Дмитрий Зимин, основатель «Билайна»: Поставьте портретик Немцова и Мардера. Если бы не они, компании бы не было -2


Сегодня 40-й день с момента подлого убийства Бориса Немцова, который был не только известным государственным деятелем, не просто весёлым человеком, но и учёным-физиком, кандидатом физико-математических наук, автором более 60 научных работ по квантовой физике, термодинамике, акустике (см. публикацию от 2 марта).
В этот день разные люди вспоминали события, связанные с жизнью Бориса Ефимовича. Дмитрий Борисович Зимин, почётный президент и основатель компании «ВымпелКом», рассказал в телеинтервью какую роль Борис Немцов сыграл в истории компании в 1998 году, когда работал в российском правительстве.

Б.Немцов в офисе Билайна, который тогда ещё был «Би Лайн» и с другим логотипом.
«1996 год, ноябрь-месяц, первая в истории страны компания в листинге Нью-Йоркской фондовой биржи. Приезд в Москву, триумф, всё такое прочее. Проходит всего лишь пару недель как лицензионная политика Минсвязи делает ВымпелКом абсолютно неконкурентоспособным, это вопрос времени когда он уйдёт с рынка. Раздача лицензий в пользу некой московской компании. Что же вы делаете? Вы компанию уничтожаете. Создайте равноправные лицензионные условия для компаний. Куда я только ни ходил. Где-то в конце лета уже 1998 года я прорываюсь в Белый дом к первому вице-премьеру Борису Ефимовичу Немцову. В конечном итоге через некоторое время выходит решение, подписанное Немцовым и Мардером, замминистра связи. Компания спасена! Если бы не это, её бы не было. У меня есть книжка. Там такие слова: Друзья! Все, кто любит Билайн, Вымпелком, поставьте портретик Немцова и Мардера, молитесь на них. Если бы не они, компании бы не было.»

Под катом более развёрнутая расшифровка интервью, несколько фотографий и отрывок из книги Дмитрия Борисовича «От 2-х до 72-х или Книжка с картинками», где он вспоминал ситуацию вокруг GSM-лицензий Билайна в 1996-1998 годах. Теперь это часть истории развития телекоммуникаций в России.

Я, вообще говоря, впервые фамилию Немцова услышал, наверное, ещё в какие-нибудь там 80-е годы. Кстати, она даже у меня сохранилась где-то. Была статейка, по-моему, в «Радиотехнике и электронике»* под названием «Прохождение радиоволн в анизотропных средах»*, и там была фамилия Немцов. Как-то она запомнилась, статейка была хорошая.

1. А.Д. Сахаров даёт интервью Б.Немцову для газеты «Ленинская смена». Горький, 1988 год.
2. Б.Немцов с В.Л. Гинзбургом, 2003 год. С ним он был знаком ещё со времен, когда академик основал Нижегородскую школу физики. Сам Немцов один из воспитанников этой школы.

Вообще надо сказать, что в Горьком, который был здорово за сотым километром, сложилась очень высокая научная диаспора. Там были удивительные люди. Ну, а я там близкими вещами занимался — электродинамика, журнальчики всякие почитывал, контактировали.

Прошло много-много лет. И вот 1996 год, ноябрь-месяц, первая в истории страны компания в листинге Нью-Йоркской фондовой биржи. Приезд в Москву, триумф, всё такое прочее. Проходит всего лишь пару недель как лицензионная политика Минсвязи делает «ВымпелКом» абсолютно неконкурентоспособным, это вопрос времени когда он уйдёт с рынка. Раздача лицензий в пользу некой московской компании, а Лужков тогда был фигурой, которая была очень близка к… все помнят, к чему он был близок тогда. Всё! Как же так? Вышли на биржу. Что же вы делаете? Вы компанию уничтожаете. Создайте равноправные лицензионные условия для компаний. Куда я только ни ходил. Куда я только ни ходил!

И вот волею судеб. Это было довольно долго. Где-то в конце лета уже 1998 года я прорываюсь в Белый дом к первому вице-премьеру Борису Ефимовичу Немцову. «К первому вице-премьеру», коленки дрожат! Заходишь… очень мило поговорили, я ему вспомнил эту статейку — он вообще расцвёл. Я ему рассказал как компанию… ну, неравноправные условия на рынке, помогите! Он сказал: “Ах, и здесь этот…” Не важно кто. И в конечном итоге через некоторое время выходит решение, подписанное Немцовым и Мардером, замминистра связи, уравнять… и то не до конца, выдать ВымпелКому лицензию. Компания спасена! Если бы не это, её бы не было.

У меня есть книжка, называется «От 2-х до 72-х», то есть ей уже 10 лет. Там этому делу посвящены фотографии и такие слова:
Друзья! Все, кто любит Билайн, Вымпелком, поставьте портретик Немцова и Мардера, молитесь на них. Если бы не они, компании бы не было. Но потом, правда, было всё не так просто.

Интервью Дмитрия Зимина телеканалу «Дождь».

В том же интервью Дмитрий Борисович выразил обеспокоенность происходящим: «Мы все видим, что в нашей стране есть элементы, очень явные элементы одичания. <...> светлый образ Немцова — это не только память Немцова. Это, если угодно, борьба с тем одичанием, которое идёт в стране.»

Более подробно ситуацию конца 1990-х вокруг Билайна Дмитрий Борисович описал в своей книге «От 2-х до 72-х или Книжка с картинками», там же он вспоминал Немцова и Мардера. Книга вышла в 2007 году.


«Фотографию Бориса Немцова в своем архиве я нашел среди документов, посвященных Средам Билайн. Так назывались встречи высшего менеджмента «Вымпелкома» с представителями российской элиты, которые начали проводиться примерно через год после описываемых событий, осенью 1999 года.»

22 ноября 1996 года. Дата, которая долгие два года была обведена черной рамкой в моем календаре.

«Росико», которая, как и МТС принадлежит АФК «Система», получила лицензию на DCS-1800 на пять регионов России, включая Москву и Питер. Это эквивалентно вручению Вымпелкому уведомления о его скорой кончине. Наша конкуренция с МТС + Росико становится бесперспективной. Без уведомлений нарушена ранее принятая концепция «один стандарт – один оператор». Мы и наши акционеры обмануты. А ведь только-только закончились биржевые торжества…

Продолжая от отчаяния строить сеть 1800, начинаем борьбу за лицензию GSM-900. Это становится нашим единственным шансом на спасение компании.

Пропускаю почти два года. Нет сил даже вспоминать.

За эти два года Булгак из Министра связи превратился в вице–премьера, даже побывал в этом качестве у нас в гостях в центре GSM (пока только GSM-1800) на Красносельской, а лицензии нам не дают.

Это несмотря на давнее решение Минсвязи о том, что если в каком-либо регионе в руках одного оператора оказывается доступ к двум диапазонам стандарта GSM, то его конкурент, оперирующий только в GSM–1800, вправе требовать доступа к GSM–900. Если есть частоты…

Проводим вместе с военными масштабные исследования состояния и перспектив использования частотного диапазона. Показываем возможность выделения частот для еще одного оператора… А лицензии не дают.

Менялись правительства, Булгак перестал курировать связь, премьером стал Кириенко, а связь теперь курирует Немцов…

И вот тут наконец… Есть все же бог на небе и справедливость на земле…

В начале августа 1998 года выходит решение о выдаче дополнений к нашим лицензиям, которые разрешают представлять услуги сотовой связи двухдиапазонной сети GSM–900/1800. Не даром. Мы обязаны выплатить $30 млн Российскому космическому агентству как бюджетную плату за использование радиочастотных присвоений.

Под решением страница подписей «согласовано». Там автографы руководителей Министерства обороны и структур Госкомсвязи, имеющих отношение к регулированию использования частотного ресурса. Но решающими и определяющими была подпись заместителя председателя Госкомсвязи (так тогда именовалось Министерство связи) Н.С. Мардера и утверждающая подпись заместителя Председателя Правительства Б.Е. Немцова.

11 августа 1998 года дополнения к лицензиям на красивых защищенных бланках у нас на руках. Между прочим, насколько мне известно, таких денег за частоты до нас еще никто никогда не платил. Но сейчас не до мелочных расчетов.

Всем, кому дорог Вымпелком!
Достаньте портреты Мардера и Немцова и воздайте им хвалебные молитвы. Если бы не они, Вымпелкома не было бы. И вообще, если когда-либо будет создан храм «Би Лайн», я подскажу, из чьих парсун можно образовать иконостас. Их будет не так уж мало. Ну, а грехи… У кого их нет…

Дмитрий Зимин. «От 2-х до 72-х или Книжка с картинками» (PDF/PDF по главам/онлайн), 2007.



Большой Москворецкий мост, 7 апреля 2015 года.

Светлая память. До сих пор невозможно поверить.

UPD:
Будет замечательно, если сотрудники Билайна на Хабрахабре и GT через какое-то время ещё раз расскажут (больше с технологической точки зрения, например, почему привычный всем GSM-900/1800 сначала был жёстко разделён и как было в других странах) об этой важной главе в истории развития мобильной связи России помимо той информации, которая нам доступна благодаря книге Д.Зимина. Думаю, что это было бы интересно читателям.

*Просьба сообщать письмом о возможных ошибках в расшифровке интервью.




К сожалению, не доступен сервер mySQL