«Инновационный консерватизм»: История Bang & Olufsen +15

Bang & Olufsen — датская компания, которая занимается разработкой и производством аудиотехники класса Hi-End, телевизоров и аксессуаров. Компании 92 года — техника Bang & Olufsen уже десятки лет считается современной классикой.

В основе идеологии компании — одновременно нацеленность на инновации и сохранение традиций, вера в вечные ценности. Этот подход применяется и в дизайне, и в технологиях — обо всем подробнее расскажем ниже.


Фото Jimmy Baikovicius CC

Начало


Компания Bang & Olufsen была основана в небольшом датском городе Струер молодыми инженерами Петером Бангом и Свеном Олуфсеном в 1925 году. Это было время, когда в каждой стране активно велись разработки в области радиотехники.

Петер Банг шесть месяцев работал на американской радиофабрике и поэтому был в курсе всех последних открытий. Вернувшись в Европу, он предложил своему другу Свену вместе открыть бизнес. История Bang & Olufsen началась на чердаке родительского дома Свена.


Первая лаборатория B&O (1925 год) PD

Интересно, что основатели одного из самых популярных технологических брендов современности сильно отличались характерами и часто ссорились — их «стартап» вовсе не был прекрасным творческим симбиозом, а скорее результатом соперничества.

Единственное, что их объединяло, было стремление к экспериментам и дух предпринимательства. На этой фотографии Свен Олуфсен стоит слева, Петер Банг — справа.

Петер Банг был классическим изобретателем, который «заболел» радиоиндустрией в 20-е годы, на самом пике её развития. Над новой идеей он мог работать по 24 часа в сутки. Поэтому в компании он занимался технологиями и разработками.

Свен Олуфсен был харизматичным и общительным человеком, который любил нестандартные решения и ко всему мог найти свой подход. В Bang & Olufsen он отвечал преимущественно за бизнес-составляющую.

Их первым продуктом стал домашний радиоприемник Eliminator. От многих других приемников на тогдашнем (не очень широком) рынке он отличался тем, что работал от сети переменного тока, а не от батареек.

Столкновение разных идей и подходов, дизайна и технологий в поисках лучшего решения — до сих пор одна из ценностей компании.

Светлое будущее


В 1927 году основатели открыли небольшую фабрику в Струере — она по сей день остается главным заводом компании.

Следующими в линейке стали ламповые приёмники — 3lamper в 1927 году и 5lamper в 1929 году. В 1938 году B&O разработала и выпустила в продажу Master-39CH — первый в мире приёмник с кнопочным управлением. На нём можно было переключаться между 16 радиостанциями, просто щелкая кнопками — большое достижение по тем временам.

В 1939 году появился культовый приёмник Beolit 39 — первый продукт с приставкой «beo», которая сохраняется в названиях разработок компании (Beosound, Beoplay, Beovision) по сей день. Окончание называния — «lit» — возникло потому, что корпус приёмника был сделан из бакелита — первого синтетического пластика.

С этим материалом Петер Банг впервые столкнулся ещё в 1924 году в США, но использовать его для разработки своего приёмника смог только через 14 лет. Дизайн, ставший каноническим, тоже придумал Банг. На создание белой решетки динамика его вдохновил дизайн радиаторной решетки Бьюика.


На фото Beolit 39 / CC BY

Во время войны производство пришлось приостановить. Первую фабрику в Струере разрушили в январе 1945 года местные сподвижники нацистов — за отказ сотрудничать с немцами.

Но к 1946 году производство было восстановлено, и компания вновь взяла курс на инновации. В 1946 году в продажу вышел Beocord-84U — первый катушечный магнитофон, собранный в Европе. В 1950 году с конвейеров B&O сошла первая модель телевизора.

В 60-х годах компания осталась без своих основателей. Однако в это же время в B&O пришел дизайнер Дэвид Льюис (David Lewis) — он разработал некоторые знаковые модели (Beocord VX-5000, Beolab-6000 и другие). Льюис стал ведущим дизайнером B&O в начале 80-х. Три модели из разработанных им для Bang & Olufsen сейчас входят в постоянную коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. За свою выдающуюся работу в 2002 году Льюис был удостоен рыцарского титула в Дании.

В 1990-х годах компания почти перестала сотрудничать с крупными ритейлерами, открыла свои бутики и начала продавать технику непосредственно потребителям. Линейка продуктов начала расширяться — компания стала производить не только аудиоаппаратуру, но и телевизоры, мобильные телефоны, MP3-плееры и так далее.

Этим планам пришёл конец во время кризиса 2008 года — выручка и цены на акции начали падать, компания прошла через реструктуризацию и увольнения. Сейчас основное направление работы B&O — Hi-End аудио- и видеосистемы, а также аудио для автомобилей высокого класса. Аудиосистемы Bang & Olufsen установлены во многих моделях Audi, BMW и Mercedes-Benz.

Внимательность к деталям


Эстетика — одно из главных преимуществ Bang & Olufsen. Это признают не только любители Hi-End техники, но и ценители искусства. Например, в 1978 году Музей современного искусства в Нью-Йорке сделал выставку продукции Bang & Olufsen — за всю историю такое устраивали только для 5 компаний (выставка была посвящена другому выдающемуся промышленному дизайнеру, сотрудничавшему с B&O — Якобу Йенсену, и называлась «Дизайн для звука от Якоба Йенсена»).

Такое направление взяли ещё основатели компании — при разработке дизайна своих приёмников они ориентировались не только на чистую функциональность, но и на эстетику и удобство. Например, вдохновлялись текущими трендами в дизайне интерьеров и пытались придумать такой приёмник, который дополнит облик гостиной.

Сейчас одна из самых запоминающихся черт продукции Bang & Olufsen (и одновременно почва для критики) — ретрофутуристичный дизайн, который напоминает бутафорию для научно-фантастического кино.

Touch and feel — ещё одна важная составляющая айдентики Bang & Olufsen. Каждый предмет — от аудиосистемы и телевизора до портативной колонки или наушников — выполнен с огромным вниманием к деталям, к тому, как этот предмет будет существовать в жизни пользователя с момента открытия коробки.

Кстати


Сейчас Bang & Olufsen выпускает интересный подкаст о звуке в максимально широком его понимании — авторы утверждают, что человек на самом деле очень мало знает о звуках, которые его окружают. Они изучают «шумовой космос»: то, как и что мы слушаем, рассказывают истории про звук, описывают интересные идеи, изобретения и возможности аудиомира. В 2017 году подкаст отметили премией British Podcast Awards.



Больше «исторических» материалов в нашем «Мире Hi-Fi»:




Аудиомания — авторизованный дилер Bang & Olufsen. Специальные предложения Bang & Olufsen в рамках нашей грандиозной новогодней распродажи (продлится по 9 января 2018 года).



Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (10):

  1. Trabant
    /#10517525

    На фото сразу невооружённым взглядом видно где «Стив Возняк», а где «Стив Джобс».

  2. AVKinc
    /#10517675

    В основе идеологии практически любой компании — получение прибыли.
    А если они начинают вещать про великие цели и прочие свершения — то сверхприбыли.

    • andrewzhuk
      /#10517709

      Хотите запретить прибыль и возможность обсуждать какую-либо смысловую составляющую процесса или вкладывать свой смысл в работу? Кажется, это уже пробовали, но что-то пошло не так. Критиковать всегда удобнее, а вот производить? Мотивировать чем будете?

  3. Evgeniy_Bond
    /#10517945

    Помнится, где-то читал когда-то давно о том, что в телеках контор (типа Loewe, Bang&Olufsen и тому подобных) на самом деле стоят матрицы других производителей, типа самсунга, lg и прочих крупных производителей. А в эпоху ЭЛТ заказывали у Sony и так далее.
    Не то, чтобы это было плохо, просто интересно, есть ли разница в плане качества, к примеру, тех же самсунговских матриц по сравнению с теми, что самсунги делают для своих топовых ТВ. Ну там ещё калибровка и прочие детали.
    Если только дизайн, ну тогда я хз, чего там так переплачивать…

    • denonlink
      /#10518099

      В современном мире лишь единицы хотя-бы минимально сложныхе устройств сделанны целиком из деталей исключительно собственного производства компаний. Вопрос качества, калибровки, установки и т. д. Самостоятельное производитво матриц сейчс вообще у единиц заводов в мире, маленьким производителям его вообще нереально организовать самостоятельно.

  4. denonlink
    /#10518123

    Пользуюсь уже 2 года колонкой www.beoplay.com/products/beoplaya2active (только не Active, почему то обычной уже нет на сайте, зотя по сути они почти одинаковые). Качество звука просто потрясающее (особенно, если учесть размер колонки). И, что интересно, бас там тоже очень неплохой: физику тут, конечно, не обманули, и до больших колонок он не дотягивает — но это компенсируется хорошей сбалансированностью звука. Часло слушаю ее на кухне, где места для больших колоное просто нет, и слушать с нее музыку — одно удовольствие: и Pink Floyd, и классику, и электронику типа Madeon или Roosevelt, и поп — все тянет на ура. И даже клубняк тянет неплохо, хотя в таких случаях она, конечно, проиграет более «басовым» колонкам (дискотеку с нее не озвучить, ну а для себя можно и послушать). Привыкание к диапазону баса идет быстро и со временем перестаешь воспринимать отсутсвие частот ниже 50-60Гц — перекрывается тем, что весь остальной диапазон она отрабатывает сказочно.

    Конечно, реально приятный звук у нее где-то до 30-40% от максимальной громкости, потом идет проседание даже по тому басу, что есть, да и в принципе чувствуется, что играет он в напряг на высокой громкости, но это можно отнести к почти любой акустике (особенно портативной).

    Еще мне понравилось то, как она работает с сверхнизким басом: тестировал ее и JBL Flip (какую-то там их самых больших) на Adele — Hello. Так вот: JBL Flip, несмотря на более глубокие воспроизводимые басы, просто захлебнулась динамики, когда вступили барабаны. А Beoplay A2 отыграла без единого лишнего призвука: видимо, там есть цифровая обработка, которая, в таких случаях, просто обрезает невоспроизводимые частоты чтоби исключить захлебывания динамиков (это особенно чувствуется при накручивании высокой громкости). Результат налицо: слушать Beoplay A2 в разы приятней на любой громкости.

    А вот с наушниками не сложилось: хотел взять себе беспроводные, слушал самые дорогие модели от них — и в конце концов вообще отказался от покупки, так как звук ни одной модели меня просто не устроил.

    • Evgeniy_Bond
      /#10518149

      Если беспроводные, то может быть дело в версии Bluetooth или наличии поддержки aptx (или что там ещё щас есть)? Ещё есть такой вариант (хотя наверное перебор): наушники с собственной док-станцией, которая подключается к телеку(компу, плееру и т.д.) по обычному аудио-джеку (ну как мы проводные наушники подключаем).

      • denonlink
        /#10518921

        Если говорить об общем качестве — то только одной версией блютуз тут не обойтись, я все таки со звуком не первый день. Да и версия блютуз уж точно никак не влияет на захлебывание динамиков.

        Вообщем блютуз наушники мне не зашли не только B&O, а вообще никакие (слушал ее Bose, Parrot, Beats). А проводные у меня и так есть дома, подключенные к дорогой профессиональной звуковой карте, а хотелось в дополнение что-то такое, чтобы в пути послушать.

  5. BruceBright
    /#10518609

    B&O компания производящая безусловно "красивые вещи", но вот с точки зрения соотношения стоимости / качества / реальной ценности — техника уступает более "дешевым" (в денежном выражении) и от того "менее красивым" собратьям.
    Один из простых примеров, что позволяет выяснить истинную весомость того или иного оборудования: заходим на сайт [электроник хаус] и вбиваем в поиск искомую марку… Вуаля! Реальная картина, подтвержденная инсталяторскими усилиями и деньгами заказчика (реализованные объекты и только). В случае с B&O это новостные/маркетинговые материалы как и данная статья. Куда более интересно почему и как основатели лишились своей компании?...


    И еще одно, в отношении присутствия логотипов этой марки в автомобилях — Harman выкупил это направление у B&O около двух лет тому назад (равно как и автонаправление у B&W)

    • denonlink
      /#10518937

      Не буду говорить за всю технику, но на примере покупки Beoplay A2 (можете почитать мой отзыв в моем комментарии выше) цена вполне соответствует качеству: я начинал с колонок в 3 раза дешевле и слушал десятки моделей в диапазоне от 150 до 600 долларов, просиживая в магазинах по 2-3 часа. За это деньги это лучший выор (для меня, конечно), и все, что дешевле или примерно такой-же стоимости, по совокупности качетсва звука не дотягивает (как уже писал, там только глубина баса не самая высокая — из-за размеров, а все остальное на голову выше аналогов). А слушал я модели Harman/Kardon, JBL, Marshall, Bowers & Wilkins, Bose и кучу других, так что, уж поверьте, было с чем сравнивать.

      И, если говорить о аудио-технике, то важно понимать, что она просто воспроизводит запись. Если, скажем, достоверность померять по условной шкале в 100 баллов, то колонки за $100 выдадут звука на 70 баллов, то колонки за $1000 даст 80 баллов, а за $10000 — 90 баллов. Тут банально некуда расти качеству «в два раза», и при повышении цены вы всегда будете доплачивать все больше за все меньшую разницу: вопрос только в ваших пожеланиях и возможностях. Соотношение цена/качетсво тут просто неприменимая метрика, так как это соотношение всегда лучше у самых дешевых моделей (объективно), а ведь музыка — вещь в высшей мере субъективная: покупаем мы дорогие колонки только ради эмоций, и за эти эмоции готовы (или не готовы) платить.