Из первых уст: «Яндекс.Вертикали» отделяется от «Яндекса» и бросает вызов крупнейшему сервису объявлений России +7


image
Источник: PCWeek

В январе 2016 года «Яндекс» выделит в отдельные структуры два подразделения, приносящих ему нерекламный доход, — «Яндекс.Такси» и сервис объявлений «Яндекс.Вертикали». Выделение сервисов поможет диверсифицировать риски и снизить рекламную долю в структуре выручки «Яндекса», которая сейчас составляет почти 99%.

В «Яндекс.Вертикали» войдут все сервисы объявлений «Яндекса» — «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа» и «Яндекс.Путешествия». «Яндекс.Вертикали» планирует составить конкуренцию лидеру российского рынка Avito. Выручка Avito в 2014 году выросла почти вдвое — до 4,3 миллиарда рублей — и продолжает расти.

Антон Забанных рассказал РБК о планах и перспективах развития «Яндекс.Вертикалей». Он возглавит эту компанию в 2016 году.

«Мегамозг» приводит наиболее интересные цитаты из интервью.

О причинах разделения


Юридическое выделение компаний — это попытка для нескольких коллективов создать полноценные рыночные условия работы. Это попытка сделать так, чтобы для нас де-факто и де-юре, и в том числе в финансовом плане, основной задачей была не проектная деятельность и не только разработка продукта, а именно создание бизнеса. Сложно считать расходы, эффективность принимаемых решений, когда ты живешь в общем бюджете в общих условиях. А самостоятельность порождает еще и скорость и ответственность. В общем, делается ставка на то, что через несколько лет мы станем значимым процентом в выручке всей группы компаний «Яндекс».

О самом прибыльном направлении и выручке


[Самое прибыльное направление — ] Автомобили. Это при том, что этот сегмент рекламы пострадал в 2015 году намного сильнее остальных. Мы справились, несмотря на падение продаж новых автомобилей более чем на 40%, подержанных машин — на 20–30%. Справились как раз за счет роста нерекламных доходов — денег, которые нам платят частные пользователи и дилеры, чтобы рекламировать свои объявления. Сейчас нерекламных доходов в нашей выручке больше половины, и их доля продолжает расти.

В 2016 году мы хотим вырасти примерно на 50%. Если говорить про перспективу трех лет, рассчитываем на рост выручки и капитализации отделяющейся компании в несколько раз. Впрочем, планировать на такой срок — неблагодарная штука.

О внешнем финансировании


Когда в СМИ впервые начали писать про наше выделение, я получил от нескольких людей вопросы: «Можно ли в вас вложиться?» Пока планов привлекать внешние инвестиции у нас нет. Все бизнес-юниты «Яндекса» прибыльны, у нас есть свободные деньги для своего развития. И мы останемся прибыльными в среднесрочной перспективе даже с учетом больших трат на собственные продуктовые и маркетинговые проекты. Так что непонятно, зачем нам привлекать внешнее финансирование прямо сейчас.

О сервисах объявлений «Яндекс.Авто» и «Яндекс.Недвижимость»


В 2010 году открылись агрегационные сервисы «Яндекс.Авто» и «Яндекс.Недвижимость». Их цель была «запылесосить» все объявления в интернете внутрь себя и давать по ним удобный поиск. Таким образом, партнеры получали трафик, а мы монетизировались за счет рекламы. Теперь мы от этой модели постепенно уходим — рынок меняется, его участникам становятся интересны другие форматы.

С покупкой «Авто.ру» мы ушли от предыдущей модели совсем: мы раздаем не трафик, а покупателей и звонки, и уже не агрегируем объявления. С «Яндекс.Недвижимость» та же история: первоначально сервис был агрегатором объявлений, но в декабре 2014 года мы начали принимать объявления напрямую. Правда, при таком подходе есть масса проблем, но мы их решаем.

Ключевая — качество информации. Знаете, вообще все, чем мы занимаемся, — это очень неудобные для людей сферы. Допустим, вы хотите купить машину. Казалось бы, покупка нового автомобиля — более комфортный сценарий, чем попытка найти хорошую подержанную машину. Однако, определившись с маркой, вы нигде не сможете посмотреть, какие машины сейчас есть в салонах в наличии. Придется объезжать эти салоны, общаться с менеджером, который будет деловито зачитывать список опций каждого автомобиля, не называя цену.

С подержанными автомобилями все еще хуже. Есть объявления, которые вроде о каких-то объектах из физического мира, но насколько они правдивы — вообще никому непонятно.

Мы хотим эту непрозрачность, этот хаос, устранить. Мы не хотим быть просто досками объявлений, хотим стать объективным средством выбора.

О самой дорогой покупке «Яндекса»


В 2014 году компания выкупила сервис объявлений «Авто.ру» за $175 миллионов.
Создать сервис по приему объявлений — легко. Сложно сформировать из него сильный бренд. «Авто.ру» это удалось, но под натиском конкурентов этот проект уже начинал терять свои позиции на рынке. Поэтому для нас это покупка была экономией времени, покупкой готового бизнеса, который понятно, как дальше развивать.

Я не берусь рассуждать о цене, поскольку тогда не принимал непосредственного участия в сделке. Я был одним из тех ребят в «Яндексе», которые смотрели на новость о покупке и думал, почему «Авто.ру»? Но если проанализировать рынок и посмотреть на другие страны — аutotrader.co.uk в Великобритании, в США autotrader.com или любой другой, — то становится понятно, что цена нашей покупки не так уж и велика: перспективы развития подобных сервисов хорошие, а их капитализация непрерывно растет.

Впрочем, мне кажется, что если бы этой сделки не было, на рынке либо появился бы монополист в лице Avito, либо «Авто.ру» просто растаял бы. Я считаю, это важный момент: за год с небольшим [с момента покупки] нам удалось исправить скептический настрой по отношению к «Авто.ру», в том числе и у тысяч человек, работающих в «Яндексе».

О результатах работы «Авто.ру» c момента покупки


Когда мы покупали «Авто.ру», сервис был лидером только в столице. У нас есть интересная статистика: когда вы снимаете объявление с «Авто.ру», мы спрашиваем о причине. Варианты ответа такие: продал на «Авто.ру», продал где-то еще, решил не продавать. Если наложить статистику по вариантам ответа на статистику «Автостата» и других источников, которые публикуют данные о количестве поставленных на учет автомобилей, получится интересная картина: оказывается, каждая вторая машина в Москве и области продана при помощи «Авто.ру». Если взять только Москву, то 140% машин поставлено на учет и продано через «Авто.ру». Это из-за того, что автомобили продаются из Москвы, а разъезжаются по всей России. Сейчас мы лидеры по продажам не только в Москве, но еще в Санкт-Петербурге и в ряде центральных регионов.

Сейчас мы находимся в процессе объединения «Яндекс.Авто» и «Авто.ру» под брендом последнего — этот процесс завершится к концу весны 2016 года.

О сервисе «Яндекс.Работа»


«Яндекс.Работа» у нас все еще остается агрегатором. Нельзя заниматься всем одновременно, поэтому «Работу» мы активно не развиваем. Это и сейчас полезный сервис — на сайте можно найти все более или менее значимые вакансии. После всех наших запусков с «Авто.ру» и «Недвижимостью» от нас ожидали, что мы и в «Яндекс.Работа» перестанем быть просто агрегатором, некоторые даже отключились. Пришлось объяснять партнерам, что мы ничего такого не планируем. На рынке вакансий сейчас много хороших игроков, толкаться нам не хочется.

О сервисе «Яндекс.Путешествия»


Первый раз мы планировали запускаться в 2008 году, но отложили из-за обстановки. В этом году запустили, но опять «вовремя»: люди значительно меньше стали ездить за границу, и количество стран, в которые можно уехать, уменьшается. Но у нас есть не только туры за границу — мы продаем и российские туры. А прошлым летом неожиданно самым быстрорастущим регионом сервиса стала Абхазия.

«Поиграть» в «Путешествия» мы давно хотели. По аналогии с другими сервисами, пакетные туры — рынок абсолютно дикий. Стоят какие-то киоски на улице, ты туда заходишь, тебе что-то продают. Сейчас «Яндекс.Путешествия» — удобный сервис. Нажимаешь кнопку — тебе показываются даты, цены, опции дополнительные. Сервис агрегирует предложения туристических компаний, которые продают туры. Эти фирмы платят нам за размещения и комиссию с продаж туров. Сервис получился приятный, но это пока не бизнес.

«Убивать» сервис точно не будем. «Яндекс.Путешествия» для нас — стартап внутри стартапа, в котором работает несколько людей. Подобные венчурные проекты имеет смысл пробовать и развивать — вдруг что-то из этого вырастет.

О планах развития


Ближайший год мы точно потратим на то, чтобы развивать существующие сервисы. При этом мест, «в которых людям неудобно», еще очень много, просто не все сферы сейчас готовы к изменениям. С медициной, например, жуть — все настолько зарегулировано, что вы не сможете начать прямо сейчас что-либо делать в этой сфере. В общем, не все сферы сейчас готовы к изменениям. Мы на нашем малом фронте стараемся бороться с хаосом и непрозрачностью, чтобы сэкономить людям время, нервы и деньги.




К сожалению, не доступен сервер mySQL