Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор» +18



Первым постом в цикле о советской аудиоэлектронике стала публикация об усилителе “Бриг 001”. Общепринято считать, что именно с этого устройства начинался советский HI-FI. Усилитель был разработан в Ленинградском ЦНИИ “Морфизприбор”, в статье его создателем был назван Анатолий Лихницкий. Интересно, что впоследствии в этом учреждении было создано множество других разработок, которые стали бестселлерами отечественного hi-fi. В числе прочих: виниловый проигрыватель “Корвет 003”, серия предусилителей и усилителей с аналогичным названием, акустические системы и др.



В первой статье, было уделено ничтожно мало внимания ведущему инженеру Морфизприбора Владимиру Ратаеву, который сделал внушительный вклад в разработку “Брига 001” и других устройств ЦНИИ. Следует отметить, что этот человек на ряду с Лихницким, Шушуриным, Макарчуком, Левицким, Свиридовым и др. может считаться одним из отцов советского хайфая. Стоит также отметить, что в отношении первого «Брига» Лихницкий был в большей степени идеологом и организатором направления, а Ратаев разрабатывал конкретные технические решения.

Судьба инженера сложилась удачно. После распада СССР Ратаев продолжил разработку профессиональной усилительной аппаратуры для концертных площадок и студий. Сегодня он является технических директором, пожалуй, единственного предприятия, которое создаёт такую технику в России.

У истоков направления


Владимир Ратаев закончил Ленинградский электротехнический институт и в 1973-м году начал работу в питерском ЦНИИ Морфизприбор. В этом году на базе института был создан отдел товаров народного потребления, в который и попал молодой инженер. Формальным руководителем отдела была кандидат технических наук Алла Каляева, роль идеолога высокой верности воспроизведения взял на себя небезызвестный Лихницкий, бремя же технической реализации в основном ложилось на Владимира Ратаева.

В целом в отделе работало около 20 человек, начиная от конструкторов и дизайнеров и заканчивая банальными делопроизводителями. Для тех, кто не читал первый материал, отмечу, что костяк отдела потребительской электроники на “Морфизприборе” был сформирован из группы энтузиастов. Их главной целью была разработка и запуск советской серийной звуковоспроизводящей аппаратуры класса Hi-Fi. Государственное прикрытие для отдела обеспечивал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Чиновник был большим любителем аппаратуры высокой верности и полагал, что её серийное производство остро необходимо в стране победившего развитого социализма.

Первыми проектами коллектива стали усилитель “Бриг 001” и электрофон “Корвет 003”. По сей день существует мнение, что Анатолий Лихницкий не имевший профильного высшего образования по прошествии времени преувеличил свои заслуги (особенно в создании “Брига”), за что нередко подвергается критике.


Бриг 001

Именно на основе воспоминаний Лихницкого обычно формируется представление о разработке первых представителей hi-fi стандарта среди советской техники. Так был создан стереотип о том, что наиболее существенный вклад сделан именно им, хотя речь скорее идёт о командной работе с равноценным вкладом основных участников.


Корвет 003

Справедливости ради стоит сказать, что Лихницкий не редко упоминает Ратаева и даже оценивает его как опытного инженера, а действия описывает как самостоятельные.

“… Владимир Ратаев, входивший в элиту сектора вполне самостоя­тельный специалист по усилителям...”


Если перефразировать Анатолия, то получается, что всё, что касалось схемотехники в рамках выбранной (или, по утверждениям некоторых, заимствованной у Marantz) Лихницким концепции, делал Ратаев.

В середине 70-х появляются “Бриг” и “Корвет” (проигрыватель). Устройства в полной мере оправдывают затраченные на них титанические усилия. Ратаев получает ценный опыт в разработке транзисторного усиления высокой верности. Далее под его руководством появляется множество других устройств.

Социалистическое соревнование и усилитель чемпион


К 1980-му году Ратаев становится ведущим разработчиком отдела. Такому карьерному росту предшествует принципиальный конфликт с Лихницким, представления которого казались инженеру архаичными, а карьерное положение результатом блата. В итоге, по заявлению некоторых очевидцев, конфликт разрешился в пользу Ратаева, в соответствии с принципом “молодым везде у нас дорога”. Лихницкий в свою очередь ушел в ВНИИРПА.

В этот период ЦНИИ “Морфизприбор” одобряет разработку новой серии усилителей, традиционно названной в честь типа корабля. Интересно, что как и первый проигрыватель, созданный в недрах отдела, усилители назвали “Корвет”.


Усилитель «Корвет 068»

Наиболее значимым для Ратаева становится “Корвет 200УМ-088С” (более известный как “088-й Корвет”).


Корвет 200УМ-088С и предусилитель Корвет 078

Для советского усилителестроения — это практически недостижимый потолок:

  • Номинальная выходная мощность на канал (при Rн= 4 Ом) — 260 Вт.
  • Номинальная выходная мощность на канал (при Rн= 8 Ом) — 170 Вт.
  • Диапазон рабочих частот — 20...20000 Гц (+- 2 дБ).
  • Отношение сигнал/фон = 110 дБ.
  • КНИ — менее 0,1%.
  • Входное сопротивление — 47 кОм.
  • Потребляемая от сети мощность — от 200 до 500 Вт.
  • Размеры корпуса усилителя — 430х375х130 мм.


Корвет 200УМ-088С внутри

Нетипичным подходом для советской техники стало и использование принципа двойного моно, который в Союзе для УМЗЧ серийного производства был впервые использован именно Ратаевым. По утверждениям некоторых авторов, можно смело считать этот “Корвет 200УМ-088С” первым образцом отечественного High End, так как он значительно превосходил низкую планку классического hi-fi стандарта.


Корвет 200УМ-088С

По некоторым сведениям, работы по “088-му Корвету” проводились с 1982-го по 1989-й год. Только в 1990-м с конвейеров кировского завода «Ладога» сошли первые усилители этого типа. В 1992-м один из 088-х попал в США, где Уолтер Шофилд, менеджер по продукции компании «Cambrige Soundworks”, имел удовольствие его протестировать. Итогом прослушивания стала хвалебная ода детищу Ратаева в журнале „Fortune“ за май 1992, с пафосным и громким заголовком „Стереозверь из России“. Шофилд особенно отметил качество воспроизведения низких частот.

Ратаев даже заявил, что он с командой “Морфизприбора” при проектировании 088-го “Корвета” стремились скорее не удовлетворить чаяния потребителя, но побить какой-нибудь из рекордов Гиннеса. По воспоминаниям самого Владимира Ратаева, ЦНИИ “Морфизприбор“ был отличной школой, в интервью русскому Forbes он заявил, что именно это учреждение научило его тому, как именно необходимо работать.

По утверждению Лихницкого, Ратаев начал разработку Корветов в качестве ответа на его разработку в ВНИИРПА легендарно-мифического усилителя “Сталкер”.



Впоследствие он оценивал разработки Ратаева следующим образом:

“Соревнование это продолжалось примерно три года. В результате родились два стоватных усилителя Сталкер (ИРПА) и Корвет №…. (Морфизприбор) с очень близкими техническими параметрами, что письменно подтвердил Струве, заменивший меня на месте начальника сектора разработок на Морфизприборе.”

О каком именно Корвете писал Лихницкий остается загадкой. Судя по некоторым сообщениям Лихницкого его очень задевало то, что устройство Ратаева пошло в серию, а „Сталкер“ был признан серийно непригодным.

Приблизительно в эти же годы Ратаевым были разработаны оригинальные модели предусилителей для использования с 088-м (Корвет 028 и 078). Специально созданный сектор разработал акустические системы „Корвет 75АС-001“ и „Кливер 75АС-001“ для применения с усилителями линейки “Корвет”.



Кооперация как источник дохода инженера


В 1987-м году Ратаев смог почувствовать запах денег, который принёс перестроечный ветер перемен. Однокурсник Ратаева звукорежиссер Федор Курузбавуер предложил талантливому инженеру разработать профессиональные концертные усилители. С 1985-го года в СССР обостряется товарный дефицит. В числе прочего в стране большая нехватка качественной концертной аппаратуры, при этом потребности и количество музыкальных коллективов постоянно растут. Ратаев за два года разрабатывает новый концертный усилитель и организовывает мелкосерийное производство.

За американский усилитель Peavey CS-800, полюбившийся в 80-х звукотехникам крупных площадок, могли заплатить 15 000 рублей (100 средних зарплат инженера ). Стоимость Ратаевского аналога была в 10 раз ниже — 1500 рублей. Курузбавуер спешно организовывает сбыт.


Peavey CS-800

К 1989-му году компаньонам удалось собрать небольшую серию в 500 усилителей. Сборку осуществляли оборонные предприятия Ленинграда и Ленинградской области. Опытные квалифицированные рабочие кадры советской оборонки гарантировали точное соблюдение рекомендаций разработчика. Настройку усилителей Ратаев производил самостоятельно. По воспоминаниям Курузбавуера все 500 усилителей приобрели буквально за пару недель.

Эти первые партии усилителей 1989-го года можно считать первой серией ныне здравствующей компании “Neva Audio”. Сегодня Владимир Ратаев работает техническим директором этой фирмы.

С момента основания Курузбавером и Ратаевым, компания ни разу не меняла профиль и все 27 лет существования занималась выпуском студийных и концертных усилителей. Сегодня ”Neva Audio” является единственной компанией в России, специализирующейся на выпуске концертных и студийных УМЗЧ.

Итог


Владимир Ратаев бесспорно является одним из первых советских инженеров, которые смогли успешно разработать и внедрить в серийное производство Hi-Fi устройства. Не упомянуть его вклад было бы ошибкой. Успех Ратаева в разработке профессиональных усилителей, как директора Neva Audio, подтверждает его инженерный талант и качество советского технического образования. Работы инженера получили золотую медаль Международной ярмарки в Лейпциге, одну бронзовую, две серебряных и золотую медали ВДНХ, новаторские решения отмечены двадцатью авторскими свидетельствами.

Мне известно, что среди людей, интересующихся историей развития hi-fi в СССР, не утихают споры о значительности вклада тех или иных персонажей в “общее дело”. Например, много спорят о том, кто больше вложил в “Бриг” Ратаев или Лихницкий. Мне очевидно только одно, что этот вклад был, и, что эти люди способствовали появлению качественно новой советской техники, которая могла удовлетворить растущие потребности отечественных меломанов и на равных конкурировать с зарубежными аналогами.

Джинса и ссылки

В нашем каталоге представлен широкий ассортимент усилителей, ресиверов и другой звуковоспроизводящей аппаратуры. У нас вы можете приобрести как транзисторные, так и ламповые УМЗЧ, а также акустические системы высокой верности воспроизведения.

В посте использованы фотоматериалы следующих ресурсов:

ldsound.ru
i.ytimg.com
forum.cxem.net
hi-fi.ru
www.rw6ase.narod.ru
en.audiofanzine.com

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (40):

  1. tormozedison
    /#10535499

    Серьёзно? "Прибой" — только эквалайзеры? Самое главное-то забыли!

    • Sound_cULT
      /#10536099

      Если вы про Прибой-50 (75) УМ-204С, то у меня нет сведений о том, что это Ратаевская разработка (хотя по времени вроде подходит), а вот эквалайзеру он руку точно приложил.

  2. 1234rfvb
    /#10535541 / +1

    Сегодня ”Neva Audio” является единственной компанией в России, специализирующейся на выпуске концертных и студийных УМЗЧ.

    *ворчание старпёра"
    Чисто для справки: на сегодняшний день всё ещё не сдаётся Котягов и Co (EVM-Audio), при всех неоднозначностях истории бренда.
    Заголовок спойлера
    Незадолго до НГ я узнал о создании киловаттного блока для производимых ими активных сабов. И цикл производства у них: от фанеры и эмалированной проволоки до готовых АС и УМЗЧ (если автору статьи угодно именно это сокращение).

    • alexhott
      /#10536021

      еще http://ат-аудио.рф/ вроде живы

      • Psychosynthesis
        /#10536811

        Ого, а активные колоночки у них ничего такие. Цены прям очень интересные. Если качество соответствует, это прям весьма приятно.

  3. VT100
    /#10535633 / +2

    Сумрачность гения в Корвете 50У068С с двумя питаниями на выходе не оценил. Подавая на вход постоянку (с отключенным конденсатором в ОС) нагружал на соответствующий резистор в поисках переключения тока выходных транзисторов (их два, один с питанием пониже для малой мощности и другой, повыше, — для большой). Не нашёл. Один из выходников стоит под током всё время.
    И один канал норовит возбудиться до выхода волшебного дыма из оконечных транзисторов.

  4. AVKinc
    /#10535649 / +1

    Усилитель штука в общем и целом достаточно простая, а весь этот магический флер, о том что что-то там годами разрабатывали коллективами (коллективами!!!) создан уже постфактум всякими алчными личностями ИМХО. Вообще в целом вся схемотехника там весьма подобна и ничего принципиально нового там нет и быть не может.

    • Sound_cULT
      /#10535679 / +1

      Соглашусь в целом, но с существенной оговоркой, при «весьма подобной» схемотехнике результат по основным измеримым критериям качества — разный. По поводу коллективов ну по крайней мере 3-4 человека для разработки серийного устройства нужно (схема, конструкция, дизайн корпуса + ещё сопровождение производства можно добавить и руководителя проекта).

      • REPISOT
        /#10535743 / +4

        Особенно когда Схема рисуется на кульмане, плата разводится на кальке, а не во всяких САПР, Mультисимов и Протеусов нет и в помине. И зарубежные ЭРИ вы нигде не достанете, а разброс параметров отечественных 100-500%.

        • dragonnur
          /#10536633

          Обоснуй на циферки про разброс будут? Я уж не говорю про вполне тогда обычные резисторы 5 % точности, но и, в конце концов, всегда возможен входной контроль.

          • SergeyMax
            /#10536809

            Обоснуй на циферки про разброс будут?

            Я думаю, что тут имеет место быть отсылка к творению сумрачного гения — транзистору КТ315 с чётным буквенным индексом. Его коэффициент усиления, согласно документации, был в диапазоне 50-350.

            • dragonnur
              /#10536845

              КТ315 в технике высококачественного воспроизведения звука? Может, ещё МП42Б туда же? В справочнике есть заданное предназначение, шумовые характеристики и прочие параметры, по комплексу которых совать его (в погоне за маржей/премией за дешевизну?) в вышеуказанную технику — сродни довольно неострому саботажу.

              • vasimv
                /#10536887 / +2

                А что нужно было ставить? Транзисторы серий 2Т* хрен получишь, да и у тех разброс в разы.

              • REPISOT
                /#10537421

                так там стоят КТ3102 (h21э 100-1000) и КТ3107 (h21э 70-800) разброс в зависимости от индекса, но все равно не менее 100% для любого индекса.
                А еще выходные транзисторы с h21э 40-200

                А вообще, отсылка не только к h21э. Много параметров.

                • dragonnur
                  /#10537433

                  И что с того? рабочая точка транзистора выбирается с запасом в пределах технологического разброса. Да, мультисима нет, но квалифицированный инженер вполне обходился номограммами и графиками из справочников (другое дело, что квалифицированных на всех могло не хватать).

                  • REPISOT
                    /#10537479

                    И что с того? Никто и не говорит, что расчеты невозможно делать вручную. Как раз-таки история говорит, что это успешно делалось. Выбор транзистора, расчет, макетка, пробная ПП. Не вышло — не учел параметр или неописанное поведение транзистора, или параметр не указан в ТУ — начинай заново. А это время, время, время. А интернета с даташитами нет. Хочешь ТУ на другой элемент — заказывай и жди неделями. А каскадов-то дофига. И совместимость им обеспечь, и термостабильность во всем диапазоне температур при заданных параметрах искажений и мощностей.

                    P.S. а в бриге 001 стоял ваш любимый КТ315Г. Видать, кругом одни саботажники.

                    • dragonnur
                      /#10537581

                      Не мой, а страждущего выше по треду.
                      ТУ на элементы ждать неделями? У вас что, заводской/КБшной библиотеки не было? Во звери-то были эти коммунисты, заставляли проектировать методой ППП… ^___^

                      • vasimv
                        /#10537795

                        В то время, справочники по транзисторам на вес золота ценились, фигурально выражаясь. Чуть меньше самих транзисторов (кроме пресловутых МП39/42, конечно, которых как грязи было), которых было просто «не достать» (знакомое выражение?). Для крупных производств это такая же проблема была, как и для самодельщиков, пятилетние планы уже записаны, микронные партии новых транзисторов уже давно распределены…

                        • dragonnur
                          /#10541349

                          Какие-то у вас странные производства были, ей-ей. Что на обоих заводах, где я практику проходил ещё старшеклассником, что в НИИ, что в радиоинституте — свободный доступ, в крайнем случае заполнялся бланк на Эру и копировались нужные листы (за счёт завода).

          • SADKO
            /#10537279 / +1

            Возможен и он был, чем собственно радио лудители и брали…
            … беда в том что в серийных ширпотребных компонентах отклонения бывали за пределом номинала, и ничего страшного в этом типа не было, можно было оформить рекламацию и ждать-куковать до новой поставки!

            По этому, умные люди изучали этот вопрос статистически, и схемотехнику рассчитывали соответственно, что было задачей весьма не тривиальной.

            • dragonnur
              /#10537441

              Главные проблемы у нас на кафедре в своё время нашли с конденсаторной сегнетоэлектрической керамикой («флажками»), поголовно умевшей в микрофонный эффект. Активные элементы всегда можно было загнать в рамки необходимой схемотехники, вот с неожиданным дерьмом в пассивных элементах было справиться намного сложней.

  5. hdfan2
    /#10535959 / +1

    Спасибо за статью!

    Государственное прикрытие для отдела обеспечивал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов.

    Такое ощущение, будто этот отдел планировал диверсию в тылу врага. Хотя, в каком-то смысле…

  6. timelle
    /#10536035

    Ни в коем случае не холивар:
    Являюсь счастливым обладателем Амфитон А1-01-02 и довольно редких Корвет 35 АС 008.
    Усилитель не копаный. Конечно, менялись конденсаторы. В прошлом году делал третью замену. Поставил всё по номиналу, сразу на группу. В Амфитоне 2 группы выходных каналов, которые переключаются, но никогда не работают одновременно.
    Из недостатков, которые не удается исправить — протёрлись реруляторы тембра и громкости. В итоге звук регулирую с ПК.
    Во стальном — идеальный для меня вариант. Теперь хочу пополнить всё это декой типа Яузы и проигрываетелм винила.

  7. stalinets
    /#10536105

    Интересно было бы почитать про ламповые Прибои.

    • SADKO
      /#10537311 / +1

      Да ничего в них интересного не было, это был скорее набор для сборки :-)
      … хотя народ заморачивался вплоть до перемотки выходных трансов, но кого-то устраивала и простая транзисторная грелка, за место ужасного пентода на входе, ну или не транзисторная…
      Лампы в выходной каскад надо было подбирать, предварительно откуда-то их набрав разных, с завода из одной серии по началу они были ещё ничего, а потом с прогревом, начинали проявляться индивидуальные особенности :-)

      • stalinets
        /#10537551

        … просто у меня такой, Прибой 50УМ. Я его и пару S-90 с хорошей звуковухой в комп взял с первых двух зарплат в жизни, в 2008 году, и мне он показался вполне приличным. Он был уже хорошо б/у, но вполне рабочий. Конечно, хороший — в рамках того, что можно услышать на S-90 в обычной комнате.
        После него пробовал другие советские транзисторные усилки, одно время стояла даже автомагнитола как временный вариант, сейчас в роли усилителя на всё тех же S-90 стоит сравнительно старый ресивер JVC.
        А Прибой стоит, я его изредка подключаю и включаю. Звук у него приятный.
        Но повседневно его использовать неудобно (долго прогреваются лампы), да и жалко ресурса.

  8. UR70
    /#10536313

    Неблагодарное это занятие — искать кто первый или кто главнее.
    Лихницкий кроме как с Морфизприбором, имел рабочие контакты с «Мелодией». Далее относительно Маранца как одного из прототипов, вопрос в том что Лихницкий сравнивал Бриговскую схемотехнику с Кводом, и упоминал что выходные тройки транзисторов как и у Квода, были одной из самых удачных находок в схеме Брига. Что до судьбы Брига, то аутентичны только первые партии, далее в схемотехнику и комплектацию запустили свои руки многочисленные рационализаторы со всеми вытекающими последствиями.
    Что до ситуации «кто главнее», то кроме как у Лихницкого ни у кого толком не просматривались теория и практики корреляции схемотехники с результатом на слуховое восприятие.

    • Sound_cULT
      /#10536317 / +1

      Ну это вы сейчас точку зрения Лихницкого изложили. Она многим знакома по его сайту. По поводу того, кто там главнее судить действительно сложно, ибо Лихницкий в Морфизприборе был сравнительно не долго, при всём уважении к его заслугам.

      с результатом на слуховое восприятие


      Полагаю, что Алдошина совсем не случайно искореняла в советские годы эту ересь, от чего Анатолий Маркович и попал в её немилость. Слух штука индивидуально детерминированная, слух не заменяет объективные характеристики, а инженер должен полагаться на объективные параметры (слух вторичен, измерения первичны).

      имел рабочие контакты с «Мелодией»


      И что из этого следует?

      • evtomax
        /#10536355

        У меня встроенный в микшер усилитель для наушников с КНИ 0,2% в целом звучит приятнее, чем самодельный усилитель с КНИ 0,005%. С другой стороны через самодельный усилитель вокал, будто живой, отчётливо различим каждый музыкальный инструмент, проще различать отдельные голоса в хоре.

        • Sound_cULT
          /#10536519 / +2

          «Приятнее» это субъективная оценка, она не может быть универсальным критерием качества. С другой стороны точность(верность) воспроизведения определяется измеримыми характеристиками и помимо КНИ есть ещё IMD, равномерность АЧХ, динамические особенности усиления. Пока нет объективных методик измерения только тембральной окраски, остальное можно объективно измерить.

        • SADKO
          /#10537329

          У меня на студии, в ближнем поле, некоторые записи звучат ужасно, сказывается кривая оцифровка оригиналов, и\или аналого-цифровой зоопарк, типа из пульта в цифровой drawmer, а оттуда по аналогу в DAT, а потом ещё какой-нибудь «мастеринг» железным ультрамаксимайзером и тоже через анальное подключение…

          И вот слушаешь, такое в студии и плюёшся, но в машине, или через мутный аудиофильский тракт, эта-же пластинка звучит вполне себе годно!
          А уж как звучит электроника на виниле, и не разу не догадаешься что у автора был какой-нибудь стекловатный novation — supernova или вообще второй ризон да в куб через реваю :-)

      • UR70
        /#10538411

        Ересь…
        Корона не жмет?
        Впрочем понятно почему все мои посты тобой затираются и минусуется профиль, что ожидаемо когда аргументов не хватает. Посмотри на свой же материал про Шушурина:
        «Также, по мнению Владимира, создавать действительно качественную аппаратуру может только инженер, имеющий существенный опыт как музыкант или как слушатель живых концертов.»
        Очень верно человек говорит, т.к. настрогали огромное количество кривой аппаратуры.

        • Sound_cULT
          /#10540291

          Любезнейший, многоуважаемый UR70, для того чтобы тёрло — нужно носить, я не ношу (пылится в шкафу), поэтому не трёт. Я когда-то давно честно поставил вам единственно возможный кармический минус в профиль, так как в своих комментах, вы, по моему глубокому убеждению, занимаетесь пропагандой псевдонаучных взглядов на звук и верность воспроизведения, по сей же причине я вам ставлю честные минусы за комменты которые мне не нравятся — правилами не возбраняется. Всё, что сверх (-1) — вопросы не ко мне. Прошу заметить, что минусование — это не аргументация, а отношение к позиции которую вы занимаете. Подчеркиваю, отношение не к вам лично (как человек отстаивающий свою точку зрения, пусть и не верную, вы заслуживаете уважения), а к вашим «суждениям».

          По поводу слова «ересь» — с точки зрения психоакустики «ересью» является попытка использовать в качестве критерия качества аргументы из серии «Приятнее» или «я слышу!». У всех разный слух (анатомически и физиологически) поэтому критерием качества (верности воспроизведения) такие понятия как «Приятнее» или «я слышу!» быть не должны. Этого достаточно для конкретного потребителя который пришел в шоурум, там это с натяжкой можно назвать критерием для одного. Для разработчика или тем более ученого — это не больше чем просто слова (какой бы там филофонист 180-го левела их не произнёс). И да, Шушурину- Лэму такой подход не нравится по вполне коммерческим конкретным причинам)).

          • UR70
            /#10541005 / -1

            Как обычно никакой конкретики.
            Проблема слуховых восприятий преувеличена и гипертрофирована «глухарями», и по большей части находится в психологической плоскости. Я наблюдал реакцию людей, отрицавших какое то явления, просто демонстрировал — итог — 95% людей слышат, но в силу психологических привычек и нежелания применить к себе какие то минимальные усилия для межличностного контакта, уходят в «домик», просто прячутся. Для тех кто в танке, повторюсь — слышат эти явления 95% людей, проверял, была такая возможность.

            Моя точка зрения, заклейменная как «неверная» и «псевдонаучная» — обязательное использование слуховых экспертиз, по вполне обоснованным методикам. И я не вижу в этом никакой псевдонаучности, на которую вы так старательно налегаете. Аппаратура, производимая для ушей, и не проходящая проверку на то как слух воспринимает эти поделки — вот самая настоящая ересь. Это тоже самое как делать еду по кулинарной книжке и утверждать что только так и надо, а то насколько это может быть невкусно — не аргумент вообще. Попробуйте на кулинарных ресурсах всех послать, и обосновать приготовление блюда только жирами, углеводами, калориями. Как быстро вас забанят за очевидный идиотизм? А почему вы считаете что в сфере аудио мерило звукового почерка только измерения? Потому что опираетесь на теоретиков от аудио, коих огромное количество? Аудио-теоретики, при контрольном вопросе «на каком тракте вы получили отрицательный результат по кабелям», в 90% случаев впадают или в молчание или в бешенство, или словоблудие, но никогда ни один не описал тракта который они вообще слышали. Кстати, отдельные виды окрасок прекрасно измеряются, что говорит о вашей «глубокой» квалификации и понимании физики.

            • Sound_cULT
              /#10541381

              слышат эти явления 95% людей, проверял, была такая возможность

              Т.е. вы тестировали 95 % людей )) Господь Бог вам завидует.)
              Это тоже самое как делать еду по кулинарной книжке и утверждать что только так и надо,


              Нет это в сравнимо с соблюдением рецептуры на пищевом предприятии, ибо мы о массовой технике (как вы дома готовите или как это делает ваша жена никого не интересует), а рецептуру надо соблюдать, никто не будет проверять на вкус каждый «Сникерс» просто есть рецептура и они одинаковые)

              Кстати, отдельные виды окрасок прекрасно измеряются,

              Нет такого термина окраска — это комбинирование нескольких понятий с помощью которых аудиофилам проще описать свои субъективные ощущения. То, что касается частотных акцентов — да, измеряется, то, что качается тембров (в Гельмгольцовком понимании слова) сейчас пытаются измерить в Стендфорде группа так не любимых вами аудиотеоретиков.
              на каком тракте вы получили отрицательный результат по кабелям

              На вешалочном))

  9. pha
    /#10536755 / -1

    очень важный ресурс с фотоматериалами i.ytimg.com, еще бы «yandex.ru/images/» указали.

    • Sound_cULT
      /#10536797

      Робот который писал статью не умеет ранжировать ресурсы)

  10. terra-slav
    /#10537315

    Если УМЗЧ разрабатывали годами то современные микроконтроллеры и процессоры должны разрабатывать веками=)

  11. SADKO
    /#10537357

    Про Peavey CS-800 они продешевили, один предприимчивый, популярный советский композитор продавал таки Peavey-и с резисторами МЛТ и конденсаторами, и транзисторами, если их шкуркой потереть, ну вы поняли :-)
    Правда и покупатели как правило покупали «аппарат» для работы, и он честно работал, окупал вложения и легко ремонтировлся, так что идея «замочить барыгу», быстро рассасывалась, а барыга тот и ныне здравствует, говорят даже под новый год в телевизоре его видели, а вообще мужик он классный и об истории профессионального звука знает не по наслышке…