НАСА приостановило контракт со SpaceX на лунный аппарат за 2,9 млрд $ после протестов конкурентов +8


AliExpress RU&CIS



По информации Reuters, НАСА приостановило контракт со SpaceX на разработку коммерческого пилотируемого посадочного лунного модуля за 2,9 млрд $ после протестов конкурентов — Blue Origin и Dynetics.

Blue Origin заявила в рамках своей жалобы в Счетную Палату США, что НАСА не позволила компании внести необходимые корректировки по стоимости в заявку, хотя SpaceX была дана такая возможность. Также юристы Blue Origin утверждают, что текущий контракт на лунный посадочный модуль «расширяет монополистический контроль SpaceX над изучением космоса».

В настоящий момент НАСА запросило SpaceX приостановить все работы по этому проекту и прекратило его финансирование. Представители Счетной палатой США рассмотрят обращения Blue Origin и Dynetics и вынесут решение до 4 августа.

17 апреля НАСА сообщило, что выбрало SpaceX для высадки американцев на Луну, правда перед этим агентство объявило о сокращении бюджета программы. SpaceX за 2,9 млрд $ должна была разработать и создать лунный посадочный модуль для высадки астронавтов на Луну в 2024 году в рамках программы «Артемида» (Artemis).

26 апреля компания Blue Origin Джеффа Безоса подала жалобу в Счетную Палату США на НАСА и опротестовала решение агентства выделить лунный контракт SpaceX по программе Human Landing System. Лунный посадочный модуль Blue Origin, который разрабатывается совместно с подрядчиками Northrop Grumman, Lockheed Martin и Draper, по информации самой компании, в НАСА оценили в $5,99 миллиардов — вдвое дороже, чем систему SpaceX.

30 апреля НАСА сменило администратора. Вместо исполняющего обязанности администратора Стива Юрчкика новым главой агентства стал бывший сенатор-демократ от Флориды и астронавт Билл Нельсон.




Комментарии (23):

  1. v1000
    /#22990056 / +3

    оценили в $5,99 миллиардов — вдвое дороже, чем систему SpaceX.

    практически как в анекдоте: контракт на 6 миллиардов, 3 нам и 3 SpaceX, чтобы они построили ракету и слетали на Луну.

  2. Mur81
    /#22990444

    У SpaceX есть аппарат в железе, проходящий в данный момент испытания. И они готовы сделать это за 3 лярда. У Blue Origin есть презентации и запросы на 6 лярдов. По моему выбор был очевиден.

    • BlackMokona
      /#22990542

      BO ещё и деньги вперёд требуют, в отличии от SpaceX, при том что сейчас НАСА выдано всего 800 миллионов на это дело.

      • Nordosten
        /#22990776

        При этом Безос уже лет 5 продает каждый год акции на миллиард долларов (5 миллиардов как минимум) и в итоге что? Суборбитальная капсула, и та даже ни разу людей не свозила. И слабенький двигатель для лунного модуля на основе предыдущей разработки пилили 3 года и прожгли только один тестовый экземпляр.

    • raamid
      /#22992362 / +2

      У Blue Origin есть презентации и запросы на 6 лярдов. По моему выбор был очевиден.

      А у SpaceX есть презентация? Вот будут знать как без презентаций в серьезный бизнес соваться :)

    • selivanov_pavel
      /#22992532

      • Это ключ?
      • Кое-что получше! Это рисунок ключа.
        (с) Пираты Карибского моря

  3. bushuy
    /#22990582

    Ну теперь точно в 2024 высадки на луне не будет, ну или Китай это исполнит...

    • kuznetsovkd
      /#22990838

      Для SpaceX это просто способ допилить Starship за счет NASA, они и без них справятся.

  4. Solovej
    /#22990586 / +1

    Пока будут суды и выяснение отношений у конкурентов — Маск просто построит рабочий корабль слетает на Луну и вернутся.

    • Nordosten
      /#22990778

      Среди этих трёх компаний, только SpaceX не остановит разработку, если временно приостановлен контракт.

    • select26
      /#22990872

      В принципе верно. Но есть нюанс — кто будет финансировать этот проект?

      • BlackMokona
        /#22990922

        Может Маск из личного бабла, чтобы получить дальнейшие контракты

      • Diamos
        /#22992796

        Он уже финансируется доходами SpaceX от коммерческих пусков, в т.ч. для NASA и военных.
        Кроме того, в прошлом году какой-то японский бизнесмен Тояма Токанава авансировал свой облёт луны на Starship.

    • Mur81
      /#22993072

      Маск вроде не собирался на Луну лететь (сразу на Марс). И как я понял, то что они предлагают для программы NASA это весьма модифицированная версия Старшипа. Будут ли они её строить за свои это вопрос. Поэтому и получается, что из-за этих сутяжников теперь будет задержка реальных полётов. Очень жаль, я бы хотел, что бы при моей жизни человек слетал если не на Марс, то хоть на Луну опять.

  5. johnl
    /#22990986

    Безос мог бы и не позориться, чтобы клянчить эти копейки (для него) и построить все без денег налогоплательщиков. Но жаба душит...

    • Port5
      /#22991264

      Для Безоса это очевидное развлекалово, плюс следование модным трендам. Было бы модно покупать футбольные клубы — покупал бы футбольные клубы.

      • Goupil
        /#22991914

        Безос всегда хотел в космос, еще прежде чем он стал книжным королем, так что для него это в той же степени серьезно как и для Маска. Но видимо набрать кучу специалистов и дать им кучу бабла оказалось недостаточно для прогресса.

        • Port5
          /#22992254 / +2

          Я не знаю в какой там космос хотел Безос, но по поведению он в первую очередь прожжённый бизнесмен. Маск тоже бизнесмен, но явно очень увлечённый своим делом (я не фанат Маска, если что), так что для реально увлечённых специалистов выбор между Blue Origin (Amazon) и SpaceX очевиден. Вики пишет «By July 2014, Jeff Bezos had invested over US$500 million into Blue Origin». Безос мультимиллиардер, один из самых богатых людей мира. Инвестиция в смешные $500 млн (только после 15-го он начал инвестировать в $1 млрд в год) за четырнадцать лет это яркий показатель его увлечённости космосом. Blue Origin это явная игрушка Безоса, которая зависит от него в исключительной степени. Завтра Безос может передумать играть в космос и попросту закрыть проект, выкинув всех на улицу. Это все прекрасно понимают, в том числе и специалисты в космической отрасли.

          • Goupil
            /#22992290 / +1

            Маск тоже начинал с примерно такой-же суммы, и я думаю на раннем этапе не имеет смысла инвестировать больше.
            Но по факту сейчас он догоняющий, и явно не очень успешно. Как и Боинг и многие другие. Такое ощущение что даже их лоббисты в правительстве и НАСА начинают терять терпение.

    • CAJAX
      /#22992262

      Этот чел прошлой весной пытался накраудфандить зарплаты работникам своих складов, чтобы самому не платить лишнего.

  6. dydyman
    /#22990996

    Для SpaceX мало что меняется, у них и так на 23 год облет Луны на Старшипе намечен и оплачен. А вот NASA могут доиграться и никуда не полететь в 24.

    • numb
      /#22992286 / +4

      При таком сценарии, NASA скорее всего полетит, но как один из клиентов SpaceX, а не как партнер профинансировавший разработку — т. е. ценник для NASA может стать другим.

      • Mike_soft
        /#22992656

        Проблемы могут быть даже не в ценнике. Если SpaceX полетит «без NASA», то возникнут политические вопросы: «почему частник без госучастия — полетел, а частники под контролем государства — нет?», «куда шли деньги, насколько эффективно они использовались?».
        На фоне того, что Старлайнер, на который госденег потрачено больше, слетал с проблемами, и отстает сейчас от графика на пару лет минимум, и того, что SLS стротся дольше оказывается дороже — политический скандал будет неминуем.