубилась.

    • epsonic
      /#23939463

      Именно у этой модели регулировка сугубо программная, т.е. ресайзом картинки на матрице, т.к. оптика — фикс, не зум, как у TW5820. Но 5820 даже на коротком конце более длиннофокусный, его нужно дальше ставить для получения той же диагонали. Я бы вам рекомендовал как минимум 5820, тем более, что у вас, наверняка, был нормальный, а не компактный аппарат с оптическим зумом. Плюс 5820 еще и контрастнее, чем EF-11, он уже из-за своей контрастности как бы выбивается из ряда "бюджетников", потому что подбирается по нативной контрастности довольно близко к значительно намного более дорогим крутым моделям. Что неудивительно, т.к. он наследник TW5650.

      • Perycalypsis
        /#23939657

        Но он не лазерный, а ламповые epson' ы пылесосы по звуку работы, по моему опыту. Мой сейчас еще и дребезжать начал кроме воя СО. Кстати из за мощи лампы проектор сильно греет помещение, что зимой норм, а летом плохо и часто не позволяет им долго пользоваться, если нет кондея. Мой спокойно с 27 до 30 градусов за 3 часа нагоняет летом.

        Плюс лампа деградирует. Мой модели tw5 что то там. В меню не пишет, а снимать долго. Так вот, у него 2 режима - 2500 люмен и эко 1500. Вначале я использовал эко(и гудит меньше). Через 3к часов лампа деградирует и остается света на глаз половина. Плюс цвета искажаются. Приходится ставить полные 2500 от которых остается на глаз так же половина и пользоваться еще 3к часов, после чего лампа в помойку.

        Это кстати к тому, что 1000 люмен вообще невозможно пользоваться с комфортом, тем более меньше при 120". Либо epson для лазерника или для лампого люмены считает по разному. По крайней мере на моем эко 1500 люмен комфортно при блекаут шторах, после деградации ниже 1000 уже нет. Режим стоит точный.

        В общем хотелось бы базовую модель фулХД без свистелок на лазере или светодиоде с 1500 люмен, 3lcd, нормальной оптической регулировкой картинки, одним hdmi. Чтоб не гудел как пылесос и не деградировал так, что половину времени лампы смотришь ухудшенное изображение. Пока видно индустрия такого дать не может. Несколько лет в вашем разделе читаю статьи, пока земенить ка,ественно новым нечем.

        П.с. Кстати, класная вещь - механическая диафрагма для повышения динамического диапазона общего. Скрипит как черт - думал быстро сломается, но уже 7 лет скрипит и ничего.

        • epsonic
          /#23939673

          Есть новые топовые флагманские лазерники (2500 лм): https://epson.ru/catalog/projectors/epson-eh-ls12000b/ и https://epson.ru/catalog/projectors/epson-eh-ls11000w/

          Я про них еще не успел рассказать в блоге, т.к. еще не удалось лично протестировать. Но они, конечно, значительно дороже, чем EF-11.

          • Perycalypsis
            /#23939897

            Воу, воу - полегше. Не надо так ценами пугать. Мыж, большинство в странах 2го мира живем. Видно надо было пункт добавить, что цена базовой модели не как крыло от боинга:) в пределах штукаря.

            Свой я брал где то за 800 и там хорошая оптика и все технологии эпсон. Не думаю, что замена источника света поднимает цену в 6! Раз. Тем более есть 11й о котором вы написали чвть дороже 1000. Добавь оптику от моего и будет 1500. Но не 6к баксов. Пока это маркитенг чистой воды. Будем подождать пока.

            • Am0ralist
              /#23942951

              Так там же 4k-ные, что в 4 раза выше ваших требований к fuullhd…

      • Ardoom
        /#23949351

        Как раз недавно, благодаря скидкам, стал счастливым обладателем tw5820. Мой первый проектор, если не считать опыта в детстве с диапроектором :). Помещение не подготовлено, был белый экран, по сути оказалось баннерное полотно, черного категорически не хватало сейчас серый экран из перевёрнутого задом наперед "волшебного" световозвращающего экрана с Али. Чёрный цвет появился. По форумным советам: взял лист МДФ (стену красить - не вариант совсем, так как ОСП) покрасил тиккурилой h499. Да, знаю, что есть специальная краска, но стоимость ее меня отпугнула сильно. Вроде все устраивает, но кажется, что не полностью раскрыл потенциал аппарата, вдруг вы знаете какие-то оптимальные настройки, чтобы черный был черный, а белый - белым ?

  6. PereNoel
    /#23939469

    Пользуюсь карманным проектором ASUS ZenBeam E1. Постоянно пользоваться им сложно, так как мерцает и темноват на большой диагонали и разрешение оставляет желать лучшего, но надежен, с динамиком, отличные цвета, способен работать часа два на своем аккумуляторе и условно бесконечно от внешнего аккумулятора на 12В, хотя это недокументированная фича (при покупке обращал внимание на вольтаж блока питания).

    Использую иногда как монитор для малинки, но чаще для праздничных инсталляций. Можно вечером на природе смотреть мультфильмы, несколько оживляет пространство.

  7. Aleksid1
    /#23939829

    epsonic, а можно ли спросить у Вас как представителя Epson?

    Есть малоизвестные инновационные чудо экраны для проекторов, которые условно называют black screen. Обычное мягкое полотно особым способом покрашенное, но выглядит черным, а не белым или серым (как HCG экраны). Но чудо в том, что этот экран выдает чистый белый цвет от луча проектора - т.е. картинка выглядит как обычно, только смотреть фильм или презентацию можно даже при дневном свете - сохраняется глубокий черный цвет. На YouTube есть ролика как это выглядит. Причем в Интернете можно найти инструкцию по покраске такого чудо-покрытия своими силами. Или можно купить готовое полотно у умельцев.

    Вот пример: https://www.youtube.com/watch?v=WP8f6XE_0Sg

    А теперь парадокс. Почему эти чудо экраны почти не известны? Они ведь идеально подходят для презентаций в офисе, для домашнего кинотеатра подходят - можно смотреть кино не только в темноте.

    Epson должна быть крайне заинтересована в таких экранах. Но их нигде нет, я не нашел ни в одном магазине в РФ.

    • epsonic
      /#23940267

      Проекторы Epson лучше всего работают с классическими белыми экранами, а УКФ-модели — с ALR-экранами для УКФ-проекторов.

      У Epson нет в каталоге экранов, о которых вы пишете, и мы с ними не работаем. Но лично я полагаю, что вы привели в пример экран с высоким коэффициентом усиления. По принципу работы такие полотна чем-то схожи с покрытием дорожных знаков. Увы, подробнее ответить не смогу.

      • Aleksid1
        /#23941259

        Спасибо! Почитаю про ALR экраны.

  8. MasMaX
    /#23941335 / +2

    Ну раз все хвастаются, то и я тоже. Успел урвать проектор до повышения таможенных пошлин. Epson TW-650, в 2018 взял. На тот момент он стоил $440 вместе с доставкой из Германии (CU). Экран 116" (3 метра). На фото засвет мимо полотна, это просто иногда лень сдвигать монитор и вытаскивать ниже экран, обычно фильмы узкие и засвета мимо нет. Покупкой очень доволен, с трудом могу представить телевизор таких размеров.

    • Areso
      /#23945159

      Вау, вот это картинка! Но актуальная модель (Epson TW-750) стоит 59 тысяч рублей, чё-то как-то кусаче. $440 хорошая цена, удачная покупка.

      • MasMaX
        /#23948171

        На момент покупки 650 продавался в магазинах типа ДНС/Ситилинк за примерно 40-45 тыс рублей. К сожалению, сейчас таможенные пошлины уже не позволяют выгодно привезти из-за рубежа и съэкономить деньги..

  9. spiritus_sancti
    /#23944997 / +1

    пост без вскрытия проектора и фото начинки смотрится неолноценным.