Уроки, которые я усвоил после 3 млн загрузок приложения +2


Организуя прием платежей через мобильные интерфейсы, мы в процессинговой компании PayOnline обратили внимание, что для владельцев бизнеса всегда остро стоит вопрос развития и продвижения приложений. Автор материала, приведенного ниже, делится личным опытом продвижения собственного мобильного приложения.

image

В январе 2011 года я был на летних каникулах, но вместо того, чтобы найти работу или общаться с людьми, я проводил много времени в своей комнате за написанием первой версии приложения для iOS под названием Class Timetable («Расписание занятий»). Годом раньше я искал простое и удобное приложение для расписания, но не нашел в App Store ничего подходящего — все приложения были слишком перегружены функционалом и сложны в использовании. Я хотел создать простое и легкое приложение, которое было бы проще и удобнее, чем бумажное расписание.

В течение нескольких месяцев я потратил около 500 часов на его дизайн и написание кода. Забегая вперед, могу сказать, что приложение было скачано более трех миллионов раз, имело много положительных оценок в App Store и порой было основным источником моего дохода. Не слышали о таком приложении? Да, оно еще не вышло в США, но достаточно популярно в Австралии/Новой Зеландии/Великобритании — по крайней мере, среди студентов и школьников.

Недавно я прочитал кучу блогов о людях, которые сорвали джек-пот, их приложения стали популярными и насчитывали порядка 100 000 загрузок в день. По сравнению с ними, мой успех был умеренным. Class Timetable никогда не поднималось на первую позицию в App Store, я не проснулся богатым, и у меня было больше провалов, чем успехов. Я потратил на него много времени — вероятно, тысячи часов, — в отличие от некоторых популярных приложений, которые были написаны за одни выходные. Конечно, три миллиона загрузок — это много, но это суммарные результаты за целых шесть лет.

image

Таким образом, моя история «умеренного успеха» — это история об усердной работе и медленном, стабильном прогрессе. Скорее всего, она больше соответствует реальной жизни, чем другие истории успеха, потому что давайте взглянем правде в глаза: не каждый сможет создать очередную Flappy Bird. Вместо того, чтобы резко «взлететь», Class Timetable показывает умеренно хорошие результаты уже более шести лет, что само по себе примечательно — многие приложения из топа не могут похвастаться такой долгой продолжительностью жизни. Я хотел бы поделиться тем, что узнал за последние несколько лет, и надеюсь, что вы найдете для себя что-то полезное, независимо от того, насколько вы уже успешны или (пока еще) нет.

Прежде чем написать успешное приложение, я написал много неуспешных


Я до сих пор верю, что некоторые из них были отличными идеями — возможно, мне просто не хватило отличной рекламы или немного удачи. Например, было приложение под названием Ginge-O-Meter («Измеритель рыжести»), в которое я вложил много труда. Идея следующая: сделайте фотографию человека и узнайте, насколько рыжие у него волосы. В нем использовались реальные методы распознавания изображений и цветового анализа, и оно действительно работало (чаще всего). К сожалению, идея не взлетела… Думаю, я заработал около $50. Это был мой большой провал, и, честно говоря, я был очень расстроен тем, сколько усилий было потрачено впустую. Но я не остановился на достигнутом, и Class Timetable стало тем, чем оно сейчас и является. Во всяком случае, моя цель — не перестраховываться. Если ваша фантастическая идея провалилась, то пробуйте еще и еще — потому что ваша следующая идея может стать хитом.

Создавайте приложение так, чтобы новичок мог в нем разобраться


Представьте, что получаете на электронную почту письмо, написанное капсом, о том, что ваше приложение зависает при установке, и что вам нужно срочно это исправить… обескураживает, не так ли? После нескольких подобных писем вы понимаете, что никогда не сможете сделать свой продукт достаточно простым для пользователей. Вот чему научился я (помимо того, чтобы смириться и ответить добрым и полезным советом): разрабатывайте свой продукт так, как будто целевая аудитория имеет более низкий уровень компьютерной грамотности, чем реальный целевой пользователь. Делайте его как можно более простым, ставьте защиту от идиотов — делайте так, чтобы новичок мог в нем разобраться. Удостоверьтесь, что люди нигде не смогут запутаться, и что каждой задаче присвоен простой рабочий процесс.

Вы будете тратить меньше времени на поддержку, людям в целом будет больше нравиться ваш продукт, и ваши рейтинги вырастут. Когда Class Timetable впервые стали скачивать по тысяче раз в день, я получал в среднем около двадцати писем в неделю. Я уверен, что были и другие пользователи с подобными проблемами, которые не стали бы заморачиваться с перепиской по электронной почте и вместо этого просто перестали бы использовать приложение. Усовершенствовав те «узкие места» своего продукта, по поводу которых мне приходили письма, я теперь получаю по письму раз в два или три дня, и в большинстве из них описываются не реальные проблемы, а, например, предложения добавить новых функций или письма от поклонников (серьезно).

Слушайте критиков, но не следуйте их советам


Я получал, наверно, целые сотни писем от пользователей с просьбами добавить новых функций — от очень хороших до очень сомнительных. Так вот, если бы я реализовал все эти функции, то приложение превратилось бы в полный бардак: с 17 вариантами фона, 72 разными уведомлениями на экране, и параметрами настроек практически для всего. Да, черт возьми, даже если бы я реализовал только разумные идеи, результат бы не слишком отличался. Проблема в том, что даже если пользователи могут видеть реальную проблему продукта, они не всегда могут найти лучшее решение. Что же делать? Прислушивайтесь к своим пользователям — к их реальным проблемам — и решайте их таким образом, чтобы продукт в целом развивался дальше. Иногда отличное предложение новой функции может иметь негативные последствия для продукта в целом, что означает отказ от такого предложения. Это часто случалось с Class Timetable: одна из его основных отличительных черт — это простота и легкость использования. Хоть я и добавлял много функций на протяжении многих лет, многие предложения сделали бы продукт в целом более сложным. Иногда это было нормально, но чаще всего я склонялся к тому, чтобы оставить простоту уникальной особенностью этого приложения.

Отличный продукт — это лучше, чем вирусная реклама


Class Timetable никогда не выходил на первую страницу в App Store и не насчитывал по 100 000 скачиваний за день, но для меня это не имеет значения. Некоторые приложения достигают первого места в цифрах, но не проходит и года, как ими перестают пользоваться. Возможно, у них была забавная или шутливая вирусная маркетинговая стратегия, или им просто повезло ­- но в конечном итоге они не принесли никакой пользы и не решили проблемы реального мира. Создавая действительно отличный продукт, вы разрабатываете то, что к чему ваши пользователи будут возвращаться снова и снова. Прилагайте усилия даже в тех мелочах, которые люди, возможно, даже и не заметят. Сосредоточьтесь на решении реальных проблем и создании продукта, который будет по-настоящему полезен и заставит ваших пользователей возвращаться и приводить с собой других. Возвращающиеся пользователи — это отличный признак того, что ваш продукт жизнеспособен. В качестве бонуса существует небольшой вирусный эффект от каждого активного пользователя — всегда приятно знать, что ваш следующий клиент не просто заменяет ушедшего.

Будьте щедры


Когда приложение Class Timetable впервые появилось в App Store, его скачивание стоило $1. Я подумал, что количество затраченных мною усилий (~500 часов) никогда не окупится такой ценой. Тем не менее за первую неделю приложение купили 4 человека, а на следующей неделе — еще меньше. Не знаю, что чувствует человек, сорвавший джек-пот, потому что я испытывал совсем другие чувства. 500 часов — это слишком много времени, чтобы вот так бросить его на ветер!

Я мог бы оставить приложение умирать медленной смертью, зарабатывая $1 в неделю, но вместо этого я решил сделать приложение бесплатным. Я создавал его с целью решить настоящую проблему и подумал, что другие найдут его действительно полезным. Почти сразу начались скачивания. 50 скачиваний в день, затем 100, 1 000… ого. Если бы я ориентировался на количество затраченных часов и не был так щедр, то очень сомневаюсь, что приложение когда-либо скачали бы столько раз. Вскоре после этого я добавил встроенные покупки, которые активировали дополнительные функции, что теперь придавало смысл существованию приложения. В любом случае, я стал зарабатывать гораздо больше, чем несколько долларов в неделю.

Так вот: не скупитесь. Продукт без платящих пользователей (обычно) лучше, чем платный продукт без пользователей. Гораздо проще продать что-то уже существующему клиенту, чем найти совершенно нового платящего клиента.

Делайте шаг назад, да почаще


Иногда вы сталкиваетесь с проблемой, у которой, как вам кажется, просто нет приличных решений: она может быть связана с частью кода, который вы пишете, или с вопросом о том, как рекламировать приложение. Затем вы начинаете думать о проблеме с более широкой точки зрения. И понимаете, что вам вообще не понадобится писать этот сложный фрагмент кода, если вы измените саму архитектуру, а решение по поводу рекламы вам поможет принять ваш друг (который умеет решать такие проблемы). Это можно охарактеризовать как «сделать шаг назад» от проблемы.

Во всей моей ИТ-карьере не было ни единой секунды, которую я бы потратил на это — и сожалею сейчас об этом. Много раз случалось так, особенно на раннем этапе, что я жалел об этом, но никогда этого делал. Я наступил на все грабли с Class Timetable: в версии 1.0 я потратил много времени лишь на то, чтобы «застрять» и написать приложение. Я решал сложные проблемы, срезая углы и «реализуя любой ценой», вместо того, чтобы сделать шаг назад. Ну, раз об этом все равно никто не знал, все же было в порядке? А через год или два мне пришлось переписывать весь исходный код с нуля (по многим причинам) — это потребовало огромный усилий. Сделайте шаг назад! Это того стоит.

Сегодня Class Timetable все еще пользуется успехом. Я всегда смотрю вперед — будь то очередное обновление iOS или более детальное представление о том, как будет дальше развиваться Class Timetable. Если вы учитесь в школе или ВУЗе, не стесняйтесь попробовать его — я надеюсь, вы найдете его по-настоящему полезным.

image
-->


К сожалению, не доступен сервер mySQL