Процесс создания мультфильма. Первый опыт +58



Привет всем. Это мой первый пост на Хабре. Уже много лет я слежу за некоторыми публикациями на этом ресурсе. И вот сейчас появилась тема, с которой я готов сам поделиться :) Уже лет 20 работаю в области компьютерной графики, практически во всех областях. От разработок сайтов до спецэффектов в фильмах. Но основное направление, которое для меня ближе, это 3d графика и анимация. И все время хотел сделать свой мультфильм.

Несколько раз начинал, но через какое-то время бросал и придумывал новый сценарий. То сюжет страшно банальный, то сил создать задуманное маловато. Короче болото :) А последнее время, как расплодились блогеры по разным темам, закралась мысль. А не замахнуться ли мне на кулинарное блогерство, но с помощью мультяшного персонажа. Вроде не очень сложно, и сценарий особо не надо выдумывать. А потребность что-то самостоятельно творить удовлетворяется. Опять же, разные хотелки заставляют разбираться в новых для себя технологиях. И вот, на карантинных ноябрьских праздниках собрался с силами и начал :)

Выбрал в качестве главного персонажа волка. И сразу поставил задачу сделать его высокотехнологичным, т.е. меховым :) Создание меха в программах для 3d графики довольно нетривиальная задача и требующая нормальных параметров компьютера. Весь мультфильм я рендерил на одном компьютере с лицензионными 3dsmax 2020, vray. Компьютер i7 с 16 гб оперативной памяти. После долгой оптимизации добился времени рендера одного кадра за полторы минуты. Работал только вечерами, а по ночам компьютер рендерил.

В данной статье я хотел рассказать об одной технологии, которую очень редко используют в 3d графике. А зря. Это vertex color. У каждой вершинки трехмерной сетки есть параметры цвета. Их можно красить как отдельно, так и кисточкой. А в игровых движках их используют для "запекания" освещения.

скриншот из 3dsmax с параметрами отображения каналов во вьюпорте
скриншот из 3dsmax с параметрами отображения каналов во вьюпорте

Они полезны тем, что экономят оперативную память. В некоторых элементах они заменяют текстуры. В моем мультфильме вообще нет ни одной текстуры :) Это конечно перебор, и в дальнейшем буду более дифференцированно походить. В частности я использовал два канала вертекс колоров для шерсти. Один для длины, а другой для цвета.

составляющие каналы для настройки длины и цвета шерсти
составляющие каналы для настройки длины и цвета шерсти

Сам мультфильм несколько раз переделывал, пока не понял, что сначала надо записать звук, а потом уже оживлять персонажа. Для этого проекта (проба пера) решил не заморачиваться, а записать голос и звуки самостоятельно. Использовал для этого простой телефон и пару фильтров. Не судите строго :) В дальнейшем буду прибегать к помощи профессионалов. Собирал все в AfterEffects, включая фокусное размытие по каналу глубины рендера.

карта глубины сцены. считается одновременно с рендером.
карта глубины сцены. считается одновременно с рендером.
отображение сцены во вьюпорте 3dsmax
отображение сцены во вьюпорте 3dsmax
финальная картинка с размытием задника по карте глубины и небольшой цветокоррекцией
финальная картинка с размытием задника по карте глубины и небольшой цветокоррекцией

И за месяц вроде как закончил пилотную серию. Для себя сделал много выводов, как надо правильно выстраивать процесс разработки. Очень хочу попробовать все перенести в blender, уж очень восторженные отзывы. Уже получил много дельных советов с форума профессионалов. И тут тоже буду рад вежливым комментариям. Вот тут лежит полная версия

Спасибо, что прочитали :)




Комментарии (58):

  1. Eythan
    /#23797939 / +4

    Класс! Продолжайте! Новый "Ну-Погоди" по вашей версии получился бы интереснее

    • Javian
      /#23798021 / +9

      В следующем выпуске - Заячье рагу. )

      • Eythan
        /#23798035 / +5

        Можно готовить зайца по частям несколько сезонов

        • nakhimovscy
          /#23799247 / +1

          Во второй серии я хотел походить с козырей :) Взяться за БОРЩ :)

          • Eythan
            /#23799391

            Борщ из зайца? Ждем

            • nakhimovscy
              /#23799409 / +2

              Даже и не думал об этом :) Представлял, как залезает в холодильник, достает кусок мяса с косточкой (в упаковке) и застенчиво, отводя взгляд от камеры, говорит, что это он в магазине купил :)

              • Javian
                /#23801767

                На самом деле этого снимать не надо, если есть желание попробовать на этих видео заработать. Видео должны быть категории 6+. В свободном доступе с размещением логотипа Youtube канала где-то в углу, для отсеивания желающих скачать и выдать за свое. И возможно при соответствующем уровне качества видео и звука это будет продаваться.

                • nakhimovscy
                  /#23801819

                  Огромная благодарность за отзыв :) До монетизации еще очень далеко...

      • nakhimovscy
        /#23798041 / +1

        Спасибо за отзыв :) Я думал, как обойти такую щекотливую тему. Он будет все в магазине покупать :)

        • Kriminalist
          /#23802129 / +1

          Главное, правильно указать, в каком именно магазине ;)

    • Dimmirslr
      /#23799765

      Судя по анимации, то тут скорее кот Том будет

  2. DimaVadovov
    /#23798071 / +1

    Для первого опыта отлично вышло! Успехов в дальнейшем творчестве

  3. DCLogic_MarkOtd
    /#23798281 / +1

    В целом очень хорошо и шерсть и анимация фигуры. Ничего не отвлекает внимание от персонажа. Ощущение целостности объекта и среды. Когда продукты на плите, нужно было дополнительный звук добавить. Куда делись скорлупки?

    • nakhimovscy
      /#23798287 / +1

      Он их выкинул в ведро :) за столом. Я стал заложником сделанного. Когда подобрался к скорлупкам, уже поздно было все менять. Пришлось на некоторые вещи закрыть глаза :) Ну в дальнейшем я постараюсь сразу все продумать

  4. damarkuzz
    /#23798285 / +1

    Отличная работа, очень инересно. Вопрос, а сколько такое по времени рендерится у вас?
    P.S. Когда яйцо разбивает волк есть что-то, что глаз цепляет, но в целом, классно.

    • nakhimovscy
      /#23798305 / +1

      На кадр получилось 1,5 минуты при размере кадра 1024 на 576. Но я долго возился исключая из отражений разные сетки и шерсть

      • Ximael
        /#23799181

        Задний фон статичный, его можно отрендерить один раз. Композ в 3д мультах сильно экономит время.

        • nakhimovscy
          /#23799191 / +1

          Спасибо. Да, я тоже так хотел, но разница во времени рендера оказалась минимальна. И потом по замыслу волк должен был сложить посуду в раковину :) но в конце я отказался от этой идеи.

  5. skymal4ik
    /#23798813 / +1

    Круто, всегда нравилась 3d-графика и анимация, начинал с 3d-studio max 3 ветки. Но я был молод, комп слаб, поэтому особо гордиться нечем :) но было крайне интересно.

    Сейчас иногда делаю открытки или простенькие анимации в Blender, очень нравится это ПО.

    Расскажите про ваше отношение к blender? Интересно узнать мнение профессионала :)

    • nakhimovscy
      /#23798853 / +2

      Спасибо. Пока мнения нет :) Вижу, что другие делают и очень хочу попробовать

  6. DieserU
    /#23798831

    молодец, отлично

  7. PrinceKorwin
    /#23798953

    Отличная работа! Могу только отметить, что в стерео мне показалось каналы попутаны.

    Например, шкварчание сковороды сильнее звучит из правого уха (наушники), а визуально сковорода находится слева.

    • nakhimovscy
      /#23798995 / +2

      Спасибо огромное :) Возможно, что собирая все уже ближе к полуночи, не обратил внимание. В дальнейшем звук буду делать тщательнее, а голос отдавать актерам :)

    • nakhimovscy
      /#23799267 / +2

      Сначала я хотел найти все звуки в библиотеке, но это оказалось не так просто. Звуков много, но конкретных нет. Поэтому, все сопровождение записал сам. Шкварчание сковороды записывал на телефон во время готовки яичницы сыну на завтрак :)

  8. alnite
    /#23799269

    Волк хороший, разве что внутренняя поверхность ушей излишне розовая

    Ну и сценарий даже для гастро-блогерства нужен. Хорошим сценарием можно несовершенство графики замаскировать :)

    • nakhimovscy
      /#23799303 / +1

      Да да, точно. Я тоже к этому пришел :) Спасибо! Вторую серию буду сразу продумывать и добавлять смешные моменты. И была идея добавить ему подругу Лису :) Хотя это значительно усложнит процесс, но добавит возможности разукрасить историю :)

      • axe_chita
        /#23801363

        Что бы не усложнять процесс на первых порах, можно сделать Лису голосом за кадром, который комментирует или подшучивает над действиями Волка.

        • nakhimovscy
          /#23801843 / +1

          Спасибо за отзыв :) Ну все же она должна хоть раз появиться в кадре. Да и я хочу освоить блендер, и это будет хорошее обучение (моделинг и настройка нового персонажа)

          • axe_chita
            /#23802127 / +1

            Всегда пожалуйста:) Просто с образом Лисы, как вы сами сказали, надо отталкиваться от голоса героини. И тут большой плюс что ей не обязательно сразу появляться в кадре, она может взаимодействовать с Волком и из-за кадра. К примеру «Дорогая, а где у нас молотый черный перец? Ну ты и шеф-повар! В левом шкафчике как и всегда.» И так далее. Как только образ Лисы сложится и воплотится в реальную модель, вводите её в кадр.
            И конечно продолжайте ваш проект, буду с интересом наблюдать за его развитием. И освоение Блендера дело хорошее, но сейчас у него идет кардинальная переделка после версии 2.78. Так что будьте осторожны — в лесу встречаются людоеды!

            • Eythan
              /#23808969 / +1

              Оно конечно современненько и толерантненько, но все же волк должен жить с волчицей, а не с лисой

              • nakhimovscy
                /#23809041

                Спасибо за отзыв :) Да, скорее всего Вы правы :) У меня тоже закрадываются такие сомнения. Просто лису я себе представляю во всей красе ( "Ах, боярыня...красотою лепа, червлёна губами, бровьми союзна......!") а вот волчицу с трудом :) Ну пока не начал, можно еще и нафантазировать :)

  9. ogustbiller
    /#23799677

    ЗдОрово! Планируется мимика у персонажа? Движения бровей, прищур глаз. Еще более "оживило" бы роик.

    • nakhimovscy
      /#23799801

      Спасибо :) конечно буду стремиться к более живой мимике. Новую серию сначала сыграю сам на камеру, а потом буду анимировать. Так наверно легче. В данном ролике я много времени потерял на синхронизацию с голосом. подумаю, как оптимизировать.

  10. DimanDimanyich
    /#23800245 / +1

    нужны переходы камеры, когда ножик режет, яйко разбивается. И рот крупным планом при первом укусе. Приятного аппетита и удачи в ремесле.

    • nakhimovscy
      /#23800275 / +1

      Спасибо за отзыв! Все правильно, хотел сделать несколько ракурсов, но столкнулся с неожиданной проблемой :) При другом ракурсе возникали артефакты на шерсти. Все решалось изменением освещения, но уже не хотелось все перерендеривать. На будущее конечно сразу проверю как все отображается со всех точек.

  11. Marik1001
    /#23801133 / +1

    Круть! Хотелось бы разные ракурсы, типа вид сверху на сковородку или крупный план на доску с нарезанием. Ну и в целом монтажа по больше, чтоб было динамичнее)

  12. ALXN
    /#23801175 / +1

    На мой взгляд, главное в таких вещах — это анимация.
    Если сегодня глянуть первые пиксаровские мультики, то они будут проигрывать вашему в графике, но выиграют в анимации. Софта для создания 3d графики полно, а вот сделать так, чтобы движения были естественными — это очень тяжело. Даже тот же Pixar до сих пор изобретает новые фишки в этой части.
    Успехов вам.

    • nakhimovscy
      /#23801681

      Благодарю за отзыв :) Есть к чему стремиться! Буду развиваться :)

    • Earthsea
      /#23801929

      а вот сделать так, чтобы движения были естественными — это очень тяжело

      Помню, как-то давно читал интервью с Бессоном, он рассказывал что в его "Артуре и минипутах" снимались живые актеры, а потом модель накладывалась на их движения, вплоть до мимики.

      • nakhimovscy
        /#23801951

        Спасибо за отзыв :) Ну это сейчас везде motion capture называется. Я пока по старинке, руками :) может еще дорасту :)

  13. Wik0
    /#23801587

    Подписался на канал. Может не нужно такое сильное размытие задника? Можно в каждой серии менять там детали, чтобы глаз цеплялся. И однообразие сцены снизится.

    • nakhimovscy
      /#23801693

      Огромное спасибо за отзыв :) Как говорилось в одном мультфильме, это не просто картина, а дырку на обоях закрывает :) В начале сюжета на рендере появились артефакты на стене, ну и чтоб заново не пересчитывать все, решил побольше размыть :) А в идеале должны быть разные ракурсы и разная фокусировка на объекты.

  14. kenbekov
    /#23801697

    Очень здорово получилось. Особенно если учесть, что первый опыт. Жестикулия достаточно естественно выглядит (для мультяшного волка, конечно). Детали в озвучке, типа звук почеса, стук ножа, когда его ложат на стол, звон вилки об тарелку добавляют атмосферы. Делитесь прогрессом. Очень интересно будет сравнить с тем, что получится, скажем, через пол года. Маленькая заметка: если будете еще делать жарку на сковороде - масло не шкварчит, когда его наливают в сухую сковородку. Шкварчание начинается когда в масло попадают продукты. И с каждым новым кусочком звук чуть меняется.

    • nakhimovscy
      /#23801709

      Огромное спасибо за отзыв :) Все звуки сам записывал на телефон. И очень удивился, что при наливе масла на сковородку, звука и нет. в итоге записал воду :) А шкварчание взял из середины готовки настоящей яичницы

  15. DS28
    /#23802023 / +1

    Блин, круто)) За месяц в одиночку очень неплохой мультик вышел! А если подготовиться чуть серьёзнее в плане звука — будет совсем круто…
    Полагаю, что такой результат возможен только благодаря тому, что у вас огромный опыт, да? Т.е. если кто-то вроде меня вдохновился и захотел также, то ему нужно закладывать несколько лет?))

    • nakhimovscy
      /#23802063 / +2

      Огромное спасибо за отзыв :) Да, конечно опыт большой, но не в этом направлении. Скорее стаж :) Я сам много не знаю, и то, что получилось, для профессионала детский лепет :) Тут главное желание и готовность разбираться в сложных (на первый взгляд) задачах и поиск оптимальных путей реализации. Советую отбросить все сомнения и вперед!

      • DS28
        /#23802277 / +1

        Ну не знаю детский лепет или нет, но я смотрю много разных мультфильмов и качество у вас хорошее, потенциал очевиден. Я бы закинул своему ребёнку такие мульты на диск. Понятно, что для лучшего результата нужны и разные сцены, ракурсы, персонажи, проработка некоторых мелочей…
        А может напишите статью-историю/инструкцию? Опишите как набирались опыта/стажа, что и где делали и местами вставите рекомендации: «Я начинал в году, занимался X, осваивал его по Y, но сейчас бы рекомендовал смотреть в сторону Z, особенно тем, кто хотел бы заниматься N...».

        p.s. Показал жене, говорит, что голос пугающий, а в остальном скорее всего ребёнку понравится. Особенно обрадовалась, что рецепт для ребёнка простой и реально сможет сам повторить) Я не стал огорчать её вашими планами на борщ))

        • nakhimovscy
          /#23802783

          Огромное спасибо за добрые слова :) Мой путь очень нетипичен. В графике лет 20, и из них на саморазвитие ушло максимум года два. Постоянная рутинная работа, как интересная, так и скучная. И наверно я плохой пример :) Было бы замечательно попасть в классную студию, где тебя могли бы постепенно всему обучить и дать возможность самореализации, но это редкость. Если у Вас есть конкретные вопросы с чего начать, то с радостью поделюсь в личке :)

  16. Tp0yaH
    /#23802721 / +2

    Мимокрокодил. Обо что "споткнулся".

    Очень напрягает уши, звук голоса - будто, кто-то в ванной, через стену, говорит в трубу.

    Помидор светлый и плоский на срезе.

    Туловище волка передвигается, как тот андроид-бармен и фильма "Пассажиры".

    Сковороду включил и сразу налил масло, которое, тут же зашкварчало. Масло налил "толсто", а потом оно куда-то исчезло.

    Колбасу наколол, но не стряхнул, а просто положил.

    Яйцо. В жизни, при разбивании яйца сначала выливается желток, потом за ним тянется белок, как следствие, приходится ждать, пока всё вытечет. Это к тому что волк не подождал, а выкинул скорлупу с одновременно выливающимся из него яйцом.

    Свободная рука(во время помидора и колбасы) висит в воздухе, на уровне груди и не делает ничего.

    Свет хотелось бы поярче и повыше, чтобы освещался весь стол. Второстепенные тени от предметов слишком "яркие".

    Что "доставило".

    Голова двигается достаточно мимично - глаза, брови, уши, пасть.

    Яичница - видно что готовится и шкварчит.

    Волк умеет работать двумя руками: одной - берет нож, одновременно другой - берет перец.

    Масло полупрозрачное и льется густо.

    Посолил.

    Положил кусочек в рот и как убрал вилку.

    Итого.

    Ролик оставил приятное впечатление. Всё вышенаписанное - IMHO, однако, надеюсь это поможет расти и не останавливаться. Интересно посмотреть продолжение.

    • nakhimovscy
      /#23802731 / +1

      Огромное спасибо за отзыв! :) И за критику :) Я многие вещи сам вижу, но для первого раза упростил и схалявил. Мда нехорошо :) Но обязуюсь встать на путь исправления :)

  17. Darth_Biomech
    /#23802803

    В данной статье я хотел рассказать об одной технологии, которую очень редко используют в 3d графике. А зря. Это vertex color.

    Я бы не был так категоричен, вертекс колор используется весьма активно, причем не только в графике. =) Хотя лично я нахожу его более полезным как хранилище масок (в цвет их сразу три запихать можно).

    Вообще, для первой анимации крайне неплохо! Я единственное на что бы обратил внимание - шерсть на ладонях возможно сделать менее яркой, она прямо сливается с плиткой на фоне в некоторых моментах (особенно на пятой картинке заметно)

    • nakhimovscy
      /#23802935

      Благодарю за отзыв :) да конечно для масок это тоже отлично подходит