Цифровой манифест +4


От автора: «В 2000 году, будучи студентом, на одном из занятий я заявил, что Интернет будет везде. Тогда мои одногруппники посмеялись над этим, так как это выглядело невозможным. Сейчас, в 2022 году я говорю, что будущее за цифровой демократией».

Об авторе: с 2003 по 2013 год работал техническим директором, заместителем руководителя в Окружном информационном центре «Сибирь», выполняющем функции пресс-службы полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе. С 2013 года по наст. время – технопредприниматель в сфере аддитивных технологий. Разработчик популярного 3D-принтера собственной конструкции.

Целью цифрового манифеста является описание цифровых инструментов управления таким государством, в котором народ, являясь единственным источником власти, никогда не отделяет эту власть от себя, а лишь делегирует избранным представителям функции по управлению государством и лишь на то время, которое разрешают граждане. В режиме реального времени, используя системы связи, граждане выказывают свою поддержку или недоверие представителям власти, где недоверие влечет немедленное отстранение.

Это позволяет избежать узурпации власти небольшими группами людей и не дает совершать переходы от демократии к тоталитаризму и другим разрушительным формам управления.

Для достижения этой цели предлагается новая форма управления государством - цифровая демократия или цифровизм.

Основой цифровизма является принцип непрерывного референдума, когда гражданин может немедленно отозвать свой голос у того или иного представителя власти, за которого он ранее голосовал. Тем самым, любой чиновник может быть немедленно отстранен, если его поддержка в обществе будет ниже определенного порога. Именно это дает возможность остановить несправедливые реформы, или военные действия, начатые правительствами.

Цифровизм триедин: голос, власть, деньги. Каждая из этих категорий оцифровывается и взаимно связывается в реальном времени с остальными категориями.

Символика цифровизма
Символика цифровизма

Предыстория

С момента объединения людей от простых групп - племен, до гигантских государств - прошло много тысяч лет. Чем больше становилась группа, тем сложнее ей было управлять. Во многом, сложность управления связана со скоростью распространения управляющей информации. Эта скорость зависит от физических средств распространения самой информации. В свою очередь, физические средства зависят от стадии развития самой цивилизации.

До появления письменности и бумаги, в малом племени вождь мог отдать приказ лично и устно. С ростом населения, с появлением большого количества родственных племен, вероятно, уже понадобились гонцы, как распространители устной информации. Мы не можем судить, как определялась степень доверия к информации от такого гонца, ведь на словах всегда можно внести искажения умышленно или случайно. Создать устойчивые демократические государства на этом принципе было не возможно.

С появлением письменности, которую можно было фиксировать и переносить на глиняных табличках, пергаменте, бересте и бумаге, появилась невиданная ранее возможность распространять управляющую информацию на большие расстояния, без искажений, что несомненно способствовало объединению растущего населения в государства.

Открытие электричества и последующее появление телеграфа и телефона еще прочнее связало растущие государства. Теперь управляющая информация могла распространяться на тысячи километров почти мгновенно. При этом, важная роль бумаги, как носителя и хранителя государственной информации, никуда не делась. Документы продолжали печататься и подписываться на бумаге.

С бурным внедрением радио и телевидения в 20 веке, созданные государства укреплялись, используя пропаганду. Гражданин за сотни и тысячи километров мог услышать и увидеть своего вождя, что, несомненно, придавало им узнаваемости, значимости и легитимности. При этом, абсолютное большинство граждан жили уже так далеко от центров своих государств, что в живую никогда не видели своих правителей. Сам рост населения, по сути, и не позволял каждому из миллионов граждан лично увидеть вождя, и тем более, повлиять на его решения. Люди стали считать, что все решает вождь, а они сами ничего не могут сделать, и ни на что не влияют.

Системы выборов власти предполагали только назначение представителей. Отсутствовала работающая система быстрого, законного, бескровного отстранения от власти правителей и узурпирующих в своих целях власть групп людей. Так, в том числе и выборные демократии, постепенно сдвигались в сторону тоталитаризма.

Это продолжалось вплоть до конца 20 века, когда появилась первая информационная сеть, объединяющая людей - Интернет.

Интернет

В начале 21 века Интернет проник в каждое государство. Почти у каждого гражданина был опыт контакта с сетью. Сеть использовалась для развлечений, обучения, новых видов работы, рекламы. Государственные органы стали создавать свои сайты в сети.

Роль бумаги как носителя и хранителя государственной информации начала снижаться, так как с развитием компьютеров появились дата-центры, где можно было хранить и обрабатывать информацию. Многие государственные услуги удалось перевести в электронный вид. Доступ к ним граждане могли получить через Интернет. Идентификация гражданина происходила по выданному ему государством паролю.

Электронное голосование

В этот же период начались попытки властей имитировать цифровую демократию с помощью электронного голосования. При этом, программный код платформы, на которой оно работало, был закрыт от сторонних наблюдателей, как и сам процесс подсчета голосов. Никакой возможности проконтролировать извне происходящее не было. У гражданина была лишь возможность посмотреть, как он проголосовал. Но закрытость системы оставляла возможность для любых манипуляций при подсчете голосов. Таким образом, все голосование было полностью подконтрольно государству, а именно, тем, кто его организовывал.

Такое электронное голосование не имело функции отзыва гражданином своего голоса. Власть гражданина через голосование полностью переходила к представителям власти и не могла быть отозвана гражданином, в случае если тот был не доволен действиями власти.

Цифровая подпись

С развитием Интернета стало заманчивым упростить бумажный документооборот с помощью электронного. Сделать это можно было, только создав новый цифровой инструмент - электронную цифровую подпись.

В начале 20-х годов 21 века цифровая подпись стала активно использоваться в связи с пандемией COVID, поскольку позволяла экономически активным гражданам дистанционно подтверждать от своего имени различные экономические сделки и получать государственные электронные услуги. Цифровая подпись выдавалась как государственными органами, так и коммерческими организациями.

Цифровые деньги

В это же время, развитие носимой портативной электроники и проникший повсюду вместе с гаджетами Интернет, сделал привлекательным отказ от расчетов бумажными деньгами в пользу безналичных расчетов. Бумажные деньги, выпускавшиеся государственными банками, стали терять актуальность, и доверие граждан стало смещаться в сторону электронных платежей.

Появившиеся в начале 21 века электронные средства платежей в виде защищенных криптографическими методами цифровых валют (популярный Биткоин и др.), выпущенные не государственными организациями, неожиданно показали взрывной рост и небывалый интерес граждан по всему миру.

Государственные банки, видя невероятный успех таких свободных децентрализованных цифровых валют (криптовалют), посчитали их угрозой для стабильности своих экономических систем. Во многих странах криптовалюты были запрещены, в некоторых разрешены с ограничениями. При этом, государственные банки стали готовиться к цифровизации своих собственных национальных валют на принципе глубокой централизации, который предполагает полный контроль со стороны государства, как посредника в каждой транзакции.

Цифровизм

К 2022 году была разработана большая часть технических средств, для совершения цифрового перехода к новой форме управления государством - цифровой демократии или цифровизму. Однако, политическая ситуация в каждой стране была различной, как и готовность к цифровому переходу. В большинстве стран цифровые технологии начали использоваться как инструмент для укрепления действующей власти. При этом, гражданские права и свободы стали быстро сворачиваться.

Электронное голосование, цифровизация национальных валют, видеокамеры в общественных местах с возможностью идентифицировать любого человека, тотальная запись всех телефонных разговоров, сохранение всей активности в Интернете, контроль за «лайками» и комментариями в социальных сетях, присвоение «социального рейтинга» гражданину – все это вело общество по пути «цифрового лагеря» с тотальным контролем государства над гражданами. Демократия начала сворачиваться и оказалась в опасности.

Государство, в лице узкой группы людей, перехватило контроль над цифровыми технологиями, все сильнее узурпируя власть, а общество не успело консолидироваться вокруг этой проблемы. Большинство граждан склонилось к мнению – что им нечего скрывать, поэтому государство может за ними следить.

Идеология цифровой демократии предполагает, что народ, являясь единственным источником власти, имеет право защищать демократию и должен поставить власть под свой контроль с помощью цифровых технологий. «Цифровой лагерь» должен быть не для всего общества, а только для представителей власти. Это не должно их пугать, ведь народные избранники являются лучшими представителями общества, а значит, им нечего скрывать от народа.

Цифровизм триедин: голос, власть, деньги. Каждая из этих категорий оцифровывается и взаимно связывается в реальном времени с остальными категориями.

Функционирование цифровой демократии осуществляется с помощью сети специальных дата-центров. Это компьютеры, на которых установлена специальная программная платформа с открытым исходным кодом. Платформа содержит в себе все инструкции по государственному устройству со списком всех выборных государственных должностей. За работой дата-центров может следить любой желающий. По сути, само государство превращается в сеть децентрализованных дата-центров.

Дата-центр выдает каждому гражданину единую цифровую подпись гражданина, а чиновникам - специальные государственные подписи. Единая цифровая подпись может выдаваться гражданину при получении паспорта. Именно обладание цифровой подписью является признаком власти. Власть оцифровывается с помощью цифровой подписи.

Власть народа выражается через свободные выборы всеобщим голосованием с помощью единой цифровой подписи каждого гражданина. Выборы назначаются дата-центром автоматически, когда одна из выборных должностей оказывается вакантна.

Не нужно никакого центрального органа, состоящего из людей, назначающего выборы, ведущего подсчет голосов, и выдающего удостоверения чиновникам. Все эти функции автоматически выполняет дата-центр. Таким образом, убираются посредники между голосами граждан и кандидатами на выборах. Отсекается возможность влияния групп людей, желающих победы тому или иному кандидату, на исход выборов. Кроме того, стоимость организации новых выборов практически нулевая.

Голосование происходит с помощью программы-приложения в личном гаджете гражданина, в который загружена его цифровая подпись. Цифровой голос гражданина, подписанный его подписью, шифруется и отправляется в дата-центр. Голос шифруется так, чтобы никто не мог установить, за кого или против кого проголосовал конкретный гражданин. Только сам гражданин может проверить, за кого был зачтен его голос и отозвать свой голос при необходимости в любой момент.

При проведении выборов дата-центр собирает голоса граждан за определенного кандидата, и если процент проголосовавших за него превысит 50%, то этому кандидату, как избранному представителю законной власти, выдается специальная государственная цифровая подпись, соответствующая должности. Такая подпись аналогична удостоверению депутата, губернатора или президента и полностью заменяет его. Государственная цифровая подпись активируется с момента голосования граждан по кандидатуре представителя на определенный пост и выдается на определенный срок. Легитимность избранного таким образом представителя власти будет максимальной.

После проведения выборов граждане продолжают непосредственно контролировать власть путем непрерывного референдума, при котором каждый голос «за» может быть немедленно отозван гражданином, если он посчитает действия избранной им власти неприемлемыми. Таким образом, голос «за», превращается в голос «против».

В этой системе нет смысла в давлении на избирателя, так как гражданин сегодня под давлением проголосует «за», а завтра без давления уже «против».

Например, если «за» победившего кандидата проголосовало 60% принявших участие в выборах, то 40% проголосовавших «за» его конкурентов, учитываются как 40% «против» победившего кандидата. Чиновник получает активный рейтинг в 60% «за» и 40% «против».

Граждане, которые не приняли участие в голосовании, должны иметь возможность выразить свою поддержку или недоверие представителю власти после того, как он был выбран теми, кто проголосовал. Так, у власти могут появляться новые сторонники или противники, которые включаются в массу голосующих, тем самым, меняя рейтинг.

Как только поддержка чиновника обществом снижается ниже порогового значения, его государственная цифровая подпись перестает действовать и он теряет полномочия.

Осознание чиновником того, что его поддержка обществом и его карьера напрямую зависит от того, что он пообещал, а затем сделал, заставляет его быть в тонусе и работать на благо избирателей.

Политическая конкуренция

Любой гражданин может претендовать на любой пост в государстве. Для того, чтобы избиратели могли отдать свой голос за кандидата на тот или иной пост, кандидат должен быть узнаваемым, а значит вести активную деятельность. Узнаваемые личности могут конкурировать между собой за голоса избирателей. В случае, если происходит назначение новых выборов на один из постов, на которые у кандидата есть виды, то он может подать заявку в систему на участие в выборах. Если у кандидата нет запрета на участие в выборах, то его кандидатура автоматически появляется в списках для голосования у избирателей.

Политическая конкуренция при цифровизме может быть очень активной. Поскольку различные посты в государстве могут освобождаться в режиме реального времени, всем политикам нужно быть на виду, чтобы быть узнаваемыми гражданами. Большую роль в этом процессе будут иметь независимые средства массовой информации.

Делегирование голосов

Цифровизм обладает новой, ранее невозможной функцией - гражданин может делегировать свой голос любому другому гражданину, которому он доверяет. Например, гражданин доверяет свой голос своему более активному родственнику, если сам не хочет участвовать в голосованиях. Или доверяет свой голос любому известному политику. При этом голос также может быть отозван обратно в любой момент, или делегирован другому человеку.

В случае делегирования голос должен быть зашифрован, т.е. делегат (тот, кому доверили голоса) не должен видеть, кто именно передал ему голоса, иначе это может привести к давлению на избирателей, покупке голосов и другими злоупотреблениями. Только в этом случае возможность делегировать гражданином свой голос открывает возможности новой политики.

Делегаты могут набирать голоса избирателей или терять их, если их позиция становится не созвучна с желаниями избирателей. Делегат может участвовать в любых голосованиях по любым вопросам, используя накопленные голоса. В этом случае, информация о том, как голосует делегат, должна быть доступна всем тем, кто делегировал ему свой голос.

Таким образом, избирателю не нужно постоянно участвовать в голосованиях. Он может делегировать эту функцию через свой голос любому гражданину.

Если делегат решил участвовать в выборах на какой либо пост, то он может использовать накопленные им голоса для голосования за себя. При этом, в любой момент, голос может быть отозван избирателем обратно, чтобы, например, проголосовать за другого кандидата.

Дата-центры

При цифровизме, обязательным условием работы дата-центра, выдающего электронные подписи и ведущего сбор и подсчет голосов, является открытый исходный код самой платформы, а также доступ сторонним наблюдателям в режиме реального времени ко всем данным по работе системы и подсчету голосов. Конечно же, сторонний наблюдатель, будь то гражданин, или чиновник любого уровня, не должен иметь абсолютно никакой возможности влиять на саму систему, кроме как участием в голосовании.

Как сделать так, чтобы цифровизация демократии, как инструмента народной политики, не превратилась в инструмент тотального контроля меньшинства над большинством? Ведь те, кто будут «управлять» дата-центром, смогут перехватить весь контроль в свои руки.

Решением является сеть децентрализованных дата-центров на основе технологии распределенного реестра - блокчейна. В них информация записывается так, что в нее невозможно незаметно внести изменения. Понадобится создание множества дата-центров, дублирующих информацию друг друга, в различных регионах страны. Информация от голосующего гражданина должна транслироваться сразу во все дата-центры через сеть. Таким образом, они должны быть настроены как «радиоприемники» на прием голосов от непрерывного референдума граждан через Интернет. Если какой-то дата-центр пропустил «прием» голосов, или получил незаконный вброс голосов от желающих захватить власть, то остальные дата-центры должны иметь возможность за счет своего перевеса в количестве, обновить информацию такого проблемного дата-центра, или вообще перестать с ним «общаться», превратив в «изгоя».

Не должно быть одного главного дата-центра, от которого бы зависели другие. Если кто-то возьмет контроль в свои руки и захватит один дата-центр, то другие дата-центры должны иметь возможность отключиться от него, как от «изгоя». Таким образом, большинство граждан всегда будут опираться на свои легитимные дата-центры. Чем больше будет в стране дата-центров, тем меньше будет смысла в попытках захвата власти.

При дальнейшем развитии технологий – увеличении скорости процессоров, объемов памяти, скорости беспроводной передачи данных, можно прийти к тому, что такой дата-центр с копией всей информации, будет размещен в личном гаджете каждого гражданина.

Создание платформы для таких дата-центров является сложной технической задачей, но она решаема в XXI веке. Основой такой технологии должен стать блокчейн - система уже используемая в криптовалютах.

Государственная криптовалюта

Важнейшим инструментом реализации властных полномочий является распоряжение государственными финансами. Любой приказ чиновника подкрепляется деньгами на финансирование людей и организаций, которые будут в итоге выполнять эти распоряжения.

Вместе с получением специальной государственной цифровой подписи, чиновник получает возможность подписывать этой подписью свои приказы. Дальше эти документы направляются в дата-центры, которые хранят государственный бюджет в виде государственной криптовалюты. Через дата-центры, согласно приказам чиновников, криптовалюта распределяется по экономике.

В этом также выражается триединство цифровизма: голос, власть, деньги. Как только поддержка чиновника обществом снижается ниже порогового значения, его государственная цифровая подпись перестает действовать, и чиновник не может отдавать распоряжения, не может перенаправлять денежные потоки, а значит, теряет власть. В этом случае дата-центр автоматически назначает новый выборный цикл.

Использование децентрализованной криптовалюты, как и кардинальное сокращение оборота бумажных денег, являются обязательными условиями для полноценного функционирования цифровой демократии. При этом, использование централизованной цифровой валюты – недопустимо. Проблема в том, что цифровой валютой, которую предлагают выпускать государственные банки, очень легко управлять. Например, можно отключить возможность платежей между неугодными организациями или гражданами или заморозить все их накопления. Это может привести к централизации экономической власти в недобросовестных руках и к возвращению общества в «цифровой лагерь».

У государственной криптовалюты должен быть обязательный цифровой след – то, чего никогда не было у бумажных денег. Коррупция возможна, в том числе потому, что наличные деньги, выводимые в корыстных целях, невозможно отследить. Если же есть цифровой след – это вся информация у каждой единицы валюты, от кого и кому она была выплачена, то присвоить незаметно эти деньги не получится, т.к. они будут «меченые».

Также невозможно будет финансировать незаконную деятельность, направленную на удержание власти, и поддерживать секретные статьи в бюджете втайне от общества.

Обязательный цифровой след - довольно радикальный момент, который может повлиять на раскрытие государственной, коммерческой, частной тайны. Поэтому, возможно, будет необходимо шифровать этот след, а доступ к нему будет иметь только тот, кто отправлял или получал деньги. Цифровой след может формироваться с помощью цифровой подписи.

Программный код государственной криптовалюты должен быть открытым, а сама валюта – децентрализована по всем дата-центрам. Обработка криптовалюты может выполняться на тех же дата-центрах, где будет размещена система голосования. Возможно, что удастся создать совмещенную платформу для таких дата-центров.

Цифровой переход

Для внедрения цифровизма необходимо внесение поправок в конституции государств или разработка новых проектов конституций. Право на это имеют законодательные органы государств. Народ, как единственный источник власти, может требовать от законодательных органов, внести такие изменения, основанные на принципах цифровой демократии.

Безболезненный переход к цифровизму возможен на честных выборах, если претендент на пост руководителя государства обозначит своей стратегией цифровизм. При победе такого кандидата общество вправе требовать от него реализации всех основных идей цифровой демократии.

В случае игнорировании требований народа по введению цифровой демократии, инициативным гражданам необходимо начать разработку платформы непрерывного референдума для дата-центров. Открытый код платформы должен сделать ее доступной для скачивания, анализа и установки любым гражданином. Совместная скоординированная работа инициативных граждан должна привести к появлению сети дата-центров, которые могут начать выдавать цифровые подписи всем желающим гражданам.

Учитывая свертывание демократических свобод, разработка и запуск такой сети может попасть под преследование со стороны государств, поэтому ее авторы должны быть анонимными.

Запущенная сеть должна давать присоединившимся гражданам все возможности цифровой демократии. Защищенная шифрованием информация внутри сети не позволит никому идентифицировать граждан и преследовать их. Доказать участие гражданина в сети должно быть возможно, только взломав его гаджет.

Внутри платформы должен быть заложен цифровой аналог конституции того государства, где она развернута. Это значит, что граждане смогут начать выбирать представителей на государственные должности параллельно той власти, которая существует в их стране.

Народ, являясь единственным источником власти, будет делегировать функции по управлению государством своим новым представителям.

Возможно, что гражданам для безопасности, на первых порах, придется регистрироваться под вымышленными именами. Под этими именами их будут знать остальные участники сети. Выдача государственных цифровых подписей также будет на эти имена, так же как и полномочия по распределению бюджета. В конце концов, какая разница, как называет себя гражданин? Главное то, выполняет ли он свои обещания и тратит ли бюджет по назначению на благо народа. Если же гражданин не справляется или превышает свои полномочия, то его всегда можно отстранить от власти.

Само существование такой сети и увеличение количества регистрирующихся в ней граждан будет означать катастрофическое снижение легитимности действующей государственной власти. Снижение явки на выборах, устраиваемых старой властью, будет сигналом всем о том, что народ формирует новую власть уже в рамках цифровой демократии. Все те, кто раньше не ходил на выборы, могут начать участвовать в непрерывном референдуме. Отсутствие легитимности старой власти будет означать необязательность выполнения ее распоряжений.

Цифровая демократия невозможна без криптовалюты, поэтому вместе с платформой непрерывного референдума необходимо разработать и запустить в оборот криптовалюту, которая будет работать вместе с платформой дата-центров.

Граждане могут постепенно переходить на расчеты в криптовалюте, отказываясь использовать валюту государства, держащего их в «цифровом лагере». Чтобы появился бюджет, которым смогут распоряжаться новые народные избранники, необходимо будет ввести налоги.

Чем больше будет масса криптовалюты, тем больше реальной власти будет у представителей цифровой демократии.

В какой-то момент старая власть потеряет легитимность и деньги настолько, что перестанет функционировать.

Цифровая демократия победит.




Комментарии (35):

  1. TsarS
    /#24758658 / +1

    Так я не понял, будет анонимность у денег или, наоборот, не будет?

  2. ramil_trinion
    /#24758660

    • nin-jin
      /#24758722 / +3

      Толпа глупа. Кто складнее говорит, тот страну и разваливает.

  3. wataru
    /#24758708 / +7

    Опять эти розовые мечты крипто-анархистов. Коммунизм и то правдопадобнее был. Там хоть предполагаемый путь наступления постулировался.

    • vya
      /#24758830

      Я больше скажу - в части делегирования один в один копируется советская система народных депутатов.

  4. saipr
    /#24758746

    2000 году, будучи студентом, на одном из занятий я заявил, что Интернет будет везде. Тогда мои одногруппники посмеялись над этим, так как это выглядело невозможным.

    Где же вы учились? Уже в 70-х-80-х все только и говорили, тем более студенты, про ОГАС (общегосударственная автоматизированная система), в частности. А уж в 2000-х, когда Интернет шагал по планете семимильными шагами, рассуждать о том, что интернет будет не везде, просто не могли. Он уже был в умах всех, тем более студентов. Тут вы что-то не договариваете.


    Цифровая подпись выдавалась как государственными органами, так и коммерческими организациями.

    Я устал уже бороться с этим. Почитайте что такое цифровая подпись. Она никем не выдается, её, точно также как и факсимиле ставят. А вот чтобы её поставить Человеку надо иметь свой закрытый ключ и СЕРТИФИКАТ (аналог паспорта), который он должен получить в уполномоченном удостоверяющем центре. А у нас ото всюда (не далее как вчера по центральному ТВ видел выступление одного из руководителей ФНС, который твердил, что они за всех выдают цифровую подпись!!!) только и слышно о получении подписи. Итак подпись ставит Человек!!! И никто не вправе за него это делать.


    А вот это хорошо:


    Основой цифровизма является принцип непрерывного референдума, когда гражданин может немедленно отозвать свой голос у того или иного представителя власти, за которого он ранее голосовал.

    Ещё понять когда отбирать (возвращать) мандат у слуг народа.

    • nick-for-habr
      /#24758820 / +2

      Я устал уже бороться с этим. Почитайте что такое цифровая подпись <...> А у нас ото всюда (не далее как вчера по центральному ТВ видел выступление одного из руководителей ФНС, который твердил, что они за всех выдают цифровую подпись!!!) только и слышно о получении подписи.
      А смысл бороться с устоявшимся для широких масс термином?
      Сказал «электронная подпись» или для продвинутых — ЭЦП, и все понимают что это такое. Тут и инструмент, и процесс, и результат — всё одним словом, удобно же )))
      Да, формально это не правильно, но для бытового общения достаточно. А вот в технических/юридических документах конечно надо точную формулировку выбирать. Это как бороться с ксероксами и памперсами — бесполезно, потому что люди привыкли, и им так удобно.
      А вот это хорошо:
      Основой цифровизма является принцип непрерывного референдума, когда гражданин может немедленно отозвать свой голос у того или иного представителя власти, за которого он ранее голосовал.
      Ну на вскидку имхо не так уж и хорошо, когда выбранные делегаты для реализации какой-то работы / решения проблемы будут по 3 раза на дню отзываться/меняться только потому, что переменчивая симпатия толпы снова развернулась на 180 градусов из-за мнения очередного популярного блогера.

      • saipr
        /#24758992

        А смысл бороться с устоявшимся для широких масс термином?

        Если бы это было так, то вы правы. К сожалению, люди в большинстве искренне верят, что им дают именно подпись под чем-то. А потом начинаются тяжбы — это не я ...

  5. alcanoid
    /#24758792 / +4

    Прекрасно. В итоге получаем полный хаос, управляемый непонятно кем при помощи методов социальной инженерии и пропаганды. Население вместо того чтобы работать, будет непрерывно участвовать в непрерывном референдуме. Функционирование государственного аппарата окажется парализовано, а наверху будет перманентно проходить парад разномастных популистов и шарлатанов.

    В выигрыше окажется то государство, у которого вместо этого невротического бардака будет устойчивая, последовательная политика, поддержанная в какой-то момент большинством, и политическая воля для её реализации.

  6. kasiopei
    /#24758838 / +1

    Любой гражданин может претендовать на любой пост в государстве.

    Замечательно)))

  7. saboteur_kiev
    /#24758846

    какой детский лепет.

    Ведь те, кто будут «управлять» дата-центром, смогут перехватить весь контроль в свои руки.

    Решением является сеть децентрализованных дата-центров на основе технологии распределенного реестра - блокчейна.

    Контроль не у тех, кто управляет датацентром, а у кого силовики и деньги. А с силовиками и деньгами, можно сделать и с датацентром и с гражданами что угодно

    Пока силовики не с народом, про технические решения можно забыть. Они все будут реализовываться так, как это удобно власти.

  8. GoodWins
    /#24759026

    Всё замечательно, и реализуемо, и никакой фантастики. Правда, в идеальной стране, но не у нас...

    • 13werwolf13
      /#24759786 / +1

      Правда, в идеальной стране, но не у нас

      в этом главная глупость человечества. деление на страны/районы/республики/etc это атавизм который должен быть устранён. есть человечество, есть планета, зачем это делить на что-то непонятно (нет, ну вам конечно же расскажут с экранов зачем, и вы возможно даже поверите, но тогда можете вычеркнуть себя из списка разумных существ).

      • pewpew
        /#24760758

        Вы забыли религии. Казалось бы никакой логики нет во что-то верить, но люди не только верят, но и доказывают друг другу, во что верить. При этом с сочувствием (или без сочувствия) зачастую прививают эту веру другим отсталым и заблуждающимся по их мнению народам. Или просто воюют, потому что вера не та. И ещё ксенофобия. Вот почему например Армяне с Азербайджанцами не дружат, Албанцы с Сербами и Израильтяне с Пакистанцами? Чего не поделили? Экраны у них появились сравнительно недавно, а конфликты существуют столетиями. Так что людям ещё тысяч 10 лет надо эволюционировать, чтобы вообще подумать об отказе от стран и границ. И это без учёта политиков и олигархов, которых хлебом не корми, дай делить и властвовать.

        И ещё — есть люди, которые хотят заниматься своим делом и в политику не лезут. Так вот, именно эти люди с радостью согласны жить под чутким руководством кого угодно, лишь бы их не трогали. А к трудностям они уже привыкли и менять ничего не хотят. Вообще. Любые перемены в их стабильности их печалят настолько, что они готовы осуждать всё, что меняет их уклад жизни. И таких большинство. Они не претендуют на то чтобы быть умнее остальных. Просто делают свои дела. Живут сейчас, а не в счастливом будущем.

        Так что увы, заборы — погранконтроли, деления на государства и

        наша благословенная родина / их варварские пустоши
        image

  9. goga_kk
    /#24759096 / +1

    Очередное унылое однобокое говно рассмотрение вопроса с акцентированием внимания на нужных фактах и игнорированием неудобных.

    Это позволяет избежать узурпации власти небольшими группами людей и не дает совершать переходы от демократии к тоталитаризму и другим разрушительным формам управления.

    Не пойму как реагировать на эту фразу, смеяться или плакать.

  10. garwall
    /#24759182 / +2

    Очередная наивная и комическая утопия инженера об идеальном обществе. жанр вечный.

  11. domix32
    /#24759232 / +2

    Цифровизм триедин: голос, власть, деньги. 

    Почему власть и деньги имеют хоть какое-то значение, а не ресурсы? Деньги это абстракция над товарами и услугами и деньги имеют определенный уровень волатильности зависящий от собственно ресурса. Неподкрепленные деньги имеют свойство скатываться в гиперинфляцию и иметь бешенную волатильность. Это уже не говоря про то что людей в возрасте надо будет как-то обучать премудростям.

    криптовалюта распределяется по экономике.

    возвращаясь к проблемам крипты - как убедить соседние страны покупать вашу валюту? Как обслуживать такие покупки? Добавлять больше ДЦ в соcедние страны? Что в таком случае будет мешать другим странам влиять на ценность этой крипты? Децентрализация играет за крупных игроков и крупные игроки будут решать ее цену. Так и государственную экономику продать задарма можно. Плюс крипта ко всему имеет не сказать чтобы большую скорость, чтобы обслуживать всех с нормальной скоростью. Ну либо можем считать очередь в маленькой пятёрочке в размере 15 человек на кассу нормой. А ещё заодно огребаем проблем с откатом транзакций за товар не соответствующий определенным качествам.

     личном гаджете каждого гражданина.

    Как решаются проблемы кражи устройств? Как решается проблема раздачи собственно личных гаджетов? Клонирование устройств, мертвые и нежившие души, которых по идее надо выводить и не заводить соответственно. Опять же есть старики, которых необходимо будет обучать этому. А есть ещё различные неграждане - туристы, гастарбайтеры, нелегалы всякие.

    Делегирование голосов

    Как будет решаться проблема честного делегирования? Если уж сейчас выборные карусели из бюджетников крутятся, то что будет мешать сделать такие же цифровые карусели в добровольно-принудительном порядке забирая делегирования в сторону начальника завода на подсосе государства? Проблема вежливых же людей, которые будут опять же запугивать криптогулагами. А может и не вежливых просто, а как в 90е было с квартирами - человек выписывался из квартиры и якобы ехал прописываться в деревню на природе. На деле в местном пригороде на природе в подлеске его потом и находили. Если находили.

    Не должно быть одного главного дата-центра, от которого бы зависели другие

    Если каждый из граждан не может поднять по датацентру, то скомпрометировать даже сотню ДЦ не стоит примерно ничего для государства. И просто за несколько минуть подумать можно будет придумать с десяток вариантов атаки на ДЦ.

    Ну и самое пожалуй непоясненное - такой формат в каком-то виде мог бы работать для какой-то замкнутой организации, но как это будет стыковаться с остальной геополитикой и глобальным рынком. Количество фолбэков из цифры будет просто гигантским. Всякие территориалььные споры тоже как пример.

  12. frideviloop
    /#24759448 / +1

    Именно это дает возможность остановить несправедливые реформы, или военные действия, начатые правительствами.

    Антивоенная риторика это феномен столетий. Граждане США, например, мыслят категориями "целесообразные военные действия" и "нецелесообразные военные действия". В России приняты понятия "справедливая война" и "несправедливая война". Державы не могут отказываться от военных действий при нынешнем уровне развития хомосапиенсов как таковых, думаю, это грустная правда.

    Многие государственные услуги удалось перевести в электронный вид.

    Это терминологическая манипуляция, вызванная тем, что вместо "государственные услуги" неприлично говорить "бюрократические функции".

    отказ от расчетов бумажными деньгами в пользу безналичных расчетов

    Рекомендуем подумать о безличных расчётах в электронной форме, т.е. гибрид наличных и безналичных расчётов, например, цифровой рубль.

    Кроме того, стоимость организации новых выборов практически нулевая.

    Точнее говоря, каждые последующие выборы будут менее затратны, чем предыдущие. О полностью нулевой стоимости говорить не приходится.

    Осознание чиновником того, что его поддержка обществом и его карьера напрямую зависит от того, что он пообещал, а затем сделал, заставляет его быть в тонусе и работать на благо избирателей.

    Также это приведёт к тому, что осознанные граждане не будут становиться чиновниками, зная, что в имеющейся обстановке не смогут выполнить своих предвыборных обещаний. Нынешний режим пытается управлять направлением вырождения чиновничьей касты, и не факт, что ему не удалось сделать максимум возможного с учётом исторического периода капиталистического глобализма в геополитике.

    Большую роль в этом процессе будут иметь независимые средства массовой информации.

    Это мы. Мы (не)зависим от необходимости выживать в реальной экономике и (не)зависим от (не)возможности массово информировать.

    Таким образом, избирателю не нужно постоянно участвовать в голосованиях. Он может делегировать эту функцию через свой голос любому гражданину.

    Это стоит того, чтобы демократы способны были воевать в гражданской войне? "Вся власть Советам!" — звучит знакомо, да?

    не превратилась в инструмент тотального контроля меньшинства над большинством?

    О том, что большинство не означает правоту, высказалось достаточно мыслителей.

    Таким образом, большинство граждан всегда будут опираться на свои легитимные дата-центры. Чем больше будет в стране дата-центров, тем меньше будет смысла в попытках захвата власти.

    Ценное зрелое утверждение рационального мира, применимое ко всему. Вся власть Советам.

    Как только поддержка чиновника обществом снижается ниже порогового значения, его государственная цифровая подпись перестает действовать, и чиновник не может отдавать распоряжения, не может перенаправлять денежные потоки, а значит, теряет власть.

    Это приведёт к диктатуре популистов. Поживём сегодня, а завтрашние поколения пусть сами расхлёбывают наши сегодняшние ошибки, мистер государственный долг!

    Это может привести к централизации экономической власти в недобросовестных руках и к возвращению общества в «цифровой лагерь».

    Если большинство проголосует за правильность жизни в уютном для нищих духом цифровом лагере, в случае невыносимого несогласия вам надо будет уехать за границу. Следовательно, требуется гуманный институт экстрадиции нежелательных граждан из тоталитарно-демократического государства (большинство решило, помните?)

    Программный код государственной криптовалюты должен быть открытым, а сама валюта – децентрализована по всем дата-центрам.

    Это неграмотное техно-популистское высказывание, но возможно, что просто неудачная формулировка, — заявил депутат Совета Цифровых Демократов frideviloop.

    Народ, как единственный источник власти

    Источник власти это одно. А субъект или объект власти это другое. Надо понимать разницу и твёрдо знать в своей метафизической системе, что такое народ. Например, гастарбайтеры из бывших советских республик на время пребывания здесь становятся нашим народом, но русскими и гражданами не являются. Кто-то считает иначе. А кто-то вообще не может и двух слов связать по теме.

    Это значит, что граждане смогут начать выбирать представителей на государственные должности параллельно той власти, которая существует в их стране.

    Это тема отдельной статьи, и как бы не уголовной. Подполье это подполье, диссида это диссида, фронда это фронда.

    Все те, кто раньше не ходил на выборы, могут начать участвовать в непрерывном референдуме.

    Это ценное высказывание, направленное на решение вышеозвученной проблемы параллельного правительства и для качественного досуга пенсионеров.

    • spammchik
      /#24759854

      Спасибо огромное за ценные комментарии! К сожалению, я готовил работу один, и действительно, какие-то моменты мог недоосмыслить. Надеюсь, кто-то доработает эту концепцию до лучшего состояния.

    • Brotherman
      /#24760922

      О том, что большинство не означает правоту, высказалось достаточно мыслителей.

      То-то я думаю на выборах всегда побеждает кто-то неочень с 90% голосов, просто надо всем не ходить

  13. 13werwolf13
    /#24759790 / -1

    мне понравилось, не всё конечно, но большая часть. и вот дошёл я до коментариев и словил facepalm. все ругают, но никто не может предложить вариант лучше. диванные эксперты точно такие же как и автор, лишь бы поспорить.

  14. Mesklin
    /#24759812

    Прям пособие: как развалить страну

  15. Jedd
    /#24759920 / +1

    Удивительно, уже пару лет рассказываю знакомым про подобное, а тут кто-то ещё так мыслит.
    Всё здорово, будущее вероятно такое. В моём варианте есть ещё система для предложений/голосований на разных уровнях социума.
    Скажем кто-то предлагает идею - "починить дорогу у дома (или у города)". Создается тема, жильцы голосуют "да/нет", сбрасываются деньгами. Находится подрядчик (своя система с репутацией), деньги переводятся - дорога чинится/строится. Отсутствие администрации в прокладке полностью.

    • Reposlav
      /#24760518

      Скажем кто-то предлагает идею - "починить дорогу у дома (или у города)". Создается тема, жильцы голосуют "да/нет", сбрасываются деньгами. Находится подрядчик (своя система с репутацией), деньги переводятся - дорога чинится/строится. Отсутствие администрации в прокладке полностью.

      Похоже на либертарианство

  16. IvanSTV
    /#24760302

    Очередная отрыжка анархизма. Мелкособственник все ищет путей, как бы ему, не владеющему ничем, поуправлять миром крупных корпораций и рождает одну хлестаковщину за другой :)

  17. Reposlav
    /#24760616

    С точки зрения технической реализации ничего не скажу, а вот с точки зрения самих некоторых идей скажу.

    Непрерывное голосование с мгновенным смещением с должности имеет ряд недостатков.

    Для начала, частая смена должностных лиц может парализовать управленческий аппарат, так как от идеи до реализации управленческого решения может проходить много времени. Если власть будет меняться раз в сутки, то о какой эффективности может идти речь?

    Во-вторых, бывают случае, когда правительству приходится принимать непопулярные решения. Понимание геополитической, экономической, демографической и много каких еще обстановок обычным гражданином, обычно довольно поверхностное. А значит, что судить о полезности и эффективности той или иной инициативы властей обычные люди могут только очень примерно. Смотреть на работу управленческого аппарата стоит только вкупе, делать выводы по одному отдельному решению неправильно, а как будет судить обычный обыватель, не имеющий нужных для управления страной знаний? Успешность власти можно определить только в долгосрочной перспективе.

    Это все приводит к выводу, что непрерывное голосование будет вредить. Выбранной власти нужно дать достаточное время, чтобы оно показало свою эффективность.

    • Brotherman
      /#24761868

      C одной стороны хочется вам ответить.С другой стороны есть такие люди - засланые казачки, которые поддерживают того кто их кормит, не глядя ни на что, и им ничего не докажешь, потому не хочется клавиатуру ломать.

      Для начала, частая смена должностных лиц может парализовать управленческий аппарат, так как от идеи до реализации управленческого решения может проходить много времени. Если власть будет меняться раз в сутки, то о какой эффективности может идти речь?

      А что если наоборот, политики будут не как сейчас - сидеть по три срока и всё время молча. А приходить с конкретным делом, типа я сделаю то-то и то-то и я успею. Что если политики немного изменятся? Ну а чтоб власть не менялась раз в сутки можно же разрыв в преимуществе ввести, типа надо 5-7% превышение.

      Во-вторых, бывают случае, когда правительству приходится принимать непопулярные решения.

      Бывает.. человеку приходится идти под нож к хирургу, он идёт, потому что понимает. А почему понимает? Потому что ему объяснили. А почему политик не может мне объяснить? Мне невозможно объяснить? тогда надо отказаться от своей затеи. А сейчас как? решение принято, потом уведомляют людей, там протестов немного задушено. Объяснение: "ну м хм ну вы понимаете, я царь."

      а как будет судить обычный обыватель, не имеющий нужных для управления страной знаний?

      Reposlav я очень надеюсь вы не из этих, чьё мнение зависит от того кто им платит ото зря пишу: Для 90% людей цифровизм будет как тиндер - "смахните пару рож влево и поставьте лайк наимение противной это и будет ваш депутат." Всё, никаких решений, знаний, лишних кнопок и прочего - всего одна кнопка. Можете вообще это приложение на гаджет не скачивать если вас всё устраивает.

  18. Brotherman
    /#24761892

    Да, с момента появления биткоина стало ясно, что есть практическая возможность цифровизма многим людям это приходит в голову. Как я себе это представляю: немного рекламы, потом должно появиться какое-то комьюнити, потом разработка демо приложения без блокчеина, массово люди заваливаются в него играть, всеми силами пытаются взломать, сломать, исправление всех багов, если идея не квакнется к тому моменту - whitepaper и экзешник. Как в фаллауте чемоданчик для сотворения мира :). Стоимость разработки меньше миллиона $ и все эти деньги в руки программистам. Меньше наверно одной башни от танка которые сейчас валяются...

  19. MetromDouble
    /#24761990 / -1

    Рекомендую сильно не расстраиваться на первый вал комментов - уж очень разная на хабре аудитория встречается.

    Чтоб этот эффект был меньше, всё-таки нужно получше прорабатывать статьи. Я эту прочитал - очень мало "техничности", это больше черновик какой-то.

    Если хотите, можете написать в личку, скину несколько ресурсов, которые давно и более системно заняты примерно тем, что вы написали

    • murkin-kot
      /#24762312 / +1

      скину несколько ресурсов, которые давно и более системно заняты примерно тем, что вы написали

      Оставьте ссылки здесь. Иначе каждому нужно будет стучаться в личку. По ссылкам же нет ничего запрещённого?

  20. nkgrig
    /#24762012

    Как сделать так, чтобы цифровизация демократии, как инструмента народной политики, не превратилась в инструмент тотального контроля меньшинства над большинством?

    Не надо её решать. Контроль меньшинства над большинством - основа существования цивилизации. Вы начали в начале рассуждать:

    До появления письменности и бумаги, в малом племени вождь мог отдать приказ лично и устно.

    Но абсолютно не разобрали почему. Откуда берётся вождь? Для ответа но этот вопрос надо посмотреть на то, как работает мозг человека. Мозг - эноргоёмкая штука, которая тратит, в покое в среднем 9% всей энергии, из которых 25% кислорода, а когда вы активно думаете до 25% и 60% соответственно. А энергии всегда нехватает. Поэтому для сохранения энергии происходит разделение обязанностей. Кто-то делает каменные топоры, кто-то хорошо охотится, и делится с остальными, кто-то принимает тактические решения, а кто-то отвечает за всё, и за то, кто будет отвечать за остальные направления. Это поведение встречается у всех гоминид, включая человека.

    Итак, вождь забирает на себя функции управления. Остальные могут не думать об этом, чем экономят энергию. Вернёмся к первой цитате. Как только вы убираете меньшинство, вы автоматически перекладываете впоросы управления на головы других людей, что ведёт к стрессам, конфликтам, разрушением прежних отношений и цивилизации. После чего, либо быстро появляется из остальных новая группа лидеров, либо идёт неизбежный распад.

    Решением является сеть децентрализованных дата-центров на основе технологии распределенного реестра - блокчейна.

    Практика показывает, что в итоге всё вырождается в маленьку группу валидаторов или майнеров, владещих всем блокчейном. Что подтверждает мои слова выше.

    Что касается общей сути вашей статьи. Вылядит, как скрещение современных технологий и выборов советом.

    Делая такую систему вы столкнётесь с тем, что люди, в силу того, что рождаются с разными мозгами, и это несправимо никаким воспитанием и обучением, а также в силу того, что им просто нехватит времени в сутках, не могут участвовать в голосовании по всем вопросам. Надо их как-то разделить на группы. Кто будет делить и как? Ответ на поверхности. Это будут люди, которые будут объединсять в группы и захыватывать в система самые выгодные позиции. Практика в крипте показывает, что в любом мультикошельке иди DAO ключевой вопрос, кто владеет ключами или долями, и как их обмануть. Один из самых популярных способов - проведение своих людей на ключевые позиции. Получается, что теперь не только с точки биологии, но и с точки зрения структуры ваша система нерабочая.

    Больше похоже на то, что вы придумали идею, под которую хотите получить денег, а также ключевую роль в этой игре. На мой взгляд, эта проблема решается знакомствами, и постепеннымы планомерными действиями по захвату ключевых позиций в уже существующей системе, а не идеями созданием альтернативы.

    • MetromDouble
      /#24762024

      Контроль меньшинства над большинством - основа существования цивилизации

      Меньшинство всегда так говорит. Потом войнушки устраивает - ведь войны - тоже "основа цивилизации"™

  21. murkin-kot
    /#24762318

    Автор, а кто будет реализовывать ваше видение? Вы не могли бы предположить?