Беларусь признала криптовалюту. Что дальше? +20


image

Несколько дней назад на Geektimes уже сообщалось, что Беларусь стала первой в мире страной, которая легализовала смарт-контракты и отменила подоходный доход для майнеров. Слухи о большом проекте относительно криптовалют, который готовится в высших эшелонах власти, ходили без малого год. И, как оказалось, реальность даже превосходит ожидания — всё, о чём только мечтали участники рынка криптовалют Беларуси, свершилось.

Александр Лукашенко, президент страны, подписал Декрет №8 «О развитии цифровой экономики». Согласно этому документу, отрасль освобождается от налога на прибыль и НДС до 1 января 2023 года, плюс в стране официально вводятся такие понятия, как майнинг, блокчейн, смарт-контракт, токен и другие. Отныне операции с токенами не являются предпринимательской деятельностью, следовательно не нужно платить налоги. Декрет вступает в силу через три месяца.

Физическим лицам разрешается владеть токенами, майнить их, хранить, обменивать, покупать, отчуждать за белорусские рубли, иностранную валюту и электронные деньги. Более того, токены можно дарить и завещать.По словам тех, кто причастен к разработке документа (а над ним работали консалтинговые и юридические компании Минска и группа профессионалов из блокчейн-сферы), основная цель — создание условий, при которых мировые ИТ-компании приходили бы в страну, открывали свои представительства, центры разработок, а также создавали востребованный во всём мире продукт.

Кроме того, названы и дополнительные цели — это инвестиции в будущее страны (прежде всего подготовка специалистов ИТ-сферы) и внедрение современных финансовых инструментов и технологий.

Лукашенко заявил, что надеется на то, что легализация криптовалют поможет Беларуси стать если не общемировым, то региональным центром компетенций в названной области. А это означает, что в страну будут привлекаться «технологии, капиталы и главное, умные и талантливые люди со всего мира».

Документ также расширил виды деятельности резидентов Парка высоких технологий. В перечень новых видов деятельности, например, попали:

  • оказание услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов), включая услуги по продвижению и другие сопутствующие услуги;
  • деятельность биржи криптовалют;
  • деятельность оператора обмена криптовалют;
  • майнинг;
  • иная деятельность с использованием токенов, в том числе содержащая признаки профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, деятельности инвестфонда, секьюритизации, а также осуществление операций по созданию и размещению собственных токенов;
  • деятельность в сфере киберспорта, включая подготовку команд, организацию соревнований, их трансляций;
  • создание, обучение нейронных сетей и иных алгоритмов в специализированных разделах искусственного интеллекта.

Как бы там ни было, Беларусь теперь явно идёт впереди планеты всей в отношении криптовалют. Вероятно, многие компании, которые связаны с криптой и майнингом, уже подумывают о том, чтобы перебраться в эту страну. Кстати, электричество здесь недорогое, в особенности по сравнению со странами Европы и США. Возможно, оно станет ещё дешевле благодаря скорому введению в работу АЭС. Первый её блок будет запущен уже в 2019 году.

Принятие криптовалют на законодательном уровне в Беларуси будет иметь последствия для соседних государств. Так, главный экономист БКС Владимир Тихомиров считает, что теперь решение относительно работы с криптовалютами в РФ будет отложено. Пока, правда, сроки для установления российского регулирования не менялись. По словам общественного омбудсмена по цифровой политике Илии Димитрова, правительство России параллельно белорусскому декрету рассматривает и мировой опыт. Так, особое внимание уделяется Японии. Изучаются и «регуляторные песочницы» Швейцарии. Это специализированные законодательные инструменты, которые позволяют после каждого этапа введения криптовалюты проверять влияние этого этапа в экспериментальных условиях.

В России нормы законодательного регулирования криптовалюты и блокчейна будут готовы к июлю 2018 года. Этой работой занимаются правительство и ЦБ по поручению президента Владимира Путина. Чиновникам необходимо описать в законодательстве статус криптовалют, технологии распределённых реестров (блокчейн), а также сделать то же самое в отношении токена и смарт-контракта. ЦБ и правительство к тому же сроку планируют выработать требования к майнингу, с обязательством регистрации майнеров. Скорее всего, будет предложен и налог.

Вполне может быть, что Беларусь, зная об относительно жёстких мерах своего соседа к криптовалютам, решила принять либеральное законодательство, чтобы майнеры постепенно переходили из РФ в новую страну.

А если учитывать ещё и то, что европейские правительства настаивают на регулировании биткоина, считая, что криптовалюта — отличный способ для отмывания денег, то Беларусь и вовсе угадала со временем принятия решения о легализации крипты. Отношение Европы к биткоину и другим криптовалютам неплохо описал председатель Банка Франции Франсуа Виллеруа де Гало: «Давайте говорить откровенно: биткоин никак не может считаться валютой или даже криптовалютой. Это спекулятивный актив. Его стоимость и чрезвычайная волатильность не имеют под собой экономических оснований, и ответственности за них никто не несёт».

image

Великобритания также поддерживает ужесточение мер в отношении криптовалют. В июле 2014 года ЕЦБ порекомендовал европейским банкам не проводить операции с использованием криптовалют любых типов, пока не будет законодательно установлен режим регулирования.

Эксперты считают, что решение, принятое белорусскими властями, в целом положительно отразится на криптосфере, но эффект от его принятия не будет слишком значительным в глобальном масштабе. Илиас Константинидис, бизнес-аналитик из компании Prex&Securitas, дал несколько комментариев относительно эффекта, который может произвести документ, подписанный Александром Лукашенко.

Изменит ли это нововведение рынок ICO?

В краткосрочной и даже среднесрочной перспективе — нет. Какая-то часть проектов «переедет» в РБ, но говорить о каком-то судьбоносном повороте в развитии криптопроектов я бы не стал. Проблема в том, что доверие людей в целом, и в частности, криптоэнтузастов к государственным институтам довольно низкое.

Стоит ли компаниям, планирующим размещение токенов, срочно переходить под юрисдикцию Минска?

Таким компаниям нужно срочно заняться стратегическим планированием и фундаментальным анализом своей бизнес-модели, оценкой рисков и анализом правового поля в котором они собираются оперировать и работать. Как показывает практика, подавляющее большинство проектов не имеет чёткого плана развития, включая стратегию развития бизнеса. Выбор юрисдикции принципиально важен для криптостартапа и зависит от большого числа факторов. Сейчас я бы не стал переносить собственные проекты в Беларусь, пока работа криптосферы там ещё законодательно и бюрократически не устоялась.

Рассматривает/рассмотрело ли ваше ICO переход под белорусскую юрисдикцию?

Однозначно нет. Мы проделали огромную работу в плане анализа рисков и выбора соответствующей для нашей деятельности юрисдикции. На данном этапе нас невозможно «заманить» в альтернативную юрисдикцию только лишь потому, что там есть какие-то преференции для криптосферы. Выбор, и уж тем более переезд в другую юрисдикцию — действие, которое будет иметь весьма сильное влияние на любой стартап. Всё должно быть обосновано, продуманно и просчитано многократно.




К сожалению, не доступен сервер mySQL