Симфоническая музыка – проблемы качества воспроизведения, выбор формата и аппаратуры +5


Симфоническая музыка общепризнанно считается одной из самых сложных для исполнения. В не меньшей степени она сложна для записи. К причинам этих особенностей жанра в первую очередь причисляют большое количество инструментов, использующихся в симфонических аранжировках, плотность и многогранность звучания. В связи с этим аппаратура для прослушивания симфонической музыки должна соответствовать ряду критериев, а выбор такой аппаратуры, особенно при ограниченном бюджете, вызывает серьёзные затруднения.



Как и в предыдущих материалах нашего блога, я постараюсь максимально дистанцироваться от личных пристрастий к тем или иным брендам, субъективных нюансов восприятия, а также от анатомо-физиологических особенностей конкретного человека.

Главный принцип при решении задачи воспроизведения симфонической музыки – это поиск форматов и устройств с максимально достоверной передачей сигнала. Поиск максимально «честного» звука – задача для тех, кому важен каждый нюанс в произведении. Как правило предельно точно передающие сигнал системы особенно важны для музыкантов, музыкальных критиков, дирижеров, взыскательных меломанов и, естественно, чутких аудиофилов.

Формат и носитель


Подавляющее большинство любителей симфонической классики предпочитают прослушивание произведений на CDDA или в lossless-форматах. Lossless-аудиокодеки предполагают полное сохранение информации аудиопотока при сжатии, качество записей в этом формате фактически не отличается от wav (cda).



Статья в википедии может многое рассказать о лосслесс, предлагаю список существующих лосслесс-форматов, опубликованных в ней:

  1. Apple Lossless — ALAC (Apple Lossless Audio Codec)
  2. Audio Lossless Coding — также известен как MPEG-4 ALS
  3. Direct Stream Transfer — DST
  4. Dolby TrueHD
  5. DTS-HD Master Audio
  6. Free Lossless Audio Codec — FLAC
  7. Meridian Lossless Packing — MLP
  8. Monkey's Audio — Monkey’s Audio APE
  9. OptimFROG
  10. RealPlayer — RealAudio Lossless
  11. Shorten — SHN
  12. TAK — (T)om’s verlustfreier (A)udio (K)ompressor (нем.)
  13. TTA — True Audio Lossless
  14. WavPack — WavPack lossless
  15. WMA Lossless — Windows Media Lossless

Ряд авторов полагает, что потери при сжатии в mp3 c битрейтом 320 кбит/с настолько незначительны, что этими величинами можно пренебречь, и что фактический (воспринимаемый человеком) уровень качества в этом случае неотличим от качества AUDIO СD (битрейт 1411,2 кбит/с), которое признано большинством приемлемым для прослушивания симфонической и другой музыки. Последнее суждение нередко вызывает полемику, популярность формата MP3 среди людей, которые слушают музыку в высоком качестве остается низкой, а у некоторых вызывает неприкрытую брезгливость.



Для повышения качества сигнала были также разработаны более совершенные с технической точки зрения форматы, такие как DVD-Audio (DVD-A), Super Audio CD (SACD). Последние особенно популярны среди аудиофилов, что обусловлено более высокой частотой дискретизации
. Применение этих форматов позволило обеспечить более высокое качество передачи сигнала. Возможность услышать разницу между классическим CDDA и так называемыми «хайрезами» (SACD, DVD-A) вызывает споры с момента появления этих технологий.



Существует немало людей, утверждающих, что они слышат разницу в качестве сигнала при воспроизведении CDDA, SACD, и DVD-A. Ряд экспертов убеждены в том, что идеальным форматом для записи симфонической музыки является однобитный Direct Stream Digital (DSD), который применяется при создании SACD. В случае DVD-A появляется также возможность записи многоканального аудио в формате 5.1, но с пониженной частотой дискретизации (максимальное значение 96 кГц). Ещё один интересный факт: первые версии PlayStation 3, выпущенные до октября 2010, способны полноценно воспроизводить SACD и, по моему убеждению, могут стать отличным источником для воспроизведения симфонических произведений при дефиците бюджета.



Эстетствующие меломаны и некоторая часть ностальгирующих аудиофилов полагают, что лучшим носителем для симфонической музыки является винил. Техническое несовершенство метода записи и воспроизведения этих людей заботит мало. Аргументы о «душевности» и «уникальности» винилового звучания рассматривать в данной статье не буду. Отмечу лишь, что качество записи на разных пластинках может существенно отличаться. Сам к винилу отношусь с большой любовью, при понимании технической неактуальности и ограниченных возможностей носителя. Посему от саркастических пассажей и иронизирования предпочту воздержаться. При этом хочу подчеркнуть, что некоторые редкие коллекционные записи симфонической музыки могут оказаться доступны исключительно на виниловых пластинках, и в таких случаях любовь к несовершенной технологии вполне себя оправдывает.



ЦАП для классики или миф о выпущенном воздухе


Все устройства воспроизведения звука, записанного в цифровых форматах, используют цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП). Для воспроизведения симфонической музыки с высоким уровнем достоверности многие рекомендуют внимательно относиться к выбору этого компонента (устройства, в случае с внешним ЦАП). Большинство компетентных авторов считают достаточно технически совершенными дельта-сигма (1-битные) ЦАП, где обработка цифрового сигнала происходит линейно и для получения высококачественного сигнала используется импульсная плотность модулированных сигналов, полученных с использованием низкочастотной фильтрации. Наиболее точным и высокопрецизионным ЦАП, из существующих сейчас, признается ЦАП ladder (Лестница).



Существует также мнение о том, что мультибитные ЦАП, созданные для 16-битной обработки аудио в формате CD DA, передают звук с некоторыми «недостижимыми» для иных устройств такого типа особенностями. Более того, многие сторонники подобного подхода утверждают, что именно мультибитные ЦАПы являются идеальными для воспроизведения таких музыкальных жанров, как симфоническая музыка, арт-рок, академические хоровые произведения, джаз. Подобную позицию наглядно демонстрирует комментарий пользователя Ant1967 под одной из статей форума stereo.ru:

«Выбираем лучший ЦАП? Выбрал уже. На «нетехнологичном», устаревшем, не принимающем хайрез чипе ТДА1541. Беда в том, что, когда отправлял его в своё время на профилактику, остался временно с современным, высокотехнологичным, принимающем 24/192 ЦАПом. Из музыки как будто воздух выпустили. Да-да, знаю, не чипом единым звук добывается и т.д. и т.п. Важна реализация, бла бла бла… Посыплю голову пеплом и буду слушать музыку.»



Тут мне добавить нечего, кроме того, что сведений о техническом (экспериментальном, ином объективном) подтверждении «выпускания воздуха» из звука при использовании дельта-сигма ЦАПа обнаружить в сети не удалось. Последнее утверждение не умаляет достоинств Philips TDA1541 или Burr-Brown PCM63, которые были одними из наиболее совершенных устройств для своего времени.

Усиление и акустика


Известно, что среди составляющих качества (не учитывая качество записи, формат и источник) и достоверности звука в аудио трактах, значительную роль (около 40%) играет усиление и не менее половины зависит от акустической системы. Усилитель является потенциально более вероятным источником искажений, которые могут существенно повлиять на воспроизведение, следовательно, и на восприятие музыкального материала. АС отвечает за механическое формирование звуковых волн и, в ряде случаев, может искажать звучание за счет несовершенства фильтров и излучателей.



Лучший способ обеспечить совместимость усилителя с АС – это услышать. Идёте в шоурум и устраиваете слепой тест. Основное внимание при выборе усилителя и АС следует обращать на следующие моменты:

• Тип усилителя и АС.
• Нелинейные искажения.
• АЧХ и частотные искажения.
• Фазовые искажения.\

Некоторые из приведённых параметров могут не указываться в паспортной документации. Учитывая, что восприятие звука — процесс глубоко индивидуальный последним и наиболее важным критерием будет являться слепой тест.

Тип акустической системы


Для симфонической музыки крайне важным являются частотный диапазон и АЧХ, поэтому многие специалисты рекомендуют многополосную акустику. Для высококачественного детального воспроизведения высоких частот многие предпочитают рупорный тип высокочастотных динамиков. Важной особенностью многополосных АС высокого качества является баланс частот раздела НЧ и СЧ диапазона (350 до 1700 Гц), который во многом определяет звучание и сцену.
Иные эксперты склонны считать идеальной для симфонических произведений широкополосную акустику, так как в последней ниже вероятность расфокусировки сцены и возникновения фазовых сдвигов из-за отсутствия кроссоверов.



В ряде случаев оправдано применение встраиваемых АС, особенно если акустика помещения требует конкретного расположения источника, а приобретение и установка системы сопряжены с проведением ремонтных (монтажных) работ. Последнее упрощает

Особое место среди акустических систем для классики занимают электростатические АС. Принцип электростатического излучателя предполагает получение звука без использования магнитов, что сводит к минимуму появление большинства типов искажений на этом этапе тракта. АС с этим типом излучателя баснословно дороги, предполагают специальное усиление с высоким напряжением выходного сигнала, что не умаляет их достоинств, основным из которых является достоверность передачи.



Усиление — «теплые» лампы, «холодные» полупроводники, «смерть» достоверности и псевдофилософия исторического воспроизведения


Немало слышал рассказов о преимуществах ламповых усилителей и восторгов по поводу «тёплого лампового». В линейках разных производителей попадаются очень качественные ламповые системы с чистым, не окрашенным звуком, которые отлично подойдут для симфонической музыки. Парадокс в том, что среди достоинств ламповой техники обычно выделяют именно искажения. Системы такого рода, как правило, стоят в несколько раз больше полупроводниковых с близкими или идентичными характеристиками.



Термин «Тёплый ламповый звук» как раз говорит о насыщенности сигнала четными гармониками, которые в психоакустике признаны более благозвучными, в отличие от нечетных. Мне нравится насыщенный яркий характер звучания некоторых ламповых систем, но при этом их частотно и гармонически «окрашенный» звук совсем не подходит для симфонической музыки. Будем говорить прямо: то, что называется ламповым звуком – суть искажения, а если его «ТЛЗ» — нет, исчезает то самое «тёплое» «уникальное преимущество», которое некоторые аудиофилы ценят в ламповой аппаратуре.



Полупроводниковые усилители HI-FI и HI-end класса, как правило, обладают более «честным», реалистичным звучанием, что в свою очередь позволяет передавать звук в соответствии с критериями, которые необходимы для симфонической музыки. Более ровная АЧХ, низкий уровень нелинейных искажений, отсутствие или доведение до минимума фазовых проблем. Ещё одним способом повышения точности передачи является использование независимого усиления низких частот. Такой способ оправдывает себя при разделении СЧ/ВЧ и низкочастотной акустики, но требует дополнительных вложений в низкочастотный усилитель.



Далёкой от объективных критериев считаю подход, при котором записи оркестров под управлением, например, Фуртвенглера, нужно слушать на антикварной аппаратуре 40-х и непременно – с лампами телефункен. Подобные рассуждения не редки в среде некоторых аудиофилов. Обрезанный частотный спектр, неминуемо заоблачный уровень искажений и другие недостатки систем, созданных до конца 60-х – полностью дискредитируют концепцию «аутентичного» прослушивания. Говоря совсем откровенно т.н. винтажный звук для винтажной музыки, а тем более для классики – удел ретроградно-философствующих эстетов, которые вряд ли разбираются в физической природе звука и понимают суть симфонических произведений.

Факторы влияющие на сцену – поселить оркестр дома


Характеристики стереопанорамы (сцены) воспроизводимого звука в первую очередь зависят от работы звукорежиссёра, записавшего произведение. Следует учитывать, что при панорамировании в студии используются почти идеальные условия оценки, сцена на качественной записи выстраивается в точном соответствии с диаграммой направленности студийной акустической системы. Эффекты реалистичной панорамы для симфонической музыки важнее, чем для какой-либо другой, так как этот жанр создаётся в первую очередь для живого исполнения.

Соответственно, для создания реалистичной сцены при прослушивании дома параметры аппаратуры, пространственное расположение динамиков и акустика помещения должны быть близки к студийным. Такой подход не всем нужен, а для многих слишком ресурсоёмок – либо в деньгах, либо во времени. При этом так или иначе стоит учитывать рекомендации производителя по пространственному расположению АС. Нет, не по Фэн-шуй, а в соответствии с диаграммой направленности.



Проверка сцены на точность в основном сводится к определению точности расположения кажущихся источников звука (КИЗ), определения «ширины», «высоты» и «глубины» сцены. Как и в случае с диапазоном воспринимаемых частот, последние 3 параметра во многом зависят от нюансов индивидуального восприятия и анатомических особенностей наружного и среднего уха.



Музыкантам, дирижерам, звукооператорам и людям, регулярно посещающим живые концерты симфонической музыки, зачастую близка панорама, максимально точно отражающая расположение инструментов на реальной сцене. Этот подход иногда отличается от критериев, которые предъявляют к объёмности сцены некоторые аудиофилы, которые слушают музыку исключительно в записи. Последние склонны учитывать акустические особенности собственного помещения и личные пристрастия к панорамным особенностям звучания.



На изменение характеристик сцены (расположения КИЗ и сужение (уменьшение) сцены и пр.) могут существенно повлиять следующие физические параметры: затухание (медленное затухание считается более предпочтительным – создает эффект «воздушности», быстрое затухание – «сухое», излишне плотное звучание), нелинейная зависимость фильтров АС от частоты – в народе: фильтр «крутит фазу» (в сбалансированной акустике производители добиваются линейного изменения фаз в зависимости от частоты), групповое время задержки, взаимное влияние левого и правого канала, искажение отражённого сигнала (факторы звукорассеивания и звукопоглощения в акустике помещений), АЧХ.

Существует мнение о том, что фазовые особенности не способны влиять на звук, что не совсем верно. Безусловно, фазовые искажения не могут влиять на состав спектра и соотношение амплитуд гармонических составляющих сигнала. При этом относительный и абсолютный фазовые сдвиги, возникающие в кроссоверах многополосных акустических систем, вызывают либо «размывание» стереобраза, либо фокусировку сцены за счёт суммы сигналов СЧ/НЧ диапазона.





Одной из проблем формирования сцены может стать взаимопроникновение сигналов правого и левого каналов. Для устранения взаимного влияния каналов друг на друга при создании усилителей могут применять принцип полного разделения каналов — т.н. «двойного моно» – это независимое усиление каждого из каналов, не редко с независимым питанием.



Раздельное усиление каналов, по сравнению с традиционным стерео, позволяет на схемотехническом уровне исключить взаимопроникновение сигналов, что сложнее при создании стереосистемы по классическим принципам. Существенным минусом «двойного моно» является цена, особенно на полностью независимые моноблоки. Цена каждого моноусилителя (в случае с моноблоками) может превышать стоимость традиционного стереоусилителя, равного по классу и сравнимого по основным характеристикам.



Выводы


Для прослушивания классической музыки в идеале необходимо собрать систему, позволяющую воспроизводить звук с разных носителей (lossless файлы, CDDA, SACD, DVD-A, винил) с высоким уровнем достоверности передачи звука и широкой сценой. С большой вероятностью такая система должна быть оснащена стерео, dual mono или 5.1 усилителем и соответствующей акустической системой (многополосная акустика высокого качества ровной АЧХ, низким КНИ и отсутствием фазовых проблем в кроссоверах и фильтрах).



Следует отметить, что многие любители классики (особенно симфонической) обладают хорошим и тонким слухом, что существенно осложняет восприятие такой музыки на аппаратуре с высоким уровнем гармонических искажений, сужающей (изменяющей) сцену, частотно окрашивающая звук. Постоянно меняющаяся динамика, амплитудная составляющая, широкий частотный спектр симфонической музыки крайне требовательны к оборудованию. По моему личному убеждению, аппаратура способня достоверно воспроизводить произведения таких композиторов, как Бетховен, Моцарт, Вагнер, Лист, не менее честно сможет и передавать сокрушительную энергию таких жанров, как техничный thrash-death metal, и отразить все нюансы психоделических атмосферных треков Pink Floyd.
-->


К сожалению, не доступен сервер mySQL