Среднеформатная пленочная фотография в близком инфракрасном спектре +34

- такой же как Forbes, только лучше.

Фотографией я увлекаюсь с раннего детства. Поскольку от цифровой фотографии я получил все что хотел, у меня возникла идея попробовать восстановить дома процесс обработки ЧБ пленки.



Пару месяцев ушло на поиск среднеформатной камеры за разумные деньги (под узкую у меня есть полшкафа, от Зенита до Nikon F100, но она не дает того качества). В результате стал обладателем Киев-88СМ с хорошим набором оптики. Что немаловажно, в комплекте с камерой шел телефон человека который ее собрал.

В отличие от цифровой фотографии, в пленочной очень важен правильный выбор пары «пленка-проявитель». На eBay я закупился образцами почти всей доступной пленки. Проявитель же, T-Max, и промывка достались в комплекте с камерой.

Оптики мне досталось много, но лучший результат я пока получил только вот с таким объективом.



Где-то на полпути мне попалась вот такая пленка.



Эта пленка чувствительна к близкому инфракрасному спектру в диапазоне 720-800нм.
Вот спектр воспринимаемый человеческим глазом:



Вот чувствительность этой пленки в зависимости от длинны волны:



Если ее использовать без специального фильтра, результат будет мало отличаться от обычной ЧБ пленки. Для получения чего-то интересного, ее рекомендуют использовать со светофильтром IR720. Вот его спектр пропускания в зависимости от длины волны:



Я обзавелся тремя такими светофильтрами:



Крайний правый это светофильтр для объектива рыбий глаз Зодиак-8 30мм F3.5. В нем крепление для фильтров находится со стороны пленки. Фильтров, кроме четырех что идут в комплекте, для него вы не найдете. Мне пришлось разобрать один из комплектных фильтров и подобрать стекло от фильтра купленного на eBay с другой оправой.

На фотографии выше кажется что, фильтры непрозрачные. Это не так. На этой фотографии у меня случайно получилось поймать отражение проходящее через фильтр.



За исключением объектива Зодиак-8, можно обойтись одним фильтром для всех объективов.
Покупаете фильтр на самый большой диаметр и к нему стопочку повышающих колец.



Собрав все фентифлюшки вместе мы можем заглянуть в видоискатель! Для того чтобы почти ничего не увидеть! ;) Поэтому для съемок рекомендую выбирать солнечные, безоблачные дни.



А что вы хотели? Мы же собираемся снимать в невидимом глазу диапазоне! Ну почти не видимом! Что интересно, TTL экспонометрия в этом диапазоне работает очень хорошо.
Для того чтобы воспользоваться встроенным экспонометром на Киев-88СМ, вам нужно выставить внутренний (черный круг) на ISO 400. Повернуть металлическое кольцо таким образом, чтобы красная стрелка указывала на текущую максимальную светосилу объектива.

Нажать красную кнопку (быдыщь). Навести камеру на объект съемки и провернуть внешнее черное кольцо до тех пор пока не увидим в видоискателе два светящихся светодиода. Ну или почти два. Нужно поймать момент когда выключается один и включается второй. После этого с внешних колец выбираем понравившуюся нам эскпопару. Например в случае на фотографии ниже это будет выдержка 1/60 с диафрагмой 4. Или 1/125 с диафрагмой 2.8. После этого взводим затвор. Выставляем выдержку на камере и диафрагму на объективе.



Если же у вас есть внешний экспонометр, то его можно использовать не откручивая фильтр с камеры для каждого замера. Для этого на нем нужно выставить ISO 25. Экспозамер будет корректным. Не забывайте только выставлять обратно ISO 400 когда снимаете с камеры фильтр для того чтобы сделать фотографию в обычном спектре.



И вот пленка отснята! Как нам хочется увидеть что же получилось! Для этого нам понадобится варить мет химия. Слева направо — проявитель, промывка, фиксаж:



Разводим их как написано на банках. Нам понадобится по пол-литра каждого раствора:



Разводить лучше всего с дистиллированной водой. Ее можно найти в хозмаге или на заправке.
Чтобы точно отмерить нужное количество ингредиентов воспользуемся химической посудой. В принципе можно обойтись одним поллитровым мерным стаканом:



Процессы рассчитаны на температуру 20 градусов Цельсия. Для других температур есть формулы корректировки, но я таким не заморачиваюсь.



Нам понадобится термометр с делением 1 градус. Я нашел на OLX. Для того чтобы прогреть или остудить растворы, ставим их в водяную баню. Небольшие отличия от 20 градусов не смертельны. Я не заметил разницы в результате при 19 или 21-ом.



Пока банки с растворами купаются, мы заряжаем пленку в бачок. У меня вот такой. Его преимущество в том что в него можно заряжать сразу две узкие пленки. Средний формат, к сожалению, только одну. Внимание! Руки и бачок должны быть сухие!



Для того чтобы не засветить пленку, все прячем вот в такое китайское изделие. Все делаем на ощупь. Для первого раза рекомендую испоганить одну пленку и сделать это на свету. Это лучше чем испортить отснятую пленку.



Уголки пленки я подрезаю маникюрными ножницами. Так она легче заходит в бобину.
Если у вас электронные часы, не забудьте их снять.

Если у вас нет такого китайского изделия, пленку можно зарядить в бачек замотав руки в куртку
и закрывшись в ванной с выключенным светом.

Проявитель нужной температуры. Пленка заряжена. Наступает ответственный момент — проявка. Идем на сайт. Выбираем нашу пленку и проявитель. Смотрим время проявки. В моем случае, для Rollei Infrared IR400 и проявителя T-Max (не RS!) разбодяженого 1+4, это будет 12 минут.

Заливаем проявитель. Первую минуту болтаем секунд 45-ть. Потом ждем. Потом опять болтаем. Потом опять ждем… и так далее. Главное не забыть включить какой-нибудь таймер ;)
У ортодоксов есть свои паттерны болтания. Но, я вам скажу, что самое главное это болтание на первой минуте. Оно необходимо чтобы убрать пузырьки воздуха с пленки.

12 минут истекли. Выливаем проявитель в унитаз обратно в банку. В T-Max-е можно проявить много пленок и он хорошо хранится в холодильнике.

Заливаем промывку. Перемешиваем одну минуту и сливаем промывку обратно в банку.

После этого я промываю пленку проточной водой. (Открывать бачек еще рано!) И заливаем фиксаж на 5 минут. Периодически помешиваем. Сливаем фискаж обратно в банку.

Теперь бачек можно открывать. Ставим его на десять-пятнадцать минут под проточную воду.
Пока с пленки вымывается вся химия, которой мы её накормили, можно спрятать банки в холодильник и повытирать лужи с пола и кухонного стола (+100 в отношениях с женой, смотри — я полы помыл!).

Перед тем как достать пленку я делаю еще один шаг. Добавляю каплю ополаскивателя для посудомоечной машины. Это мое ноу хау. Никаких разводов на пленках от высохшей воды!

И наконец разворачиваем пленку и вешаем сушиться. Я делаю так:





Современные пленки имеют хорошую подложку и мало скручиваются.

Что же делать дальше с негативами? Пленку можно отдать на сканирование. Они вам её поцарапают. Я сканирую сам. Для этого приобрел сканер Canon 9000F. Сканировать средний формат он умеет из коробки. Правда если у вас пленка скручивается по ширине (нет параллельности стеклу сканера) рекомендую приобрести вот такое изделие с антиньютоновским стеклом:



Для хранения негативов после сканирования существуют вот такие файлики. Их тоже можно найти у китайцев.



Сканы с резкой оптики соответствуют примерно 30-40 мегапикселям.

Но что же у нас получилось? Зачем этот весь сыр-бор? Внимание! Спойлеры!

Объектив MC Biometar 2.8/80








Объектив Зоркий-8 3.5/30




Теперь у меня в планах восстановить дома процесс ЧБ печати. Увеличитель уже лежит, осталось дело за разной мелочью. Кюветы, красный фонарь, глянцеватель, таймер, бумага и химия.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (94):

  1. willyd
    /#10449311

    А я думал, что это про красную пленку. ;)

  2. ru_vlad
    /#10449419

    Ну на счет ноу -хау вы загнули, пав по возможности всегда добавляли.
    Кстати на счет промывки пленки в воде, все же лучше использовать воду из из фильтра, в водопроводной воде всякое бывает, даже песок, а поцарапать эмульсию очень не хочется.
    Если не выкинул есть наборы проявителей Ренген, могу отдать, кюветы тоже где-то были.

  3. vconst
    /#10449441

    Пейзажи весьма характерны, очень здорово получилось.
    Хорошо бы найти фильтр, который вообще не пропускает видимый спектр. Проще всего найти большой квадратный и пользоваться через компендер.

    Что за увеличитель у вас? Если польский или советский — даже не начинайте, только время потеряете и может вообще передумаете этим заниматься. Купите кондесорный Durst или Kaiser — они стоят своих денег до последней копейки.

    Бумагу возьмите Ilford, матовую, мультигрейд, resin coated. Для нее не нужен глянцеватель и рамка для печати. Печать сплитгрейд с двумя фильтрами крайних градаций — очень хорошо контролирует свеьа и тени.

    • tUUtiKKi13
      /#10449467

      У китайцев есть фильтр IR900. Отсекает всё до 900 нанометров.

    • Rumlin
      /#10449671

      По-моему солнечные пейзажи это самое удачное применение ИК-съемки.
      Хороший пример — начало фильма «Я- Куба» (1964), которое было снято на ИК пленку.
      www.youtube.com/watch?v=xhu6C-14M0w — фантастический пейзаж

    • noanswer
      /#10449853

      Пейзажи весьма характерны, очень здорово получилось.
      Хорошо бы найти фильтр, который вообще не пропускает видимый спектр. Проще всего найти большой квадратный и пользоваться через компендер.

      зачем? из соображений художественной фотографии возможно имеет смысл откатится с чисто IR фильтров на плотный красный, с которым будут все эффекты (белая листва, черное
      небо, лица как из воска) но тени не будут совсем провалены… а для того чтобы фотографировать тепловой след от человека, например, чувствительности этой пленки недостаточно… imho

      • vconst
        /#10449865

        Я же не сказал «обязательно перейти», я сказал «хорошо бы попробовать». Потому что плотный красный у автора статьи уже есть, а китайцы недорого продадут чистый инфра.

    • MShevchenko
      /#10450369

      У меня Meopta с конеденсорной и цветоделительной головой.

      • vconst
        /#10450651

        Хорошая штука, на надо ни рамки, ни фильтров, цветная голова очень удобна при печати сплитгрейд. Только бумагу купите современную, на надо начинать с барита.

    • egigd
      /#10455377

      Хорошо бы найти фильтр, который вообще не пропускает видимый спектр.

      С которым на этой плёнке вообще никакого изображения не будет…
      Посмотрите на кривую её чувствительности: при 780 нм (формальная граница красный/ИК) её чувствительность падает на пять стопов!

      • vconst
        /#10455379 / +1

        Что такое пять стопов для пейзажной фотографии? :) Поставить штатив, открыть затвор и выкурить сигаретку, фото готово.

        • egigd
          /#10455467

          Благодаря эффекту Шварцшильда можно успеть выкурить и всю пачку…
          Причём стоит помнить, что фильтр-то не ступенькой идёт. При уменьшении длины волны от 780 нм падение коэффициента пропускания идёт куда медленнее, чем рост чувствительности плёнки, так что реально фотография всё равно будет в видимом диапазоне.
          Если же установить такой фильтр, чтобы вообще видимый диапазон не пропускал, с номиналом 830-850 нм, то плёнка вообще нулевую чувствительность иметь будет.

          • vconst
            /#10455497 / +1

            Ну и пускай хоть пачку. Поставил камеру и пускай себе экспонирует не торопясь. Это де не репортажка — не надо ловить край уха Путина, проскакивающего из резиденции в лимузин, держа камеру на вытянутых над головой :)

  4. Tippy-Tip
    /#10449499

    Автору: у Вас очИпятка в статье: объектив ЗорЬкий.
    И еще вопрос: а вы пробовали искать интернет-магазины, торгующие материалами для пленочной фотографии (не e-bay или ali)? Или же это тема для следующей статьи?

    • Kulver_stukas
      /#10450371

      И бОчек. В Мокве есть пленочный фотолаб. «Среда»

      • MShevchenko
        /#10450375

        Fixed!

        • Tippy-Tip
          /#10450517

          И еще про перезарядку пленки с помощью «китайского девайса». В домашних условиях этот девайс вполне заменяется пиджаком или старой кожаной курткой. А вот в полевых условиях такой девайс просто необходим: когда нужно поменять кассету с пленкой или объектив.

          • MShevchenko
            /#10451059

            Пленка с чувствительностью 400 ISO вполне меняется на ярком солнце. А вот Ilford 3200 я бы уже побоялся менять. Ну и объектив меняется на любом свете. Это же не Мамия или Хасель с центральным затвором.

        • ABATAPA
          /#10457633

          Ну тогда уж правьте до конца. «Бачок» (в суффиксах существительных, прилагательных, наречий под ударением пишется буква о).

  5. engine9
    /#10449501

    Здорово получилось. Проявка ч\б дома это особое волшебство, особенно когда разворачиваешь мокрую промытую плёнку, хоть и много мороки.

    Я для ИК переделал старичок D70 и настроил там ББ таким образом, что получаются сразу ч\б снимки.

    Если интересно, результат такой: www.flickr.com/photos/engine9/albums/72157642403399353

    • iva2000
      /#10449867

      Вы ИК-фильтр с матрицы снимали, разбирая фотоаппарат спереди или сзади?
      Можете ли вы показать как получается портрет? Как в ИК выглядят глаза человека?

      • engine9
        /#10452509

        Сзади, в сети есть мануалы, именно Д70 разбирается довольно просто, за час управился. Я снимал портреты тестовые, показывать не хочу. Кожа получается словно восковая, волосы и усы почти белые, радужка светлеет, но не выглядит такой же белой как кожа. Вот тут очень похожий результат: www.fenris.co.uk/wp-content/uploads/2014/08/Fn-InfPhtGrp-03.jpg

      • egigd
        /#10455493

        Вот пример ИК портрета:
        Инфракрасный портрет

    • DirtyVibe
      /#10450379

      Спасибо за ссылку, получилось очень даже интересно.
      Я бы не рискнул повторять такое со своей зеркалкой;)

  6. EMS
    /#10449541

    У меня не было ванной, я заряжал пленку в бачок, сидя в погребе.


    А в отработанном закрепителе можно было серебрить разные металлические предметы...

  7. Samoglas
    /#10449649

    Перед тем как достать пленку я делаю еще один шаг. Добавляю каплю ополаскивателя для посудомоечной машины. Это мое ноу хау. Никаких разводов на пленках от высохшей воды!

    У нас в регионе видел только одну лабораторию в которой использовали настоящий стабилизатор, да и то, они это делали не из-за честности, а тупо по неопытности — не знали, что так можно и им еще никто не сказал.
    А все остальные льют посудомой, причем одной марки, этот запах их и выдает.

    Fairy — отраслевой стандарт фотоиндустрии! )

    • lightman
      /#10449759

      Не только фото-, ещё и строительной :)
      www.youtube.com/watch?v=w8YP0TKAAKc

      • Samoglas
        /#10450049

        Забавно, не знал про эту тему.

        <offtоp>
        Видео явно вирусное, рекламирует определенную компанию и производителя пластификатора и доверия к нему нет, есть опровержение на целый час. Слава Фейри! )
        www.youtube.com/watch?v=ZptTcuoKkgI
        Фейри-войны.
        Или воины. )
        </offtоp>

    • laminar
      /#10450381

      Этому хинту в обед 100 лет )) Я в прошлом веке пару капель шампуня использовал

  8. noanswer
    /#10449803

    Поздравляю с первым опытом IR ну и средним форматом :)


    я терпеть не могу IR (в своих картинах) и даже купил фильтр отсекающий UV и IR оставляющий только "видимый" свет… ну так вот даже при всей моей нелюбви иногда снимаю IR


    несколько IR картинок

    image


    image


    image


    снималось это как-то вот так http://attar.ru/archives/14872 на пленку rollei retro 80s с использованием самодельной оптики.

    • vconst
      /#10449829

      Монокль?

      • noanswer
        /#10449847

        я снимаю разной самодельной и старинной оптикой, в данном случае да монокль.

  9. noanswer
    /#10449831

    Несколько комме6нтариев по делу и без :)


    1. ртутный термометр лучше заменить на электронный, они есть достаточно дешовые (~$2 у китайцев) и точные. свеже купленный электронный термометр сравнить с вашим ртутным… ну или найти какой нибудь эталонный термометр. Потом записать поправку. Пучек китайских термометров в моих руках давал разброс +-0,8 градуса.
      Считается что в фотографии нужна точность не хуже 0,3-0,4 грудуса С, хотя есть исключения и ленивые проявители.


    2. У ортодоксов есть свои паттерны болтания.
      паттерны болтания лучше всего брать из документации к проявителю, по крайней мере на первых этапах.


    3. 12 минут истекли. Выливаем проявитель в унитаз обратно в банку. В T-Max-е можно проявить много пленок
      В наше время (когда пленка дорогая) лучше пользоваться проявителями одноразово выше стабильность и все такое… в моих опытах в литре t-max dev нормально проявлялось 6-7 пленок.


    4. и он хорошо хранится в холодильнике.
      вот здесь http://attar.ru/archives/6346 писал почему фотохимию не надо хранить в холодильнике… и вообще это какой-то городской миф


    5. Ставим его на десять-пятнадцать минут под проточную воду.
      с промывкой пленки не все так просто, надо не просто ставить его под воду, а сделать так чтобы текущая вода омывала пленку что-то типа 15минут при 25С и около 30 минут при 12С (цифры по памяти из какого то документа на эту тему). советую поискать информацию о промывке у илфорда (ilford производитель пленки). Финальную промывку (ту в которую капаете пав) рекомендую делать дистиллятом. Здесь http://attar.ru/archives/9657 писал про свои лайфхаки для промывки проточной водой.


    6. У вас на пленке подзасвечены края, это возможно светят какие-то щели вашего киева, старики советуют (тм) надевать широкую черную резинку на место где тело киева соединяется с кассетой. У меня быта такая из какой-то мотоциклетной (?) камеры.

    • vconst
      /#10449971

      Скорость диффузии прямо зависит то температуры, в холодильнике диффузия и окисление будут идти медленнее.

      Киев он такой… Одно починишь — другое сломается.

      • noanswer
        /#10450159

        Скорость диффузии прямо зависит то температуры, в холодильнике диффузия и окисление будут идти медленнее.

        прочитайте внимательно мою статью


        Киев он такой… Одно починишь — другое сломается.

        в общем случае да, в частном как повезет.
        если этот комплект техники из "теплых рук" то может и пронесет...


        сам с 1999 года снимаю киевами, в параллель с более другими камерами

        • vconst
          /#10450665

          Читал. Вы не правы.
          При одинаковой вязкости — решающим становится температура, и для диффузии, и для скорости реакций.

          • noanswer
            /#10450789

            Если мы проявляем часто то проблема хранения не стоит, замешали проявитель из порошков или открыти новую бутылку концентрата и быстренько всю её извели. то есть мы рассматриваем длительное хранение, при длительном хранении можно признать что весь растворённый в проявителе кислород вступит в реакцию с проявляющими веществами за время хранения. Вне зависимости от того при какой температуре, то есть с какой скоростью, это будет происходить.

            • vconst
              /#10450797

              Давайте конкретно. Вот такой конкретный химикат, за такой конкретный срок — окислится до полной непригодности, при конкретной температуре.

              • noanswer
                /#10450819

                не хочу конкретно потому что не понимаю с кем говорю и с какой степени все надо разжевывать (это ни в коем случае не переход на личности)


                например я не понимаю как можно сказать "полная непригодность" применительно к фотохимии. Какое изменение почерневший (ни или гаммы) мы считаем полной непригодностью… это если нас волнуют только средние тона, с тенями/светами/микродетялями все сложнее. Но с другой стороны можно языком умываться и в чае/кофе проявлять, картинка хоть какая-то будет.


                я химик практик (бывших химиков не бывает:) и пишу то что соответствует моему чувству вещества.

                • vconst
                  /#10450833

                  Для простоты, если заводской реактив по датащиту производителя не работает — значит он не пригоден. Я скорее проверю числам, чем чувствам. Есть конкретная кривая растворимости кислорода в воде и ее зависимость от температуры, есть скорость реакции и ее зависимость от температуры. При 4 цельсия и меньше — скорость реакций в воде очень сильно замедляется, некоторые даже на порядки.

                  • noanswer
                    /#10450841

                    не химик значит…
                    ну тогда если не верить мне (колдуну:) следуйте рекомендациям по хранению, от производителя фотохимии.

                    • vconst
                      /#10450851

                      Увы, химик. Потому и ожидал, что как только будет конкретный вопрос — в качестве ответа будет такая вот ерунда.

                      • noanswer
                        /#10450877

                        тогда возвращаетесь в моей статье и пытаетесь ее опровергнуть с цифрами… если вам хочется.

                        • vconst
                          /#10450891

                          Бремя доказательства лежит на утверждающем ©
                          Докажете свою статью цифрами? Снова увы — нет.

    • MShevchenko
      /#10450337

      Края в конце пленки подзасвечены из-за того что пленку менял на ярком солнце. Вообще у меня одна кассета чуть-чуть светит через щель для шибера. Сейчас заклеиваю черной изолентой.

    • MShevchenko
      /#10450401

      Да, я поначалу пользовался электронным. Но через некоторое время он начал в химии жутко врать. Видимо окислилась термопара.

      • noanswer
        /#10450803

        вот для этого и нужен пучёк термометров, хотя все мои дохли только от прямого утопления в химии

        • MShevchenko
          /#10451021

          Ртутные рулят! ;-)

          • vconst
            /#10451249

            Нет не рулят. Был у меня один такой — разбил… Ртути было как…
            Потом купить спиртовой Патерсон, его тоже однажды разбил, но было не так стремно.

            • MShevchenko
              /#10451503

              Ртуть легко клизмой собирается.

              • vconst
                /#10451517

                Ртуть то я собрал, но неприятно все это. Потому или спиртовой, или электронный. Я затянул термоусадкой щуп идущий в комплекте с китайским тестером, врет не сильно, меряет стабильно.

  10. iva2000
    /#10449859

    Делал похожее, удалив ИК-фильтр с матрицы цифрозеркалки, но без светофильтра (то есть захватывал и видимый диапазон и ИК). Глаза на портретах людей получались страшненькие.

  11. vanxant
    /#10450279

    Блин, понимаю, что оффтоп, но просто нахлынуло.
    Меня всей этой плёночной магии учил отец, мне тогда было лет, наверное, восемь.
    Сначала он дал мне денег и бумажку и сказал идти туда, не знаю куда, и купить то, не знаю что. Ну, буквально, — магазин в другом районе города, где я никогда не был, я туда приехал, ничего не понял и просто дал тётеньке бумажку со списком. В ответ она дала мне каких-то порошков.
    Потом тёмной ночью мы задёрнули шторы и под одеялом перематывали плёнку из катушки в проявочную бадью.
    Потом взяли те порошки, что-то разводили, заливали, правильным образом трясли по спортивному таймеру…
    Потом развешивали плёнку на верёвках, и там, конечно, никакие прищепки бы не помогли — только настоящие стальные дюбели.
    Потом отгоняли бабушку, желавшую развесить отстиранное бельё возле наших плёнок)
    На следующий вечер начался вообще ад — достали с антресолей машину с меня ростом, достали красную лампу, кюветы, пинцеты, опять растворы — ну, реально, это смотрелось совсем уж как чёрная магия.
    И самое главное результат, когда после стольких усилий получили обычные унылые фоточки, сильно хуже, чем у «дяди на море» за три копейки)
    Уже тогда я догадался) что явно же не фоточки были смыслом всего действа)

    • noanswer
      /#10450391

      аналогично лет в э… наверное 11 и… ничего не понял.
      потом лет в 14-16 сам этим немного занимался, причем по договоренности с родителями печатал на кухне… но там процесс был важнее результата — дык обучение.
      в 20 покупал пленку 60м бобинами (36 кадров 1.7метра) снимал, печатал… было ну… неплохо мне и подружкам нравилось :)
      в 99-2003 печатал много, иногда каждый день, иногда за деньги
      сейчас печатаю оптически где-то раз в год для себя… вот как раз сейчас самое удобное темное время… и мне важна картинка а не процесс ;)

  12. quartz64
    /#10450305

    Я для ИК несколько лет назад взял Sony NEX-3 на Авито за копейки и китайский фильтр 720 нм. Пробовал сначала без переделки снимать, без особой надежды. Выдержка получилась в солнечный день несколько минут, на выходе шлак. На разборку, удаление фильтра и обратную сборку ушёл час. Самая большая трудность — не удаление фильтра (он приклеен мягким клеем, легко срезается ножом), а обилие шлейфов с нежными разъёмами. Подстраивать фокусировку не понадобилось, но я на всякий случай удалил две металлические пластины с крепления матрицы.
    Результат классический получился — белая листва, чёрное небо. У людей просвечивают сосуды через кожу, жуть. Посмотреть можно тут. Цифровой среднеформатный ИК тоже возможен при помощи Rhinocam (превращает NEX в своего рода сканирующий задник, куда вешается 645 или 66 объектив).

  13. Bolotnikoff
    /#10450341

    Не сочтите за бестактность, я не совсем понимаю зачем такие замороки, обьектив и лайтрум же знают саое дело, или так действительно можно запечатлеть что-то неподвластное цифровой матрице?

    • MShevchenko
      /#10450351

      Без переделки цифровая камера не захватывает этот диапазон. Обратите внимание на белые листья на деревьях. Плюс у фотопленки динамический диапазон намного больше чем у цифровой камеры. Обратите внимание на тени под автомобилями. У меня три цифровых Никона D300s, D700 и D800. Даже D800 так не умеет.

      • Mogwaika
        /#10450905

        Я думаю гражданин спросил, что если в лайтруме выкрутить ползунок зелёного цвета.
        Или вам принципиально, чтобы была белой зелёная листва и тёмным зелёный мусорный бак?
        Плюс возможно был вопрос про формат.

      • egigd
        /#10455421

        Как раз у матрицы выше динамический диапазон, 13-14 стопов. У плёнки дай бог 11, а зачастую вовсе 9-10.

    • egigd
      /#10455447

      При чём тут Лайтрум?.. o_O
      Разумеется, цифровая матрица, если удалить установленные перед ней фильтры, отсекающие ИК, уделывает эту плёнку только так.
      Эта плёнка вообще «инфракрасная» лишь по названию. Уже на формальной границе красный/ИК (780 нм) она практически ничего не «чувствует». А цифровая матрица работает по крайней мере до 1000 нм.

  14. LevC
    /#10450353 / +1

    Как уже выше сказали, самое выигрышное применение ик пленки — это летние пейзажи.
    Если хотите получить хорошее техническое качество фотографии необходим хороший фотоштатив, камера с преподъемом зеркала и спусковой тросик.
    Возьмите за привычку пользоваться блендой.
    Перед выниманием пленки из бачка сделать ополаскивание дистиллированной водой.

    • MShevchenko
      /#10450355

      Все это у меня есть. Хотя автомобили пришлось снимать с рук.

  15. noanswer
    /#10450411

    Ещё вспомнилось, классические кассеты для киева 88 с задней дыркой могут светить через эту дырку именно в IR диапазоне… лучше что-то с классическим прижимным столиком К6с/60 например.

    • MShevchenko
      /#10451049

      Врут. Это может на советских пленках с красной подложкой.

  16. Costic
    /#10450461

    Если честно, то ожидал увидеть цветные шедевры, например, на ORWO color или на эту инфракрасную плёнку. Когда дочитал до процесса проявки понял, что это ч/б.
    В 80-х мне подсказали делать из полиэтиленовых пакетов файлики для хранения негативов. Металлической линейкой и паяльником или гвоздём нагретым плавятся/склеиваются кармашки и готово.
    С удовольствием прочитаю/посмотрю цветные фотки (только не Кодак).

    • LevC
      /#10450489

      А чем Kodak Aerochrome не угодил? Серия Infra очень впечатляет.

      • Costic
        /#10450531

        Впечатлили фотографии по вашей ссылке. Буду ждать от автора такие же. Увы, я о таком раньше не слышал. Я имел ввиду ширпотреб с коричневым оттенком.

        • LevC
          /#10450659

          К сожалению данный тип пленки уже 10 лет не выпускают.

      • MShevchenko
        /#10451035

        Во первых Kodak Aerochome стоит сейчас от 50 долларов за пленку. Во вторых эта пленка требует процесса C-41 или E-6. Без проявочной машины его очень трудно получить. Плюс процесс очень ядовитый.

        • LevC
          /#10451179

          Вообще-то она проявляется по процессу AR-5, но E-6 к нему близок. А по поводу трудности получения и ядовитости — это страшилки для начинающих, иначе бы Tetenal и Rollei не продавали наборы для домашней проявки. Естественно градусник нужен поточнее чем у автора.

          • vconst
            /#10452403

            Их продают просто так, или в комплектах на проявочную машинку? Если для машинки — то там температура и время автоматом, а человек непосредственно с растворами не работает.

            • MShevchenko
              /#10452521

              Если про пленку то их продают просто так, за большие деньги, только своим и по большому секрету из личных запасов прошлого века. Пленка давно не производится. А где-то год или два назад один деятель ее достаточно хорошо разрекламировал. Цена на eBay временно поднялась до 170 USD за рулон 120-ой.


              Если же о пакетах для домашней проявки то просто так. Но я все равно не рекомендовал бы с этим связываться. Мой отец руководил фотоклубом с середины второй половины прошлого века. По его словам все кто работал с цветом отправились в мир иной достаточно досрочно и на удивление очень похожим неприятным образом.

              • Tippy-Tip
                /#10452555

                ИМХО, это из-за того, что мы редко задумываемся о применении СИЗ в бытовых условиях.

              • vconst
                /#10452561

                Зато с ЧБ все очень просто и удобно, что радует.

  17. IvanHolodov
    /#10450701

    Спасибо! Очень познавательная статья!

  18. Timon_Timonich
    /#10452213

    Я три года назад заморочился и снял полноценный инфракрасный таймлапс во Вьетнаме vimeo.com/90119363.

    В качестве камеры использовался прерарированный Nikon D7000 и нейтральный фильтр на 10 стопов.

    • MShevchenko
      /#10452215

      Обалдеть!

      • Timon_Timonich
        /#10452343

        Спасибо. Раньше фанател и кучу времени на таймлапсы и фото убивал )

    • Mogwaika
      /#10455021

      Нейтральный фильтр сыграл роль ИК-фильтра?

      • Timon_Timonich
        /#10455043

        Роль ИК фильтра сыграла камера откуда удалили фильтры. А нейтральный нужен был для длинной выдержки в полдень.

        • Mogwaika
          /#10455073

          У меня фотик без фильтра вполне цветные фотки делает, такие бесцветные как у вас получаются с фильтром 670 или 720 нм…

          • Timon_Timonich
            /#10455297

            Я в курсе, что есть специальные фильтры для ИК. Просто тогда валялась ненужная камера и было решено для эксперимента превратить ее в ИК путем удаления защитных фильтров сразу с матрицы.

            • Mogwaika
              /#10455353

              Так и я про то же, фотик без ИК-ФВЧ на матрице с ИК-ФНЧ на объективе… Не отрицаю, что матрицы без фильтров могут иметь разную чувствительность, но не думал, что настолько.
              У вас есть пример съёмки без нейтрального фильтра посмотреть?

        • egigd
          /#10455399

          Если фильтры удалили, она от этого ещё не перестала «ловить» видимый свет. Необходима установка инфракрасного фильтра.

          • Timon_Timonich
            /#10455453

            Само собой, я предполагал что это не надо отдельно указывать :)

            • Mogwaika
              /#10455461

              Так я и спрашиваю, какой фильтр использовали…

              • Timon_Timonich
                /#10455479

                Понял, я почему-то подумал что вы имели в виду что накручивали фильтры на объектив. Вообще в видео суровый фотошоп, в оригинале снимок красно черный. Какой именно фильтр поставлен точно не помню, надо уточнить этот момент.

                • Mogwaika
                  /#10455495

                  Да, я накручиваю на объектив (т.к. балуюсь разными 670/720/950), а на матрицу я кусок стекла вырезал.

                  • Timon_Timonich
                    /#10455523

                    Теперь понял. Какой фильтр на камере стоит, я вам чуть позже напишу.

                  • Timon_Timonich
                    /#10455733

                    Не уверен, но кажется фильтр на 750 стоит, документов не осталось к сожалению.