Китай показал рендер суборбитальной транспортной ракеты, крайне похожей на Starship, и дал имя своему марсоходу +48


AliExpress RU&CIS


На этих выходных в Китае прошел шестой по счету «Национальный день космоса» в Нанкине. Мероприятие проводилось с размахом, что и понятно — Поднебесной есть, что показать и о чем рассказать. Космическая программа КНР проходит по плану, страна достигла ряда намеченных целей, включая отправку станции на Луну, отбор образцов лунных пород с успешной их доставкой на Землю и разработку собственной космической станции.

Естественно, представители космической отрасли этой страны рассказывали и о дальнейших планах. Это, например, марсоход Zhurong, который должен прибыть на Красную планету уже в следущем месяце. Интересно, что марсоходу никак не могли дать официальное название, и лишь сейчас он его получил. Zhurong — бог огня в традиционной китайской мифологии. Но о марсоходе еще поговорим, а сейчас стоит обсудить орбитальный транспортный проект Китая. Дело в том, что одна из его реализаций ну очень похожа на Starship, как внешне, так и по сути.

Что за транспорт?


Его представил Китайский исследовательский институт ракетной техники. И это не готовый проект а только лишь визуализация, рендер. По плану, ракета (а это именно ракета), может доставить пассажиров из одной точки земного шара в другую всего за час.

У китайцев есть два варианта реализации такого проекта. Первый, как и говорилось выше, это почти точная копия Starship. Рендер напоминает ракету Маска как внешне, так и принципом действия, плюс сам рендер имеет много общего с собственным видео SpaceX, демонстрирующим визуализацию аналогичного путешествия.

Вот это — Starship:


А это — китайская ракета:


Похоже здесь все — и взлет, и разделение первой и второй ступеней, и посадка. Кроме того, концепт китайцев тоже имеет блестящий корпус из металла без всяких опознавательных знаков.

SpaceX представила проект суборбитальных полетов в 2017 году. Компания показала взлет пассажиров в Нью-Йорке с приземлением в Шанхае. По словам представителей компании, полет занимает всего 39 минут. Собственно, такая ракета способна доставить пассажиров в любую точку планеты менее, чем за час. Здесь расстояние особой роли не играет.

Китайцы рассказали примерно то же самое.

Но у них есть и второй проект, вроде как ничем не похожий на другие. На рендере мы видим транспортное средство на платформе — насколько можно понять, это электромагнитная катапульта. Транспорт очень похож на сверхзвуковой самолет. Его запускает в полет платформа, после чего «самолет» включает двигатель и отправляется в суборбитальное пространство планеты. После этого транспортное средство начинает снижаться и опускается в аэропорте другой страны.

В целом, оба концепта хороши, и в том, что Китай показал нечто, похожее на Starship, нет ничего плохого — главное, чтобы космическая программа страны развивалась. К сожалению, это проект не ближайшего времени — он будет реализован не ранее 2035 года. И это лишь первый этап — доставка грузов. Пассажиры же начнут летать подобным образом не ранее 2045.

К тому времени, если верить Маску, на Марсе уже будет основана колония людей. Так что может быть, что китайцы все же несколько ускорятся и начнут суборбитальные полеты пораньше.

Что касается использования сторонних идей для реализации собственных проектов, то в случае космической программы Китая эта ситуация не уникальна. КНР отслеживает работу SpaceX с самого начала работы американской компании. Например, в ходе первого пуска ракеты в 2006 году рядом с посадочной площадкой в океане было замечено китайское судно.

В 2019 году китайцы тестировали посадочные системы, подобные тем, что используются SpaceX в первой ступени Falcon 9 во время входа в атмосферу. Китайская госкомпания разрабатывает ракету Long March 8, первая ступень которой способна опуститься на морскую платформу. А частные компании вроде LinkSpace и Galactic Energy явно напрямую копируют технологии SpaceX.

Хорошо это или плохо? С точки зрения бизнеса, пусть и космического, наверное, не очень хорошо. С другой стороны, бизнесу SpaceX сейчас вряд ли могут повредить китайские компании — у организации Илона Маска все идет гладко. Есть государственная поддержка со стороны NASA, есть множество коммерческих клиентов. А с точки зрения обычного человека — чем больше будет частных космических компаний, тем быстрее космос откроется для всех.

Ну а теперь немного о китайском ровере



Выше он упоминался, а поскольку на Хабре об этой системе почти никто не говорил, то стоит кратко рассказать что это и зачем. Так вот, ровер предназначен для изучения Марса, программа китайцев не менее амбициозна, чем программа NASA. Аппарат, по словам его создателей, должен «воспламенить искру межпланетных путешествий и помочь человечеству начать изучение неизвестных глубин космического пространства».

Масса марсохода составляет 240 кг, его высота — 1,85 м. Срок службы — 3 марсианских месяца, это 92 земных дня. Но китайцы надеются на то, что ровер сможет прослужить дольше.


Двигаться он может с максимальной скоростью 200 метров в час. Работает он на солнечной энергии, а его задача — сбор данных о воде на Марсе. Китайцы хотят понять, есть ли у планеты подземные воды или нет. Кроме того, марсоход будет изучать геологическое строение Красной планеты.

Опуститься на поверхность соседа Земли марсоход должен в середине либо конце мая 2021 года. Если все пройдет хорошо, последует тестирование оборудования и ходовой части и лишь затем китайский марсоход вступит в строй и начнет изучение Марса.




Комментарии (13):

  1. MasterOgon
    /#22975536

    Ожидаю когда появится эта ракета с надписью на борту по типу адибас или риабок. SqaceX например). Но вообще конечно классно что все в космос нацелились

  2. Хотелось бы видеть физю Рогозина при чтении этой новости.

    • GarryC
      /#22976124

      А Вы точно уверены, что он:
      1) умеет читать
      2) способен понять прочитанное
      3) может сделать выводы из понятого?
      Так что физя его не претерпит изменений по сраванению со своим обычным (круглым) состоянием.

  3. Ermak
    /#22976796

    А это — китайская ракета
    Я бы назвал это воздушно-космическим самолетом (ВКС).

  4. Korpot
    /#22977472

    Оба концепта хороши чем?

  5. xadd
    /#22978138

    Интересно, есть ли на Марсе такие стратегические точки, которые было бы важно заселить первыми?

    • AlekseyKidis
      /#22978406

      База, куда Маск рвётся изо всех сил.

    • azatfr
      /#22978554 / +1

      На Марсе мало воды. Его источники и залежи будут иметь стратегическое значение при заселении. На втором месте стоит грунт местности — он должен быть сыпучим чтоб его было легко обрабатывать, желательно чтоб по составу подходил для растений(это идеальный вариант).

  6. Diamos
    /#22978768

    Такими темпами в обозримом будущем можно еще и получить войну за раздел территории Луны/Марса. Вероятность интенсификации освоения Луны в ближайшие 20-30 лет достаточно высока, а проработки вопроса на межправительственном уровне не прослеживается. Опираться на морально устаревший договор о космосе 1967 года будет бессмысленно.

    П.С. Вспомнился юридический абсурд в одной из стран Южной Америки (Аргентина ?), когда выяснилось что околоземное космическое пространство над этой страной принадлежит только ей.

  7. 4p4
    /#22979254

    Как говорил Королёв, — "некрасивые рендеры не летают".