NFT-токены: новая валюта для спортивных фанатов? -1


AliExpress RU&CIS

Благодаря появлению токенов сегодня почти любой материальный предмет может обрести цифровую форму и получить эффективную защиту от кражи. Их много и они разные: пользовательские, валютные, криптовалютные и др. Обсуждать каждый из этих видов можно долго, предлагаем сделать это в комментах, а мы подробнее остановимся именно на NFT, которые за последние годы набрали рекордно высокую популярность

Что такое NFT-токен, и чем он отличается от других

NFT-токен, он же non-fungible token, можно перевести как «невзаимозаменяемый токен». В блокчейне хранится огромное количество различных токенов, цифровых виртуальных единиц — это некий аналог валюты, в ценность которой вкладываются товары, различные услуги и др. Обычно все токены равны и взаимозаменяемы. Это означает, что, если мы захотим заменить один токен другим, ничего не поменяется. 

NFT-технология работает по-другому: каждый невзаимозаменяемый токен является уникальным, поэтому его нельзя подделать или поменять на другой. Объектом NFT-токенизации может стать любой диджитал-файл: фото, арт, песня и т.д. NFT-токен будет уникален, как и сам объект.  Вы ведь помните, что в мире существует только одна Мона Лиза? Вот и блокчейн позволяет сертифицировать уникальность в цифровом мире, гарантируя подлинность диджитал-файла его будущему покупателю. 

Мир искусства — самая быстрорастущая сфера, где можно использовать NFT-токены, но не единственная. Например, совсем недавно Эрмитаж выпустил собственные NFT-токены. В лимитированную коллекцию вошли пять картин известных художников – Леонардо да Винчи, Винсента Ван Гога, Василия Кандинского, Джорджоне и Клода Моне. Все копии подписал лично директор музея Михаил Пиотровский (может зря он это сделал?), закрепив всю информацию об уникальности произведений в метаданных.

Однако, NFT-токены находят своё применение и в других областях, например, в спортивной сфере. Затокенизированный объект — это то же, что коллекционная спортивная карточка, готовая для передачи: она запакована, её оригинальность подтверждена. Только в случае с NFT для подтверждения уникальности автор должен добавить объект на блокчейн-платформу, чтобы там появилась запись о том, что мы имеем дело с оригиналом.

NFT-токены в мире спорта

В конце августа легендарный форвард Лионель Месси представил свою первую официально лицензированную коллекцию NFT на блокчейн-платформе Ethernity в рамках проекта «The Messiverse». Основной темой проекта стали достижения спортсмена и значимые моменты его карьеры. Всего совместно с австралийским художником Bosslogic Месси выпустил три токена «Man From the Future», «Worth the Weight», «The King Piece».

Первый NFT-арт, «Человек из будущего», изображает легендарного нападающего в бионической форме, как бы делая отсылку на кибер-футбольную лигу будущего. Второй токен под названием «Цена на вес золота» изображает легендарного игрока в виде греческого титана Атласа, несущего на себе тяжесть всей планеты. Это изображение является аллегорией профессионализма Месси, забившего более 750 голов, и его значимости как игрока, который несет судьбу товарищей по команде на своих плечах.

Последний арт изображает аргентинского форварда в виде короля на шахматной доске, обрамлённого кольцом из футбольных мячей.

NFT в мире киберспорта

В подробностях этой темы мы разбирались вместе с Давидом Даштояном, руководителем коммерческого отдела Gambit Esports & WASD.tv МТС Esports. Кстати, пользуясь случаем, поздравляем наших партнёров, состав Gambit по CS:GO, который признан Командой Года по версии Международной Федерации Киберспорта

Пожалуй, трудно представить лучший симбиоз, чем тот, что возможен между киберспортом и NFT-токенами. Он уже нашёл своё отражение во множестве проектов, реализованных киберспортивными организациями. Так, организатор соревнований BLAST в сотрудничестве с компанией NFT Bondly несколько месяцев назад создал NFT-токены, посвящённые теме куриц, популярной в мире Counter-Strike. У игроков появилась возможность получить доступ к двум командам (Team Red и Team Blue), каждая из которых объединила в себе по три персонажа в виде цыплят. Благодаря геймификации, владелец «куриного» NFT-токена может прокачать своего персонажа и даже смешать несколько скинов с помощью BondSwap.

Ещё одним успешным примером использования NFT-токенов в мире киберспорта является кейс команды OG. Киберспортсменам удалось одержать победу в турнирах The International 2018 и 2019 по Dota 2 и получить четыре легендарных кольца чемпионов. По этому случаю в OG решили отрисовать заветные кольца и выпустить их в продажу на платформе Nifty Gateway. Фанаты раскупили все боксы, каждый из которых стоил 199$, всего за несколько часов с начала старта торгов.

Невзаимозаменяемые и неосязаемые

Почему пользователи блокчейн-платформ готовы платить деньги за NFT-токены? Они неосязаемы, их нельзя потрогать и подержать в руках, но люди, словно охваченные лихорадкой, продолжают скупать их.

«Людям всегда хочется обладать чем-то уникальным. Это то же коллекционирование почтовых марок, но уже на другом уровне» — считает Давид Даштоян.

Именно по этой причине бешеную популярность приобрела игра CryptoKitties, в которой пользователям была доступна возможность коллекционировать... котов, каждый из которых был связан с уникальным токеном.

О других причинах популярности NFT мы поговорили с Эммануэлем Риго, французским исследователем технологии блокчейна. Одна из них — возможность зарабатывать на невзаимозаменяемых токенах, как в случае с игрой SORARE. Платформа с регулярной частотой выпускает в продажу футбольные карточки. Коллекционируя их, игроки могут участвовать в турнирах и выигрывать более ценные и редкие карты. Каждая из них является цифровым активом, который официально лицензирован футбольным клубом: Ювентусом, Шальке, Вест Хэм и другими.

«Многие NFT от разных компаний были выпущены с единственной целью — получения прибыли. Наша цель состоит в том, чтобы все без исключения NFT, которые мы выпускаем, со временем росли в цене. Наша приверженность миру NFT проистекает из нашей глубокой веры в его растущие возможности»комментарий Карлоса Родригеса, основателя G2 Esports.

Другой причиной популярности невзаимозаменяемых токенов, как отмечает Эммануэль Риго, является фанатская любовь.

«С приходом NFT-токенов на рынок игровой индустрии я вижу, как сильно поменялось киберспортивное сообщество, а точнее, коммуникации внутри него. По сути, команды вышли на новый уровень общения со своими фанатами, а те, в свою очередь, смогли подобраться ещё ближе к своим героям».

Кроме того, у команд появилась прекрасная возможность увековечить самые яркие и значимые игровые моменты в своей карьеры, но, что ещё более важно, почувствовать финансовую независимость. Сегодня киберспортивные команды всё ещё сильно зависимы от спонсорских доходов. И если в США, одной из статей доходов команды являются продажи мерча, то в России, спонсорские доходы являются чуть ли не единственным источником финансирования, и 90% всех призовых с турниров забирают игроки, а не организации, как отмечает Давид Даштоян. NFT-токены в этом плане представляют по-настоящему потрясающий способ заработка с помощью прямых продаж. Контент-креаторы могут напрямую создавать токены и продавать их своей аудитории, ориентируясь исключительно на её интересы — и становится ещё ближе к ней.

Что ждёт NFT-токены в будущем?

Мы не знаем. Несмотря на бешеную популярность невзаимозаменяемых токенов сегодня, пока всё ещё рано судить о том, что ждёт их в будущем. Они способны решить одну из ключевых проблем цифровой среды — пиратство и мошенничество. В этом убеждён и Максим Мамонтов, скаут по инновациям в Лиге Ставок, который видит в этом плане огромный потенциал в NFT-токенах. Однако, людям пока трудно понять концепт, а отсутствие законодательного регулирования этой сферы накладывает свои ограничения на деятельность аукционных домов и участников NFT-рынка. Вероятно, интерес к токенам ещё долго не будет угасать. Если у вас есть NFT-токены, делитесь в комментариях, почему вы решили их приобрести или создать (а вдруг).




Комментарии (3):