Как стать классным менеджером проектов и не сойти с ума -2


AliExpress RU&CIS

В последнее время я видел несколько статей на тему того, в чем заключается профессия, чем она отличается от других схожих с ней и сколько такие специалисты получают. Я не буду повторять то, что уже было тут написано, а раскрою заявленную тему под другим углом.

Структуру статьи я построю по типу ответов на вопросы в комментариях, потому что уже успел заметить, что на хабре жесткие комментаторы и любят разносить тексты авторов)

Итак… Погнали!

Почему тема звучит именно так? 

Потому что менеджеру проектов нужно держать в голове кучу задач только по одному проекту, а с учетом того, что часто менеджер занят несколькими проектами, “устать” тут очень просто. А если ты хороший востребованный специалист, то получить кусочек твоего времени хотят все! 

За почти 10-летний опыт управления командой менеджеров по проектам, 2 менеджера сменили специальность на более спокойную должность программиста, 2 “выгорели” и ушли познавать себя. Возможно, они сейчас где-то в Тибете или на Бали)

Вот почему задачу стать классным и не выгореть я выделил основной для этой профессии.

Что делает менеджера проектов классным?

Вот наиболее важные навыки из моей практики:

  • высокие коммуникативные навыки и умение переводить с языка клиента на язык специалистов

  • детальное понимание бизнес требований клиента или другими словами, какую задачу клиент решает тем или иным функционалом

  • контроль проекта с глубокой детализацией

  • умение работать в условиях многозадачности

  • наличие базовых технических навыков и детальное понимание того, как специалист будет реализовывать ту или иную задачу

  • эффективное управление собственным временем

Это неполный список, но, уверен, что с этим набором навыков вас будет рада встретить любая компания по разработке IT проектов на заказ или для собственных нужд.

А как же наработать эти навыки?

“Всем нужны опытные, но где же этот опыт наработать?”, скажете вы.

Тут несколько советов:

  • просмотрите, для начала, пару курсов на эту тему. Опыт состоявшихся менеджеров проектов вам поможет не допускать их ошибок. Есть такой и у меня. Тут 2,5 часов материала, рассчитанного как на новичков, так и на тех, кто уже работает в сфере, но хочет обновить и систематизировать свои знания.

  • подпишитесь на тематические ресурсы будь-то каналы YouTube, telegram, facebook или любые другие источники информации, которые вас вдохновляют.

  • найдите ментора, который поможет вам вникнуть в суть профессии. Ему можно платить почасово за консультации или поработать какое-то время в его команде.

Кто-то еще может посоветовать делать собственные проекты, но, обычно, в начале карьеры у вас нет ни денег, ни свободного времени для того, чтобы инвестировать в будущую прибыль. Вам нужно, чтобы ваше время было оплачено здесь и сейчас. 

Так а не сойти с ума-то как?

Ну вот вы все это сделали. У вас нарастает количество проектов и вы начинаете чувствовать, что личная жизнь отходит на второй план и появляется хроническая усталость. Ваш день начинается с кофе, а вторую половину дня вы не можете осилить без энергетика. Сон становится поверхностным, а в голове бурлят мысли. Утром вы уже уставший. Все это говорит о том, что вам срочно надо отдыхать. 

Несмотря на то, что в странах СНГ термина “выгорание” в качестве болезни не существует, в западном мире врачи ставят такие диагнозы и людям настоятельно рекомендуют после активной работы сделать паузу. Не повод гордиться тем, что вы работаете по 12-14 часов в день или не брали отпуск последние пару лет, потому что это значит, что ресурсы вашего организма очень быстро закончатся и дальше последует, либо разбитая техника и переезд на необитаемый остров, либо много дней бесцельного созерцания потолка на диване в депрессивном состоянии, либо другие психологические расстройства различной тяжести. Для работодателя это тоже кратковременная выгода. Да, вы поработаете какое-то время за двоих, но потом бросите все текущие проекты в середине их выполнения, а передача дел и сдача ваших проектов дастся компании кровью и потом или потерей ключевых клиентов.

Если за вашим состоянием не следит руководитель, то придется вам самим. Что могу посоветовать:

  • осознайте, что у вас есть ограниченное время на работу и строго следите за тем, чтобы не перерабатывать больше установленного вами лимита

  • эффективно распределяйте имеющееся на работу время, чтобы по вечерам не жалеть, что вы не выполнили сегодня наиболее важные задачи

  • выбирайте проекты с наибольшей маржинальностью, чтобы выделенное время окупилось наиболее эффективно и вы могли не так сильно зависеть от источника дохода

  • найдите хобби, которое не связано с нахождением перед экраном компьютера или телефона

  • проводите больше времени с семьей и родственниками, иначе будете жалеть об этом потом

  • переходите на удаленную работу, чтобы не тратить время на транспорт до офиса и обратно

  • не воспринимайте отдых как потерянное время. Воспримите это как “восполнение колодца”.

Эти советы подойдут не только менеджерам проектов, но и любым специалистам в IT сфере, у которых зачастую есть проблемы с соблюдением Work/Life balance из-за временного превышения спроса над предложением IT услуг. 

А ты сам следуешь своим советам?

Последние года два я уделяю около 6-ти часов в день задачам управления командой и работе с клиентами, около 2-х часов в день работаю над собственными проектами и остальное время уделяю своей семье и личным хобби. В моменты нагрузок по проектам, я могу выделять до 2-х дополнительных часов в день, но слежу за тем, чтобы такая нагрузка не длилась более недели-двух. На выходные я не занимаюсь работой и стараюсь проводить время на природе. Я также слежу за тем, чтобы члены моей команды не перерабатывали: перераспределяю работу в моменты пиковых нагрузок и подключаю дополнительных специалистов, список которых постоянно пополняется для того, чтобы компания была гибкой и могла брать новые проекты. 

Могу также привести в пример другого сотрудника нашей компании, который работает 4 часа в день, а остальное время путешествует с женой в трейлере по Европе. При этом он очень хороший специалист и стоимость его часа выросла в 2 раза за последние 3 года. Таким образом, работая полдня он получает столько же, сколько получал ранее за полный рабочий день.

Раз это удается другим, значит получится и у вас. Удачи!




Комментарии (3):

  1. uzverkms
    /#23158672

    Пост не содержит ответа на вопрос «Что делает менеджера проектов классным?». В соответствующем разделе перечислен набор навыков, но не понятно кто будет считать менеджера с такими навыками — классным? Работодатель? Команда? Сам менеджер?
    Невозможно быть классным для всех. Команде надо, чтобы менеджер не сваливался в микроменеджмент (а иногда кажется, что наоборот этого хотят, чтобы не думать) и помогал работе. Руководству надо, чтобы проекты выполнялись в срок и соответствовали ожиданиям по норме прибыли. Менеджеру надо, например, денег. Часто это взаимоисключающие условия.

    • ruw
      /#23159270

      Согласен. Кроме того, не в обиду автору, пост выглядит скорее как подводка к рекламе собственного курса

  2. AlexunKo
    /#23159410

    Идея «стать классным» настораживает. Угорабельными могут стать именно такие убеждения и устремления. Но, может это не про Вас, кто знает.