Отечественная частная космонавтика в новостях отмечается не какими-то техническими достижениями, а рубрикой скандалы и расследования. Очередной виток произошел в истории с запуском 14 июля 2017 года ракеты-носителя «Союз-2.1а». Этот запуск был отмечен выводом на орбиту частных отечественных спутников. В СМИ событие прошло как «новый рекорд для отечественной космонавтики по количеству одновременно выводимых в космос КА» (73 аппарата). К сожалению это почти единственная положительная новость этого запуска. Частные аппараты, о которых были публикации на GT — спутники группы «Даурия Аэроспейс» и КА Маяк были потеряны.
Цепочка предшествовавших событий описана в статье Спутники группы «Даурия Аэроспейс» не выходят на связь, которая заканчивалась на предсказании линии развития событий, которые в общих чертах оказались верными:
Впереди вырисовывается еще один судебный иск «Роскосмоса» к «Даурия Аэроспейс», в котором Даурия будет отстаивать позицию исправности своих аппаратов, прошедших предполетные испытания, и аргументировать к форсмажорным обстоятельствам — «в процессе отделения ваших космических аппаратов, или во время установления с ними связи, или в ходе дальнейшей деятельности вами были выявлены какие-либо отклонения от нормы в их работе».
предполагаем, что “Маяк” и другие отказавшие спутники, выведенные на орбиту с примерным апогеем в 600 км, вышли из строя из-за попадания на них продуктов разложения гидразина из одного или нескольких жидкостных двигателей малой тяги (ЖРД МТ) С5.221.00-0, использующихся в реактивной системе управления разгонного блока (РБ) “Фрегат”.
В заключении госкомиссии по расследованию нештатной ситуации с МКА-Н (копия документа имеется у «Известий») отмечено, что вероятной причиной отсутствия связи со спутниками является воздействие на аппараты «внешних факторов». При этом, как указано в документе, было «зафиксировано замечание по функционированию двигателя системы обеспечения запуска» разгонного блока «Фрегат». Этот блок использовался для выведения полезной нагрузки на необходимые орбиты после отделения от третьей ступени ракеты «Союз-2.1а».
Судя по переданной на Землю телеметрии, в момент отделения от «Фрегата» наноспутников и российского аппарата «Маяк» в один из двигателей разгонного блока продолжало поступать топливо. Этот двигатель находился в непосредственной близости к МКА-Н. Тем не менее госкомиссия не увидела причинно-следственной связи между этой нештатной ситуацией и последовавшим отсутствием связи с наноспутниками. В заключении признается, что определить источник «внешних факторов», приведших к поломке МКА-Н, невозможно.
«Главкосмос» рассмотрев отчетные материалы и изучив технические данные, в том числе телеметрию разгонного блока «Фрегат», пришла к выводу, что создание аварийной комиссии нецелесообразно в связи с тем, что аварийная ситуация не была зафиксирована.
Отделение космических аппаратов МКА-Н №1 и №2 и ряда других спутников (включая Corvus-BC) в соответствии с циклограммой проходило в период времени (9180-9590 с) до момента выявления неисправности двигателя ДТ7 (11440 с).
При заявленной Dauria Aerospace скорости отделения МКА-Н расстояние до разгонного блока «Фрегат» за это время составило более 1,5 километров
Главкосмос направил запрос в страховую компанию Starr Aviation и в компанию-заказчик Astro Digital с целью получения разъяснений, на каких основаниях была проведена страховая выплата за спутники Landmapper, поскольку запуск ракеты-носителя «Союз-2» официально признан успешным, сообщил РИА Новости представитель госкорпорации «Роскосмос».
РИА Новости ria.ru/space/20180316/1516541481.html
Если кратко: Роскосмос врет. И с каждым новым пресс-релизом добавляется новых сказок.
К сожалению, не доступен сервер mySQL