Культовые игры Dendy: три легенды девяностых +52



Для подавляющего большинства рождённых в конце 70-х и начале 80-х эра компьютерных игр началась в 90-е годы с приставок Dendy. Такое имя получил созданный по инициативе компании Steepler и идее Виктора Савюка не совсем легальный и официальный клон приставки третьего поколения Nintendo NES / Famicom, предназначенный для рынка России и других стран постсоветского пространства.

Впрочем, если бы нам сказали тогда, что Dendy — это Nintendo, мы подняли бы такого знатока на смех. Ведь «шестнадцатибитная» Нинтендо SNES в те времена была «совсем другим делом».

Японская Nintendo NES / Famicom покорила геймеров планеты ещё в середине 80-х годов, и к началу 90-х уходила в тень на фоне шестнадцатибитных платформ, SEGA Mega Drive и Nintendo SNES / Super Famicom. Однако для жителей стран, появившихся на руинах бывшего СССР, основной формой электронных игр тогда были советские ещё стационарные игровые автоматы — и карманные жидкокристаллические «Электроники».


Обычно модели ИМ-02 с волком из «Ну, погоди!», ловящим куриные яйца в корзину. Кстати, это тоже был клон Nintendo, а именно Nintendo EG-26 Egg. В исходнике тоже был волк и яйца, только в советской адаптации 1984 года главного героя переделали в любимого всеми бедолагу из главного мультсериала СССР.

Конечно, некоторые особо удачливые и продвинутые уже тогда играл в импортные приставки или ПК. Но по-настоящему массовым прорывом к компьютерным играм на подключённым к телевизорам приставкам стал 1993 год. Именно тогда нарастающими темпами в Россию и сопредельные страны пошёл поток заказанных на Тайване приставок Dendy и характерных оранжевых картриджей к ним. Если в феврале того года удалось продать 3000 приставок за месяц, то осенью тысячи приставок уходили за день, и рынок яростно требовал ещё.

Через некоторое время оказалось, что пускать рекламу с меметичным слонёнком и прилипчивым мотивом «В Денди играют все» бессмысленно: Dendy и безо всякой рекламы жаждали почти все дети. Даже если и довелось бы узнать, нам тогда было бы решительно плевать на то, что это была не оригинальная Nintendo NES / Famicom, а её не особо официальный тайваньский клон от TXC Corporation, дешёвый и заметно менее качественный. Или даже «пиратская копия пиратской копии». Мы дорвались до компьютерных игр — и нам сорвало башни.



Очень скоро прилавки магазинов и вещевых рынков заполнились бесконечным количеством оранжевых картриджей с самыми разными играми для Денди. Какие-то из них становились популярными и обсуждались везде: не только при совместных прохождениях, но и во дворах, на переменах и даже на уроках. Какие-то оставались малоизвестными и неинтересными. Но некоторые знали буквально все, кто хотя бы раз запускал эту приставку. В том числе потому, что они часто продавались в комплекте с самой приставкой как базовый картридж. А также — во множестве вариаций разной степени багованности, странности и упоротости — были непременным составляющим картриджей-коллекций вида «1001 in 1».

Их трудно назвать мегашедеврами, на Денди имелись гораздо более интересные и продвинутые игры… но только Ктулху знает, сколько бесконечных часов были убиты нашим поколением в эти мегахиты. Их образы стали культовыми и узнаваемыми в любом состоянии, и даже мелодии способны возродить в памяти те времена буквально парой нот. Не хуже запаха дешёвого пластика, из которого делались «Денди» и «Сюборы».

С тех пор прошли уже не годы, а десятилетия. Игры приобрели настолько продвинутую графику, что скриншот не всегда можно отличить от фотографии, а их разветвлённые сюжеты и персонажи успешно спорят по культурной значимости с шедеврами мировой литературы и кинематографа. Но Те Самые игры до сих пор в наших сердцах. А прежде всего — их большая троица: «Марио», «Танчики» и, так её растак, «Охота».

▍ «Марио»: Super Mario Bros


Слегка психоделичные приключения итальянского водопроводчика в мире грибов, черепах, дикобразов и хищных растений стали хитом отнюдь не только среди игроков в «Денди». Эта игра 1985 года долго удерживала титул самой продаваемой в мировой истории после «Тетриса».



И ведь, вроде бы, всё в ней просто почти до примитивности. Бегаешь, прыгаешь, ешь грибы, уворачиваешься от агрессивных кустов, ползаешь по водопроводным трубам и пинаешь черепах. Графика, даже для восьмибитной системы, незатейлива как грабли.

Но… в «Марио» играли все, часто и подолгу. И в одиночку, и с друзьями. Первый уровень многие до сих пор способны воспроизвести, а то и пройти, с закрытыми глазами. Правда, отнюдь не все при этом доходили все 32 уровня до 8-4, последнего подземелья последнего мира, и спасали ту самую принцессу.
Thank you Mario! But your princess is in another castle!
История создания «Марио» — да, с тех пор про усатого водопроводчика сделали множество игр, но «Марио» по умолчанию остался именно тот самый Super Mario Bros. — изобилует неожиданными деталями. К примеру, характерная внешность с усами, кепкой и комбинезоном, придуманная ещё для Donkey Kong, исходно не подразумевала ничего итальянского и пролетарского.

Она была изящным техническим решением: усы при слишком пиксельной графике отделяли выразительный нос от остального лица, кепка позволяла не заморачиваться с волосами, а комбинезон удачно оттенял движения рук. На выходе, действительно, получился почти стереотипный нью-йоркский итальянец рабочей профессии.


Ну а имя к персонажу прилипло из-за того, что руководитель американского филиала Nintendo повздорил из-за арендной платы с владельцем офисного помещения по имени Марио Сигейл (английское произношение итальянского Segale). Поскольку исходный персонаж Donkey Kong был не особенно позитивным, а скорее наоборот, то безымянного «Прыгуна» переименовали в Марио. Кстати, персонаж, пинающий черепах в канализации… не он ли потом стал Шреддером?

Впрочем, мы понятия не имели ни про такие детали, ни про то, что принцессу звали Пич, босса-«дракона» (на самом деле прокачанную черепаху) — Боузер или Куппа, и всё это происходило в некоем Грибном королевстве (кстати, а что в нём делал итало-американский водопроводчик, если всё это не было грибным трипом в нью-йоркской канализации?). Всё, что у нас было — это бесконечные прохождения посредством прыжков, поедания грибов и пинания черепах. И за них — большое спасибо Сигэру Миямото, придумавшему всё это безобразие.

И да, у вас тоже играет в голове одна из игровых мелодий?

▍ «Танчики»: Battle City / Tank 1990


Единственной игрой, спорившей с «Марио» по массовости аудитории и бесконечности убитого времени, были «Танчики». И не великое творение Wargaming (просто задонать!), а Battle City 1985 года от японской Namco. Собственно, «Танчики» были прямым наследником игры Tank Battalion 1980 года от той же Namco, предназначавшейся ещё для стационарных игровых автоматов. В исходной версии все вражеские танки были одинаковыми, как и исключительно кирпичные стенки.


Если «Марио» был и остаётся великим мировым хитом, то «Танчики» оказались на пике популярности именно на постсоветском пространстве. В Японии и на Западе они так и не снискали звёзд. Зато мы, пользователи «Денди», были готовы рубиться в них часами, если не сутками. Одной из причин популярности, несомненно, было присутствие Battle City или его китайского апгрейда Tank 1990 на тех же базовых картриджах и в тех же коллекциях, что и «Марио». Почти у каждого игрока на «Денди» «Танчики» были одной из самых первых игр, которые он запускал на приставке в принципе.

Всё, как и в «Марио», было очень просто. Один или два игрока управляли танками, которые должны были в каждом раунде уничтожить два десятка единиц бронетехники противника четырёх разных видов: от «просто танка» до скоростного колёсного и бронированного тяжёлого. И при этом не дать врагу поразить «штаб», изображённый в виде серого орла за небольшой кирпичной стеной.

Помимо собственно боёв с ИИ игра покоряла тем, что в ней было реализовано разрушаемое окружение. Кирпичные стены крушились обычными выстрелами как игрока, так и противника. Бетонные (выглядевшие скорее металлическими) — только после последовательной прокачки бонусами в пределах уровня. «Зелёнка», растительность, не крушилась вовсе — зато коварно скрывала танки противника и их движение. Вполне как в реальной жизни. Вода не позволяла проехать, но над ней можно было стрелять. Лёд движение замедлял.

И если бы только разрушаемое окружение! В «Танчиках» имелся встроенный редактор уровней. Чего только там не сооружалось, особенно в детской или, того хуже, подростковой компании.


Впрочем, для тех, кому не хватало обычных «Танчиков», на тех же самых картриджах обычно имелись китайское апгрейды, Tank 1990 в куче вариантов с буквенными обозначениями вида «Tank N 1990». Многие запомнили «Танчики» именно в таком виде: тут появлялись апгрейды, позволявшие «плавать» по воде и уничтожать растительность, а враги получали возможность получать собственные бонусы.
В более продвинутую, яркую и сложную Tank City при этом играли единицы.

Немногим больше были знакомы с китайскими вариантами развития идеи: Tank 1994 / Missile Tank, и Taan Hak Fung Wan King Tank / Great Tank / Super City Tank, предоставлявшие массу дополнительных возможностей и фичей: ракеты, огнемёты, буксировка бетонных заграждений и прочие радости. Возможно, не «выстрелили» они в том числе оттого, что к тому времени «Денди» уже уходили в тень значительно более продвинутых «Сега» и «Нинтендо».
Культовыми же стали именно классический Battle City и его варианты серии Tank 1990.

▍ «Утки» / Duck Hunt


В симулятор утиной охоты, безусловно, играли меньше, чем в «Марио» и «Танчики». Однако не было игрока в «Денди», который не пробовал бы играть в неё хоть раз. Всё по той же причине: она всегда была в базовых картриджах, а в стандартном комплекте «Денди» или «Сюбора» имелся световой пистолет. В исходном варианте к приставке полагался футуристичного и явно игрушечного вида NES Zapper, но в комплекте «Денди» обычно присутствовал пистолет в виде имитации какого-то реального ствола: «Беретты» 92-го семейства, «Макарова» или «Дезерт Игла». Что для постсоветских подростков было круче. Собственно, игры с использованием этого агрегата в нашем распоряжении в большинстве случаев и ограничивались той самой утиной охотой.


Игра в охоту была примитивнее граблей. В трёх вариантах игры следовало попасть из пистолета либо в одну, либо в двух уток, либо в тарелки для стендовой стрельбы. На всё отводилось лишь три выстрела. При попадании утки вполне реалистично погибали, падали в траву и их поднимал охотничий пёс (в наше время настолько явное графическое насилие над животными вряд ли пропустили бы в предназначенную для детей игру, но это были суровые восьмидесятые, тем более, всё в той же Японии). Если игрок не попадал, означенный пёс вылезал из травы и начинал мерзко ржать, скотина такая.

В отличие от «Танчиков», игра стала хитом в Японии и на Западе, и даже достигла показателей второй по продаваемости после «Марио». А вот на постсоветском пространстве я бы не назвал её сверхпопуляной именно в смысле массовости игры и затраченного времени. Играли, но не так чтобы часами и точно не так увлечённо и подолгу, как в «Танчики» с «Марио». Но её точно помнят все игроки в «Денди». Особенно долбанную и досадно неуязвимую псину.

Впрочем, возможно, так было в моём «пузыре», а другие игроки и их друзья убивали часы и сутки в «Денди» за утиной охотой тоже. Но, по моим впечатлениям и воспоминаниям, дело обстояло примерно так.


Само собой, игр на «Денди» было великое множество и кроме этой большой тройки. Десятки хитов, сотни популярных игр, тысячи игр вообще. На пике популярности платформы стены магазинов компьютерных игр были оранжевыми от бесчисленных картриджей для «Денди».

Но всё же, при всей популярности «Чипа и Дейла», «Черепашек ниндзя», «Баттлтодс» и прочих «Чёрных плащей», по меметичности и узнаваемости им равных нет. И даже великая «Контра» уступает им в этом плане.

Впрочем, возможно, я ошибаюсь?




Комментарии (34):

  1. dartraiden
    /#24342980 / +10

    На последнем изображении геймплей из Duck Tales, а не из Duck Tales 2.

  2. FrosrtZero
    /#24343254 / +20

    По мне, так боевые жабы - это вне конкуренции. Даже сейчас с удовольствием прохожу их периодически.

    • FDA847
      /#24344454 / +1

      Боевые жабы класс! Много раз их проходил тоже. Отличная игра!

      • TimsTims
        /#24344750 / +3

        По-моему, никто не приходил батлтодс дальше летающих мотоциклов...

        • FDA847
          /#24344766

          Я проходил. В конце там на космическом корабле лететь надо. Это после мотоциклов.

        • scruff
          /#24345440 / +1

          Я змей так и не прошел, пока не прочитал про чит. Но это уже на SNES было

          • tommyangelo27
            /#24348626

            Да, я тоже максимум до змей доходил. Полное прохождение только на ютубе видел.

    • ssj100
      /#24344818 / +1

      Да особенно интерсно как отличались уровни в механике.

      кстати там интересная фича была, так как у нас один джостик был всегда сломан, но игра выбиралась на двоих и если убить напарника то тебе дают его жизни

  3. TigerClaw
    /#24343278 / +7

    Мне кажется EmuGamer в своем 2,5 часовом фильме вообще закрыл тему Денди и разобрал все что можно. Там кстати интервью с Виктором Савюком (создатель Dendy), Александром Майоровым (Журнал Денди Новая Реальность) и Олегом Давидовичем (менеджер по рекламе Dendy).

    • tommyangelo27
      /#24343670 / +10

      Ещё было достаточно популярное "Проклятие серого слоника" от Kinaman.

    • durnoy
      /#24349606

      Спасибо за наводку. Посмотрел с удовольствием.

      Справедливости ради отмечу, что видео в основном рассказывает про историю Денди как бизнес. Про игры там почти ничего нет. Так что статья и видео удачно дополняют друг друга imho.

  4. MuKPo6
    /#24343368 / +3

    С пестиком ещё была игра,
    Утки называлась.
    В комплекте сразу шла,
    Нигде не продавалась.

    Метко я в неё стрелял.
    Папа гордился сыном.
    От неё весь мой криминал
    И любовь к волынам.

  5. debagger
    /#24343512 / +7

    Танки помимо того, что шли в комплекте с денди еще давали бесценный опыт командной игры. И второе, пожалуй и стало причиной их бешенной популярности. Пойти с приятелем после школы играть в марио означало что кто-то будет смотреть как другой играет. Совсем другое дело, если это были танчки. А эмоции, когда ты прикрываешь базу, а твоего боевого товарища подбили - непередаваемы!

    • chelovek-jpeg
      /#24347462

      и только относительно недавно, наконец, появился хак марио, где можно играть на двоих ОДНОВРЕМЕННО)

  6. AVX
    /#24343562 / +3

    и всё это происходило в некоем Грибном королевстве (кстати, а что в нём
    делал итало-американский водопроводчик, если всё это не было грибным
    трипом в нью-йоркской канализации?). Всё, что у нас было — это
    бесконечные прохождения посредством прыжков, поедания грибов и пинания
    черепах. И за них — большое спасибо Сигэру Миямото, придумавшему всё это
    безобразие.

    Так, я что-то не понял. А как же фильм "Супер братья Марио"? Он на игре основан или наоборот?

    Кстати, про игры с пистолетом - мне больше нравились WildGunman, где выходил бандит или двое, и по команде "Fire!" надо было их стрелять, если не успел или не попал - бандит застрелит тебя. А таймауты со временем всё меньше. И раньше времени нельзя было стрелять. Ну и разновидность, где стрельба около saloon'а - там в окнах появлялись бандиты, и вроде бы ещё и мирные граждане, которых стрелять нельзя было. Там ещё интересней.

    Кроме того, были ещё гибридные игры с пистолетом и джойстиком (кстати, а вы знали, что в тех же "утках" можно джойстиком уткой управлять? Один мог управлять, второй стрелять). Одна из гибридных, где часть нужно проходить, а часть уровней - с пистолетом - "Данди крокодил" (по фильму, да). Там и игра интересная, и отстрел врагов пистолетом реализован весьма круто. В какую-то ещё подобную играл, но не помню уже.

    P.S. картриджи всё же были в то время для нас дороговатым удовольствием, и мы ими менялись - особо хитрые вытаскивали плату из картриджа и подменяли. Доходило до того, что зарисовывали вид этих плат, и какие там игры и всё это хранили в блокноте где и всякие коды записывались. Некоторые картриджи были довольно редкими. Один помню был в кучей "крутых" и хороших игр, без повторов, около 15 штук. Так там плата около 7см высотой и с обеих сторон утыкана микросхемами была.

    • R820T2
      /#24343662 / +2

      Кстати да, WildGunman лучше уток заходил своим разнообразием - в доме, в салуне и в пустыне где-то. Из стрелялок наверное менее популярной была стрельба по тарелочкам

    • DaemonGloom
      /#24343720

      Фильм (1993) был значительно позже игр (1981 для Donkey Kong, где Марио появился впервые, 1983 для Mario Bros. и 1985 для Super Mario Bros.)

  7. Jozeph
    /#24343920 / +3

    Автор не держал в руках денди, иначе не писал бы про низкое качество и дешевый пластик

  8. Pavel1114
    /#24344218 / +1

    Когда однажды на просторах интернета встретил описание того как работает duck hunt, был приятно удивлён изяществу решения. Кажется странным, кстати, что не появилось других сколько нибудь популярных игр с этим пистолетом.

  9. engine9
    /#24344274 / +1

    Мне однажды довелось поиграть в проект Metal Mech, он поразил детализацией графики и геймплея. Я до сих пор восхищаюсь тамошними дизайнерами и аниматорами, которые умудрились такое чудо сделать. И уместить в крошечное разрешение картинки столько деталей.

    Представьте, из меха можно вылезти и бегать пешком, отстреливаясь от врагов и крыс, которые сделаны из горстки пикселей, но считываются мозгом именно как крысы из каналицазии.

    • FirsofMaxim
      /#24344682 / +1

      Ну есть еще BlasterMaster, там транспорт прокачивается, можно из него вылезать, есть отдельные уровни с боссами только для пилота. А еще там нестандартный сюжет, чтобы по-моему пройти на 4й уровень, надо вернуться в самое начало 1го, т.к. к этому моменту уже можно ездить по вертикальным поверхностям.

    • s1im
      /#24346940

      А меня точно так же поразил The Ultimate Stuntman. Это был целый винегрет из жанров, каждый следующий уровень был чем-то новым геймплейно: гонки со стрельбой с видмо сверху, стрелялка с видом сбоку, скалолазание (горы, небоскреб), полеты на дельтаплане с видом сверху и сбоку, паззлы на разминирование бомб, битвы с большими боссами, куча всего. Правда сложность была тоже довольно высокой, в детстве я ни разу ее не проходил до конца.

  10. Dark_Purple
    /#24344290 / +6

    У кого была Контра с тем все дружили )))

  11. Alexandroppolus
    /#24344878

    Обожал "Флинстоуны" (2 и 3). Но, поскольку игроком был так себе, то 3 не осилил.

  12. lifemaker
    /#24346644

    Лёд движение замедлял.

    На самом деле не замедлял, а приводил к скольжению танка, что обеспечивало проблемы, если тормозной путь находился в зоне летящих вражеских (впрочем и дружественных тоже) снарядов.

  13. ggdim
    /#24346778

    В свое время очень понравилась игра "mission: impossible" на денди. До сих пор иногда ее прохожу.

  14. amberovsky
    /#24348366

    Может кто-нибудь помнит такую игру - уже на закате славы денди был куплен картридж половинчатого размера, синий, как будто бы даже российской разработки. Вроде бы называлась "Хулиган", всё что помню так то, что много геймплея было в облаках.

    Написал про неё потому что всё было на русском - либо российская разработка либо локализация, что для меня встретилось единственный раз.

  15. kilobait3
    /#24348388

    Для меня культовыми они не были. Вот строить штаб из катушек что утащили из военной части из под носа караульных, вот это был культ.

  16. notyet
    /#24348426

    Само собой, игр на «Денди» было великое множество и кроме этой большой тройки. Десятки хитов, сотни популярных игр, тысячи игр вообще. 

    Количество официальных тайтлов не такое уж и большое - где-то говорится о 717-ти, когда The Mexican Runner проходил все игры NES - в его списке было 714 игр. На трекере встречал пак с 748 играми. В любом случае их не так много как казалось в детстве.

  17. unstopppable
    /#24349608

    Rockin cats и Jurassic park были бомбой)