Изучаем ладью (Часть 1)  



Изучаем ладью (Часть 1) +20

Начинаю описывать методику преподавания шахмат по которой преподаю я. Советы что надо соблюдать описаны во введении «Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только».. Перед прочтение этой статьи — прочитайте введение. А под катом начальные темы методы преподавания шахматных правил. Данная методика основана на курсе И.Г. Сухина «Шахматы — школе» но с некоторыми моими авторскими изменениями и советами. Думаю что у других преподавателей по данному курсу есть свои наработки.

Да, Вы не ослышались — первой изучается именно ладья. Я предвижу поток комментариев в которых будет множество фраз типа «а нас отцы учили по другому». Поэтому отступлю с некоторыми объяснениями, почему именно ладья и именно так.

Любой процесс должен преследовать какую-либо цель. Этому меня лично научили именно шахматы в детстве. Бестолковый и бесцельный ход – приближает тебя к проигрышу. К чему это? А к тому, что у нас цель обучения шахматам – повышение уровня ребенка. Если Вы хотите сделать из ребенка шахматного вундеркинда – то Вам и заниматься надо лет с 3х, более часто и по другой программе. Если же для того чтобы ребенку было интересно, чтобы поднять его образовательный уровень – то так и именно так.

Я специально скатываюсь опять на этот вопрос потому что родители часто не понимают что дают шахматы ребенку, который ими занимается. Об этих вопросах было более подробно написано во введении.

До изучения ладьи ребенок должен уяснить и понять значение следующих слов — клетка (она же поле), доска, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр шахматного поля. Выучить название шахматных фигур и знать их расстановку на шахматной доске. И да — не забудьте показать как правильно ставится доска! По методике И.Г. Сухина (и в Европе тоже так) — угловое правое поле около игрока — белое.

Я не буду останавливаться на том как можно дать эти понятия — воля Ваша. Но запомните один момент — названия шахматных фигур в России следующие — пешка, конь, слон, ладья, ферзь, король. Никаких «королева», «тура» и «офицер». Есть официальные названия — их и применяйте в общении с ребенком и обучении. Все остальное — это сленговый блатной разговор. Не надо. Можно сказать например почему ладья называется именно так, и заодно рассказать кучу историй про нее. Ребенку будет интересно — поверьте :-) Как и Вам. Я отправляю заинтересованных в просторы Интернета, не буду на этих вопросах останавливаться. Поищите — мне было интересно например когда я в самом начале знакомился с историей — даже захватывало временами.

В дальнейшем все ходы фигур описывайте через понятия данные выше. Это и правильно и приучает ребенка к верному мышлению и языку. Не надо никаких «наискосок» (хотя с некоторыми детьми иногда приходится и так говорить, но это в групповых занятиях), только «по диагонали».

Вернемся к ладье. Ладья самая простая фигура. Для ребенка ход ладья самый простой в плане понимания. «Ладья ходит по горизонталям и вертикалям». Насколько я понимаю, порядок изучения фигур начиная с ладьи первый ввел автор курса И.Г. Сухин. В доказательство того что данный порядок оптимален можно привести тот факт что это «новшество» (ему правда лет 20-30 уже, никак не меньше) начинают перенимать и другие шахматные эксперты. Например, нещадно раскритикованный мною же учебник Прудниковой следует эту же принципу. Другие общеобразовательные курсе изучают фигуры часто в том же порядке.

Объяснение достаточно простое – ответьте на вопрос – Вы хотите научить ребенка получать знания или вбить ему в голову свои знания? Если научить – добейтесь понимания. От простого к сложному. Если вбить… Ну что ж – вбивайте. Но без моих советов.

Я же стараюсь обучить детей не столько шахматам, сколько навыкам, которые они могут получить и применить в дальнейшей жизни. Сколько из наших детей чемпионов мира? И нужна ли ребенку та нагрузка, которую предполагает достижение максимальных результатов?

Основные упражнения, которые применяются в методике И.Г. Сухина, достаточно просты, и дают результат при их комплексном и последовательном применении. Как я уже писал во вступлении – порядок выверен и проверен. Причем далеко не мной, я его просто озвучиваю в данной статье.

Еще пара моментов. Для того, чтобы у ребенка не было каши в голове, он должен четко следовать правилам занятий. Изучать фигуры мы будем производя ходы белыми фигурами. Так же будем применять два вида шашек – черные и белые. Дело в том, что шашки это не шахматные фигуры, и в процессе обучения у обучаемого не возникает никакой путаницы с фигурами. Но надо четко объяснить – шашки это дополнительный инструмент, но не более. Т.к. мы играем белыми фигурами, то черные шашки это наши враги, а белые – наши друзья. Но шашки не ходят, а стоят на месте. И друзей не бьют. Получается что черные шашки – это цель, белые шашки – препятствия. Иногда я шучу над детьми, говоря что «белая шашка это стена побеленная, лоб не расшиби». Либо что «это береза, больно об нее стукаться». В общем, на что фантазии хватит. Но бить белые шашки нельзя. А черные – надо.

Но хватит, пора к делу.

Упражнение №1. У И.Г.Сухина оно называется «Один в поле воин».




Смысл упражнения в том, чтобы ребенок научился ходить конкретной фигурой. Данные задания в других курсах называются например «Собери ягодки», либо как-то по другому. Но смысл один и тот же – надо одной фигурой побить все черные шашки, которые стоят на доске. В задачах И.Г.Сухина расположены не шашки, а чёрные фигуры, но лично я для этой цели использую не чёрные фигуры, а чёрные шашки. Каждым ходом НУЖНО брать одну шашку. Т.е. количество ходов сделанной ладьей равно количеству шашек.

Трудность №1. Расстановка фигур это особая сложность, которая зависит от того какой возраст у ребенка. Дети 6-ти лет, например, испытывают некоторые сложности при расстановке, дети 10-ти лет – практически нет. Но в любом случае необходимо чтобы ребенок расставил задаваемую диаграмму сам. И только сам. Плюс данного подхода в том, что дети начинают лучше чувствовать доску, видеть ее. У них развивается память, пространственное мышление. Пусть и не сразу, но к концу прохождения всех фигур скорость расстановки у них очень приличная.

Трудность №2. Дело в том, что в шахматы играют одной рукой. Т.е. порядок взятия фигур таков – надо взять шашку, снять ее с доски, затем переставить фигуру на то место где стояла шашка. Первое упражнение с детьми лет 6-8 я стараюсь выполнять так, чтобы их поймать на том, что они поставили фигуру не туда. Когда они снимают шашку с доски (обязательно по одной), то практически всегда отворачиваются. А затем… ставят ладью не на то поле. Этот момент надо поймать и обратить внимание ребенка на это. Я заметил, что дети, которым укажешь максимум 2 раза на то, что шашка стояла на другой клетке (не показывая клетку), начинают потом автоматически запоминать где она стояла. Практически все дети после одной-двух корректировок больше не ошибаются. Это первый момент, который я называю для себя – выключатель памяти. Поверьте – поймать на этом можно любого ребенка 6-8 лет, иногда и немного постарше. Но начиная с 10-ти память у них уже работает, и редкие дети ловятся на этом.

Совет №1. Вы можете сами прекрасно придумать расстановку подобную приведенной выше, но следует учесть один момент – путь для правильного решения должен быть единственным верным. Этот же совет относится и ко всем другим заданиям, которые будут приведены дальше.

Совет №2. Никогда не кричите на ребенка. Никогда не повышайте голос. Если ребенок впал в ступор – лучше помогите ему. Если он устал – отложите занятие. «Один в поле воин» проходят практически все, но это задание больше на внимательность. Кстати, подобные задания может сделать и сам ребенок, например он Вам расставит шашки придумав позицию – а Вы потом его пройдете. Т.е. задание наоборот, почему бы и нет?

Упражнение №2. «Кратчайший путь».



Здесь все достаточно просто – надо за МИНИМАЛЬНОЕ количество ходов побить черную шашку. Поверьте – если с ладьей все на первый взгляд просто, то Вы сильно удивитесь, что дети не всегда видят кратчайший путь. У И.Г.Сухина в задании «Кратчайший путь» требуется не бить чёрную пешку, а добраться до ракеты (или контрольного поля), но лично я использую не ракету, а взятие чёрной шашки.

Упражнение №3. «Лабиринт».



Ну тут думаю комментариев не надо. Просто лабиринт, с целью (черная шашка) и стенами (белые шашки). Опять же, у И.Г. Сухина в схемах приведены мины как стены и ракета как конечная точка. Но рисовать мины и ракеты… Я и шашками обхожусь.

Совет №1. Расставлять лабиринт достаточно долго и бывает сложно, поэтому в групповых занятиях я бывает даю слабинку и помогаю детям. На самом деле надо смотреть по ребенку – если он начинает затрудняться – помогите советом, но не действиями сначала. И если только совсем начинаются трудности – тогда да, поставьте некоторое количество шашек. Но так, чтобы сам ребенок поставил хотя бы часть. Ни в коем случае не ставьте все шашки сами – это вреднее чем вообще перестать заниматься. Есть единственное исключение – если Вы растите себе нахлебника в будущем. Сам ребенок помощь примет, пусть он даже поставит и всего 2-3 шашки, но он будет знать что вы только помогали расставлять, он же ставил их сам?

Упражнение №4. «Перехитри часовых».



Задание непривычное для шахматистов. Дело в том, что в данном задании уже вводятся фигуры противника, но они НЕ ходят. Перепрыгивать линии, по которым стреляют фигуры – можно, становиться на них – нельзя. Все достаточно просто. Задача явно является развитием лабиринта, но с добавлением фигур противника.

Основная цель данного задания – начать видеть поля, на которые нельзя вставать, т.к. они под боем фигур противника. Опять же – детям 6-8 лет это бывает сложно. Но тренируемо.

Еще один момент, который шахматные тренера не воспринимают – на доске нет короля. Если исходить из шахмат – то да, короля нет. Но если из образования… Наша цель – научить ребенка ходить фигурами. Ставить лишние фигуры просто чтобы они там были и мешали его мозгу воспринимать подаваемую информацию (а у нас информация это обучение ходам ладьи в данный момент) – излишне.

Совет №1. Чтобы детям было понятнее, я в последнее время им говорю, что ладьи противника – это снайперы, которые стреляют по тем полям, по которым ходит ладья (а в дальнейшем и другие фигуры). Снайперы сидят в засаде, это знают все дети (как ни удивительно), и трудностей после того как я стал таким образом объяснять это упражнение не возникало от слова «никогда».

Совет №2. Бывает, что некоторые дети не видят эти поля. Я изобрел для них небольшую помощь. Даю черные шашки, и предлагаю расставить их на те поля, на которые стреляет ладья противника, но шашки мы переворачиваем, как-будто это ямки, через которые можно перепрыгнуть. В итоге получается поле заставленное шашками. Большая часть их перевернута, одна стоит нормально – это цель, и есть свободные поля, по которым можно ходить. Часто после одного-двух раз такой расстановки дети лучше проходят это задание. И да, после того как ребенок прошел задание с этими шашками – снимаем их, и он проходит задание уже без них, помня где он проходил. Кстати – второй способ запустить память. Сначала дети кочевряжатся, но потом вспоминают, как они шли. Если что – можно помочь, но не выполняя все задание самому.

Упражнение №5. «Захват контрольного поля».



Тоже достаточно интересное задание, первое выполнение сложное для детей. На доске стоят две ладьи – черная и белая. Мы ходим белой. Наша цель – встать на поле помеченное крестиком (я обычно там шашку переворачиваю, но ее как бы там нет). Черная ладья ходит и пытается Вам помешать. Если Вы встали на поле с крестиком, но вас после этого убили – Вы проиграли. Если нет – Вы выиграли.

Совет №1. Шашку лучше либо ставить перевернутой, либо не ставить вообще. Но я ставлю. Тут трудность в том, что через поле можно перепрыгивать, и именно этот момент бывает сложным первый раз.

Совет №2. Ходите за черных сами – дети не умеют ходить за противника. Они говорят – а он вот так пойдет (и делают глупый ход). Ваша задача научить ребенка ходить по умному, предугадывая ходы противника. А т.к. Вы априори сильнее него, и он это знает, то выиграть у Вас – ему за счастье. Естественно ребенок знает, что он учится, и поддаваться не надо ни в коем случае! Никогда! Можно правила сделать такие, чтобы он мог выиграть, но приложив усилия. Я с детьми даже на доске не играю, давая им фору, есть другие методы. Можно играть на доске полной фигур, но с преимуществом ребенка. И чтобы он знал – Вы играете в полную силу и сопротивляетесь ему. Но об этом я позже расскажу.

Упражнение №6. «Ограничение подвижности».



Тут все просто – белые и черные ходят по очереди. Задача белых – побить фигуру противника.

Совет №1. Естественно за черных ходите Вы. И ходите сильно, максимально сильно.

Совет №2. Я детям это задание объясняю таким образом – «Не смотрите на свою фигуру, смотрите на черную – какой она сделает следующий ход? Вот на это поле и нападайте». Данный подход закладывает основы прогнозирования ходов противника. В дальнейшем пригодится.

Упражнение №7. «Игра на уничтожение».





Цель задания – определить кто выиграет. Первый ход всегда белых. Фигуры ходят по очереди.

Дети сначала этот вид упражнений воспринимают как баловство. До тех пор пока не встретят более сложные задания. А казалось бы – доска всего 2х2 клетки, либо 3х3… Но они не могут еще прогнозировать ходы противника – попросту не умеют. Вдобавок детям полные доски — слишком большие, они их еще целиком не воспринимают. Доска 2х2, 3х3 ими воспринимается целиком, а доски 4х4 уже сложноваты.

Заключение


Данную статью я обещал выпустить раньше, но семейные и служебные дела не позволили взяться за нее дальше. Думаю моя критика (статья «Бойтесь шахмат, Вам навязываемых») более понятна после этих объяснений. Сложности при написании были не только в наборе текста, дело в том, что у И.Г. Сухина курс полностью разработан. И работает уже далеко не первый год. Курс – общеобразовательный, т.е. ориентирован на общий поток детей при активном участии преподавателя. Методы преподавания я привел свои личные, по готовому курсу, с некоторыми разъяснениями. Дело в том, что в последнее время активизировались «псевдо-разработчики» учебных курсов, которые просто берут готовый курс, и плевать им на авторские права, плевать на тестирования которые проводятся годами (результаты достигаемые детьми проявляются через год-два в основном). Провести тестирование в течении года – это ни о чем в педагогике. Последнее время, все эти «разработчики учебных курсов шахмат» просят предоставить свои наработки для внедрения в школы, а «мы Вашу фамилию упомянем в соавторах». Ну да, наверное кому-то это интересно. Но с точки зрения науки – товарищи, а Вы не хотите сами провести настоящую научную работу? Либо Вы этого не можете сделать?

Я не стал приводить все задания которые есть в курсе. Дело в том, что они доступны в учебнике «Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017». По каждому типу там где-то 6 заданий. Как составляются задания – я принцип написал: одно единственное верное решение. Задания давать в порядке усложнения.

И еще – для спортивных тренеров. Вы преподаете спортивные шахматы, я общеобразовательные. Это разные грани одного предмета. Нагрузка, цели, методы, дети – они разные в этих двух случаях. Я знаю, что некоторые тренера читают эту статью (прошлую активно обсуждали на специализированных форумах). Призываю к простому пониманию – общеобразовательные шахматы Вам дадут большее количество подготовленных базово детей, Вы не будете мучаться с постановкой правильных ходов. Плюс дети будут уметь думать. Я сам преподаю и спортивные шахматы, сам был спортсменом вы детстве. Это сложный труд, и он не всем детям нужен. Зато плюсы которые дают шахматы детям – очевидны. Но тот курс который хотят внедрить в школы и КАК хотят внедрить… после этого шахматы не выживут. Да – умрут не сразу, но отобьют желание заниматься ими у детей. Вы этого хотите?

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (35):

  1. blik13
    /#10669465 / +1

    это сленговый блатной разговор

    Именно блатной? Ведь у этого слова тоже достаточно определённый смысл.

    • andyshark1974
      /#10669539

      Да, есть смысл — коммент ниже написал.


      А слово "блатной" использовал чтобы привлечь внимание к неправильности названия фигуры в русских шахматах. Раз зацепились за это слово — значит внимание привлек.

  2. vanxant
    /#10669497 / +2

    Офицер — местечковое название, принятое в юго-западных губерниях. Блатного в нем ничего нет.

    • andyshark1974
      /#10669537

      Дай бог мне не соврать — офицер — название слона в Болгарии. Королева испанское название ферзя. Епископ — английское название слона… К нам шахматы попали через Азию (оттуда же пришло и название шахматы — таджикский — "король повержен"), оттуда же и название ферзь — "фензин" — советник. Кстати — ферзь мужского пола в русских шахматах.
      Ладья отдельная тема… В Европу шахматы приплыли через море. У нас тут русские шахматы, вот и все. Если Вы будете говорить на английском — то тогда все на нем и говорите. Зачем путаницу вводить в голову ребенка если есть официальный язык? Мозги можно занять более полезными вещами чем неправильными названиями.

  3. valemak
    /#10669501

    Спасибо, очень интересный цикл статей. Настолько отличается от того, как меня учили шахматам в детстве, что как будто бы открываешь для себя шахматы заново.

    >>> но следует учесть один момент – путь для правильного решения должен быть единственным верным. Этот же совет относится и ко всем другим заданиям, которые будут приведены дальше.

    А почему такая необходимость, чтобы путь был единственно верным? Я считаю что наоборот, если решений несколько, то так даже лучше, даёт дополнительные дидактические возможности:

    1)Попросить ребёнка найти альтернативные пути решения задачи. Пусть привыкает к самой идее, что в шахматах цель зачастую может достигаться несколькими путями.

    2)Анализировать те способы, которыми ребёнок решает задачу. Это позволит получить дополнительную информацию о мышлении ученика: умеет ли он выбирать самый эффективный способ, видит ли он вообще более эффективные способы, имеет ли «вредные» предпочтения (например, упорно старается передвигать ладью в правую сторону, хотя в каких то ситуациях намного лучше если сделать ход влево), выбирает ли он самую короткую траекторию для фигуры или самую замысловатую и т.п.

    • andyshark1974
      /#10669533 / +1

      Я в свое время специально с Сухиным по этому поводу имел разговор. Вопрос единственного верного решения имеет смысл именно в образовательном контексте. Если Вы даете ребенку головоломку — то почему нет? Если Вы пытаетесь дать ему навык какой-то — решение должно быть единственным.


      По поводу анализа — Вы даете ребенку знания а не проводите тестирование. Это разные вещи. Если в педагогике надо провести тестирование — тогда применяют анализ, если дать знания — то анализ то тут при чем? Тем более — представьте себе — у Вас есть готовый курс, в котором все разложено по полочкам. Каждое задание имеет свою цель, свое решение, свой смысл… Вы будете анализировать каждого ребенка из 12-ти например чтобы дать ему другое задание? Да я между столами то хочу и только что делаю:


      1. говорю — нет неверно, тут ответят черные так
      2. ты поставил позицию неправильно
        И так кругами в течении часа… У меня нет времени на анализ "ладья пошла не в ту сторону". Ребенок должен сам дойти до решения и двинуть ладью в правильном направлении. А я должен поймать его состояние усталости и направить в нужном направлении если интерес не дай бог теряется.

      • valemak
        /#10669543

        Ну, пожалуй, тут дело в количестве учеников. Если это целый класс чужих детей, то, наверное, в педагогическом процессе эффективнее задачи с единственным решением.

        Если же обучать по этой методике пару собственных спиногрызов, то, думаю, лучше тогда задачи с несколькими решениями. Потому что я заинтересован в том, чтобы мой ребёнок был творческим и гибким в принятии решений и готов тратить дополнительное время на анализ его стиля мышления и стремлюсь научить чадо искать и находить альтернативы.

        • andyshark1974
          /#10669547

          Вы не поверите — и своих ребенков в количестве трех детей дома обучал. Творческий потенциал совершенно не убивается.
          Если выбирать задачи с несколькими решениями — могут возникнуть сложности. Их еще надо нарисовать, проверить. Плюс, опять же — цель дать ребенку знания как ходят фигуры. Он должен видеть единственно-верное решение. Если он видит часть — велик шанс упустить пробелы в его обучении. Он может например ладьей будет ходить только вверх либо влево, а про право и низ забудет (я утрирую конечно, но зато наглядно). И Вы этого никак не заметите. Тут задания — более-менее сбалансированы.


          Не смотрите по ладье — Вы еще дальше не видели :-) Я по слону дам одну задачку — там все дети встревают. Хотя казалось бы — чего сложного… Вот увидите :-)


          P.S. Следующий слон, в течении недели наверное, точнее не скажу.

  4. OKyJIucT
    /#10669951

    Как раз думал над тем, как научить дочку 7 лет играть. Кто как ходит, называется, где стоит она знает, видео бывает со мной на Ютубе смотрит, но как игрок слабая. Спасибо за подсказки, будем заниматься!

    • andyshark1974
      /#10669967

      Совет сразу — я не могу давать все авторские задания, но Вам никто не мешает сделать их самим, только следуйте правилу — должно быть единственное верное решение задания.


      Я сейчас готовлю следующую фигуру — слона. Думаю к следующим выходным опубликую. Заниматься можно раза 2 в неделю.


      На ЮТубе не смотрите. Там анализ — он раньше 10-ти лет плохо дается, дети не понимают его. Да — единицы понимают, и в итоге у них стратегия развита, а вот с тактикой большие проблемы. А по курсу И.Г. Сухина изучается в самом начале как-раз тактика хорошо. Да и приходит понимание что и почему в шахматах так и именно так.

  5. alex005
    /#10669953

    Послушайте, это такая ахинея. Как можно так учить детей шахматам? Шахматы это прежде всего игра и веселье. Задания это бред и они только убивают желание заниматься шахматами у детей. Первый этап безусловно правила игры, второй этап ценность фигур и пешек, третий этап шахматная нотация и запись партии, четвертый и все последующие этапы игра детей между собой с записью партии, на следующем занятии перед новой игрой коллективный разбор партий детей. Домашнее задание: просмотреть партию по своей записи найти свои ошибки и написать правильный ход. Дальше игра с часами на 15 минут с обязательной записью партии. Подсказать детям, что есть шахматные программы. Дальше вывести всех детей в интернет на игровые сайты, играть командой.

    • andyshark1974
      /#10669959 / -1

      Я написал в начале статьи — если Вы считаете это ахинеей — Ваше право. Если Вы хотите послушать доброго совета — то прислушайтесь. Не хотел одобрять комментарий, но решил расставить все точки над i.
      Дело в том что Вы исходите из непонятных вещей. Считаете что Ваше понимание шахмат передается либо по наследству, либо генетически. Тогда сядьте и попробуйте научить ребенка 6-7 лет шахматам через компьютер, а потом отвезите его на турнир шахматный и посмотрите как он будет сидеть надо доской 50х50 см и не видеть у себя в углу ладьи. Дело в том что играя на компьютере ребенок видит всю доску одним взглядом (читаем введение), играя на доске (хотя бы средней) — он уже не видит всю доску. У детей 6-9 лет местечковое видение доски. Они видят максимум поле размером 4х4 клетки, а то и меньше.
      Далее, ценность фигур. Вы как собираетесь обуславливать ценность фигур? просто взяв с потолка — ладья 5, слон 3, ферзь 9 и так далее? А почему слон дешевле ладьи? Сможете объяснить? Или верим всему на слово? Кажется я написал в начале — хотите вбить ребенку знания — вбивайте. тогда зачем пишите тут?
      Далее.Вы пытались с группой детей разобрать партию? Ха — попробуйте. Я посмотрю и посмеюсь над Вами как вы будете прыгать перед ними, а они будут сидеть и зевать, т.к. не заинтересованы в ЧУЖОЙ партии (!!!). ИМ нужна своя, но как Вы дадите даже 3м детям одну свою партию?
      Извините, но говоря слово "ахинея" Вы расписываетесь в том что ни разу не вели занятия по шахматам даже у группы из 3х детей.


      P.S. Для игры в шахматы шахматная нотация не нужна если что. Сможете объяснить зачем она ребенку 6-ти лет если он писать то не умеет, и вдобавок изучает английский алфавит, а в шахматах латинский?

    • andyshark1974
      /#10669969

      И да — игра на 15 минут с записью… Я сочувствую Вашему ребенку… Хоть бы с темой ознакомились сначала и на детей посмотрели как они воспринимают часы и запись. Я их перед соревнованиями то без записи обычно обкатываю на часах недели 2, а вы сразу запись… Мда...

      • alex005
        /#10670207

        Я лично против такого преподавания шахмат в школах, как предлагаете вы — оно искажает шахматы. Это будет мучение для детей, которые просто хотят поиграть. Очень сожалею, что вы не поняли о чем я написал. Еще раз повторюсь, что в шахматы детям нужно просто играть и они научатся сами (это природой заложено), а не учить их и решать головоломки, которые не имеют отношения к шахматам. Да, действительно я не преподавал, но это ничего не значит. Часы нужны по любому и чем раньше — тем лучше. Запись нужна, пусть пишут то, что успевают, в следующий раз быстрее и больше запишут. Ну а разбирать партии, не обязательно же все — одну перед занятием.
        Я лично занимался шахматами с 6 лет, еще в СССР, в дворце пионеров и что-то не припомню, что нас (все, кто остались заниматься стали квалифицированными шахматистами, кто-то до мастера дошел, один гроссмейстер) учили так, мы приходили, играли, в шведку играли, с часами и записью вообще проблем ни у кого не было.

        • andyshark1974
          /#10670217

          Это даже не спор, а просто эмоции — "я так привык и все". Считаю что достаточно аргументировал свою позицию в тех же статьях. Вы же преследуете принцип — "а мы так делали, так делать и будем". Нет ни одного аргумента, кроме того "а мы так играли".


          Приведите хоть один аргумент что дает например игра в шведские шахматы? Мне интересно послушать. А заодно обоснуйте причину почему практически все шахматные тренера запрещают играть в шведские шахматы?


          P.S. Ссылка на начало текста — "Я предвижу поток комментариев в которых будет множество фраз типа «а нас отцы учили по другому». Поэтому отступлю с некоторыми объяснениями, почему именно ладья и именно так.", и еще — "Вы хотите научить ребенка получать знания или вбить ему в голову свои знания? Если научить – добейтесь понимания. От простого к сложному. Если вбить… Ну что ж – вбивайте. Но без моих советов.".

          • alex005
            /#10670463

            Хорошо, аргументы в пользу игры в шведку — это весело, это шахматы, развивает командный дух, она нравится детям. Теперь о том как нужно учить шахматам более подробно (обучение 10-20 минут за занятие до игры):
            0. Всегда — игра с друг другом, турниры. Любое занятие заканчивается игрой с записью партии (все время обучение).
            0-1. Занятие начинается с разбора одной или нескольких партий (5-10 минут перед занятием).
            1. Правила шахмат, как ходят фигуры (взятие на проходе, мат, пат), какова цель шахматной партии — поставить мат, шахматная нотация (2 мес.).
            2. Ценность фигур — сколько стоит фигура в пешках, что такое качество (1 мес.).
            3. Поставить мат ферзем и королем одному королю за наименьшее число ходов (1 нед.).
            4. Поставить мат королем и ладьей одному королю за наименьшее число ходов (1 нед.).
            5. Ферзь против пешки (против нескольких пешек тоже), ферзь против коня, ферзь против слона, ферзь против ладьи (2 неделя).
            6. Провести пешку в ферзи, правило оппозиция, правило квадрата (2 мес.).
            7. Пешечный эндшпиль: короли с одной пешкой, короли с двумя пешками, король с двумя пешками и король с пешкой, сложный пешечный эндшпиль (2 мес. на элементарные вещи, сложный и этюдный пешечный эндшпиль изучается все время).
            8. Коневой эндшпиль с пешками (1 мес.).
            9. Слоновый эндшпиль с пешками (1 мес.).
            10. Эндшпиль слон с пешкой против коня с пешками (1 мес.).
            11. Ладья против ладьи с пешкой (2 мес.)
            12. Основы дебютов (3 мес.)
            13. Решение тактических задач (только после всего).

            • andyshark1974
              /#10670665

              По поводу шведки — Вы просто не разбираетесь в детской психологии.


              По поводу остальных пунктов — бред. Для того чтобы начать проходить эндшпиль надо уметь просчитывать ходов 10 вперед. Дети 6-7 лет этого делать не умеют. Это уровень 11 лет и первого разряда.


              Порядок эндшпиля не так должен изучаться (если что это не по курсу Сухина, по другим книгам).


              Ваша воля — начните преподавать сначала у детей, а потом увидите что не так (возможно). Советы давать могут все — а вот сделать так чтобы был результат как-то "всем" сложно.

              • Atos
                /#10671603

                Серьёзно?? 1 разряда?
                Да уже на 3-2 разряде не знать хотя бы основы эндшпиля — позор
                Или разряды настолько уже сейчас обесценились?

                Да и не счёт в первую очередь там важен, а знание типичных приёмов и эвристик

                • andyshark1974
                  /#10671623

                  Назовите мне пожалуйста Ваш авторитет в плане шахмат. Просто интересно откуда такие познания в методике преподавания.

                  • Atos
                    /#10671697

                    Мне казалось, это общеизвестные вещи.

                    И — что с Вашей точки зрения, например, те же правила оппозиции/ключевых полей и квадрата, как не облегчение анализа позиции путём сокращения счёта?

                    • andyshark1974
                      /#10671717

                      Я задал конкретный вопрос — укажите пожалуйста авторитет в области шахмат. При чем тут "общеизвестные вещи"?


                      Две статьи которые были опубликованы в определенном порядке содержат объяснение по каждому конкретному пункту. Есть ссылка на учебник под который подведена научная база с доказательством и тестированием в течении десятков лет. А Вы мне приводите ответа "мне кажется это общеизвестно"...


                      Тем более, видно по Вашим ответам, Вы как минимум не работали с детьми 6-8 лет, не знаете возрастную психологию а оперируете понятиями — "а мне и так тут все понятно..."


                      Не смущает то что это как-бы разные уровни дискуссии?


                      "Общеизвестные вещи" — такой скользкий вопрос который с развитием человечества меняется почему-то. Примеры — в истории их очень-очень много. На то мы и гомо-сапиенсы чтобы развиваться, а не следовать старомодным привычкам.


                      Давайте, если уж пишите, обосновывайте свои ответы, но не фразами типа "это весело". Я Вас попросил подойти к любому тренеру (вменяемому, который детей готовит нормально, а не отрабатывает время) шахматному и спросить его по поводу тех же шведок. И посмотрите на его реакцию.


                      А так — Вы мыслите только своими понятиями, и не воспринимаете ни один из ответов. Смысл тогда дискутировать если я Вам привожу обоснование, а Вы мне просто голословные утверждения? Вы с детьми не работали, слушать советов людей которые с ними работают — не хотите. О чем тогда разговор? Вас я переубедить не смогу (Вы уперлись). О чем дальше будем разговаривать? Не ссылками же Вас закидывать, тем более Вы сами их смотреть не хотите.


                      P.S. Если работали с детьми, то укажите возраст детей, количество и направление в котором Вы их просвещали. Мне интересно это увидеть.

                      • Atos
                        /#10671727

                        Про шведки я ничего не писал.

                        Две статьи которые были опубликованы в определенном порядке содержат объяснение по каждому конкретному пункту.

                        пожалуйста, приведите обоснование того, что игрок, претендующий на звание 2 разряда, не обязан знать основы эндшпиля.

                        • andyshark1974
                          /#10671739

                          Извиняюсь, про шведки это не Ваше :-) Большая часть ответа была написана не Вам алексу005 :-)


                          Про "обязан" — кто спорит то что обязан… Вопрос то что они не знают. Вот и все.


                          Разряды даются не по тому что знает или нет ребенок, а по тому как он играет с другими детьми.


                          Вы предлагаете применять знания те что учат спортсмены, но там проблемы в другой области совершенно. И методики преподавания различные. Я писал изначально сразу — я даю общеобразовательные шахматы. Спортивные сложнее, там и знаний много. что об этом спорить? Кто хочет — тот пусть дает обязаловку в виде оппозиций и пешечных эндшпилей. Только был тут комментарий что "курс убьет творчество"… Ага, а обязаловка в виде оппозиции и прочих просчитываемых вещей не убьет?

                          • alex005
                            /#10673639 / +1

                            Послушайте, честно говоря не понимаю почему вы столь категоричны и агрессивны, что просто хочется с вами поспорить и поставить на место. Каждый высказывает свое мнение и никто не запрещает чужое мнение считать ахинеей, как мы уже это и сделали. Вот ответите мне на вопрос кто такой И.Сухин? КМС по шахматам — ни о чем, чтобы пояснять ему, как нужно думать правильно в шахматах (он в них ничего не понимает судя по книженциям), а тем более детям. Я бы еще понял, если бы вы преподавали по учебнику Капабланки или Ласкера (легко ищется в гугле по pdf), книги которые простые для понимания даже 5-и летним. Если вы не умеете объяснять шахматные азы простым и понятным языком, то это только говорит о том, что вы сами ничего не понимаете в шахматах.

                            • andyshark1974
                              /#10673915

                              Объясняю почему.


                              1. В обеих статьях было написано четко и вразумительно — "курс образовательных шахмат" и была приведена просьба со спортивными шахматами не влазить.


                              2. Кто такой И.Г. Сухин — была приведена ссылка. Не умеете читать — что ж. Сочувствую.


                              3. Вы не знаете возрастную психологию, это видно по Вашим постам. Вполне возможно Вы хороший тренер, но статья не об этом.

                              Вот вам три объяснения лежащих на поверхности. Что мы обсуждаем? Вашу некомпетентность в образовании? Мою некомпетентность в тренерском преподавании? Глупо. Так что давайте бесполезный спор закончим. Изначально в статьях было написано про людей которые хотят вбивать знания в головы детей — мне с вами не по пути. Вот и все. Доказать что-то Вы не сможете, т.к. смотрите со стороны спортивных шахмат с одними целями и задачами, а я со стороны общеобразовательных — с другими целями и задачами. Так понятнее? Целеполагание разное, вот и все.


                              P.S. Я увидел ваши авторитеты в мире шахмат, и на этом спасибо.

        • Atos
          /#10671719

          А вот насчёт головоломок. Мне когда-то попала в руки в 6-7 лет книжка «Шахматы-школе», никто читать и заниматься не заставлял, тем не менее глава с упражнениями на «шахматные лабиринты» и т.п. понравилась, что со мной не так? И, очевидно, к развитию шахматных навыков они имеют прямое отношение (другое дело, что не только шахматных, а и общего развития)

          • andyshark1974
            /#10671749

            Я сразу писал — вопрос в поставленной цели. А не в способах достижения. Если не будет побочных эффектов — то можно применять любые способы достижения. Если будут отрицательные побочные эффекты — то такие методики не могут применяться.


            В моем понимании, все методические вопросы педагогики должны рассматриваться именно в таком контексте.

  6. saboteur_kiev
    /#10669977

    До изучения ладьи ребенок должен уяснить и понять значение следующих слов — клетка (она же поле), доска, горизонталь, вертикаль, диагональ,

    Неужели до 6 лет никто из учеников не играл в крестики нолики или морской бой, где понятия горизонталь, вертикаль, диагональ и клетка вполне себе изучаются

    • andyshark1974
      /#10670013

      Поверьте — чаще нет чем да. Они слова вертикаль и диагональ очень часто в 6 лет не знают. В 8 — знают. В 6 — нет. Именно поэтому я перечислил что надо детям дать. Чаще всего это общее развитие. В чем и цель курса.

      • saboteur_kiev
        /#10670509

        Для меня просто очень странно, что родители, которые отдают своих детей на шахматный кружок для развития, до 6 лет не могли им настолько простые вещи дать.

        • andyshark1974
          /#10670719

          Ооо, дети много чего еще не знают. И не всегда родители в этом виноваты напрямую. Жизнь сумасшедшая тоже часто прикладывает свою лапку. Даже когда ты знаешь что надо сделать так — иногда просто не получается.


          А так да — горизонтали и вертикали, я уж молчу про диагонали, 6-ти летки не знают что это такое.

  7. saboteur_kiev
    /#10669983

    7-4 ничья?

    • andyshark1974
      /#10670017

      Поймались :-) Нет. Здесь белые выигрывают. Надо взять нижней ладьей верхнюю, и тогда на доске останется одна белая ладья, т.е. выигрыш. Кстати — дети часто берут верхней ладьей верхнюю (ход влево) и тогда действительно ничья.


      P.S. В 7-3 тоже кстати белые выигрывают :-) Выжидательный ход влево.

      • saboteur_kiev
        /#10670513

        Да, что-то недоспал… очевидно же =)

        • andyshark1974
          /#10670667

          Детям не так очевидно. Дело в том что ребенок мыслит нормально как взрослый в сильно уставшем состоянии. Они практически всегда решают задачу именно так как Вы решили.