Дизайн и звук: классика модерна, британский ответ Японии, кассетник “космической эры” и брутальные швейцарцы +5


Значение дизайна при создании современной аппаратуры оценивается по-разному. Существуют люди, для которых использование тех или иных эстетических изысков не играет существенной роли, равно как другие, кто искренне полагает, что аудиоаппаратура это в первую очередь предмет интерьера, а уже потом ценный мех звук и всё остальное. Но, как мне кажется, подавляющее большинство людей искренне убеждены, что форма должна соответствовать содержанию. Это первый пост в новом цикле о дизайне в аудио.



Нельзя объять необъятное и я остановлюсь лишь на нескольких интересных разработках. При выборе устройств я руководствовался личными эстетическими предпочтениями, а также оригинальностью необычностью разработок (с учетом времени, в которое они были созданы). Под катом несколько слов о дизайнерских концепциях, которые оставили заметный след в истории аудио.

Пожалуй, не является секретом и то, что некоторые компании не стали банкротами лишь благодаря талантливым дизайнерам, так как технические характеристики их продукции оставляют(ли) желать лучшего. Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что ряд впечатляющих в техническом отношении разработок не были приняты рынком из-за невзрачного внешнего вида.

Принято думать, что на дизайн устройств нужно смотреть, а не писать о нём, так как мы в первую очередь воспринимаем его визуально. Я ставлю несколько иную задачу — проанализировать существовавшие некогда и актуальные сегодня тенденции, давшие толчок к развитию и оставившие заметный след.

Классика модерна и первые концепты 30-х — Bang & Olufsen


Датчан из Bang & Olufsen, которые начали свою историю в 1925-м году, можно назвать одними из флагманов радиопромышленности в третьем десятилетии прошлого века. Дизайнерские подходы, которые применяла эта компания, для того времени были поистине инновационны. Это касалось как форм факторов и прочей внешней эстетики, так и в равной степени использования новых идей функционального дизайна.

Первым незаурядным устройством датских инженеров стал Musikmobel, созданный в качестве концепта в 1934 году. Дизайн был разработан Питером Бенгом в духе произведений Баухауса. Без преувеличения это устройство можно считать первым, выполненным специально в качестве дизайн-концепта в аудио.


Особенно урожайным для этой компании стал 1938-й. В этом году Bang & Olufsen разработали уникальный радиоприемник Master-39CH — в котором впервые в мире было использовано управление при помощи кнопок. Кнопки позволяли настраиваться на 16 радиостанций. Внешний вид устройства также был необычен для 30-х.

Master-39CH (к сожалению, более приличного фото найти не удалось)

Ещё одним устройством компании стал первый в мире радиоприемник в бакелитовом корпусе Beolit 39. В 30-е традиционными материалами для корпусов аудиотехники были дерево, алюминий и радиоткань. Дизайн устройства, который сейчас кажется архаикой, в 30-е был настоящим прорывом. Небольшие габариты, пластиковый корпус и плавные формы стали распространенными лишь в 50-е годы.

Beolit 39

Lecson — британский ответ Японии


К началу 70-х европейский дизайн аудиоустройств, казалось, исчерпал себя. Рынок стремительно захватывали японские производители. Однако две, впоследствии, культовых фигуры для Европейской аудиотехники создали устройство, которое показало, что порох в европейских эстетических пороховницах ещё есть.

Этими людьми стали будущие создатели Meridian Алан Бутройд и Боб Стюарт.



В 1973-м году разработчики создали мощник Lecson AV1 в паре с предварительным усилителем. Корпус предварительного усилителя был необычайно плоским и оснащался крупными удобными фейдерами для управления громкостью и графическим эквалайзером, оконечник установлен в ребристый цилиндрический корпус. В том же году разработчики получили несколько наград, в том числе и в Японии. Сегодня компоненты Lecson стали экспонатами постоянного собрания Музея Виктории и Альберта.

Несмотря на эстетичный дизайн, компания Lecson приказала долго жить по причине бестолкового руководства. Бутройд и Стюарт создали собственный бренд — Meridian, который сегодня известен многим меломанам. Новый дизайн партнёров некоторыми элементами напоминал Lecson, но был более сдержанным и традиционным.


Meridian 551

Weltron — НЛО формата stereo 8


Первые полёты в космос, посещение луны вызвали настоящий неподдельный интерес общества, который достиг своего пика в 70-е. Всё инновационное, высокотехнологичное и качественное стало ассоциироваться с космосом. Маркетологи почувствовали этот момент и поставили соответствующие задачи дизайнерам.


Комбинированный проигрыватель Space Age UFO

Так у американской компании Weltron появилась тематическая серия аппаратуры с названием Space Age. Характерно, что комбинированные устройства, выпускавшиеся в этой серии, оснащались магнитофонами стандарта stereo 8 (8 Track) — исключительно американский формат (т.е устройства производились только для внутреннего рынка).

В спорной как с эстетической, так и с технической точки зрения линейке был настоящий хит, который стал востребованным благодаря более лаконичному дизайну Weltron Space Age FM+stereo 8. Устройство объединило в себе кассетник формата stereo 8, fm радио, небольшой усилитель и динамик.



Сегодня эти устройства пользуются большим интересом у коллекционеров аудио в США, стоимость некоторых редких моделей серии может достигать 600 долларов.



Брутальный винтаж Nagra


Аппаратура, которую создает Швейцарская компания Kudelski SA, сегодня, пожалуй, одна из самых узнаваемых в мире. С 1951-го года под брендом Nagra начинается выпуск катушечных магнитофонов. С этого времени внушительные, массивные формы Nagra в хромированных металлических корпусах практически не претерпели изменений.



Характерные черты усилительной аппаратуры (выпуск которой начался в 1997-м году на волне высокого спроса на High End) — это огромные радиаторы, внушительные по размерам тумблеры, стрелочные индикаторы, жесткие утилитарно-милитаристские очертания и много стали, алюминия и хрома.



Среди техники класса High End иконой стиля для Nagra являются предусилитель PL-P и усилитель MSA.


PL-P


MSA

Несмотря на явно бытовое предназначение устройств, не сведущий человек вполне может принять эти внушительные агрегаты за профессиональную аппаратуру.



Итог


О вкусах не спорят и, возможно, кому-то выбранные мной компоненты покажутся не шедеврами, а уродцами. Предлагаю читателям самим подвести итог этой публикации и в опросе, размещенном ниже, выбрать устройство, которое вас впечатлило сильнее остальных.

Джинса

В нашем каталоге представлен широкий ассортимент усилителей, ресиверов и другой высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры. У нас вы также можете приобрести наушники, док станции, систем мультирум а также акустические системы высокой верности воспроизведения с очень впечатляющим дизайном.




К сожалению, не доступен сервер mySQL