Идейный уровень бытия (рассказ) +5


(Мой первый законченный рассказик философско-фантастического характера. Пожалуйста, максимум критики, будь то ошибки или касательно содержания.)

В тот вечер профессор Клосак собрал друзей и коллег в своей лаборатории, чтобы продемонстрировать некий результат своих последних исследований. И вот мы: я — один из друзей учёного, «писака» из регионального научно-обозревательского издания — плюс ещё десятка полтора человек, многих из которых я видел впервые, остальных же знал лишь по именам — расположились в тесной комнатушке-кабинете посреди столов, стеллажей, компьютеров, бумаг и различного мудрёного оборудования — кто на стульях, кто — на притащенных из других помещений института офисных креслах, а большинство — на приспособленных тумбочках и других предметах интерьера. Все с нетерпением наблюдали за возившимся с приборами профессором, ожидая когда же он начнёт свой рассказ.

Наконец этот момент наступил:
— Ни для кого не секрет, — начал Клосак без лишних приветствий — что объективная реальность, которая нас окружает, состоит не только из материальных явлений. Число Пи, например, теорема Пифагора, тождество Эйлера — это потрясающее по красоте соотношение фундаментальных математических констант — да и сами эти константы… И все остальные открытия абстрактных, или, по Шопенгауэру, «чистых» наук — всё это СУЩЕСТВУЕТ РЕАЛЬНО (профессор сделал явный акцент на этих словах), хотя и не имея при этом материального носителя. Действительно, разве можно полагать, что значение Пи высечено на каком-то камне где-то в сердце Вселенной, и все округлые предметы мира обращаются к этому камню, дабы согласовать свои радиус и длину? Нет, такого камня нет. Но число Пи существует. Существует объективно. Так, если человеческая цивилизация исчезнет с лица Земли, исчезнет, не оставив после себя ни единого следа, ни малейшей крупицы информации о сделанных за тысячелетия открытиях, а затем, спустя века, на смену ей придёт новая разумная жизнь — разве сможет она «уклониться» от этого базового свойста, обойтись без числа Пи в своём развитии? Уверен, они неизбежно пройдут через это и многие другие открытия, сделанные и людьми…

— Упомянутые понятия относятся к элементарным, наиболее базовым «кирпичикам» этой нематериальной части действительности, — продолжил профессор — но можно пойти и дальше, ведь есть гораздо более высокоуровневые феномены: ощущения и чувства, присущие живой материи, психика, мышление, сознание — всё это реально, и всё это мы не можем «потрогать». Попробуйте, например, представить как материальный объект вкус соли. Мы можем подробно разобрать процессы, связанные с ощущением его в живых организмах, — всю цепочку реакций и передачи сигналов — но само это ощущение ускользнёт от нас, останется невидимым за формулами. И ощущение солёности, и все остальные ощущения — вкусовые, слуховые, зрительные — какие угодно — не подвластны материальному анализу. А как насчёт таких «материй» как самоосознание? Можем мы его отождествить с какой-либо субстанцией? Положительный ответ означал бы лишь введение дополнительного уровня-посредника, который бы ничего не объяснил. Таким образом, мы имеем дело с существованием явлений нематериальной, нетелесной природы. Этот мир я называю Идейным уровнем бытия, поскольку его составляющие существуют как идеи, но эти идеи не привязаны к «автору» — им не нужен субъект для своего существования, не нужен некто, кто «прокручивал» бы их в своей голове.

На этом наш уважаемый рассказчик сделал небольшую паузу, видимо готовясь перейти к главной части повествования, и заодно давая возможность и слушателям подготовиться, осмыслив сказанное. Но вот рассказ возобновился:
— Занимаясь подобными рассуждениями, я задался вопросами: а можно ли отделить материальное от нематериального? И в частности, отделить человека от идейной составляющей его внутреннего содержания. Или же самому человеку отделиться от своего материального — перейти на идеальный уровень. Казалось бы, ничего нового нет в подобных вопросах — мистики и люди религии уже давно занимаются вопросом природы духа человека. Но мне представляется, что подобные учения склонны неявно «материализовать» идеальное, вводя понятие души и придавая ей физические свойства, такие, как, например, движение и энергия. Я же попытался решить эту проблему, оставляя идеальное чисто идеальным. И мои исследования не ограничились исключительно теоретико-философским направлением, но и имеют практическое воплощение: сейчас я продемонстрирую вам прибор для перемещения на Идейный уровень бытия, сокращённо ППнаИУБ.

С этими словами профессор решительно повернулся и шагнул в сторону похожего на душевую кабинку контейнера, находившегося всё это время у него за спиной.
— Но постойте… — попытался кто-то возразить, однако Клосак, то ли не услышал, то ли не пожелал пускаться в дискуссию — вместо ответа он открыл дверцу кабинки и шагнул внутрь. Затем плотно закрыл контейнер и, повернувшись к публике лицом, с улыбкой нажал на пусковой рычажок…

Как и положено в таких случаях, в этот момент яркая вспышка света заполнила всё пространство контейнера, и присутствующие были тотчас ослеплены ей. Когда же способность видеть вернулась, мы обнаружили контейнер пустым. Некоторое время стояла тишина. Затем кто-то предположил, что это розыгрыш, что Клосак, воспользовавшись световым эффектом, незаметно покинул лабораторию через потайную дверь в задней части «душевой кабины». Самые ретивые метнулись к контейнеру и тщательно обследовали его. Естественно, они ничего не нашли. Другие наведались в смежное помещение — проверить возможность выхода с другой стороны — там их встретила глухая стена.

… Что бы это значило? Старик действительно перешёл в свою «идейную» реальность? Или он ошибся в расчётах и просто самоуничтожился, распался на поток фотонов? Но тогда должна была выделиться энергия, которая уничтожила бы всё на километры вокруг!

Никто не знал, что делать. Продолжать поиски? Ждать? Чего? Возвращения экспериментатора? А кто сказал, что его прибор действует в обратную сторону? А может, просто уйти, будто и не было ничего? И что потом? Всю жизнь молчать о произошедшем, а то угодишь в психушку или хуже того? Но и если держать эту тайну в себе, всё равно есть риск туда попасть.

Некоторые скептики остановились на том, что это всё же розыгрыш и ушли. У пары человек сдали нервы, и они решили «закрыть глаза» и удалиться от проблемы — и последовали за первыми. Оставшиеся пытались выдвигать объяснения случившемуся и варианты дальнейших действий — всё в пустую. Наконец кто-то вызвал полицию, и это обернулось кошмарной ночью и последующими месяцами для всех очевидцев опыта: допросы, подозрения, обвинения… В конце концов и полиция сдалась, и профессора признали пропавшим без вести «при невыясненных обстоятельствах».

На этом можно было бы считать приключения закончившимися, но до сих пор меня время от времени одолевают мысли об этом случае, и неизбежно встаёт вопрос: где же Вы, профессор Клосак?




К сожалению, не доступен сервер mySQL