Как вырастить спикера на удалёнке +1




Привет! Я Аня, бизнес-тренер ЮMoney. Наши разработчики часто выступают внутри компании и говорят на профессиональные темы для внешней аудитории. Во время пандемии мы освоили новую HR-практику — растим спикеров онлайн.

Подготовка поэтапная и комфортная:

  1. любительский спикерский клуб в Zoom;

  2. наши митапы, к которым я помогаю готовить сотрудников удаленно;

  3. сторонние подкасты и конференции, которые массово перешли в онлайн.

Спикерский клуб — наш ответ удаленке

Сотрудник не так часто может поделиться с аудиторией тем, что напрямую не связано с работой. Наши разработчики в основном рассказывали о технологиях и нововведениях, которые они запустили.

В офлайне мы проводили тренинги по ораторскому искусству, чтобы готовить докладчиков для крупных IT-конференций. Во время пандемии потребность в спикерах не снизилась, а ценность коммуникаций возросла.

Однажды сотрудник высказал идею, что будущим спикерам нужно больше практиковаться на лояльной аудитории. Идею подхватил отдел по развитию талантов, где я работаю. Так из инициативы коллеги появились встречи ораторов в формате дружеских посиделок, но «по делу».

Афиша первой встречи спикерского клуба
Афиша первой встречи спикерского клуба

Задумку мы тестово озвучили нескольким сотрудникам, как и полагается на старте проекта. Сразу нашлись три добровольца для первой встречи. Они рассказали, где в Питере не только пить, но и культурно отдыхать, кто такие антиваксеры и как преодолеть синдром самозванца. Так в ЮMoney появился «ГоворЮ» — онлайн-клуб, где сотрудник может представить короткий доклад на любую тему и получить вагон обратной связи.

Первый шаг к трибуне — говорить о чем угодно

Неформальный клуб помогает раскрыть в сотруднике потенциал спикера. Кто-то не готов стартовать с официальных мероприятий и «холодной» аудитории, кто-то стесняется говорить о недоделанном проекте. Зато о своих хобби мы рассказываем с горящими глазами, да и слайды рождаются быстрее.

Наши ожидания на старте спикерского клуба: программисты описывают доработки финтех-продуктов. Реальность: рассказ об увлечении досками — от лонгборда до сёрфа, личная история про карьеру КМС по волейболу и советы, как обойтись ручной кладью в любой поездке.

Еще спикеры всерьез задались вопросом, как увлечь слушателей своим хобби через Zoom. Мы вспоминали цитаты из фильмов на докладе про эффект Манделы и слушали, как укладывать дрова, глядя на потрескивающую в кадре русскую печку.

В период пандемии стало особенно важно говорить о насущном. У нас были околопсихологические доклады о том, когда обращаться к психотерапевтам, или, например, о том, как философия стоицизма помогает в жизни. Эти темы волновали сотрудников, они упорядочили мысли и пригласили к диалогу коллег.

Сейчас встречи клуба проводятся примерно раз в месяц. Мы слушаем три доклада по пять-десять минут, оцениваем их, даем фидбек, делимся лайфхаками.

Фирменный стиль спикер-клуба — с микрофоном и корпоративной буквой «Ю» в названии
Фирменный стиль спикер-клуба — с микрофоном и корпоративной буквой «Ю» в названии

Как запустить спикерский клуб: пять советов

В нашем клубе участник пошагово получает спикерские навыки:

  • выступает на лояльную аудиторию с темой, которая ему комфортна и интересна;

  • делится профессиональным опытом на внутреннем мероприятии ЮMoney;

  • выходит на внешнее мероприятие и выступает с презентацией или кейсом от лица компании.

Ачивка, которую получает сотрудник на корпоративном портале после доклада в клубе
Ачивка, которую получает сотрудник на корпоративном портале после доклада в клубе

Вот советы, которые помогут вам запустить подготовку спикеров в компании.

1.Определитесь с форматом.

До спикерского клуба мы делали тренинги по ораторскому мастерству, где оттачивали навыки, конспектировали и применяли техники. В «ГоворЮ» мы учимся на опыте друг друга.

2. Собирайте больше отзывов.

Мы за то, чтобы слушать активно. После встреч просим участников заполнить анкету. Обратную связь принимаем анонимно через электронные формы. Нужно проставить баллы за мастерство спикера и подачу материала, добавить комментарии: что получилось хорошо, а что спикеру можно улучшить. В среднем до 80% участников Zoom-конференции заполняют анкету. Мы смогли заразить сотрудников идеей таких встреч, поэтому они проходят продуктивно.

3.Помогайте спикеру найти своего слушателя.

Мы анонсируем доклады в Telegram-канале для сотрудников и через email-рассылку. Эфиры с презентацией выкладываем на корпоративную платформу и собираем дополнительные просмотры. Так коллегам удается найти единомышленников даже в том случае, если у них редкое хобби, или завязать общение, если они пришли в команду на удалёнке. Спикер ощущает ценность презентации и легче переносит стресс на внешних мероприятиях.

4. Пригласите опытных экспертов из вашей компании.

На третьей встрече мы добавили в программу доклад от опытного спикера компании. Руководитель отдела разработки рассказал, какие нюансы учесть на конкретных IT-конференциях, и дал хороший совет: всегда чувствовать себя экспертом во время выступления. Практика зашла, и мы решили чаще знакомить сотрудников со звездными ораторами компании.

5.Пропишите спикеру цели.

После выступлений на внутренних мероприятиях мы готовим сотрудников к внешним конференциям. С 2016 года мы делаем мероприятия для разработчиков и на удалёнке смогли сохранить качество встреч.

Наш сотрудник знает: подготовить эфир к конференции на 600 участников в Zoom реально. Ему вовремя отправят микрофон и камеру, выдадут мерч для выступления и помогут справиться с волнением. Обычно мы делаем два-три прогона и помогаем усилить доклад визуально, овладеть жестами, взглядом и мимикой, выровнять темп повествования.

Стать спикером, чтобы двигать карьеру

Мы пришли к тому, чтобы прописать навык выступлений в матрице карьерного роста. Разработчик учится презентовать свои проекты и выступать перед аудиторией. Это важный навык, чтобы продвинуться по карьерной лестнице: возглавить продуктовую команду или стать Senior Developer.

Такой подход нужен не всем компаниям, но в IT это условие роста. Всегда есть выбор: усиливать технические знания или становиться тимлидом.

Вывод

Наша постоянная цель — сделать так, чтобы сотрудники компании начали выступать на внутренних и внешних мероприятиях. Спикерский клуб — отличный инструмент подготовки в условиях удалёнки. Мы стартовали в апреле, а к осени два человека выступили на внутренних мероприятиях, один сотрудник провел вебинар для предпринимателей, один снимается в ролике для внешнего мира, еще один готовится к конференции.

Если хотите рассказать, как вы готовите спикеров, пишите в комментарии, буду рада обратной связи!




Комментарии (0):