СИМ-собеседник -18


На краудфайндинговой платформе Boomstarter.ru дан старт новому проекту двойного назначения, социальной и научно-исследовательской направленности. Вы можете поддержать наш проект словом и делом, внести вклад в отечественную науку. Принять участие в создании альтернативной архитектуры в противовес классическим компьютерам и операционным системам, разработанным за рубежом.

image

СИМ собеседник. Зачем это нужно?

Очень многие люди испытывают одиночество, в те или иные моменты своей жизни. Иногда одиночество даже приносит пользу, для переосмысления своих отношений с близкими людьми, для углубления в какую-то деятельность, требующую максимальной сосредоточенности. Люди ограниченные сильно в своих возможностях каким-нибудь недугом. Старики, по той или иной причине, лишённые внимания друзей и близких. Такие люди, не имеющие возможности работать, участвовать в каких-бы то ни было клубах по интересам, лишённые возможности постоянного общения, сильно страдают.

СИМ – собеседник может кардинально изменить ситуацию. Не важно, что это всего лишь машина и не сможет заменить живого человека, по определению. СИМ сможет стать тем, в ком нуждается подопечный. Ребёнком, которому нужен наставник, или партнёром в обучении иностранному языку. СИМ не станет отрывать своего собеседника от общества, наоборот подтолкнёт к поиску возможностей установления контакта с себе подобными. Да, хочу отметить, что такой собеседник, может быть очень полезен некоторым подросткам и даже людям среднего возраста, как своеобразное лекарство от депрессии, на много более эффективное, чем имеются нынче в обиходе. Может даже спасти кого-то от суицида. Пусть таких случаев будет единицы, но оно того стоит.

В чём вижу основную задачу?

Научить систему имитации мышления распознавать Образы и оперировать ими, внутри Коллекций, чтоб по некоторым признакам можно было определить, с чем СИМ имеет дело. Так, чтоб по тем же признакам аппаратно-программный комплекс мог подбирать действия для объектов. Так, чтоб интеллектуальный агент мог в модели окружения, сгенерированной в его памяти, располагать объекты, в соответствии с текущей обстановкой. Чтоб он мог отыгрывать время назад, вспоминая, как объекты располагались в прошлом и какие действия над ними совершались. Чтоб СИМ мог прогнозировать, как будут располагаться объекты в будущем, как будут взаимодействовать. Необходимо наделить систему неким списком глобальных задач жизнедеятельности и средств их достижения, на основе которых СИМ самостоятельно составлял бы для себя списки задач, распределяя их по приоритетам. Необходимо научить мыслящую машину, самой определять, какие действия она должна выполнить для реализации той или иной задачи.

СИМ собеседник, по сути, кроме как вести диалоги с подопечным и людьми из его окружения, ни как иначе воздействовать на объекты из внешнего мира не сможет. Поэтому для аппаратно-программного комплекса имитации мышления диалог, это самое важное в её существовании. Безусловно, интеллектуальный агент сможет читать электронные книги и просматривать интернет, возможно, ему даже стоит позволить общаться на форумах и в соцсетях, но это не должно для него быть на первом плане. Каждый диалог должен сохраняться в памяти, для возможности его повторного и углублённого анализа. В первую очередь для СИМ, как собеседника, необходимо быть интересным для подопечного, как можно меньше повторяться. Даже самая крутая шутка, повторяемая несколько раз, станет вызывать отвращение. Интеллектуальный агент должен менять темы в процессе диалога, но не слишком часто, чтоб подопечный мог успевать за ним.

Надеюсь, благодаря более углублённому распознаванию, мы сможем научить СИМ, не только понимать жесты и мимику, но и оценивать реакцию на сказанное им или другими участниками (родственник пришёл навестить, или сосед заглянул пропустить рюмашку) по интонации и тембру голоса. То есть системе нужно будет тонко вести нить диалога, так чтоб подопечный не просто нуждался в ней, как собеседнике, но и благодаря диалогу был в нормальном тонусе и состоянии духа.

На техническом уровне СИМ будет работать так

В интеллектуальном агенте, в разнообразных Коллекциях, будут возникать события, прерывания от устройств ввода и таймеров. Обработчики событий будут дёргать ускоритель или его эмулятор, заставляя его реагировать на данные события. Часть событий будет начинать обрабатываться непосредственно в ПК, к примеру, движение зафиксированное на камеру или звук зарегистрированный микрофоном. Существуют уже готовые алгоритмы и программы, которые могут осуществлять предварительную математическую обработку информации, а далее через драйвер информация пойдёт на логическую обработку в аппаратно-программный комплекс имитации мышления.

Таймеры будут напоминать о каких-то событиях, которые касаются нужд подопечного, лекарства принять, к примеру. Через драйвер список напоминаний будет записываться в отдельную базу данных, из которых уже средствами ОС будут формироваться таймеры. В интеллектуальном агенте будут идти постоянно несколько теневых основных процессов, обслуживающих глобальные цели жизнедеятельности, формируя задачи в соответствии с ними. Задачи будут генерировать наборы действий, или использовать готовые наборы из памяти. Цели, это, по сути, непрерывные циклы, а задачи – это небольшие программы с проверкой списка условий. Одни задачи могут порождать другие или наоборот менять условия уже решаемых, других задач.

При пропадании основного питания и сигнале с ИБП, или разряде аккумулятора в мобильном устройстве, состояние аппаратно-программного комплекса должно будет сохраняться в дамп на жёстком диске, а все процессы останавливаться, пока параметры не войдут в норму. То есть система будет засыпать (но снов видеть не будет, конечно). После аварийного обесточивания, интеллектуальный агент, при новом старте, будет проверять наличие предыдущих дампов памяти, которые потребуется создавать периодически. В этих дампах будут содержаться статические снимки состояния всех моделей в памяти, в определённый момент времени.

СИМ будет держать в оперативной памяти некоторое количество моделей окружения. Текущая обстановка и история её изменения. Параллельные виртуальные миры, отображающие рассказываемые подопечным, происходящие в недоступном системе имитации мышления месте, но выстраиваемые им, со слов собеседника. Все эти модели в четырёх измерениях дублируются на диск. Если разговор уходит в другую плоскость, модели удаляются из ОЗУ, в первую очередь те, что давно не упоминались, а СИМ создаёт новые модели, на основе вновь поступающей информации. При возвращении к старой теме разговора подгружаются созданные раннее модели.

Модели окружения представляют из себя образ помещения, транспортного средства, или открытого пространства, с расположенными в (на) нём образами объектов, с привязанными к ним образами-действиями. Соответственно каждый объект, по мимо данных о его расположении в пространстве, будет иметь привязку в четвёртом измерении: время появления и удаления из сцены, ключевые моменты взаимодействия с другими объектами.

Момент, связанный с обучением СИМ

Предварительно можно запрограммировать какое-то количество образов для поддержания простого диалога и соответственно осуществить привязку к английскому и русскому языку, в виде словесных описаний этих образов. При обучении, аппаратно-программный комплекс сможет самостоятельно перевести, при помощи интернет, описания образов, на другой естественный язык. Но конечно, для начала, надо будет добавить в его память, либо программированием, либо в виде описания на известном ему языке людей, основные правила орфографии и грамматики нового естественного языка.

Понятно, что любые результаты обучения и самообучения надо будет перепроверять, тем более на первоначальном этапе, при помощи носителей данных языков. Чем больше людей удастся привлечь к проекту, тем меньше на всё это уйдёт времени. У СИМ есть преимущество, перед обучением ребёнка, мыслящая машина сможет запоминать всё моментально, не нуждаясь в заучивании. Разные экземпляры СИМ можно учить разным естественным языкам и результаты объединять, копируя соответствующие части базы знаний.

Для проекта создаётся Язык Образов, который одновременно будет и встроенным языком программирования среды разработки искусственного разума. Отличие же от естественных языков и обычных языков программирования в том, что каждый Образ объекта будет намного более ёмкая единица (квант информации может чуть ближе по смыслу), чем если к примеру сравнивать существительные плюс прилагательные, или объект в ООП парадигме программирования, образ действия глагол плюс прилагательное (наречие) или метод в парадигме ООП. Образы намного ближе к человеческому восприятию сути вещей, более точно семантически должны объяснять те или иные понятия.

Индивидуальность СИМ собеседника определяется матрицей характера. По сути эта матрица регламентирует поведение машины таким образом, что каждый образ, имеющий свою эмоциональную окраску, по разному влияет на принятие решений аппаратно-программного комплекса, в зависимости от набора, заложенных при первоначальном программировании, черт характера. Таких матриц должно быть несколько, для того чтоб пользователь мог выбрать собеседника по душе, вернее на основе рекомендаций киберпсихолога. СИМ собеседник должен дополнять по характеру своего подопечного. Возможно так же организовать подбор характеристик при заказе, но тогда заказчику придётся ждать, пока новый экземпляр СИМ пройдёт предварительное обучение и проверку, прежде чем сможет работать со своим подопечным.

-->


К сожалению, не доступен сервер mySQL