Немного о влиянии СДВГ на психику родителей +9


Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это такое состояние, делающее невозможным или очень трудным: планировать свои действия и действовать в соответствии с планом. С возрастом это состояние, как правило, проходит … но каждый десятый родитель может столкнуться с проблемами успеваемости у своего ребенка. 

Основное внимание в практической части статьи уделю влиянию на психику родителей первых появившихся признаков СДВГ у ребенка, немного опишу  дальнейшее взаимодействие с родителем  ребенка, после начала влияния СДВГ на успеваемость в школе.

Статью традиционно начну с теоретической части: Немного про признаки СДВГ, основы лечения за рубежом, в успехах отечественного здравоохранения  вкратце отмечу когда и почему следует рассмотреть эмиграцию.

Введение: признаки СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется невнимательностью, импульсивностью, отвлекаемостью, беспокойством и дефицитом исполнительных функций. В связи с нечеткостью диагностических критериев в разных странах распространенность СДВГ колеблется от 1 до 30%. Наиболее критичным в постановке диагноза является нарушение обучения или социальных функций.

Диагностические критерии СДВГ с преобладанием невнимательности 6 из 9 симптомов:

  • легкая потеря фокуса

  • невнимание к деталям

  • невнимание к собеседнику

  • легкая отвлекаемость

  • трудности с завершением задания

  • избегание заданий, требующих поддержания внимания

  • забывчивость

  • потери вещей

  • сложности в организации материалов и личных вещей

Диагностические критерии СДВГ с преобладанием гиперактивности 6 из 9 симптомов:

  • неусидчивость

  • ерзанье

  • бег

  • карабканье

  • чрезмерная говорливость

  • невозможность дождаться своей очереди

  • прерывание других

  • невозможность тихо сидеть

  • чрезмерная суетливость

Также может быть смешанная форма. Симптомы имеют тенденцию уменьшаться с возрастом. На МРТ может быть: уменьшенный объем префронтальной коры, мозолистого тела, бледного шара, мозжечка, хвостатого ядра - но по МРТ никто диагноз не ставит. С возрастом и при лечении психостимуляторами ( запрещенными в РФ) отмечается восстановление мозговой ткани. По данным позитронно эмиссионной томографии лечение [роскомнадзор] вызывает нормализацию мозговых функций.

У 60% детей заболевание переходит в подростковый возраст, с началом полового созревания начинает максимально убывать гиперактивность, умеренно снижается импульсивность и очень плавно снижается невнимательность. Мальчики с высоко выраженной импульсивностью и деструктивным поведением во взрослом возрасте скорее всего будут страдать от полинаркомании и антисоциального поведения.

Эпидемиология.

Занимается изучением распространенности, вариантов,  коморбидности, долгосрочных эффектов лечения - сталкивается с серьезными трудностями ввиду сложностей диагностики, требующей собирать данные о ребенке из нескольких источников и отсутствием опоры на лабораторно-инструментальные исследования. Дополнительных трудностей добавляют постоянные обновления диагностических критериев.

Распространенность СДВГ больше в странах использующих DSM критерии по сравнению с МКБ. Соотношение мальчиков к девочкам от 2 к 1 у мягких форм, до 9 к 1 у форм требующих стационарного психиатрического лечения. При заболевании мальчикам свойственно более разрушительное поведение. Большая распространенность связана с мужским полом, бедными семьями, молодым возрастом. Симптомы как правило уменьшаются с возрастом.

Этиология.

Основная причина развития СДВГ генетическая. Заболевание весьма сильно наследуется, но  конкретные гены его вызывающие отсутствуют. Прослеживается значительная корреляция между поломками генов кодирующих: рецепторы нейромедиаторов, переносчики нейромедиаторов и ферменты участвующих в синтезе и распаде нейромедиаторов. Эти гены расположены в самых разнообразных локуса хромосом.

Также симптомы СДВГ вызываются: нарушением баланса тиреоидных гормонов, отравлением тяжелыми металлами, приемом некоторых антиконвульсантов и дефицитом витамина Д.

Альтернативное мнение.

Диагноз СДВГ и его лечение ставится под сомнение многими врачами и учеными. Кто то не верит, что это заболевание существует, кто то критикует общепринятые методы лечения. Кто то считает, что врачи-убийцы пытаются объяснить совершенно нормальное поведение ребенка якобы генетически обусловленным психиатрическим заболеванием.

Лечение СДВГ за рубежом.

В предыдущей статье по СДВГ давался совет: при появлении первых признаков СДВГ у вашего ребенка рассмотрите возможность эмиграции, иначе в старости ваше чадо превратит вашу жизнь в ад. Я с этим частично не согласен, все таки первым рубежом обороны в борьбе с заболеванием является воспитание: это признается западными учебниками по психиатрии и особо не практикуется у нас.

Когда повлиять воспитанием на ребенка оказывается не реально, Там начинают с препаратов из группы психостимуляторов в качестве монотерапии. В исследованиях: от краткосрочных до 2х летних показано преимущество психостимуляторов над поведенческой терапией, однако с другой стороны заявляется, что три четверти детей с СДВГ можно вести безмедикаментозно.

Когда все психостимуляторы перепробованы и удовлетворительный эффект не достигнут, Там советуют пересмотреть диагноз или назначить препараты off label: СИОЗС, МОАИ, бупропион( препарат запрещен к ввозу в РФ). Антипсихотики несмотря на хорошую доказательную базу, в связи с большими рисками и не впечатляющими эффектами, рассматриваются только как последнее средство.

Лечение СДВГ в России.

Если взглянуть на топ выдачи google по запросу сдвг: где на 2 месте сразу после википедии, перед всеми московскими клиниками - сайт министерства здравоохранения Израиля … то закрадывается мысль, то что-то с лечением в нашей стране не так. 

И действительно препаратами выбора русских врачей в этом случае являются фуфломицины, хотя по отзывам родителей они ими довольны от 30 до 60% случаев - тут чуйка тоже шепчет мне, что медицинская статистика здесь сильно хромает. Как опишу дальше 3 из 5 взрослых невролога практически не сталкивались с диагнозом СДВГ - ни у своих детей, ни у детей знакомых, близких - это при том, что в некоторых странах диагноз ставиться, чуть ли не 10% детей.

Фуфломицины в сравнении с психотропами.

Когда вам врач упорно продолжает назначать фуфломицин, то обычно это может означать 3 вещи:

  • Лечить у вас нечего.

  • Лечить вас нечем.

  • Это такой тонкий намек - поменять доктора.

Я тут не призываю к легализации довольно серьезных веществ. Нужно понимать, что перед этим стране нужно решить целый пласт социальных, экономических, медицинских, полицейских, политических и прочих проблем. И это процесс может занять не одно десятилетие.

Ну а пока, если у ребенка не удается наладить поведение и успеваемость воспитательными методами - остается только ждать пока его мозг в достаточной мере созреет. Если изменения поведения пошли критические, то остается: либо рассмотреть эмиграцию в страны где есть легальный доступ к более эффективным препаратам с максимальной доказательной базой, либо пожертвовать интеллектом ребенка и развитием его мозга в угоду нормализации поведения. У антипсихотиков хорошая доказательная база, но в случае СДВГ западные врачи предпочитают связываться с ними в последнюю очередь, когда уже перепробованы уже все препараты 1 го ряда и некоторые препараты с сомнительной эффективностью. Российским же врачам только остается …

С чего началась статья.

Весьма неожиданно на работе, без особых причин знакомая со мной попыталась разругаться. Другую бы сразу послал лесом, но эта сделала для меня весьма много, когда я сильно болел и я сильно заинтересовался причинами происходящего.

Осторожный расспрос: 

  1. Муж? - Как всегда … (нехороший человек). Вначале пропускаю мимо ушей, то что он совершенно не помогает с воспитанием дочери … но он уже 8+ лет как такой.

  2. Родители? - Все спокойно.

  3. Чем занималась? - До полуночи уроками с младшенькой - Ага возможная причина?

Как оказалось до и в период ковидных ограничений знакомая тупо делала сама всю домашнюю работу дочки, получала пятерки … а тут дочку стали спрашивать в оффлайне и она хватает 2ки - потому что ничего не понимает, потому что почти ничего не получается ей объяснить. Силы знакомой уже на исходе, эффектов от приложенных усилий нет. Она жалуется на то, что дочка невнимательная настолько, что не понимает школьных заданий и приступает к их выполнению совсем не в соответствии с заданиями. Также девочка несколько эмоциональная, не в состоянии самостоятельно завершить большинство заданий.

Я : вам бы втроем с мужем, с дочкой к хорошему семейному психотерапевту сходить …

Знакомая: Муж считает себя полностью здоровым и не видит никаких проблем в успеваемости дочери.

Я: Ну тогда своди дочь к нейропсихологу

В поисках специалиста:

Поиски специалиста, ожидание его приема занимают некоторое время: знакомая уже переругалась с половиной женского коллектива на работе, у нее пошли истерики, плач по незначительным поводам. Я задумался, может какую зацепку даст детский невролог, но в силу борьбы с диагнозом ВСД\НЦД у педиатров:

Руководство\эксперты: если вы ставите ребенку НЦД - то вы просто не хотите вникать в его состояние!!!

На смену ВСД, пришел диагноз РЦОН: под него также можно подвести почти любой симптом, после такой диагностики достаточно назначить любой фуфломицин. Эффектов от которых знакомая, кстати, совершенно не замечает.

За советами к взрослым неврологам:

Ну если проблемы с успеваемостью у ребенка при сохранном интеллекте - ближайший диагноз СДВГ. Пораспрашивал о ситуации у 5х взрослых неврологов: 3е практически не сталкивались с СДВГ у близких. Один посоветовал отправить знакомую к хорошему гинекологу: да влияние дисбаланса половых гормонов на психику и поведение - это тема отдельной статьи, но я в гинекологии и эндокринологии не силен. Вторая невролог сказала: “Тут прежде всего нужно полечить маму” … почему-то теми же фуфломицинами.

Нейропсихолог:

“У вас абсолютно нормальный ребенок” - но тогда, что ему мешает абсолютно нормально учиться???

Тем не менее знакомая стала платить нейропсихологу за развивающие занятия\игры с ребенком.

Осмотр ребенка:

Ничего не дал. С СДВГ дети чаще стесняются незнакомых дядь и теть, тут намного больше роляет опрос родителей, преподавателей, тренеров и тп. Ребенок сидит уткнувшись в телефон, беседу и зрительный контакт не поддерживает. Намного больший результат дал осмотр личных комнат сестер: одним словом хаос и полная неспособность держать личные вещи хотя бы в относительном порядке.

Моем мозг:

Хоть диагноз и не верифицирован … но кто сказал, что правильным воспитанием можно решать только проблемы СДВГ?

Втираемся в доверие:

Не заполнишь ли за меня за небольшую денежку тот дурацкий отчет?

  1. Знакомая внимательно читает инструкции и постоянно переспрашивает, что заполнять в каждом пункте - Кому собственно пойдет денежка за отчет??? Перечитай задание и попытайся заполнить самостоятельно.

  2. При оценке одного из факторов от 1 до 3 ставит 4. - Внимательно прочитай инструкцию!!! Ошибки не находит - приходится исправлять и начинать сначала.

  3. При оценке следующего фактора от 1 до 5 ставит 7 - Все тоже, что в пункте 2.

  4. При комплексной оценке факторов в следующих вопросах, начала агрегировать факторы по сумме: Внимательно перечитай задание!!! Ничего не поняла - Ты не находишь, что при таком задании уместнее агрегировать по MAX? Что такое агрегация??? - Понятно, просто поставь галочки интуитивно.

  5. После 30 страниц отчета: А что за вопросы такие дурацкие пошли? Их точно обязательно заполнять? - Знакомая крайне астенезировалась на 33% отчета и вести дальнейшее заполнение совершенно не в состоянии …

Соответственно, задаю ей вопрос:

Собственно, что ты ожидаешь от фуфломицинов, когда ты вся в дочку, такая же невнимательная???

Напару с нейропсихологом:

  1. Ну если ты мне не доверяешь, то прислушайся к нейропсихологу: совершенно ни к чему просиживать с дочкой до полуночи с уроками, разделяйте ответственность, пусть она сама делает домашние задания, а ты только контролируй.

  2. Развивающие игры, конечно, хорошо - но для комплексного развития мозга очень полезны занятия на мелкую моторику: запиши дочку в какой-нибудь кружок.

  3. Если не получается самостоятельно объяснить материал ребенку - пусть этим займутся профессиональные репетиторы.

  4. Нет ничего страшного, в том что ребенок останется на второй год: с одной стороны мозг может достаточно созреть, чтобы начать усваивать школьную программу, с другой - она девочка, армия ей не грозит, да и муж даже не рассматривает возможность получения младшей дочкой высшего образования.

К вопросам дисциплины:

Я не раз наблюдал к чему ведут гиперопека, низкие академические успехи, отсутствие производственной практики: ребенок сидит на шее у родителей, нигде не работает или перебивается случайными заработками. Поэтому важно потихоньку приучать таких детей к низкоквалифицированному  труду - это такой резерв на будущее, если с карьерой не заладиться.

Я тут не говорю, что все свободное время ребенка, не занятое уроками нужно посвящать работе по дому - это может очень негативно повлиять на семейные отношения. Но 15-30 минут, 2-5 раз в неделю - с одной стороны весьма прививают дисциплину ребенку, с другой стороны мама не чувствует себя брошенной один на один с домашними хлопотами, что в свою очередь снижает ее конфликтность.

Знакомая конечно не поверила в себя, в то, что сможет заставить чего-то делать дочек в силу своей мягкости характера - но как говориться вода камень точит.

Предварительные результаты:

Девочка в школе сразу нахватала много двоек, но у знакомой на работе прекратились плач, истерики, конфликты. Женская половина коллектива, конечно, стала напоминать разворошенный серпентарий, все друг с другом разругались. Коллеги разбились на мелкие группы по интересам в 2-3 человека. Все перестали отмечать отпуска, дни рождения на работе. Но знакомую, в силу мягкости ее характера, никто не задирал.

Она отменила занятия дочки с нейропсихологом, сосредоточившись на репетиторах и бисере. Кое как помаленьку стала привлекать дочек к домашнему труду.

Выводы:

Как бы вы не упахивались на работе, проявляйте иногда чуть больше чуткости к своей второй половинке - далеко не все семейные проблемы удастся решить деньгами.

Если доктор продолжает упорно вам назначать фуфломицины, то лечить, скорее всего, либо ничего, либо нечем. Никакой доктор, ценящий свое время и\или место, не заявит вам: “вместо того чтобы пичкать ребенка таблетками, вам бы самой полечиться не помешало” или “вместо таблеток лучше учитесь правильно воспитывать ребенка”

С другой стороны психотропные препараты крайне неоднозначно действуют на детский мозг. Они могут вызвать совершенно другие эффекты и ощущения у ребенка по сравнению со взрослыми. И всегда нужно все тщательно взвесить и лучше проконсультироваться с несколькими хорошими специалистами прежде чем принять решение: дожидаться ли пока детский мозг созреет или начать встревать в его развитие психотропами. 

Упражнения на мелкую моторику эффективны как в плане развития мозга у маленьких девочек, так с сохранением знаний и у полудементных дедушек. Бисер, вышивка, рисование, лепка, моделирование - лишь бы душа лежала к регулярным занятиям, пока остаются разрешимые проблемы с цнс.

Немного дисциплины и чуть более спокойный микроклимат в семье весьма способствуют академическим успехам ребенка.

Попытка самостоятельно подтянуть ребенка сразу по всем предметам, особенно, без профильного образования и с отсутствием у родителя академических успехов в прошлом может привести, в прямом смысле этого слова - к плачевным результатам.

Интеллект как и здоровье наследуются: никто не делает из хилого, часто болеющего ребенка профессионального спортсмена. Поэтому, если один из родителей не сотрудник НИИ или профессор, то вряд ли стоит сидеть с ребенком допоздна с уроками - детские игры и общение со сверстниками играют не меньшую роль в развитии мозга, чем домашние задания.

Текущие результаты:

У знакомой полностью прекратились конфликты, истерики и  плач на работе - конечно остался еще целый ворох семейных и житейских проблем, но без них ей, похоже, никуда.

Девочка, конечно, поначалу нахватала много двоек, но следующую четверть заканчивает с одной 3кой и отставание на второй год ей больше не грозит. Трудно сказать что больше помогло: репетиторы, привитие дисциплины, взятие на себя ответственности за домашние задания, развивающие игры с нейропсихологом, занятия на мелкую моторику, более спокойная обстановка в семье - наверное, подействовало все вместе, в комплексе.

Таким образом, на одних фуфломицинах (а, наверное, можно было бы и без них), без прибегания к серьезным психотропным препаратам, внеся значительные  коррективы в систему воспитания, вполне реально нивелировать влияние мягких форм СДВГ и некоторых иных не классифицируемых форм, затрудняющих обучение,  на успеваемость ребенка.




Комментарии (33):

  1. Javian
    /#24363254

    Муж? - Как всегда … (нехороший человек).

    Ну так в прошлой статье было написано что СДВГ наследственное.

    • marimero
      /#24363274

      Так глубоко в исследованиях вопросов наследования я не заходил, по рассказам жены обычный работяга, хорошо зарабатывает, но так упахивается на работе, что на семью почти не остается времени.

      • Javian
        /#24363326

        Логически это выглядит так согласно предыдущей статье - с возрастом это проходит, особенно если он все время находился в хорошем коллективе (сейчас с этим сложно - нет дворов, нет дворовых игр, нет детских толп где ребенок может адаптироваться).

        Т.е. жене следовало бы сначала узнать у свекрови каким был муж в детстве.

        • marimero
          /#24363338

          Бабником, гулял много и также хорошо зарабатывал

          • Javian
            /#24365234

            интересное у него детство в детском саду проходило

            • marimero
              /#24365538

              ой я подумал, что вы спросили про мужа свекрови

              У меня нет данных про детство мужа знакомой

              • Javian
                /#24369716

                Я предположил, что муж в детстве был точно такой же, а потом адаптировался и только некие особенности поведения остались, чем раздражают жену, но она не понимает что это.

  2. WerkEng
    /#24363272

    "Если взглянуть на топ выдачи google по запросу сдвг..." Делать выводы на основании рейтинга выдачи поисковика - это, конечно, уровень.

  3. Breathe_the_pressure
    /#24363344 / +1

    Такие симптомы у 80%-90% детей. Это так можно всем СДВГ поставить.

    • marimero
      /#24363366

      Ну скорее всего, до 30% детей - как я писал критерии диагностики очень не точные и многими оспариваются

  4. neword
    /#24363376 / +3

    кстати, тест на СДВГ : https://michaelbach.de/ot/mot-mib/

    нужно сосредоточить внимание на центральном кружочке так сильно, что желтые кружочки исчезнут. если не получается - у вас проблемы с концентрацией, вам надо принимать меры :)

    • Dolios
      /#24364858 / +2

      А если желтые кружочки сначала исчезли довольно быстро, но потом стали рандомно появляться и исчезать опять?

      • neword
        /#24364934

        «Первая из десяти стадий, ведущих к достижению cамадхи, называется направленная внимательность. Ориентиром достижения этой стадии является простая способность удерживать свою внимательность на выбранном объекте медитации хотя бы на секунду или две. Если вы попытаетесь обратить свою внимательность на сложный объект, такой как совокупная визуализация, достижение этой стадии может занять дни или недели. Но если выбранным вами объектом будет свое дыхание, вы сможете достичь этой стадии прямо с первой попытки.»

        Тоесть, у вас не клиника :)

        «Одним из первых ориентиров прогресса в практике cамадхи является просто то, что вы начинаете замечать, насколько хаотичны наши мысли. Мы пытаемся оставаться внимательными, но довольно быстро "теряем мысль", и скатываемся в рассеянность. Те люди, которые никогда не сидят спокойно и пытаются при этом сфокусировать свои мысли, вполне могут пребывать в иллюзии, что их ум и спокоен и собран. И только тогда, когда мы попытаемся на несколько минут подряд направить внимательность на единственный объект, становится по-настоящему очевидным, насколько наша внимательность является турбулентной и фрагментированной. С буддистской точки зрения, нетренированное состояние ума страдает от дефицита внимательности и гипервозбудимости; оно не может нормально функционировать и эффективно оперировать понятиями.

        Подобно дикому слону, неукрощенный ум может нанести огромный ущерб и самому себе и окружающим вас. В дополнение к колебаниям между дефицитом внимательности (когда мы остаемся пассивными) и гипервозбудимостью (когда мы активно действуем), обычный, нетренированный ум навязчиво извергает токсичный поток блуждающих мыслей, затем одержимо зацикливается на них, увлеченно выдавая одну историю за другой. Расстройством AD/HD и одержимостью/навязчивостью страдают не только те, которым поставлен диагноз психического нездоровья, нормальный ум тоже склонен к такому разбалансу, и как раз потому нормальные люди часто и испытывают такие психические расстройства! Такие нарушения являются характерными признаками несбалансированного состояния ума.

        Эти две дисфункциональный тенденции похоже является свойственными состояниями ума от природы. Его гиперактивность характеризуется возбуждением, беспокойством и отвлечением внимательности, тогда как недостаток внимательности характеризуется слабостью, тупизной и склонностью ко сну. Когда наши умы подергаются этим диспропорциям, мы перестаем контролировать то, что происходит в наших умах. Мы можем верить в свободу своей воли, но вряд ли ее можно считать "свободной", если мы не сможем направлять свою внимательность. Никакому философу или ученому не нужно убеждать вас в том, что ваше поведение далеко не всегда руководствуется свободной волей — это становится очевидным, как только мы попытаемся удержать свою внимательность на выбранном объекте.»

    • ReadOnlySadUser
      /#24365692

      На экране телефона это довольно тяжело сделать) Если все три жёлтые точки и исчезают, то на доли секунды. На телефоне мне удалось добиться стабильного эффекта, чтобы пропадало только 2 из 3.

      • neword
        /#24366090

        не важно на каком устройстве запускать такой тест. и ваш результат вполне нормальный для текущей современности. но если вы хотите достичь высот в своих устремлениях — тренируйте внимание и сосредоточенность. эти скиллзы хорошо поддаются тренировке, особенно ежедневной. бывает что нет-нет, а потом р-раз и получится. сейчас, на мой взгляд, в связи с перегруженностью внимания информацией, это типа "гигиена" внимания какбы. иначе — кариес :)

  5. Cryvage
    /#24363524 / +5

    Как оказалось до и в период ковидных ограничений знакомая тупо делала сама всю домашнюю работу дочки, получала пятерки … а тут дочку стали спрашивать в оффлайне и она хватает 2ки — потому что ничего не понимает, потому что почти ничего не получается ей объяснить.

    То есть, на протяжении длительного времени, ребёнок не делал домашних заданий (по сути, забивал на учёбу). Стоит ли, после этого, удивляться плохой успеваемости или непониманию материала? Ну и разумеется, когда у человека ничего не получается, у него, так же, будет и проблема с мотивацией. Без мотивации, труднее сохранять концентрацию. Ну и т.д.
    По поводу СДВГ, правильно ли я понимаю, что основная сложность диагностики в том, что по внешним проявлениям оно схоже с обычным отсутствием мотивации к учёбе/работе? Непоседливый ребёнок, который не любит учиться или убираться в комнате, а хочет, вместо этого, играть и развлекаться — это для меня звучит, как… обычный ребёнок. Не должно ли быть так, что у человека, с ярко выраженным СДВГ, вообще не будет интересов и хобби, которыми бы он увлекался глубоко? Этакий, казуал по жизни, который ни в чём не шарит? Моя логика исходит из того, что глубокое изучение чего угодно, всегда требует усердия, не зависимо от тематики. Если человек, скажем, хорошо знает, хотя бы, одну тему, о которой может с упоением говорить часами, означает ли это, что у него нет СДВГ, просто интересы, возможно, расходятся с тем, что в обществе считается полезным? Например, человек плох в учёбе, не может себя заставить делать домашние задания, не любит составлять отчёты на работе, но при этом, знает наизусть все созвездия или в совершенстве изучает и абьюзит правила любой игры, в которую играет? По идее, с диагнозом СДВГ, успех, даже в хобби, должен быть весьма трудно достижим? Особенно чётко это должно прослеживаться, если хобби такое, что позволяет сравнить успехи с другими людьми. Или эффект СДВГ, всё же, более избирателен? Если да, хотелось бы понять, по какому критерию.

    • marimero
      /#24363616 / +1

      Более развернутые клинические критерии с википедии:

      Невнимательность

      1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности (например, пропускает детали, работа неточная).

      2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр (например, с трудом остаётся сосредоточенным во время лекцийразговоров или длительного чтения).

      3. Зачастую производит впечатление неслышащего обращённой к нему речи (например, кажется умственно отсутствующим без какого-либо очевидного отвлекающего фактора).

      4. Часто не следует инструкциям и не завершает школьные задания, обязанности или рутинные операции на рабочем месте (например, начинает задания, но быстро теряет фокус и легко отвлекается).

      5. Часто испытывает сложности в организации заданий и иной деятельности (например, с трудом справляется с последовательными заданиями; затрудняется хранить материалы и личные вещи в порядке; работает беспорядочно, неорганизованно; плохо распоряжается временем; не соблюдает установленные сроки).

      6. Обычно стремится избегать заданий, требующих длительного умственного напряжения (например, школьной и домашней работы; для старших подростков и взрослых — подготовки отчётов, заполнения формуляров, реферирования длинных статей).

      7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, школьные материалы, карандаши, книги, инструменты, кошелькиключи, документы, очкимобильные телефоны, зонты, перчатки, кольца или браслеты, которые снял на время).

      8. Зачастую легко отвлекается посторонними раздражителями (у старших подростков и взрослых оными могут быть иррелевантные мысли).

      9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях (например, при выполнении домашних обязанностей и поручений; старшие подростки и взрослые забывают перезвонить, оплатить счета, прийти на назначенную встречу).

      Гиперактивность и импульсивность

      1. Зачастую беспокойно двигает или отбивает ритм кистями или ступнями, или сидит извиваясь.

      2. Часто покидает своё место в ситуациях, когда это не приветствуется (в классе, в офисе или ином рабочем помещении, а также в иных ситуациях, требующих усидчивости).

      3. Часто носится вокруг или куда-то карабкается в ситуациях, когда это неприемлемо. (Примечание. У подростков или взрослых непоседство может внешне не проявляться.)

      4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

      5. Часто суетится как заведённый (например, для него невозможно или дискомфортно в течение длительного времени спокойно сидеть в ресторанах, на совещаниях; может восприниматься другими как беспокойный, с кем трудно контактировать).

      6. Часто проявляет чрезмерную говорливость.

      7. Часто отвечает до того, как вопрос задан до конца (например, завершает предложения людей, не может дождаться поворота в разговоре).

      8. Обычно с трудом дожидается, когда наступит его или её черёд (например, в живой очереди).

      9. Часто перебивает или вторгается к другим (например, встревает в разговоры, игры или дела; может начать использовать вещи других людей, не спрашивая или не получая разрешения; у подростков и взрослых — может вторгаться в то, что делают другие).

      О диагнозе СДВГ речь обычно заходит, когда необходимо обращение к специлистам из-за критического уровня невнимательности или гиперактивности, например: все идет к тому, что ребенок останется на второй год или ребенком заинтересовался отдел полиции ПДН

      • vassabi
        /#24363846 / +1

        О, перечитал списки - можно смело записываться в СДВГ! :)

        Но я вроде социально адаптированный (судя по работе, финансам и семье - коллеги и жена только иногда просят перестать разбрасываться и сконцентрироваться на чем-то одном), поэтому мне это все не жмёт.

        А вот у детей такое конечно расстраивает (в смысле - перспективы их социальной адаптации)...

        • marimero
          /#24363918

          К счастью с возрастом адаптационные в этом плане только нарастают

        • fpir
          /#24363978 / +1

          +1

          Видимо, это из серии любимых симптомов психологов - "иногда вам кажется, что вас окружают идиоты?"

          • vassabi
            /#24364268 / +4

            я в такие моменты вспоминаю фрагмент из книжки Э.Успенского из своего детства "25 профессий Маши Филипенко" :

            записка про улучшательницу Машу Филипенко

            Глубокоуважаемый тов. Баринов!

            Улучшательница Мария Александровна Филипенко вполне прилично знает русский язык. Она знает и помнит все правила и исключения. Я не шучу. Если вы хотите в этом убедиться, проведите любой диктант. Но следует делать это в особо затемнённой комнате. С хорошей звукоизоляцией. Чтобы не рассеивалось внимание обучаемой и не было отвлеканий во все стороны и по любому поводу. И ещё. Следует выдавать сотрудникам, работающим с М. А. Филипенко, чугунное ядро, для привязывания к ноге обучаемой. Чтобы хоть немного сузить радиус её скакания и прыгания во время занятий.

            Ядра следует часто менять. Потому что ввиду особой подвижности этого ребёнка они будут быстро изнашиваться.

            Ваша товарищ Жбанова

      • george_vernin
        /#24363856 / +1

        Критерии настолько обще-описательные и специфичные для отдельных сообществ , насколько возможно. Все же стоит быть максимально аккуратным с диагностикой по внешним проявлениям. Википедия это хорошо - но только как общая информация

        • marimero
          /#24363928 / +1

          Честно говоря, если сравнивать с англоязычными учебниками по детской психиатрии, которые я перерыл, пытаясь разобраться в ситуации ... критерии диагностики приведенные в википедии выглядят весьма недурственно, я бы даже сказал отлично

  6. george_vernin
    /#24364124 / -2

    Некоторые уже отметили что в данном случае есть вопросы с постановкой диагноза. Соглашусь с этим

    Конечно трудно судить исключительно со слов стороннего человека, но "мягкие формы" СДВГ выглядят в данном случае сомнительно. Без диагноза специалистов , подтвержденных тестов итд. Много спорных и натянутых моментов.

    Все же это все это сильно противоречит научному методу и текущим знаниям о СДВГ.

    Напомнило мне вашу статью о коррекции шизофрении медитацией. Тоже очень и очень спорно

    На хабре была неплохая статья - https://habr.com/ru/post/419689/

    • marimero
      /#24364228

      Согласен, многое спорно. Но это психиатрия и вы сильно переоцениваете специалистов. Сколько было случаев: этот стрелок - шизофреник говорят лучшие врачи города, его везут в другой город - там лучшие заявляют этот убийца психически здоров.

      Или ложат в стационар с психозом ведут как шизофрению, выписывают лечение не помогает, новый психоз в стационаре уже ставят шизофрению, снова выписывают - лечение не помогает: идут амбулаторно к въедливому психиатру, тот ставит диагноз БАР и лечение начинает помогать ... пока пациентка не бросает таблетки.

      Подтвержденные тесты в психиатрии??? Да почти все психиатры клали на них болт, если не надо прикрыть свою задницу или надавить на комиссию экспертов.

      У девочки было что-то похожее на СДВГ, помогло что-то похожее на предлагаемое при ведении детей с СДВГ ... останься девочка на второй год - продолжили бы водить по специалистам, может быть, один из 5 или 7 поставил бы диагноз СДВГ, что бы это поменяло?

    • marimero
      /#24367482

      Все же это все это сильно противоречит научному методу и текущим знаниям о СДВГ.

      Чем противоречит?

      На хабре была неплохая статья - https://habr.com/ru/post/419689/

      Если бы вы повнимательнее ее прочитали, то заметили, что автор не считает психиатрию наукой ... и на мой взгляд наукой она станет еще не скоро

      • george_vernin
        /#24369658

        Чем противоречит?

        Научный метод предполагает верификации. Любая гипотеза проверятся тщательными проверками. Проверки эти специфичны для области деятельности и проработаны годами. В случае подозрений на СДВГ можно было бы понаблюдаться у нескольких специалистов, провести анализы исключающие другие диагнозы и подтверждающие этот. Об одном из примеров анализов - в статье по ссылке ниже.

        Противоречия с научным методом, еще в том - что "стало легче" , "конфликты прекратились" , "немного повысилась успеваемость" - причина это могла быть любой, в том числе и несколько причин.

        Противоречит текущим знаниям ( наблюдениям) о СДВГ . В большинстве случаев коррекция и адаптация требует многие годы. Волшебной таблетки вроде простых советов по воспитанию тут нет..

        Если бы вы повнимательнее ее прочитали, то заметили, что автор не считает психиатрию наукой ... и на мой взгляд наукой она станет еще не скоро

        Я внимательно читал и хорошо знаком с мнением автора. Он частично раскрывает его в другой статье ( по ссылке ниже)

        Он считает, что психиатрия это не совсем такая наука ( в том смысле ) в каком химия или физика микрочастиц Хотя и они в былое время - лет 400 назад были алхимией. Психиатрия , как многие другие области медицины - прежде всего прикладная область деятельности. Которая появилась как необходимость - для лечения болезней и коррекции острых состояний . За 100-150 лет накопилось много данных. Методы стали совершенствоваться. Складываться в научную концепцию , с проверками двойным слепым методом, итд. Это если говорить о науке в целом. Как это работает и делается в развитых местах - ведущих клиниках итд.

        Если говорить о ее применение где-то в глубинке или у неквалифицированных специалистов - то впечатление будет конечно же как о "шаманизме". Тут же скатимся в яму обсуждений ужасных неправильных диагнозов, взимания денег, и прочего.

        В современный психиатрии острых проблем с постановкой диагноза сейчас нет. Уже лет 20-30. Если проблемы с тем - как лечить, адаптировать итд.

        Если диагноз "похоже на что-то , но не ярко выражено", то это скорее всего не диагноз.

        Приведу ссылку на вторую статью , где немного про диагностику, научный метод , и почему СДВГ не победить простым советом родителям

        https://habr.com/ru/post/412199/

        Там картинка ( в начале статьи) немного намекает на диагностику..

        • marimero
          /#24370332

          понаблюдаться у нескольких специалистов

          Недоступно и экономически нецелесобразно.

          провести анализы ...подтверждающие этот

          В природе и по ссылке ниже такие анализы отсутсвуют.

          В большинстве случаев коррекция и адаптация требует многие годы

          В большинстве, но не в этом случае, тут неполная адаптация заняла 2-4 месяца, правда в зависимости от того, что считать адаптацией как таковой.

          Все таки с вами соглашусь, научного подхода здесь явно не хватает, но на то это и глубинка: нужных специалистов нет, как нет ни желания ни финансовой возможности продвигать науку

           Складываться в научную концепцию , с проверками двойным слепым методом

          Не все можно проверить двойным слепым методом.

          В современный психиатрии острых проблем с постановкой диагноза сейчас нет.

          Частично не согласен, существуют диагнозы где у специалистов большой разброс мнений, которые невозможно подтвердить инструментально

  7. sundmoon
    /#24364852 / +1

    С возрастом это состояние, как правило, проходит …

    Проходит гиперактивность, дефицит внимания остаётся. Кстати, умные врачи в конце XXв. выписывали таким взрослым сиднокарб - доморощенный советский аналог риталина/аддералла.

    Да сдохнет же в преисподней "наркоконтроль", до основания зачистивший поляну от эффективных медикаментов.

    • Dolios
      /#24364862 / +1

      Мне года 4 назад сироп от кашля прописали. Обошёл десяток аптек, нигде его не было и провизоры на меня странно смотрели. В 11 аптеке я не выдержал и выругался, после чего провизор меня начала расспрашивать, зачем оно мне надо и кто его назначил и, в конце концов, рассказала, что сироп я не куплю нигде, т.к. его бутылками пьют наркоманы, из-за чего его перестали продавать..

      • marimero
        /#24365104 / +1

        Да в детстве кодеинчик в аптеках был от кашля - его упаковку сразу навернешь и весь день больше никакая простуда тебя не беспокоит

        • tvr
          /#24365680 / +1

          Одна таблетка — от кашля, пачка — от всего :))