Космодром «Восточный». Ракета на старте. Пуск спутников OneWeb +33


AliExpress RU&CIS

Вторая часть репортажа о поездке на космодром "Восточный". Здесь мы посмотрим на ракету "Союз" в стартовом сооружении, пройдемся по унифицированному техническому комплексу и посмотрим на пуск.

Вид на ракету-носитель "Союз" снизу
Вид на ракету-носитель "Союз" снизу

Наиболее полно ощущение присутствия передает 360° видео.

Мы попали на космодром после вывоза, ракета уже установлена в стартовом сооружении, над которым сейчас стоит мобильная башня обслуживания. Ракета еще не заправлена, но перед башней стоит заправщик перекиси водорода. Она используется как рабочее тело для привода турбонасосов - разлагается на катализаторе, превращается в горячий парогаз и крутит турбину, стоящую на одном валу с насосами, качающими горючее и окислитель в камеру сгорания.

Особенностью семейства ракет-носителей "Союз" является то, что они устанавливаются в стартовое сооружение за середину. Это изящное технологическое решение, при котором нагрузки на стоящую на старте и летящую ракеты получаются очень близкими. Также самую широкую часть, хвостовую, убрали под стартовое сооружение, снизив ветровую нагрузку.

Район крепления более крупным планом. Синее - фермы-опоры, желтое - подвижные фермы обслуживания, они крепятся на башне и отводятся перед тем, как башня отъезжает за час до пуска.

К ракете подведено множество коммуникаций - заправочные и прочие. Серая труба с выступами в самом низу кадра - система эжекции. Во время пуска в нее подается сжатый газ, из-за чего после пуска старт почти не приходится подкрашивать.

Серый металлический шланг вдоль фермы-опоры - система дренажа кислорода. Жидкий кислород постоянно испаряется из баков заправленной ракеты, и, поскольку башня обслуживания закрытая, испарения дренируют наружу, чтобы не создалось опасной концентрации кислорода в замкнутом объеме. Но вообще закрытая башня обслуживания имеет больше плюсов, нежели минусов. Главный из них - удобство работы людей, укрытых от холода, осадков и ветра.

Смотрим вдоль фермы-опоры, в ней есть лаз.

Белые цилиндры - "укротитель гравитации" или, по-простому, противовес. Когда ракета при старте поднимается на 49 миллиметров, клыки ферм-опор выходят из карманов, и фермы-опоры откидываются сами по себе без каких-либо моторов.

Выходим наружу. Вот одна из четырех тележек, на которых передвигается башня обслуживания. У тележек есть основные и резервные моторы, которые обеспечивают скорость движения до 12 метров в минуту.

Совсем рядом со стартом притаился один из автоматических пожарных гидрантов.

Спускаемся на минус третий этаж и оказываемся в нише кабины обслуживания. Перед пуском кабина складывается и отъезжает по рельсам ближе к нам. Защитная обшивка (серое в нижней части кабины) закрывает проем и защищает кабину обслуживания от вырывающегося из дюз пламени с температурой более 2000°С.

Поднимаемся в кабину обслуживания и оказываемся прямо под ракетой. Двигатели закрыты красными защитными кожухами.

Один из четырех боковых блоков первой ступени. На нем 4 больших маршевых камеры сгорания и 2 маленьких подвижных рулевых, собранные в один двигатель РД-107. На центральном блоке (второй ступени) стоит двигатель РД-108, имеющий 4 маршевых и 4 рулевых камеры сгорания.

Отлично виден обтекатель, внутри которого поворачивается рулевая камера сгорания.

Черное справа - удерживающие хвостовую часть ракеты устройства. Белое прямо по центру, к которому подведен белый провод, - один из датчиков, формирующих сигнал "контакт подъема".

Поднимаемся обратно на поверхность. Любопытная конструкция - стопор для мобильной башни обслуживания.

Перемещаемся на унифицированный технический комплекс, из которого собранная ракета отправилась на старт. На входе под стеклом стоит аэродинамический руль с первого пуска с Восточного и привезенный из тех же районов падения рулевой двигатель бокового блока.

В монтажно-испытательном комплексе (МИК) ракет-носителей заканчиваются работы по размещению оборудования после вывоза ракеты - можно заметить, что у одного из кранов опущен крюк. Слева стоят собранные в один поезд передвижной агрегат термостатирования и транспортно-установочный агрегат. Справа в чехлах расположились детали ракет-носителей "Союз".

Учебный стенд стыковки боковых блоков к центральному.

К стене прижато оборудование рабочего места ракеты-носителя "Союз". В этой части ангара уже скоро его начнут заменять на рабочее место для "Ангары", места и оборудования для работы с "Союзом" в одной части МИКа и "Ангарой" в другой хватит.

Удобно, когда практически у всего есть табличка с подписью. Вот это вот, например, - "комплект механо-технологического оборудования 373СМ82".

Трансбордерная галерея соединяет все три ангара - МИК ракет-носителей, МИК космических аппаратов и разгонных блоков, а также склад блоков.

Переходим в склад блоков. Здесь ведутся работы по монтажу барокамеры диаметром 9 метров для пилотируемого корабля "Орел".

Монтаж основных деталей почти закончен, прорезаются технологические отверстия.

Рядом стоят контейнеры, в которых на космодром приехали 36 спутников OneWeb.

Изначально пуск должен был состояться 27 мая. Но по техническим причинам его перенесли на резервную дату спустя сутки. К счастью, наши билеты обратно еще давали шанс посмотреть на вторую попытку. На фото выше следящий телескоп с камерами для съемки улетающей ракеты.

Ночь, идет дождь, от старта до нашей наблюдательной площадки два километра, поэтому надежды заснять хоть что-то у меня тают.

Но вот звучат команды "Пуск!", "Зажигание!", "Предварительная!", "Промежуточная!", "Главная!", "Подъем!" И ракета отрывается от земли. На фото первые мгновения ее полета, фермы-опоры уже разошлись в стороны, ракета уже летит, но пламя двигателей еще под стартовым столом и не засвечивает кадр.

Масса ракеты в примерно 300 тонн и тяга двигателей в районе 450 тонн - это умозрительные цифры и слова. А вот зрелище факела от двигателей, который заметно больше ракеты, и, кажется, в высоту имеет градусов сорок (неужели мои глаза превратились на время в бинокль?) - это яркий опыт. Ракета летит вежливо, она не оглушает и не ослепляет, но на несколько секунд ночь превращается в день, а грудная клетка отчетливо дрожит от звуковых волн. Еще через несколько мгновений полностью засвеченное небо гаснет - ракета пробила несколько уровней облачности, и ее свет уже никак не доходит до нас. И тут ты слышишь по громкой трансляции "шестьдесят". Вот оно, волшебство века технологии - тебе кажется, что прошло всего несколько мгновений после старта, а равнодушные приборы фиксируют, что полет продолжается уже целую минуту.

Едем на старт. Здесь парит израсходованная больше чем наполовину цистерна какого-то сжиженного газа.

Стартовое сооружение после пуска. Фермы-опоры раскрыты в момент старта, кабель-мачта отведена за несколько минут до, мобильная башня обслуживания отъехала за час до запуска.

Ракета-носитель отработала благополучно, очередь за разгонным блоком "Фрегат". Люди, которые готовили ракету и пуск, уже могут праздновать. Идет торжественное построение и вручение памятных подарков.

Нам пора в обратную дорогу. Уже потом придет подтверждение, что пуск прошел успешно, 36 спутников OneWeb выведены на заданную орбиту. В общем, это было круто. Надеюсь, после пандемии Роскосмос будет развивать туризм, возможность посмотреть на пуск ракеты, почувствовать на себе ее вежливую мощь - это уникальный и очень классный опыт, который стоит получить в своей жизни.

Благодарю Роскосмос за приглашение на пресс-тур.




Комментарии (23):

  1. rroyter
    /#23157356

    Крутой репортаж! Я бы съездил на старт если/когда будут пускать.

    Не могли бы пояснить момент с нагрузками на земле и в полете. Почему держать ракету за талию выгодно и почему другие ракеты так не работают?

    • lozga
      /#23157366

      Потому что нагрузки на старте и в полете получаются очень близкими. Почитайте вот тут у Б.Е. Чертока о том как принимали те или иные решения. А сейчас разве что у китайцев в «Великих походах» 5 и 7 можно встретить пакетную схему, обычно ступени одна над другой (иногда встречаются сравнительно небольшие ускорители, как на «Атласе 5»). Но у китайских ракет и боковые блоки крепятся по-другому.

  2. lutokris
    /#23157362

    Я понимаю что много спутников это хорошо. Но почему то в голове у меня всегда появляются строчки из произведения Симмонса "Гипероин" и я начинаю бояться нашего будущего. В книге енерал Кассад одним ударом нейтрализовал всех неверных, а потом сказал что их покарал бог. Я не знаю станет ли возможно в ближайшем будущем заменить спутники связи на боевые, но мне кажется что для военных любых стран это просто открывает шикарные возможности устранения любых несогласных.

    "Ровно в 17:30 девятнадцать крохотных спутников сдетонировали свои термоядерные заряды. За те несколько наносекунд, что длится взрыв, фокусирующие стержни преобразовали его энергию в шестнадцать тысяч восемьсот тридцать когерентных пучков невидимого рентгеновского излучения, направленных на заранее выбранные цели. Допотопные спутники защиты не предназначались для использования в атмосфере, и глубина эффективного поражения составила менее миллиметра. К счастью, большего и не потребовалось. Не все пучки проникли сквозь то, что оказалось на их пути – между муллами и небом. Но пятнадцать тысяч семьсот восемьдесят четыре все же сделали свое дело.

    Результат был молниеносным и впечатляющим. Мозг жертвы закипал и превращался в пар, разнося черепную коробку на куски. В 17:30 Новый Пророк все еще находился в прямом эфире и как раз произносил слово «неверные».

    Почти две минуты телеэкраны и телестенды планеты демонстрировали одну и ту же картину: обезглавленное тело Пророка, рухнувшее на микрофон. Потом передача прервалась, и по всем каналам выступил Федман Кассад, объявивший, что срок ультиматума отодвигается еще на час, но если с заложниками что-нибудь случится – Аллах снова проявит свой гнев. И на сей раз всерьез.
    Карательных мер не потребовалось."

    • lozga
      /#23157368

      Технический прогресс вообще штука опасная — лошадь лягается, паровая машина может взорваться, автомобили убивают десятки тысяч в год. Но профит таки перевешивает.

    • Denev
      /#23164062

      Занудствуя, отмечу, что в тот момент Федман Кассад был в чине капитана, хотя он был старшим из офицеров ВКС Гегемонии на орбите планеты Кум-Рияд в тот момент. Вообще если, я правильно помню он выше звания полковника в Гегемонии не поднимался, и после битвы за Брешию вышел в отставку.

  3. Aklkleks
    /#23157726

    "продувка, протяжка, предварительная" - что все это означает?

    На канаверале специально свозят туристов, небось, и на попкорне навариваются - а на Байконуре планируется перенимать опыт?

    • tarlakovsky
      /#23157744

      Продувка — топливные коммуникации и другие элементы ракетного двигателя продуваются азотом для противопожарного освобождения их от паров горючего и окислителя.
      Протяжка-1 — протягивается полоса бумаги, на которой в наземном пункте подготовки к запуску начинается запись информации о ракете.
      Предварительная, промежуточная, главная, подъем — этапы набора тяги двигательной установки.
      Циклограмма пуска

  4. steff
    /#23157784

    А реально ли вообще обычному человеку посетить пуск ракеты?

    • lozga
      /#23157812

      До ковида были туры на Байконур, это я точно помню.

      • steff
        /#23157920

        То есть просто покупаешь билет и вперёд?

        • lozga
          /#23158058 / +1

          Лично я не ездил, но в той информации, которая мне попадалась, это были организованные туры, тысяч за 40. Но как сейчас дела у организаторов, не знаю.

        • Lexxnech
          /#23158508 / +1

          Нет, там именно туры, несколько фирм их организуют, обеспечивают все пропуска на объекты, транспорт, отель и прочее. Судя по сайтам несмотря на ковид проводятся, в данный момент набирают группы на Союз МС-19. Стоят сейчас под 80-100к за полный тур и ~30к за однодневный в день пуска без учета авиабилетов. Если брать полный, то можно посмотреть на вывоз и установку ракеты, насколько я знаю это эксклюзив, больше вроде бы нигде простых смертных к ракетам перед запуском не подпускают.
          Вообще на Хабре была статья с отчетем с такого тура: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/461453/.

  5. dvserg
    /#23158068

    Почему наши запускают в непогоду, а американцы истерят переносят старты?

    • Mike_soft
      /#23158414 / +1

      потому, что Союз — наследница Р-7, боевой ракеты. А МБР не обязана быть эффективной, зато должна быть всепогодной. Ну а у американцев — наоборот. И кроме того, американцы часто переносят пуски из-за того, что неудовлетворительная погода в месте посадки ступени. Погода же в месте падения ступени совершенно безразлична…

      • dvserg
        /#23158510

        И кроме того, американцы часто переносят пуски из-за того, что неудовлетворительная погода в месте посадки ступени.

        Но данная практика у них была и до эпохи Илона. Те-же старты на Луну или запуски спейс-шаттлов, везде информация про погоду.

      • drWhy
        /#23159874 / +1

        «переносят пуски из-за того, что неудовлетворительная погода в месте посадки ступени»

        При запусках шаттлов имела значение также погода в местах возможной аварийной посадки корабля, а это к примеру, мог оказаться аэродром в Турции. Поэтому неудивительно, что полёт нередко откладывали несмотря на отличную погоду в радиусе 500 миль.
        Подробнее в книге Майка Маллейна «Верхом на ракете. Возмутительные истории астронавта шаттла».

    • lozga
      /#23158638

      Я специально уточнял этот вопрос на космодроме. У «Союза» есть ограничение по ветру на высоте. А вот в NASA учитывают еще и уровень электризации атмосферы. Плюс еще и разный климат. В целом, в США пуски переносят чаще, но и для «Союза» перенос по погоде вполне возможен.

      • dvserg
        /#23158674

        Спасибо!
        То есть, на сколько я понял, большинство ограничений в НАСА связаны с исторической практикой запусков.

        • lozga
          /#23158772

          Совершенно верно. У нас недавно в летящий «Союз» молния ударила, ничего страшного не наделала, так что и оснований для усиления ограничений пока нет.

  6. Tim_23
    /#23159398

    Классный репортаж! Радует, что наконец есть возможность показывать наши космодромы и популяризировать работу, прямо изнутри процесса. В этом плане это крутой шаг от Роскосмоса.
    По тексту, буду занудой в том месте где:

    Серая труба с выступами в самом низу кадра — система эжекции. Во время пуска в нее подается сжатый газ, из-за чего после пуска старт почти не приходится подкрашивать.

    Такую же байку слышал от строителей. Не знаю кто ее родил, но ничего общего с реальностью она не имеет :) ?. Система эжекции нужна для того, чтобы еще сильнее затягивать газы от ракеты вниз на предварительной ступени; после промежуточной смысла в ней нет, ибо мощность струй такова, что все равно пробьет ее. Я немного о ней писал в посте — habr.com/ru/post/395305
    В газоходе особо красить нечего — стальные плиты и бетон, которые каждый пуск хорошо так обжигаются.
    Еще из интересного я бы отметил множество датчиков, которые измеряют все, что происходит внутри огневого кольца.

    • lozga
      /#23159670

      Хм. Я так понял, что эта система — аналог завесы в сопле ЖРД. И подкрашивать оборудование огневого кольца приходится там, где «ветерком поддуло». Рассказывал нам это начальник стартового комплекса, который до этого много лет проработал на Байконуре. Сомнительно, что он нам транслировал байки.

      • Tim_23
        /#23166270

        При всем уважении к начальнику СК, но обоснование данной системы все-таки иное:

        Прокладку кабельных линий заканчивали, когда самолётом были доставлены доработанные датчики скорости и датчики направления потоков из Москвы (конечно почти все эти двое суток все участники работали очень напряженно без сна). Мы установили и апробировали все датчики, кабельные линии и регистрирующую аппаратуру, установленную в бункере управления и за два часа до установленного срока я доложил, что поручение С.П. Королёва в связи с моими предложениями выполнено надёжно и своевременно. После этого Госкомиссия приняла решение о заправке и проведении пуска ракеты. Наблюдение за ходом пуска показали, что мои опасения были обоснованы: на предварительной ступени поднимающиеся раскалённые — высоконагретые газы довольно длительное время поднимались выше оголовка ракеты, ракета поднималась из огненной купели, при включении на промежуточнную ступень двигателей боковых блоков и при выходе центрального блока двигателей, а так же перехода на основную ступень боковых блоков огненная купель быстро втягивалась вниз. Поставленные датчики зарегистрировали характер движения восходящих потоков со скоростями до нескольких десятков метров в секунду, смены направления за счёт сначала распространения восходящих на предварительной ступени потоков, а затем обратного движения газов в пролётном строении за счет эжекции и отсасывания газов струями основных двигателей.

        Как известно, при первом пуске ракеты Р-7, в начальный период движения ракеты по траектории в хвостовом отсеке одного из блоков возник пожар, из-за чего пришлось отключить все ракетные двигатели, т.е. пуск был аварийным. Наши измерения помогли разобраться в причинах аварии и уже перед вторым пуском были введены: перекрытие проема между ракетой и пролётным строением специальным чехлом, разрушаемым при старте, введение струй азота в поток восходящих газов на предварительной ступени, отбивающих восходящие газы вниз; уменьшение продолжительности работы двигателей на предварительной ступени с 12 до 6 секунд;


        epizodsspace.airbase.ru/bibl/mozjorin/tak/05.html

        Приведу другой, но уже комический случай. Известно, что первые старты ракеты Р-7 и носителя «Восток» всегда происходили в условиях, когда после выхода двигателей на предварительный режим до команды полной тяги ракета до самого верха была объята пламенем, поднимающимся снизу. Всех это пугало, создавая иллюзию пожара: требовалось введение специального теплозащитного покрытия. Использование подачи воды, имеющейся на старте, существенного эффекта не давало. Поэтому было дано поручение разработать систему, которая полностью исключала бы выход пламени наверх. Институт принял участие в этой работе и дал предложения по выбору основных параметров такой системы на основе свойства эжекции воздушных струй. Бармин реализовал предложенную систему эжекции на старте и решил ее первое включение показать высокому руководству и Сергею Павловичу Королеву, благо в то время все они находились на полигоне. Ракеты в это время на стартовой установке не было. Все собрались вокруг стартового кольца и слушали пространные объяснения Бармина. Приглашенные застыли в немом ожидании, не представляя последствий. Раздался характерный шум. Включили подачу воды, ожидая, что она уйдет вместе с воздухом вниз в лоток, делая течение видимым. Но все вышло иначе. Большая масса воды была выброшена из стартового кольца вверх и мощным ливнем обрушилась на любопытствующих солидных людей, в чинах и не малых. Сам Владимир Павлович был сражен неожиданным для него эффектом работы системы эжекции. Время было холодное, стоял ноябрь. Тут же подбежал начальник стартовой команды и, держа руку у козырька, доложил:

        — Система эжекции сработала, замечаний нет.

        Один из присутствующих, не обделенный юмором, заметил:

        — Не только видим, что сработала, но и чувствуем. Замечания имеются.

        Владимир Павлович тут же объявил, что это дело специалистов НИИ-88. Кто-то предложил разыскать умельцев и в 24 часа отправить их в Москву, чтобы не творили такое. А умельцы в это время сидели в бараке, не ведая, какие тучи сгущаются над ними. Им не сложно было объяснить потом Бармину, что отсутствие ракеты должно было дать именно такой эффект. Вечером на заседании госкомиссии Владимир Павлович уже сам подробно и обстоятельно, как он умел делать это, по нашим плакатам объяснил физическую суть явления. На что Сергей Павлович с лукавством заметил:

        — Так ты нарочно, по науке, окатил нас водой? За что же ты на нас так рассердился?

        В дальнейшем система эжекции при старте ракет-носителей работала безукоризненно, и все забыли о вырывающемся вверх пламени, да и о самой системе эжекции. В памяти у нас осталось лишь забавное приключение. А на самом деле лишь благодаря этой системе стала возможной телетрансляция во всей красе моментов пусков ракет из стартовых сооружений, не искаженная помехами огромного пламени.
        .

        Воду из рассказа выше включили для наглядности течения (хотя она в 1000 раз плотнее газа и сравнивать течения некорректно, что имело место), хотя мне рассказывали, что изначально была идея эжекции именно водой, но из-за этого курьезного случая, сменили на сжатый воздух.
        Институт НИИ-88 — это ЦНИИмаш, их сотрудники обосновали и экспериментально доказали работу этой системы. К сожалению мало кто сейчас помнит об этом.