3d-очки виртуальной реальности. Обзор +9


21 августа 2009 года на форуме любителей трехмерных изображений mtbs3d.com зарегистрировался PalmerTech. Он активно обсуждал теоретические и практические стороны отображения виртуальной реальности.
15 апреля 2012 им был опубликован пост, где анонсировался шлем виртуальной реальности Oculus Rift.



1 августа 2012 краудфадинговый проект был запущен на Kickstarter, где собрал 2437439 долларов. Палмеру Лаки было тогда 19 лет. Поставка (версии для разработчиков — Development Kit — DK) обещалась в конце 2012 года. Проектом заинтересовался Джон Кармак и было обещано, что в наборе будет игра Doom 3 с поддержкой Oculus Rift.

Стереоскопические очки были, конечно, и раньше, например Vuzix Wrap, состоят они из двух небольших дисплеев у каждого глаза с объективами. Угол зрения небольшой, градусов 35, разрешение тоже — 852x480. Визуально это напоминает подглядывание в замочную скважину через сетку, ощущения реальности почти нет. Две технические проблемы мешали выпуску более качественных устройств: не было подходящих дисплеев высокого разрешения и оптика при больших углах обзора давала неприемлемые искажения.

Oculus Rift


Палмер решил эти проблемы кардинально. Нет маленьких матриц? Используем одну, побольше, от смартфона и сделаем на ней два изображения. Оптические искажения? Предварительно исказим изображение в другую сторону, линза компенсирует и результат будет нормальным.

В результате появился стереоскопический шлем с углом зрения более 100 градусов на каждый глаз и трекингом движения головы. Технически ничего нового там не было. Дисплей от смартфона, две простые линзы и датчики движения. Но это впервые стало похоже на виртуальную реальность.

Vuzix приспосабливал свои очки к существующим играм (в списке поддерживаемых – сотни наименований, в том числе самые популярные). Для Oculus ни одна программа не подходила. И, наверное, не потому, что трудно вывести окулусовское изображение. Изначально игры писались под экран компютера. В них просто не оказалось виртуальной реальности. И DK вышел без обещанной Doom 3.

Обещанный в конце 2012 DK Oculus Rift начал поставляться в конце марта 2013. Программ для него почти не было. Да и самого продукта почти не было, то что продавалось – называлось Development Kit, DK, набор для разработчика. Несмотря на это, нашлись инвесторы, вкладывающие деньги в новую компанию. Ее стоимость возросла до 300 млн долларов. В марте 2014 компанию купил Марк Цукерберг за 2,4 млрд долларов. Компанию, которая не производит продукт!

В июле 2014 начались поставки более усовершенствованной версии – DK2. Недавно анонсирована следующая модель — Crescent Bay, и это опять модель для разработчиков — DK3. Дата выхода коммерческой версии неизвестна.

Oculus + Samsung


В ноябре 2014, совершенно неожиданно, Самсунг, совместно с Окулус выпустил Gear VR – очки виртуальной реальности со смартфоном Galaxy Note 4, вернее, Gear VR – оправа для смартфона, в которой есть немного электроники – датчики движения и управление. Можно посмеяться, но это устройство также позиционируется, как устройство для разработчика и продается только в США (но нас это не остановило!).

Коробки


Каждая стОящая идея привлекает подражателей. Идея «коробок для смартфонов» после Окулуса лежала на поверхности. Действительно, ведь смартфон это и экран, и датчики движения и компьютер для игр… Я впервые о таком устройстве узнал на Кикстартере, в августе 2013. Это был проект vrAse. Деньги он собрал (в том числе и мои) но, почему-то до сих пор не реализован. Почти одновременно с ним на Кикстартере было еще три подобных проекта.

Но первое готовое устройство, которое я реально увидел – Durovis Dive. Они были представлены в мае 2013. Видимо, это и есть первая коробка для смартфонов.

А что же делает Google? В июне 2014 представлены Google Cardboard – картонная коробка с двумя линзами.

И понеслось. В Китае выпускается немыслимое количество модификаций таких коробок, картонных и пластмассовых. Наиболее интересна из них Baofeng Generation II, сделано довольно культурно, имеет настройки положения линз, в комплекте имеется гироскопический джойстик (очень похожий на нунчак от Wii). В гонку вступил даже знаменитый Zeiss со своей коробкой VR One.

Предупреждаю, с гугловской картонной коробкой хорошее качество изображения вы вряд ли получите. Нужна регулировка расстояния между линзами. И не только потому, что расстояние между глазами разное. Размеры экранов разные. В идеале положение глаз должно совпадать с центрами стереоизображений. Значит, экран должен быть вдвое больше расстояния между зрачками, у меня 68мм х 2 = 136мм. Даже мой огромный Note 4 на сантиметр меньше. Но — смещение линз смещает оптическую ось и совпадение центров можно настроить (в небольших пределах). Если есть настройка.

И еще, в смартфоне должен быть гироскоп, его еще называют G-sensor.

Угол зрения в коробках почему-то меньше, чем у Gear VR.

Танцуют все!


Появился стандарт Open Source Virtual Reality (OSVR) с публикацией всех схем и исходников программ, в июне 2015 Razer обещает выпустить свои очки под лицензией OSVR за 199 долларов.

Sony работает на проектом Morpeus, этот шлем виртуальной реальности пока предназначен только Play Station 4.

Игровой портал Steam, совместно с HTC готовят проект Steam VR со шлемом Vive. Особенность этого проекта – два дисплея 1200*1800, по одному на каждый глаз. и контроллеры для обеих рук.

На просторах интернета попадаются интересные самоделки, например VRunion, InfiniteEye и другие.

Microsoft работает над проектом Hololens.

Apple, пока, многозначительно молчит.

А дальше?


Конкуренция. Для настольных компьютеров наиболее перспективным кажется проект Steam/HTC, возможно, им удастся добиться совместимости с обычными играми (но непонятна цена). Хотя, Окулус имеет фору, успел собрать команду разработчиков, активно продвигает свои технологии. Даже игровой движок Unity стал бесплатным для привлечения разработчиков программ.

Настораживает, также, закрытость Окулус, так Gear VR продается только в США, работает только на американских телефонах (это они так думают), магазин платных приложений Окулус – только для США.

Для смартфонов более перспективными кажутся разнообразные коробки, чем Gear VR. Использование внешних датчиков движения в Gear VR, видимо, связано с несовершенством датчиков смартфона, но это дело наживное. А коробки намного дешевле. Совсем не устоялось управление для смартфонов, экран и кнопки скрыты коробкой. Google предлагает магнит, у Samsung — датчик на шлеме и собственный игровой пульт для смартфонов, китайский Baofeng — гироскопичекий джойстик с собственной программой.

Кстати, на фото, в центре — панорамная камера Ricoh Theta, которая снимает панорамы 360 градусов, которые можно смотреть на этих девайсах крутя головой. Планировалось разместить панораму здесь, но не удалось, а посмотреть на нее можно здесь. Панорама управляется мышкой.

Дополнение

Совсем забыл упомянуть о замечательной программе для Cardboard: Trinus Gyre. Приложение транслирует потоковое видео из игры на десктопе на экран смартфона и отслеживает положение головы датчиками смартфона и посылает данные в компьютер. Таким образом, можно играть в ваши старые любимые игры, используя коробку как дисплей.




К сожалению, не доступен сервер mySQL