ГИА со смартфоном. Наше будущее здесь? +16




Статья о том, как современные гаджеты «помогают» сдавать экзамены, и есть ли смысл с этим бороться.


К своему великому сожалению, не смог найти ни на одной из площадок Хаба, посвящённого образованию. Поэтому решил опубликовать статью в хабе “Будущее здесь”. Ведь наши дети — наше будущее, не так ли? Это не пустые слова и от того, как они сейчас учатся и как работает система приобретения и проверки их знаний, зависит и наше будущее и будущее нашей страны. Предлагаю небольшой рассказ о том, как новейшие IT технологии помогают сдавать ГИА в рядовой школе ближайшего Подмосковья, ведь не у всех есть дети, заканчивающие девятый класс.

Для начала вынужден отвлечься на небольшое лирическое отступление, но замечу что пишу об этот пост потому, что моя история не является исключением, к сожалению это тенденция.

После сорока я решил начать новую жизнь. Как это водится, красавица и умница жена ну и в придачу сын, давно вышедший из возраста детского садика. К сожалению, система воспитания в которой воспитывались я и моя дочь она уже закончила институт несколько отличались от той, что практикуется в семье жены. Поскольку подросток был в самой экстремальной стадии переходного возраста, менять что-то было уже слишком поздно.

Мне пытались с детских лет вбивать в мозги, что всего надо добиваться своим трудом и вообще Знание — Сила. В семье жены царил прагматизм. Кем стали бывшие отличники, лишившиеся волос раньше чем купили машину? В лучшем случае учителями в школе или завлабами. А вот троечники без комплексов — сплошь успешные бизнесмены! Если это не говорили прямо, то всегда подразумевали. Попытки объяснить что времена, когда бизнес можно было открыть вывозя на тачке лом цветных металлов с военного завода давно прошли. Аргументы что сегодня стать неучу новым русским без знаний сложно даже если он сын генерала или чиновника оставались без внимания.

Не удивительно, что приёмный сын не слишком старался напрягать себя учёбой. По началу домашние задания ему помогала делать бабушка, потом он стал списывать решения с многочисленных сайтов именуемых на жаргоне подростков “ГДЗ”. На их существование наша госдума, регулирующая всё и вся, почему то упорно закрывает глаза. Потом он просто перестал выполнять какие либо домашние задания вообще, ну а под конец решил, что и в школу стоит ходить только когда уж совсем скучно станет. Сомневаюсь, что за последнее полугодие он посетил хотя бы половину занятий.

Система отчётности в современной школе работает таким образом, что за выставленные двойки в четверти учителей ждут гораздо большие неприятности, чем учеников. Второгодники же вообще выбивают в ней брешь. Поэтому тройки ставят всем. В наши времена двоечника могли пропесочить на комсомольском собрании, но сейчас и этого рычага нет. Получается, что у учителей просто отсутствуют какие либо меры воздействия к ученикам, которые не слишком то стремятся получать знания. До конца девятого класса их нужно довести ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Не ходят они в школу, ну и что. На уроках спокойнее, успевающих детей не отвлекают.

Ну хорошо, учёба учёбой, но ведь есть ещё выпускные экзамены, скажете вы. Суровые тесты, придуманные докторами наук, специфические для каждого региона. Вот он час истины для двоечника! Я тоже так считал. Ещё вчера. Реальность же совсем другая.

Я думаю вы получили представление о степени подготовленности моего сына, поэтому пора наконец переходить собственно к процедуре сдачи экзаменов из за которой я и написал этот опус.

Час Истины. ГИА. Математика.


Наш герой решил не утруждать себя написанием шпор и даже поиском ответов в интернете. Главное — хорошо выспаться перед экзаменом. Для тех кто не в курсе в отличие от ЕГЭ, ГИА сдаются в стенах родной школы. Правда всё продумано и в школу высаживается Высокая Комиссия, состоящая из преподавателей соседних учебных заведений. Беспристрастные судьи, которые должны пресекать любые злоупотребления. Кроме этого, на входе школьников встречают учителя, забирающие под роспись сотовые телефоны. Однако, ученикам как джентельменам верят на слово, поэтому отдать можно старую лет пять как не работающую нокию, больше подходящую в качестве музейного экспоната. Экзамен не митинг и даже не покупка билета на пригородную электричку — рамку металлотедектора тут поставить нельзя. Замечательно, учителями галочка поставлена, а четвёртый айфон спокойно живёт себе в кармане.

Наш герой тянет свой вариант и получает набор листков. Кстати, благодаря их количеству очень легко замаскировать под один из них лишний листочек со шпорой, но ведь её ещё писать надо, или хотя бы распечатать на принтере! Зачем так напрягаться! Молодой человек садится на вторую парту и читает задание. В нём, как и положено, примеры разной сложности, Парочка совсем простых, их можно сделать самостоятельно. Замечу, что молодой человек совсем не дурак, он очень даже не плохо соображает, просто не любит напрягать мозги зря. К тому же, в младших классах он ещё выполнял домашние задания, пусть с помощью бабушки, и прилежно ходил в школу. Благодаря этому багажу знаний два простейших арифметических примера примера честно решены! Для трояка однако маловато будет. Но время работает на учеников и член независимой комиссии начинает терять бдительность, а значит из кармана можно достать айфон и используя его в качестве калькулятора решить ещё несколько арифметических примеров посложнее.

Дальше начинаются проблемы. Айфон не умеет решать задачи и даже квадратные уравнения, а тут ещё эта геометрия. Ведь надо не просто знать, что сумма углов в треугольнике равна ста восьмидесяти градусам, а пошевелить мозгами чтобы на основе этих знаний решить задачку в два действия! Но время — червь истории. Оно точит реальность без устали, чего не скажешь о независимых членах приёмной комиссии. Для них приходит радостная весть — в столовой уже накрыта поляна и можно сделать перерыв в их тяжёлом труде, ведь родные учителя всегда готовы работать за двоих.

После того, как наблюдатель из соседней школы удаляется, начинается массовая миграция в туалет. Наш герой встаёт в очередь, а пока она движется аккуратно переснимает все задания на камеру айфона. Вот очередь и подошла, однако быстро выясняется, что искать в интернете решения уже поздно и тут на ум приходит спасительная мысль, видимо под действием передачи “Что? Где? Когда?”. Да, маме звонить бесполезно — она принципиальная, но ведь есть ещё бабушка. На её айфон уходит ММС с фотографиями заданий, а для верности ещё производится звонок, в котором ей сообщается, что на поиск ответов ей отводится целых пол часа. Ура, дело сделано. Теперь можно возвращаться в класс и занимать очередь в туалет по новой. Сорок минут приходится поскучать. Затем черновик в карман и в туалет. Там выясняется что бабушка не успела справиться со всеми заданиями, хотя привлекала деда, вторую дочь и соседку. Но на четвёрку нарешать таки успела. пять минут лихорадочной работы на подоконнике — копирование решений с экрана айфона в черновик и можно возвращаться в класс.

Ещё 20 минут на то, чтобы перенести решения в чистовик и сфотографировать результат для домашнего анализа и становится совсем скучно. Спасает третий поход в туалет. Беда что разговаривать в нём не слишком удобно, поэтому наш герой садится на подоконник прямо на против двери в класс, набирает номер закадычного друга и делится с ним деталями своих удивительных похождений. Тут везенье от него отворачивается — на него натыкается ЗАВуч, глаза у которой становятся квадратным от увиденного. Дело заканчивается изьятием телефона. Обиженный молодой человек решает что терять время ему тут больше не за чем, возвращается в класс, сдаёт задание и отправляется праздновать с друзьями свою четвёрку.

Вечером, забрав телефон, он заходит в гости к бабушке. Анализ фото его чистовиков показывает что пару заданий он умудрился скопировать таки неверно, так что до четвёрки ему не дотянуть. Внимательней надо быть!

Русский язык. Великий и могучий.


На подготовку дали почти неделю. Как настоящий разведчик, наш молодой человек готовился всё это время морально, в основном убивая врагов на экране компьютера. Однако, учтя опыт сдачи первого экзамена, последней вечер решил таки посвятить более детальной подготовке. Отвлёкся от шутеров и скачал из интернета варианты заданий своего региона на айфон, благо сайты с ними никто блокировать не собирается!

В результате всё случилось гораздо прозаичней, чем в первый раз. Бабушка осталась без работы. Потребовался всего один поход в туалет для копирования материала с айфона на черновик. Задание он сдал первым и пришёл домой с сияющим лицом. Уверен что получит за экзамен пятёрку, которая после усреднения с его тройкой за обучение в школе, даст в итоге четвёрку.

Подмосковье не Россия. Всё путём


Вот так сегодня сдают экзамены в самом ближайшем Подмосковье. Интересно как же тогда их сдают в Северо-Кавказском регионе? Как наши отличники и хорошисты будут учиться в колледжах и институтах. Кого послезавтра мы будем принимать на работу и кто придёт нам на смену?

Вы конечно можете сказать, что при желании всё необходимое этот молодой человек может всё найти в интернете, когда понадобится, ведь я упомянул что он далеко не дурак. Да, не дурак, но он не привык напрягаться. Он не привык думать, у него для этого есть бабушка и айфон. А потом мы удивляемся, почему люди не пытаются анализировать информацию, которая льётся в центральных телеканалов!

Самое страшное, что почти все его друзья такие же! Они прагматики. Зачем учиться 9 лет, если можно всё списать перед экзаменом? Да, во времена моих школьных лет система образования тоже была не идеальна. Да, по итогам восьмого класса тоже не ставили двоек, но и пятёрку за экзамен двоечнику было не получить!

Попытка превратить учителей и учеников в бездушные винтики Машины Единых Государственных Стандартов дают кошмарный результат


К чему я всё так подробно описал? За последние 20 лет произошло три информационные революции — широкое внедрение персональных компьютеров, распространение сети интернет и появление очень функциональных мобильных гаджетов. Молодое поколение впитывает в себя эти изменения, а система обучения остаётся старой, архаичной. У нас вроде бы проводятся попытки её модернизировать, но они свелись к копированию американской системы контроля знаний времён шестидесятых годов прошлого века. Не удивительно, что результаты плачевны.

Нужна коренная перестройка процесса образования, учитывающая то, что в наше время к большей части информации можно получить мгновенный доступ. В сегодняшнем мире нет смысла бороться с теми же мобильными устройствами. Необходимо встроить возможности этих устройств в процесс получения знаний. Бороться с их с их применением бессмысленно и вредно. Не зачем сегодня пытаться делать из подростков ходячие энциклопедии, когда доступ к этим знаниям можно получить в любом месте за несколько секунд. В молодые мозги нужно вкладывать совсем общий, базовый набор, знаний и основных принципов. Основной же упор, по моему мнению, сделать на умении быстро получать, обрабатывать и систематизировать информацию, а затем использовать её для решения задач.

Пока же мы имеем подходы из прошлого тысячелетия. Не удивительно, что сегодняшние молодые люди теряют интерес к подобному образованию, которое не отвечает их потребностям. Вместо развития способностей решения задач их «натаскивают» на тесты выпускных экзаменов. Тесты, содержание которых можно за 5 минут скачать из мобильника. Молодёжь не понимает зачем тратить 11 лет жизни на такое обучение! Результат — большая часть просто теряет интерес к учёбе, а меньшая учится вопреки программе и стандартам. Кому повезло с преподавателями занимаются с ними, но большинство самостоятельно, используя возможности сети и внешкольного обучения. Именно из таких людей получающих знания не благодаря а вопреки сегодняшней системе обучения, рождаются редкие хорошие специалисты, за которыми идёт охота работодателей.

P.S. Кафедре Общей Физики МИЭТ образца 1983 года посвящается. На ней уже в те годы можно было приносить на экзамен справочник и даже учебник. Но если ты не мог решить задачу что было главным критерием глубоких знаний или объяснить преподавателю смысл закона физики, который выписал в экзаменационный лист, то больше чем на тройку рассчитывать не мог. Преподаватели кафедры уже тогда проповедовали индивидуальный подход, а не пытались загнать всё в распухающие всеобъемлющие образовательные стандарты!

P. S. 2 Результат всей этой истории следующий. Наш Герой получил трояк по арифметике, в которой он хоть как-то разбирался и поэтому самые простые примеры рискнул сделать сам, с помощью калькулятора конечно! 4 балла по геометрии, не зная чему равна сумма углов в треугольнике и ПЯТЬ, повторяю пять баллов по русскому языку. Правда ему это не поможет, поскольку даже в технарях сейчас количество бесплатных мест снизили до 20-30 на учебное заведение, а таких орлов как он пруд пруди. Ну а происходила вся эта история в этом году, в школе номер шесть подмосковного города Ивантеевка. Впрочем, это мало что меняет, потому что такая же картина наблюдается по всей стране. Вот чего стоит внедрение единых стандартов!

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (63):

  1. KivApple
    /#8397508

    Я вот удивляюсь, почему нельзя разместить в аудитории банальную глушилку GSM. С учётом того, что во время экзамена в школе не должно быть посторонних, никому нет нужды использовать там сотовую связь до окончания экзамена. Насчёт цены — всякая китайщина стоит копейки. Вопрос лишь в букве закона.

    С ЕГЭ ситуация вроде обстоит более строго — мальчику придётся потратиться финансово и при том его могут таки поймать. Хотя всякое бывает…

    • Tonna
      /#8397590 / +1

      Учительский состав тоже заинтересован в хороших оценках. Кто же даст ставить глушилки?

      • BookaZoid
        /#8397600

        Необязательно сообщать учительскому составу. Местный админ может просто оставить устройство где-то рядом.

        • Tonna
          /#8397614 / +6

          Его закапают вместе с глушилкой учителя, ученики и родители.

          • progchip666
            /#8397616

            Да, боюсь такая самодеятельность не многим придётся по вкусу. Нужно быть Жанной д'Арк, чтобы на такое решиться.

      • NickKolok
        /#8412334

        Глушилки могут ставиться по решению регионального министерства/департамента образования.

    • konj_v_paljto
      /#8397660

      Блютуз и бабушка под окном туалета.

      вряд ли кто-то выключает школьный вай-фай (к которому школьники найдут подход всегда; истории о том, как они это делают, могут быть отдельно хороши. К примеру один залезает на плечи второму и жмет WPS на роутере в коридоре школы, — а третий на всех трех телефонах жмет тем временем парную кнопку...)

    • idiv
      /#8398282

      А если кому-то плохо будет, то кто отвечать будет? Можно еще в подвале на -1 этаже сдавать. Тут система неправильная в целом.

  2. Marfapr
    /#8397730 / +1

    Как-то он перемудрил. Сейчас же есть приложения, которые сами все уравнения решают

    • Danov
      /#8398380

      список в студию

      • n3d15
        /#8398572

        wolframalpha.com
        Но тут палка о двух концах, если в школе он помогал, то в университете — вещь совершенно бесполезная.

        • Rasifiel
          /#8398692

          Очень полезная и экономящая время, но если ты сам умеешь решать. Позволяет не заниматься ручным трудом по решению банальных рассчетов.

        • SpaceEngineer
          /#8399726

          Вы видимо никогда не занимались научными или около того расчётами и обработкой численных данных. Я в Математикой (как бы оффлайн версия альфы) пользуюсь чаще, чем калькулятором. Если надо быстро вывести формулу зависимости по таблице данных, чтобы загнать её в код, сгенерить 3D текстуру по уравнению, да решить систему уравнений к конце концов — очень выручает. Да, если расчёты сложные и требуют много прогонов, лучше написать прогу целиком на C++, но для быстрых прикидок, проверок алгоритмов, одноразовых расчётов каких-либо данных — системам символьной математики нет равных. Да, можно систему решить самому, и интеграл взять, но во-первых время — деньги, во-вторых XXI век на дворе, в-третьих — аналитические методы помогают только в очень частных случаях, остальное давно делается численными методами. Даже подгонка коэффициентов уравнения методом наименьших квадратов — уже численный расчёт. Но, конечно, чтобы пользоваться математикой, надо её знать, так что двоечнику она мало чем поможет :)

          • n3d15
            /#8414004

            Я это и имел ввиду. Просто надо уметь ей пользоваться и понимать. Школьные интегралы, логарифмы, пределы и уравнения она посчитает. А вот университетские без осознания того как все устроено, он не решит, как и другие мат. пакеты.

  3. Zzzuhell
    /#8397738 / +5

    Ха-ха! Глушилки? Бабушки?

    Мой ребенок сдавал ГИА (не в своей школе, но не суть). Сдал на четверку, гаджетами не пользовался, шпаргалок не делал.
    Приходит на следующий день (после объявления результатов) и говорит:
    — Вот я облажался! Не знал, что в медкабинете сидит наша учительница по предмету и всем помогает. Надо было просто попроситься в медкабинет, взяв с собой условия задач… А я как дурак все сам делал…

    • pushist1y
      /#8397876 / +7

      Вот он, корень проблемы-то. Если сам — то «как дурак».

      • Zzzuhell
        /#8397892 / +1

        А это уже, как говорят, «вредное влияние общества». Подростки вообще ему в большей степени подвержены. Если все идут к преподавателю за консультацией, то это типа «тренд». Значит и я должен пойти.
        Больше всего вопросов к учителям, конечно. Так беззастенчиво поощрять детей жульничать…

        • andy_p
          /#8408724 / +1

          > Больше всего вопросов к учителям, конечно. Так беззастенчиво поощрять детей жульничать…

          Ну если они и на выборах химичат, то чему тут удивляться…

          • progchip666
            /#8408754

            Да, всё взаимосвязано. Я думаю именно по этой причине была попытка поднять им зарплаты, а сейчас с этим связана централизация школ. Одно дело договариваться с двадцатью директорами, а другое дать команду одному.

  4. ildarz
    /#8397790

    > Попытка превратить учителей и учеников в бездушные винтики Машины
    > Единых Государственных Стандартов дают кошмарный результат

    Вы не могли бы подробнее объяснить, какое отношение описанное в статье имеет к единым государственным стандартам?

    • progchip666
      /#8398682 / +2

      Я половину поста этим занимался, но специально для вас повторюсь вкратце, уважаемый.
      Вместо того чтобы учить детей думать их мозг превращают в чулан, набивая ненужным хламом. Они не умеют писать сочинения и делают в одном слове по две-три ошибки, а их заставляют делать фонетический анализ который даже выпускников лингвистического факультета иной раз ставит в тупик…
      Если сто лет назад это ещё имело хоть какой-то смысл, то в сегодняшнем мире перенасыщенным информацией, в котором скорость поиска информации уже обгоняет сопсобность мозга к воспоминанию такой подход абсурден. Подростки начинают ему сопротивляться просто на подсознательном уровне. Описанным мной экземпляр конечно не отличается усидчивостью, но его поведение лишь доведённая до абсурда тенденция.

      • ildarz
        /#8399054 / +1

        Разве? По-моему, вы половину поста описывали, как ваша семья всеми силами демотивирует ребенка, а другую половину — как всё плохо в той школе, где ребенок учится. Периодически я вижу вставки про перемалывающую всё и вся государственную машину, но вот связи между тем, что конкретному ребенку не повезло с семьей (в этом плане) и школой, и едиными стандартами образования как-то не прослеживается.

        P.S. Если что — да, я знаком с ситуациями в некоторых школах и некоторых семьях, и нет, не везде так, как у вас.

        • progchip666
          /#8399228

          Знаю, чиновники в этой стране со своими стандартами, программами и Новой Историей непогрешимы. Вы это хотели услышать? Услышали, на этом предлагаю обсуждение темы закрыть.

          • ildarz
            /#8399386 / +2

            Я о чиновниках не сказал ни слова, зато о них говорите вы, что само по себе довольно показательно.

            1. В семье ребенку старательно вбивают в голову, что учиться не надо. Как конкретно школа при таком раскладе должна мотивировать его учиться? Как на ваши семейные обстоятельства должны повлиять какие-то там чиновники? Ребенок списывает? Ай-ай-ай. А его воспитали так, чтобы не списывал?

            2. Ок, школа вам попалась неудачная. Что ваша семья сделала для того, чтобы найти подходящую? Ответ, у учетом пункта 1, довольно прогнозируем…

            3. Учитывая первые два пункта — чего именно вот лично вы от государства-то хотите? ВОЗМОЖНОСТИ получить приличное среднее образование у ваших детей есть. Как каждая семья этими возможностями распоряжается — совсем другой вопрос, от госстандартов в образовании зависящий ну очень косвенно.

            4. Критика — это хорошо, когда она конструктивно обоснована. А ваша — таковой не является. Вы после обрисовки картины с экзаменами в некой школе просто декларируете, что некие не указанные вами единые государственные стандарты есть зло. Несмотря на то, что государство подобная сдача экзаменов ТОЖЕ не радует, доказательством чему служит постоянное совершенствование ЕГЭ.

            А в утверждении «в мире, где доступ к информации практически мгновенен, нужна другая система обучения», есть рациональное зерно, но, если вы хотели обсудить именно это, то, во-первых, не нужно было посвещать большую часть поста проблемам воспитания ребенка в одной отдельно взятой семье и одной отдельно взятой школе, во-вторых, неплохо было бы привести хоть какие-то положительные тезисы на тему, какой эта система должна быть и чему именно там должны обучать («совсем общий базовый набор» — это что вообще?).

  5. 0serg
    /#8398020 / -2

    ИМХО дело не в обучении, а в экзаменах. И последние давно уже пора проводить примерно так.

    1. Ставим закрытую кабинку с тач-скрином и монитором вместо бумаги и двумя-тремя камерами ведущими запись с разных углов и со звуком
    2. Школьник заходит без бумаги, ручки и вообще без всего. Предупреждается о видеофиксации и о том что любая попытка списывания автоматически будет зачтена как провал экзамена
    3. После ввода данных школьника по сигналу «начало экзамена» система случайным образом без какого-либо участия каких-либо преподавателей формирует обезличенное задание из большой базы вопросов.
    4. Сдается экзамен. Полученный результат обезличенно от данных школьника, но с видеозаписью происходящего отправляется трем случайно выбранных проверяющим из всей России.
    5. Результаты проверки сводятся воедино. Если любой из проверяющих фиксировал попытку списывания или трое проверяющих расходятся в оценках, то результат отправляется на дополнительную проверку, опять же в обезличенном виде
    6. Когда достигнут консенсус в оценке система сопоставляет результат с ребенком и публикует его — вместе с видеозаписью если зафиксировано списывание.

    И всё. Это исключает махинации с заданиями в школе или пристрастный подход к проверке, делает очень затруднительным списывание непосредственно за партой и хотя и не блокирует списывание в туалете, но благодаря отсутствию «носителя информации» между туалетом и комнатой где идет экзамен требует от списывающего суметь запомнить как задачу так и её решение, что малореально.

    Стоит подобное удовольствие порядка 10к$ за кабинку. ЕГЭ сдает около 800 тысяч человек. Помножим на десять экзаменов (с учетом пересдач) — 8 млн экзаменов. За месяц в одной кабинке можно принять около 100 экзаменов, следовательно на Россию нужно около 80 тысяч подобных кабинок общей стоимостью 800 млн $. Накинем на серверную часть еще 1 млрд — и за разовый платеж в 2 млрд $ и ежегодную амортизацию в районе 10% от этой суммы получим надежный ЕГЭ. Недешево, но зато хоть работать будет.

    • Doktor_Gradus
      /#8398086 / +2

      Поясните, пожалуйста, каким именно образом «обезличенно от данных школьника, но с видеозаписью происходящего» будет обеспечено?

      Не будем снимать лицо школьника? Это можно использовать, встроив шпаргалки в очки. Будем снимать, но заблюривать? То же самое.

      И второй момент. Сколько времени у одного проверяющего будет занимать проверка одного школьника? А всех? Сколько нам потребуется проверяющих? Где гарантия, что в этой толпе не будет проверяющих, знакомых хотя бы с одним школьником? И как мы гарантируем, что проверяющие не мухлюют?

      Проверяющим, работающим за фиксированный оклад, пофигу вообще, они не будут смотреть видео или будут запускать его фоном и автоматически ставить «Всё ок», так проще и выгоднее, потому что если так будут делать все, то в подавляющем большинстве случаев проблем не возникнет ни у них, ни у школьников при списывании. Выдадим план? Ок, первые проверяемые школьники обеспечат выполнение плана, а у остальных всё будет ок.

      Введём премии за обнаружение списывания и штрафы за неверное определение? Какая стратегия в этом случае у проверяющего? Очевидно, избегать штрафов. Как этого добиться? Заивит от системы проверки результатов уже этой проверки.

      В итоге система становится очень сложной и 2 миллиардами тут не отделаться. Это будет вообще ежегодная сумма на экзамены.

      Самое слабое место в вашей системе — проверяющие.

      • Danov
        /#8398384

        > случайно выбранных проверяющим из всей России.

        Вы как их будете подкупать?

        • Doktor_Gradus
          /#8398670

          Их не надо подкупать, они просто сами облегчают себе жизнь. Конкретное их поведение будет зависеть от самой системы. Нужно понимать, что проверяющие — не сферические кони в вакууме. У них у самих есть дети и родственники с детьми. А система — это что-то, что внедряют сверху, это однозначно не может быть хорошим. А раз так, значит надо этому, по мере возможности, противостоять.

          • Danov
            /#8399302

            Должно быть я слишком наивный. Вы опишите алгоритм, который поможет взаимовыгодно пересечься проверяющему со школьником/родителем, готовым простимулировать проверяющего.

      • 0serg
        /#8398446

        Зачем заблюривать? Экзамен сдают 800 тысяч человек, а проверяют 10 тысяч каждый из которых из этих 800 тысяч в лицо знают в лучшем случае 1 тысячу. Я крайне сомневаюсь что найдется способ по видео случайного школьника из другого региона определить его личность и каким-то образом организовать на этом бизнес по «правильной» проверке его работы.

        С проверкой проверяющих — все довольно просто. Вкидываем в реальные работы порядка 10% «проверочных» работ, набранных из записей экзаменов прошлых лет, проверенных наиболее доверенными людьми, или просто с нарочно сделанными ошибками. Опираемся на то что для этих 10% заведомо известны «правильные» результаты и сверяем по ним, находит ли проверяющий те ошибки которые от него ожидают.

        Поставить премии и штрафы за пойманных нарушителей и ошибки в проверке? Да тоже почему бы и нет. Я не вижу здесь проблемы, тем более что по моему собственному опыту преподавания (правда в нормальных школах и ВУЗах) преподаватели в общем-то стараются работать добросовестно.

    • hungry_ewok
      /#8398188 / +3

      /цинично/
      Это, простите, гримирование покойника. Он конечно будет лежать красивый, и гример получит свое бабло за услуги, подняв ВВП, но клиент все равно будет дохлый и бесполезный.

      Потому что смысла в том чтобы выкладываться и учиться — нет, выученные знания на практике ан масс применять негде, незачем и вообще наказуемо, на социальное положение оно не влияет от слова никак. Пока это не изменится — хоть уконтролируйтесь, все равно будут тянуть и списывать, тчк.

      • 0serg
        /#8398472

        Это не совсем так. Выпускники определенных топовых ВУЗов намного толковее остальных кандидатов и соответственно пользуются повышенным спросом на рынке труда. Да, доля этих выпускников невелика, да в целом на рынке блат играет куда большую роль, и да, блатные зарабатывают больше этих ребят, но это все равно один из чертовски немногих позитивных моментов российского образования и работающих социальных лифтов.

        Адекватная оценка учителей и учеников на мой взгляд будет способствовать оздоровлению российского образования. Пойдет выдавливание профнепригодных учителей, толковая молодежь получит шансы подвинуть плотно засевших на руководящих постах стариков, больше толковых ребят смогут добраться до толковых учителей. Процесс, безусловно, не будет ни быстрым, ни безболезненным, но ситуация начнет меняться к лучшему. Сегодня, ситуация, увы, обратная — образование, и так очень слабое по стандартам развитых стран, медленно скатывается к совершено неадекватному.

        • hungry_ewok
          /#8398580 / +1

          >Да, доля этих выпускников невелика, да в целом на рынке блат играет куда большую роль, и да, блатные зарабатывают больше этих ребят,

          … а дальше можно не продолжать. «Ну и нафига из-за трех копеек.опу рвать?»©анек

          >Адекватная оценка учителей

          Да-да, у учителей остается слишком много свободного времени после комиссий, проверок, аттестаций и подготовки документов для роно. Срочно надо ввести еще и экзамены. Как минимум раз в четверть, да.

          >толковая молодежь
          /лицедлань/
          Толковая молодежь в учителя не идет. Толковые уникумы, столкнувшись с реалиями см выше — валят нахрен. Реально образование тянут старые учителя, которые учили всю жизнь и которым деваться некуда.

          >будет способствовать оздоровлению российского образования.

          Оздоровлению будет способствовать только одно — реальная нужда в образовании и реальная отдача от полученного образования. Сиречь строительство своих заводов, подъем своей науки итыды итыпы, чтобы были места куда с этим образованием имеет смысл идти.
          Только вот тогда 90% хабра зайдется в диком визге про поравалить и проклятый совок, потому что в комплекте с этим обязательно идут запретительные пошлины внутри и еще более жесткие санкции снаружи.

          • 0serg
            /#8398864 / +1

            Уважаемый hungry_ewok, моя жена и ее брат работают преподавателями уже много лет, да и я сам по молодости им работал и знал тогда немало других преподавателей. Есть толковая молодежь и в преподавателях и в студентах по крайней мере в Москве, я это знаю совершенно точно.

            А еще, работая сегодня на достаточно высокой должности в серьезной хайтек-компании в Москве я совершенно точно знаю что найти хороших специалистов на рынке труда — это большая проблема и степень толковости кандидатов на собеседованиях удивительным образом сильно коррелирует с ВУЗом в котором они учились.

            Запретительные пошлины и открытое противостояние с окружающим миром хуже чем в 30-х годах, когда советская индустриализация была поднята на американских станках купленных ценою крестьянского голода? Окей. Наша промышленность быстро проваливается на 30 лет назад и надолго застревает на этом уровне.Толковых специалистов, как ни странно, больше от этого не становится — проблемы воровства и кумовства никуда не деваются и сидеть на нужном месте по-прежнему выгоднее чем быть талантливым инженером; вдобавок подготовка специалистов банально требует много времени. Впрочем лет через 10, если нам повезет и ввоз материальных благ будет перекрыт не только для низов (как это бывает обычно), но и для верхов, действительно начнется медленный рост. Но вот только будет одна незадача — даже в этом оптимистическом (!) сценарии развития окажется что Запад растет и развивается втрое быстрее чем мы. Мы будем отставать вначале на 30 лет, затем на 40, затем на 50 — взгляните на автократическую КНДР, успешно реализовавшую этот сценарий на практике. А затем рано или поздно это всем надоест и придет новый Горбачев (или, как вариант, по нам долбанет кто-нибудь из ушедших далеко вперед в развитии соседей). Отличный план, я ничего в нем не упустил?

            России не выжить вне всемирного рынка.
            А чтобы выжить на всемирном рынке вне ниши сырьевой державы нужно иметь конкурентные преимущества перед соседями
            И одно из ключевых возможных преимуществ — это образование.

    • idiv
      /#8398292

      А может просто не давить на мозги учителям, они сами заинтересованы станут в честном экзамене? Это всего-то переработать систему оценки работы учителей, думаю, будет дешевле 800 млн. долларов.

      • 0serg
        /#8398482

        Ученики все равно не будут заинтересованы в честном экзамене, а раз так — то они будут искать способы надавить на учителей и успешно находить их. Кроме того хочется иметь механизм который бы помогал пресекать попытки злоупотребления своей властью со стороны учителей и механизм который помогал бы определять кто из преподавателей лучше справляется со своей работой

        • idiv
          /#8398550 / +1

          Как такое работает в той же Германии? Все, с кем общался в университете из разных стран, у всех неприятие обмана. Может все же дело не в консерватории?

    • ildarz
      /#8399028 / +1

      По-моему, вы только что в общем и целом описали ЕГЭ со скидкой на то, что некоторые вещи там решены немного менее эффективно, но зато гораздо проще.

  6. KOLANICH
    /#8398568 / +1

    >Нужна коренная перестройка процесса образования
    Нужна. Но не потому, что есть удобный доступ к информации, а потому что бардак творится. Не знаю как у вас, но когда я обучался в универе, там царил бардак. Бардак в том смысле, что все предметы были рассогласованы и преподы затыкали это костылями (обьясняя новые понятия не через уже изученные, используя их как чёрный ящик, а как белый ящик по новой) и экспресс-курсами в несколько пар на разбор необходимого мат. аппарата, который не входил в программу кафедры математики. Вместо этого кафедра математики дала полезный и нужный курс, который никто уже не помнит, так как он только один раз использовался в последующем.

  7. grozaman
    /#8398626 / +4

    Герой сегодняшнего дня, сдававший ЕГЭ по математике, не увидел ни одной возможности списать оный.

    1. Рамки реагируют даже на ремни.
    2. В кабинете 2 смотрителя.
    3. В кабинете 2 камеры с разрешением 720p (достаточно приличный Logitech).
    4. В туалет выходил на русском, просто чтобы посмотреть что да как: Проверяющий не дал закрыть мне дверь в туалет, (кабинки закрывать, конечно, можно).
    5. В самом туалете никаких развешанных ответов не было.
    6. В школе установлены глушилки, когда вышел из аудитории на территории абсолютно не было сигнала. Позвонить в некоторых точка можно было, но про GPRS/EDGE/HSPA/LTE можно забыть.
    7. Один раз проштрафился — выгоняют.

    Совсем забыл самое интересное:
    8. Все варианты отныне генерируются рандомно из банка заданий (сверху сгенерированный штрихкод, который перед проверкой считывается) и найти точно такой же вариант невозможно. Какие-то задания совпадают, да. Таким образом придти с ответами на экзамен невозможно в принципе. Нововведение однозначно важное.

    Но стоит учесть — в крупных городах (я живу в Казани) всё обычно очень строго и так. Чего не скажешь о пригородах, где слабых детей стараются проталкивать в люди и могут открыто помогать.

    Про ГИА/ОГЭ. Этот экзамен совершенно не дотягивает до уровня ЕГЭ. Там реально спокойно можно было доставать и телефон, и все свои шпоры, записки, калькуляторы и т.д. Я, ввиду своей порядочности (и скромности), ничем не пользовался, благо голова на месте всё на 95-100 сдал, но видел очень много нарушителей своими глазами и им ничего не говорили, в лучшем случае тихое предупреждение. На ЕГЭ такого не было, все на равных, кто не мог ничего сделать — вставали и уходили.

    • grozaman
      /#8398652 / +1

      Отвечу по поводу самого поста.

      С автором всё равно во многом не согласен. Я консерватор, знаете ли, придерживаюсь левых взглядов и во многом мне нравятся некоторые советские подходы в плане образования. Да, школа скучная, да ходить в нее не так интересно, как хотелось бы, но я очень рад что получил достаточно хорошее профильное образование. Я не отличник, я не особый любитель делать домашнее задание, но как я уже говорил, голова вроде на месте. ГИА для меня (и, что важно, моих сверстников) был лишь классным поводом понтануться кто круче. И да, наверно многие поняли, что я учусь в А-классе. В моем классе многие тогда взяли шпоры, но 90% ими даже не воспользовались, потому что ГИА это примитивный экзамен, если все эти 9 лет ты хотя бы ходил в школу.

      Ваш рассказ достаточно мрачный и видимо я не совсем знаю ситуацию в России. Но в моем классе 90% имеют чёткую цель — сделать мир лучше. Фраза условная, однако многие действительно хотят двинуться по интересной им специальности и потом работать _ученым_. Я не исключение, кстати. Причем Б-класс от нас не отстает, многие хотят продолжить свой профиль (хим-био). Прагматиков, о которых вы говорите можно встретить только в младших классах. Причем я вынужден признать, новые поколения всё тупее и тупее.

      Те новшества, которые вы предлагаете ввести, а именно «научить умению быстро получать, обрабатывать и систематизировать информацию, а затем использовать её для решения задач» это хоть и очень важно, но также и очень узко. Нужно смотреть не в сторону преподаваемого материала, а в сторону его преподнесения. Я понимаю, что дети нынче избалованные и им приходится идти во много на уступки, тут вы правильно заметили — из-за постоянной рутины, ненужных формальностей, школьных традиций школьники быстро устают и теряют интерес. Хорошие оценки, реальное понимание предмета и хорошее преподнесение материала делает 99%. Сейчас хромает последнее: старые учебники, унылое повествование и шаблонные задания. Новые учебники для начальной школы типа Петерсон наоборот перегибают палку: Дети, родители и учителя порой не понимаю, что автор учебника вообще просит от них? Зато задания в меру оригинальны и повторений почти нет. Новые средства интерактивного донесения информации также повышают интерес: Интерактивные доски, лингафонные кабинеты, документ-камеры и многое другое. Прогрессивные учителя уже используют некоторые из этих достижений технического прогресса, но либо мало, либо плохо, либо не по назначению. Метод «по-старинке удобней» берет своё в 70% случаев.

      Я уж молчу, что такие предметы как математика, геометрия, стереометрия повышают пластичность ума.
      Русский позволяет расположить к себе человека, да и вообще лишним не будет.
      География, физика, химия, биология, история позволит базово познать наш окружающий мир и расширит кругозор.

      Все эти предметы явно нужны, хотя и я некоторые из них, скажем так, недолюбливаю.

      P.S. Не могу понять что за демагогию развели авторы комментариев выше?
      1. Слепое тестирование уже давно существует. Проверяет два несвязанных эксперта безымянную работу, если разность баллов высокая — проверяет третий.
      2. Видеонаблюдение на ЕГЭ уже есть.
      3. Аппеляции есть.
      4. В туалет можно выйти всего два раза.

      • NickKolok
        /#8412330 / +1

        4. А каким это нормативно-правовым актом регламентируется?

        • grozaman
          /#8412654

          Правило скорее негласное. Получите косые взгляды и странные подозрения. В моей аудитории пара человек выходила 3 раза. Но в итоге через час они уже вышли — то есть на высокий балл они явно не рассчитывали написать.

  8. gre
    /#8398646

    Выше верно написали — проблема в том, что преподаватель заинтересован в высоких оценаках, ученик теоритически тоже в них заинтерисован.
    Как решить дилемму?
    выше предлагалось — слепое тестирование.
    Дать десяток задач. Читай — только часть С, расширенную по времени.
    Сканированные результаты раздать случайным преподавателям, вместе с заранее некорректно решенными или решенными другим способом задачами.
    На основе независимого слепого тестирования — выдавать оценки.
    На основе тестового набора проверять адекватность преподавателей.
    На основе аппеляций корректировать уровень этой адекватности.

    А шпаргалки не только разрешить, но еще и предлагать. Но с видеофиксацией высказывания результата.
    Сколько там экзамен длится? 2 часа вместе с подготовкой? Ну вот и предложить пересдачу для тех, кто хочет в туалет. Или не пей перед выходом или сдавай потом.
    Глушилка на сотовый обходится банально — звоноком на тему 2 из 10 задач. Вот ваше решение — а почему вот тут вот так или просто расскажите своё решение. На эту проверку тоже допустима аппеляция — по всем 10 задачам.

    P.S> не знаю что такое ГИА, но изложенное никак не относится к форме проведения экзамена. Суть в том, что тесты не дают толковых результатов, а зависимость результатов убирается слепой проверкой, видеоконтролем и отсутствием выхода наружу.

    • KivApple
      /#8398744

      Полностью согласен с вами — проблема не только в списывании, но и в самой структуре тестов. Добавлю лишь, что проблема и в преподавании. Какова сейчас цель школы — подготовить к ЕГЭ (который к тому же местами кривой и косой в плане адекватности вопросов). Не дать знания, основы мировоззрения, научить жить, а подготовить к ЕГЭ. Почувствуйте разницу. Если цель всей этой работы — сдать экзамен, то вариант «списать, если возможно» выглядит абсолютно оправданным. Можно даже предмет «искусство списывания» вводить. Таки цели надо достигать наиболее рациональным способом, а списать более энергетически выгодно. Также выгодно зазубрить типовые решения задач, сдать экзамен, а через пару месяцев всё забыть. Решить всё самому и реально разбираться в теме может быть выгодно лишь одарённым, которые выводят с нуля формулы и следствия из них быстрее, чем другие читают справочники. И это и есть проблема. Люди не понимают зачем им эта ваша математика, физика и русский язык — они просто хотят сдать экзамен, а дальше будь что будет. И учителя учат соответственно — натаскивают на решения типовых заданий вместо того, чтобы давать общие знания. У нас в 10-11 классе по некоторым предметам учителя банально пропускали некоторые темы «этого у вас всё равно не будет на ЕГЭ». Очевидно, что если ставить цель сдать ЕГЭ, то только сдавать экзамены ученики уметь и будут. А ведь это умение им после окончания ВУЗа больше нафиг не будет нужно, нужно будет решать практические задачи. Но только вот к этому никто выпускников не готовил…

      • Danov
        /#8399326

        Попробую перефразировать:
        Учат не до Рима дойти, а трехкилометровку пробежать за фиксированное время. Нет бы походы в горы организовать, в Диснейленд! А они вредные заставляют по стадиону круги наматывать да гимнастику после подъема делать!!!

        • KivApple
          /#8399434

          Между наматыванием стометровки просто так и для подготовки к соревнованиям или для последующего похода в горы есть принципиальная разница в мотивации. У учеников сейчас нет цели заниматься наукой, инженерным делом и т. д. ЕГЭ для них лишь неприятная помеха на пути получения отсрочки от армии и один из шагов к получению специальной бумажки со странным названием «диплом», без которой не берут ни на одну нормальную работу. Они не понимают зачем это надо.

          Мне вот плевать на свою физическую форму, поэтому я использую любую возможность безнаказанно «откосить» от занятий по физкультуре в универе, зато действительно учу и хорошо знаю профильные предметы типа матана, электротехники и т. д. У меня есть мотивация к ним, потому что я знаю зачем они мне нужны (я уже решил в какой области буду работать). А у кого-то нет. И в этом отсутствии мотивации и проблема.

          • progchip666
            /#8399716

            Всё правильно, но плевать на физическую форму всё таки не стоит.
            Может сильно аукнуться, особенно с возрастом.

            • KivApple
              /#8399784

              Я согласен, что, возможно, поступаю не правильно, не заботясь о своём здоровье, но это пример мотивации. Кто-то не видит смысла знать матан, кто-то не видит смысл бегать на физкультуре. Разница в том, что от последнего плохо будет мне и в будущем, а от первого плохо будет всей отрасли, куда выпускники потом пойдут.

          • Danov
            /#8399778

            > Мне вот плевать на свою физическую форму, поэтому я использую любую возможность безнаказанно «откосить» от занятий по физкультуре

            Ну это вы зря. Как говорится, все люди в конце концов начинают бегать. Кто-то здоровым, а кто-то больным.

            > И в этом отсутствии мотивации и проблема.

            Проблема в том, что школьников и студентов демотивируют разными путями. ЕГЭ помеха. Преподы лохи. Воры кругом. Жизнь ужасна и т.д.

            • KivApple
              /#8399786

              Я не говорю, что моя позиция абсолютно правильна. Думаю, всё же стоит больше заботится о своём здоровье, чем я, но это просто пример того, что человек может к чему-то иметь мотивацию, а к чему-то не иметь. И если мотивации нет, то решить проблему минимальными средствами вполне логично. Кто-то старается поменьше бегать на физкультуре, кто-то старается списать на экзамене. Только вот проблема в том, что от первого плохо будет в основном мне, а от второго — всей отрасли, куда пойдут такие выпусники. И самое плохое в том, что если на здоровье забивают не так много (точнее им нравится физкультура, они гробят себя иными методами типа алкоголя и табака), а вот на знания — 90%. Результаты плачевны.

              И если пропаганду ЗОЖ я вижу на каждом шагу, то пропаганду «знать матан — круто» — нет.

  9. foxmuldercp
    /#8399522

    Меня больше печалит то, что с текущим «образованием» этим всем «студентам» ничего хорошего не светит потому как образование и суровая среда после вуза отличается коренным образом.
    Если мой ребенок в третьем классе учит какой-то paint с интерфейсом времен windows 95, и ворд на картинках в учебнике хорошо если 2003, и учитель информатики при всем своем желании на древнем железе может запустить только windows xp, и носит в школу свой ноут — проектор с доской там есть.

    Да и не хочется уже говорить о том, что проблема привязанности к интернетам настолько сильна, что без сети мы как без рук.
    Отправь меня в село и я там буду способен только на физический труд под присмотром суровых дедов которые помнят войну — там и gsm не всегда есть, не то что gprs/edge/3g/lte.

    И любой сельский пацан, не шарящий в этих наших ИТ окажется более приспособлен к жизни, зарабатывая на жизнь тем же ремонтом, стройкой. и всем прочим, пока мы тут просиживаем штаны в офисах.
    Хотя у одного из моих клиентов программист — простой сельский парень, купивший планшет на работе охранником, и за год разобравшийся в android написал 3 внутрикорпоративных приложения

  10. Mixim333
    /#8399598

    Сам 7 лет назад сдавал ЕГЭ и 9 лет назад ГИА. До сей поры помню, какой шок у нас и учителя Истории был, когда сказали, что одним из обязательных предметов будет История — весь год, 2 раза в неделю по вечерам у нас проходили дополнительные уроки по Истории с материалом от 5 до 9 класса — сам сдал этот экзамен легко на «отлично» (никаких смартфонов, шпоргалок не использовал), не смотря на прошедшие годы, помню очень много материала, НО у нас просто учитель Истории был замечательный, мог доходчиво и интересно рассказать даже самые скучные исторические моменты!

    Насчет ЕГЭ, насчет его объективности могу сказать лишь пару моментов: в соседней школе учился ребенок крайне авторитетного человека, так он с самого 1 Сентября говорил: «Мне папа купит все экзамены!», не знаю, правда, чем закончилась эта «покупка». Сам ЕГЭ сдавал снова честно, с экзаменов вечно ухожу одним из последних и примерно за 30минут до конца экзамена по Математике к одному из экзаменуемых подошел учитель и ненавязчиво, если мои предположения верны, помог решить ему целый ряд задач…

    Вообще, ЕГЭ и современные «палочно-галочные» экзамены — это фейк с которым нужно что-то делать!

    • grozaman
      /#8399646

      Писали ЕГЭ вы очень давно, на самых первых его порах, сейчас почти все гайки затянули. Собственно я уже ответил выше.

      • progchip666
        /#8399720

        Ну да, закрутили… Особенно на ГИА.
        Кстати последняя новость. Подросток, про которого я писал получил 4 за раздел «Геометрия», при том, что не способен отличить катет от гипотенузы!
        И ни каких взяток не потребовалось. Стремление учителей получить высокие показатели в отчётности заменили всё!

        • grozaman
          /#8399732

          Я там же ответил, что ГИА лучше не станет, так как экзамен сам по себе особой роли в принципе не играет: Для поступления в ВУЗ он не нужен, а в колледжах с местами и так всё отлично. В этом году он был не лучше, со слов знакомого: Зашел в аудиторию какой-то учитель и раздал ответы всем.

          • progchip666
            /#8399826

            Лучше никаких экзаменов, чем такие!

      • Mixim333
        /#8399944 / +1

        Ну не знаю, очень давно или нет. У меня сестра в 2004 году (если ничего не путаю, второй год действия ЕГЭ) также сдавала ЕГЭ. Она шла на Серебрянную медаль, грезила ей, но экзамена по Математике боялась как огня — всю ночь до экзамена она кружала по квартире, не могла уснуть, боялась, что получит «удовлетворительно» и тогда с медалью можно распрощаться… Сдала на «хорошо», пары балов не хватило на «отлично», медаль получила. Так что мы сдавали ЕГЭ уже далеко не на первых порах, помню, как нас учителя запугивали: «Правила изменили, ничерта вы не спишите...», но на практике…

  11. tattoor
    /#8399610

    Не очень понимаю, в чем проблема несоответствия оценок реальным знаниям на ГИА. По ним в универ не поступишь, разве что повесить на стенку? Без разницы вообще.

    • ArXen42
      /#8401866

      Абсолютно согласен. Да, можно сдать нечестно и поступить в хорошее место. А потом взять и вылететь с первого курса. В чем проблема-то?
      P.S. ГИА — вообще непонятно зачем. Простой экзамен, результаты которого ни на что не влияют. Ну разве что на поступление в колледж или техникум.

      • 0serg
        /#8402282

        Отчислить студента из большинства ВУЗов сегодня немногим меньшая проблема чем поставить ученику в школе неуд.
        Это возможно, но очень сложно в организационном плане и обычно отчисляют либо тех кто совсем достал преподавателей, либо одного-двух самых наглых халявщиков, дабы не демотивировать остальных. Но если человек не нарывается и не входит в десятку худших на потоке или хотя бы делает вид что работает, то в большинстве ВУЗов ему отчисление реально не грозит.

        • progchip666
          /#8402312

          Ну скажем так, с платного места в ВУЗе сегодня надо постараться, чтобы вылететь — цены растут, а желающих учиться в России уже зачастую дороже чем за рубежом всё меньше.
          А с бюджетного и в самом деле легко.

          • 0serg
            /#8402356

            За бюджетников сегодня платит государство и делает это по числу учащихся. Поэтому с бюджетными местами та же самая история в плане денег. Мало того, сегодня сильно ужесточена бюрократия связанная с отчислением, так что при всем желании прежде чем отчислить студента нужно собрать целый ворох бумажек о том что «бедному отчисляемому» были предоставлены все возможные комиссии по пересдаче и перепроверке его знаний. Там емнип должно быть три (три!) комиссии по отчислению со всем сопутствующим оформлением, а если наш герой их просто прогуливает, то это, как ни удивительно, становится проблемой комиссии, а не студента.