Мобильная телематика: классика или авангард? 0


AliExpress RU&CIS

Меня зовут Владислав Лаптев, я управляющий директор центра экспертизы разработки цифровых каналов в ИТ «Ренессанс страхование». В этом материале я подробно расскажу о технологии «мобильная телематика», как мы внедряли ее в наше мобильное приложение, какие выводы были сделаны после релиза продукта, и как Стив Джобс повлиял на развитие этой технологии.

Телематика в страховании

Давайте для начала разберемся, что такое телематика в автомобильной промышленности и какие задачи она решает. Телематика – технология, которая отвечает за сбор, передачу и обработку данных с устройства, размещенного в транспортном средстве. Чаще всего такую технологию используют для оценки стиля вождения, сбора информации по завершенным поездкам: пройденное расстояние, маршрут, время старта и завершения поездки и т. д.

На сегодняшний день самым распространенным способом сбора данных о поездках является телематический блок, который устанавливается в автомобиль. Такие блоки, как правило, состоят из датчиков ускорения, GPS-приемника и модема для передачи данных. Эта технология широко используется для мониторинга крупных автопарков (например, в каршеринге или такси). Но и в страховании нашли применение данной технологии. Клиент страховой компании может установить телематический блок в транспортное средство и получать определенные бонусы в зависимости от того, насколько безопасно он водит автомобиль. Таким образом клиент может получить, например, кэшбэк или приятную скидку на оплату полиса каско.

Телематический блок, который устанавливался раньше в сам автомобиль
Телематический блок, который устанавливался раньше в сам автомобиль

Клиент получает бонусы, а страховая компания снижает риск выплаты страхового возмещения. Звучит круто! Но есть одна проблема… Клиенту требуется получить от страховой компании и установить в автомобиль телематический блок, что очень сильно усложняет клиентский путь, и поэтому такое решение достаточно трудно масштабировать на широкую базу клиентов. И здесь к нам на помощь приходит мобильная телематика!

Мобильная телематика

Мобильная телематика – все та же технология, которая позволяет оценить стиль вождения клиента, но сбор данных осуществляется с датчиков вашего смартфона: гироскоп, акселерометр, GPS. Такое решение избавляет клиента от приобретения и установки телематического блока, а страховая компания может масштабировать технологию на всех клиентов удаленно.

В 2010 году прошла презентация компании Apple WWDC, на которой Стив Джобс представил всему миру iPhone 4. Одним из самых инновационных среди представленных нововведений стал гироскоп, который воспринимался, как магия и вызвал бурную реакцию аудитории. Стив наглядно продемонстрировал работу датчика на примере игры Jenga, а закончил демонстрацию словами:

Не могу дождаться, чтобы увидеть, что вы собираетесь с этим делать. Я думаю, это будет потрясающе.

Казалось, что такая технология будет доступна только в дорогих моделях смартфонов, а широкое применение найдется в эксклюзивных играх для мобильных устройств Apple. Но со временем производство многих технологий удалось удешевить и сделать доступными гироскоп, акселерометр и GPS-приемник практически в каждом бюджетном смартфоне, а качества получаемых данных достаточно высокое, чтобы собрать всю необходимую информацию для дальнейшей обработки и принятия решения.

Модель оценки

Давайте разберемся, как работает модель оценки. Скоринг каждой поездки и общая оценка водителя рассчитываются с использованием модели машинного обучения с учетом следующих основных параметров в порядке уменьшения уровня значимости и, следовательно, весового коэффициента:

  • превышение ограничения скорости;

  • взаимодействие с устройством во время вождения;

  • резкие торможения;

  • резкие ускорения;

  • вождение в опасные часы;

  • продолжительность поездки.

Весовой коэффициент каждого параметра корректируется с учетом характеристик конкретной поездки. Кроме того, модель оценки учитывает тип дороги (шоссе, городская улица и т.п.) для каждого события, то есть конкретная частота резких торможений на городской дороге и шоссе не приведет к одинаковому баллу, поскольку риск различен для каждой дорожной среды.

Результаты опроса аналитического агентства «Автостат» о причинах аварий, 2020
Результаты опроса аналитического агентства «Автостат» о причинах аварий, 2020

Оценка варьируется от 0 до 100, где 100 - самый безопасный стиль вождения.

Все собранные данные предварительно обрабатываются, сглаживаются и очищаются до достижения модели оценки, чтобы сохранить только те компоненты, которые соответствуют фактическому поведению вождения. Следует отметить, что модель оценки также учитывает качество записанных данных, и поэтому в большинстве случаев пользователи не подвергаются штрафам в интервалах времени, когда качество записанных данных считается неприемлемым (например, низкая точность GPS из-за проезда через туннели).

Превышение ограничения скорости

Оценка превышения ограничения скорости рассчитывается с учетом того, сколько времени пользователи проезжают, нарушая ПДД, и насколько сильно они превышают установленные ограничения. Алгоритм подсчета очков за превышение скорости отличается для каждого типа дороги. В качестве поставщика карт мы используем OpenStreetMap.

Следует отметить, что значение допустимой погрешности (20 км/ч) добавляется к фактическим значениям ограничений скорости, чтобы

  • учитывать внутренние неопределенности в значении скорости GPS;

  • уменьшать количество ложных записей о превышении скорости, улучшая взаимодействие с пользователем.

Использование мобильного устройства

Основной принцип в алгоритмах обнаружения использования мобильных устройств заключается в обнаружении отвлекающих факторов с помощью наименее незаметных средств. Следовательно, не требуется никаких разрешений / доступа к телефонам пользователей (например, журналам вызовов), сообщениям, приложениям электронной почты и т. д., чтобы:

  • уважать конфиденциальность пользователей;

  • избежать «нервирующих» запросов разрешений;

  • уменьшить общее количество запрошенных разрешений;

  • минимизировать проблемы, которые могут возникнуть с правилами защиты данных.

Подход к определению использования мобильных устройств во время вождения основан исключительно на датчиках смартфона и передовых алгоритмах объединения данных и машинного обучения. Каждый раз, когда распознается движение / изменение положения устройства внутри автомобиля во время вождения, которое вызвано взаимодействием пользователя со смартфоном, а не случайными движениями устройства, это характеризуется как мобильное использование. Мобильное использование во время остановок обнаруживается, но пользователя в таком случае не наказываем.

Что касается случаев, когда пассажир использует смартфон водителя во время вождения, следует отметить, что в случае работы телематического помощника смартфон превращается в инструмент оценки поведения при вождении. Поэтому пассажирам советуем использовать другие устройства, а не устройство водителя во время поездки.

Торможение и ускорение

Торможение и ускорение оцениваются по двум следующим подкатегориям:

Резкие события (резкие торможения и ускорения): используются данные от всех доступных датчиков: GPS, акселерометра, гироскопа. Определение резких событий основано не на конкретном и жестко запрограммированном пределе ускорения / замедления, а на одновременной оценке нескольких датчиков. Модель оценки учитывает

  • частоту событий во время поездки, а не абсолютное их количество;

  • интенсивность событий;

  • скорость движения в момент события.

Активность торможения и ускорения: агрессивность количественно определяет общее поведение пользователя при торможении или ускорении во время поездки и рассчитывается с использованием данных всей поездки, а не только данных в моменты резких событий. Таким образом, плавное движение с постоянной скоростью приведет к низкой агрессивности, тогда как постоянное и сильное увеличение / уменьшение скорости приведет к высокой агрессивности. Низкая агрессивность напрямую связана с безопасным вождением, демонстрируя, что водители сосредоточены, следят за ходом движения, готовы к неожиданным событиям и избегают рискованных маневров. Следовательно, даже если у пользователя нет резких торможений или резких ускорений во время поездки, оценка торможения или ускорения соответственно может быть ниже 100 из-за соответствующего значения агрессивности.

Вождение в опасные часы

Модель оценки рассматривает вождение в часы риска, как один из факторов для расчета общей оценки за вождение и риска для конкретной поездки. Часами повышенного риска считается время с 01:00 до 05:00. Вождение в ночное время связано с высокой вероятностью утомления, повышенным временем реакции, плохим состоянием дорожной сети (например, низким качеством освещения, которое приводит к ухудшению видимости). Модель оценки не рассматривает параметр часов риска как простой параметр (например, простая метка времени или простой расчет продолжительности поездки в опасные часы), потому что нельзя наказывать пользователей только за то, что они управляют в опасные часы. Таким образом, в случае поездок в опасные часы модель оценки динамически корректируется с учетом повышенного риска, и она становится более «строгой», то есть пользователям необходимо безопаснее управлять автомобилем во время поездки в опасные часы по сравнению с поездкой вне опасных часов, чтобы набрать такой же балл.

Внедрение мобильной телематики в приложение

Перед нами стояло серьезное испытание – сделать так, чтобы взаимодействие клиента со столь сложной технологией было максимально простым и интуитивно понятным. Важно также на старте предоставить отказоустойчивое решение, а в случае возникновения сбоев оперативно их устранять, поскольку на кону стоит доверие клиентов к новой технологии. Было принято решение на старте сделать доступной телематику только тем клиентам, кто приобретает полис каско с опцией «Умная рассрочка», которая позволяет оплатить половину стоимости полиса и сэкономить до 40% от второй половины – в зависимости от оценки стиля вождения клиента. Такой подход позволяет нам запустить новую технологию на узкий круг людей, собрать аналитику, оперативно внести необходимые правки и сформировать концепцию дальнейшего развития и применения мобильной телематики.

После того, как мы изучили рынок и определись с продуктом, мы начали формировать Customer Journey Map (CJM), определять требования к реализации и делать постановку задач в команды. Если выделить этапы взаимодействия клиента с мобильным приложением, то клиент должен:

  1. Установить мобильное приложение;

  2. Зарегистрироваться / пройти аутентификацию;

  3. Привязать полис к личному кабинету;

  4. Ознакомиться с тем, как работает телематика;

  5. Предоставить доступы ко всем необходимым датчикам смартфона;

  6. Активировать телематику;

  7. Получать информацию о смене устройства с телематическим помощником;

  8. Получать Push-уведомления при старте и завершении поездки;

  9. Видеть общую статистику и список завершенных поездок;

  10. Видеть детали поездки;

  11. При желании отключить телематического помощника;

  12. Иметь возможность изменить тип поездки. Если телематический помощник определил пассажира водителем, то дать возможность клиенту скорректировать информацию, чтобы учитывались только баллы, накопленные в роли водителя.

Макеты экранов многократно перерисовывались в пользу упрощения опыта взаимодействия клиента с мобильным приложением, а также учитывались особенности каждой из операционных систем. Очень важно было грамотно спроектировать экран запроса доступов, где клиент получил бы информацию о каждом запрашиваемом доступе и мог легко их предоставить без перехода в настройки смартфона. Все решения по реализации пользовательского интерфейса принимались продуктовой командой, которая челленджила каждый предлагаемый вариант, что и было причиной возникновения большого количества изменений требований в процессе реализации, но привело к более проработанному решению. Итоговая реализация учитывала намного больше подводных камней и особенностей взаимодействия пользователя с мобильным приложением, чем это было на старте разработки.

Примеры финальных версий экранов
Примеры финальных версий экранов

По предварительным оценкам разработка должна была занять около 3 месяцев. Как показывает наша практика, большая часть релизов влечет за собой ряд доработок пользовательского интерфейса, решение о которых принимается по итогам собранной аналитики. Чем сложнее функционал, который вышел в релиз на пользователей, тем больше доработок и фиксов прилетает в команду. Для нас было бы болезненно выпустить столь комплексный функционал в один релиз сразу на пользователей, после которого нам пришлось бы еще несколько спринтов заниматься только фиксами, переосмыслением и доработками уже выпущенного функционала. Мы приняли решение приоритизировать бэклог задач таким образом, чтобы по итогу каждого двухнедельного спринта мы могли делать релиз на закрытую группу тестирования внутри компании.  В альфа-тестировании могли принять участие все сотрудники компании. Мы сделали анонс на всю компанию, сформировали список участников, предоставили доступы к сборке, после чего начали выпускать закрытые релизы.

Порядок выпущенных релизов был следующий:

  1. Сборка с работающей телематикой и общей статистикой по всем поездкам.

  2. Сборка со списком всех поездок, деталями по каждой поездке и списком рекомендаций.

  3. Сборка с обучением нового пользователя, экраном запроса всех необходимых доступов внутри приложения, активацией телематики.

  4. Сборка с возможностью отключения телематического помощника, ролевой моделью клиента (водитель автомобиля, пассажир, общественный транспорт и др.). Также была предоставлена возможность изменения роли клиента в рамках поездки с пересчетом итогового балла.

  5. Сборка с Push-уведомлениями телематического помощника, информированием клиента о смене устройства (телематический помощник может быть активирован только на одном устройстве клиента), обработкой полисов с телематическим помощником на этапе их привязки к личному кабинету, плашка с общим скоринговым баллом на главном экране.

  6. Финальная сборка, которая должна уйти клиентам.

Каждая новая сборка обязательно включала в себя правки найденных ошибок и доработки пользовательского интерфейса по итогам полученной обратной связи.

Таким образом мы смогли поддерживать релизы по итогу каждого спринта, сделав их внутренними на группу альфа-тестирования. Нам удалось собрать обратную связь и аналитику, принять ряд решений по изменению пользовательского интерфейса и устранить приличное количество багов. Мы обкатали наше решение на наших же сотрудниках и теперь готовы делать релиз на клиентов!

Итоги релиза

Все наши команды проделали невероятную работу, за что хочу выразить свою благодарность. Новый год мы начали с большого релиза на наших клиентов, а сейчас готовы поделиться предварительными результатами запуска.

Мы успели получить обратную связь клиентов и изучить трудности, с которыми им пришлось столкнуться. Релиз и последующая поддержка приложения прошли легко, так как багов в работе выпущенной сборки приложения не было обнаружено, а количество доработок, которые пришли в команду, было небольшое и все они были оперативно выполнены.

По итогам собранной аналитики мы выделили самые интересные тренды. Во-первых, мы заметили, что средний общий балл по всем водителям постепенно растет. Чем выше балл, тем безопаснее стиль вождения. Отсюда у нас возникло две гипотезы:

  • Скидка на оплату полиса каско мотивирует клиентов аккуратнее водить автомобиль.

  • Присутствует элемент геймификации: пользователь, видя свою оценку, стремится ее улучшить, что также положительно сказывается на безопасности вождения.

Средний общий балл по месяцам
Средний общий балл по месяцам

Мы стали смотреть, за счет чего клиентам удалось увеличить скоринговый балл, и обнаружили, что клиенты во время поездок стали значительно меньше пользоваться смартфонами, на которых установлено приложение с мобильной телематикой. Это позволило увеличить среднюю оценку внимания водителя с 63 до 89. Также пользователи стали более плавно ускоряться и чаще соблюдать скоростные ограничения.

Средние баллы по месяцам
Средние баллы по месяцам

Во-вторых, стоит отметить, что всего 11% завершенных поездок были с ручным изменением типа поездки. Это демонстрирует нам, что обученная модель достаточно хорошо различает стили вождения пользователей. Характеристика 89% завершенных поездок была правильная, что сильно упрощает клиентский опыт, так как чаще всего пользователю не нужно указывать, кем он был во время поездки.

Самым ценным для нас было подтвердить гипотезу о том, что мобильная телематика увеличивает Retention Rate. В основном наши клиенты используют мобильное приложение с целью регистрации происшествий или просмотра информации по страховому продукту. На одного пользователя в среднем приходится 2,5 входа в личный кабинет (ЛК) в месяц, что достаточно мало. Но если мы делаем срез по клиентам с мобильной телематикой, то получаем 16 входов в ЛК на одного пользователя в месяц, что в 6,5 раз выше! Такая большая разница связана с тем, что пользователи мобильной телематики регулярно изучают информацию по каждой завершенной поездке.

Вывод

Мобильная телематика – очень перспективная технология. Она открывает новые возможности для страхового рынка и найдет свое применение в других сферах. Мы продолжаем наблюдать за тем, как работает запущенный продукт и решаем, как будем двигаться дальше. Мобильная телематика отлично показала себя на старте и еще раз доказала, что Интернет поведения (Internet of Behavior, IoB) – одна из самых перспективных технологических тенденций на сегодняшний день.




Комментарии (7):

  1. rtkprg2
    /#23032926

    так как чаще всего пользователю не нужно указывать, кем он был во время поездки.

    Телематика — это следящее приложение. Оно отсылает информацию о передвижении и нарушает тайну ваших поездок/передвижений. Значит, это приложение не будет запущено на смартфоне вне поездки. То есть: водитель сел за руль, запустил приложение (добровольная слежка началась), совершил поездку, завершил приложение (добровольная слежка завершилась).
    Если водитель сегодня едет на пассажирском сиденье, то зачем ему на своем смартфоне запускать телематику? Незачем… Или я неверно понял суть этой «функции»?

    Вопросы:
    1. можно ли на одном смартфоне одновременно запустить телематику и, например, яндекс-навигатор? Не конфликтуют ли они?
    2. что будет если водитель не запустит телематику на своем смартфоне и сядет за руль? В эту поездку каско будет не работать? Что мешает водителю не запускать телематику в половине (или даже в 90%) поездок? А если смартфон сломался на пару дней, клиент не лишится скидки за весь период из-за этой пары дней незапуска телематики? Как этот момент (включена телематика в поездке или нет) вообще разруливается? Есть ли % разрешенного невключения телематики, например?
    3. реагирует ли телематика на ямы и рытвины на дорогах?

    • vilaptev
      /#23033140

      Спасибо за вопросы!

      Можно ли на одном смартфоне одновременно запустить телематику и, например, яндекс-навигатор? Не конфликтуют ли они?

      Да, можно запустить (Я бы даже сказал, что нужно! Иначе как вы будете ориентироваться в новой для вас локации? ). Никаких конфликтов не будет. Только желательно телефон не брать в руки, так как может быть распознано пользование смартфоном во время поездки. Лучше всего использовать держатель смартфона.

      Что будет если водитель не запустит телематику на своем смартфоне и сядет за руль? В эту поездку каско будет не работать? Что мешает водителю не запускать телематику в половине (или даже в 90%) поездок? А если смартфон сломался на пару дней, клиент не лишится скидки за весь период из-за этой пары дней незапуска телематики? Как этот момент (включена телематика в поездке или нет) вообще разруливается? Есть ли % разрешенного невключения телематики, например?

      Приложение автоматически распознает, когда началась/закончилась поездка, и поэтому вам не требуется запускать каждый раз приложение. В фоновом процессе работает сервис, который следит за тем, что происходит со смартфоном. Если же вы хотите, чтобы телематика временно не работала, то достаточно отключить геолокацию на смартфоне или остановить работу приложения в фоне в настройках батареи.

      Для получения скидки клиенту нужно проехать суммарно от 1000 км за 2,5 месяца. Вы можете проехать это расстояние за короткий промежуток времени и отключить телематику / удалить приложение, если больше не хотите пользоваться этим функционалом. При расчете скидки смотрят только на пройденное суммарно расстояние и итоговый балл. Если клиент проезжает меньше 1000 км за 2,5 месяца, то ему приходит ссылка на оплату второй половины суммы без скидки.

      Реагирует ли телематика на ямы и рытвины на дорогах?

      Если вопрос про тряску смарфтона во время поездки, то телематика умеет различать, когда вы пользуетесь смартфоном (например, подносите его к уху) и когда это тряска из-за неровной дороги. В обоих случаях будет учитываться скорость движения автомобиля. В первом случае автомобиль должен стоять на месте (например, вы стоите на светофоре), тогда штрафов за пользование смартфоном не будет. Во втором случае будет учитываться, с какой скоростью вы перемещаетесь в момент тряски по неровной дороге. Если модель посчитает, что идет движение по неровной дороге, то при превышении ограничения скорости штрафной балл будет выше, чем при движении по ровной дороге.

      • Mishootk
        /#23035028

        Если вы не защищаетесь специально от принудительного выключения программы, то сделайте штатную кнопку остановки слежения. Остановка навсегда, на определенное время, до следующей поездки, до определенного срока (например, следующего периода). При автоматическом включении телематики выводить уведомление.
        При слежении при первом детектировании штрафного стиля вождения за поездку выводить уведомление с вопросом "что такое?". И варианты "мне надо/я пассажир/отключись". По умолчанию оставаться в режиме водителя и прятать вопрос по таймауту.
        Это вежливо, честно и удобно.

  2. Mishootk
    /#23032960

    Вы не хотите параллельно сделать доброе дело и составить карту качества дорог? По сути все данные для этого у вас и так собираются.

    • vilaptev
      /#23033224

      Это интересное предложение! Планов таких у нас не было, но идею закину на обсуждение в нашу команду.

  3. sYB-Tyumen
    /#23033918

    Если Вы делаете автоматическое определение поездки, сделайте взаимодействие с Bluetooth LE маячком, который можно закинуть в карман двери водителя. Есть маячок - едем водителем. Нет маячка - пассажиром. Заодно можно машины по маячкам различать, если их несколько.
    Что будет с "опасным ночным периодом", если водитель уехал за три часовых пояса на запад или восток, а часы на смартфоне не перевелись?

    • vilaptev
      /#23049028

      Спасибо за комментарий!

      Если Вы делаете автоматическое определение поездки, сделайте взаимодействие с Bluetooth LE маячком, который можно закинуть в карман двери водителя. Есть маячок - едем водителем. Нет маячка - пассажиром. Заодно можно машины по маячкам различать, если их несколько.

      У нас в бэклоге команды есть такая задача. Это действительно очень удобное решение, которое сводит ошибки определения роли пользователя к минимуму. Можно подключать смартфон не только к маячку, но и к самому автомобилю по Bluetooth.

      Что будет с "опасным ночным периодом", если водитель уехал за три часовых пояса на запад или восток, а часы на смартфоне не перевелись?

      Идентификация часового пояса осуществляется по геолокации, поэтому привязки ко времени на смартфоне в части оценки поездки нет.