Все самые крутые решения в моей жизни — импульсивные. Как я стал senior-разработчиком в 17 лет +20


Привет! Меня зовут Жан, мне 17 лет, я senior Java-разработчик в Beeline Казахстан и ученик 11 класса (из 12-ти) Назарбаев Интеллектуальной школы (НИШ) физико-математического направления в Алматы. 

Да, всё верно, я ещё учусь в школе.

В статье расскажу свою историю и дам несколько рекомендаций школьникам, которые хотят начать программировать, и их родителям. 

Я полюбил компьютеры ещё в детстве. Играм на улице предпочитал игры на своем новом ноутбуке. Любовь любовью, но о программировании я совсем ничего не знал и считал какой-то магией. Всё изменилось, когда я поступил в НИШ в 7 класс. Там я узнал про олимпиадный резерв по информатике, загорелся желанием попасть туда и пошел на отбор. 

У меня всегда были проблемы с логикой и логическими заданиями, поэтому я успешно… провалил вступительные испытания. Это не остудило мой пыл, поэтому я попросил учителя взять меня в резерв и заверил, что буду заниматься. Учитель в меня поверил, и так я начал изучать свой первый язык программирования — С++.

Олимпиады по программированию: участвовать или нет?

Соревновательное программирование — это отдельная сфера, распространенная среди школьников и студентов. Задача на олимпиаде по программированию — написать максимально эффективную программу, которая будет решать поставленную задачу. Качество кода, применимость и удобство не играют роли — нужно быстро написать рабочее решение. Занятия тоже были специфическими. Мы решали кучу задач, чтобы набить руку, а потом ехали на олимпиады. 

«Боевые» программисты зачастую недолюбливают начинающих разработчиков с олимпиадным бэкграундом. У олимпиадного программирования есть проблема — приоритет скорости над качеством в процессе написания программ для решения задач. Эти ложные ценности переносятся и на работу, поэтому разработчикам приходится отучивать джуниоров-олимпиадников от быстрого написания спагетти-кода.

У меня сразу возникли проблемы с олимпиадами — я ни разу не стал победителем. Отчасти потому что мне с самого начала показалось, что олимпиадное программирование — это не моё. Мне хотелось заниматься практической разработкой, а не решением нереальных задач. Меня бесила неприменимость в реальном мире написанных мной исключительно консольных приложений. В моей голове, к тому же, не укладывалось, как при помощи программирования вообще можно делать приложения и сайты.

Зато позже полученные знания позволили мне заняться робототехникой. Я понял, что можно не просто гонять на олимпиады, а делать что-то для конкурсов айти-проектов. 

Так, я впервые написал практический проект по биологии. Создал автоматическую систему капельного орошения комнатных растений на Arduino, с которой участвовал во многих конкурсах по всему Казахстану и получил кучу наград в седьмом классе. С этой системой у меня всё настолько хорошо сложилось, что я получил возможность слетать в Ниццу на двухнедельные курсы за счет школы как перспективный ученик.

От С++ к С#

У меня сложились хорошие отношения с преподавателем информатики. Я хотел чего-то большего от разработки, чем олимпиадное программирование, и попросил у него рекомендаций. Он порекомендовал изучать С# параллельно с бэкенд фреймворком ASP.NET Core. 

Около года по вечерам и в выходные я самостоятельно изучал все это дело на metanit.com. Это было скучно и сложно, ведь я еще не совсем понимал применимость моих знаний. Из-за этого изучение языка затянулось. Я шел к цели очень медленно, но верно.

С# — хорошо. Но как на нём заработать? 

Летом после 9 класса я начал думать о программировании как о работе, хотя само решение искать работу было импульсивным. В один из вечеров рубился в CS:GO с друзьями и понял, что не хочу проводить так все свои каникулы, поэтому начал смотреть вакансии на HeadHunter.

Оказалось, что вакансий для новичков практически нет — я смог найти для себя штук пять. Так я осознал, что написывая программы на С# можно зарабатывать как минимум 150 000 тенге в месяц (около 400 $). Для меня, простого школьника, в тот момент, это было очень круто, и начало заработка разработчиком стало моей целью. 

В ту ночь я откликнулся на несколько вакансий, а на следующее утро меня пригласили на одно собеседование. Мне предлагали неоплачиваемую стажировку в небольшой компании, занимающейся автоматизацией бизнес-процессов, преимущественно интеграциями с CRM-системами. 

Собеседование выпало на начало пандемии. У людей зашкаливал уровень паники от коронавируса. Но, несмотря на это, претендентов, которые как и я хотели устроиться бесплатным стажером, было около 50-ти. В день собеседования все эти соискатели собрались в небольшом помещении, куда нас «загнали». Началась эдакая королевская битва, где нас начали оценивать.

Каким-то образом я вышел победителем из этого рубилова. Меня и еще нескольких ребят взяли на трехмесячную неоплачиваемую стажировку. В целом для меня это было шикарным стартом, хоть зачастую на неоплачиваемые стажировки поступать не рекомендуют вообще никогда.  

Мне нравилось то, чем я занимался на работе. В основном моей задачей было создание различных ботов. Также я сделал программу для автоматической обработки банковских транзакций. В тот момент банк, процесс которого я настраивал, не предоставлял публичного API для обработки платежей по номеру телефона.  Для решения этой проблемы я сделал программу, которая «ловит» все платежи и обрабатывает их. 

К концу лета я уже понимал, что продолжать работать бесплатно — не очень хорошая идея, поэтому начал искать оплачиваемую работу. К тому же мне хотелось писать большие программы для большей аудитории, а на стажировке все мои разработки были небольших размеров, в них не было ничего высокотехнологичного.

Проблема поиска работы была в том, что если кандидату 16 лет, работодатель чаще всего не воспринимает его всерьез. Многие думали, что я шучу или уволюсь, если столкнуть с какой-то трудностью на работе. Также на своем примере я понял, что работодатели чаще всего боятся лишней ответственности при работе с несовершеннолетним.

Дайте пару недель, и я выучу Java

Я учил С# и не знал других языков программирования. Но в конце стажировки мне так хотелось найти интересную и оплачиваемую работу, что я откликался на все подряд. 

Как уже писал, приглашений было совсем мало из-за моего возраста. Суммарно я отправил около пары сотен откликов на вакансии разработчика в HeadHunter. Найти работу C#-разработчиком не получалось, но меня пригласили на вакансию Java-разработчика. Я знал, что языки очень похожи, но был на стороне .NET.

Когда пришел на собеседование, пришлось перейти на сторону зла. Я сказал, что за пару недель выучу язык Java до уровня достаточного для решения реальных задач. Уверенность сыграла мне на руку, потому что 1 сентября я подписал трудовой договор и мне дали две недели на изучение языка. Таким образом, несмотря на трудности, я устроился на новую оплачиваемую работу, с оффером на заветные 150 000 тенге. Так как весь мир активно переходил на удаленку, я решил, что смогу совмещать работу и учебу в 10 классе.

Главной задачей было изучить синтаксис и базовые нюансы Java за этот срок. Это не было сверхсложной задачей. Задачей посложнее для меня стало знакомство с новым фреймворком Cuba Platform. К счастью, в компании у меня был ментор, и он достаточно доходчиво объяснял непонятные вещи и помогал с моими первыми рабочими задачами.

Из джуна в мидла за полтора года 

Компания, в которой я работал была классной. В ней ощущалась семейная обстановка. У меня были опытные коллеги, которые помогали получать новые знания, поэтому за год-полтора я довольно хорошо вырос. 

Со мной работали хорошие люди, но, к сожалению, многие опытные ребята начали уходить. Через время я понял, что и мое бурное развитие остановилось, и я начал касаться своего потолка. Позже мой главный идейный наставник сообщил, что решил покинуть компанию. В этот момент я тоже начал развивать профиль в LinkedIn, потихоньку приходили предложения о работе. Так я принял решение об уходе. Для меня важно расти и развиваться, иначе интерес к процессу проходит и начинается стагнация и выгорание.

Над решением уходить я думал немного, как и над многими критическими решениями в моей жизни. Почти все они сделали жизнь круче и интереснее. Поэтому в последнее время я начал понимать, что большинство крутых решений в моей жизни были импульсивными.

Из семейной компании в корпорацию 

В один из дней мне написала рекрутер из Beeline Казахстан, и меня очень заинтересовала позиция разработчика здесь. Beeline — лидирующий мобильный оператор в Казахстане. К тому же я узнал, что не так давно компания взяла фокус на развитие собственного IT.

Поэтому перед собеседованием изучил информацию на сайтах и спросил у знакомого senior-разработчика из Beeline, как там вообще. Мы пообщались, и я подумал: «Блин, неплохая компания, хотел бы там поработать», поэтому был «заряжен» на собеседование. 

В итоге успешно прошел два этапа собеседования — разговор с HR и техническое интервью — и вскоре получил оффер на позицию middle+ Java-разработчика. Давнее знание .NET также пригодилось, иногда сервисы пишу на С#.

Работа и учеба: как я всё успеваю 

У меня бешеный распорядок дня, но хорошо, что сейчас можно работать на удаленке. Во время коронавируса я учился удаленно, поэтому мог посвятить работе больше времени. Это помогло мне вырасти. 

Сейчас я учусь офлайн, но совмещать стало проще — самый сложный этап становления пройден. 

Уроки начинаются в 8 утра и длятся до трех-четырех. В середине дня я могу освободиться на час-полтора, потому что могу не ходить на некоторые уроки. Например, на информатику. В этот момент я обычно решаю срочные вопросы и закрываю горящие таски.. 

После школы минут за 15 прихожу домой, обедаю и сажусь кодить до 17:00. В это время у нас обычно проходит дейли-митинг, где команда разработки обсуждает текущую работу и планирует задачи для решения. После дейли я немного отдыхаю, а потом работаю до глубокой ночи.

Плюс учебы в НИШе — нам задают мало домашних заданий. И, если честно, чаще всего я их вообще не делаю. В большинстве случаев я делаю только срочную домашку. Иногда меня ругают учителя, но чем-то нужно жертвовать. Все знают, что я работаю, и многие учителя меня понимают (за что им большое спасибо). 

Спать ложусь поздно, как минимум в 12. Сплю, соответственно, мало. В среднем — 6–7 часов, но стараюсь высыпаться по выходным. Темп жутковатый, но меня он зажигает. 

Выбери работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в жизни

Сейчас я согласен с этой цитатой Конфуция, и она полностью описывает мою жизнь. Мне нравится заниматься программированием и видеть свой рост. Пока я расту в области, которая мне нравится, я не испытываю выгорания и чувствую себя хорошо. Когда у меня происходит стагнация, я чувствую, что становится тяжеловато. И это сигнал, что нужно что-то менять. 

Также я стараюсь не работать в выходные, а посвящать их хобби. Зимой занимался сноубордом, это помогает отлично отдохнуть в выходные и ворваться в новую неделю с новыми силами. Для теплого сезона ищу что-то интересное, хочу попробовать MTB.

Я был первым среди одноклассников, кто начал работать. Но сейчас вижу, что многие тоже хотят пойти в программирование. Двоим одноклассникам я уже помог с этим. Я чаще всего прививаю любовь к IT своим друзьям, хотя делаю это не специально. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь, поэтому зачастую помогаю тем, кто хочет войти в IT.

Мне комфортно общаться с коллегами несмотря на то, что они всегда старше. Мне кажется, что возраст не важен — важен сам человек, его внутренний мир и ценности. В Beeline работают классные люди, которые мотивируют развиваться. 

Рекомендации школьникам, которые хотят стать программистами

Во-первых, нет правильного пути

Необязательно идти по тому пути, который предпочитают все: школа — университет — работа. Особенно в мире технологий. Но выбирать мой сценарий, потому что он якобы единственно правильный, тоже неверно. Важно мыслить критически, чтобы осознанно выбирать свой путь.

Вторая рекомендация — сначала хорошо задуматься, нужно ли тебе это

Я видел много ребят, которые хотят работать программистом, купаться в деньгах и в ус не дуть, но ничего для этого не делают. Правда в том, что вам в любом случае придется работать и работать много. Программирование — не самая простая работа, нужно хорошо задуматься и оценить свое желание и интерес. 

Третья рекомендация — имей цель

На своем примере я понял, что без нормальной практики учить программирование невыносимо скучно. Поэтому я бы порекомендовал сразу создавать что-то практическое. Пойти на стажировку, запилить свой проект, придумать свой сайт. Важно практиковаться на чем-то, что тебе интересно, а не тупо выполнять задания из учебника. 

Для меня это было главной ошибкой в начале пути. Хоть я и учил С# год, когда пришел на стажировку я понял, что ничего не знаю. То есть только через год ко мне пришло это осознание и всё из-за растянутого обучения. Я не делал ничего практического, у меня не было конкретной цели. Соответственно я ленился изучать язык, поэтому потратил кучу времени на учебу. 

Рекомендации родителям школьников

Мне повезло, так как у меня не было проблем с родителями. К счастью, мама меня во всем поддерживает, и я хочу сказать, что это очень важно.

Без поддержки я скорее всего все равно пошел бы программировать, но это было бы в разы сложнее. Возможно, я бы пошел в программирование позже, а работу начал искать только после школы (а то и после вуза). Но мне повезло. 

Поэтому я хочу сказать родителям — поддерживайте своих детей в их интересах. Даже если вам кажется, что им еще рано. На самом деле, никогда не рано. Если человек хочет делать что-то практическое уже сейчас, дайте ему эту возможность. 

Иногда мама видит, что я очень устаю и задумывается о смысле работы для меня. Возникает вопрос, нужно ли все это такой ценой? Я думаю — да! 

Нужно слушать свое сердце. Для меня работа — это не только способ заработка,это источник моей жизненной энергии,поэтому, несмотря на моменты усталости, я чувствую себя счастливым.




Комментарии (143):

  1. makarychev_13
    /#24379804 / +71

    После школы минут за 15 прихожу домой, обедаю и сажусь кодить до 17:00

    После дейли я немного отдыхаю, а потом работаю до глубокой ночи.

    Сплю, соответственно, мало. В среднем — 6–7 часов, но стараюсь высыпаться по выходным. Темп жутковатый, но меня он зажигает.

    Если вся эта статья не сплошное преувеличение (что маловероятно), то мне жаль этого пацана. Года через 3 ничего живого в нём не останется.

    • DmitryZlobec
      /#24380196 / +6

      17 это уже второй курс, а в этом возрасте в университетах ребята на кафедрах реальные вещи делают, правда без всех этих приставок "сеньор" или "милорд".

      • Dolios
        /#24380242 / +10

        Мне 18 на первом было. На второй год не оставался, поступил сразу после окончания школы, в то же лето.

      • Hvorovk
        /#24380248

        В казахстане не 11 классов? ибо иначе в 17 будет максимум 1й курс (если ребенка отдали рано). Да и у нас на специальности мало кто что-то полезное делал на втором курсе, подвижки были, но очень редкие.

        • sultansuleev
          /#24386470

          Да, 11 классов. Только вот автор учится в НИШ, это так сказать школа для элиты, и там 12 классов.

          И весь сок в том что выпускники этой школы в ВУЗы поступают сразу на 2й курс.

      • Zifix
        /#24380252 / +18

        Это где у нас 17 летние на втором курсе? Сейчас школу заканчивают в 18 почти все.

        • akhalat
          /#24380578 / +3

          Раньше (когда 10 классов было), вполне реально было, и не так уж нередко.

          • Zifix
            /#24381302 / +4

            11 классов ввели лет 25-30 назад, были программы с прыжком через 4 класс, но они тоже закончились лет 10-15 назад.

    • 0xd34df00d
      /#24380706 / +7

      Через три года? Да нормально все будет через три года.


      Я с чем-то похожей историей в 20 был живее всех живых, самое клекое время вообще было.

    • whalemare
      /#24380714 / +6

      Останется, более того станет закаленнее всех нас вместе взятых) Я очень рад за парня и за то, что у него все получается и он видит куда идет)

      Сужу конечно по себе и своему окружению, но мы жили в таком же темпе всю школьную жизнь. Подъем в 6, учеба по 14-15, потом факультативные занятия, дом и по новой. Тогда это казалось вполне нормально, сейчас же я бы выгорел уже через полгода))

      Удачи тебе парень, у тебя все получится))

      • Zifix
        /#24381306 / +2

        Так и он выгореть может, усталость-то накапливается, и кто знает, где его предел.

      • urvanov
        /#24382802

        На учебе обычно итак большие нагрузки. А тут ещё такая же сидячая работа. Легко можно угробить организм

  2. Ka_Wabanga
    /#24379816 / +98

    Грустная статья на самом деле.

    Я очень рад за молодого человека, но суровая правда в том, что невозможно выучить язык программирования за 2 недели, невозможно стать «сеньором» за полгода.

    Чтобы не писалось в «титулах» нужно реально смотреть на вещи. Можно быть CTO в компании из 3х человек, можно быть «сеньором» в 15-16-17, но это лишь искусственная градация внутри организации и у меня большие вопросы к билайну и организации процессов у них, если разработкой и планированием занимаются такие «сеньоры».

    • svetadanilchenko
      /#24379856 / -9

      Вообще, наверняка senior-разработчиком не становятся просто так (как и CTO в компании из трех человек). И скорее всего это не зависит от возраста, а все-таки зависит от скиллов и других факторов.

      А что в вашем понимании senior-разработчик, каким набором обязательных качеств он должен обладать, чтобы прям точно-точно стать «правильным сеньором»? Почему нельзя стать им в 15-16-17?

      • extempl
        /#24379870 / +58

        Потому что нет опыта. Можно получить знания, но опыт за короткий срок получить просто невозможно. Это не будет понятно сразу, это вылезет в срочной/тяжёлой/нестандартной задаче, где ваш синьор решит абы как, или недальновидно, или неэффективно (но решит), где опытный синьор сделает как надо.

      • Ka_Wabanga
        /#24379886 / +58

        15-16-17

        Жизненный опыт отсутствует.

        Навыки общения, нахождения компромиссов.

        Опыт работы с «продакшен» решениями продолжительное время.

        Опыт смены архитектуры и понимания влияния решения на будущее.

        Опыт менторства и «ведения» команды

        Опыт планирования на перспективу

        Опыт работы с «легаси» решениями

        Нюансы языка программирования нарабатываемые годами

        Итд итд…

        Главное опыт.

        Можно выучить синтаксис языка за ночь, но опыт нельзя получить здесь и сейчас и сразу.

        • svetadanilchenko
          /#24379900 / +2

          Спасиб, теперь мнение понятно)) Я просто в голове пытаюсь сложить пазл, что для меня senior-разработчик, поэтому всегда интересно послушать разные развернутые мнения.

          • SpiderEkb
            /#24382504 / +2

            На мой взгляд так:
            Миддл - грамотный программист, способный по поставленному ТЗ писать качественный эффективный код
            Сеньер - это уже чуть больше чем просто разработчик, там уже должно быть понимание архитектуры и предметной области (или хотя бы ее какой-то части). Может вести разработку по "нечеткому ТЗ" - когда описано что на входе, что на выходе, а как это получить наилучшим способом уже придумывает сам. Так же "держит в голове" вопросы дальнейшего масштабирования и интеграции свой части в общую архитектуру. На каком-то уровне способен решать "микроархитектурные" вопросы.

            В общем, сеньор - это не только хорошее знание инструментов, алгоритмов и общих паттернов, но и большой опыт в разработке масштабных систем или интеграции в масштабные системы. И за год-два такой опыт не набирается. Более того, такой опыт сложно набрать в одном месте, нужно поднять несколько крупных проектов (и хотя бы один-два с нуля). Это годы работы.

            А внутренняя градация внутри компании - это уже дело ее штатного расписания. У нас вот 4 уровня - разработчик, старший разработчик, ведущий разработчик и главный разработчик (как правило, это еще и техлид в какой-то области по совместительству). Дальше уже начинаются архитекторы направлений.

        • Shoom3301
          /#24380190 / +14

          Ну ладно, пусть человек порадуется, это иногда полезно - поверить в себя.
          Мне тоже казалось, что безумно круто быть тим-лидом в 21 и я искренне не понимал, почему тот великовозрастный разработчик с улыбкой отказывается, когда ему предлагают менеджерскую роль.
          Зрелось - очень важный показатель, зрелый разработчик может не знать каких-то новомодных фреймворков или глубоких нюансов, но он может принять правильное, неочевидное решение и это очень ценно.

        • Ares_ekb
          /#24380390 / +1

          Возможно опыт провала проектов, чем больше тем лучше )

          Я в 13-15 лет делал какие-то приложения из области кристаллографии. Пишешь любую формулу с двумя элементами типа NaCl, а тебе рисуется кристаллическая решетка и при этом красиво вращается в 3D - магия. UI был капец футуристичный, окошки и кнопки эффектно ездили по экрану. С клеточными автоматами игрался и т.п. Словом программировал для души. А сейчас люди сразу идут в кровавый энтерпрайз сеньорами рубить бабло. Жестокий мир ИТ...

          • fougasse
            /#24380904 / +5

            Делать приложения != senior developer

            • Ares_ekb
              /#24381248 / -1

              Да, тем более, тогда и не было никаких senior developer ) Если и были, то в параллельной реальности, и я о них не слышал. Весь этот хайп в ИТ, истории успеха, лычки и т.п. появились относительно недавно. Люди интересовались совершенно другими вещами, в ИТ точно шли не за деньгами и успехом.

              Я думаю, что это неравенство работает и в обратную сторону:

              senior developer != делать приложения

              Для меня senior developer - это что-то про корпоративную или заказную разработку, про галеры. Скажем, Линус Торвальдс или Ричард Столлман - это синиор девелоперы? Возможно неудачные примеры, я не знаю деталей их биографии. Но я думаю, что есть разработчики, которые создают крутые приложения, но при этом корпоративная или заказная разработка им не интересна, прошла мимо них, или они ей занимались, но на вторых ролях, или их по этой шкале никогда не оценивали. А если бы оценили, то не факт, что взяли бы даже на роль джуна, по-моему такие примеры есть.

              Ещё пара неравенств )

              senior developer != senior developer

              делать приложения != делать приложения

              • Mapaxa864
                /#24381414 / +4

                senior developer != senior developer
                делать приложения != делать приложения

                Не на JS случаем пишете? :)

            • sshikov
              /#24382916

              Ну это некая часть (одна из). Если не сделал ни одного с нуля — точно не он.

        • stas1212
          /#24382754

          Тут даже язык не нужен - программист это не только язык - еще и софт скиллы - которые нарабаютваются вместе с жизненным опытом ,где то понять,где то простить,поговорить и тд - так как разработка это таки очень тесно взаимосвязанный коллективный труд - и работать с школьником бок о бок,а еще и не дай бог под его руковдством захочет лишь такой же школьник из казах билайна)

    • OnYourLips
      /#24380162 / +14

      Действительно, есть разные сеньоры. Я знаю сеньора, который стал сеньором с 4 годами. Я знаю множество людей, кто с 15+ годами еще не сеньор. В среднем, я бы сказал, нужно лет 7. Софт-навыки - тоже необходимая часть.

      Я заметил такой момент: чем более IT-ориентирована компания, чем она крупнее и чем она многонациональнее, тем выше уровень навыков на той же позиции. К примеру, я работал в крупной московской конторе, лидере страны по своему направлению, имел там статус сеньора, но в текущей компании я был бы на границе мидла и джуна с теми же навыками. И я точно знаю, что нескольких разработчиков из моего родного города, которые считают себя сеньорами, у нас не взяли бы даже в джуны.

      Естественно в сеньорность школьника я не верю, хотя бы из-за социальных навыков.

      • Xambey97
        /#24380498 / +6

        Плюсую. Когда я прошлой весной менял работу, я прошел много собеседований на позицию серьора, много где получил офферы, но меня терзали смутные сомнения от вопросов на собеседованиях, я не считал, что там достаточный уровень, пока я не наткнулся на компанию, где сейчас работаю, и где меня оценили как мидла, и за 1.5 часа общения с местным инженером по моему профилю, я понял, что мне еще дофига есть куда расти и есть пробелы в знаниях, и пошел туда, даже на зп ниже. Я воспринимаю это как инвестицию в свой будущий рост. Не пожалел ни дня, до сих пор вокруг меня множество инженеров у которых есть чему поучиться

      • sasasupov
        /#24382652

        Согласен маловероятно, но вдруг мальчик уникальный. Моцарт от кодинга и/или удачное расположение светил. В принципе для увлечённых молодых людей статья интересная.

  3. YarikSh
    /#24379838 / -5

    Молодец! Так держать!

  4. PetyaSD
    /#24379840 / -5

    Очень круто, молодец????

    • StarNigel
      /#24382260 / +1

      Почему так яро минусуют такие коменты? Да, никакой информативности, но почему это вызывает такую волну токсичности?

      • Nbx
        /#24384044 / +1

        Потому что это ботоводы, набирающие себе лимит на писание комментариев без премодерации. Если вы присмотритесь, то во многих статьях заметите подобное.

        На самом деле конечно надо хабру ввести дополнительное правило — что нельзя редактировать модерируемые комментарии, а то в определённый момент до ботоводов дойдёт, что можно написать нейтральный комментарий, ему сделают преаппрувал — а потом его в течении получаса можно отредактировать под повесточку.

        Хотя это тоже не спасение, написал один нейтральный коммент, а потом в этой статье жги напалмом без надзора сколько угодно комментов.

        Надо наверное вводить правила типа — можно писать не менее чем через пару недель после регистрирования, просмотра сорока статей и поведением при просмотре этих статей соответсвующем реальному человеку (делать анализ скролов, времени просмотра и т.п.).

        Но видно ботоводы не очень хитрые и пока это не сильная проблема, поэтому наверное администрания и не заморачивается.

        • svetadanilchenko
          /#24384764 / +1

          А я думала, что это одноклассники Жана зарегались, чтобы поддержать его. Слишком наивно, да?))

  5. yulchurin
    /#24379850 / +27

    Сторона зла это Микрософт и всё что с ним связано, то есть С#, а Java как раз светлая сторона XD

    Называть себя синьор Java разработчиком с менее чем 2 годами опыта это конечно сильно и очень самоуверенно. Но все мы были подростками)

    • BeeTech
      /#24379944

      Быть подростком классно :) А еще опыта все-таки почти 3 года.

      • Hydro
        /#24380002 / +8

        Не все-таки, а всего. Всем нам было 17-18-19 лет и всем нам очень сильно хотелось признания, что мы не дети и что-то можем. Нормальное дело, никто не против.

        История жуткая конечно.

  6. nerudo
    /#24379902 / +21

    Я знал одного юношу, прочитавшего всего Ницше в 14 лет. В 18 он уже попал в сумасшедший дом (й)

    • nronnie
      /#24380326 / +4

      Ницше сам уже в 24 года был профессором университета. И закончил ровно тем же самым :)

  7. kristinanikulina
    /#24379912 / +2

    Меня эта история вдохновляет тем, что человек решил не идти стандартными путями и тратить время на навязанные системой формальности - школа, универ, практика, работа. В итоге в 17 уже опыт работы и понимание, чем хочет заниматься в жизни - на контрасте со мной, которая в 27 не знает, кем хочет быть, когда вырастет)

    • gudvinr
      /#24379954 / +10

      Но автор до сих пор в школе учится.
      Плюс, если судить по статье, кредо жизни у него такое — принимать импульсивные решения и особо не думать над последствиями. Поэтому точно так же как возникло решение пойти в айти, так же в 20 лет может возникнуть желание уйти в лесорубы после долгих лет тягот и невзгод бытия синьором-помидором.


      Это не плохо и не хорошо, просто вот этого вот "понимания, чем хочет заниматься в жизни" особо и не видно.

      • Wan-Derer
        /#24385054

        Быть лесорубом в Казахстане крайне трудно (я так думаю)

        :)

    • Dolios
      /#24380216 / +1

      В итоге в 17 уже опыт работы и понимание, чем хочет заниматься в жизни — на контрасте со мной, которая в 27 не знает, кем хочет быть, когда вырастет)

      Не факт, что его путь правильный, а ваш нет.

    • Fr3nzy
      /#24380220 / +10

      Забавно читать строго положительные комментарии об описанном выше только от сотрудников Билайн Казахстан (и от ботов).

    • euroUK
      /#24380602 / +12

      Так в 17 лет я тоже знал.

      А вот в 36, с 16 годами опыта я уже совсем не так уверен.

    • tommyangelo27
      /#24381186 / +2

      Норм, я в 26 тоже первую айти-работу нашел. До этого чем только не занимался — на разных работах трудился, жил с бабушкой и горя не знал). Зато потом быстро пошло — в 28 женился, в 29 переехал в другой город, в 30 — в другую страну, в 31 ребенок, в 33 своя квартира и т.д.

  8. List1
    /#24379918 / +12

    в 17 сеньёр, в 30 на пенсию по здоровью ? спасибо не надо.

    • starik-2005
      /#24380304 / +5

      В 30 на пенсию по отсутствию необходимости работать )))

  9. Olmeor
    /#24379926 / +1

    Отправлю статейку своему 15-летнему племяшу в Риддер. Он правда в спортшколе числится и и математике-физике разве что что-то слышал. Но пусть хоть в перерывах между катками прочитает.

  10. SaharnyMishka
    /#24379956 / +1

    Пацан молодец, конечно, но у него бэкграунд доступный единицам:

    Интерес к программированию (больший чем к увлечениям характерным для ребят его возраста) + сильная база за счет школы, собственно советы будут актуальны ток для таких же как он, а они и без этих советов справятся.

    Но то что пошел работать и преуспел красава, главное не закончить в 19 как парень из бауманки

    • kekertop
      /#24380050 / +1

      На своем примере я понял, что главная проблема современных школьников - это абсолютное непонимание как стать разработчиком вообще. Ну то есть не какой язык выбрать и т. п., а как вот это знание чего-то базового может стать одной из тех программ, которые мы используем в нашей повседневной жизни.

      В этом плане мне школа помогла тем, что показала на примере как это делается. Конкретнее говоря, мне учитель просто напросто посоветовал важный мне фреймворк. Еще пример - учитель посоветовал заняться Arduino. Я не могу сказать, что очень долго обучался разработке на базе школы. Можно было бы это повторить и абсолютно самостоятельно, если бы я знал хотя бы примерное направление. Школа мне по большей части помогла именно с этим. И я хочу помочь именно с этим тем, у кого нет такой школы.

      И с пониманием вот этого направления я хочу помочь школьникам и их родителям. Вся статья родилась из осознания препятствий, через которые мне пришлось пройти.

      • SaharnyMishka
        /#24380086 / +6

        "главная проблема современных школьников - это абсолютное непонимание как стать разработчиком вообще"

        Вот ты вообще в другом мире живешь, главные проблемы школьников это про другое: от как замутить с Танькой из "Б" класса и нагнуть соседских ребят в фортнайт (или во что щас играют) до как не получить пизды от отчима или дотерпеть до момента когда родаки протрезвеют. Им не до программирования

        Про Ардуино пример стал возможным из-за твоей базы по плюсам, понимание плюсов в целом означает, что ты уже готов разбираться во всем, для остальных изучение Ардуино с нуля до нормального уровня будет равняться изучению чего-то на китайском, в целом реально, но максимально заебно.

        Тебе достаточно сильно повезло со средой для этой задачи (будь у тебя задача стать художником или поп-звездой ты бы провалился скорее всего) и ты молодец, что этим воспользовался.

      • starik-2005
        /#24380284 / +5

        На мой взгляд, у тебя все правильно написано. Я в стародревние времена занимался программированием сам. В 7-м классе я знал ассемблер и машинный код для одной из архитектур DEC. В 10-м классе написал на бейсике и машинном коде 80% пакета программ в школе, который в итоге занял первое место на конкурсе компьютерных программ в нашей области (север РФ). Ну в олимпиаде в 10-ке был. Потом в университете для биологов писал ПО с кучей мат.статистики - с 18 до 20 лет. И это была инди-разработка, кроме меня в моем коде на BP Pascal 7 (ООП на 100%) + Asm никто не копался.

        Основная проблема в программировании - это далеко не свой код, а чужой. Тут - да, одна сплошная боль. Хотя и не всегда. А опыт - штука сложная. Есть те, кто десять лет ничего не достиг, а есть те, кто за год осваивает внушительный технологический стек. У меня друг в 7-м классе писал игрухи - текстовки, бродилки, ... Пошел после школы пожарником, потом открыл свою пожарную контору. Программирует дома для фана.

      • euroUK
        /#24380616 / +4

        Мой совет парню - беги, глупец.

        Судя по всему, родители нормальные, жить есть на что.

        Иди в универ, учись, гуляй с девочками, прокачивай социальные навыки, - живи как никогда не жил.

        А работа вся потом будет, будешь с утра до вечера пахать и в выходные отсыпаться. Поверь, сначала прикольно когда у тебя есть свои деньги и ты можешь купить то, о чем мечтал. А через 10 лет будет мысль - только бы в покое оставили..

        • Nbx
          /#24381192 / +1

          Совет парню — подойди к руководству компании, попроси перевести на полставки «в связи с нагрузкой в обучении» и накал убавь «work smart, not hard».

          Так совместит полезное с приятным. Если будет получать свою штуку баксов за полставки, то жизнь семнадцатилетнего подростка будет легка и приятна. Особенно если захочет продолжить обучение, но конечно учиться надо не в KZ домене.

  11. Newm
    /#24379970 / +10

    Немного непрошенных советов...

    1. Нормализуй свой сон. Если ты хочешь интеллектуально развиваться, но при этом не влететь в психические проблемы (совершенно неожиданно влететь, ты даже не поймешь, что к ним движешься), то спать надо достаточно ежедневно. Ты не можешь отоспаться в выходные. Не надо накапливать долг по сну. При правильной постановке процесса просто дополнительные 1-2 часа сна должны экономить 1-2 часа работы чисто за счет более высокой работоспособности.

    2. Развивайся. Интеллектуально, а не с точки зрения денег-опыта. Уровень задач на работе наверняка ниже, чем при получении высшего образования. Я не утверждаю, что в ВУЗе надо изучать все, но достичь своего интеллектуального потолка намного проще при научной работе, чем работая на работе:). Очевидно, что от денег ты не откажешься, но не пытайся заработать все, забив на учебу полностью. До 20 ты еще можешь прокачивать мозги качественно, дальше будет все намного хуже. Соответственно используй при учебе то, что получил на работе и в работе то, что изучаешь в текущий момент. Но чисто работы для развития мало.

    Успехов.

    • Dalival
      /#24381308 / +1

      Учусь в университете на программиста и одновременно работаю. Могу точно сказать, что уровень задач выше на работе. В универе преподают легаси технологии, да и те очень поверхностно. Плюс очень много лишних дисциплин, которые к программированию отношения не имеют.

      • nameless323
        /#24381354 / +2

        В университете нет особой цели научить современным технологиям, а скорее основам, от которых можно потом отталкиваться. Нет смысла переписывать постоянно программы обучения под 100500 новых фреймворков какого-нибудь JS. А вот мат. анализ, физика, численные методы, булева алгебра и при чем тут всякие ложик гейты и процессоры, алгоритмы, линейная алгебра, в конце концов x64 asm и C, и т.д. и т.п., как фундаментальные вещи, уже полезно изучать в универе, так как их нагонять самому может быть очень времязатратно.

  12. lizergil
    /#24380040 / +7

    Покажи свой код и я скажу кто ты.

  13. Nialpe
    /#24380044 / +4

    Судя по статье автор действительно импульсивный. Молодец, что несмотря на юный возраст уже работает в разработке. В дебатах про "настоящих" и "ненастоящих" сеньоров уже миллионы копий сломаны и еще больше сломаются. Интересен ответ на вопрос - как сам автор относится к своим лычкам? Плюс в статье прочитал про middle+, в заголовке senior? Так кто вы?

    • kekertop
      /#24380092 / +5

      К своим лычкам я отношусь достаточно нейтрально, в резюме я всегда буду просто Software Engineer) Считаю, что объективности в названиях позиций разработчиков нет абсолютно нигде и быть не может. Где-то я могу быть синьором, а где-то мидлом+ (а может быть, где-то и стажером).

      Но меня мой текущий грейд вдохновляет и я хочу что бы он вдохновил читателей, которые находятся там, где находился я. Хочу на своем примере показать, что так можно)

      Насчет middle+, я получил такую оценку после технического интервью. Развиваясь в компании, перед выпуском статьи я уточнил по поводу моего текущего грейда - оказалось, что я senior.

      • Nialpe
        /#24380134 / +1

        Благодарю за развернутый ответ. По первому предложению имею аналогичный взгляд. Лычкам место в трудовой книжке и cv.

    • Nbx
      /#24381094 / +1

      В дебатах про «настоящих» и «ненастоящих» сеньоров уже миллионы копий сломаны и еще больше сломаются.
      «Show me the money»

      Это дополнительный критерий, получает как сеньор — значит ещё один плюсик к тому что «настоящий» сеньор.

      • Nialpe
        /#24382164 / +1

        Да, справедливое предположение. Признаюсь, у меня как раз был этап ненастоящего тимлидерства в карьере, когда работал как не в себе, а получал шиш, но зато опыт и запись в трудовой. Опыт пригодился, а про запись можно отдельный холивар устроить, но не уверен, что надо.

  14. aceofspades88
    /#24380188 / +3

    молодость за деньги не купишь к сожалению

    • tsurugi-no_ken
      /#24380210 / +5

      ...и потому деньги приятнее всего иметь в молодости. :)

      (была бы зарплата сеньора у меня в 17 лет...)

      • aceofspades88
        /#24380606

        тут как раз случай когда вместо молодости, а вообще деньги приятно иметь всегда

      • 0xd34df00d
        /#24380776 / +1

        Ну у меня была зарплата сеньора достаточная в 17, но быть мной в 17 вы бы не захотели.

        • slepnoga
          /#24381842

          Да и в 18 тоже не захотели бы.

          Всегда было интересно, как ты удержался и не похал крышей всерьез?

          • 0xd34df00d
            /#24381848 / +2

            О, Слепнога? Тот самый, из гентучата? Коли так, сто лет тебя не видел!


            Всегда было интересно, как ты удержался и не похал крышей всерьез?

            Может, я просто недообследованный.

  15. Dolios
    /#24380198 / +9

    А почему вы решили, что вы senior-разработчик и что вы вкладываете в это понятие?

    • kekertop
      /#24380260

      Вкладываю в это понятие исключительно мою текущую позицию на моей текущей работе

      • Dolios
        /#24380286 / +7

        Ну, называться кем-то, не значит быть кем-то. Мне, в свое время, один работодатель готов был хоть "Супер-пупер мега программист всея Руси" в трудовой написать :)

        • kekertop
          /#24380344 / +1

          Ну а что по вашему означает быть senior-разработчиком, middle-разработчиком и любым другим разработчиком?)
          Я думаю, что вы понимаете, что нет объективного понятия грейда разработчика. В грейд вкладывают смысл компания, которая этот грейд и присваивает.

          В понятие моего грейда я вкладываю только оценку компании, в которой я работаю на данный момент. В отсутствии таковой я являюсь и буду являться просто разработчиком)

          • sshikov
            /#24383020 / +3

            >Ну а что по вашему означает быть senior-разработчиком, middle-разработчиком и любым другим разработчиком?)
            Ну, есть некоторые более-менее объективные критерии — способность самостоятельно строить приложения, с нуля. От и до, за разумные сроки (включая и оценку этих сроков). Понятно, что это тоже зависит от масштабов приложений, но это хоть что-то.

            Ну и обычно эта способность завязана на умение взаимодействовать с заказчиком приложения (хотя бывают и приложения, сделанные для себя, где заказчик изначально вы, и сами формулируете потребности), с аналитиком и т.п. — это пресловутые софт скиллы и есть, и они нужны, даже если вы никем не руководите. И этому вряд ли можно научиться, во всяком случае быстро.

            >оценку компании,
            Ну это кстати кое-о чем говорит (не считая того факта, что у компании может быть столь острый дефицит людей, что приходится на роль синьора назначать кого-то, кто хотя бы условно подходит).

            Ну и в любом случае, вот у вас опыт Java скажем 5 лет, а у кого-то допустим 20. То есть некоторые вещи кто-то просто помнит, а вы их никогда не видели. Понятно что такие вот факторы (по сути — опыт) оценить очень сложно, и полезность опыта не всегда очевидна, и реально существует не три градации синьоров, а условно десять.

        • nronnie
          /#24380414 / +2

          Можно зарегистрировать себе ООО, самого себя туда нанять, и написать себе в трудовой: "Директор Жизни и Начальник Черного Моря" - по законам, по-моему, тебе это ничто не запрещает :))

          • Ka_Wabanga
            /#24380506 / +4

            Мне кажется не стоит «накидываться» на молодого человека только из-за того, что он «играет» по правилам компании.

            Если в билайне сказали, что он «сеньор», то он имеет полное право так себя называть.

            Другой вопрос в том, что, по мнению самого Билайна, подразумевается под этой «градацией», каким набором компетенций должен обладать человек - я бы с радость прочёл такую статью на хабре и с таким же удовольствием поучаствовал в дискуссии.

            Мне кажется, что если бы в статье и картинке не было такого акцента на позиции, то воспринималась более положительно.

            «Как я стал джава разработчиком в 17 лет.» - есть чем гордиться без всяких «если».

            Вопрос к автору статьи - Жану: Как вы сами оцениваете свой уровень знаний? Какой набор компетенций считаете достаточным для «Джуниор»/«мидл»/«сениор» позиции?

            • kekertop
              /#24380732 / +1

              Я считаю что это максимально субъективно. Можно долго об этом говорить и легко поднять холивар. Фокус статьи, на самом деле, не в этом.

              Цель статьи - донести аудитории (школьникам, родителям и другим людям интересующимся IT) то, что в айтишку зайти не сложно. Не сложно, но нужно подходить к этому ответственнее и желательно много ответственнее, чем это делал я.

              На своем примере я хотел показать, что можно придти в разработку даже в столь юном возрасте и начать добиваться в ней успехов.

              Все это делалось без строгой привязки к моему грейду: я представился своей позицией исключительно для вдохновления нужной мне фокусной группы. В холиварах касательно моих навыков я участвовать не хочу, ведь в статье я про мой опыт и навыки глубоко и детально в целом-то и не рассказывал)

              • constXife
                /#24380898 / +7

                Ваша аудитория здесь всё же в первую очередь IT-специалисты, ваши соратники по цеху, может даже будущие коллеги, а не школьники, родители или даже люди, интересующиеся IT, и лычка синьор в статье выглядит провокационным. Это как приходить на форум электротехников со статьей, с фото людей, держащих паяльники за жало.

                В этом контексте, как раз ваши рассуждения о наборе компетенции для лычек было бы любопытнее услышать, тем более раз вы можете об этой теме говорить долго.

                • yulchurin
                  /#24381944 / +1

                  Да, такую статью было бы уместнее разместить на каком-нибудь пикабу, а не на Хабре)

              • Ka_Wabanga
                /#24380928 / +3

                "Я считаю что это максимально субъективно."
                Мне как раз и хотелось увидеть ваше субъективное мнение - соглашаться с ним или нет каждый решит сам. У вас же есть свое мнение по этому вопросу? Или вы считаете его неправильным? Не стоит опасаться того, что его не поддержит большинство. Можно грамотно обосновать и привести аргументы.

                ---

                "донести аудитории то, что в айтишку зайти не сложно. "

                Это действительно так - было бы желание. Но ваше утверждение равносильно тому, что "вода - мокрая".
                В статье я не увидел реальных рекомендаций по:

                • процессу обучения

                • выбору "пет" проекта

                • литературе

                • образованию / курсам / сайтам

                • необходимому кругозору и его развитию

                • поиску работы и составлению резюме

                • прохождению собеседований (что вызвало сложности)

                • совмещению обучения с работой ("забить на домашку" не считается)

                Я вижу юношеский максимализм/наивность - "я все знаю", "могу советовать". Многие проходят такой этап и часто это трансформируется в "как мало я знал"/"я бы сделал по-другому".

                ---

                "фокусной группы"
                В 17 лет я наверно и не знал таких слов. Отлично, что у вас есть понимание вашего читателя. Хабр вроде как технических ресурс, где количество 15ти летних школьников не очень высокое.
                Но что этот читатель получит из статьи? Вдохновение? Возможно. Завышенные ожидания? Скорее всего. Помощь в поиске путей развития? Вряд ли.

                • kekertop
                  /#24384766

                  Достаточно странно вы судите о юношеском максимализме или наивности) Нигде в статье я не указывал, что все знаю. Даже наоборот - я сделал фокус на том что мои решения импульсивные. Разве это говорит о моём житейском опыте в начале моего пути, при определении моего будущего развития? Я думаю, что нет.

                  Я не описывал конкретных рекомендаций о том, как лучше стать разработчиком. Я больше описал свой личный опыт, препятствия через которые я пришёл. Показав свою стезю, я хотел показать, что двигаться можно абсолютно разными путями и мыслить нужно шире. Я думаю, что учиться лучше не на удачных примерах, а неудачных. Поэтому мои рекомендации основаны либо на моём опыте, либо же на моих ошибках и являются достаточно обширными.

                  Я могу советовать на основе моего нынешнего опыта, но не могу советовать того, чего не знаю. О том, чего я не знаю и через что мне не приходилось проходить, советов я не давал. Я не думаю, что в таком случае это не совсем грамотный пример максимализма)

                  Хабр - технический ресурс, это да. Но студентов, школьников здесь предостаточно. Ведь необязательно вариться в айтишном котле, что бы здесь читать.

                  Читатель из статьи прежде всего получит вдохновение. А вот завышенные ожидания как раз таки могут исчезнуть - если гуглить, то зачастую можно увидеть утверждения о том, что программистом стать очень сложно. А ведь это сдерживает людей от начала карьеры разработчиком - у меня есть примеры. Помощь в поиске путей развития читатель получит через получение более широкого взгляда на возможности вокруг, из-за чего этот результат этого поиска, соответственно, будет больше.

    • gudvinr
      /#24384160

      Большой фанат Чиполлино

  16. DavidGalamyan
    /#24380320 / +1

    Автор, спасибо за статью, сохраню что бы показывать школьникам которые хотят вкатиться в программирование.

  17. hump-vanweyden
    /#24380538 / +2

    Молодчина! Тут многие в комментариях привязались к слову "senior", но не важно, сеньор ты или джуниор. Важно, что ты сам прыгнул в воду и поплыл! Опыт, успех и вознаграждение придут. Статья - хорошая мотивация для молодежи: вот пример, как можно развиваться, использовать шансы, не терять время даром.

  18. domix32
    /#24380556 / +3

    Дивный новый мир - столько столетий ухода от детского труда и все идёт к тому, что школьники идут работать не покидая школы. Хорошо, хоть платят.

  19. artemlight
    /#24380622 / +2

    О, ещё одни молодые горящие глаза. Так что сильно демотивировать не буду, да и вредно это в таком-то возрасте.

    Скажу лишь то, что мало просто уметь писать код. Особенно если метишь в лиды и выше. Жсоны перекладывать можно и обезьяну научить, а "бизнес-логика" крайне редко подразумевает внутри себя что-то кроме этого.

    Не нужно вестись на лычки. Лычки - они не для тебя, а для тех, кто покупает твой труд. Если компания - аутсорс, то могут и лида дать, лишь бы заказчик платил.

    Не нужно суетиться и кричать о том, что кто-то круче всех. Деньги не любят шума и суеты.

    Каждый раз, когда тебе пишут о том, что ты офигенный, нестандартный и крутой - воспринимай это как критику. Если ты планируешь работать наёмным сотрудником - то тебе нужно задуматься в первую очередь о том, как свою офигенность и крутизну подтверждать какими-то независимыми источниками. Литкод, хакерранк - наличие себя любимого в топе чего-то значит. Пару пройденных в квартал вайтбордов - тоже аргумент. А если мама\папа\гендиректор хвалит - ну это означает лишь то, что ты сооветствуешь их ожиданиям, и ничего более.

    Ну и большая часть программистов - это взаимозаменяемые кубики. Ни один вменяемый бизнес не станет строить внутренние процессы на звездах - уж больно непредсказуемое и опасное это дело.

    А про выгорание там выше уже писали, но ещё раз напомню и скажу что страшное это дело.

    • tommyangelo27
      /#24381196

      Пару пройденных в квартал вайтбордов
      Подскажите пожалуйста — о чём речь? Я кроме досок для маркеров ничего не нашёл по ключевым словам.

      • artemlight
        /#24381478 / +1

        Вайтборд - это собеседование на решение алго-задач, из доступных для Вас инструментов - маркер и та самая доска. Опционально заменяется на бумажный или электронный блокнот, но без всяких признаков IDE.

  20. constXife
    /#24380630 / +3

    и спросил у знакомого senior-разработчика из Beeline

    А ему сколько лет было?

    Вот так иронизируешь в разговорах с друзьями про "18-летних синьоров", а потом читаешь такую статью без плашки "ИА Панорама". Похоже, дефицит синьоров решили вот так решать.

    К парню у меня вопросов нет, молодец, что уже получаешь опыт коммерческой разработки и что горишь своей профессией, это правда, очень круто, но вот к фирме вопросы есть: интересны её критерии для мидлов, синьоров.

  21. vindy123
    /#24380674 / +4

    Охохонюшки, неким образом проассоциировал рассказ со своим опытом, так вышло, что после универа я стал целым айти-директором. Спустя годы мне бывает стыдновато вспоминать себя того, с той уверенностью, что так оно и должно быть, что я и вправду настоящий айти директор. Понадобилось лет десять,чтобы окончательно принять, что "школьник в шарашмонтаже, творящий дичь" - это более адекватное определение меня тогдашнего. Опыт за две недели не приобретешь, да. Автору статьи - искренние наилучшие пожелания в любом случае.

    • k0rinf
      /#24380918

      Как говорится можно иметь опыт 10 лет, а можно иметь опыт 1 год 10 раз и это не одно и тоже.

  22. Kiel
    /#24380686 / +8

     Меня зовут Жан, мне 17 лет, я senior Java-разработчик

    От всего лагеря .net скажу - я прочел это 20 раз и не собираюсь останавливаться.

  23. iburanguloff
    /#24380858 / +5

    Лет в 15-16 я если не ошибаюсь еще дрался с крапивой

  24. dissdoc
    /#24380892 / +12

    Краткий пересказ:

    Привет, мне 17 лет и я Senior Java разработчик

    Начал учить C#, но на собес пошел где требуется Java. Попросил 2 недели, что буду Senior Java Developer'ом

    В итоге я все выучил, использую NoCode платформу CUDA, это было тяжелее выучить, чем Java, но так же весело.

    Потом решил, что достаточно сильным специалистом стал и пошел на собес в Билайн. Предварительно пообщался с другим синьором (не знаю зачем это, но думаю важно) и вошел в ресурс. В общем, после всех собесов я middle+ java.

    Ритм у меня бешеный. Встаю в 8 утра, учусь, прихожу домой, сажусь за комп, работаю до ночи (обычно до 12) и потом ложусь спать. (похвально)

    Вот так и работаю. Думаю, что скоро наконец стану junior- java senior sofrware architect school teenager engineer developer, есть даже советы вам: становитесь как я и все у вас будет хорошо.

    Кроме шуток, ты молодец, Жан!

  25. Truba
    /#24381104 / +4

    Если бы я смог вернуться в прошлое, то ни за что не стал бы работать, учась в универе, а старался бы максимизировать получаемые в вузе знания и навыки.

    Сейчас приходится наверстывать некоторые вещи с огромным трудом и довольно медленно.

  26. Pete1095
    /#24381312

    Добавлю к непрошеным советам свой:

    Социализация (соц скилы и нетворкинг) очень важна. А самый удачный на мой взгляд момент для накопление такого опыта — это период лет до 30. Дальше разрыв с молодёжью будет быстро увеличиваться. А сверстники будут больше заняты семейными или карьерными делами. Само собой, никогда не поздно, но чем дальше, тем сложнее.

    Соответственно оптимальной кажется стратегия "поберечь" себя и свой карьерный запал, придерживая это как козырь на более поздние раунды. Ни в коем случае не призываю бросать работу или что-то такое, скорее несколько снизить её приоритетность по сравнению с личной жизнью. А наличие хорошего заработка позволит разнообразить личную жизнь :)

    Условно, график баланса work/life начинать с 20/80, и ближе к 30 годам повышать в нём процент работы до 40-45

  27. ninJo
    /#24382272 / +3

    Зачем тебе школа, бросай ее

    • starik-2005
      /#24382436

      Полностью поддерживаю )))

      Не, правда! Школа нужна для того, чтобы сдать что-то типа ЕГЭ и поступить в ВУЗ, в котором в общем-то ничему действительно "производственному" не научат. Опыт при трудоустройстве куда важнее диплома, а если нужен диплом (например, для госкомпаний, в которых образование регламентировано), то можно поступить на какой-нить платный дистанционный формат в какой-нибудь платный дистанционный ВУЗ.

      ЗЫ: Я вообще не против образования - нет! Человек в современном мире постоянно учится новому, осваивая технологии хотя бы на уровне пользователя. Я очень удивлюсь, если вдруг в школе начнут учить, как постить в ВК, общаться в воцапе или телеге - этому дети самостоятельно учатся. Вся жизнь современного человека - это непрерывный образовательный процесс, а уж жизнь разработчика (да и вообще ИТ-шника) - это образовательный процесс в хорошей такой степени. Так что школа - это ну максимум читать, а уж кнопки давить (или сенсорный экран) - этому вообще в школе не учат, так что придется самому - уж изволь, напрягись, притяни задницу к стулу и поставь что-нить типа соло на клавиатурах и жми, жми, жми...

      • nameless323
        /#24384392

        Если бросить школу (уйти в 9м классе), то высшее образование уже не получить так просто, так как надо будет "добивать" оставшиеся 2 класса. Что может быть уже не очень удобно когда тебе 30+ лет, тебе нужен диплом, чтобы уехать работать в компанию мечты на позицию мечты в другую страну, а визу не дают, а даже заочка это получится какая-то вечерняя школа сначала и потом еще обучение, что уже > 5 лет (история моего знакомого собственно. Отличный программист между прочим, но отсутствие дипома и брошенная школа очень очень усложнили ему жизнь)

        • starik-2005
          /#24384548

          Я не предлагаю полностью бросить школу, хотя и не против этого варианта. Я бы предложил убрать школу в фон, на удаленку, сократив до возможного минимума ее приоритет. Тем более автор уже вроде как на грани выпускного класса. Ему просто со школой не повезло (на последнем этапе образования), т.к. она слишком требовательна к всему спектру своих дисциплин, и забить на учебу на достаточном для приличной жизни уровне не получится )))

          Да, после школы какой-нить платный ВУЗ - и хорошие оценки за ЕГЭ (или что там в Казахстане вместо него) уже будут малоактуальны. Ну и гонка за мешком денег, чтобы в 35 лет уехать на острова и никогда не возвращаться )))

          Да, непривычный обычным людям кейс - они привыкли работать до пенсии, объем которой зачастую способствует суициду, а не приличному отдыху.

          • nameless323
            /#24384574 / +1

            Получение диплома это просто управление рисками. В 35 чтобы уехать на острова тоже нужно какое-то основание юридическое. Сам по себе диплом получить ну не то чтобы сложно (особенно если грамотно для этого выбрать ВУЗ), но вот его отсутствие может сыграть большую роль когда этого бы совсем не хотелось. В общем мой поинт в том что диплом может дать определенные возможности, а возможности лучше иметь, чем не иметь :) В той же гонке за мешком денег наличие диплома открывает больше возможностей (можно переехать туда, где дают этот самый мешок денег, за тот же или меньший объем работы, за который в другом месте этот мешок не дают, причем это место может быть с лучшим климатом, большими возможностями и т.д)

            • kekertop
              /#24384624 / +1

              На самом деле, я совсем не планирую бросать школу. Тем более покупать диплом. В данный момент идеальный вариант для меня - это попадание в какой-то из топовых университетов, где я мог бы вариться с лучшими умами планеты. А так можно полезный нетворкинг развить :)

              Подобный путь позволил бы мне, прежде всего, иметь большие возможности для создания чего-то выдающегося. Успешного стартапа в силиконовой долине, например.

              НУ и больше шансов будет жить на острове в 35, например. Но это, конечно же, не главное. Главное - это привнести что-то в этот мир, развить общество и снабдить его чем-то полезным. Поэтому крайне порекомендовал бы мыслить шире (абсолютно без негатива).

              • nameless323
                /#24384668

                Так это вполне себе хороший вариант о котором я говорил - получить хорошее образование, а в России или нет это уже дело не особо важное. Просто как раз в силу мышления в юном возрасте слишком многие думают "а зачем мне этот ВУЗ, я лучше работать пойду" и прочее, как раз не понимая толком на что оно может отразиться (сам таким был, но универ слава богу ВУЗ закончил). Ну, а по поводу широты мышления, я добрался с ноунэйм российского города на дальнем востоке, который и на карте то не найдешь, где компы появились в школе только когда я учился в 10 классе, а иметь дома комп было что-то из ряда вон, до работы в одной из крупнейшей мировой компании и результаты моей работы так или иначе видели миллионы людей, сменив при этом 3 страны и 5 (вроде бы) городов, так что в плане диплома во мне просто говорит опыт.

                • starik-2005
                  /#24384716

                  Опыт разный бывает. Есть у меня Друг, он сейчас в Испании на яхте живет. Работает на каком-то местном "свечном заводике" (с), пишет там что-то на С++ + wxWidget (ну или как там его - лень в гугл лезть), денег на 50+ лет уже при его уровне потребления. Да, он по миру покатался, даже в университете Сомалиленда преподавал разработку на андройде местным полоумным студентам. У него большой опыт работы в Корее на тот самый Самсунг, у него отличное образование ("Зеленоградский институт атомного лунохода", или как его там - тоже лень гуглить). Наверное стоит признать, что его жизнь удалась, но жену и детей он как-то заводить, как я понял, не спешит, а ему уже дедом пора быть )))

                  • nameless323
                    /#24384734

                    Да, я понимаю что мой опыт это только лишь мой опыт. По сути все что я пишу можно читать как "вот в моей жизни я не пожалел что получил тогда эту бумажку в универе, а вот есть знакомые для которых отсутствие диплома сыграло злую шутку". То есть понятно что это не значит что как получилось у меня или у каких-то моих знакомых, так же будет и у всех :) Но мы же в интернете, тут по умолчанию всё субъективно в таких обсуждениях, я лишь могу сказать что было из моего опыта, вы можете сказать что было из вашего, а уж кому интересно (автору статьи например) самому решать что делать с тем, что мы тут написали :)

                    • starik-2005
                      /#24384770

                      А я вот с Вашим опытом ну ни разу не спорю. Просто обращаю внимание, что для того, чтобы уехать на острова в 35, работая уже в 17 синьором-разработчиком на кошерном языке Джава, вообще больше ничего делать не надо. Ну при современном положении вещей.

                      А у аффтора там планов громадье, так что с моей точки зрения он вполне ответил за себя в части "зачем". И я с ним тут предельно согласен. А спорю лишь с утверждением, что для островов образование могло бы пригодиться. С моей точки зрения что если дело только в островах, то пять лет в ВУЗе - это контрпродуктивно.

                • kekertop
                  /#24384780 / +2

                  Ваш результат очень впечатляющий! Я очень рад, что вы распространяете результаты своей работы. Это меня очень вдохновляет - я верю, что и у меня в будущем будет такая возможность.

              • starik-2005
                /#24384708

                Отличные стремления! Я вот сегодня статью тут прочитал про то, как один американский китаец сделал ферму из 50 видеокарт и заставил ее искать на фотках рак легких. Жаль, что все плюсы уже истратил (

                Нетворкинг - штука отличная. Главное, чтобы не надоели к 25 годам разрабатывать софт, и чтобы рутина не затянула.

                Вообще, предлагаю серьезно отнестись ко всем этим комментариям с критикой - они зачастую более полезны, чем это кажется. А здоровье - это вообще невосполнимый ресурс. Я с коучем занимался и поставил здоровье на 4-е месте, на что мне было сказано: "чувак, важнее его вообще ничего нет, ты уверен, что готов забить на него болт". И я прозрел.... )))

                ЗЫ: Уже могу на острова, но не хочу. Женился второй раз и сделал еще детей. И все пошло в гору! ;)

                • kekertop
                  /#24384794

                  Рутина близит меня к сгоранию. Это для меня такой красный стоп-сигнал, можно сказать. Поэтому из-за вечных порывов что-то делать и развиваться в жизни в будущем я вижу себя в предпринимателем, нежели чем разработчиком. Хотя в данный момент я развиваюсь именно как разработчик.

                  Насчет здоровья полностью согласен - нужно его поддерживать. Я очень часто слышал от более взрослых людей с стрессовым прошлым слова о невосполнимости здоровья в будущем. К счастью, в данный момент я работаю не днями и ночами, как работал раньше и немного поубавил темп.

            • starik-2005
              /#24384652

              Я исхожу из того, что будучи синьором-помидором Джава-разработчиком вполне уместно работать вне офиса из условного Урюпинска или как оно там в Казахстане называется.

              По поводу диплома, то года три назад начали активно появляться посты с тем, что FAANG активно выпиливает из всех своих вакух требования к образованию. Ряд джоб-площадок вообще выпилили сначала обязательность указания образования, а потом вроде как и вообще убрали этот пункт. Связывали с тем, что народ с Курсеры и прочих годных курсов приходил и вполне вменяемо начинал кодить после пары лет фриланса. Ну и пресловутая проблема нехватки разработчиков (мы ведь сейчас о них, да? аффтор же жжет кровавый энтерпрайз на Джаве, да?) к этому толкала уже давно. Ну и я, лично, только одного приличного программиста знаю, который научился кодить в институте, остальные научились кодить с третьего по седьмой класс. Я, например, в пятом, когда и компьютеров-то не было ни у кого почти.

              Более того, я считаю, что если получая условные всего лишь даже 300 килорублей и спускать их все по болту - это, как минимум, какой-то дефект мозга. Надо вкладываться в активы, брать ипотЭки на нулевом цикле у приличных строителей или даже в бизнес-недвижимость вкладываться (на нее можно будет обменять более дешевое ипотечное жилье). Ну и в 35 лет на острова катить не в попытках заработать, а в стремлении быть счастливым, с умом тратя пассивный доход. В той же Португалии инфоцыганское ВНЖ можно получить даже с женой и двумя детьми при доходе всего 2 килоевра в месяц. Это две приличных студии за 10кк в Мск в съем, а если посуточно - и еще больше. За условные 15 лет при ЗП в условные 300к можно таких студий себе позволить больше двух легко. Но на островах все куда дешевле.

              • nameless323
                /#24384692

                Тут все упирается в то, а хочется ли жить и работать в каком-нимбудь Урюпинске? Если да, то конечно. А если вдруг захочется пожить и поработать в каком-нибудь Лос-Анжелесе? А потом в Торонто? А потом в Берлине? Чтобы не ждать 35 или просто пока ждешь поездить и реально пожить в разных странах, получить опыт, понять как оно и что больше нравится. Тот же FAANG вполне себе корректирует зарплаты в зависимости от локации работника, но тут важно скорее то, что им все равно на диплом, а вот консульствам на него не всё равно и получить рабочую визу без него может оказаться проблемой даже с офером.

                Но это конечно просто мое мнение, у каждого свои обстоятельства и свои стремления :)

                • starik-2005
                  /#24384788

                  Ну если именно о релокации говорить на условные 250к нерублей в год в Соединенные Государства вместо 400к рублей в месяц в Урюпинсках, то, наверное, есть какой-то в этом смысл. Но у аффтора там другой "цимус".

  28. SteamEngine
    /#24382284 / +3

    Все самые крутые решения в моей жизни — импульсивные

    Как-то это не вяжется с "senior". Кажется, один из главных навыков сеньора - способность провести анализ нескольких возможных решений и выбрать лучшее рационально.

    • kekertop
      /#24384658 / +1

      Анализ, планирование и реализация с учётом будущих изменений - это примеры одних важнейших навыков синьора. Я с вами в этом абсолютно согласен.

      В этой фразе об импульсивности моих жизненных решений я вижу достаточно глубокий смысл. Из-за моей не совсем развитой житейской мудрости мне нередко приходилось делать импульсивные решения в моих жизненных решениях. Многие мои идеи пришли ко мне абсолютно случайно и я слушал только зов моего сердца. Идея сделать их очень глубокий анализ мой мозг зачастую обходила стороной. Но это меня в итоге привело к отличным результатам. :)

      Но это никоим образом не влияет на процесс моей разработки, в самом деле. В процессе разработки чаще всего решает не только моя житейская мудрость, а мой опыт в разработке, навыки, статьи, книги и просто напросто гугл. Ну и конечно же мои социальные навыки. Решение написать о моей импульсивности я принял из желания дать понять читателям, что развиваться можно по совсем разным путям, таким как мой. Ну и зачастую рисковать, слушая свои чувства и желания. Ведь лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и потом жалеть всю жизнь, так?

  29. stas1212
    /#24382286 / +4

    "Я считаю что зайти в айтишку несложно"

    Что и требовалось доказать - юношеский максимализм, отсутствие жизненного опыта.

    Зайти в айти достаточно сложно, а некоторым и просто невозможно в силу объективных причин. Человеку нужны определенные качества, чтобы быть айтишником.

    Пс. Я бы наверное ушел из такой конторы, где в сеньерах ходят дети)

    • starik-2005
      /#24382464 / +1

      А что Вы вкладываете в понятие "определенные качества", без которых невозможно стать ИТ-шником. У меня много друзей ИТ-шников, которые обладают, например, такими качествами: безмерная лень, игровая зависимость, пьянство, любовь к долгим и пустым разговорам ниачом, ... С такими качествами даже в пятере кассиром не стать, а ИТ-шником - пожалуйста! Вот хотелось бы предметно.

      ЗЫ: В Япониях с "ихними" "каздзенами", "канбанами", прочими "караоками" очень ценится вклад молодежи - вчерашних студентов. Они, вчерашние студенты, создают так называемые кружки качества, на которых думают и решают, как можно что-то улучшить, углубить и все такое прочее. "Это мы придумали виндоуз, это мы объявили деволт, ..." (с) - это про них. Они как раз и создали предпосылки для всех этих lean-tech, канбанов и т.д. на этих самых кружках качества. И если советские инженеры говорили молодежи "молодо-зелено", то японские инженеры работали провайдерами для идей с кружков качества, которые поднимали до нужного уровня принятия решений. Почитайте Оучи и его "Теорию Z", может поймете, почему асе эти аджайлы, скрамы и прочие tech так плохо работают у нас, и почему про них чаще говорят, как про "Культ Карго".

      ЗЫЗЫ: со всем возможным уважением. Не принимайте близко к сердцу, если считаете иначе. Все мы разные, все имеем право на мнение )))

      • stas1212
        /#24382732 / -3

        И опять многа букав от школьника с раздутым ЧСВ ,помноженным на юношеский максимализм.

        Ну какие там у тебя друзья алкоголики то в 17 лет ,да еще и айтишники ?)))

        "кассиром в пятерочке не стать" - а ты пробовал им стать? откуда такие голословные утверждения или у тебя и в пятерочке много друзей )

        откуда ты знаешь что " все эти аджайлы плохо работают у нас" ? может у вас в билайне казахастанском ? тут не смогу не согласиться ,ибо нанимая 17 летних болтунов - сеньеров ожидать другого результата просто глупо.

        Твои японии и кружки бьются о незыблемость русского менталитета и посоловицу , определяющую фундаметнтальные понятия развития общества - Всему свое время - попробуй осознать смысл этой пословицы если сможешь и еще раз перечитай свой опус

        пс.Никого не хотел обидеть,все мы разные ))

        • starik-2005
          /#24382784 / +1

          Сэр, вызываю Вас на дуэль! (шучу, но отчасти)

          1. Мы с Вами на брудершафт не пили, так что попрошу уважительнее.

          2. А откуда Вы взяли, что мне 17 лет? Мне 44.

          3. А откуда Вы взяли, что у меня нет друзей-алкашей, которые ИТ-шники.

          4. По поводу пятеры, то я автоматизировал сеть "Авоська" в стародревние времена, ставил там Frontol 4-й еще версии, и по началу даже сидел на кассе, пробивая все эти товары, обучая дифчин и "пися" инструкции.

          5. Про аджайлы - так половина статей о них в том ключе, что это культ карго.

          6. Ну и откуда Вы решили, что я в Билайне работаю?

          7. Про незыблемость, то Вы тут сами себе противоречите.

          • stas1212
            /#24383118 / -1

            откуда вы знаете что мы с вами не пили на брудершафт

            откуда вы занаете что вам 44

            откуда вы взяли что у вас есть друзья алкаши

            ну и все таком духе,про пятерочку вообще фейспалм

            • starik-2005
              /#24383152

              Серьезно? Не, я слышал, что тут неадекваты встречаются, но не думал, что так вот прям сразу )))

      • nameless323
        /#24384414

        Не автор коммента оригинального но для меня "определенные качества" это пытливый ум, то есть желание разбираться, идти вглубь, ставить перед собой вопросы почему? зачем? как? И все хорошие программисты (хотя конечно айти это не только программирование) имели это качество. Если человек условно вызывает функцию фреймворка DoCoolStuff() и ему интересно, а что там происходит, а как, а почему оно вообще работает, то в итоге большие шансы что из него получится хороший программист, если нет, то собственно ему не интересно и получится ну какой-то программист, без кругозора, способный решать задачи только по инструкции.

        • starik-2005
          /#24384594

          Знаете, мне почему-то кажется, что автор статьи вполне может обладать такими качествами, а они действительно хорошо Вам указаны. Точнее Вы тут одно качество называете - "пытливый ум". Как-то на просторах одного педагогического ресурса у меня интересный диалог состоялся с одним товарищем, который, на мой взгляд, очень хорошо подметил, чем отличается отличник от двоечника (ну, условно, конечно). Отличник на "надо" идет и делает, а двоечник спрашивает: "зачем?" Вот мне в последнее время кажется, что у нас с современными "двоечниками" проблемы - их не стало. Малый процент отличников идут и делают, не особо спрашивая, а остальные или не делают вообще, или списывают, и ни у кого вопроса о том, зачем все это, не возникает.

          Я, конечно, могу ошибаться и быть во всем на свете неправ, - и это даже хорошо. Если так, то можно расслабиться и перестать задавать эти все вопросы о "зачем" )))

          • kekertop
            /#24384682 / +1

            Я думаю, что это не совсем связано с понятиями двоечник/отличник. Но если мыслить так, то скорее всего, пока отличник будет просто делать, двоечник будет просто не делать без всяких вопросов. А троечник спросит - "зачем?")

            Пытливый ум связан не с получаемыми оценками, а в целом с развитием любопытности у человека, критического мышления. Этому, к сожалению, в школах, чаще всего, достаточного внимания сейчас не уделяется.

            • starik-2005
              /#24384860

              Там дело не в оценках совсем. Но да, времена сильно изменились с тех пор, когда те двоечники и отличники в том смысле, в котором я это указал, водились в дикой природе. Да, сейчас таких "двоечников" нет - все или изображают деятельность, или просто делают. Вопросы задавать - это несовременно (

  30. Lexicon
    /#24382630 / +1

    Тоже рано начал, правда не учил что-то специально, делал коммерческие проекты в дизайн студии у дома, с другой стороны я оставался на второй год и бросил на 9ом...

    Я помню ошибки, которые совершал тогда, и ни одна из них не имела отношения к моим, в ретроспективе, феноменальным знаниям и опыту, и ранили меня так, как никогда не способно ранить незнание или некомпетентность.

    Я учился холоднокровию, и непременно обжигался каждый раз когда сталкивался с человеческим: смерть коллег, начальник-долевик, продающий свой шикарный спорт-кар из-за долга и миллиардер, пляшущий на морозе в разговоре с вчерашним школьником, и способный просто так, наплевать на сотни миллионов инвестиций и закрыть проект, подставное начальство в крупной фирме, и первая работа на американцев, где мне не посчастливилось перечить важному индусу, однажды я даже сбежал с оформления в крупную контору руководителем, узнав, что мне предстоит полиграф.

    В общем, в твоей статье я не вижу специалиста того уровня, которым был я, получив лычку. Но меня восторгает, как много у тебя времени, чтобы стать им, набить шишек, превзойти нас, твоих коллег сегодняшних. Посидеть на зарплате разработчика в 17 невероятно интересный опыт(кстати, расскажи, сколько платят то), открывающий множество возможностей развития или отдыха.

    Удачи!

  31. urvanov
    /#24382816 / +1

    А так респект парню, конечно.

  32. danilovmy
    /#24384070 / +2

    Senior - я б перевел как "повидавший". В применении к IT - повидавший код, повидавший конфликты, повидавший компании, культуры, страны, языки и fuck-апы...

    Стать официально CEO, ген директором, владельцем стартапа легко: открой свое ИП и назначь себя кем угодно. Но, если хочешь стать сениором по-настоящему - надо время.

    Проживи с фирмой лет 10, сделай ее лучше, известнее, выведи на новый уровень функционирования. И да, ты и правда бывалый.

    Выложи в публичный гит свой проект и переживи волну багов issues, ненависти и любви и да, ты бывалый.

    Выступай на конференциях лет 10. Стань известным программистом спикером - да бывалый.

    Без портфолио, созданного временем и мной - я б не стал называть себя сениором. Даже спустя 23 года разработки, 9 языков, несколько open-source, разные страны и компании, супер успехи и два факапа, нескольких жен и спустя более 180 выступлений в 96 городах я все ещё сомневаюсь - сениор ли я.

    • Nbx
      /#24384122

      Это не сеньор, а какой-то евангелист программирования получается.

      Не очень понятно что все так всегда к лычке сеньора пристают, все эти ранги давно уже запомоили. Если присмотреться поближе, то видно что сеньоров 70% от всей массы, 15% джунов и 5% мидлов.

      Так что, это примерно как получить сертификат от какой-нибудь компании. Раньше хоть что-то значило, теперь это просто слова. И если кто-то сертификатом размахивает или имеет много сертификатов, то это звоночек (также звоночек если кандидат многократно кличет себя сеньором при интервью).

      Можно самого себя назвать сеньором и самому себе в резюме написать «сеньор» на предыдушем месте работы (и о ужас! даже придумать это предыдущее место работы, хоть в микрософте, хоть в гугле). Для бодишопов, похоже лычка «сеньор» вообще начальная ступень, там в принципе не бывает мидлов и джунов, продают только сеньоров.

      У многих компаний это бесплатное поощрение, дурачки пыхтят, ждут, надеются, а компании это ничего не стоит и для них это ничего не значит, а дает рычаг над лохами. Назвали тебя сеньором — давай соответсвуй, теперь должен трудиться в два раза лучше. Навалить на себя дополнительных обязанностей — «мы же тебе выдали звание, нам же это было очень трудно, но мы поверили в тебя».

      Хочется «формального» признания, попади на какой-нибудь toptal, заодно бабок срубить можно будет, при желании.

      • starik-2005
        /#24384236

        Ну у нас же не пожизненный найм, поэтому все эти "лычки" - они вполне котируются у HR-рекрутеров, которые ищут что получше за что подешевле.

        Приличный сеньор-разработчик на кошерном языке Джава может получать в удаленном режиме на территории РФ овер дофига денежных мешков, а на территории вероятного противника и того больше, что некоторым образом стимулирует эти "лычки" ("шильдики", ...) всюду развешивать. Это как раз ничего не стоит.

        А компания, которой это тоже якобы "ничего не стоит", должна задуматься, а так ли это, ибо при большем количестве мешков денег в другом месте, оставаться только ради того, чтобы быть тут и с ними - это издержки того самого юношеского романтизма, который, слава всем богам, быстро проходит.

        ЗЫ: Я бы, лично, автору вообще бы порекомендовал школу спустить на тормозах в удаленку, институт закончить тоже удаленно за полмешка денег, не особо парясь с профессиональной областью - чисто картонки для. Ну а основное внимание сосредоточить на предложениях работы, где больше мешков денег - для сеньора разработчика на кошерном языке Джава это не должно составить особого труда. Ну и мешки потихонечку конвертировать в недвижку, а недвижку в пассивный доход, а пассивный доход в острова, на которых серфить и все такое прочее, не особо погружаясь в повестку. Ну и оставить себе хобби заради пару проектиков на два часа в день от ста американских денег за островной час.

        Мечта! )))

  33. power_man
    /#24384910 / +2

    Отличная статья, успехов!!!

  34. BeMySlaveDarlin
    /#24387476

    ТС, не обращай внимания на негативные комментарии о том, что ты не сениор.

    На самом деле понятие растяжимое и никак не коррелирует с возрастом/временем.

    Опыт, про который они заявляют, можно получить как за полгода/год бешеного темпа разработки, так и за десятки лет сыпающегося песка.

    Да, такой темп может привести к выгоранию, но чем раньше, тем лучше, ибо к 30 ты будешь не только только осознавшим себя миддл разрабом, а матёрым СТО в какой-нибудь уютной компании после многолетнего кровавого энтерпрайза.

    В чем плюс? Впереди будут ещё десятки лет на самореализацию и наличие хорошей финансовой обеспеченности вследствие стажа, пока твои ровесники начнут едва вылезать из кризиса разработчика.