Проект длиной в 8 лет — знал бы, ни за что не ввязался: свой 2-тактный мотор +233



Когда-то давно я понял, что мне мотора Иж Планета не хватает и я решил радикально модифицировать его — сделать собственный цилиндр. По ходу сменился даже мотор. За его время я успел закончить школу, поступить в один вуз, вылететь и каким-то чудом перевестись в другой и отучиться там еще 5 лет и все равно я закончил и его уже два года назад. Знал бы я, что так оно растянется, наверное, не ввязался бы. Поскольку мы воспринимаем время относительно прожитого в сознательном возрасте, то для меня оно растянулось на половину прожитого времени.

Прошло уже 6 лет с момента выхода первой и последней заметки по этому проекту(Свой 2-тактный мотор. CR620 рекомендуется к ознакомлению). Тогда я остановился из-за проблем с аутсорсом в металлообработке. Кто не может, кто не хочет, кто делает бесконечно долго, кто и детали назад возвращать не хочет. А город в котором я живу имеет славную промышленную историю и был центром Петровской индустрии 18-века, но от славного прошлого ныне остался один корень в названии города и несколько действующих предприятий, на которых занято порядка единиц процентов населения. А сейчас не 90-е и даже не 00-е, когда можно было договорится с человеком с завода чтобы он что-то такое эдакое для тебя сделал. Теперь у них есть работа и КПП на входе, как я потом узнал — номинальное. Вся эта история с передачей деталей где они лежат, а не делаются, поиск новых мест и тому подобное блуждание длилась несколько лет. Оказалось, что отлить сложную алюминиевую отливку у сарая на родительской даче я смог, а обработать, что не выглядело проблемой изначально — нет.


В это же время я познакомился с мастером из университетской мастерской, который сначала под присмотром, а потом и самостоятельно позволял мне работать на станках. Жаль только то, что станки были чуть больше настольного и моя отливка не имела шанса влезть в них. Однако, я делал на них маленькие детали на продажу и заработал на токарный станок уже промышленного уровня, пусть и выпущенный на заводе сомнительной репутации в АрССР.


Из помещений, где я мог что-то делать, был кусок в 3х3м сарая на родительской даче и гараж-ракушка. В одном нет места в другом света. Я решил, что с электричеством проблема проще и перевез станок в гараж. Там я его отмыл, перебрал и изучил. Казалось бы, электричество есть в кооперативе напротив через кусты и грунтовку, в 10м. Связался с председателем и предложил ему платить все взносы за право покупать у его кооператива электричество. Он категорически был против. Фейл. Соседей пенсионеров мне тоже убедить не удалось. Фейл. Появилась идея снять с товарищами гараж для хранения и ремонта мототехники. Звонили по объявлениям, ездили смотреть и каждый раз общение с собственником помещения заканчивалось после вопроса о установке станка. Фейл. Проект как обычно отложен на следующий год.

К концу лета следующего года я, видимо, настолько утомил родителей терриконами отходов литейного производства на даче (на мой взгляд хорошо разбавляли сельский пейзаж и избавляли от стрижки травы в пределах пары метров от них), что они решили купить мне гараж у дома и с электричеством, аж с тремя фазами по стенке. Там наконец токарный станок ожил, а я смог начать обрабатывать отливку цилиндра после 2,5 лет выдержки.

Когда я наконец обработал отливку, то столкнулся с очередной проблемой: я договорился с человеком, который делает сверхтвердые гальванические покрытия на цилиндрах ДВС и проектировал цилиндр именно под покрытие, а пока время шло, человек уже перестал этим заниматься или просто не стал браться, а другие либо делали дорого, либо как-то очень подозрительно путались в ответах. К тому же, колодцы золотников были выполнены вертикальными, при проектировании я не мог думать как технолог, ибо не имел своей производственной базы. Такие я не мог обработать сам и отдал на сторону, где цилиндр повис на полгода. Так проект встал, хотел закончить к лету, никогда такого не было и вот опять. Нужно было делать чугунную гильзу, да только к тому времени накопилось столько новых идей, что проект 4-годичной давности устарел и тащить его не было никакого желания. Так эта ветвь и остановилась навечно.


Зимой был подготовлена новая версия цилиндра. Именно с этого момента можно отсчитывать хронологию проекта. Отличительной особенностью ее является обилие «механизации» — два клапана в каналах выпуска и золотники в каналах продувки.
Начнем, пожалуй, с небольшой теории о мощностных клапанах в двухтактных двигателях внутреннего сгорания.

Введение


К настоящему времени в двухтактных двигателях с кривошипно-камерной продувкой применяются системы управления сечением и/или фазой выпускного порта. Данные системы обеспечивают сглаживание кривой мощности. Изменение фазы или сечения выпускного порта выполняется с помощью заслонки, расположенной в выпускном канале. Ее положение зависит от оборотов коленчатого вала. Привод заслонки бывает пневматическим, механическим или электрическим. Например, на моторе мотоцикла Yamaha TZ500 при высоких оборотах, около 10500 мин-1, значение фазы выпуска составляет 202deg, а на низких около 180deg. На рисунке представлена конструкция мощностного клапана фирмы Yamaha.


Как и для выпуска, для продувки тоже существует зависимость оптимальной фазы продувки от оборотов, обусловленная компромиссом между скоростью газа в потоке продувки, потерями свежей смеси через выпуск и объемом ее же, поступающей за время продувки. Данная зависимость линейна, что можно увидеть из графика, представленного ниже.


В отличие от выпускного порта, каналы продувки характеризуются еще и углами выхода: горизонтальными и вертикальными. В случае пятиканальной продувки обычно получается четыре ненулевых и различных горизонтальных угла и пять (по два на 1-4 каналы и один на 5-й) вертикальных.


Горизонтальные углы продувочных каналов: A, B, C, D


Вертикальные углы основных каналов продувки

Данные углы необходимы для получения характерной петли продувки. Такой способ продувки называется петлевая продувка и обеспечивает наиболее эффективное удаление отработанных газов без увеличения числа подвижных элементов двигателя и усложнения его конструкции. Поэтому в настоящее время только он применяется на всех двухтактных двигателях, кроме двухтактных дизелей. Из-за важности углов выхода продувочных каналов применять методы, используемые для управления выпуском, нельзя. Поскольку они будут создавать либо нежелательные завихрения в канале продувки, либо изменять его углы выхода.

Авторы [A. Graham Bell. Two-Stroke Performance Tuning. Haynes Publishing, 1999.] утверждают, что во время продувки возникают колебания с собственной частотой $f_{пр}$:

$f_{пр} = \frac {c_{зв }} { 2 \pi* \sqrt { \frac { V_{кшк}}{S_{пр}^2}*( {l_{пр} + 0,187[a_{пр}+h_{пр}])}} }, (1) $

где:
$с_{зв}$ — скорость звука в продувочном канале;
$V_{кшк}$ — объем кривошипной камеры без учета объема продувочных каналов;
$l_{пр}$ — средняя длина продувочного канала;
$S_{пр}$ — средняя площадь поперечного сечения продувочного канала;
$a_{пр}$ — ширина среднего поперечного сечения канала;
$h_{пр}$ — высота среднего поперечного сечения канала.
Выражение $(l_{пр} + 0,187[a_{пр}+h_{пр}])$ представляет собой поправку, учитывающую влияние входной части продувочного канала.
Эта собственная частота, $f_{пр}$, должна быть равна:

$2 f_{пр} = \frac {3n} { \phi _{пр}}, (2) $

где:
$n$ — чистота оборотов коленчатого вала двигателя;
$\phi _{пр}$ — фаза продувки.

Таким образом, из выражения (2) следует, что собственная частота колебаний, возникающих во время продувки, прямо пропорциональна частоте оборотов двигателя, но правая часть выражения (1) не зависит от частоты вращения коленчатого вала. Поэтому продувка оптимально работает лишь в узком диапазоне оборотов, а для расширения рабочего диапазона необходимо внести зависимость от оборотов в правую часть выражения (1). Проще всего это сделать, введя зависимость средней площади поперечного сечения продувочного канала от оборотов. Чтобы не вносить нежелательных завихрений в поток газа в продувочном канале, желательно изменять сечение каналов продувки, меняя их количество. Например, с помощью золотников, перекрывающих некоторые каналы продувки. В рамках данного проекта предлагается перекрывать золотниками дополнительные каналы продувки.


Золотники в каналах продувки: левый полностью открыт, правый закрыт

Влияние данного решения было исследовано с помощью компьютерного моделирования продувки в пакете программ SolidWorks Flow Simulation. Продувка выполнена при постоянной разнице давлений между входом в каналы продувки и выходом из выпускного канала. Поршень считался неподвижным и находящимся в нижней мертвой точке. Процессы впуска и выпуска не учитывались. Разница давлений была выбрана из разницы объемов под поршнем в нижней и верхней мертвой точке и составляла 0,6 кг/см2. Из-за указанных выше допущений, результаты расчета в этом стационарном приближения можно рассматривать как качественные без количественной оценки. Поскольку, например, разделить во времени или пространстве процессы выпуска и продувки нельзя. В этом и заключается главная трудность для компьютерного моделирования двухтактных двигателей с кривошипно-камерной продувкой.

На рисунках видно, что закрытие золотников существенно влияет на распределение скоростей потока и вид петли продувки: при закрытых дополнительных каналах (трехканальный режим) увеличивается скорость газа в процессе продувки и петля продувки становится более выраженной и отдаленной от выпускного окна, что должно снизить потери свежей смеси через выпускной порт и снизить коэффициент остаточных газов, в тоже время, высокая скорость на выходе потока из каналов продувки при трехканальной продувке указывает на наличие узкого места, которое будет ограничивать расход газа через двигатель, а значит и мощность при высоких оборотах. В случае пятиканального режима смешивание газов должно быть больше, а, значит, возрастет коэффициент остаточных газов, но при этом наблюдается меньшая скорость, и «узким» местом становится канал выпуска, что снижает потери свежей смеси через него.


Траектории 2000 частиц при открытых золотниках в дополнительных продувочных каналах (пятиканальный режим)


Траектории 2000 частиц при закрытых золотниках в дополнительных продувочных каналах (трехканальный режим)

Кроме золотников в каналах продувки, планируется установить в выпускном канале мощностной клапан (МК) для проверки совместной работы обоих систем. Наилучшим образом для исполнительного механизма МК подходит заслонка в виде секторного золотника. Это объясняется тем, что кромка заслонки такого мощностного клапана во всем диапазоне рабочего хода находится максимально близко к рабочей поверхности цилиндра (то есть, при малом угле поворота траектория движения точке на кромке золотника приближена к прямой), а не только в нижнем положение, как в случае цилиндрического золотника или наклонного шибера. Кроме того, такая конструкция заслонки не создает сильных завихрений за собой как шиберная заслонка, движущаяся параллельно оси цилиндра.


Заслонка мощностного клапана(МК) в опущенном состоянии


Продувки при закрытых золотниках в дополнительных каналах продувки и опущенной заслонке МК

Разработка моделей


На основании информации (таблица), полученной входе изучения цилиндров мотоциклов Kawasaki KX500, Honda CR500, Yamaha YZ490 и CZ 514, были выбраны фазы продувки и выпуска соответственно равные 125deg и 186deg, с полностью закрытым мощностным клапаном фаза выпуска уменьшается до 156о. Число продувочных каналов выбрано равным пяти и выпуск из двух основных окон и двух дополнительных портов. На впуске был установлен лепестковый клапан.
Ход поршня, мм Длина шатуна, мм Высота выпускного окна, мм Высота продувочного окна, мм Фаза выпуска, град. Фаза продувки, град.
Honda CR500 79 144 34 15.5 180.1 119.5
Yamaha YZ490 82 137 37.8 16.8 188.5 123.7
Cezet type 514 72 130 32 17 183.4 131.5
Kawasaki KX500 86 145 36.5/40 17 180.1/189.3 121.3
Проект CR724 79 144 26/36 17 156/185.8 125.3

Примечание: Если в ячейке указаны два параметра высоты выпускного окна или фазы выпуска, то первая относится к состоянию с полностью закрытым МК, а вторая с открытым.

После замеров сопрягаемых с цилиндром элементов базового двигателя было выполнено создание трехмерной твердотельной модели газораспределительных каналов и сопряженных с ними полостей. Все чертежи были выполнены с использованием пакета программ SolidWorks.


Твердотельная модель газораспределительных каналов

Начало именно с твердотельной модели каналов позволяет минимизировать число толстых мест отливки и уменьшить ее массу. На следующем шаге вокруг модели каналов была построена оболочка с толщиной стенок 4-6 мм и нижним крепежным фланцем.


Оболочка каналов без выреза модели каналов

Рубашка охлаждения была получена построением вокруг оболочки каналов второй оболочки, такой чтобы между обоими оболочками в горячих местах (верхняя часть цилиндра и каналы выпуска) оставалось расстояние в 6-10 мм. Толщина стенки оболочки каналов охлаждения около 4 мм. Вход в рубашку охлаждения находится внизу цилиндра под каналом выпуска и выше верхней кромки продувочных каналов рубашка охватывает весь периметр цилиндра. Также на этом этапе были построены плоскости крышек системы газораспределения и фланцы впуска и выпуска.


Твердотельная модель цилиндра без выреза модели каналов

Модель цилиндра получена при вычитании из полученной на предыдущем этапе модели каналов, таким образом модель каналов формирует полости. Далее была выполнена разметка крепежных отверстий, посадок подшипников и гильзы. На этом построение модели цилиндра закончено.




Построение гильзы и золотников было выполнено так же с помощью вычитания модели каналов из соответствующих твердотельных «заготовок».

Получилось и так много текста, поэтому за сим завершаю эту часть. Следующая будет повествовать о изготовлении литейной оснастки и выполнении отливки цилиндра.




Комментарии (84):

  1. vaborg
    /#21911342 / +2

    гигант, жму руку.
    не хватает гифок для брутальности.

  2. dndzph
    /#21911350

    Как человек, который изготовил карбюратор для старенького Фиат Ритмо — неистово жму руку! Мне нужно было только повторить по чертежу и то я запорол две заготовки, а тут все с нуля- титанический труд! Жду продолжения.

  3. drWhy
    /#21911366

    Просто шикарно! Особенно замена штатного воздушного охлаждения. Для зажигания можно магнето использовать, хотя сейчас электроника в почёте.

    Теперь осталось недорого купить кузов, и винтажное транспортное средство готово к несению службы типа «перевозка в коляске всякого хлама и транспорт на каждый день».
    Да, крейсерская у него была чуть ниже 120 км/ч, но то ж на родном движке.
    В этот же кузов становился Юпитеровский движок.

    СЗД

    Серъёзно, Вы молодчина.

  4. ittakir
    /#21911396

    Очень круто!
    Но, увы, это как говорится, резьба по калу.
    Я тоже в свое время тюнил движок CRM250, впускной клапан от CR250, карбюратор от KX250, повысил степень сжатия. Кучу времени на все это ушло. Да, стал ехать веселее.
    Но после того как продал CRM250 и пересел на YZ450F понял, где она, та самая желанная мощь.
    Вы когда нибудь катались на 4Т 450ке кроссовой?
    Там мощности двигателя настолько много, она настолько неудержимая, что все мысли о тюнинге сразу исчезают. Кому 450 мало, есть XR650R (хотя и морально устаревший).

    У вас основа двигателя — ИЖ Планета? Как он будет справляться с увеличенным крутящим моментом?
    Кроме того, нужен другой карбюратор (или инжектор), другой резонатор выпуска и впуска.

    Хорошо, сделали вы непонятного монстра. Дальше что? Будете ездить на морально устаревшем 40 лет назад ИЖе с никакими подвесками, рамой и всем остальным?
    Вот реально, не занимайтесь ерундой, подкопите денег и купите что-нибудь более-менее современное. Если эндуро, то WR450F, если кросс, то YZ450F (или одноклассников) года от 2006. Я вас уверяю, из них вы вряд ли когда-нибудь вырастите.

    И двигатель в мотоцикле не главное. Важен общий баланс, развесовка. Чтобы на кочках он не клевал носом, ровно ехал по любой дороге, легко было ловить на колеях. Поэтому рекомендую только современные мотоциклы, которые пошли на алюминиевых рамах. После расхлябанного старья просто нереальные ощущения на сколько они удобные, сбитые, крепкие.

    • schigartsov
      /#21911500

      Там есть пасхалки, которые явно говорят, что там иж участвовал не более, чем лежал рядом.

      • ittakir
        /#21913730

        Давно не писал на хабре. Слишком токсичное сообщество, поэтому надоело.
        А тут такая близкая мне тема. Я и книгу Грэма Бэлла читал, и как 2Т мотор работает, знаю еще лет с шести.
        И все-таки Хабр торттот! 5 обиженок почувствовали своим долгом замочить меня, поставить свои ненавистные минусики мне в карму.
        «Такую лищную неприязнь испытываю, что кюшать не могу!»
        Да и плевать… Обиженки пусть дальше варятся в своем ограниченном мирке. Большинство, уверен, никогда не ездили на мотоцикле.
        И уж точно не принимали участие в соревнованиях по хард-эндуро.

        И все-таки мне, как мотоциклисту, интересно узнать от автора, на какой мотоцикл он собирается ставить этот мотор.
        И что это за мотор? CR500? Что там с резонатором? Из чего или от чего будет поршень?

        Еще я не понял, почему в таблице Ход поршня и Длина шатуна для CR500 и CR724 совпадают. Как это возможно?

        Как мотоциклисту, мне трудно понять, причину создания 700 кубового 2Т двигателя.
        Обычно причины такие:
        1. Соревнования по Hillclimb. В России почти не проводятся, по крайней мере так как в США — с моторами от спортбайков, длинными маятниками.
        2. Кроссовый колясыч. Тоже довольно специфичное занятие.
        3. Снегоход.
        4. «2Т Гонщик» в кавычках. Тот, кому CR500 мало. На самом деле гоняют весьма посредственно, потому что большую часть времени проводят в гараже, а не на треке.
        Как я ранее уже пытался объяснить, мотоциклу мотор в 2Т 700 кубов НЕ НУЖЕН. Даже 2Т 500 не нужен. Обычного стокового 450 4Т с избытком достаточно даже для МАСТЕРА СПОРТА по мотокроссу.
        Посмотрите как жарит Мельников (3х кратный чемпион Латвии по мотокроссу)
        youtu.be/V3Uzw-lym_4?t=208
        www.youtube.com/channel/UCGiDUblMPiGyLIUx62NyCPg
        Он ездит на самых обычных мотоциклах, без всякого тюнинга.

        Я на самом деле не против такого хобби. Но должна быть и капля рационального зерна во всем этом. Если нравится конструировать двигатели с нуля, возможно стоит сменить направление, чтобы цель была более оправданной?
        Например, сделать мотор для авиации — дроны, мотопарапланы.

        Sdvnkhp

        Если бы автор хотел купить, он бы купил, его опыт и знания бесценны. Каждый выбирает свое, одному высокооплачиваемая работа и покупка чужого говна в красивой обертке, другому титанический труд и свой опыт и результат.

        Не пойму почему вы назвали говном современный японский мотоцикл? Он разработан инженерами на основе огромного опыта предыдущих лет. Он не просто хороший, он лучший в мире.
        Вот что я точно назову говном — так это корч из двигателя CR500, с цилиндром на 700 кубов, рамой от CRF, вилкой от YZ, и бобиной от Москвича. Оно не едет, не рулится, продать его невозможно, научится ездить на нем тоже.

        Не навязывайте людям того чего они не хотят.

        Вообще то тут находятся комментарии. Типа обратной связи от благодарных читателей. Если вам нечего сказать — вы можете просто поставить лайк. Мне есть что сказать, и я говорю. Не нужно меня затыкать.

        uncle_dima
        Дальше такие люди проектируют всякие YZ450F, чтобы вы могли кататься на кроссовых. Или движки для Формулы. Или ещё что-то, благо есть бесценный опыт — сын ошибок трудных.


        Ну во-первых, автор все-таки не проектирует всякие YZ450F и движки для Формулы.
        Он просто пытается скопировать цилиндр от мотоциклов 30 летней давности, сделав его чуть больше. И еще зачем-то добавляет заслонки в продувочные каналы, хотя ни один производитель с их огромным ресурсом RnD такого не делал. Причина думаю простая — они там совсем не нужны.
        То что он сделал расчет движения смеси это похвально, но в реальности там много всего не учтено: движение поршня, отраженные волны от резонатора выхлопа, степень открытия газа и т.д.

        Все таки, я рассчитываю, как благодарный читатель, получить какой-нибудь ответ от автора, кроме намеков на загадочные пасхалки.

        • ZiggiPop
          /#21913852 / +1

          Давно не писал на хабре. Слишком токсичное сообщество, поэтому надоело.

          Похоже, вы совершенно не умеете в причинно-следственную. Сначала вы оставляете совершенно токсичный комментарий, девальвируя достижение топикастера, а потом удивляетесь, что вам прилетело минусов в карму, попутно обвиняя в токсичности сообщество.

        • schigartsov
          /#21913990

          О том, что за мотор, о поршне и почему ход как у cr500 будет ясно из других частей.

          Почему 700 — ну просто могу, а чего бы и нет? Иллюзий применимости его у меня точно нет. В этом моторе нет никакого рационального смысла как и во всей подобной технике. Чтобы ездить на мотоцикле по пдд более 20лс не нужно, а почему есть аппараты в 200лс на доп? Соревнования это вообще иррациональная категория, ну какая разница кто быстрей в холм заедет, если надежней его объехать? Делал и делаю в свое удовольствие, все попытки рационального объяснения это не более, чем попытка аргументировать уже принятое решение.

          Вот что я точно назову говном — так это корч из двигателя CR500, с цилиндром на 700 кубов, рамой от CRF, вилкой от YZ, и бобиной от Москвича

          А мне от ОКИ катушка ближе — меньше и на две свечи хватает.

        • MrRitm
          /#21921662

          автор все-таки не проектирует всякие YZ450F и движки для Формулы.

          Так основа любого обучения
          1. Освоить азы и теорию
          2. Повторить то, что делали до тебя, понять почему так, а не иначе. А можно ли лучше?
          и только потом проектирование движков Формулы.
          Вы в данном случае скорее всего неверно поняли автора. Он проделал огромную работу. Многое узнал из новых (для него) книг, многое из личного опыта в процессе. Автор однозначно красавчик. Не так много сейчас людей на столько целеустремленных. Всем проще «купить и кататься» воспринимая любое приобретение как черный ящик который просто исполняет (непонятно как) задачу доставки тушки из дома на работу и обратно. Вы же видимо решили, что автору просто захотелось больше мощности в ИЖе.
          Видел таких вот знатоков «как надо». Один подошел, увидел у меня в руках вейп и тут-же выдал «гениальную» идею: «Купи детский ингалятор ультразвуковой и залей туда жидкость свою. Тоже самое будет!». Т.е. человеку не важно зачем мне это устройство, почему именно такое и т.п. Просто надо срочно продемонстрировать свою осведомленность в вопросе и дать совет. Хотя вроде не просили…

        • Dabbuger
          /#21926028

          Чувак, ну… ты реально что ли не врубаешься, что есть гонщики, а есть конструктора?

    • renat85
      /#21911504

      Человеку важен процесс построения своего, а не тупо свап или покупка. Судя по описанному, денег вбухано уже много и на них можно было спокойно купить современный мотоцикл.
      Жму руку, труд титанический. А главное приносит удовольствие автору.

    • Sdvnkhp
      /#21911506

      Если бы автор хотел купить, он бы купил, его опыт и знания бесценны. Каждый выбирает свое, одному высокооплачиваемая работа и покупка чужого говна в красивой обертке, другому титанический труд и свой опыт и результат. Не навязывайте людям того чего они не хотят.

    • uncle_dima
      /#21912532 / +1

      Дальше такие люди проектируют всякие YZ450F, чтобы вы могли кататься на кроссовых. Или движки для Формулы. Или ещё что-то, благо есть бесценный опыт — сын ошибок трудных.

    • lenon
      /#21913920

      Каждый заслуживает право на прожигание своей жизни любым не вредящим окружающим способом: кто-то котят спасет, кто-то по булыжникам лазит, а кто-то мотор собирает (все эти примеры равнозначно стремятся к нулевому кпд, если смотреть на них через призму времени или вселенной).

      Из вышесказанного может напроситься вывод: все равно чем заниматься, главное, чтобы было интересно.

    • Lennonenko
      /#21914580 / +1

      это примерно как набивший оскомину диалог:
      — поедешь куда-нибудь?
      — да, думаю съездить в архангельск/во владивосток/на байкал
      — а чо там делать?

      сильно сомневаюсь, что автор занимается всем этим, чтобы помощнее мотоцикл сделать
      иногда путь важнее цели

      и после этого вы говорите о токсичности сообщества

    • vp7
      /#21914616 / +1

      Чувак, скажи честно — а какая вообще связь между проектом создания ДВС с нуля и мотоциклами как таковыми? Ну кроме того, что этот двиг в теории можно поставить на мотоцикл (или на насосную станцию или на генератор или даже на мото-параплан).


      Вопрос как бы не в деньгах — автор на проект в деньгах и времени потратил намного больше указанных тобой мотоциклов, скорее всего даже превысил стоимость пары указанных тобой новых мотов.


      Весь этот проект — это опыт (и не только проектирования — там масса вопросов и по технологиям и по логистике и т.д. и т.п.) который вполне может позволить в будущем зарабатывать на новый такой мотоцикл каждый месяц, это удовольствие от того, что сделал что-то сам.

      • ittakir
        /#21915872

        какая вообще связь между проектом создания ДВС с нуля и мотоциклами как таковыми?

        Ну как бы самая первая строка в статье однозначно говорит о том, что автору стало мало мотора МОТОЦИКЛА Иж Планета.
        Когда-то давно я понял, что мне мотора Иж Планета не хватает и я решил радикально модифицировать его — сделать собственный цилиндр.

        Отсюда же понятно масштаб работ — сделать собственный цилиндр. А не создать ДВС с нуля, вообще то.

        автор на проект в деньгах и времени потратил намного больше указанных тобой мотоциклов, скорее всего даже превысил стоимость пары указанных тобой новых мотов.

        Указанная Yamaha YZ450F новая стоит $10000. Вы, сир,Ты, чувак, хочешь сказать, что он потратил на все это больше $20000? На цилиндр, который обычно стоит где-то долларов 100-300? Ну, знаешь ли, пока бизнес план так себе…

        Весь этот проект — это опыт… который вполне может позволить в будущем зарабатывать на новый такой мотоцикл каждый месяц

        Каким способом можно будет зарабатывать $10000 каждый месяц?
        Допустим делать цилиндры и продавать (Big bore kit). Пусть цена 300$ при себестоимости 100$. Тогда нужно будет продавать по 50 цилиндров за месяц. Довольно много, если учитывать что на предыдущий ушло 8 лет.

        Я на самом деле не понимаю всего этого умиления у комментаторов. Возможно потому что знаю как устроен мотор. Сам разбирал их лет с 6-7. Литьем металла занимался тоже начиная с этого возраста. Насобирал на свалке МТС куски аккумуляторов, там же нашел литр солярки. Сделал костер из солярки, расплавил свинец и отливал его в формы.
        Так вот, ЦИЛИНДР это только часть мотора. В моторе есть еще корпус, шестерни, генератор, коленвал, система смазки, подшипники, сцепление и т.д. Они требуют очень серьезных станков для металлообработки. Так что от отливки цилиндра до готового мотора очень далекий путь.
        Вот пакистанец льет шестеренку: www.youtube.com/watch?v=2NAdyOPbOEg
        Ми-ми-ми, на коленке сделал шестеренку, какой молодец!
        Но ничего общего с реальной шестерней, которую можно поставить в задний мост, его шестеренка не имеет. Надеюсь, не нужно объяснять почему?

        При всем при этом я действительно рад за автора, о чем и написал, опять же в первой строке своего первого сообщения. Рад примерно также как за того пакистанца. Как за себя 7 летнего, отливающего свинец в спичечный коробок.
        Прсто я реально смотрю на вещи. Уверен, что никакие 50 цилиндров автор не собирается делать и продавать. Уверен, что он не найдет работу создателем моторов (где?). Уверен, что все далалось для юношеского фана, вялотекуще на протяжении 8 лет. 100% что у него этот мотор завелся и даже неплохо работал. Ну просто потому что 2х тактнику не завестись невозможно.
        Коммерческие проекты делаются по-другому.

        Теперь про токсичность.
        ZiggiPop
        Сначала вы оставляете совершенно токсичный комментарий, девальвируя достижение топикастера

        Lennonenko
        и после этого вы говорите о токсичности сообщества

        Под «токсичностью» я понимаю как причинение неудобств. Например, 5 анонимных обиженок из этой темы мне причинили реальные неудобства тем, что понизили мою карму и я вынужден писать здесь раз в сутки. Из-за этого у меня нет возможности нормально ответить каждому и вести диалог.

        В тоже время, я, подбодрив автора, высказал житейскую мудрость, исходя из своего крайне релевантного опыта. Поднимите руку, кто тоже тюнинговал 2х тактный мотор мотоцикла? А? Лес рук?
        Ну и где тут неудобства автору?

        А у ми-ми-ми хипстеров бомбануло из-за этого. «Надо же, как он смел усомниться?!!» «Да как он смеет советы давать?!!!» «Его советы никто не спрашивал!!!» — наверняка такие мысли были в их головах.

        Вы уж простите, но эти комментарии особенно позабавили:
        >>> хабр торт. Запустится — шлите резюме в боинг чо
        Ага, 2Т боинг на моторе CR724. У них и так проблем хватает.
        >>> Проект, достойный не только хабра, но и кикстартера.
        Отличный план, Уолтер. Сейчас насобираем миллион.
        >>> Попробуй связаться с ребятами из Гараж 54, им нужны такие умельцы )
        Вряд ли будут ждать еще 8 лет. У них потоковый продакш.

        Всех обнимаю, до новых встреч в следущей статье от автора!

        • Lennonenko
          /#21915956

          хоть ответ и не мне, но отвечу на некоторые части

          Когда-то давно я понял, что мне мотора Иж Планета не хватает и я решил радикально модифицировать его — сделать собственный цилиндр.

          очевидно же, что это просто краткая предыстория происходящего, с парой штрихов в виде станка, гаража и терриконов

          Ты, чувак, хочешь сказать, что он потратил на все это больше $20000? На цилиндр, который обычно стоит где-то долларов 100-300? Ну, знаешь ли, пока бизнес план так себе…

          эм, а обязательно должен быть бизнес-план? а каков бизнес-план у покорителей эвереста, к примеру?

          Под «токсичностью» я понимаю как причинение неудобств. Например, 5 анонимных обиженок из этой темы мне причинили реальные неудобства тем, что понизили мою карму и я вынужден писать здесь раз в сутки

          вы не вполне правильно токсичность понимаете
          и я сильно сомневаюсь, что вас кто-то вынуждает писать комментарии

          В тоже время, я, подбодрив автора, высказал житейскую мудрость, исходя из своего крайне релевантного опыта

          вы просто не поняли посыла и разразились комментарием вида «троллейбус из буханки», за что и получили небольшую волну хейта

          а указанные комментарии к топику и топикстартеру имеют столь же мало отношения, как и ваш
          особенно про «гараж 54», да, вот уж где гении

        • vp7
          /#21916162 / +2

          Ну как бы самая первая строка в статье однозначно говорит о том, что автору стало мало мотора МОТОЦИКЛА Иж Планета.

          Так это та самая мечта из детства, которая к реальности не имеет никакого отношения.

          Указанная Yamaha YZ450F новая стоит $10000. Вы, сир, Ты, чувак, хочешь сказать, что он потратил на все это больше $20000? На цилиндр, который обычно стоит где-то долларов 100-300? Ну, знаешь ли, пока бизнес план так себе…

          На весь проект, если учитывать не только деньги, но и человеко-часы, за которые вполне можно было бы программки за деньги писать? Уверен, что точно не меньше. Любое хобби обычно очень дорогая вещь, если подходить к нему с коммерческой точки зрения (хотя и необходимая для психики).

          Каким способом можно будет зарабатывать $10000 каждый месяц?

          Этот проект в таком виде вообще почти не имеет коммерческой ценности. Повторяемости ноль, технологических карт, линии с оборудованием, обученных рабочих нет и не предвидится.

          Ценны знания и опыт, которые получил автор.
          И набранные знания вместе с интересом и профильным образованием могут быть очень полезными уже в реальной работе. Конечно же так бывает не всегда, но нередко хобби вырастает либо в коммерческий проект, либо человек становится хорошим специалистом в своей области именно потому, что она (область) ему очень нравится.

          А $10k/мес… в России — маловероятно, а в той же Европе — вполне, если заниматься чем-то близким к проектированию тех же ДВС. Но не потому, что «вот тут на коленке что-то ваял и взяли», а потому, что «тема была настолько интересна, что даже профильное образование получил, очень много чего изучал, набрал огромный опыт и теперь стал профессионалом».

        • Anarions
          /#21929584

          мне причинили реальные неудобства тем, что понизили мою карму и я вынужден писать здесь раз в сутки.

          Ну вам же не нравилось что хабр токсичен, эти люди сделали хабр менее токсичным. Система работает.

    • Turilion
      /#21923838

      Вы, сударь, очень токсично похвастались своими познаниями в мототехнике, весьма скромными, кстати, и местами ошибочными. Негоже так. Мы крайне рады тому факту, что вы можете себе позволить 4т эндуро.

  5. Wesha
    /#21911440

    Сдаётся мне, что к тому моменту, когда оно наконец завезётся, все мотоциклы кругом уже будут электрические :)

    • schigartsov
      /#21911490

      Нет, вполне себе бензиновые коптилки

      • Wendor
        /#21912244

        Только не 2-тактные :-)

        • Anarions
          /#21929476

          Почему бы и не 2т? Недавно инжекторные 2т появились — интересная тема.

  6. DGN
    /#21911510

    Автору жму руку, с пожеланиями завершить проект. И подумать вот о чем. В сверхмалой авиации до сих пор безальтернативен rotax, который стоит как <мост подставить по вкусу>. Грубо говоря, нужен движок с большой мощностью на килограмм веса (грубо говоря, 2 кВт с килограмма), с возможностью работы в любом положении и способный длительно работать с полным дросселированием.

    • schigartsov
      /#21911524

      да я тоже уже думал. Хоть у меня появились станки за время работы над проектом, я пока не готов строить еще мотор для себя, что уж о серии говорить. Серия это большое помещение, станки ЧПУ и пару человек, даже не рабочих, а партнеров.

      • tester12
        /#21912018

        что уж о серии говорить

        Для начала, 2-3 образца для испытаний. Замер расхода топлива, времени работы на отказ, мощности при различном атмосферном давлении (разные высоты), вибрационные испытания. Дальше — экономический расчёт (выгоднее ли аналогов). Если выгоднее, тогда поиск инвестора. Или, как вариант, — какой-нибудь «кикстартер».

        Ещё потребуется знакомство с человеком, способным помочь с сертификацией и прочими бумажками. Особенно это касается авиации (см. комментарий выше).

    • NordicEnergy
      /#21911656 / +1

      В сверхмалой авиации до сих пор безальтернативен rotax
      О да! Это проблема всех дельталетчиков. По сути альтернатива то есть, например, Simonini, но цена все равно еще космос. В итоге постоянные переделки всяких ямах и снегоходных РМЗ-500 или не дай бог как в начале 00-х Вихрь)) Я думаю, что если кто-то спроектирует нормальный моторчик, заточенный под авиацию и российские реалии, то это будет «золотое дно»

      • JediPhilosopher
        /#21911842

        но цена все равно еще космос.

        Ну так может дело в том, что там надежность нужна, значительно большая чем для наземной техники? Заглохнуть над рекой — как я слышал, немало мотопара- и дельтапланеристов так убилось. Может за это и переплата? Качественное не может быть дешевым, особенно при мелкосерийном производстве.

        • NordicEnergy
          /#21911888

          Если мотор глохнет и пилот на дельталете убивается, то это в 1% случаев дикая неудача (например, летишь над тайгой и ни одной опушки) и в оставшихся 99% банальная неопытность. Сейчас в СЛА чтобы войти нужны деньги, а процесс подготовки пилотов…

          Качественное не может быть дешевым

          Полностью согласен! Но считаю, что все равно можно дешевле, условно -30% уже бы сделали мир лучше. В принципе, если производство будет в пределах таможенного союза, то уйдут налоговые пошлины, дорогая итальянская рабочая сила и это даст экономию без потери качества… в идеале конечно :))

          • DGN
            /#21913572

            Чой то это мне напоминает широко известную в узких кругах загадку про лес фаллосов и море отходов жизнедеятельности. Меня учили, что пилот однодвигательного летательного аппарата всегда должен в уме прокручивать задачу из серии «вот если прямо сейчас я лишаюсь тяги, каков мой расчет на посадку? курс-ветер-высота и т.п.» Иначе это нарушение правил безопасности визуальных полетов, которые как говорят, писаны известно чем.

            Мотор, как любое механическое устройство, довольно надежная штука. Самое уязвимое в нем — электрика, не даром ставят полностью дублированную систему зажигания. Все остальное в современном мире считается и просвечивается, не оставляя браку места. Очень может быть, что блок цилиндров можно напечатать на 3D принтере, убрав все «мясо». Хоть принтер и стоит сотни тысяч евро, но заказы на нем вполне подъемны и выходят в разы дешевле чем 7D ЧПУ фрезеровка + сварка (была тут статья).

            В давние времена занимался я в клубе «Горизонт», поселка Удельная (может кто найдется оттуда?), при заводе 403ГА. Мы делали движки из лодочных моторов и из моторов от бензопил. Вторые были весьма перспективны, легкие и мощные.

            Про порог входа и подготовку, уж лучше не надо. Дельталет покупается за полляма рублей, 7 часовых уроков и ты в небе. Аминь.

            • schigartsov
              /#21913948

              С надежностью электрики согласен. Как бы я не старался, но так и не могу решить проблему зажигания раз и навсегда. Казалось бы используешь автомобильные детали и собираешь их по заводскому, но надежность почему-то на порядки хуже. То ли я рукожоп, то ли оно правда так, но у меня часто проблемы с механикой возникают из-за проблем с электрикой.

              • DGN
                /#21914186

                Когда то у меня был автомобиль ОКА, где проблемы зажигания были во всей красе. Помогла переделка на полностью импортные комплектующие — датчик, мозг, катушки, провода, свечки. В авиационном двигателе добавляются проблемы перегрузок и вибрации, я вот помню колпачки свечек к лодочным моторам прикручивались чуть ли не резинками от трусов и все равно редкий полет был без отказа хотя бы одного цилиндра.

              • drWhy
                /#21914606

                Вот кстати в той же мотоколяске зажигание было просто бронебойное — как то чисто случайно обнаружили, что высоковольтный провод перетёрт на расстоянии сантиметров семь из-за прижима между головкой цилиндра и капотом. Эпическая искра проскакивала отсутствующий кусок проводника в высоковольтном кабеле, с зажиганием проблем не было.

                И, чтобы два раза не вставать — Ока проектировалась как замена СЗД-СЗЕ, также бесплатная, так что супер-надёжности от неё и не ожидалось.

      • MixaSg
        /#21912128

        Не будет никакого золотого дна, потому что сертификация и вывод на рынок пожрут прибыль на много лет вперед. Производить быстро, много и дешево возможности не будет. А когда(если) это таки произойдет, бизнес сразу же понадобится кому-то другому и его просто отожмут.

        • sim2q
          /#21912556

          мир всё же не черно-белый)

          • MixaSg
            /#21913056

            Да, к сожалению, черного в нём больше.

        • anprs
          /#21912616

          пожрут прибыль на много лет вперед
          а потом технологию украдут китайцы…

        • Daddy_Cool
          /#21915170

          Еще вариант, что одна модель удовлетворяет всё же потребности рынка. Разрабатывать новую — это расходы на RnD, а уровень продаж думаю достаточно низкий у таких штук, т.е. если и окупится — то весьма нескоро, а тогда… зачем замораживать средства?

      • iingvaar
        /#21912502

        На Ракетах люди летают, в разы дешевле Ротакса. Еще, думаю, новому мотору бы обрадовались картингисты. Омологация, конечно, это неподъемная история, но в каком-нибудь классе Национальный запросто поехали бы.

  7. trops
    /#21911702 / +1

    Самое ценное в том, что человек потратив много времени и приобретя опыт делится с другими, которым уже будет проще творить. Спасибо.

  8. Megadeth77
    /#21911860 / +1

    хабр торт. Запустится — шлите резюме в боинг чо.

  9. webcoder
    /#21912174

    Статья закончилась на самом интересном месте. Надеюсь продолжение не через 6-8 лет? ;)
    Уточните, пожалуйста, где вы научились расчётам газодинамики?
    Всем кто интересуется продолжателями дела Берта Монро рекомендую ознакомиться с YouTube каналами Мотоциклы от Виктора и Moto metal mind

    • schigartsov
      /#21912386

      Уточните, пожалуйста, где вы научились расчётам газодинамики?

      Нигде. Оно показывает на качественном уровне что скорей всего происходит и не противоречит логике (это не фундаментальная физика где иррациональность скорей норма). О количественной точности там говорить не приходится хотя в силу грубой сетки модели.
      Эта статья повествует о событиях 3-х летней давности, так что продолжение раньше, я постараюсь на следующей недели написать(как по работе загруженность будет)

  10. v1000
    /#21912194

    Проект, достойный не только хабра, но и кикстартера.

  11. MikeVC
    /#21912290

    Круто!

    Решение с чугунной гильзой надо было применять сразу.
    У меня както на компрессоре сломался поршень.
    Он копеечный, но из Китая ждать долго. Плюнул, пошел и выпилил новый за 3 часа из цельной люминевой болванки :)

    • schigartsov
      /#21912404

      Хотелось будто хай-тек, но якорь реальности утянул обратно

      • MikeVC
        /#21912418

        Этот хай-тек у нас долго не держится. Порше-каен все растачивают и гильзуют.

      • singeorange
        /#21913916

        У GOETZE есть запрессовываемая гильза Spray Fit
        Аналог дорогостоящей технологии непосредственного напыления железосодержащего материала на стенки алюминиевого блока цилиндров
        Более простая, менее затратная технология
        Менее требовательна к качеству структуры поверхности блока цилиндров
        Независимость от геометрии и размеров цилиндра (диаметр: от 20 до 300 мм)
        Выше эффективность теплоотвода (T на 30°C меньше) по сравнению с обычными запрессовываемыми гильзами. Практически идентична по эффективности теплоотвода технологии напыления стенок блока цилиндров.
        Стандартная процедура запрессовки в блок. Требуется только хонинговка.
        Серийное производство — с 2014 года
        Может, стоит поискать?

        • schigartsov
          /#21913954

          Я потом нашел хорошее решение — гильза из БрБ2 с покрытием. Гильза все же привлекает тем, что способна выдержать катаклизм средней тяжести. Да, покрытие замечательно, долго работает и во всем лучше чугуна, но в штатных условиях. А какие штатные условия могут быть на кастомном моторе…

  12. /#21912390 / +1

    Автор, вы маньяк в хорошем смысле слова. Замахиваться на ТАКОЕ без своего мехучастка, и не бросить в первый же месяц…
    Кстати, а отливки из чего переливались, если не секрет?

    • schigartsov
      /#21912402 / +1

      Я покупал марочные слитки, ибо довольно быстро убедился, что из лома постоянно идет героическое превозмогание качества этого самого лома. Да и то пока лом свой одно, а как покупной на приемке, так не на много дешевле слитков. При том, что литье из них проще и стабильней.

  13. tmpnick
    /#21912512

    Попробуй связаться с ребятами из Гараж 54, им нужны такие умельцы )

    • lonelymyp
      /#21912588

      Помогать изоленту на диски наматывать и аккумулятор из батареек делать?
      Этож клоны ютубные.

    • pOmelchenko
      /#21912812

      Тогда уж с Чернегой, хотя у них совсем не про это, или Негодой, который хоть и про двигатели, но не про те :)

      • vlreshet
        /#21912846

        Да хоть с тем же Крастером, на самом-то деле.

      • Zoraccer
        /#21913356

        Зачем человеку с нормальным инженерным подходом и прямыми руками связываться с этими «творцами» в самом плохом смысле слова? Хорошему они не научат. Ни думать перед экспериментом и после него, ни помнить про ТБ, ни периодически заглядывать в Ландавшица, а не только в статистику просмотров на ютубчике…

        • pOmelchenko
          /#21913488 / +1

          Как минимум про «ростовских почанов», как мне кажется, вы предвзяты.

          • ToSHiC
            /#21913836

            Они всё же больше станкостроители, чем мотористы. Да и литьём не занимаются.

            • schigartsov
              /#21913956

              На самом деле я сейчас и сам ушел туда же с отягчающими в виде гигантомании, но опытный врач смог бы это заметить еще много лет назад.

    • istepan
      /#21916666

      академик может лучше подойдет?

  14. Mordov
    /#21913192

    А какое гальваническое покрытие на цилиндр собирались делать?

    • dragonnur
      /#21913624

      Я так подозреваю, что сюда годился никасил или алюсил

  15. ToSHiC
    /#21913224

    Очень круто! Рекомендую посмотреть плейлист одного скандинава (норвежец, кажется), который тоже с нуля делает 2т мотор, с литьем по 3д-печатным формам, покрытием цилиндра никасилом, описанием химии и т.д.: www.youtube.com/playlist?list=PLXcD4bU9sKtEoixg8L8jZEQHEl4btnzl9

  16. jaiprakash
    /#21913758

    Почему не новомодный 2т инжектор?

    • schigartsov
      /#21913962

      На 2т инжектором проще убить мотор при настройке, чем с карбюратором — нет обратной связи по качеству смеси, ибо ламбда-зонд не вытерпит капель масла и бензина в 2т выхлопе. Изначально я хотел инжектор, может и потом сделаю, но нужно по-тренироваться, так сказать, на кошках.

  17. Tupaia
    /#21913964

    Как интересно и непонятно *__* Моему восхищению нет предела. Это нужно в физике разбираться, да?

    • schigartsov
      /#21913966

      Явно или нет, но физика построила современный мир. Так что да, без нее не достичь понимания как именно оно работает.

  18. BloodDrunk
    /#21913970

    а ты молодец, жаль что всякие дремучие начальники кооперативов, тормозят наших «кулибинов», вместо того чтобы помочь человеку, жаждущему создавать и проектировать. Бояться брать ответственность, ты что как бы чего не вышло. Зато они активно жмут краба алкашам, наркоманам на районе и активно голосуют за Путина и «стабильность»(стагнацию).

    • schigartsov
      /#21913974

      Безответственность как национальная идея.

  19. Grossmend
    /#21916284

    Автор, Могёшь! Молодец)

  20. Gryphon88
    /#21917094

    Расскажете, как искали мастеров и фирмы-исполнителей? Неоднократно проходил этот путь, но ни разу удачно для сложного изделия.

  21. AlexPee
    /#21924486

    Вам бы на самом деле найти инвестора, а применение всегда найдется! Удачи в делах!

  22. BiW
    /#21924628

    В комментах к одному из постов на хабре, хабракарму назвали «демократическим инструментом» и у одного из пользователей бомбануло от того, что я назвал ее инструментом «фашистским» по причине того, что она широко используется для анонимного подавления несогласных с мнением большинства.
    Так вот комментарии под этим постом — отличное подтверждение тому. Единственный комментатор с релевантными познаниями был заминусован и лишен возможности вести нормальный, «демократический» диалог мамкиными экспертами, которые не то что, двигателя никогда не разбирали, но и температуру плавления алюминия без гугла не назовут. Зато действительно — ми-ми-ми, человек на даче отлил что-то похожее на цилиндр!

    • ittakir
      /#21926552

      Алюминия? Конечно 660 градусов подумал я.
      Наверное потому, что начиная где-то со 2го класса школы одной из моих любимых книг, наряду с Шерлоком Холмсом и Незнайкой на Луне, была эта: Справочник по физике и технике Интересно, кто-нибудь читал её тоже?

      У меня на самом деле нет гнева по поводу этих мамкиных экпертов — обиженок. Мне просто немного жаль, что когда искренне пытаешься нести новые знания в массы, другую точку зрения, подкрепленную фактами, массы этого не принимают.
      Жаль, что люди в этой стране не хотят слушать, учиться. Не хотят дискутировать, приводить аргументы. Они аппелируют не к фактам, а к чувствам.
      Вполне возможно, что на самом деле таких людей не так уж и много, просто ЗДЕСЬ их много.

      PauLSv

      Мне в 1998 году отец купил новый ИЖ Планета 5-01.
      Через пару лет я пришел на сайт motoizh.ru и там Некто Шестаков (Shes) рассказывал о своих планах и наработках по созданию 3-цилиндрового двигателя на базе ИЖ Юпитера. Так вот я закончил школу, поступил в институт, закончил институт, продал Планету, купил машину, женился. И решил как-то заглянуть на сайт Мотоиж. Лет 10 прошло. Так вот этот Shes там продолжал делать свой трехцилиндровый двигатель…

      Вы сдалали мой день, спасибо! Хорошая притча.

      Все-таки, видимо это тяжелое наследие голодного СССР, когда ничерта не было и в условиях полного отсутствия нормальных товаров людям приходилось изобретать эти товары
      самостоятельно. Все научно популярные журналы «Юный техник», «Моделист конструктор» были пропитаны этим изготовлением чего-нибудь из говна и палок. По большей части у нас даже говна и палок в детстве не было. Лазили по свалкам и искали что-нибудь интересное.
      Если я в 1990 году ездил на соседском мопеде Рига-7 и считал это крутейшим мопедом, то мой ровесник Джон Коннор в это же самое время ездил по Лос-Анджелесу на Honda XR100, а в рюкзаке у него лежал Atari Portfolio…

      К чему все это? Да к тому, что промышленное производство рулит.
      И лучше не пытаться построить свой новый мир из говна и палок, выйдет все равно гавно.
      А нужно хорошо учиться, хорошо стараться, заработать много денег и купить хороший промышленный товар.

      • vitalijs
        /#21928118 / +1

        Пишите статьи и несите знания в массы. Вы пришли в топик где человек пишет про свое хобби и пытаетесь доказать, что это хобби плохое.

  23. lelik_druzhinin
    /#21924702

    Вы молодец, так держать, но не хватает списка используемой литературы в процессе изучения самой проблемы газодинамических процессов в цилиндре, заканчивая литературой по литью, токарной обработке, и solid works. Вообщем список нужен ибо тема огонь!!!)))

  24. ntitov007
    /#21924704

    Здорово! Жду V8.

  25. PauLSv
    /#21925606

    Мне в 1998 году отец купил новый ИЖ Планета 5-01.
    Через пару лет я пришел на сайт motoizh.ru и там Некто Шестаков (Shes) рассказывал о своих планах и наработках по созданию 3-цилиндрового двигателя на базе ИЖ Юпитера. Так вот я закончил школу, поступил в институт, закончил институт, продал Планету, купил машину, женился. И решил как-то заглянуть на сайт Мотоиж. Лет 10 прошло. Так вот этот Shes там продолжал делать свой трехцилиндровый двигатель…

  26. Dabbuger
    /#21926110

    наконец что-то интересное и понятное для меня на Хабре ))