Экипаж из трёх космических туристов на МКС стремится разрушить государственную монополию на космос +11


AliExpress RU&CIS



Если всё пойдёт по плану, то в начале 2022 года на МКС отправится экипаж, который состоит из трёх космических туристов в сопровождении одного бывшего астронавта. Каждый турист заплатит по 55 миллионов долларов, чтобы провести на станции восемь дней.

На фотографии слева направо: Эйтан Стиббе, бизнесмен и бывший лётчик- истребитель израильских ВВС, Майкл Лопес-Алегрия, бывший астронавт НАСА, который четыре раза летал в космос, а теперь является вице-президентом Axiom Space (летит бесплатно как представитель туристической компании), Марк Пати, исполнительный директор канадской инвестиционной компании Mavrik Corp., и Ларри Коннор, управляющий партнёр Connor Group.

У двоих туристов есть внуки, у ещё одного — трое маленьких детей, пишет The Washington Post.

Компания Axiom Space считает, что полностью туристический экипаж на МКС — это важнейший момент в истории космонавтики. Это полностью частная коммерческая миссия. Сама Axiom Space — частная компания, а вдобавок и запуск будет совершён на корабле Crew Dragon и ракете Falcon 9 от частной компании SpaceX. Это разрушает государственную монополию на запуск людей в космос.


Ракета Falcon 9 компании SpaceX

В дальнейшем Axiom Space планирует запускать на МКС по два экипажа в год, а также разрабатывает космическую станцию, которая когда-нибудь может заменить Международную космическую станцию.


Рендер космической станции Axiom Space

На протяжении многих лет космические туристы изредка летали на космическую станцию на российских кораблях «Союз», потому что НАСА временно запретило запуски с американской земли. В 2019 году НАСА изменила позицию, заявив, что эти миссии помогут стимулировать новую индустрию частной космонавтики, а также помогут НАСА получить прибыль. Космическое агентство взимает с каждого пассажира $35 тыс. в день за питание, хранение груза и связь — в общей сложности $840 тыс. за трёх человек в течение восьми дней.

Вообще, агентство НАСА давным-давно планировало отправку космических туристов. Программа Space Shuttle изначально предусматривала места для частных лиц, так называемых «участников космического полёта» (spaceflight participant). В 1985 и 1986 годах в космос полетели первые гражданские — это были конгрессмены Джейк Гарн и Билл Нельсон, а потом из 11 тыс. претендентов выбрали Кристу Маколифф, учительницу истории из города Конкорд, штат Нью-Йорк.

Но программа закончилась плачевно, когда космический шаттл «Челленджер» взорвался 28 января 1986 года через 73 секунды после взлёта с Маколифф и ещё шестью астронавтами на борту. После этого НАСА решило, что космические полёты слишком рискованны для обычных граждан.


Кабина с экипажем после взрыва «Челленджера» 28 января 1986 года

Туристы Axiom Space заявили, что хорошо осведомлены о рисках и серьёзно относятся к полету, хотя и понимают скептицизм со стороны профессионалов от космонавтики.

Эйтан Стиббе, который выполнял боевые задания для израильских ВВС и является партнёром-основателем инвестиционной фирмы, хорошо осведомлён о рисках, тем более он был близким другом Илана Рамона, первого израильского астронавта, который погиб в 2003 году, когда космический шаттл «Колумбия» развалился над Техасом при возвращении с орбиты. Сейчас Стиббе входит в правление фонда, созданного в честь Рамона: «Очевидно, есть некоторый страх, и это определённо экстремальная миссия. Есть риски, и я осознаю их», — сказал он.

Ларри Коннор считает, что на них лежит задача показать пример, чтобы другие могли пойти по его стопам: «Мы как первая группа частных астронавтов несём ответственность за то, чтобы сделать всё правильно, чтобы мы не оказались последней группой», — говорит Коннор.

В 2020 году компания SpaceX отправила первых астронавтов НАСА на космическую станцию с американской земли за последние десять лет. Она совершила ещё один запуск в ноябре и планирует ещё один в этом году. Boeing также намерен доставить астронавтов НАСА на станцию в этом году.

Кроме них, запуск космических туристов анонсировали Virgin Galactic Ричарда Брэнсона и Blue Origin Джеффа Безоса. Правда, они планируют выход краткосрочные полёты в верхние слои атмосферы ради нескольких минут невесомости. Но эти полёты будут стоить гораздо дешевле, чем поездки на МКС (Virgin просит $250 тыс., Blue Origin ещё не объявила цены).




Комментарии (32):

  1. vanxant
    /#22598686 / -1

    Интересно, куда они там все влезут. Когда-то станция была рассчитана на 10 человек, но Шаттлы очень давно не летают.

    • pae174
      /#22598766 / +3

      Им не надо никуда влезать. Их четверо на корабле, расчитанном на 7 человек.

      • vanxant
        /#22598876 / +2

        Ну они вроде как на МКС летят, а не сидеть 8 дней в закрытом корабле?
        И да, ещё трое в том корабле — это штатные насовские астронавты. И трое «дембелей», которые уже полгода на станции и улетят на этом корабле обратно. И трое наших космонавтов. Итого — 13 из 10.
        Станция — не резиновая. У неё есть лимиты по очистке воздуха, мощности сортиров, водоочистителей и прочему. И из-за возраста это всё уже постоянно ломается, то американцы бегают к нам гадить, то мы дышим их воздухом, пока не пришлют ремкомплект с Земли.
        Как они все туда влезут?

        • striver
          /#22599366

          Вы что-то лишнее насчитали. 3 человека на Союзе, 4 на Драконе от НАСА и 4 туриста.

        • Lexxnech
          /#22599560

          Когда Шаттлы летали, на МКС одновременно до 13 человек порой находилось.

      • Bedal
        /#22599496

        В версии полётов на мкс — дракон строго 4х-местный.

  2. Sarymian
    /#22598842

    Чёрт! С утра не проснулся видимо, прочитал как: "… полетит экипаж из трёх комических туристов" — первая мысль «Это шутка такая?!». Надо больше кофе.

  3. Chvanikoff
    /#22598856 / +1

    Мне вот гораздо интереснее, что они там будут делать. Не в смысле "что они там забыли?", а в смысле "как они проведут эти 8 дней там?". Просто "отдых", или же могут быть какие-то важные вещи?

    • khulster
      /#22599986

      Просто «отдых», или же могут быть какие-то важные вещи?

      В открытый космос выйдут, фоток нащелкают. Романтикой космического туалета проникнутся. Восемь дней не так и много.

  4. justhabrauser
    /#22598964

    Так а кто водила, я не понял?
    Представитель туристической компании?
    На шарика покатается, и еще и руль покрутить дадут?

    • sh4d0w28
      /#22599090

      Драгон же. В одном из крайних запусков астронавты выполняли работу больше наблюдателей, чем собственно астронавтов. Его уже тестировали на автоматическую стыковку. Возможно дополнительно будут страховать на МКС с удаленным управлением?

    • striver
      /#22599388

      Корабль летит на автомате. На случай ЧП Коннор будет выполнять роль

      пилота.
      image

      • Areso
        /#22599408

        Странный выбор. А почему не Лопез? Все-таки бывший астронавт.

  5. saag
    /#22599134 / +1

    Где там Бигелоу со своим надувным модулем, это вот как раз для туристов такой отельчик, со своим оборудованием фотобиореакторы со спирулиной для очистки воздуха image, выглядеть будет как из «Пятого элемента» вполне футуристично. Это новый вид похода, с собой берется еда, вода, воздух.

    • striver
      /#22599376

      Они почти полностью закрылись в прошлом году.

  6. kasiopei
    /#22599356

    А нужны ли сейчас космонавты? Роботы не справятся?

    • Areso
      /#22599392

      За всю Одессу не скажу, но конкретно Федора вернули обратно.
      Несмотря на то, что человек кушает, пьёт, нуждается в отдыхе и отводе продуктов жизнедеятельности, на относительно уникальных задачах люди пока еще лучше.

    • vanxant
      /#22600058

      А что роботы? ИИ это пока «искусственный идиот». И жрёт он при этом (энергии и места) намного больше, чем двуногая черепушка.

      • Areso
        /#22600910

        1) ИИ может быть удаленным, как в колонках. Колонка тут — ИИ где-то там. Тогда ограничения на место и подвод электричества снимаются — хоть целый ЦОД.
        2) Роботы могут быть на удаленном управлении человеком. Обучить операторов и хоть в 4 смены можно проводить эксперименты на орбите.

        • vanxant
          /#22601262

          Речь не только про орбиту.
          Уже до Луны раундтрип 3.5 секунды. Вести луноход что человеку, что ИИ при такой задержке очень трудно. Про Марс вообще помолчим, на «пробег» марсоходов без слёз не взглянешь. Нужны мозги на месте.

          • Areso
            /#22601344

            Вы когда-нибудь играли в ММОРПГ игры с пингом в 2-3 секунды? Я вот играл, вполне реально. К тому же, Луна и ПвП сервер сильно отличаются по насыщенности событий, а также опасности оных для главного героя. Поэтому даже с Луной, пожалуй, еще реально. Я уж не говорю, что у ИИ нет такой штуки как терпение (нетерпение).
            На Марс, да, лучше локальные мозги закинуть. Или хотя бы на орбите Марса.

            • vanxant
              /#22601384

              ММОРПГ это ладва чтоле, где можно кликнуть мышкой и включается автопилот за целью? Ну так вот на Луне местного автопилота нет.
              Его пока что даже на Земле нет. Ну «как бы есть», но пока что он сбивает пешеходов и таранит в зад грузовики — в условиях идеально размеченной трассы.
              На других планетах у вас бездорожье с неизвестными свойствами грунта. За 3 секунды там можно и в песке застрять, и в яму свалиться, и камнем в бок получить от вызванной вами же лавины.

            • striver
              /#22601614 / +2

              Разломать Ровер за лярд и умереть в ММО, где респ через минуту — не одно и тоже… как бы.

              • Areso
                /#22601626

                Тем не менее, альтернатив пока нет. На Марсе нет людей.
                Поэтому либо операторы, либо ИИ с Земли.
                На Луне тоже с людьми как-то не сильно лучше. Влагофтык 50-летней давности (подвиг, согласен) и «можем повторить» звучит сегодня не очень. Слишком дорого.
                Ну и опять же, сравнивать скорости на дорогах (и плотность трафика) и поверхность Луны/Марса и скорость беспилотных луноходов/марсоходов мне кажется некорректным.

                • striver
                  /#22602000

                  Тем не менее, альтернатив пока нет. На Марсе нет людей.
                  Ну, так, они делают 1 шаг 1 раз в 20-60 минут.
                  На Луне тоже с людьми как-то не сильно лучше. Влагофтык 50-летней давности (подвиг, согласен) и «можем повторить» звучит сегодня не очень. Слишком дорого.
                  Нууу, уже значительно дешевле, но не в этом вопрос — не могут найти применение для длительного пребывания. Та же МКС — больше про политику, чем про науку и технологии. Еле еле пытаются передать частникам. Посмотрим, что там получится у Аксиом. Но, в любом случае, получается так, что их станция будет стоять в раз 20 дешевле. Это уже значительный прогресс. Значит бабки на МКС НАСА может перенаправить на Гейтвей. Еще лет 20 и полёты на Луну туристов — уже реальность… ну если у товарища и его друзей в Бока Чика получится их задумка, то этот процесс может ускорится.

          • RiseOfDeath
            /#22601706

            Уже до Луны раундтрип 3.5 секунды. Вести луноход что человеку, что ИИ при такой задержке очень трудно.

            Очень не удачный пример. Почитайте историю советской лунной программы — луноходы управлялись напрямую с Земли в реальном времени.

            Опять же я бы, будучи на Луне «живьем», не решился бы нестись на луноходе как идиоты у нас на дорогах — луноход у меня один, дороги нет, свойства грунта я в общем-то не особо знаю, шиномонтажа поблизости нет, в случае чего помочь мне некому, любое ЧП чревато потерей возможности вернуться назад, т.е. фактически смертью. Ну и кроме того дороги там так себе, а на ровере ставят так на минуточку, лаборатории, повреждение которых делает миссию частично или полностью проваленой. В общем не был бы пилот верхом на ровере сильно быстрее ровера на удаленном управлении. Опять же задержка принятия решений в 99% случаев вообще не критична (если это не какая-то ситуация чреватая при задержке потерей работоспособности оборудования)

            К стати, почему-то многие говорят что ровер проехал за N лет всего-то M километров, забывая при этом что у него задача не кругосветное путешествие, а доставка лабораторного оборудования к месту проведения эксперимента и он едет ровно столько, сколько нужно. «Мозги на месте» очень дорогие и трудные в доставке. И опять же нахрена они там? Человека нужно возвращать домой, а если есть возможность вернуть что-то с «условного Марса», то проще вместо человека вернуть вернуть образцы для анализа на Земле в более полноценной лаборатории, чем можно взять на Марс (будь-то на ровере или вместе с человеком).

      • RiseOfDeath
        /#22601092

        А что роботы? ИИ это пока «искусственный идиот». И жрёт он при этом (энергии и места) намного больше, чем двуногая черепушка.


        Вот только единственная задача в космосе, с которой (на данный момент) человек справляется лучше роботов — ремонт и техническое обслуживание. Во всем остальном роботы дешевле, надежнее, долговечнее, легче (если считать что человеку нужна еда, вода, и поддержание определенной окружающей среды, в которой человек может выжить и более-менее долго работать), их потеря/повреждения влекут меньшие репутационные и финансовые риски, они могут работать 24 часа в сутки, их не нужно возвращать домой, они не имеют всяких чисто человеческих проблем типа усталости, тоски, грусти, плохого настроения и т.п.

        А всякие странные «Фёдоры» имеют смысл (в общем случае, я не конкретно про Федора), именно потому что человек в скафандре хуже даже антропоморфного робота т.к. скафандр громоздкий, технически сложный, делается индивидуально, очень сильно ограничивает подвижность и обзор, и 99% его функционала направленно на то, чтобы человек тупо не сдох в нем. В те же габариты можно было бы вставить робота с подвижностью и функциональностью близкой к человеку в нормальной, привычной ему среде.
        Для понимания «эффективности» космонавта попробуйте дома одеть двое штанов, свитер, тулуп потолще, потеплее, зимние перчатки потолще, потеплее (перчатки тут самое важное для понимания) и шапку меховую, аля ушанка и во всем этом повесить у себя дома полочку, поменять кран на кухне или собрать шкаф.

        • vanxant
          /#22601268

          Я не про исполнительные устройства говорил, разумеется, человек с палкой эффективнее человека с ногтями. А про мозг. См. мой коммент выше.

  7. lamen
    /#22603462

    Наверное я ретроград и консерватор, но ситуация, когда в экипаже вообще нет ни одного действующего астронавта, прошедшего полный курс тренировок по данному кораблю, меня как-то не очень радует. Понятно, что если все нормально, то автоматика всех приведет куда надо. Но экипаж очень нужен как раз тогда, когда что-то идет не так.

  8. SomaTayron
    /#22604290

    Вообще то все полеты на МКС согласуются и с США и с Россией, без этого просто не пустят, так что хотелки это одно, а реальные планы несколько иное.

    К примеру, мы задействованы (эксплуатация, 4 этап) в программе планирования полетов. С этой целью заранее строится объем желаемых работ и предварительные сроки. Далее считается, сколько ресурсов дано для СЖО на этот период (влияет на периодичность грузовиков). Далее определяется количество потребной энергии, моделируется полет МКС за этот период (положение, вектор на солнце, затенение элементов, периодическая подкрутка СБ, поколлекторное состояние сегментов...), данные интергируются и делаются правки в программу полета. Так что тупо спонтанно захотеть полететь мало, надо согласовать с обоими центрами и распланировать ресурсы заново