«Яндекс» подал иск против ФАС +15


AliExpress RU&CIS



9 июня 2021 года «Яндекс» подал в суд города Москвы иск против Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. Компания собралась оспорить решение о возбуждении против нее антимонопольного дела. Согласно тексту иска, она просит судебный орган вернуть обсуждение дела по нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции на этап исполнения предупреждения.

В случае отказа суда в удовлетворении данного иска, «Яндекс» может получить оборотный штраф от суммы выручки на рынке в соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ. Согласно отчетности компании, ее консолидированная выручка за прошлый год составила 218,3 млрд рублей. «Яндекс» сразу после заявлений ФАС был не согласен с обвинением в ограничении конкуренции и начал в законодательной плоскости отстаивать свою позицию.

«Яндекс» сообщил изданию «Ведомости», что «готов открыто разъяснять свою позицию и предложение по обогащенным ответам рынку в рамках требований, которые были указаны в предупреждении ФАС, поэтому компания изначально ходатайствовала о продлении срока их исполнения». Юристы «Яндекса» надеются, что смогут договориться по этому делу со всеми сторонами с помощью диалога.

ФАС пояснила, что продолжит рассматривать антимонопольное дело против „Яндекса“. Следующее заседание по нему состоится 21 июня. Причем к нему уже привлечены новые участники в качестве заинтересованных лиц и экспертов — ООО «КЛИН.РУ» и ООО «Интерактивные обучающие технологии».

13 апреля 2021 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России объявила о возбуждении в отношении «Яндекса» дела за неисполнение предупреждения о прекращении преимущественного продвижения собственных сервисов в поисковой выдаче при помощи специального инструмента «колдунщики».

1 апреля 2021 года «Яндекс» подал в ФАС ходатайство о переносе еще на один месяц срока на исполнение требований регулятора по устранению дискриминационных условий в поисковой системе. Компания прорабатывала свои дальнейшие действия, но они требовали большего времени, чем ей было выдано на исполнение изначально от ФАС. И только 28 мая 2021 года «Яндекс» объявил об открытии доступа к сервису «обогащенных ответов» (он еще называется коротко — «колдунщики») для сторонних компаний. Сейчас его тестируют Headhunter и другие компании. Однако, Avito и ivi оказались не заинтересованы в участии в этом проекте на условиях «Яндекса». По их мнению этот сервис требует раскрывать большое количество информации от клиентов, использовать свой счетчик и платежные сервисы.

18 марта 2021 года двадцать российских компаний и сервисов выступили с единой позицией по вопросу антиконкурентного поведения «Яндекса» на рынке поиска. Они подписали и опубликовали открытое письмо, в котором выразили обеспокоенность в связи со злоупотреблением доминирующим положением на рынке поиска со стороны «Яндекса» и поддержали решение ФАС.

24 февраля 2021 года ФАС выдала «Яндексу» предупреждение за создание дискриминационных условий в своей поисковой системе. Компания должна была в течение месяца устранить все нарушения и обеспечить равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы, в том числе для остальных участников рынка, а также конкурентов группы компаний «Яндекс».




Комментарии (16):

  1. bars_arseniy
    /#23133290

    У вас какая-то странная хронология в посте:
    13 апреля
    1 апреля
    28 мая
    18 марта
    24 февраля

    • denis-19
      /#23133312

      Попытался более расписать это в публикации. «Яндекс» пытается что-то сделать по указу ФАС, но время мало ему, как оказалось.

      • bars_arseniy
        /#23133326

        Так лучше.
        Мой первый комментарий более не актуален.

  2. wadeg
    /#23134328

    сервису «обогащенных ответов» (он еще называется коротко — «колдунщики»)
    Тут странно все. Странное отождествление. Странное наименование. «Обогащение» — это ведь не про выбор одного из, т.е. не про яндексовского колдунщика, а совсем наоборот, получается? Ну так мне всегда казалось, по крайней мере с тех пор, как я работаю и над тем самых обогащением данных. Или я про какие-то частности и не вижу всей картины?

    Компания должна была в течение месяца устранить все нарушения и обеспечить равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы, в том числе для остальных участников рынка, а также конкурентов группы компаний «Яндекс»
    При всей моей нелюбви к яндексу: а это вообще что и как это возможно? т.е. компания должна была в течение месяца всех разместить в топе первой страницы?

    • extempl
      /#23134400 / +2

      Видимо суть в том, что условия, на которых сейчас это возможно, такие "неудобные", что никто этого делать не хочет (кроме Яндекса).
      Странно как по мне другое — и срок, и невозможность выполнения в срок — проще всего отключить эту фичу временно — это ведь должно решить проблему монополии — равные условия для всех, а потом потихоньку допиливать, если времени не хватает. А они, видимо, решили просто забить и искать обходные пути вместо решения.

  3. Akito7
    /#23134642 / +1

    Ничего не понимаю. Путин же еще в 2020 году подписал закон о предустановке российского по на всю продаваемую электронику... и тут российская поисковая система начала борзеть. Власть создает российские монополии, а когда эти монополии в условиях отсутсвия конкуренции в своем сегменте начинают борзеть, они возмущаются. Странно...

  4. logran
    /#23134764 / +2

    Я правильно понял - есть сервис, которым пользоваться выгодно и который компаниям доступен для использования. Но они не хотят потому что им не нравится ToS, но виноват злой монополист при этом яндекс? Т.е они хотят не просто на равных чужим сервисом пользоваться, но еще и на своих (а не сервиса) условиях? Может им еще и ключи от сейфа с деньгами выдать?

    Ибо это я даже не знаю, это как обвинить каршерин-фирму, что её владелец на СВОИХ машинах бесплатно ездит, а другим лишь за деньги дает.

    • yvm
      /#23135138 / +1

      Не всем понятна полезность антимонопольной службы…

      • logran
        /#23135240

        Полезность антимонопольной службы вполне понятна. Непонятны весьма размытые критерии, по которым то или иное явление признается монополией, ибо они позволяют с завидной регулярностью натягивать сову на глобус.

        Как и в данном случае. Ибо яндекс сервис открыл и предложил соместное использование. И работает он для всех одинаково (без бонусов для яндекса). Но не даром — ибо Яндекс не благотворительная организация. Просто просят взамен не денег, а установку счетчиков и использование платежного сервиса.

        Сдается мне, яндекс с радостью согласится на предоставление услуг на платной основе, за суммы сопоставимые с теми, которые он мог бы получить за счет добываемых из счетчика данных и процентов с транзакций в платежном сервисе.

        Вот только Avito и ivi хотят чужой сервис даром, за просто так. Ну а что, яндекс же как владелец сервиса даром пользуется. При этом честно разместив у себя требуемый (свой) счетчик и требуемую (свою) платежную систему. Т.е яндекс виноват лишь в том, что является владельцем счетчика и владельцем платежной системы и, соответственно, использование данных вещей ему ничего не стоит.

        Так не желают ли в авито за просто так взамен своих товаров разместить товары из яндекс-маркета? Даром. Свои же они у себя даром показывают. Монопольно.

        • yvm
          /#23136746

          Возьмем гипотетическую страну. Есть ЖД — компания владеющая железнодорожной сетью. Есть П1, П2… Пн конкурирующие компании занимающиеся перевозкой пассажиров, которые платят ЖД за использование рельс.
          Затем ЖД создает свою пассажирскую компанию ЖДП и не берет с нее оплаты за использование собственной инфраструктуры. После этого часть компаний П не выдержав конкуренции уходят с рынка другие вынуждены вести бизнес с большими издержками чем ЖДП и снижать показатель цена/качество услуги. Они обоснованно сообщают в антимонопольную службу АС о нечестной конкуренции. После вмешательства АС ЖД предлагает: пользуйтесь рельсами бесплатно, но надевайте всем своим пассажирам браслеты GPS на ногу… Как то так.
          Правильный выход убрать «колдовство» и рекламировать дочерние компании на общих основаниях через «Директ» платя налоги, кстати, которые не платятся при использовании «колдунщиков».

          • logran
            /#23137522

            Из вашего поста выходит, что т.к ЖД имеет рельсы — то она или в принципе не имеет права заниматься перевозкой, или должна свои рельсы (основной бизнес) всем даром в пользование дать.

            Тут уж скорее есть государственная ЖД, а есть компания, производящая поезда. И вдруг она решила их не только продавать перевозчикам, но и сама перевозкой заняться. И с одной стороны вроде и ваш тезис верен — другим нужно покупать поезда, а у неё они уже есть — можно демпинговать. Вот только у неё поезда тоже не из воздуха взялись — компания тратится на их производство (а перевозчики — на покупку), так что в целом условия сопоставимы.

            Так и с яндексом — яндекс сервис делает, развивает, обслуживает и поддерживает (т.е несет издержки, которые надо как-то компенсировать). А другие компании хотят им просто пользоваться и желательно даром, ничего вообще не теряя. Так не бывает — либо платите за использование деньгами, либо иными способами.

            • yvm
              /#23137694

              Нет не так. Как монополист ЖД не имеет право делать преференции отдельным хозяйствующим субъектам, даже если это их дочерние предприятия

              • logran
                /#23138560

                А если это не отделенное в дочернее, а отдельная часть своего основного?
                А даже если не делают — они же все равно сами себе платят (за вычетом налогов).

                Яндекс так-то тоже себе поблажек в колдунщике не делает — и счетчики везде ставит, и платежную систему яндекса использует. Т.е выполняет всё то же, что и от других просит. А то, что он от этого ничего не теряет — это уже нюансы :)

          • RiseOfDeath
            /#23139004

            Затем ЖД создает свою пассажирскую компанию ЖДП и не берет с нее оплаты за использование собственной инфраструктуры.


            Тут скорее более реален другой сценарий — создает собственную компанию-перевозчика и потихоньку выкручивает ценник всем, в том числе своей компании, чтобы «все были в равных условиях». Своя компания-перевозчик терпит убытки, но холдинг вцелом просто перекладывает из одного кармана в другой (а еще менеджмент перевозчика периодически ходит клянчить субсидии у государства, мол мы бедные убыточные а ЖД перевозки нужны, важны и т.п.). А сторонние перевозчики вынуждены «снижать показатель цена/качество услуги», т.к. карман у них только один.

            • yvm
              /#23142512

              «потихоньку выкручивает ценник всем» это тоже должно заинтересовать антимонопольную службу.

  5. yvm
    /#23134766 / -3

    Вместо того чтобы немедленно и безоговорочно прекратить мухлевать менеджмент ведет к тому чтобы сделать из Яндекса второй Юкос