Обзор новых бизнес-тенденций, или Экосистемы рынка труда +6


image

Когда вы слышите слово «экосистема», на ум, вероятно, приходит что-то из растительного мира. Но в отчете «Бизнес-тренды», недавно опубликованном Deloitte Consulting, обнаружилось, что экосистемы — уместная метафора для современного рынка труда, где все должно эволюционировать, чтобы сохранять работоспособность в рамках экосистемы.

Доклад, состоящий из 108 страниц, озаглавлен «Деловые экосистемы достигают совершеннолетия». В нем заявлено: все, ранее работавшее для организаций и лидеров: правила, наиболее удачные практики, бизнес-модели, ментальные установки — смещается.

Концепция деловых экосистем не нова. В 1993 году бизнес-стратег Джеймс Мур перенес эту идею из ботаники в бизнес.
Легко понять, почему метафора уместна. После оцифровки каждого бита данных и избавления от бумажных носителей информации, мировой бизнес-ландшафт превратился в сеть с тесными внутренними связями. Как заявлено в отчете:

«Экосистемы — динамичные и совместно развивающиеся сообщества, состоящие из разнообразных субъектов, создающих и получающих новое содержание в процессе как взаимодействия, так и конкуренции».

Сутью экосистемы является преобразование. В докладе Deloitte замечено: экосистемы выносливы и прочны, но они характеризуются постоянными внутренними изменениями. В то время как СМИ, ПО, торговля и т. п. двигаются в направлении все более четкой индивидуализации продукции, другие системы, например, технологическая инфраструктура, поглощают мелких игроков и создают крупные фирмы, предлагающие окружающим ресурсы, информацию и платформы. По данным отчета, существует экосистема для каждого из видов бизнеса: от малого до международного.

Исчезающие границы, открывающиеся возможности и новые испытания


Границы между секторами стираются. Покупатели превращаются в активных участников. Платформы поддерживают новые товары и сервисы. Доступ к общению с интеллектуалами и большему объему ресурсов ускоряет обучение и инновации. Также ожидается, что Интернет физических объектов в ближайшие 5 лет расширится, и будет включать от 26 до 75 млрд. связанных устройств (не считая смартфонов и планшетов). Исчезновение границ и расширение возможностей — это хорошая новость.

Но возможности без стратегического управления совсем не являются настоящими перспективами. Лидерам необходимо определять новый круг задач, направленных на усилие экосистем. Главные направления:

Информационная безопасность и данные


Одна из крупнейших экосистем — Интернет. В нем сосредоточен огромный объем информации, нуждающейся в защите. Поэтому поддержание открытой и надежной глобальной системы является масштабной задачей. Число зафиксированных кибератак увеличилось почти на 50%, и в 2014 году составило около 120 000 в день (!).

Действия хакеров разрушают общественное доверие, а зависимость компаний от данных возрастает. Это ставит в сложное положение лидеров, воспринимающих созданную совместно с клиентами информацию, как ценные активы.

Талант


Поскольку большая часть задач, выполняемых новичками и рабочими с низкой квалификацией, автоматизируется, традиционная структура персонала превращается из пирамиды в песочные часы, базирующиеся на узкоспециализированных сотрудниках.

По оценке Intuitreport к 2020 году более 60 млн. американцев превратятся во временных работников. На фоне перехода от постоянной занятости к контрактной системе 87% руководителей ведущих мировых кадровых агентств уже сменили стратегию поиска талантов на параллельный подбор временных работников и опытных сотрудников (или планируют так поступить). Это подразумевает перепоручение временной работы через фриланс-платформы (Odesk). Маркетинг и совершенствование товара происходят на креативных краудсорсинговых ресурсах (Tongal или Quirky).

Стратегия


Поскольку штат сейчас набирается в Сети, стратегии успеха теперь зависят как от сотрудничества, так и от конкуренции. Обзор обнаруживает: необязательно обладать основными способностями или контролировать их напрямую, чаще требуется создавать новые бизнес-модели и повышать оперативность действий. Соответственно, упор будет сделан на установление внешних взаимоотношений, а также на крупные массивы данных и аналитику.

Больше возможностей — больше потенциальных решений


Благодаря развитию технологий, сегодня возможности установить связь между специалистами и остальными работниками шире, чем когда бы то ни было. Подобная экспертная группа, в свою очередь, ставит перед международными деловыми экосистемами задачи, связанные с разрешением комплексных проблем, например, распространением заболеваний или истощением ресурсов.

Эти вопросы отчет относит к «неприятным перспективам». Ясно, что поиск выхода из таких ситуаций требует участия большого количества людей.

Как заставить всех игроков сесть за стол и поработать на общий результат? Доклад Deloitte предполагает наличие организаторов, «управляющих всем», и создание пространства, необходимого для согласованных действий всех остальных. К примеру, Глобальный альянс по проблемам вакцин и иммунизации (GAVI) повысил иммунизацию в беднейших странах мира, объединив спрос развивающихся стран на вакцины и стабильное долгосрочное финансирование.

В отчете также отмечается: не должно быть одного наилучшего решения, исходящего от всех этих разных групп, собранных вместе. Иногда массовый подход с созданием полного списка потенциальных выходов является единственной возможностью достичь цели.
Есть и другие пути развития лидеров, ведущие к повышению их эффективности внутри экосистем.

Лидеры в большей степени заинтересованы в общественном влиянии


Руководителям необходимо выходить за пределы своего сектора и держать в голове полную картину проблем и решений. В связи с этим появляется новый вид лидера. Deloitte обнаружил: лучшие выпускники бизнес-школ, раньше сразу после получения диплома устраивавшиеся на работу в такие высокооплачиваемые сферы, как финансы или консалтинг, теперь вытесняются «жесткими целеустремленными людьми, которые, как ожидается, смогут совместить деловую хватку и общественное влияние».

Ведущие университеты предлагают больше курсов социального предпринимательства, инвестирования в социальную сферу и управления социальным предприятием, а общественные инновации создают комбинированный кадровый потенциал, свободно действующий в деловых и социальных областях.

В докладе отмечается:
«Руководители в ближайшие десятилетия станут «триатлонистами», способными управлять персоналом, взаимодействовать и влиять на результаты во всех сферах, и, используя термин гуру менеджмента, Питера Сенге, «системными лидерами», которые смогут ускорить изменение структур, над которыми у них нет формального контроля».

Самоконтроль лидеров


Передовые технологии и бизнес-модели не только создают новые экосистемы, но и проверяют ограничения, устанавливаемые существующими нормативными рамками (привет Lyft и Uber). Вместо того, чтобы полагаться на традиционное регулирование, перспективные бизнес-лидеры экосистем считают необходимым включать самоконтроль. Исследование Deloitte 2014 года, посвященное репутационному риску, обнаружило, что 87% опрошенных руководителей сочли риск потери деловой репутации более важным или значительно более важным, чем другие стратегические риски, с которыми они сталкиваются.

«В экосистемах острее чувствуется взаимозависимость субъектов и факт того, что любое слабое звено угрожает успеху целого»,
— отмечается в докладе. Примером тому служит открытость и наличие инструментов, контролирующих репутацию, в службах eBay. Социальные медиа также действуют как система, удерживающая корпоративное поведение в узде, поскольку любое нарушение может за нескольких минут распространиться как вирус.

Лидеры, как создатели ориентиров


Лучшие руководители одобряют проекты и понимают их ценность как для создателя, так и для участников. Наиболее легко настраиваемые платформы приносят пользу тысячам, если не миллионам независимых пользователей, которые получают все преимущества от специализации и гибкости. Возможность участников фокусироваться на действиях, с которыми они справляются лучше всего, и предоставление остальных аспектов другим, как в коммерческой платформе от Amazon, тоже имеют колоссальную ценность для всех.

Внутри более мелких групп, сложившихся на проекте, могут создаваться глубокие, основанные на доверии взаимоотношения, которые также будут способствовать установлению связей с более широкими структурами.

Грамотный руководитель поймет: величайшая возможность на платформе состоит в том, чтобы найти ориентиры, которые позволят получить большую часть создаваемых там ценностей. Обнаружение таких точек похоже на понимание того, где начинают концентрироваться отношения. Отслеживание этих ориентиров даст возможность заметить сигналы, предсказывающие грядущие тенденции и позволяющие лидерам работать на опережение. В докладе утверждается:
«Когда вы находитесь в центре потока, незначительное ловкое действие способно привести в движение крупные объекты».

P.S. Рекомендуем ещё одну статью по теме — Секреты создания команды руководителей.

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult.




К сожалению, не доступен сервер mySQL