Перемешивается ли электролит в аккумуляторе при движении автомобиля? +55


AliExpress RU&CIS


Привет, Хабр! Серная кислота почти вдвое тяжелее воды, и её водные растворы, в том числе аккумуляторный электролит, склонны к расслоению: тяжёлая кислота вытесняет лёгкую воду вверх и опускается вниз. Как это влияет на работу аккумуляторной батареи, и насколько эффективно перемешивает электролит тряска при движении транспортного средства? Проведём эксперимент с видео и показаниями приборов.

?Перед началом опыта, вспомним известные факты о расслоении электролита:

? Основная токообразующая реакция в свинцовом аккумуляторе, — двойная сульфатация по Гладстону-Трайбу, — требует для заряда воды, которая расходуется из электролита с выделением кислоты, а при разряде наоборот, расходуется кислота и выделяется вода.

? Обязательными условиями заряда участка активной массы являются наличие в этом участке воды, а также электрический потенциал не ниже необходимого для преодоления термодинамической электродвижущей силы — ЭДС — на этом участке. ЭДС тем выше, чем выше концентрация кислоты.

? Следовательно, повышенная концентрация электролита в нижней части банок и глубине намазок пластин АКБ — аккумуляторной батареи — ведёт к тому, что для преодоления термодинамической ЭДС требуется более высокое напряжение на клеммах. При недостаточном напряжении заряд участка активной массы (АМ) с повышенной концентрацией кислоты не произойдёт никогда. Также препятствует заряду и недостаток воды в данном участке АМ.

? И заряд, и разряд активных масс ведут к расслоению электролита, так как выделяющаяся при заряде кислота стремится вниз, а образующаяся при разряде вода — вверх. Таким образом, если не предпринять специальных мер, при любой глубине циклирования или просто саморазряде АКБ расслоение электролита прогрессирует.

? Современные типы АКБ характеризуются плотными сепараторами, препятствующими оплыванию активных масс и короткому замыканию. Они повышают надёжность, виброустойчивость и срок службы АКБ, но и препятствуют перемешиванию электролита, усугубляя тенденцию к расслоению.

? Чем более прогрессирует расслоение электролита, тем большая доля активных масс при штатном зарядном напряжении не заряжается, то есть, остаётся в виде сульфата свинца, склонного переходить в труднорастворимую форму. Это явление называется сульфатацией. Не следует путать с двойной сульфатацией п. 1 — нормальной токообразующей реакцией. Сульфаты имеют меньшую плотность, чем заряженные АМ — губчатый свинец отрицательных пластин и оксид свинца положительных, потому сульфатированные намазки увеличиваются в объеме, что ведёт к разрушению конструкции аккумулятора и коротким замыканиям. П. 5 этому препятствует, но при отсутствии периодического выравнивающего заряда АКБ с расслоением и сульфатацией теряет ёмкость, токоотдачу и концентрацию кислоты в верхних слоях электролита.

? Электролит с низкой концентрацией кислоты замерзает при более высокой («менее минусовой») температуре, потому расслоение электролита ведёт к выходу аккумулятора из строя в зимнее время.


По просторам Всемирной Паутины с давних времён гуляет множество мифов о губительности «кипячения», — заряда с перенапряжением и выделением водорода и кислорода, пузырьки которых перемешивают электролит, для автомобильных АКБ. Многие руководствуются этими мифами при заряде АКБ и выборе для этого зарядных устройств — ЗУ.

Отчасти поэтому, во многих моделях ЗУ производители ограничивают напряжение на уровне, не допускающем «кипения» электролита, в других моделях предоставляют пользователю выбор максимальных напряжений заряда путём ступенчатого переключения или плавной регулировки, даже если ЗУ представляет собой не просто источник питания со стабилизацией тока и напряжения (СС/CV), а имеет алгоритмы автоматического управления напряжением и током согласно табличным значениям профиля или на основании измерения характеристик АКБ.

Водород, аэрозоль серной кислоты и сероводород, могущие выделяться при заряде аккумулятора, действительно опасны, потому заряжать следует в проветриваемом помещении, адекватно управлять током, напряжением и временем заряда, изучить и соблюдать технику безопасности.

В сегодняшнем эксперименте посмотрим, насколько перемешают электролит пара современных отечественных ЗУ, и насколько это требуется от ЗУ вообще, применительно к стартерной аккумуляторной батарее. Ведь она монтируется на автомобиле (мотоцикле, снегоходе, катере...), а тот испытывает ускорения и вибрации при движении. Некоторые авторы считают, что поездки перемешают электролит, потому в функции зарядного устройства это не входит. Давайте попробуем, и узнаем.


Подопытным будет аккумулятор АКОМ +EFB 6СТ-60VL. Со времени предыдущего стационарного обслуживания он использовался на автомобиле 4 месяца. График работы владельца автомобиля — сутки через трое, каждая поездка занимала 20 минут. Стартер и сигнализация за трое суток простоя в каждом таком цикле расходовали примерно 3 ампер*часа.

Начнём с измерения параметров текущего состояния. И как всегда, в первую очередь вымоем корпус и зачистим клеммы.


Напряжение разомкнутой цепи — НРЦ, оно же ЭДС без нагрузки, по показаниям трёх приборов 12.48, 12.50, 12.52 В.


Плотность электролита по банкам колеблется от 1.22 до 1.23. В крайних банках плотность ниже, в средних выше. Это тенденция, обычная для свинцовых батарей.


Итак, наблюдаем расхождение: НРЦ соответствует уровню заряженности выше 80%, плотность электролита при котором должна быть 1.24, а по плотности уровень заряженности получается 75%, НРЦ должно быть 12.4 В. Причиной такого несоответствия как раз является расслоение электролита за 4 месяца эксплуатации под капотом. Повышенная концентрация кислоты в нижней части банок создаёт завышенное НРЦ. АКБ в таком состоянии необходим стационарный заряд.


Напряжение под нагрузочной вилкой не падает ниже 10 вольт, аккумулятор способен крутить стартер. Но если почитать инструкцию от производителя, то там чётко и ясно написано: если плотность ниже 1.25, аккумулятор требуется зарядить до плотности 1.28. Также в инструкции сказано, что можно оценить степень заряда по напряжению, и рекомендуется производить стационарный заряд при НРЦ ниже 12.5, но если имеется доступ к электролиту, то лучше проверить его плотность.


Приступаем к заряду зарядным устройством BL1204 на программе 2.


Заряд длился 9 часов. Плотность по банкам составила от 1.23 до 1.24.


По графику напряжения на клеммах, видно, что ЗУ производит основной заряд с подачами и паузами разной продолжительности, а затем три этапа непрерывного дозаряда, после чего последовали тест АКБ и буферный режим 13.65 В. Однако для кальциевой АКБ до 14.8 вольт происходит лишь основной заряд, потому продолжим заряд на программе 4.


Время заряда составило 1 час 16 минут плюс 20 часов в режиме буферного хранения. Плотность поднялась ещё на одну сотую и составила от 1.24 до 1.25. Сделаем ещё один проход на 4-й программе.


Время заряда снова 1 час 16 минут. Плотность поднялась всего на 0.005. Перезапустим программу 4 в третий раз.


Третий проход длился те же 1 час 16 минут. Плотность снова поднялась на 0.005. Отключаем ЗУ от АКБ. После отстоя продолжительностью 18 часов 20 минут НРЦ 13.20 В. При плотности 1.25 это говорит об очень сильном расслоении электролита. Запустим программу 4 ещё раз.


Заряд длился на этот раз около 50 минут. Плотность электролита не поднялась. Попробуем воспользоваться другим ЗУ.


Возьмём Бережок-V, установим 15.9 В — то же максимальное напряжение, что у BL1204.


Ток изменяется от -0.2 до 4.5 ампер. Отрицательное значение тока — не ошибка токовых клещей, а разрядные импульсы в асимметричном (реверсивном) заряде.


Заряд длился 4 часа, за которые ЗУ сделало две длительные паузы, и затем перешло в режим хранения — не поддержание буферного напряжения, как BL1204, а периодический подзаряд.
В пиках напряжение достигает тех же 15.9.


Плотность в 5 банках составила 1.26 или чуть выше, и в одной 1.255. Оставим АКБ на ночь дозаряжаться в режиме хранения.


По прошествии 15 часов, импульсы тока доходят до 5 А, снижаясь менее чем за секунду до 1 А.
Для отбора проб электролита из глубины банок воспользуемся удлинённой пипеткой, гибкий наконечник которой может пройти сбоку от пластин. Короткой пипеткой произведём отбор, как обычно, из верхнего слоя.


Плотность верхнего слоя составила 1.26, нижнего почти 1.31. Это весьма значительное расслоение, обуславливающее высокое напряжение разомкнутой цепи при недозаряженных и сульфатирующихся нижних частях пластин. Ни одно из применённых ЗУ при заряде нашего аккумулятора до 15.9В с расслоением не справилось.


Устранят ли поездки такое расслоение? Для непосредственной проверки установим АКБ под капот, для чего пришлось удлинить провод массы.


Для лучшего перемешивания прибавим напряжение бортовой сети с 14.3 до 14.8 В, так как это позволяет сделать трёхуровневый регулятор напряжения.


Приборная панель Gamma GF-618 позволяет регистрировать данные поездок, что тоже очень пригодится в нашем эксперименте.


Пробег за трое суток в городском режиме составил 143.7 километра. Большое количество разгонов и торможений должно способствовать перемешиванию электролита.


Израсходовано 12.8 литров бензина.


После таких поездок плотность на глубине составила 1.29.


Плотность сверху 1.27. Предписываемого инструкцией значения 1.28 так и не достигли. Расслоение до сих пор присутствует. Покатаемся ещё трое суток, на этот раз, не только по городу, но и по трассе.


Итого за 6 суток автомобиль двигался восемь с половиной часов.


Общий пробег за это время 377.8 км.


Бензина затрачено 28.8 литра.


Плотность электролита наверху и внизу, наконец, уравнялась, и составила чуть ниже 1.27.


Итак, чтобы устранить расслоение в Ca/Ca EFB аккумуляторе после нескольких перезапусков стационарного заряда до 15.9 вольт, понадобилось почти 378 километров пробега и 29 литров бензина при напряжении бортсети 14.8 В. Сделаем выводы:
Q: Перемешивается ли электролит в современном кальциевом аккумуляторе с высокой плотностью сепараторов и упаковки пластин при движении транспортного средства?
Да, действительно перемешивается.
Q: Насколько такое перемешивание эффективно?
— Мягко говоря, не очень.При более низком напряжении бортовой сети и более коротких поездках расслоение электролита продолжило бы прогрессировать
Q: Остались ли после всех стараний в испытуемом аккумуляторе недозаряд и сульфатация?
Да, остались. Чтобы считать данную АКБ заряженной, мы должны получить плотность верхних слоёв не менее 1.28.
Q: Проявляют ли EFB аккумуляторы, вместе со склонностью к расслоению электролита, заявленную стойкость к длительному недозаряду (PSoC, partial state of charge, состояние частичной заряженности) и циклированию с глубокими разрядами?
Да, как показывают другие наши исследования, которые продолжаются, уже выложено несколько видео, и готовятся следующие видео и статьи.
Q: Тем не менее, будут ли ёмкость, токоотдача и устойчивость к замерзанию электролита деградировать если не предпринимать периодических регламентных процедур по полному стационарному заряду?
Будут, у любого свинцово-кислотного аккумулятора, потому что препятствует замерзанию концентрация кислоты в растворе, полезная ёмкость обеспечивается количеством заряженных (десульфатированных) активных масс, а способность отдавать ток полезной нагрузке и оперативно восполнять затраченную энергию от генератора автомобиля или иного зарядного устройства — действующей площадью активных масс. На ёмкость и токоотдачу влияет доступность воды для заряда и кислоты для разряда, т.е. расслоение электролита напрямую вредит этим ключевым для химического источника тока параметрам.

Теперь давайте всё-таки продолжим заряд данной аккумуляторной батареи. На этот раз начнёт Бережок-V, при том же напряжении окончания заряда 15.9 В.


Заряд продолжался около 4 часов, плюс 4 часа в хранении.


Плотность поднялась с чуть ниже 1.27 до 1.275. Передаём эстафетную палочку BL1204.


Заряд длился около часа, и далее 14 часов в режиме хранения.


Плотность осталась 1.275.


Установим на Бережке-V ограничение напряжения 16.7 вольт и запустим заряд.


По прошествии 4 часов ЗУ автоматически перешло в режим хранения. Плотность и над пластинами, и на глубине чуть выше 1.28. Электролит перемешан, расслоение устранено.


Адекватный стационарный заряд не только перемешивает электролит эффективнее, чем ускорения и вибрации при движении транспортного средства, но и позволяет более полно зарядить аккумуляторную батарею, устранить сульфатацию, поднять эксплуатационные характеристики.


Спустя сутки, имеем следующие показания тестера:
Здоровье 100%, внутреннее сопротивление 4.81 мОм, ток холодной прокрутки 574 из 560 А по стандарту EN. НРЦ 12.80 В соответствует плотности 1.28. Расслоения нет, АКБ в полном порядке, можно ставить под капот.

Статья составлена в сотрудничестве с аккумуляторщиком Виктором VECTOR, осуществившим описанные опыты.





Комментарии (78):

  1. Gengenid
    /#23158422 / +1

    Итак, наблюдаем расхождение: НРЦ соответствует уровню заряженности выше 80%, плотность электролита при котором должна быть 1.24, а по плотности уровень заряженности получается 75%, НРЦ должно быть 12.4 В. Причиной такого несоответствия как раз является расслоение электролита за 4 месяца эксплуатации под капотом.

    А почему вы не замерили плотность электролита в верхней и в нижней части аккумулятора сразу как сняли ее с автомобиля? Делаете вывод, но не измерение, хотя потом, после заряда, замеряете.

    • Расхождение ЭДС без нагрузки и плотности верхних слоёв однозначно говорит о расслоении электролита.

      • Gengenid
        /#23158740

        Однозначно говорит кто? Вы? А вы специалист? Приведите источники.
        У вас вообще идет логическое противоречие. Вы одновременно утверждаете, что при зарядке аккумулятора в автомобиле в движении электролит расслаивается.
        А потом тут же пишете, что что маловато проезжают, чтобы перемешать электролит.

        • Сравните бортовое напряжение автомобиля и напряжения, до которых заряжали зарядные устройства.

          • Gengenid
            /#23158866

            Я про опыт перемешивания в автомобиле.

            Итак, чтобы устранить расслоение в Ca/Ca EFB аккумуляторе после нескольких перезапусков стационарного заряда до 15.9 вольт, понадобилось почти 378 километров пробега и 29 литров бензина при напряжении бортсети 14.8 В. Сделаем выводы:

            Вы зачем-то пишите про пройденное расстояние, потраченный бензин, нагоняя драматизма, как будто кто-то будет ездить специально, чтобы перемешать.

            • TinyElectronicFriends
              /#23158916 / +1

              Драматизм заключается в том, что при коротких поездках электролит не будет перемешан. А ещё в том, что без достаточного напряжения АКБ не была заряжена на 100%, т.е. не произошли полные десульфатация и выравнивание.

              • Gengenid
                /#23158942 / +1

                Так вы уж определитесь, при поездках, то есть зарядке, будет расслоение или наоборот перемешивание.

                • При поездках происходит диалектика. С одной стороны, вибрация поднимает наверх ту кислоту, что смогло выгнать из сульфатов ЗУ. С другой, напряжение бортсети неспособно выгнать кислоту из застарелых сульфатов. Потому при длительных поездках динамика будет в сторону перемешивания электролита, а при недостаточно длительных в сторону расслоения и недозаряда. И все те активные массы, что ЗУ недозарядило при стационарном заряде, в поездке тоже не зарядятся.

                  • Gengenid
                    /#23159048

                    В общем, не убедили. Хромает у этого вашего Виктора постановка эксперимента. Я вот сейчас напишу, что диффузия за ночь без всяких поездок выравнивает плотность электролита в любом аккумуляторе. Хотя я понятия не имею так оно или не так. Или что нагрев аккумулятора двигателем с одной стороны конвективными потоками выравнивает плотность.
                    И ничего вы на это возразить не сможете.

                    • Поставьте опыты, и убедитесь. Для этого нужны вольтметр и ареометр или рефрактометр.

                      • katzen
                        /#23160766

                        У меня на полке стоит резервуар с электролитом. Я к нему не прикасался месяца два или три. В нём тоже есть расслоение? До какой степени — в процентах, в плотности — такое расслоение происходит? Где можно прочитать про причины такого расслоения? Не препятствует ли ему диффузия?

                        • dlinyj
                          /#23162516 / +1

                          А что мешает вам взять ареометр за 100 рублей, взять пробы в разных слоях и показать нам правы мы или нет?

                        • VT100
                          /#23164672 / +1

                          Где можно прочитать про причины такого расслоения? Не препятствует ли ему диффузия?

                          Предполагаю, что ему способствует броуновское движение. Более тяжёлым молекулам (например кислотному остатку SO42- в сравнении с гидроксонием H3O+, как верно пишет о полной диссоциации сильной кислоты Gdalex) может оказаться энергетически выгоднее воспользоваться броуновским движением для собственного движения вниз в гравитационном поле. А поскольку место в "банке" ограничено — лёгким приходится размещаться сверху.
                          С другой стороны, диффузия (не на основе броуновского движения ли действует и она?) стремится выровнять концентрацию.
                          Наверное, при меньших температурах более выражена склонность к расслоению. При больших — к перемешиванию.

                          • kuza2000
                            /#23169796 / +1

                            Броуновское движение — это движение частиц твердого вещества в жидкости или газе, вызываемое тепловым движением частиц жидкости или газа. Молекулы не могут воспользоваться броуновским движением, так как все наоборот — движение молекул вызывает броуновское движение. (Я даже не спрашиваю, о каких частицах речь...)

                            • VT100
                              /#23177990

                              Тем лучше, без посредников. Молекулы (или гидраты — не силён уже) сами движутся и сами минимизируют свою потенциальную энергию в гравитационном поле.
                              Например, плотность океанской воды — растёт с глубиной (Oceanography. Drake, Imbrie, Knauss, Turekian. Перевод изд. "Прогресс", 1982).

              • Flammar
                /#23159046

                Драматизм заключается в том, что режим дальних поездок, более, по идее, приближенный к стационарным разрядкам-зарядкам, лучше способствует перемешиванию электролита, чем городской режим с постоянными старт-стопами, хотя логичнее ожидать противоположного.

                • madCreator
                  /#23159772

                  Драматизм в том, что если аккум исправно служит 5+ лет (а обычно — служит), то наплевать на недостаточное перемешивание, недозаряд и т.д. и т.п. Можно голову себе не забивать и спокойно ездить

      • RTFM13
        /#23159308

        Соответствие напряжения и глубины заряда сильно зависит от температуры. Вы температурную поправку делаете?

        • Разумеется, делаем.

          • RTFM13
            /#23160692 / +2

            Из статьи не очевидно. Как и чем вы определяете температуру аккумулятора? Где тормобокс на фотографиях? Вы в статье «ловите блох» в 5% уровня заряда, а это явно меньше суммарной погрешности измерений (температура, напряжение, плотность) даже при использовании достаточно точных лабораторных приборов, каковыми ваши не выглядят (что косвенно подтверждается например разбегом между показаниями разных вольтметров).

            Я еще готов поверить в относительные цифры при аккуратном измерении, а вот абсолютным доверия нет.

            Погрешность самого метода из различий химии конкретных аккумуляторов в конкретном состоянии тоже под вопросом.

  2. Javian
    /#23158468 / +1

    Не понял почему Бережок-V не перемешал электролит сразу. Аккумулятор потрясли, снова зарядили с помощью Бережок-V и сделали неожиданный вывод, что он эффективнее:

    Адекватный стационарный заряд не только перемешивает электролит эффективнее

    Логичнее было бы сравнить два аккумулятора — один трясли бы в авто, а второй заряжали только с помощью Бережок-V.

    • Не перемешал, потому что было установлено недостаточное максимальное напряжение.

  3. Anastasia_K
    /#23158474

    т.е. после профилактического полного заряда подубитого аккумулятора электролит у Вас перемешался меньше, чем за один полный бак, и Вы при этом делаете вывод о низкой эффективности такого перемешивания?

      1. Он не подубитый, а очень бодрый, о чём говорят результаты его тестирования.

      2. Далеко не каждый автомобилист проезжает столько километров за разумное для перемешивания электролита количество дней.

  4. Port5
    /#23158818

    Адекватный стационарный заряд… позволяет более полно зарядить аккумуляторную батарею, устранить сульфатацию, поднять эксплуатационные характеристики.
    Гораздо важнее то, приводит ли это к сколько-нибудь значимому увеличению срока службы батареи или нет. Если нет, то для конечного пользователя развлечение со стационарным зарядом не имеет большого смысла.

    • Приводит. Почитайте отзывы пользователей на АКБ Ca/Ca, особенно EFB. У многих он перестал заряжаться от генератора автомобиля и от ЗУ, предназначенного для сурьмянистых АКБ, перестал крутить стартер, замёрз электролит. В результате гневные отзывы. А АКБ достаточно было адекватно зарядить, включая этап(ы) с перенапряжением выше 16 В, вместо того, чтобы нести в утиль.

      • Port5
        /#23158872

        Для тёплых регионов, где срок службы батареи лет пять минимум, такие манипуляции не выглядят экономически целесообразными (больше времени потратите на проверку/зарядку). Однако само по себе наблюдение с перенапряжением, несомненно, имеет интерес.

        • Сульфатация отнимает ёмкость и токоотдачу и вызывает разбухание пластин и в тепле. АКБ с сульфатацией и расслоением хуже восполняет заряд после работы стартера и других приборов, потому потеря характеристик АКБ прогрессирует. А можно было просто осуществить стационарный заряд, и продлить срок службы АКБ.

          • Port5
            /#23159084

            Это всё замечательно и интересно, но экономически соверешенно нецелесообразно. Зарядка нужна далеко не самая тупая, стоимость её будет сопоставима со стоимостью нового аккумулятора (как отметил ниже Gengenid). Если самодельная, то, опять же, стоимость компонентов, отладка, а это всё время, не считая времени на собственно процедуры зарядки.

            У меня когда-то на старой машинке внезапно отказал аккумулятор. Я на нём ездил года четыре и в какой-то момент он резко помер (машина наутро вообще не подавала признаков жизни). Сколько тот аккумулятор работал у предыдущего хозяина я не знаю. Короче, я просто поехал в магазин, купил новую батарею, водрузил в машину и катался ещё года три, пока не продал её. Во всей этой истории места для подзарядок и возни под капотом я как-то не вижу.

        • Gengenid
          /#23158902 / +1

          Я живу в очень не теплом регионе, и у нас срок службы батареи лет пять минимум. И его можно продлить любой тупой зарядкой. Только смысл это делать, если зарядка стоит как новый аккумулятор.

          • akhmelev
            /#23160300 / +2

            Зарядка не стоит в общем-то ничего. Уже скоро 10 лет как я беру лампочку ближнего света или от фильмоскопа на 6 вольт, 3-4 мощных диода (падение 0.7V на каждом) и БП от ноута на 19V — соединяете все это дело последовательно и вуаля — заряжайте сколько душе угодно. Крутые зарядники сделают конечно получше, но лишь на 5-10% да и то не факт.


            И ключевой момент: обязательно выключить при достижении максимально рекомендованного производителем АКБ напряжения. Для приведенной Ca-Ca это 16V и это важно. Ca-Ca это вообще важно. Другой акк так убьете.

            • Gengenid
              /#23160422

              Все что-то стоит. И диод и труд и даже время.

              Даже домой тащить аккумулятор чего-то стоит, иногда очень дорого в плане здоровья.

  5. Yak52
    /#23158828

    Вывод: Подняли напряжение окончания заряда -> увеличилось количество выделяемого газа -> чем больше выделяется пузырьков газа, тем лучше перемешивается электролит.

    • Верно. Но помогло заряду не только перемешивание газом, но и само напряжение, для диссоциации сульфатов и их преобразования в оксид и губчатый свинец в зонах с повышенной концентрацией кислоты и сульфатацией.

      • Willy64
        /#23159704

        До какой степени можно увеличивать зарядный ток? Я ограничиваю ток одной десятой емкости и напряжение не поднимается выше 15.5В. Не повредится ли аккумулятор при токе 1/5 и выше?

        • В ручном режиме первый этап током 1/10 ёмкости до минимального тока при 14.7 В.Второй этап током 1/30 ёмкости до неснижения тока в течение 2 часов при 16 с копейками.

          Автоматы могут подавать при определённых условиях и ток 200% ёмкости. Разумеется, ограниченное время.

        • nevzorofff
          /#23162220

          В не очень новых машинах он никак не ограничивается. После пуска там 1-2 минуты десятки ампер, сколько генератор там может выдать при постоянном 14.4плюс-минус

          • Не ограничивается, и это совершенно нормальный, обоснованный заряд постоянным напряжением по Вудбриджу. Ток начала заряда порядка 100% ёмкости, 60 А для 60 А*ч АКБ. Когда напряжение достигает уставки регулятора, оно стабилизируется, и ток снижается.

  6. tref1977
    /#23159072

    А если просто слить весь (ну хоть не весь, но то что сольётся) электролит в ёмкость перемешать и затем залить обратно. Это поможет устранить расслоение?

    • Поможет, (если есть доступ к электролиту, которого у многих АКБ нет,) но это экстрим, как и вибростол. Но не поможет десульфатации. Для десульфатации необходимо перенапряжение, оно же вызывает элекролиз воды и тем самым перемешивание электролита.

      • RTFM13
        /#23159330

        А восполнять воду разложившуюся при электролизе не надо?

  7. Flammar
    /#23159140

    Похожее читал про NiMH-аккумуляторы, их надо периодически заряжать чуть ли не до 0.9 вольт (можно через лампочку накаливания от карманного фонаря).

    Вообще, мне кажется, тренировочные циклы надо проводить с любыми аккумуляторами, у которых, особенно при быстром разряде, возможно возникновение и рост «эффекта памяти», приводящего к скачкообразному росту внутреннего сопротивления после разрядки до определённой степени (но не до конца), что приводит к снижению эффективной ёмкости.

  8. jurakhrapunov
    /#23159242

    Серная кислота почти вдвое тяжелее воды, и её водные растворы, в том числе аккумуляторный электролит, склонны к расслоению: тяжёлая кислота вытесняет лёгкую воду вверх и опускается вниз.
    Бред, никакого расслоения растворов серной кислоты «из-за вытеснения легкой воды» не бывает. Раствор серной кислоты — это стабильная система, может присутствовать градиент содержания сульфата свинца, может влиять наличие пузырьков газа, и т.п., а сама кислота как была водным раствором так и останется.

    • При разряде, в т.ч. саморазряде, выделяется вода, она стремится вверх. При заряде выделяется кислота, она стремится вниз.

      • RTFM13
        /#23159342

        Очевидно, что сепараторы мешающие перемешиванию так же мешают и расслоению.

        • quwy
          /#23160144 / +2

          Они способствуют расслоению. Потому что кислота выделяется на электроде, а вокруг сплошные сепараторы. Рядом просто нет свободной воды в достаточном количестве. В результате все пространство между пластинами (включая поры сепараторов) оказывается занято «концентратом». И этот концентрат медленно сползает вниз, в подпластинное пространство, вытесняясь сверху водой. Но когда он достигнет дна банки, больше ему уходить некуда и градиент плотности фиксируется.

          В стационарных резервных АКБ наливного типа зазор между пластинами намного больше, там полно жидкого электролита, готового растворить свеже-образовавшуюся кислоту. Это не устраняет эффект расслоения полностью, но позволяет в значительной степени закрыть на него глаза, потому что проблем от него в таких условиях намного меньше.

      • SergeyMax
        /#23159458

        Серная кислота чрезвычайно гидрофильна, она насасывает воду из воздуха даже если просто стоит в открытой бутылке, а промывка газов серной кислотой с целью осушения осушения — это вообще стандартная операция на практикуме по химии. Теория про расслоение выглядит сомнительной, честно говоря.

        • quwy
          /#23160086

          Теория про расслоение выглядит сомнительной, честно говоря.

          Какая теория? Натурный эксперимент, показывающий разницу плотности электролита при заборе с разной глубины. Я тоже делал такие замеры и могу подтвердить все написанное.

          она насасывает воду из воздуха даже если просто стоит в открытой бутылке

          Концентрированная — да, но аккумуляторный электролит уже ничего не насасывает, сколько его не держи открытым (скорее наоборот, часть воды испарится и концентрация возрастет).

          Если налить кислоту в воду тонкой струйкой и не перемешивать, концентрация на дне будет намного выше, чем на поверхности, и за разумное время без механического перемешивания она не выровняется.

          • Gdalex
            /#23162204 / -1

            Воду? В кислоту? Вы тоже прогуливали уроки химии? Это в спирт воду надо лить, а вот в кислоту даже разбавленную воду лить категорически запрещается.

            • Alex_333
              /#23162614

              Если налить кислоту в воду тонкой струйкой

    • Willy64
      /#23159684

      Если бы это было так, то не выпускали бы системы перемешивания электролита для силовых аккумуляторов. Мой личный опыт подтверждает, что при взятии электролита на пробу только сверху банок не получается достичь плотности более 1.25 без перемешивания, при этом анализатор показывает, что батарея в отличном состоянии.

    • quwy
      /#23160108

      Бред

      Слишком громко сказано, особенно с такой аргументацией.

      Раствор серной кислоты — это стабильная система

      Раствор электролита в действующей АКБ — это не стабильная система. Потому что при заряде и разряде из этой системы частично изымается один компонент и добавляется другой. Какая тут, нахрен, стабильность?

      • jurakhrapunov
        /#23160194

        В шапке статьи говорится о растворах серной кислоты и о том что они расслаиваются причем якобы тяжелая кислота опускается вниз и т.д. Что и является бредом, недостоверным суждением высосанным из пальца. Если это теория автора — он должен привести аргументы в ее пользу, иначе мы будем придерживаться научной точки зрения в этом отношении. Учите матчасть.

        Если автор имел в виду не общий случай, а частный, в котором учитывается наличие суспензии сульфата свинца, убытка или увеличения концентрации компонентов и т.п. — надо указывать контекст чтоб не попадать вот в такие ситуации.

        К тому же, даже если речь идет о растворе электролита в действующей АКБ, о никаком расслаивании кислоты и воды речь идти не может — может присутствовать градиент концентрации, о чем собственно и говорится в статье.

        • quwy
          /#23160550

          Если автор имел в виду не общий случай

          Какой, к черту, общий случай? Очевидно, что речь не о баночке с раствором кислоты на полке. Вы кроме шапки что-то еще прочитали перед тем, как комментировать?

          надо указывать контекст чтоб не попадать вот в такие ситуации

          Вся статья, блин, про аккумуляторы. Какой вам контекст еще нужен? Вы придрались к одной неудачно сформулированной фразе из шапки, а теперь усердно делаете вид, что всего остального текста нет. Делаете не соответствующее контексту статьи заявление, и приправляете его не к месту грубой характеристикой написанного автором.

          о никаком расслаивании кислоты и воды речь идти не может — может присутствовать градиент концентрации, о чем собственно и говорится в статье

          Не нужно этих пост-придирок, градиент концентрации — это и есть расслоение.

    • Gdalex
      /#23162184 / -1

      Абсолютно с Вами согласен! Автор, похоже, прогуливал в школе уроки химии. А там это рассказывали очень подробно. А так же почему нельзя вливать воду в концентрат серной кислоты, т.к. идет химическая реакция серной кислоты с водой с выделением большого количества тепла. Из-за этого капли воды и серной кислоты могут выплескиваться и наносить травму. А вот выдержка из школьного учебника химии:

      В водных растворах серная кислота практически полностью диссоциирует на H3О+, HSO3+, и 2НSO??. Образует гидраты H2SO4·nH2O, где n = 1, 2, 3, 4 и 6,5.

      Т.е. никакого расслоения с "вытеснением воды" не происходит. И если аккумулятор будет просто стоять (без подключения цепей), то и через год, и через 5 лет плотность электролита по вертикали будет однородной. А вот изменение плотности при заряде-разряде - это будет влиять на однородность электролита, но, только на расстоянии от электродов.

  9. VT100
    /#23160598

    Возможно — кто-то сможет поставить точку в споре поискав в сети по "гравитационное расслоение растворов"?
    Вот тут — целый профессор обращал на это внимание.

    • Gengenid
      /#23160618

      То, что в принципе расслоение электролита может быть, спорить странно, об этом есть куча работ.

      Вопров в том, влияет ли это на что-то в реальном автоаккумуляторе. И автор никак не ответил на этот вопрос.

      • VT100
        /#23160776 / +2

        Для отбора проб электролита из глубины банок воспользуемся удлинённой пипеткой, гибкий наконечник которой может пройти сбоку от пластин. Короткой пипеткой произведём отбор, как обычно, из верхнего слоя. Плотность верхнего слоя составила 1.26, нижнего почти 1.31.

        Она есть. Другое дело, что не в каждом акке пробки так удачно расположены с краю банок.
        О влиянии — расписано в начале статьи.


        Обязательными условиями заряда участка активной массы являются наличие в этом участке воды, а также электрический потенциал не ниже необходимого для преодоления термодинамической электродвижущей силы — ЭДС — на этом участке. ЭДС тем выше, чем выше концентрация кислоты.
        Следовательно, повышенная концентрация электролита в нижней части банок и глубине намазок пластин АКБ — аккумуляторной батареи — ведёт к тому, что для преодоления термодинамической ЭДС требуется более высокое напряжение на клеммах. При недостаточном напряжении заряд участка активной массы (АМ) с повышенной концентрацией кислоты не произойдёт никогда. Также препятствует заряду и недостаток воды в данном участке АМ.

        В описании панцирных тяговых батарей от штабелёра на работе — указано наличие опциональной системы пневматического перемешивания электролита.

        • RTFM13
          /#23160976

          Автомобильный аккумулятор работает не в тяговом режиме. Обычно глубина разряда не превышает пары процентов за цикл с соответствующим «расслоением» плотности электролита, которую невозможно определить магазинными пробниками аккумуляторов.

          Возможен, к примеру, случай существенного разряда какой-нибудь GSM сигнализацией за месяц с последующим набором емкости за одну поездку. Тут — да возможно появление градиента плотности, но практическое влияние на эксплуатацию под вопросом. Тема, что называется, не раскрыта. Я так думаю, что градиент плотности электролита будет не главной проблемой.

          Кроме того автор по сути советует регулярно «кипятить» аккумуляторы, что чревато потерей гарантии, если таковая есть. Т.к. во-первых надо следить за плотностью электролита при таких кипячениях, что невозможно без вскрытия аккумулятора. А во-вторых кипячение с помощью случайного ЗУ чревато локальными повреждениями электродов из-за влияния пузырьков газа на протекание тока в электролите и распределение плотности тока на поверхности электродов.

          • Случайное ЗУ может случайно натворить что-то случайное. А не случайное может в ручном или автоматическом режиме соблюсти профиль заряда, (т.е. токи, напряжение, время, условия этапов, в т.ч. дозаряда с перенапряжением, так называемого "кипячения"), для чего доступ к электролиту необязателен.

      • Ответ в самом начале статьи. Зоны повышенной концентрации кислоты будут хуже заряжаться или не заряжаться вообще, что приведёт к сульфатации. Слой пониженной концентрации кислоты зимой замёрзнет, и АКБ превратится в скидку на покупку новой АКБ, и лотерею с призами "опоздание на работу", "вызов такси и эвакуатора" и прочими весёлыми аттракционами.

  10. itoolsy
    /#23160632 / -1

    АКБ 10 лет. Ни разу не заряжал ее. Живу в Москве — климат ясен. Каждый день езжу по городу, от 30 минут до 2-х часов. До сих пор крутит стартер отлично и проблем нет. Что я делаю не так?
    До этого все акб на машинах примерно так же служили — ни разу ничего с ними не делал. Повторю вопрос — что я делаю не так и зачем мне зарядное устройство, стоимостью в половину нового АКБ?

  11. qbertych
    /#23160744

    КДПВ в png на два мегабайта. RUVDS, вы прикалываетесь?

  12. kozar
    /#23160806

    Покупайте AGM или гелевые аккумуляторы и не морочьте себе голову

  13. VaalKIA
    /#23160926

    А можно аккумулятор эксплуатировать на боку, а потом переворачивать на другой бок?

    • TinyElectronicFriends
      /#23161042 / +1

      Автомобильные АКБ со свободно плещущимся жидким электролитом этого не предусматривают. Нельзя.

  14. Izhevsk
    /#23161466

    Не понимаю всей этой возни. Новый аккумулятор служит лет пять минимум, потом сдается скупщикам и покупается новый за небольшие деньги.

  15. 2PAE
    /#23161834 / +3

    Так вот зачем у нас такие дороги! Чтобы при городском цикле электролит качественно перемешивался. А народ бухтит — ямы, выбоины.

  16. Aklkleks
    /#23162928

    Расход бензина 28 литров, от 25 грн/литр, это от 700 грн, как раз цена бэушной акумы. Т.е выгоднее вместо этой возни купить батарею и кинуть про запас в багажник, а старая расслоенная ещё поработает.

    Ямы точно перемешивают? Поставьте в багажник расслоенный и покатайтесь.

    • quwy
      /#23164390

      бэушной акумы

      После бэушных аккумуляторов на очереди бэушные трусы?

      • Aklkleks
        /#23169656 / +1

        Интересные у вас ассоциации.

        Купить бэушный автомобиль обычно в порядке вещей, и чаще всего он ничем не отличается от нового после пробега. Бэушные запчасти с разборок вполне продаются-покупаются, а чем плохо купить бэу акк по цене перемешивания электролита?

        • quwy
          /#23170058

          Потому что аккумулятор — это же расходник. Да еще по нему и не видно степень его износа. Ладно, с трусами переборщил, но если по автомобильной тематике, то ИМХО это как б/у масло купить, или, там, топливный фильтр.

    • VT100
      /#23164642

      КМК автор и не предлагает такой способ "перемешивания", как основной. И провёл опыт, чтобы было наглядно.

  17. quwy
    /#23164388

    del

  18. c0mmandor
    /#23177006

    стесняюсь спросить, эдак у нас и водка постояв в магазине расслаивается на воду и спирт? пошел делать натурный эксперимент…