Lenovo Explorer и Microsoft Mixed Reality: виртуальная реальность для всех +11


Привет, друзья! Сегодня мы предлагаем поговорить о виртуальной реальности. Поводов для этого сразу два. Во-первых, 17-го октября состоится релиз VR-платформы Microsoft Mixed Reality. Во-вторых, 20-го октября мы откроем российские продажи нашего VR-шлема Lenovo Explorer. В сегодняшнем материале расскажем, чем нам все это грозит и как все это работает. Добро пожаловать под кат!



Не секрет, что первая волна VR-устройств по большому счету была интересна только узкому кругу энтузиастов. И еще востребована в «профессиональном» сегменте – для создания вау-эффекта при продаже недвижимости, обучающих приложений, программ для проектирования и т.д. Для массового пользователя все это было недостаточно понятно, чересчур дорого и отпугивало малым количеством контента.

Впрочем, более трети всего вкусного VR-пирога даже сейчас приходится на игры. В дальнейшем эта доля будет только расти. Аналитики Goldman Sachs, например, предполагают, что к 2025-му годовой размер рынка VR-игр может достигнуть $106 млрд., прибыль от их реализации – почти $12 млрд., а количество игроков преодолеет отметку в 200 млн. человек.  

Но это светлое будущее, а мы пока находимся в уютном настоящем, и ситуация на данный момент такова. Первое: очевидно, что дальнейшим драйвером роста индустрии станут именно игры в виртуальной реальности. Второе: раньше как пользователи, так и сами производители VR-шлемов не до конца понимали, какими именно они должны быть. Теперь и у тех, и у других очень много опыта – самое время переходить из ниши в массовый сегмент.



Ну а третье – это как раз релиз платформы Microsoft Mixed Reality, которая станет мощнейшим стимулом для популяризации VR. Если фреймворк окажется достаточно востребованным, то у него есть все шансы повторить успех DirectX со всеми вытекающими из этого преимуществами для программистов и пользователей.

Получается, что любая условная «Хижина дядюшки Лю» сможет выпускать свои инди-игры в виртуальной реальности. Популярный единый стандарт – это также простота и экономия для крупных производителей игр. Одновременно с этим появляется возможность кастомизации контроллеров. Ну а для конечного пользователя и вовсе сплошные плюсы: больше контента и меньше цены за счет конкуренции между производителями VR-гаджетов.



Lenovo Explorer


Знакомьтесь: это Lenovo Explorer, наш шлем виртуальной реальности, созданный для платформы Microsoft Mixed Reality. Возможно кто-то из вас даже уже успел опробовать его в действии на выставке «Игромир 2017». В России мы впервые продемонстрировали новинку именно там, и это только начало.



Рассмотрим его со всех сторон в деталях. Прежде всего важно то, что гаджет очень легкий: он весит всего 380 граммов. Существенно меньше, чем главные конкуренты. Кроме того, он ощущается намного легче и удобнее благодаря продуманному распределению веса на голове.

Второй существенный момент – удобное крепление. На задней части шлема есть небольшая «крутилка», с помощью которой можно очень крепко и надежно зафиксировать устройство на голове.



А толстые и мягкие подкладки сделают так, что давление будет минимальным. Тут, конечно, лучше один раз попробовать, чем посмотреть дюжину фотографий, но вот вам показательный факт: ни на «Игромире», ни во время нашего совместного теста с журналистами на удобство посадки не жаловался практически никто.



Идем дальше, к самому главному. Lenovo Explorer оснащен двумя LCD-экранами с разрешением 1440х1440 точек. В итоге глаза пользователя видят картинку с разрешением 2880х1440 пикселей. Опять же, это вновь больше, чем у VR-шлемов наших уважаемых конкурентов, шлемы которых вышли ранее. Если присматриваться, то пикселизация, конечно, есть, но она практически не бросается в глаза.



Угол обзора в нашем шлеме составляет 110 градусов, регулировка фокусного расстояния программная: в диапазоне от 59 до 67 мм. И – для многих это станет приятным сюрпризом – шлем можно без проблем использовать вместе с обычными очками. Проверено как во время наших собственных тестов, так и на «Игромире». Подходя к зоне с Explorer многие посетители выставки привычным жестом снимали очки, но мы просили их оставить. Радости и удивлению в итоге не было предела.

Если вдруг во время погружения в виртуальную реальность вас кто-то решил отвлечь, то снимать Lenovo Explorer совсем не обязательно. Можно просто поднять основную часть шлема с дисплеями и линзами вверх как забрало. Удобно!



Теперь поговорим о подключении к компьютеру. Огромного количества портов для этого не потребуется: нужно только два интерфейса – USB и HDMI. Всё. Длина провода – 4 метра. Хватает, чтобы перемещаться в пределах среднестатистической российской комнаты и не спотыкаться. Ключевой момент — не требуется никаких внешних сенсоров, а значит пространства в комнате и свободных портов будет меньше, а кабелей лежащих вокруг — меньше.



Для просмотра виртуальных экскурсий, 360-градусных видео и панорам, работы в приложениях будет достаточно ноутбука с мобильным Core i5 7-го поколения и встроенной графикой. Частота обновления в таком случае составит 60 Гц.

Для VR-игр рекомендуется уже другой набор «железа», там на первый план выходит дискретная видеокарта начиная с GTX1060, а вот процессор новым уже может и не быть – хватит десктопного Core i5 начиная с 4-го поколения. Причина не только в высоком разрешении картинки (напомним, это 2880х1440), но и в том, что частота обновления здесь в 1,5 раза выше – 90 Гц. А нам ведь еще 60 fps нужно, иначе не будет нормальной синхронизации.



Кстати, о плавности картинки. Очень не советуем судить о ней по демо-роликам из YouTube. От фактической она сильно отличается в худшую сторону. Это именно тот случай, когда для достоверной оценки все обязательно нужно увидеть в шлеме собственными глазами. Например, дублирующее изображение на экране может отставать и даже подёргиваться, но в самом шлеме при этом всё работает плавно и хорошо.



Для отслеживания положения в пространстве Lenovo Explorer не требует наличия никаких внешних сенсоров. За это отвечает набор интегрированных датчиков и две встроенные в Explorer камеры. Они же нужны и для позиционирования контроллеров. Но если вдруг контроллеры пропадают из зоны видимости (например, когда в каких-то играх вы достаете оружие из-за спины), то на этот случай в них тоже есть свои собственные сенсоры. Работают они от АА-батареек, но также есть возможность проводного подключения.



Встроенных наушников в Lenovo Explorer нет. Для их подключения на правой части шлема есть «аудиоджек» на коротком проводке – для подвижности. Недостаток у этого решения только один: так появляется дополнительный провод. Но достоинств больше: устройство становится дешевле и легче. Плюс вы можете использовать любые собственные наушники, а для многих пользователей это целый фетиш.



Microsoft Mixed Reality


Со шлемом более-менее разобрались, теперь пара слов о том, как для пользователя выглядит платформа, для которой он сделан. Визуально – это очень симпатичный домик, стоящий на скале возле океана. Где-то далеко и высоко посреди неба парят летающие острова. Остается разве что шум волн и какой-нибудь легкий лаунж включить… но что-то мы отвлеклись. Об абсолютном реализме, разумеется, речи пока не идет, но внутри очень уютно.

Перемещение внутри дома происходит при помощи контроллеров. Зажимаем кнопку, выбираем нужную точку и стиком определяем направление, в сторону которого хочется смотреть сразу после телепортации. Если до этого опыта погружения в VR не было, то в первые минут 5-10 это кажется непривычным, но потом об этом напрочь забываешь и все делаешь на автопилоте. В крайнем случае можно использовать клавиатуру с мышкой или контроллер XBOX.



Предметы внутри дома можно двигать и поворачивать. На этом и основан принцип работы с приложениями, которые в виде окон можно свободно развешивать на стенах, потолке и просто в «воздухе» посреди комнат. Например, слева – Excel-таблица, в центре – открытая база данных, цифрами из которой таблицу нужно заполнить, а справа – фоновый сериальчик. Альтернативных вариантов масса.

Сам дом разделен на несколько комнат, каждая из которых в демо-версии нужна для знакомства с определенными возможностями. В кинозале смотрим обычное видео, в рабочей зоне таскаем туда-сюда окна с программами, есть уголок с VR-экскурсиями и 360-градусными роликами и панорамами.

Плюс, конечно, игровая зона. И тут интереснее всего. В качестве «демок» мы выбрали три проекта. Первый – простенький тир по мотивам вселенной Halo: берем две пушки в руки и яростно расстреливаем мишени за отведенное время. В геймплейном видео ниже вся движуха начинается с 1-50:



Второй проект – VR-версия нашумевшего Super Hot. Время здесь идет только в тот момент, когда игрок двигается. Можно спокойно осматриваться по сторонам и планировать тактику, а затем аккуратно уворачиваться от пуль, кидаться во врагов бутылками и пепельницами, отбирать у них оружие и, конечно, валить супостатов на землю точными ударами в челюсть.



Третий проект, пожалуй, самый показательный: это Space Pirate Trainer, полноценный шутер. Игрок стоит на платформе и яростно расстреливает вылезающих отовсюду дронов. Периодически в воздухе появляются бонусы и новое оружие, которое можно менять, как бы доставая из-за спины при помощи джойстика. В то время, как враги делают выстрел по игроку, время немного замедляется, оставляя шансы красиво увернуться и тут же отомстить. Очень затягивает! Поначалу непривычно, что уворачиваться надо именно телом — приседая или делая шаг вправо.



Разумеется, это тоже только начало. Различных игр довольно много уже сейчас, а в дальнейшем станет еще больше. Включая готовящиеся к релизу VR-версии Fallout 4 и Doom. Как и Bethesda, другие серьезные издатели тоже не сидят сложа руки — ходят неподтверждённые слухи по интеграции шлемов со Steam VR.



Для того, чтобы уютный домик посреди океана завелся на жестком диске вашего компьютера понадобится Windows 10 Fall Creators Update и немного терпения. Прямо 17-го октября все необходимые файлы автоматически скачаются и установятся, и все VR-игры будут доступны к покупке и скачиванию из магазина Windows Store. С подключением Lenovo Explorer к платформе тоже никаких проблем не будет. Все устроено так, чтобы пользователь только вставил два штекера от провода шлема в порты своего ПК, а дальше все настраивалось, устанавливалось и скачивалось само.

Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать


Нет никаких сомнений, что VR – это всерьез и надолго. Вопрос лишь в том, когда виртуальная реальность станет по-настоящему массовой. Мы считаем, что активная фаза роста в консьюмерском сегменте начнется как раз в 2018-м году и делаем ставку на игры, как на основной драйвер роста всей индустрии. При этом мы не забываем и про другие сценарии использования, такие как виртуальные экскурсии, объёмное и 360-видео, дизайн и обучение в виртуальной реальности – всё это теперь намного доступнее.

В то же время, мы понимаем, что потенциальным покупателям обязательно нужен опыт погружения в VR. Иначе просто невозможно понять, стоит ли обзаводиться шлемом или нет. Именно поэтому вместе с началом продаж Lenovo Explorer 20-го октября мы откроем несколько демо-зон в магазинах «М.Видео», где гаджеты до конца года будут продаваться на правах эксклюзива. И это будет не разовая акция во время лонча, а постоянная, скажем так, экспозиция. Хочется VR-шлем, но нет уверенности, что он нужен и подойдет? Пожалуйста – заходите и пробуйте.

Стоимость Lenovo Explorer составит 39 990 рублей, но если сделать предзаказ, то можно сэкономить 10% – получится примерно 36 тысяч. Сюда уже включены контроллеры, потому что делая ставку на игры нет совершенно никакого смысла предлагать шлем отдельно от них.

На этом, кажется, все. Спасибо за внимание!




К сожалению, не доступен сервер mySQL