Рыдания ретрофаната над старым телевизором +48


AliExpress RU&CIS

Ой всё. Мне всегда было интересно, где у ретрохобби… не дно, а граница серьезного увлечения, на грани помешательства. Теперь я знаю, это — старый ЭЛТ-телевизор. Они тяжелые. Они мерцают. Качество изображения — в лучшем случае терпимое, или так мне поначалу казалось. Когда ты покупаешь гудящий ящик с тысячами вольт внутри, ты переходишь на новый уровень коллекционирования, и уже не будет пути назад.

Если серьезно, теплые (натурально, они греются) ламповые (как минимум одна) телевизоры — это большой этап развития технологий, как домашних-телевизионных, так и компьютерных. Этап, который закончился достаточно резким переходом на тощие ЖК-экраны в течение буквально пяти лет, в конце нулевых. Хотя на дачах или даже дома у многих из нас (или у родственников) старый телевизор найдется и сейчас, это ненадолго. Их больше не делают, слишком сложно и не стоит оно того. Срок жизни у них меньше, чем у ЖК-дисплеев. Мы наблюдаем завершение жизненного цикла большого ассортимента технологий, в прошлое уходят связанные с ними потребительские привычки.


Вот эти особенности старого телевидения, просмотра видео с аналоговых источников на «голубом экране», восьмибитного гейминга я и хочу сегодня повспоминать. Ну и поискать примеры задач, в которых ЭЛТ до сих пор вне конкуренции. А начну с самого простого аргумента про преимущество телевизора с трубкой: он стильный! Вы посмотрите, какая роскошная коробка! Какой возмутительно неплоский экран! Какие божественные крутилки! Это же микроволновка (с тостером), только вместо еды она подогревает ностальгические чувства.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Околотехнические вводные


Я не стану в подробностях описывать технологию работы кинескопных ТВ — иначе может возникнуть ощущение, что я в них разбираюсь, а это не так. Базовые вещи можно узнать где угодно, от Википедии до Ютюба. Попробую сформулировать те моменты, которые важны для повторного открытия этой ретротехники. Ну, например так: «Изобретению телевизора предшествовало открытие катодных лучей — потока электронов, ускоряемого в вакууме разностью потенциалов между катодом и анодом». Тут важно следующее: для нормальной работы этой схемы стрельба электронами должна производиться в вакууме. Именно откачивание воздуха из кинескопа делает необходимым толстые стенки из стекла, чтобы противостоять атмосферному давлению, из-за чего все ЭЛТ-телевизоры — тяжелые. И еще: на кинескоп подается напряжение в тысячи вольт, что при неаккуратном обращении может быть смертельно.


Дальше: горячий катод, источник катодных лучей, подогревается до температуры в сотни градусов. Ламповые телевизоры греются и потребляют относительно много электроэнергии. Поток электронов ударяет в люминофор, вызывая свечение. Без системы электромагнитов у нас получилась бы одна яркая точка в центре экрана, но с их помощью поток электронов можно отклонять. Каждую секунду телевизор (в системе PAL или SECAM) с помощью катодных лучей и электромагнитов 50 раз проходит по всему экрану, сверху вниз и слева направо. За каждый из 50 проходов отображается только половина кадра, каждая четная или нечетная строка. Полных кадров получается 25 штук по 625 линий в каждом (видимых — 576), что достаточно для создания иллюзии движущихся картинок. Если сфотографировать экран с достаточно маленькой выдержкой, можно увидеть процесс создания изображения в действии:


Выводы: частота обновления кадров в 50 герц по ощущениям отличается от такой же на ЖК-телевизоре, где сразу отображается весь кадр. Ах да, телевизор у нас цветной, и это делает всю схему еще сложнее. Электронных пушек вместо одной становится три, они отвечают соответственно за красный, зеленый и синий компоненты изображения. Перед слоем люминофора появляется теневая маска: железная сетка с микроотверстиями, благодаря которой поток электронов от «красного» излучателя попадает только на «красный» люминофор. Выведем на ТВ сплошную заливку белым цветом и сфотографируем макрообъективом:


Так и хочется написать: красные, зеленые и синие пиксели «горят» одновременно, благодаря чему нам кажется, что мы видим белый цвет. На самом деле это не пиксели: просто зоны на экране, которые загораются под действием потока электронов. В ЭЛТ-телевизоре нет возможности зажечь один пиксель в произвольной точке экрана: такая техника просто не оперирует подобными понятиями. Можно посмотреть на границу между белым и черным участками: из-за аналоговой природы ЭЛТ она не такая четкая, как на современном дисплее.


Наконец: люминофор не вечен, он выгорает. Деградация происходит и с ЖК-дисплеями: кристаллы могут «застрять» в открытом или закрытом положении, может сесть подсветка. Но в ЭЛТ это происходит по-другому: постоянно включенный телевизор постепенно теряет яркость и контрастность изображения, становится блеклым. Если выводить на него статические элементы (логотип телеканала, меню «Пуск»), может выгореть именно эта часть люминофора, и тогда логотип останется с вами навсегда. Хороший телевизор может работать по 8 часов в день много лет подряд. Экран, который не выключают сутками, сядет за 5-7 лет. Пока нет проблемы найти ЭЛТ-телевизор в хорошем состоянии, но даже при бережной эксплуатации он рано или поздно выйдет из строя. Впрочем, на мой век хватит.

Персональная ТВ-история



Для правильной настройки на волну памяти приложу фото телевизора моего детства — модель Горизонт-736. Он дожил до конца девяностых, сначала как основной экран для семейного просмотра, потом — как монитор для восьмибитного компьютера. Хотя непосредственно телевещание не входит в сферу моих интересов, без нее тут не обойтись: начиная с довоенных времен и вплоть до конца семидесятых (а в моем случае — до начала девяностых) это был единственный способ отобразить что-то на экране вашего ТВ. Полноценное телевещание началось после войны, а моя бабушка еще помнила типичный телеприемник тех годов, «с линзой»:


Это КВН-49, и сразу видно, что он отличается от «Горизонта» диагональю экрана: 18 сантиметров против 61, или в устоявшихся позднее дюймах — 7 против 23. Помимо размеров экрана со временем улучшались параметры изображения — яркость и контрастность, повышался срок жизни кинескопа, с сотен часов до десятков тысяч в лучших экземплярах. Хотя в современные ЖК-матрицы упаковано куда больше технологий, кажется что сделать кинескоп — сложнее. Уж точно это было уникальное производство, просто так возобновить которое (на случай маловероятного CRT-ренессанса) не получится. Вот это видео показывает некоторые этапы производства кинескопов: Все Очень Сложно.

В девяностые к телеэфиру добавился видеомагнитофон, а также восьмибитный компьютер — сначала версия «Радио86-РК», а позднее — клон ZX Spectrum. Уставший «Горизонт» сменили на импортный 21-дюймовый JVC. Заграничная техника была прорывом по яркости, сочности картинки, хотя и произошла некоторая потеря по размеру экрана. К тому же добавился полноценный линейный вход, а до этого приходилось использовать RF-модуляторы, с неизбежной потерей в качестве. Да черт с ним с качеством, главное пульт, пульт появился! Больше не требовалось вставать с дивана, чтобы переключить канал! Старый телек в итоге переехал в гараж — просто так сразу выкинуть было жалко. Никогда не забуду это ощущение полноты и нестабильности, когда ты спускаешься по лестнице с советским телевизором в руках.

У моих родителей и многих знакомых стандартные, недорогие импортные телеки с диагональю в 21 дюйм прослужили по 10-15-20 лет и были заменены уже на большие ЖК-экраны. Наш экземпляр жив до сих пор, показывает кино на даче, хотя принимать эфирное ТВ самостоятельно уже не может — требуется декодер для цифрового сигнала. С отключением аналогового ТВ закончилась большая история: когда по воздуху передавался сигнал, непосредственно управляющий всей электроникой телевизора с трубкой. Помимо свойств приемника, на древний телевизионный экспириенс влияли удачное расположение дома относительно телевышки, качество антенны, хорошо (или плохо) распаянные разъемы, наличие радиолюбителя в соседнем доме или искрящего пылесоса этажом выше. Мы смотрели будто не сериал, и не новости, а весь окружающий мир, с полосами, снегом и рябью.


Телевизор часто не меняют, и я пропустил ЭЛТ-прогресс последних лет, уже в начале двадцать первого века. Между тем, технологии развивались до самого конца. В конце девяностых появились широкоформатные ЭЛТ-телевизоры. Увеличивались размеры экрана, достигнув максимума в 40 дюймов. Впрочем, в реальной жизни вы вряд ли найдете старый ТВ с диагональю больше 36", а максимально распространены размеры 28-32. Это были монструозные аппараты весом под 50 кило. В них же золотым стандартом стало удвоение частоты смены кадров до 100 герц, что убирало мерцание. Самые последние ТВ имеют разъем HDMI и обрабатывают цифровую картинку с разрешением до 1080i (они же, кстати, не рекомендуются для ретро из-за лагов). В районе 2007 года произошло резкое падение продаж тяжелых телевизоров: потребитель голосовал за компактность, высокое разрешение ЖК-дисплеев и прочие удобства нового времени. Крупные вендоры в один год перестали показывать новые модели на выставках — ЭЛТ однозначно считался устаревшим. Обанкротились производители кинескопов. Сейчас ЭЛТ-телевизор проигрывает современным плоским почти во всем: от разрешения до диагонали, яркости и контрастности. Он превращается в ретро, но такое — для самых ценителей с хорошей физподготовкой или парочкой друзей. Качественные ЭЛТ-мониторы для компьютера сейчас стоят очень дорого, а вот просто телевизор достанется вам бесплатно или за копейки, только заберите.

Верните мне мой 1986-й



Этот телевизор я не выбирал по каким-то четким критериям, случайно вышло. Привлек необычный внешний вид — микроволновка какая-то — и относительно маленькие габариты. Это Panasonic AG-500, и вообще-то его правильно будет называть профессиональным видеомонитором. Но не в смысле «используется в теле- и киноиндустрии». Относительно портативный (26 сантиметров или ~10 дюймов экрана), со встроенным видеоплеером, он был предназначен для дела. Например, для установки в присутственных местах. Особой фичей встроенного видеомагнитофона является возможность воспроизведения кассеты по кругу: включаете рекламный ролик вашего зубного кабинета и мучаете им посетителей до готовности. Предположу, что такую штуку можно было установить в автобусе, использовать для быстрого скрининга кассет из библиотеки, сделать переносную видеосистему в школе, и подобное. Помимо дизайна меня привлекла вот эта самодостаточность, а также наличие видеовхода. То, что в телевизоре нет собственно приемника телеканалов, меня совершенно не расстроило — ловить там все равно нечего.


Судя по дате в сервисном мануале, модель была разработана в середине восьмидесятых. В начале девяностых она продавалась в США за 500 долларов — немалые деньги за компактную модель.


Телевизор в таком возрасте может страдать большим количеством недугов, иметь севший кинескоп или выгоревшие секторы от статических элементов системы видеонаблюдения. Мне повезло, хотя и покупал без проверки: единственной неисправностью была застрявшая внутри кассета, которую со временем перекосило так, что пришлось разбирать весь механизм. Вытащил, вручную прокрутил механизм загрузки и выгрузки в штатное положение, и все заработало. Удивительно! Преимущество профессиональной техники: ее делали так, чтобы она работала даже в самых сложных условиях. Даже два резиновых привода в кассетном механизме не расплавились от времени, а это вообще фантастика.


Окей, я вставляю кассету с «Терминатором» и получаю восхитительный флешбек на придиванном столике. Он выглядит как гость из прошлого, и работает так же! Картинка качественная, но сам кассетный механизм — базовый, с двумя головками и без каких-либо средств улучшения изображения с VHS. Звук — монофонический, никакого Hi-Fi-стерео, но так даже лучше. Здесь вполне уместны артефакты видеокассеты, слегка бубнящий саундтрек. Именно так мы и смотрели кино в те времена, разве что экран был побольше.


Под откидной панелью спрятаны и стандартные регуляторы яркости и контрастности, и крутилка Vertical Hold, позволяющая подправить синхронизацию видеосигнала, если что-то пошло не так. В нашем случае — скорее сбить синхронизацию, для создания аутентичных артефактов старого ТВ-изображения:


Также вручную регулируется трекинг на видеокассете, отдельно для режимов воспроизведения и паузы. Покадровый просмотр — еще одна интересная фича магнитофона. Опять же, путем кручения ручки вызываем из небытия эффект пожеванной кассеты из видеопроката:


Вот оно, наше счастливое аналоговое детство! Можно ли сравнить изображение по технологиям 80-х с современным экраном? Для этого подойдет ретропланшет Apple iPad 2: размеры экрана похожие, такое же соотношение сторон.


Понятно кто выиграет по разрешению, хотя яркость и цветопередача у ЭЛТ неплохие. Главное, в 2021 году хочется иметь устройство со всеми артефактами из прошлого. Включение со свистом высоковольтных цепей, постепенное нарастание яркости изображения по мере прогрева. Даже отсутствие пульта не мешает — хочешь поставить на паузу, подойди и поставь! Больше всего досаждает то самое мерцание с частотой 50 герц: мы от него совсем отвыкли. Хотя если смотреть старый ТВ хотя бы час, перестаешь замечать.

Старый контент


Отличный компаньон для старого телевизора — DVD-рекордер, они сейчас тоже продаются очень дешево. Прежде всего я отметил, насколько все же качественнее картинка с DVD, по сравнению со встроенным VHS. Но дело не только в DVD: рекордер способен конвертировать любой вид аналогового сигнала в требуемый для этого ТВ композитный. Например, можно по S-Video подключить мой ретрокомпьютер на базе Pentium 4:


Но это полумеры. Я подключаю к телевизору микрокомпьютер Raspberry Pi 3. У всех версий Pi есть композитный видеовыход, способный работать со старыми телевизорами. Устанавливаю медиаплеер Kodi. Получаю ретротелевизор с возможностью стриминга с Ютюба, управляемый со смартфона. Но тут будет более уместен древний, соответствующий эпохе, контент:



Персональная машина времени оформлена, но самое интересное впереди.

Безудержный ретрогейминг на эмуляторе
По-хорошему, если у вас есть аутентичный телевизор, надо не останавливаться и покупать оригинальную игровую приставку или восьмибитный компьютер. Ассортимент тут огромный, и я пока даже не знаю, с чего начать — то ли со Спектрума, то ли с «Денди». Эмуляция на Raspberry Pi — вполне достойный способ сначала попробовать, понравится ли. Я пользуюсь заточенным под ретроигры дистрибутивом RetroPie (точнее форком CRTPi с оптимизацией под композит) и подключаю беспроводной джойстик Logitech F710.


Здесь мне пришлось отвлечься и изучить феномен, известный как 240p. Те самые консоли из 80-х и 90-х (вплоть до шестого поколения игровых приставок на рубеже веков) вместо 480 ТВ-линий чересстрочно выводят картинку по-другому: 240 линий с прогрессивной разверткой, то есть пропускают каждую вторую строку. По факту рабочих линий в изображении разных приставок в разных регионах может быть меньше (192 или 224, например), важен именно принцип их отображения. Любые аналоговые стандарты передачи видеосигналов поддерживают 240p без проблем. Проблемы начинаются при попытке подключить старую консоль к новому ТВ, который по сути оцифровывает аналоговый сигнал. Зачастую он пытается сконвертировать 240p в 480i, и портит картинку, теряет строки, а некоторые спецэффекты ломаются совсем.


Режим 480i или 576i вполне подходит для кино, но для компьютерной картинки он не идеальный: на контрастных горизонтальных линиях, которых в таком изображении много, наблюдается нечеткость и мерцание, как видно на фото выше — интерфейс RetroPie выводится в 480i. Читать элементы меню того же Kodi нелегко, особенно мелкие.


Зато в эмуляторе с правильными настройками на ЭЛТ — прекрасное четкое изображение. Для настоящих консолей и для эмуляторов есть современное ПО 240p Test Suite, которое позволяет убедиться, что у вас действительно «правильный» режим. В том числе можно оценить геометрию экрана:


И на моем телевизоре на удивление все хорошо, что вообще-то не гарантируется. Хорошо — не в смысле идеально, а «бывает гораздо хуже». Заметно плохое сведение лучей в верхнем правом углу, и это я переживу. Самое главное: игры для старых приставок разрабатывали под старые телевизоры, с учетом их особенностей. На ЭЛТ они выглядят более «правильно», чем в эмуляторе на современном дисплее. Посмотрите:


Относительная нечеткость изображения, непопадание лучей в конкретные точки на экране, искажения композитного видеосигнала придают кирпичам в Super Mario дополнительную текстуру и объем. Мыльноватым изображение кажется на фотоснимке, в реальности все нормально. Еще один пример из игры Metroid для NES:


Ретрокартинка здорового человека. Насколько это мешает играть в старые игры на эмуляторе с разрешением 4К? Нисколько не мешает. Но при помощи старого телевизора я теперь играю в Super Mario Bros аутентично.

Хочу ли я порекомендовать всем покупать старые телевизоры, пока не поздно, вытаскивать ненужные тяжелые ящики из чулана? Не обязательно, хотя если у вас стоит старый телек на даче, небольшие затраты на микрокомпьютер с композитным выходом дадут ему вторую жизнь. Более того, мой конкретный ТВ покупался в основном за стильный вид и компактные размеры. На 20-27 дюймах большого ЭЛТ может получиться еще лучше. Тут есть масса способов реализовать идеальное «аналоговое» изображение. Путем моддинга Raspberry Pi для вывода более качественного компонентного RGB-сигнала, или же подключением к компьютерному ЭЛТ-монитору по VGA с заведомо лучшими характеристиками. Либо путем модификации старых консолей или использования нативного компонентного выхода в приставках поздних времен (Playstation 2/3 или Xbox 360S). Даже телевизор без RGB-входа можно модифицировать — все равно сигнал внутри раскладывается на красную, зеленую и синюю компоненты, почему бы не подать на него изображение лучшего качества? Есть много ступеней в этой кроличьей норе. Когда-нибудь я этим улучшайзингом обязательно займусь, но не на этом телеке, он хорош и так, без модификаций. Или плох, это зависит от вашей точки отсчета.


Такой ренессанс ЭЛТ в отдельно взятой квартире. Детство не вернешь — я это понял, когда проходил Super Mario Bros на эмуляторе Nintendo. Прошел исключительно благодаря возможности сохраняться в любой момент, а на последних уровнях — еще и с помощью подсказок в интернете. Оттачивать честное мастерство прыжка по кирпичам — для этого мне больше не хватает ни времени, ни нервов. Но с возрастом часто возникает ощущение, будто твои школьные годы — они и не про тебя вовсе, а про какого-то другого человека. Мой ламповый ТВ с каждым включением делает мне «как тогда», восстанавливает условную связь между прошлым и настоящим. Я рад, что у меня теперь есть выбор — когда я сделаю свои взрослые дела, решу (или отложу) взрослые проблемы, я могу отвлечься от всего этого в современном ААА-релизе с разрешением 4К. А могу вот так — в атмосфере нечеткой, но для меня не менее прекрасной восьмибитной графики ушедших времен. С полным погружением в прошлое, вплоть до проникающих в звук помех от видеосигнала.




Комментарии (57):

  1. ice2heart
    /#23158900 / +1

    Следующий будет PVM, а лучше BVM!

    • f15
      /#23158966

      Да, это было бы логично. Но есть естественные ограничения количеству ламповых телевизоров в доме :) Было бы интересно посмотреть на экран с разрешением в три раза выше, чем у этого.

      Вообще мой вывод в том, что не обязательно. Для лучшего CRT-экспириенса конечно нужны лучшие представители. А вот для воссоздания опыта из 90-х подойдет что угодно работающее.

      • NivER
        /#23159104 / +1

        Для лучшего CRT-экспириенса конечно нужны лучшие представители.
        Разве что для расширения собственного кругозора. Согласен, что на практике PVM не нужен. Можно, конечно, поддаться актуальной моде среди западных (в основном) ретрогеймеров, и сначала долго искать свой идеальный PVM, потом раскочегарить 8- или 16-битную консоль на RGB-выход, и считать результат на экране «той самой, долгожданной, максимально аутентичной» картинкой, только на практике это к аутентичности имеет отношение чуть менее чем никакое, ибо картинке только вредит. Лучший результат получается просто на нормальном качественном бытовом телевизоре того времени, причём именно через десятикратно преданный анафеме композитный вход.

  2. DaneSoul
    /#23158936 / +1

    Прежде всего я отметил, насколько все же качественнее картинка с DVD, по сравнению со встроенным VHS.

    Учитие, что VHS у Вас наверняка тоже старые, очень старые. А у VHS кассет качество с годами падает очень сильно, вплоть до полной каши.
    Не мало личных видео-архивов у людей пропало, кто вовремя не конвертировал в цифру.

    • f15
      /#23158952

      Архивы у меня конечно сконвертированы. А вот VHS из статьи, наоборот, были новые в упаковке, с прекрасным качеством. Я вообще пока не столкнулся с деградацией видеокассет, даже на многократно перезаписанных собственных кассетах из 90х. Возможно повезло.

  3. Wolf4D
    /#23158956

    Любопытно :)

    А я тут недавно откопал при ремонте квартиры старый Сонивский Тринитрон 24 дюймов, года 95-го, по тем временам был зверь-машина. Проверил - работает. Думаю, надо бы отдать в хорошие руки, но где такие нужны?

    • f15
      /#23159090

      Сейчас интересная ситуация получается: где-то хорошие телеки выкидывают на помойки, а в соседнем районе есть ретрофанат, который может даже денег неплохих дать. Ретрофанатов, впрочем, мало — это не кассетные плееры, просто так поковырять не возьмешь. Я бы хотел заменить свой основной ЭЛТ-телевизор на что-то покрупнее, но как вспомню процесс добывания имеющегося, начинает болеть спина.

      • NickSin
        /#23159178

        У меня при воспоминаниях того, как я рекорд 412 в одно лицо тащил до помойки начинает болеть ступня и колено...я его около помойки уронил на ногу и от испугу ударился об заграждение помойки) Ничего не сломал, но память - на века)_

        • todoman
          /#23163012

          Кошмар, какая прелесть :)

  4. eumorozov
    /#23159244

    Интересно, как работает бесконечное воспроизведение кассеты по кругу. Я не спец по видеомагнитофонам, у нас в семье их никогда не было, поэтому моё приобщение к видео началось уже с VideoCD и DVD.


    Но насколько я понимаю, видеокассету всё равно надо после воспроизведения перемотать обратно. Или там именно так и сделано: просмотр, перемотка, снова просмотр?..

    • f15
      /#23159334

      Да, просмотр — перемотка — просмотр. Есть более сложная фича: когда кассета воспроизводится не до конца ленты, а до конца полезного сигнала.

  5. ujav
    /#23159394 / +1

    Сравнение картинки на Metroid просто бомба, я конечно знал что восьмибитные пиксели надо сглаживать, но там прямо несколько уровней объема появилось. Ведь и рисовали всю эту графику на таких же ЭЛТ, по-другому просто физически нельзя было ее увидеть.
    Сейчас конечно навешивают на эмуляторы разные шейдеры, вплоть до очень сложных, но все равно это немного не то.

    • f15
      /#23159422

      Я думаю со временем научатся эмулировать много уровней искажений. Это проще, чем перезапускать производство ЭЛТ :)

      • NivER
        /#23159762

        Для действительно достоверной эмуляции экрана ЭЛТ нужно больше одного пикселя на одно эмулируемое зерно люминофора, то есть от трёх (но скорее больше) пикселей на одну триаду. Вот когда бытовые матрицы дойдут до такого разрешения, то только тогда и научатся (наверное) :) По идее это должно быть действительно всё ещё проще производства ЭЛТ.

      • vvzvlad
        /#23159886

        Никто не будет уже эмулировать. Все привыкли к тому, что «восьмибитная» картинка — это вот ступенечки на шрифтах и текстурах.

        • ujav
          /#23160034

          Ну таки не совсем, даже современные восьмибитные инди-игры все чаще используют разные формы сглаживания, ну или просто более мелкие пиксели, потому что на 4К-экранах крупные квадраты зачастую выглядят совсем вырвиглазно. Еще у них есть изначально преимущество в виде любого количества цветов, почти никто не парится с реально ограниченными палитрами.
          Ну а для эмуляции совсем старых восьмибиток ЭЛТ-эффекты рано или поздно должны стать обычным делом, много лет ретро-фанатам хотелось такое, но сдерживали видеокарты и разрешение экранов i.redd.it/gidk832adx951.jpg

      • engine9
        /#23161688

        Есть такой шейдер, называется CRT-Royale.

        • /#23162672

          Есть ещё много разных шейдеров. На том же RetroArch их можно с коробки разные включать и смотреть, какой больше нравится/подходит

    • diogen4212
      /#23159818

      если по-простому, то можно наклеить на современный экран какую-нибудь толстую полупрозрачную плёнку и получить похожее искажение. Я что-то подобное видел на советских стереокартинках, где изображение слоями формировалось.

      • ujav
        /#23159982 / +1

        Эх, если бы все было так просто, диффузное размытие пленкой это совсем грубая аналогия. Рекомендую ознакомиться с количеством параметров у любого современного CRT-шейдера: emulation.gametechwiki.com/index.php/CRT-Royale
        Там не только схождение лучей или засветка сканлиний, но и типы фосфора эмулируются. В идеале это все вообще должно выводиться на 8К дисплей.

        • engine9
          /#23161694 / +1

          Который сверху накрыли толстым, слегка изогнутым стеклом имитирующем стекло экрана… Эх, были бы возможности, можно сделать такой физический имитатор CRT.

  6. medvedd
    /#23159810 / +1

    У меня в начале 2000-х был Sony XBR 32. Весил 180 lbs, т.е. 80+ кг.
    А ведь существовал еще его старший брат, Sony XBR 40, с весом 286 lbs.

    • around84
      /#23168340

      Сони, мне кажется, все весили, как чугунные. В начале 2000х снимал жильё, там хозяин оставил какой-то ЭЛТ-монитор Соньковский, 24 дюйма. Так вот таскать его было очень тяжко, мне кажется, что килограмм 50 в нём было точно…

  7. WBuilder
    /#23160068 / +1

    Опять "нахлынули воспоминания"...
    Ведь по телевизорам можно буквально отследить все этапы жизненного пути.
    Первый телевизор из детства, который я помню, был какой-то "черно-белый" Электрон на стильных ножках. Он действительно был "тёплый ламповый", поэтому батя чинил его самостоятельно: ставил перед экраном стул, на стул зеркало и давай шевелить и менять лампы.
    В начале 80-х благосостояние семьи выросло и встал вопрос покупки цветного телевизора.
    Выбирая марку, батя долго читал обзоры опрашивал знакомых и в итоге остановил свой выбор на минском Горизонте. Горизонт был уже на "полупроводниках" и чинить его самостоятельно батя не мог, приходилось вызывать "телемастера". Работа телемастера в 80-х видимо была очень прибыльной, т.к. дядька, который приходил к нам "чинить телек", ездил на Волге, имел дубленку и меховую шапку, т.е. все атрибуты состоятельного человека того времени.
    Потом началась перестройка и мать на заводе, на котором работала, через профсоюз смогла купить по "госцене" настоящий импортный телевизор Waltham. По сравнению с отечественным Горизонтом это было "небо и земля": таких ярких, насыщенных цветов и четкого изображения я не видел никогда. Был ещё и пульт, который по тогдашней моде был немедленно запаян в полиэтилен.
    В середине 90-х женился. В качестве приданного к жене достался портативный цветной Шилялис - жуткий дефицит и редкость во времена СССР. А второй нашей крупной семейной покупкой стал знаменитый и легендарный Sony Trinitron.
    А потом, в конце "нулевых", пришла эпоха LCD-телевизоров, которые в силу своих размеров и низкой цены заполонили всю квартиру. И телевизор из культовой и статусной вещи стал просто бытовой техникой.

  8. VT100
    /#23160312 / +1

    Дома - смотрю в 19" SyncMaster. Может яркость уже та, но она достаточна.

  9. Iv38
    /#23160402 / +2

    Какой потрясающий внешний вид у этого телевизора! Я видел много всяких мониторов промышленного вида, они классные, но я к ним привык. А этот, он правда похож на микроволновку. Офигенно!

  10. Black_Spirit
    /#23160648 / +1

    Высший пилотаж для ретрофаната: Электрон или Горизонт 703 с очень теплой, даже в рентгене, лампой ГП-5. Вот это был мастодонт! Даже в 90-е годы, на фоне телевизоров 3УСЦТ, эти мастодонты вызывали у меня трепет при включении. Как это нагромождение катушек, стекла и железа оживало на глазах! Ну или, не менее часто, не оживало…
    История в тему. Чинил я тогда телевизоры и попал домой к одной одинокой особе бальзаковского возраста. У меня трещит телевизор, жаловалась она. Заменил дроссель фильтра сетевого питания, сердечник которого распался на части. Все замечательно.
    Прошло пару дней и раздается звонок: Вот вы ушли и теперь у меня телевизор пищит! Прихожу, да при прогреве пищит строчный трансформатор. Объясняю ей, что это такая особенность экземпляра, но если надо могу и заменить. Правда, они тогда были дорогие. Поджал я его, как мог и ушел. Вроде не пищал уже так.
    Прошла еще пара дней и опять она в телефоне: У меня телевизор теперь шипит! Ну что тут скажешь. Обещался к ней зайти по пути и покрутить антенну, хоть формально сам телевизор и исправлен, но как объяснить это очень далекому от техники человеку. Не помню уже зашел или нет…

    • engine9
      /#23161708 / +1

      У нас в детстве был «компьютерный клуб» который представлял собой ушатанный вагончик со столами внутри на которых были два таких телика и PS1 в качестве «компьютера». Хозяевами были два четких пацанчика с района, а мы там зависали и даже играли в квейк (была версия квейка для PS1) вчетвером на одном экране! Он разделялся на четыре части и у нас был разветвитель-уголок для четырех геймпадов. Вот это была веселуха. Правда в тактическом плане это был полный провал, т.к. все видели перемещения и местоположение друг друга.

  11. drWhy
    /#23160946 / +1

    Когда-то попался телевизор с удлинённой горловиной кинескопа с утолщением длиной 15 см. Оказалось — ионная ловушка, у ранних кинескопов были проблемы с вакуумом и без неё присутствовало бы заметное тормозное излучение.
    Ещё прикольны поздние уплощённые кинескопы с короткой горловиной, были даже с изогнутой под 90° вниз.
    Ещё сейчас немало осталось кинескопных домофонов, в них тонкий длинный кинескоп расположен вертикально, а изображение получается проецированием на экран.
    Да, ещё же были совсем мелкие кинескопы в качестве видоискателей видеокамер.

    • VT100
      /#23164456

      Когда-то попался телевизор с удлинённой горловиной кинескопа с утолщением длиной 15 см. Оказалось — ионная ловушка, у ранних кинескопов были проблемы с вакуумом и без неё присутствовало бы заметное тормозное излучение.

      КМК, для необходимого ускорения тяжёлых ионов — ускоряющее и анодное маловаты. В "истинных" рентгеновских трубках, ЕМНИП — 50..100 кВ.
      В книгах написано, что ионы добираясь до люминофора — разрушали его. А поскольку ОС рассчитана на лёгкие электрончики, то все ионные "разрушения" концентрировались в центре экрана.

      • VT100
        /#23165106

        P.S. Поэтому горловина была повёрнута, что-бы ионы летели прямо (в стекло у горловины или электроды), а лёгкие электроны специальным магнитом направлялись к ускорителю и ОС.
        image

  12. redsh0927
    /#23161476 / +1

    Они мерцают. Качество изображения — в лучшем случае терпимое, или так мне поначалу казалось.
    Зато последние ЭЛТ были сильно-сильно лучше этого. На 100 Гц уже ничего не мерцало. Такие цвета и контрастность современным ипс даже не снились. Нынче абсолютно все жк-панели страдают от мерзких засветов, абсолютно «чёрный» экран освещает комнату так, что читать можно. У элт эта чума отсутствовала в принципе!
    На ЭЛТ они выглядят более «правильно», чем в эмуляторе на современном дисплее.
    Именно. Благодаря специфическому «фильтру» старые игры (в т.ч. игры для компа) на элт выглядят отлично в то время как на жк похожи на говно.
    И еще: на кинескоп подается напряжение в тысячи вольт, что при неаккуратном обращении может быть смертельно.
    К чему это вообще? Убивает не напряжение а ток. От 220 откинуть копыта проще чем от киловольт на втором аноде (до которых чтобы добраться, ещё нужно очень постараться).

    • vlreshet
      /#23162640 / +1

      Нынче абсолютно все жк-панели страдают от мерзких засветов, абсолютно «чёрный» экран освещает комнату так, что читать можно
      Ну, не абсолютно все. Есть OLED панели, там чёрный — это просто выключенный пиксель, полностью. То есть между выключенным телевизором, и телевизором показывающим квадрат малевича — разницы нет.

      • redsh0927
        /#23166644

        Ну, справедливости ради, олед — это не жк :D
        Ещё в разработке технология microLED, где каждый пиксель — три обычных светодиода. Вот такой моник всегда себе хотел!

  13. engine9
    /#23161726 / +1

    Спасибо, автор. Хороший пост, аж олдскулы свело. Хорошо, что у меня остался шикарный ЭЛТ монитор syncmaster. Модель не помню, но частота у него 100 гц. Надо его вынуть из чулана.

  14. Aklkleks
    /#23161856

    А если на кинескоп подать сотню киловольт, рентгеновская трубка получится?

    • Denis_Chernyshev
      /#23161914 / +1

      Да, поэтому предел напряжения на аноде всегда был 25 кВ. В последних поколениях добавили даже специальную схему, вырубающую телевизор/монитор при превышении этого максимума.

  15. Denis_Chernyshev
    /#23161864 / +2

    Мой 2УСЦТ, он же Горизонт Ц-257 прожил долго, лет 25, за счет дельтаобразной пушки те кинескопы были долгоживущими.
    Неоднократно подвергался апгрейду.
    — глючный модуль МЦ-2 (панельки микросборок постоянно неконтачили) заменил на МЦ-3
    — добавил блок ДМВ
    — добавил декодер PAL
    — поставил блок дистанционного управления
    — вывел вход видеосигнала для магнитофона
    — для внешней красоты сплиттер питания антенны и сплиттер ДМВ/МВ засунул внутрь

    • drWhy
      /#23168118

      «для внешней красоты сплиттер питания антенны и сплиттер ДМВ/МВ засунул внутрь»
      Существовал модуль СК-В (всеволновый), заменявший СК-М + СК-Д (метровый+дециметровый).

      • VT100
        /#23168560

        ЕМНИП, СК-В появился раньше (УЛПЦТ?) и потом "распался" на СК-М + СК-Д (2/3 УПЦТ).

        • drWhy
          /#23169892

          Возможно, но на УПИМЦТ использовались оба варианта — СК-В либо СК-М, СК-Д при этом часто не устанавливался, т.к. дециметровых каналов было мало и вероятно только в крупных городах, к тому же в коллективной антенне единственный дециметровый канал конвертировался в незадействованный метровый. При желании СК-Д доустанавливался в телеателье.

          Кстати, вспомнилась ПДС — Приставка двухречевого сопровождения, самой приставки не видел, но разъём на ламповом ч/б телевизоре был.

  16. mistergrim
    /#23162900 / +1

    Сейчас ЭЛТ-телевизор проигрывает современным плоским почти во всем: от разрешения до диагонали, яркости и контрастности.
    Как минимум по контрастности ЭЛТ до сих пор не превзойдены (разве что OLED'ом по космическим ценам). Да и что касается разрешения — был у меня в своё время 17" монитор с разрешением 1920?1440, это не ограничение трубы, а ограничение древнего ТВ-стандарта.

    • f15
      /#23163026

      Я об этом напишу в статье про мониторы, но про контрастность мои впечатления такие были: да, радикально черные тени наблюдаются. Но это компенсируется совершенно никакой типичной яркостью ЭЛТ, на уровне самых ранних ЖК-матриц, 100-150 кД/м2. Из-за этого хочется сделать поярче, а регулировка яркости в ЭЛТ убивает контраст. Это, если на то пошло, вообще не яркость отдельных точек, а просто сдвиг всего диапазона вверх.

      • NivER
        /#23174926

        Совершенно не согласен по поводу яркости, всё зависит от посаженности трубки в данном конкретном экземпляре. У меня в повседневном использовании 19" Mitsubishi, который уже на 75% яркости и таком же контрасте превращается в прожектор (при нормальном боковом освещении обычно стоит 55-60%), не говоря уже о 100%. Там ещё постараться надо поднятием яркости убить контраст. Вот освещение в комнате — это другое дело, ЭЛТ к этому довольно капризны. Обустроить его так, чтобы свет не портил изображение и при этом был комфортен для глаз — это целое дело.

        • drWhy
          /#23176320

          Были даже самодельные проекторы из кинескопного монитора + линза френеля, в темноте на расстояние в пару метров изображение вполне проецировалось.
          Плюс можно слегка поднять напряжение накала и ускоряющее — яркость заметно подрастёт, хотя и ненадолго.

  17. Firelander
    /#23162946 / +1

    Кстати, раз уж зашла такая тема, я не совсем понимаю один момент в работе цветных телевизоров, может кто-то более знающий пояснит. У нас есть массив пикселей на экране, в каждом пикселе три сабпикселя. Я не понимаю как обеспечивается попадание луча соотвествующей электронной пушки в нужный сабпиксель. Если взять фотографию устройства пикселей из поста. Луч движется горизонтально. Если луч движется непрерывно, то электроны из всех трех пушек будут засвечивать все сабпиксели подряд и вместо цветов получится каша. Можно выключать луч во время движения и включать в нужный момент. Но там нужна очень большая точность, плюс у экрана не идеальная геометрия итд, а попасть надо в точку размером условно 0.3 мм. И получается что при любом малейшем изменении параметров (на старых телевизорах ещё есть крутилки где меняется размер изображения и «подушечность») наблюдалось бы сильное неравномерное искажение цветов. Но таких эффектов лично я не наблюдал. Как это работает в итоге?

    • f15
      /#23163050

      Я тоже небольшой специалист, но за разделение цветов отвечает та самая теневая маска: через ячейки поток электронов проходит, только если он падает под определенным углом. Соответственнно, электронную пушку устанавливают так, что она засвечивает люминофор только своего цвета. На фото с черным и белым видно, что работает это весьма точно.

      Несведение лучей, тем не менее — распространенная проблема, особенно в углах. На фото тестовой сетки в верхнем правом углу это видно — засвечиваются правильные цвета, но не там, где надо, из-за этого возникают цветные копии белой линии.

      • drWhy
        /#23168154

        Присутствовал Блок сведения, которым можно было регулировать положение лучей. Во втором поколении (УПИМЦТ) количество регулировок было заметно уменьшено по сравнению с ламповыми цветными телевизорами (УЛПЦТ) — до 18-ти условно-независимых регулировок. Условно — потому что в качестве регулировочных элементов использовались кроме переменных резисторов регулируемые катушки, вносившие реактивность в регулировочную характеристику, и взаимно-влияющие на другие регулировки.

        Процедура предполагала последовательную регулировку в определённом порядке, повторяемую несколько раз подряд. Сведение требовалось, к примеру, после размагничивания маски внешней петлёй размагничивания, если встроенная не справлялась, при случайных смещениях отклоняющей системы, например, во время перевозки телевизора, при замене кинескопа.

        • f15
          /#23168358

          18 регулировок!
          Я только поверхностно (по ютюбу) изучил тему регулировок ЭЛТ за пределами простых (размер по вертикали и подобное). Это настоящия магия вуду.

          • drWhy
            /#23169910 / +1

            Да, а на ламповых больше, так что это сокращённая программа. При этом дросселя ощутимо грелись, а регулировать положение сердечников полагалось диэлектрической отвёрткой — металлическая во-первых вносила искажения из-за дополнительной индуктивности, а во вторых быстро грелась.

    • Denis_Chernyshev
      /#23163088 / +1

      Перед экраном с люминофором находится маска с отверстиями (а у Тринитронов маска в виде натянутых проволок)
      Электроны, проходя через маску могут попасть строго в определенные точки экрана, а поскольку угол «выстрела» для разных пушек отличается, то эти засвечиваемые области не пересекаются.
      Хитрость в том, что сначала изготавливается весь кинескоп без люминофора, и только потом, родными пушками и маской жидкий люминофор засвечивается и в нужных местах запекается, а не засвеченный — смывается.

      • Firelander
        /#23163322

        Спасибо, нашёл картинку хода лучей через маску, стало понятнее. Упоминание маски я неоднократно встречал до этого, но пока не увидишь рисунок, не понимаешь как простое отверстие или щель помогает попадать каждой из пушек в нужный сабпиксель.
        Про способ изготовления интересно, но но рождает ещё больше вопросов, с учетом того что электронные пушки работают только в глубоком вакууме, а процес нанесения должен происходить минимум в три этапа, плюс куда-то и чем-то надо смывать люминофор, для этого должны быть какие-то технологические отверстия и вообще сложный техпроцесс

        • f15
          /#23163370

          На этом мои познания заканчиваются :) Процесс действительно сложный, удивительно, что он был придуман (для цветных кинескопов) больше 60 лет назад. Еще более удивительно, как резко все эти технологии и знания выкинули на свалку истории в начале нулевых — за счет невероятно быстрого прогресса ЖК-дисплеев. Сейчас это воспринимается как магия (ну для такого неподготовленного человека как я). В LCD и OLED магии наверняка еще больше, но ее плохо видно :)

  18. robomakerr
    /#23164202 / +1

    Включал недавно свой ЭЛТ-телевизор, картинка в нем оказалась заметно приятнее для глаза, после ЖКИ. Что-то в нем лучше, то ли цветовая температура, то ли диапазон яркостей, не знаю.

    • drWhy
      /#23168172

      В них также на одну точку изображения всегда приходится больше одной точки люминофора, т.е. нет единственного «родного» разрешения, при любом разрешении изображение выглядит хорошо. Было несколько программ, позволявших выбирать нестандартные видеорежимы, например, Powerstrip. Как-то удалось на 15" мониторе установить горизонтальное разрешение порядка 3600, конечно разобрать что-либо было сложно, но скриншот подтверждал его реальность. С увеличением вертикального разрешения фокус не удался.

  19. dn842
    /#23165350

    О чем статья у меня кроме ЖК до сих пор и ЭЛТ телевизор есть и ЭЛТ монитор и оба в работе, и за 15-20 лет трубки у них не подсели ни разу, а вот в ЖК мониторе за 10 лет пришлось электролиты менять.

  20. RainAustin
    /#23168338

    Был у нас транзисторный телевизор, кажется тоже горизонт, так вот пока я был в отпуске у бабушки, а мама гуляла с собакой, оставив его включенным, мы узнали одну интересную особенность что он категорически не переносил сырости, которая была у нас в квартире на 1 этаже, пыхнуло так что вся большая комната и коридор вместе с лестницей покрылись ровным слоем гари. Хотя он давно порывался помереть и свистел время от времени, чинили но не помогало.

    При этом другие телевизоры таких фокусов не выдавали, ни старый цветной советский телек ни более новый от самсунг.
    Но вообще конечно что то есть в старых добрых кинескопах, столько игр пройдено, причем в черно-белом варианте :)