Мифы про аутизм и вещи, которые можно сделать вовремя, если знать +76





Привет, Хабр! Я врач-невролог, и ко мне часто попадают пациенты с РАС или подозрением на РАС. Поскольку я детский невролог, то занимаюсь детьми и подростками. Пожалуй, из всего спектра моей работы именно аутизм больше всего подвержен разным выдумкам и мифам как среди пациентов, так и среди специалистов. В последние годы появилось немало новых научных исследований с хорошими уровнями достоверности, которые меняют представление о том, что можно сделать, а что — нет. И поэтому давайте разберём основные мифы.

Первое и главное — ранняя диагностика до двух лет позволяет иногда очень сильно скомпенсировать возможные последствия.

Второе — люди нередко считают, что РАС — «бесперспективный» диагноз. Это уже давно не так, и есть состояния, при которых правильная и своевременная помощь специалистов может очень хорошо помочь даже во взрослом возрасте.

В общем, давайте я расскажу, с чем часто сталкиваюсь в работе, и попробую объяснить, чем на самом деле можно помочь пациентам с РАС. Ниже будут список мифов и разбор каждого из них.

«Аутизм лечится тяжёлыми нейролептиками»


Это миф только отчасти: РАС редко бывает изолированным диагнозом, ему часто сопутствуют другие серьёзные проблемы, например, тяжёлые расстройства сна, поведения, эпилепсия и другое. В таких случаях врачами назначается соответствующая лекарственная терапия: это могут быть нейролептики, противосудорожные препараты или что-то другое. В этой ситуации таблетки в терапии действительно понадобятся, но не для излечения от РАС, а для коррекции сопутствующих нарушений. Если мы говорим про тех пациентов, которые могут безопасно для себя и окружающих находиться в обществе, то фармакотерапия, как правило, не применяется.

Результаты научных исследований (к ним мы ещё вернёмся ниже) показывают, что акцент нужно делать на психолого-педагогической работе. То есть можно и нужно помогать такому пациенту с помощью определённых упражнений и методик (например, обучающих игровых занятий), которые проводят специально обученные педагоги и психологи.

Итого: наиболее частые случаи РАС лечатся поведенческой терапией.

«Вакцинация вызывает аутизм»


Наверное, это самый стойкий миф среди родителей.

История такая.

Самая популярная гипотеза о связи прививок с развитием аутизма появилась в 1998 году, когда британский исследователь Эндрю Уэйкфилд опубликовал работу, в которой описал несколько случаев аутизма у детей, получавших прививки от кори, краснухи и паротита. Его быстро поймали на подтасовке данных: так, например, у части детей симптомы аутизма проявились ещё до прививок, для других же указанные Уэйкфилдом сроки начала заболевания не совпадали с данными, которые предоставляли родители.

В качестве вредоносного субстрата подозревали инактивирующие вещества: тиомерсал (по сути, консервант) и адъювант алюминия. Считалось, что именно они в инактивированных вакцинах могут вызывать РАС. Выводы тогда основывались на отдельных наблюдениях, не было системных клинических исследований. На текущий момент провели достаточно много работ, и связь не показана.

Из важного. Изменение календаря прививок и изъятие некоторых вакцин или их компонентов никак не повлияли на распространение РАС. (DeStefano F. Thimerosal-containing vaccines: evidence versus public apprehension//Expert opinion on drug safety. – 2009. – Т. 8. – №. 1. – С. 1-4.; Madsen K. M. et al. A Population-based study of measles, mumps, and rubella vaccination and autism // New England Journal of Medicine. – 2002. – № 19 (347). – C. 1477–1482.)

Грустно осознавать, что иногда именно врачи объясняют РАС у ребёнка проведённой вакцинацией. Надо понимать, что родители растеряны и просто плохо информированы о действительном положении дел. Моя задача как врача — не спорить с мнением семьи, а объяснить, что на самом деле происходит с их ребёнком, как и чем ему помочь. Следует объяснить родителям, что некоторые этапы вакцинации совпадают с сенситивным периодом развития ребёнка, когда при наличии определённой предрасположенности он может стать уязвимым для стресс-факторов, например, инфекционного или иного заболевания либо прививки.

«В обычной здоровой семье не родится ребёнок с РАС»


Есть мнение среди людей, что аутизм чаще развивается у детей, чьи родители страдают наркотической, никотиновой или алкогольной зависимостью. Это, конечно, совсем не так. У условно здоровых и высокообразованных людей, адептов ЗОЖ, также может родиться ребёнок с нарушением развития.

Сегодня нет единой концепции причины развития аутизма. Уже известно больше сотни генов, ассоциированных с РАС. С развитием генетики, а также улучшением качества генетических тестов данные о количестве генов, влияющих на вероятность данного расстройства, увеличиваются. Также мы, врачи, знаем, что РАС может развиться при некоторых неврологических и генетических синдромах, а также при аутоиммунных заболеваниях как их составная часть.

Известно, что риск рождения ребёнка с РАС повышается с возрастом родителей, что связывают, например, с ростом количества мутаций в сперматогенезе у мужчин старшего возраста.

Пока известно, что пол ребёнка (задаваемый генетически) влияет на вероятность аутизма. Соотношение мальчиков с диагнозом к девочкам — 3:1.

Итого: единой теории генеза пока нет, ведущая роль в развитии РАС принадлежит генетическим нарушениям. Вакцины не провоцируют развития РАС.

«Мы испортим будущее ребёнку, если подтвердим РАС у психиатра»


Ситуация такая: чтобы поставить диагноз расстройства аутистического спектра, нужно для начала попасть на приём к педиатру или неврологу, который сможет распознать признаки заболевания и отправить ребёнка на дообследование к психиатру. Диагноз подтверждается психиатром. Если речь идёт действительно про аутизм — важно получить это подтверждение как можно раньше, чтобы дальше успешно работать, пока психика и нервная система ребёнка достаточно пластичны.

На практике это выглядит следующим образом: в Москве и ряде крупных городов родителям доступно достаточно много информации об аутизме, и они в целом понимают, как должен развиваться ребёнок, что нормально, а что — нет. Если им вдруг кажется, что что-то идёт не по плану, то они появляются у меня (детского невролога) на пороге просто проверить, всё ли хорошо. Либо, по крайней мере, знают, что возможно самостоятельно пройти бесплатный онлайн-опросник, чтобы решить, стоит ехать к врачу или нет. Опросник, кстати, вот: test.autism.help. Очень рекомендую.

В регионах же (я выезжаю консультировать) нередко, к сожалению, ситуация иная: некоторые врачи и психологи нарушения развития у ребёнка выдают за особенности характера, и родители думают, что надо подождать, когда он вырастет и это пройдёт. Однако нельзя не сказать, что встречаются очень внимательные и грамотные специалисты, которые вовремя обозначают семье проблему и пути её решения. Или существует ещё более значимая проблема — это отсутствие специально обученных педагогов и психологов.

Типовые случаи описаны в опроснике: это эмоциональная скудность. Например, есть так называемый «комплекс оживления» у здорового ребёнка, когда родители подходят к кроватке, а он им радуется и эмоционально на них реагирует улыбкой и разведением ручек в стороны. Дальше важны доречевые моменты вроде достаточно частого гуления и лепета. Ну и умение следовать эмоциональной реакции родителей, то есть реагировать на их улыбки или грусть, например, следить за их реакцией на какую-либо ситуацию, копировать её.

В возрасте постарше нужно смотреть на отсутствие речи и признаки достаточно однообразного и повторяющегося поведения. Например, на то, что ребёнок играет в одну и ту же игру (и не хочет в другие в принципе), не видоизменяя её, не добавляя в неё что-то новое, не усложняя её. Здесь важно также и то, что он не даёт вам внести эти изменения, каждый раз остро реагируя на ваши попытки. Очень яркий признак иногда описывают родители: если поменять маршрут из детского садика домой, то ребёнок каждый раз реагирует громким плачем, криком и истерикой, с которой очень долго не получается справиться.

Проявления могут быть разными. Важно понять, действительно ли это особенности характера ребёнка или расстройство развития, в том числе случай РАС. Почему важно — потому что я нередко сталкиваюсь с ситуацией, когда ошибочно выставляются диагнозы вроде «умственной отсталости» или «моторной алалии» без должного диагностического поиска, и семья теряет много времени впустую. Почему так — в следующем мифе.

«НЕВРОЛОГ В ПОЛИКЛИНИКЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ЭТО ЗАМЕТИТЬ!»


К сожалению, неврологу на обычном приёме в поликлинике сложно заметить признаки РАС, если они не ярко выражены. ОМС-приём составляет 12–15 минут, из которых минут пять врач заполняет историю болезни. Если перед вами — опытный специалист и ребёнок успеет продемонстрировать признаки поведения, характерного для РАС, — то да, это может насторожить врача.

Окончательный диагноз ставит только психиатр. Невролог или педиатр может распознать признаки аутизма и отправить ребёнка на дообследование к психиатру. То есть точка входа — да, невролог или педиатр. И лучше, если это будет врач, который сможет уделить достаточное количество времени вашему ребёнку.

Мой приём в общей сложности занимает от 40 до 60 минут, и это минимум для достаточно точной диагностики. На своих консультациях первые 15–20 минут я только смотрю за тем, как ребёнок ведёт себя в новом кабинете, как он ко мне привыкает и реагирует на обращённую к нему речь, разрешает ли к нему подходить, как вовлекается в коммуникацию, что рассматривает и так далее.

Иногда мне невероятно трудно передать ребёнка к психиатру, особенно если семья живёт в маленьком городе или деревне, поскольку родители очень часто не только не доверяют врачам, но и осознанно боятся их. У нас в обществе по-прежнему есть стигматизация пациентов, то есть если вдруг кто-то из окружения родителей узнает, что они водили ребёнка к психиатру, то это какой-то «позор»: мамы неоднократно рассказывали, как с ними переставали общаться друзья, а родственники обвиняли, к примеру, мать, что она родила «больного» ребёнка. И в ряде случаев угроза такой реакции в обществе действует сильнее, чем мотивация поставить правильный диагноз.

Как правило, родители соглашаются обратиться к психиатру либо после нескольких месяцев наблюдения у меня, либо при серьёзных поведенческих нарушениях, когда уже и им становится очевидно, что это не просто синдром дефицита внимания и гиперактивности, а что-то другое. А эти проявления — просто маска основной проблемы: РАС.

Ну а дальше встаёт вопрос доверия к психиатру.

«Два психиатра = три мнения»


Пациент может попасть на приём к психиатру в самых разных состояниях, самом разном настроении и в самых разных обстоятельствах. Например, первые два приёма у разных психиатров он привыкал к ним, а третий психиатр уже может показаться ему привычным и безопасным, и он будет активнее с ним контактировать. Возможно, наоборот, вовсе не пойдёт на контакт. Разумеется, всё это не должно сказаться на диагностике.

Диагностика РАС должна быть последовательной и комплексной.

Диагностический поиск выглядит так:

  • Опросник признаков M-CHAT-R, который можно самим заполнить дома до консультации.
  • Оценка психиатром клинических критериев диагноза.
  • Мультидисциплинарная оценка (психиатр/психолог и т. д.).
  • Из инструментальных методов диагностики РАС наиболее близким к «золотому стандарту» является сочетанное использование «Плана диагностического обследования при аутизме ADOS-2» и «Интервью для диагностики аутизма, ADI-R» (и при этом каждый из методов в отдельности также характеризуется высокими показателями чувствительности и специфичности).

То есть ADOS-2 и ADI-R — это то, что позволяет достаточно точно оценить, что именно происходит с пациентом, шкалы, в которых тип и количество поведенческих и эмоциональных реакций точно описаны.

Воспроизводимость результатов довольно высокая. Естественно, это не касается ситуаций, когда какие-то спонтанные внешние обстоятельства меняют поведение ребёнка. Например, в моей практике было так, что к психиатру заскочили по дороге после педиатра, раз уж зашли в поликлинику. У ребёнка была температура 38,5, и, естественно, он демонстрировал не тот комплекс поведенческих реакций, который нормален для его возраста. Или, к примеру, до моей консультации ребёнку сделали прививку, которой он сильно испугался. Весь мой приём уходит на налаживание коммуникации с малышом.

Типичная ошибка на стадии постановки диагноза — отказ от него. Родители могут игнорировать его, не признавать, что есть проблема. Если другой психиатр поставит отличный от этого диагноз — могут с радостью принять его. В такой ситуации всегда жалко времени ребёнка. Можно потерять один-два года колоссально полезной поддержки и коррекции в те периоды развития ребёнка, когда они дали бы больший результат.

«Пациенты с РАС не реабилитируются»


Это даже близко не так. Точнее, очень сильно прогноз зависит от того, что это конкретно за расстройство из РАС. Если речь идёт про Каннеровский вариант, то да, ситуация сложная, это инвалидность и очень тяжёлая и постоянная реабилитация, но даже в этой ситуации возможно улучшать текущее состояние. Синдром Аспергера и нетяжёлые варианты аутизма (имеются в виду формы РАС без тяжёлых сопутствующих нарушений) неплохо реабилитируются, достаточно пластично изменяются. У меня в наблюдении есть пациенты, которые сейчас учатся в обычных классах и не испытывают каких-то особенных проблем. Естественно, им тяжелее, чем остальным, но не настолько, чтобы сильно менять образ жизни.

К слову, что такое «атипичные» варианты РАС.
Это когда диагноз ставится несмотря на то, что пациент внешне вроде бы не похож на аутиста. Такие дети, как правило, общительные, даже тёплые в общении, у них есть речь (хоть и с нарушениями). Но при этом может быть искажение психического развития без снижения интеллекта или с незначительным его снижением, стереотипное поведение (повторяющиеся действия, фиксация на одном виде игры или одной и той же книге/теме) либо острая реакция на какие-то раздражители, когда конкретные звуки или музыка вызывают острую негативную реакцию. У меня в наблюдении — пациенты, которые остро реагируют на звук фена/определённую музыку/чей-то голос или запах, например (причём окружающим всё это, как правило, не доставляет никаких неудобств).

Родители часто спрашивают, нормально ли, что ребёнок любит пиратов и всё, что с ними связано. Нормально, это обычный игровой интерес где-то между динозаврами и машинами. Дело в том, что ребёнок с РАС будет выстраивать своих пиратов в одном и том же порядке, не изменяя его. Или будет играть только одним цветом пиратов. У меня в наблюдении — пациент, который фиксировался на пластиковых солдатиках и выстраивал их строго с чередованием двух цветов и никак иначе. Во время игры они всегда сохраняли такой порядок. Важно расспросить об этом, конечно, родителей. Ещё заметны автономная речь (пациент при любой деятельности постоянно говорит или шепчет что-то себе под нос без эмоциональной окраски, и эта речь никак не соотносится с тем, что он в этот момент делает) и определённые стереотипные жесты.

Слабые перспективы для социализации и адаптации — это неправда. Пациенты с РАС очень разные, сам спектр включает достаточно большой диапазон состояний и достаточно большой разброс диагнозов в плане возможностей социализации и интеллектуального потенциала.

В общем, основная помощь — это систематическая психолого-педагогическая поддержка, в том числе прикладной поведенческий анализ. Часто также он известен как ABA-терапия, потому что когда-то это была единственная реализация метода. Сейчас используется несколько разных фреймворков.

По моделям ПАП есть достаточное количество исследований. Уровень убедительности рекомендаций — A (уровень достоверности доказательств — 2). Большая часть исследований велась для модели Ловааса (UCLA или YAP). Это программа для детей, в основе которой — методика DTT (отдельные блоки), которая подразумевает занятия индивидуально дома или со специалистами в центре. То есть родители должны работать и с педагогом, и много сами. Основная работа — мета-анализ Reichow et al, а также мета-анализ Makrygianni et al. Рекомендуется также комплексная программа «Денверская модель раннего вмешательства», она же — ESDM для детей от 14 до 30 месяцев, помогающая развитию речевых навыков.

Для DIR/Floortime уровень убедительности рекомендаций — A (уровень достоверности доказательств — 2): это методика для детей дошкольного возраста. Также есть исследования с уровнем убедительности рекомендаций B (уровень достоверности доказательств — 2).

Пара цитат на английском:
«Multiple randomized-controlled studies were published since 2011 identifying statistically significant improvement in children with autism who used Floortime versus traditional behavioral approaches (Solomon, et. al., 2014; Casenheiser, Shanker &Steiben, 2011; Lal and Chhabria, 2013; Pajareya and Kopmaneejumruslers, 2011, Pajareya et. al., 2019

Case studies have also been effective in supporting the use of DIRFloortime with children with autism. Dionne and Martini (2011) demonstrated statistically significant improvement in communication between parent and child. Wieder and Greenspan (1997, 2005) did comprehensive case studied that spanned from 8-15 years. These studies supported the long-lasting results DIRFloortime had on individual child skills, as well as, the emotional connections the families were able to develop over time using this approach.»

Если интересно детальнее, то вот исследования:

  • Reichow B. et al. Early intensive behavioral intervention (EIBI) for young children with
    autism spectrum disorders (ASD) // Cochrane Database of Systematic Reviews. — 2018.
  • Rogers S. J. et al. A multisite randomized controlled two-phase trial of the early start.
  • Denver model compared to treatment as usual // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. — 2019. — No 9 (58). — C. 853–865.

В них важны не только сами тексты, но и отсылки к другим исследованиям, каждое из которых закрывает конкретный вопрос.

Итого: у нас есть инструменты поведенческой терапии с доказанной эффективностью. Это ABA-терапия для детей от 14 до 30 месяцев, это денверская модель раннего вмешательства для дошкольников, это DIR/Floortime-методика и другие. Все эти модели подразумевают выстраивание среды, где дети обучаются коммуникации и развивают социальные навыки. Для этого нужны специальные психологи с отдельной профессиональной подготовкой. Увы, в России таких специалистов немного, а те, что есть, обычно проводят курсы в больших городах. Кроме того, нужно очень активное участие родителей.

Мы на практике получаем очень хорошие результаты с DIR/Floortime, но нужно очень сильно адаптировать методику к той среде, где растёт ребёнок, и к тем людям, с которыми он общается. Это требует усилий от всех участников процесса.

Из примеров: было два случая, где родители согласились на психиатра только спустя несколько месяцев после моей диагностики. Но после постановки диагнозов (два разных типа РАС у двоих детей в одной семье) начали работу по методу ABA с психологами. Наблюдались через полгода после начала терапии, оба пациента сделали сильный рывок в речи и коммуникации. На первом приёме не было речи вообще. В ходе психологической работы они стали понемногу разговаривать, устанавливают устойчивый визуальный контакт, следят за эмоциональной реакцией собеседника, интересуются предметами, довольно быстро ощупали оборудование кабинета.

В общем случае ребёнок с нетяжёлым случаем РАС может достаточно быстро реабилитироваться при постановке диагноза вовремя. У меня в наблюдении есть пациенты, которым ставили РАС поздно, но во многом благодаря правильной психолого-педагогической работе они достаточно неплохо учатся в школе по общеобразовательной программе. Их немного с такими большими успехами, но они есть!

«Да отведите его к дельфинам!»


Есть такие методы, как собакотерапия (канистерапия), иппо- и дельфинотерапия. Доказательств на текущий момент для клинического применения недостаточно. То есть если ребёнку нравится — можно использовать в дополнение к действующим методикам и верить, что они работают, но никаких данных, кроме субъективных оценочных суждений и отдельных небольших наблюдений, пока, увы, нет.

Если методики, основанные на общении с животными, в целом безопасны и дают непонятный, но неопасный результат, то есть методы, которые можно назвать откровенно шарлатанскими, и те, которые откровенно вредят детям. Например, есть данные по гипербарической оксигенации: описано несколько случаев получения травм уха вместо коррекции основного расстройства. Есть микротоки, которые предлагают делать вместо лечения. Аналогично: нет доказательств эффективности, но есть замещение доказанной методики.

Из современных методов с недостаточной доказательной базой отмечу метод БОС (биологическая обратная связь), по которому есть неоднозначные свидетельства, и сейчас копится база данных. Существует метод мозжечковой стимуляции, по которому есть единичные данные, которые пока не складываются в систему. Некоторые врачи иногда включают эти методы в комплексную реабилитацию, и не только в России, но и за рубежом. Важны перспективы и новости возможностей генной терапии, конечно.

«Нужно помещать ребёнка в специальный класс»


Далеко не всегда это необходимо. В моей практике немало случаев, когда обучение в обычных классах школ возможно. Да, это про нетяжёлые варианты РАС, и для этого нужно начинать активную работу по реабилитации вовремя. Да, для этого нередко нужно основное обучение дополнительно сопровождать психологической или педагогической работой. Но адаптация получается приличной, и семье так комфортно.

Слабыми сторонами у детей с РАС часто оказываются нарушения речи, непонимание общего смысла текста, они пересказывают прочитанное заученными фразами или фрагментарно воспринимают устную речь, что может затруднить понимание условий задачи, например.

Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с РАС. На данный момент существует четыре варианта образовательной программы, по которой могут обучаться дети с РАС.

«Нечего про это читать доказательного»


Это действительно так: для родителей большинство научно-популярных работ недоступно, потому что они на английском языке, и внимание этим вопросам часто уделяется в англоязычных блогах. Но уже стали появляться очень хорошие русскоязычные ресурсы по данной теме, составленные психиатрами, педиатрами, психологами и логопедами.

«Поддержки нет»


Поддержка есть. Есть благотворительные фонды, в которых есть программы поддержки. То есть если у родителей нет денег на занятия психолого-педагогической работой, то им могут помочь конкретными реабилитационными программами бесплатно. Для этого нужно раскрывать данные по своему ребёнку для научных исследований и попадать под критерии этих исследований. То есть если ваш врач примерно представляет, как эти фонды работают, либо если вы готовы прочитать, какие у них есть программы, — поддержку найти сложно, но реально. Начать стоит с сайтов фондов «Выход» и «Обнажённые сердца».

«Есть специальная диета…»


Раньше считалось, что диеты без казеина или без глютена могут помочь пациентам с РАС. На текущий момент известно, что такой зависимости от продуктов питания нет. (Piwowarczyk A. et al. Gluten-and casein-free diet and autism spectrum disorders in children: a systematic review //European journal of nutrition. – 2018. – Т. 57. – №. 2. – С. 433-440.; Sathe N. et al. Nutritional and dietary interventions for autism spectrum disorder: a systematic review //Pediatrics. – 2017. – Т. 139. – №. 6. – С. e20170346.; El-Rashidy O. et al. Ketogenic diet versus gluten free casein free diet in autistic children: a case-control study //Metabolic brain disease. – 2017. – Т. 32. – №. 6. – С. 1935-1941.)

«Аутизм есть — карьеры не будет»


Если мы говорим про те РАС, которые не сопровождаются грубыми когнитивными и психическими нарушениями, то далеко не факт, что это расстройство помешает профессиональной карьере.

Я знаю случаи, когда подростки с РАС очень хорошо рисовали, поступали в профильные учреждения и достаточно успешно заканчивали их, становились художниками или архитекторами. История знает случаи карьерно успешных музыкантов, режиссёров, танцоров, актёров и писателей с РАС. Программисты и web-дизайнеры. Ну да.

Пока всё. Если есть какие-то вопросы «про друга» для комментариев или в личку — задавайте, постараюсь ответить в рамках неврологического взгляда.

P.S. Если доберётесь до нашей клиники — «Наше время», говорите, что вы с Хабра, будет небольшая скидка на услуги.




Комментарии (56):

  1. amarao
    /#23768487 / +10

    Что делать со знакомыми, у которых у ребёнка очевидный аутизм (повторяющиеся движения, заученные фразы без контекста, отсутствие контакта), но которые в стадии отрицания? В целом, это их проблема, но с другой стороны там ребёнок и время тикает...

    • Alexufo
      /#23768623 / +3

      Знал мать, которая писала рукой сына, который вобщем-то… был не способен к обучению. 5 лет с первого класса. И он сдавал экзамены, лишь бы мамаша не выносила мозг… убеждать ее о том что мальчику тут не нужно учиться, ему это не нужно было бесполезно, а учителя ничего не могут сделать, социум таков, что эти явления вытесняются и загоняются куда подальше с глаз. Большое несчастье, но по-моему это тупо политическая проблема — была бы экономика, было бы легче и матерям и учителям и детям. Через десятки лет, матери, чьи дети так и остаются на их шее, без общества… могут совершать инцест. Из жалости. И я слышал о таких случаях. И после этого психика ломается очень сильно и у нее и у ребенка.

    • bronovamaria
      /#23768923 / +2

      К сожалению, это частая проблема. Можно рекомендовать начать с семейного консультирования у специального психолога. Он поможет родителям изменить отношение к проблеме/увидеть ее. Если нужно, мы можем порекомендовать профессионалов своего дела.

      • amarao
        /#23770137

        о. Кипр. Тут логопедов-то русскоязычных три штуки на весь остров, не то, что семейных психологов.

        • Bedal
          /#23772179

          Логопеды не особо-то помогут. Внимание нужно обращать на умение строить предложения, а не разговаривать отдельными словами — это не про логопеда, да и не про психолога.
          И вообще «мы найдём хорошего врача, и всё исправится» — иллюзия, и весьма вредная. Борьба с проявлениями аутизма на 99% лежит на родителях, это ежеминутная (даже не ежедневная) работа. И работа тяжёлая, потому что результаты проявляются через несколько месяцев.

          В инете полно сообществ родителей с такими детьми, есть и методики.
          На хабре была, кстати, статья на эту тему, на мой взгляд — неглупая.

        • gekkkon
          /#23772895

          Довольно много специалистов по поведенческим особенностям последние два года, тихо матерясь, осваивают онлайн-консультации. Это неудобно, видно не всё, дети через ящик взаимодействуют плохо -- но кто-то что-то может увидеть дистанционно. Есличо -- черкните словечко, а я поговорю со своими знакомыми (это московский Центр лечебной педагогики" и спецы, которые оттуда ушли на вольные хлеба).

          Но первый вопрос тут, да, как вывести ваших знакомых родителей из этой фазы отрицания.

          Если они читают книжки -- можно попробовать предложить им Ирис Юханссон, "Особое детство" (хороший перевод с шведского на русский сделала когда-то Ольга Рожанская для издательства "Теревинф"). Текст автобиографический, начало жизни у дамы сложное, но я ходил на её лекцию в Москве несколько лет назад -- выросла очень интересная, своеобразно социализированная дама с двумя высшими образованиями (одно кмк психиатрическое). Это не единственная книжка, написанная изнутри проблемного состояния (и изнутри процесса налаживания контакта со внешним миром) и позволяющая немножко заглянуть во внутренний мир нейроотличного ребёнка в развитии.Через такие тексты у родителей кмк есть шанс завести что-то вроде эмпатии на нейроотличного ребёнка, которая иначе не заводится. Стоит учитывать, что это очень индивидуальное описание очень частного случая, другие случаи -- другие.

        • Kusamurusa
          /#23804587

          На Кипре есть АВА/ESDM терапия, если что. Но важно, чтобы родители как минимум задумались, что с ребёнком что-то не так. И повели к специалисту. И хорошо, если специалист попадётся грамотный и не скажет, что это само пройдёт. Инициатива точно должна исходить от родителей.

    • Bedal
      /#23772143 / +4

      Понимаю, что не поможет и что вряд ли это Ваше дело — тратить на этих родителей много сил и времени, но предложу: нужно просто не произносить «это слово». Есть конкретные проблемы, есть конкретные упражнения, чтобы ребёнку помочь. Скажем, в школьное время родители же помогают разобраться с домашними заданиями? Вот и здесь, надо помочь, и помочь вот так.

  2. Alexufo
    /#23768507

    Пациент может попасть на приём к психиатру в самых разных состояниях, самом разном настроении и в самых разных обстоятельствах. Например, первые два приёма у разных психиатров он привыкал к ним, а третий психиатр уже может показаться ему привычным и безопасным, и он будет активнее с ним контактировать. Возможно, наоборот, вовсе не пойдёт на контакт. Разумеется, всё это не должно сказаться на диагностике.


    Вся проблема как раз в этом, что психиатр может сломать жизнь, особенно назначая фарму, и нужно хорошо и много и упорно набирать мнения врачей и желательно не в одной стране. Меня до сих пор удивляет почему психиатрия в той же Дании и США имеет очень разные взгляды на нормы псих. отклонений у детей и тем более использования фармы.

    Что касается прививок, знал мамашу курящую с пивком на всем периоде беременности, мальчик к огромному несчастью родился с задержкой в развитии. Но она винит в этом прививку акдс, после которой якобы все началось. Она подняла много шуму и возглавляет даже какое-то небольшое сообщество. И кто наберется смелости из родных и знакомых сказать, а почему это не могло быть связано с курением и пивом? Ужасно печально все это.

    ADOS-2 и ADI-R

    На удивление нагуглил это в документах минздрава, надо же, еще никто не присвоил себе авторство, которое имеет «аналог» на западе. А на сколько эти тесты распространены и когда они стали входить в использование в РФ? Я так понимаю, речь только про частные клиники.

    • bronovamaria
      /#23768803 / +3

      Отвечая на первую часть комментария. Немало заболеваний, по которым нет единых протоколов для всех стран мира, да то и не всегда логично. Но в нашей стране уже немало хороших психиатров, осторожных в медикаментозной терапии. И есть очень полезные ресурсы для родителей и пациентов, где изложен мировой опыт, можно ознакомиться, они в бесплатном доступе в интернете, как и новые в клинические рекомендации по РАС.

      На удивление нагуглил это в документах минздрава, надо же, еще никто не присвоил себе авторство, которое имеет «аналог» на западе. А на сколько эти тесты распространены и когда они стали входить в использование в РФ? Я так понимаю, речь только про частные клиники.

      В РФ психиатрам/психологам о них давно известно. Индекс использования таких шкал не зависит от того, государственное бюджетное это учреждение или коммерческое. Надо понимать, что то, в какой момент применять тот или иной диагностический инструмент при подозрении на РАС, решает психиатр.

    • Matshishkapeu
      /#23769119 / +3

      Из опыта общения с врачом датского происхождения - у скандинавских и американских врачей нет единого мнения даже о том, как поступать и что делать при травме связок колена. Это несколько более простой вопрос чем работа мозгов, но согласия нет даже по нему.

      • Alexufo
        /#23769185

        Это вопрос экспертного заключения по снимку, мрт, кт биологической ткани. А психиатр — это просто набитый глаз, тут я больше про госклиники РФ. Он сам себе и мрт и кт. Ему не нужно ничего, чтобы сломать жизнь человеку ошибкой. И как ему покажется, так он и поставит диагноз. В случае снимка или операция или не операция. А в случае взглядов на психическое здоровье, подростку могут прописать психостимуляторы или наоборот, какие-то подавляющие активность нейронов препараты. А у них как правило, побочки, а потом жалобы на побочки и так по кругу. Пациентке друга назначают нейролептики одновременно с психостимуляторами, причем пачками. И что там творится в мозге один бог знает. В США фарм научное лобби очень мощное. Они же потребляют 80% всех произведенных в мире каких-психостмуляторов. А в Дании на сколько я знаю фарма детям назначается исключительно в тех случаях когда просто никак по другому.

        • Moskus
          /#23770167 / +2

          На самом деле, этому есть куда более простое объяснение, чем "заговор фармкомпаний", хотя существование лобби - факт. В США существует весьма сильная конкуренция между клиниками и отдельными врачами, так что врачи, например, весьма часто шли (сейчас - меньше) на поводу пациентов, чтобы те получили субъективно, а не объективно лучший результат. Удалили зуб? Без вопросов снабдят вас банкой Оксикодона, лишь бы вы не чувствовали боли. И так далее. Фармкомпании, впрочем, им в этом всегда очень рады помочь.

    • Chamie
      /#23777249

      На удивление нагуглил это в документах минздрава
      Вы про недавно принятые клинические рекомендации за авторством Ассоциации психиатров и психологов за научно-обоснованную практику? Ух, там целая война была, я слышал, чтобы приняли именно эти рекомендации.

  3. LevPos
    /#23768667 / +3

    Интересно было бы почитать ваши комментарии к этим статьям:

    Взгляд невролога на проблему аутизма

    Мальчик, чей мозг может помочь понять аутизм (часть 1)

  4. Moskus
    /#23769999 / -4

    Давайте уже завязывать с популистским жанром "развенчания распространенных мифов", потому что те, кого это касается, и кто способен понять, что это мифы, слышат это уже в миллионный раз и уже все поняли, а кто не может - тот не может. А если вы хотели действительно перечислить распространённые мифы, то на самом верху должен быть "таким детям нужна только любовь, врачи не нужны вообще".

    Можно, например, было бы сфокусироваться на вопросе комбинации аутических состояний и сопутствующих им. Потому что это может быть одним из тех "узлов" ситуации, который сложнее всего распутать. Потому что для некоторых, например, услышать "аутизм" означает рефлекс "никаких лекарств", хотя для сопутствующих состояний они могут быть очень даже нужны.

    • Alexufo
      /#23770251

      «Аутизм это шиза, которую до 18 не ставят»© Низвестный советский психиатр.

      • Moskus
        /#23770363 / +3

        Этой цитатой вы демонстрируете, что идиоты существуют и среди психиатров. Как это соотносится с тем, что у страдающего аутическим расстройством может быть и другое расстройство в то же самое время - я не знаю. Есть ощущение, что для вас эта тема имеет достаточное значение, чтобы эмоции могли превзойти по силе рациональные рассуждения.

        Давайте вернёмся к рациональной дискуссии.

  5. FrytechTV
    /#23770421 / +26

    Было бы неплохо, если бы вы добавили в статью первый раз, когда вы упоминаете РАС, как это расшифровывается — расстройства аутистического спектра — просто, чтобы не бегать в гугл лишний раз.

  6. firehacker
    /#23771165 / +19

    Я вас умоляю. Дельфины это совершенно безобидная история. Тут у нас всем городом активно собирают 15 000 долларов на то, чтобы свозить ребёнка в Грузию, где ему должны вылечить аутизм путём пересадки клеток из бедра в головной мозг. Так прямо и написано в посте, который все без раздумий репостят, чтобы поскорее собрать всю необходимую сумму.

    Эти люди, кажется, готовы собирать деньги на лечение аутизма с помощью гвоздей, выдержанных в моче африканского осла — плевать что ноль доказательств не только эффективности, но и безопасности. Зато на предложение вакцинировать детей они вас будут буквально порвут словно разъярённый зверь. Как вы смеете непроверенную вакцину... деткам... и вообще билгейц чипирует!

    • LevPos
      /#23771471 / +4

      Как я понимаю, вы об этом:

      Коррекция, лечение детского аутизма стволовыми клетками собственного костного мозга

      Вот научная статья:

      Cell therapy approaches to autism: a review of clinical trial data

      The data on advanced therapies is currently too sparse to analyse robustly, but the experimental nature of these therapies means that their success rate is unlikely to be higher. This means that the overwhelming majority of patients taking part in trials such as those considered here are receiving treatments that are unsafe, ineffective, or both.

      • Jogik
        /#23773835 / +1

        Не понимаю, почему вас минусуют. Норм статья, журнал хороший. Вопросы применения противовоспалительных свойств стволовых клеток для терапии повреждений ЦНС изучается достаточно интенсивно, а присутствие нейровоспаления при РАС — хорошо известный факт.

        • LevPos
          /#23775405

          Надо было дать перевод, что лечение стволовыми клетками экспериментальное, не особо эффективное и небезопасное.

    • domix32
      /#23773211 / +3

      Дельфины это совершенно безобидная история.

      С точки зрения человека может быть. С точки зрения дельфина врядли. Этим ребятам тоже нужны зоопсихологи.

  7. ogost
    /#23771259 / +7

    «Вакцинация вызывает аутизм»

    К сожалению знаком с такими родителями. Первый ребёнок у матери, трудные роды (был без воды долго), очень долго не обращали внимание на то, что ребёнок почти до 8 месяцев не мог сфокусировать/задержать взгляд вообще ни на чём, не реагировал на голос матери (да и вообще на внешние шумы), был очень беспокойный. Мои робкие попытки обратить на это внимание были встречены в штыки, лечились от "внутричерепного давления", которое тогда ставили всем беспокойным грудничкам подряд. К сожалению врачи в поликлинике тоже вовремя не обратили внимание. Диагноз поставили в 4 года, мать твёрдо уверена, что это из-за прививок, и второго ребёнка вообще не прививает.

  8. iShrimp
    /#23771533 / +4

    Побывав в детской поликлинике, невольно наблюдаешь за поведением детей и их реакцией на посещение данного учреждения и обращаешь внимание, как же много вокруг необычных детей и ещё более необычных родителей.

    В поликлинике всегда есть неприятные процедуры, которых дети боятся (прививки, уколы и т.д.). Далеко не все родители умеют или пытаются успокоить своих чад, разговаривают с ними. Понятно, что все устали и торопятся по своим делам. Но некоторые мамаши ещё и сливают свой негатив на ребёнка, и делают его во всём виновным. Если ребёнок сам по себе замкнут и боится, а тут на него ещё кричат и обманывают, что "будет не больно", то он может ещё больше замкнуться в себе и перестать доверять взрослым.

    Сейчас родители сами родом из 90-х, многие из неполных или неблагополучных семей, а психологической помощи часто не было в принципе.

    • Moskus
      /#23771805 / +1

      Про девяностые - напомнило, как лет 25 назад по ТВ было ток-шоу на тему школы. Тогда ещё иногда звали на такие программы людей, которые хотя бы назывались профессионалами, и вот был там Зураб Кекелидзе (институт Сербского). Его ведущая робко спросила, считает ли он, что в школах нужен штатный психолог. На что он ответил, что многим, к сожалению, уже к окончанию начальной школы нужен психиатр.

  9. fixandpatch
    /#23773359

    А как вы разграничиваете РАС и «парааутистические реакции»? Вообще, что вам в практике чаще встречается — первое или второе?

    • bronovamaria
      /#23780109 / +1

      Никак. Это задача психиатра. Термин «парааутистические» устарел.

  10. rawf
    /#23773371

    Это когда диагноз ставится несмотря на то, что пациент внешне вроде бы не похож на аутиста. Такие дети, как правило, общительные, даже тёплые в общении, у них есть речь (хоть и с нарушениями). Но при этом может быть искажение психического развития без снижения интеллекта или с незначительным его снижением, стереотипное поведение либо острая реакция на какие-то раздражители, когда конкретные звуки или музыка вызывают острую негативную реакцию. У меня в наблюдении — пациенты, которые остро реагируют на звук фена/определённую музыку/чей-то голос или запах, например.

    Большое спасибо за интересную статью. Не затруднит ли Вас объяснить, как именно диагностируются незначительные нарушения вроде приведённых в цитате выше? Как психиатр понимает, что ребёнка бесит именно звук фена? Он поочерёдно включает тысячи разных звуков и смотрит на реакцию? И держит в кабинете тысячи флаконов с разными запахами? А если в кабинете не нашлось флакона с подходящим запахом, то РАС останется непродиагностированным? Можно ли вообще продиагностировать РАС, если нет явно видимых нарушений?

    Ещё интересно, что я ни разу не видел статью про диагностику РАС у взрослых. Можно ли продиагностировать незначительные РАС у взрослого и есть ли в этом смысл? Извините за такое количество вопросов, но тема очень интересна)

    • bronovamaria
      /#23776495

      Для этих целей используются опросники, подробно опрашивается семья (они много чего замечают за своим ребёнком и делятся наблюдениями), что-то можно распознать во время игр с ребёнком, осмотра. Диагностических инструментов немало, это повышает уровень объективнооти при постановке диагноза. Проявления РАС во взрослом возрасте — это тема отдельная и относится к исключительной компетенции взрослых психиатров.

  11. Soukhinov
    /#23774627 / +7

    У меня РАС, и я не различаю людей, кроме нескольких «хорошо знакомых». Заметил эту свою особенность всего несколько лет назад. Ни ли́ца людей не различаю, ни голоса́, ни в чатах не различаю, ни в электронной почте, ни персонажей в книгах, ни в фильмах. В детстве количество «хорошо знакомых» людей составляло ~5 человек, сейчас, в 37 лет, примерно 10.

    Судя по всему, у меня нет социальной памяти: мне некуда складывать все эти лица, имена, и прочее. Если человек называет своё имя, то я либо должен непрерывно повторять это имя про себя (не имея возможности поддерживать разговор), либо забуду через несколько секунд. Но даже если я запишу имя, то оно останется просто словом на бумажке, — мне будет ментально не к чему его привязать (то есть это не та ситуация, когда человека знаешь, но имя не помнишь).

    Соответственно, вопрос первый: как называется это моё состояние неспособности иметь в голове личности других людей? Если я буду знать название, смогу нагуглить и почитать хотя бы.

    Кроме людей, я не различаю места́ в городе (перекрёстки и дороги), одежду, еду́, даты (дни недели, месяцы, годы, интервалы дат, — это всё). Вместо одежды в шкафу я вижу некую «текстуру тряпья», а в холодильнике и супермаркете я вижу «продуктовую текстуру».

    Лично у меня это проблем не вызывает, но окружающие люди, пока я жил в России, бросались на меня зверем: «Ты почему не здороваешься?!» «Эгоист!» «Самовлюблённый муд@к!» «Умерь свой гонор!» «Конченый!» «Если бы я был таким, как ты, я бы повесился!» «Веди себя нормально!» «Ты почему нас позоришь?!» «Ты посмотри, как ты одет!». Я не понимал (сейчас уже догадываюсь), почему люди так ведут себя. Старался быть хорошим, но не помогало, — всё равно бросались, просто позже.

    Поэтому вопрос второй: на каком основании люди считают, что я должен их узнавать? Не узнал — как ограбил. Например, познакомился с человеком, поболтал. Через час подходит человек и ведёт себя так, как будто я должен его знать. Но мы ведь не договаривались об этом, я не обещал его узнать. Когда я говорю, что я его не знаю (или он сам это понимает), у него краснеет лицо, выпучиваются глаза, трясутся руки. Начинает говорить раздраженно, переходя на обвинения.

    Но самое интересное вот что: я пару раз спрашивал людей, чем они отличаются от других людей в городе… Они не знают! То есть человек, всю жизнь смотрящий на себя в зеркало, не знает, чем его внешность отличается от других людей; не может внятно объяснить, как именно его можно узнать. Но при этом от других (от меня) этого требует!

    • LevPos
      /#23775397

      Прозопагнозия

      Поскольку обычно лицо является самой индивидуальной особенностью и самым важным отличительным фактором в памяти, для людей с этим состоянием бывает трудно правильно соотносить информацию о людях и жить нормальной социальной жизнью.

      • Soukhinov
        /#23776239

        Если бы я не различал (только) лица, то мог бы различать персонажей в текстовом романе, например. Или людей в чате.

        • Moskus
          /#23776391

          Для понимания ситуации недостаточно данных, но могу сделать предположение. Одно из часто встречающихся отличий когнитивного процесса у людей с РАС - меньшая выраженность (происходящего обычно бессознательно) процесса выделения особенно выдающихся черт и систематизации стимулов. Грубо говоря, поток входящих стимулов воспринимается хаотичным, неструктурированным. Непонятно, что в этом потоке "главное" (не в смысле какой-то логической, практической важности, а в смысле распознавания черт или паттернов, которые легко сравнивать с чертами и паттернами, которые есть в памяти о предыдущем опыте) или "особенное".

    • rrust
      /#23775441

      я тоже с трудом узнаю людей, а имена вспоминаю далеко не всегда.
      Может они и обижаются, но мне на их переживания тоже как-то параллельно.

    • Moskus
      /#23775631

      Большинство людей, как правило, способны узнавать тех, кого периодически видят, так что это, в общем, статистическая норма. В некоторых культурах (в России, в частности) более чем в других культурах принято демонстрировать поведение, подчёркивающее уважение или внимание к знакомым, членам семьи, коллегам. Разным людям ожидание подобного от других присуще в разной степени. Например, у меня был всего один знакомый, который постоянно задавал вопрос, который для меня звучал совершенно глупо: "А ты вообще помнишь, как меня зовут?" Да, помню, но не имею привычки через предложение обращаться к людям по имени. В других культурах подобные условности и ритуалы могут быть другими или относиться к другим областям социального поведения.

      • Moskus
        /#23775727 / +1

        Добавлю, что именно сказать "я вас не знаю", человеку, который уверен, что вы встречались и общались - одна из форм оскорбления в большинстве культур. Иногда даже заранее предупредить, например, о плохой памяти на лица или имена - не помогает.

      • Moskus
        /#23775745 / +3

        Что же касается того, что люди не могут составить словесный портрет - это, как раз, совершенно обычная ситуация, потому что механизм запоминания и узнавания образов - древний, много древнее абстрактного мышления, которое и используется при формальном описании образов. У людей с аутическими состояниями, наоборот, часто преобладает абстрактный способ, основанный на последовательностях формальных терминов для тех или иных элементарных черт, которые они могут распознать и описать.

      • Moskus
        /#23776203 / +6

        Ещё раз перечитал исходный вопрос и хочу добавить кое-что ещё. Поскольку по стилю речи понятно, что автор склонен к высокой степени буквальности как в выражении своих мыслей так и в восприятии (и социальных взаимодействиях), вот мой буквальный ответ. Люди не договариваются формально о том, будут ли они друг друга узнавать, например. Люди, в массе, исходят из привычного поведения окружающих. Это называют "общественными нормами". И у подавляющего числа людей с РАС есть с этим трудности двух основных типов: они либо не в курсе этих норм (потому что им никто формально их не объяснил), либо они в курсе, но не очень готовы с ними согласиться (например, потому что им очевидны исключения из этих норм, а редкость таких исключений не выглядит убедительным аргументом). В свою очередь, одно только неприятие таких норм или склонность подвергать их сомнению (пусть даже в форме искреннего вопроса об их смысле) вызывает у многих людей не имеющих РАС, инстинктивное (основанное на инстинктах групповой идентификации) отторжение.

        • Soukhinov
          /#23777213 / +2

          Мне нравятся ваши комментарии. Кажется, вы меня поняли.

          Люди, в массе, исходят из привычного поведения окружающих. Это называют "общественными нормами".

          Вспомним дальтоников (это те, которые не различают цвета). О них многие знают, их интересы учитывают (например, светофоры горизонтально перестали вешать). Дальтоников сколько-то процентов в мире, и это считается достаточно важным и статистически значимым. Теперь вспомним прозопагнозиков (это те, которые не различают лица). По последним исследованиям, их почти столько же, сколько дальтоников. Значит, они тоже важны и статистически значимы. В связи с этим существование общественной нормы «узнавать людей после знакомства с ними» кажется странным.

          И у подавляющего числа людей с РАС есть с этим трудности […] им очевидны исключения из этих норм, а редкость таких исключений не выглядит убедительным аргументом

          Неужели?!

          Кстати, если выключить аутиста и включить нейротипика (это такое обидное слово, которым аутисты называют остальных людей; за многие годы я научился имитировать рассуждения и поведение нейротипиков), то, «прочтя между строк» вторую половину моего длинного текста, можно заметить ещё душевную боль от того, как люди выражают свои чувства. Заметно страдание от постоянных нападок окружающих.

          К человеку A подходит человек B, надеясь на узнавание и уважение, а получает пустоту, от чего человеку B становится плохо. Несмотря на то, что в данной схеме два участника, человек B категорически отметает свою сопричастность и набрасывается на человека A, как единственного виновника своих страданий.

          Так. Мой нейротипичный ресурс исчерпан… Ожидаемая мной реакция человека B такая:
          — Я сейчас подошёл к тебе, а ты меня не узнал… И… знаешь что? Мне стало так плохо. И теперь я думаю, почему? Ведь, не получив твоего уважения, я должен был остаться наедине со своим самоуважением. А у меня его нет… Мои родители никогда не уважали меня, и теперь я выпрашиваю… требую уважения от окружающих!
          — Я знаю хорошего психотерапевта. Тебе дать телефон?
          — Спасибо, не надо. У меня уже есть психотерапевт.

          К сожалению, человек B так не поступает, потому как отсутствие самоуважения часто сопровождается отсутствием ответственности. В том числе ответственности за свои чувства. Поэтому, когда в какой-то ситации ему становится душевно-плохо, он жадно ищет виновника своих страданий вне себя.

          • Moskus
            /#23778705 / +2

            В оценке ситуации со способностью узнавать людей вы пошли ровно по тому пути, который я описал - абстракция (статистика) значит для вас безусловно больше, чем персональный опыт. Между тем, количество как тех, кто реально неспособен различать цвета, так и тех, кто испытывает сложности с узнаванием, таково, что конкретный случайных человек может за всю свою жизнь иметь дело с двумя или тремя такими людьми.

            Я согласен, что довольно глупо для любого человека "застревать" в тех или иных ожиданиях или привычках до такой степени, когда непривычное вызывает у него реакцию, мешающую продуктивным отношениям с людьми. Привычки и стереотипы играют огромную полезную роль в поведении, экономя людям очень много времени. Проблему они начинают представлять только тогда, когда человек оказывается неспособен сделать для себя исключение из этих представлений, встретившись с особым случаем. Вызваны такие проблемы, чаще всего, излишне сильным механизмом сохранения выученных на своем опыте паттернов, позволяющих "интуитивно" предсказывать поведение окружающих.

            Людям с РАС, к слову, такое присуще совсем не в меньшей степени, только выражается это иначе. Например, многие из них с большим трудом принимают факт того, что кто-то из тех, кого они знают, изменил мнение по какому-то вопросу или того, что изменились обстоятельства, сделавшие какой-то ранее составленный план невозможным. Вместо того, чтобы остановиться и сказать себе, что нужно как-то приспособить свое поведение или решения к изменившимся условиям, они могут начать испытывать почти физические страдания от ощущения того, что "все мысленные усилия, потраченные на эту ситуацию в прошлом, теперь пропадут зря". Практических трудностей, при этом, такие изменения могут и не создавать. Например, мне известен случай, когда ребёнок с весьма слабой степенью выраженности аутических черт целый месяц испытывал сильные негативные эмоции каждый раз, когда ему приходилось пользоваться общественным транспортом, потому что ему было неприятно видеть, что в троллейбусном парке поменяли схему окраски троллейбусов. Только роль структуры, нарушающей способность адаптироваться к меняющейся ситуации, играет уже абстрактное мышление, память фактов и связей между ними.

            • Soukhinov
              /#23779433 / +1

              изменились обстоятельства, сделавшие какой-то ранее составленный план невозможным

              Просто надо в план заложить возможность того, что его будет невозможно исполнить, и проблем не будет :)

              У меня сын — копия меня. Так мама/жена ему говорит: «Сейчас мы поедем в одно место, сделаем одно дело, потом поедем в другое место, сделаем другое дело…» А в конце рассказа добавляет ставшие уже дежурными фразы: «но место может быть закрыто, мы можем не доехать, мы можем не смочь сделать… в общем не расстраивайся, если что». Ребёнок либо принимает план, и тогда проблем нет в том числе в случае неудачи, либо устраивает истерику сразу (не приняв возможность неудачи), и тогда план можно скорректировать (или ребёнка убедить/успокоить) ещё до выхода из дома, ещё до того, как будет поздно что-то менять.

              Это, кстати, является частью ответственности — принятие возможности того, и своей сопричастности с тем, что все усилия окажутся тщетными. Тогда и страха перед провалом не будет.

              Например, на фирме, когда планировали очередной проект (который, как обычно, решает новую для индустрии задачу, поэтому опыта нет), я предложил вариант реализации более трудоёмкий. Меня спросили, почему так. Я ответил, что при такой реализации, если/когда проект пойдёт к чертям (например, потому, что задача в принципе не может быть решена выбранным способом), от него останутся жирные куски, которые смогут послужить основой для других попыток/проектов.

              В итоге задача оказалась существенно менее податливой, проект затянулся с шести месяцев до одного года. Но мы делали спокойно и не нервничали, потому как осознавали ценность полученных кусков.

              • Moskus
                /#23779557 / +1

                Ну вот видите - вы сами прекрасно понимаете, как всё это работает, и что в обоих случаях люди, которые не очень хорошо понимают сами себя, загоняют себя в угол. Просто разными способами, зависящими от того, какие когнитивные и эмоциональные особенности у них есть.

              • Moskus
                /#23779813

                Добавлю, что ситуация "конфликта ожиданий и реальности" - огромна и лежит в основе самых разных социальных проблем. Тем не менее, решение в этой ситуации всегда лежит на индивидуальном уровне, в не, скажем, на уровне какой-нибудь государственной пропаганды (как некоторые наивно предлагают) или универсальных запретов.

          • AlexanderplUs
            /#23785129 / +4

            В приведенном примере ваше ожидание определенных действий от другого весьма схожи с изначальным ожиданием собеседника - он тоже ожидал от вас определенного типа реакции. Отличается только форма реакции на несовпадение реальности с ожиданием плюс дальнейшая интерпретация причин.

            В вашем примере вы ожидаете, что человек посчитает причиной полученного дискомфорта только себя, что противоречит защитным механизмам психики. Типичная логика среднестатистического человека здесь примерно такая: "Человек ведет себя не как большинство, наверняка, знает о своей особенности, и то что она доставляет дискомфорт окружающим (пусть и в силу неправильной интерпретации). При этом он продолжает вести себя по-прежнему, ожидая изменений и рефлексии от окружающих, которые об этой его специфике ничего не знают." Такое поведение воспринимается как одностороннее (эгоистичное) и вызывает реакцию в виде обиды/агрессии.

            Упрощенно говоря, вы неосознанно нарушаете общепринятый баланс, когда обе стороны общения вкладывают примерно одинаковые усилия в этот процесс и не требуют от другой стороны односторонней уступки. Для того, чтобы вам пошли на встречу (это подсознательно воспринимается именно так - вас-то узнали и обращаются с учетом накопленного контекста), вам нужно предоставить для этого весомый довод - например, своевременно сообщить о своей особенности в поведении. Это воспримется как усилие с вашей стороны и неявный баланс будет соблюден. Причем совершенно не требуется рассказывать подробности про себя, можно применить любые общие фразы типа "плохо помню людей", "невнимателен", банальное "забыл".

    • bronovamaria
      /#23780509

      Вам, конечно, нужно внимательно относится к своим чувствам и эмоциям, принимать себя со всеми своими переживаниями, но ваши слова в этом тексте не подлежат ни клинической, ни какой иной трактовке в рамках открытого диалога в интернете. А появление новых, странных для вас симптомов — показание к обращению за очной консультацией врача.

  12. i73610qm
    /#23776535

    Скажите пожалуйста, передается ли аутизм по наследству от матери? Может ли женщина с РАС рассчитывать на здоровых детей? Спасибо!

    • Moskus
      /#23778721

      Одна из существующих гипотез о том, что вообще вызывает аутизм, утверждает, что очень существенное влияние оказывает уровень пренатального тестостерона во время беременности. Если эта гипотеза верна, то ответ на ваш вопрос - да, может передаваться.

    • bronovamaria
      /#23780121

      Риск рождения ребёнка с аутизмом в такой ситуации может быть повышенным, необходима консультация генетика, есть специальные генетические тесты для этих случаев, помогающие более объективно оценить риски. Шанс родить здорового малыша , конечно же, есть!

  13. tralalablblbl
    /#23776537

    У меня у сына аутизм и гиперактивность, речи нет и до нее очень далеко. Уже 4 года знаем и пытаемся лечить/учить, но до сих пор нормального невролога/психиатра чтобы хотя бы гиперактивность уменьшить чтобы его так сильно не накрывало, чтобы не мешало образовательному процессу. И причины никто сказать не может, ни после МРТ и кучи анализов, ни после генетических исследований. Был один "невролог" который постоянно глистов лечил и восполнение искал загадочное. Оказался шарлатаном-нутризиологом.

    • dragonnur
      /#23779641 / +1

      Не все нутрициологи (подставить нужное) одинаково полезны.

    • bronovamaria
      /#23780155

      Обсудите с грамотным психиатром, возможно, необходимо пробовать иные модели психолого-педагогической коррекции, а также иное медикаментозное лечение. Напишите в клинику письмо, мы порекомендуем вам хорошего психиатра.

  14. KES777
    /#23799523

    Неплохо бы добавить в начало статьи расшифровку, что такое РАС. Я вот вообще понятия не имею, что это такое… =(

    • Kusamurusa
      /#23804635

      Расстройство аутистического спектра