Реставрируем древнюю находку +35


Хомяки приветствуют вас, друзья! 

Сегодняшний пост будет посвящен удивительно редкому артефакту, история которого началась около тысячи лет назад. В ходе поста попробуем реконструировать предмет с помощью подручных средств, а затем отлить его из античного серебра. 

История начинается с бескрайних просторов тридевятого царства. В тридцати километров от великого княжества, одному человеку посчастливилось найти крайне редкую для наших мест находку! 

Это половинка монетовидной привески скандинавского типа, ориентировочно конца 10-11 века. Материал - оловянистая бронза. Похожие предметы были ранее найдены в городе Бирке, Швеция. Там находился крупнейший торговый центр шведских викингов в 800— 975 гг.

Детальное изучение предмета показало значительный износ металла на ушке, кто-то долго его носил пока не перетерлась ниточка. Поломано изделие было еще тогда, на изломе хорошо видно вековой слой патины, а сзади современный след от лопаты.

Рентгенофлуоресцентный анализ металла показал: cодержание олова в образце 35%, так же в сплаве содержится свинец, кремний, фосфор, алюминий, сурьма, железо, никель, серебро и марганец. Богатая смесь! Уверен, мастера-литейщики того времени часто экспериментировали с рецептами сплавов для ювелирного литья, а самые удачные наверняка держали в секрете.

Переходим к реконструкции. Рисунок на подвеске зеркальный, а значит если сделать пару восковых копий, то можно будет попробовать совместить их. 

Запекаем железку в ювелирной резине для получения точного слепка. Конкретная резина низкотемпературная и вулканизируется при температуре 90 градусов. 

Вулканизатор для этих целей выглядит так. Мы уже неоднократно разбирали его конструкцию в предыдущих постах. Терморегулятор выполнен на цифровом датчике температуры DS18B20. 

Резина запекается часа два, пора извлечь её с духовки. Как только установка остынет, достаем брусок из формы. Зигзагообразными движениями разрезаем его на две половинки и аккуратно извлекаем привеску. 

Параллельно разогреваем инжекторный воск, набираем его в шприц, а затем уверенным движением впрыскиваем в резиновую матрицу.

В конечном результате у нас получилась полная копия изделия из воска. Теперь каким-то образом нужно соединить две половинки. Узор на амулете полностью зеркальный. Нужно убрать лишний материал на месте излома и выровнять края для совмещения рисунка.

Ушки на привеске с обоих сторон нам не нужны, удаляем одно из них. Половинки соединяем обыкновенным паяльником, желательно чтобы он имел регулировку температуры и не пропалил сквозную дыру в воске. С лицевой стороной нужно работать очень аккуратно, чтобы в дальнейшем было меньше мороки с восстановлением рисунка. 

Обратную сторону можно выровнять с помощью канцелярского лезвия, а для более тонких работ используем самодельные резцы по воску. Рабочая их часть - это медицинские иголки и заточенные под конкретную задачу свёрла.

Работа по восстановлению рисунка требует много терпения и усидчивости. Конкретная марка инжекторного воска не очень подходит для резьбы, так как имеет свойство прилипать к резцам. Был у меня как-то опыт работы с пчелиным воском, пытался воссоздать по рисунку с интернета оберег от злых духов - амулет змеевик. Вот там, действительно была липкая работа.

Подготовка опок перед отливкой. Для начала нам нужно залить их формовочной смесью. Время жизни этого коктейля восемь минут. Нужно успеть все перемешать, несколько минут завакуумировать состав чтобы избавится от лишних пузырей, разлить всё по опокам и снова завакуумировать все это болото. Скажу наперёд, что данная процедура полностью исключает корольки на отливках. Раньше без такого оборудования с этим у меня были проблемы.

Снимаем скотч, так как он нам больше не понадобится. Литники в виде гвоздей проще удалять, если их заранее окунуть в воск, а внешний нагрев позволит извлечь металл без повреждения каналов. Сверлом делаем небольшую зенковку отверстий. Важно чтобы мусор не попал внутрь. Опоки обязательно подписываем. Если не сделать данную процедуру потом, фиг пойми что-где находится, однажды обжегся на этом этапе.

Прокалочный цикл. К каждой формовочной смеси производитель прилагает инструкцию с прокалочным циклом. Вот простой пример для нашего состава. Тут видны конкретные полки по температурам в определенное время. Весь процесс занимает 15 часов. 

Пока опоки проходят многочасовую прокалку формовочной смеси, подготовим для работы серебро. Так как изделие у нас будет историческое, серебро тоже должно соответствовать той эпохе. Правда оно немного старше и относится к Черняховской культуре - это когда был Древний Рим, императоры и динарии с изображением правителей. Из серебряного лома отсортировал различные оплавки мало представляющие историческую ценность. 

Общий вес металла составил почти 61 грамм. 

Плавить будем небольшими порциями, время от времени посыпая бурой.

В результате у нас получились серебряные слитки. Отмеряем необходимое количество для нашей восковки и переходим к самому интересному. 

Из практики, центробежное литье дает самый лучший результат отливок так как металл в этом случае кристаллизуется под давлением. Махать кружкой можно начиная с самого утра и заканчивая поздней ночью, чтобы чашка успела остыть за это время. Дальше достаем опоку и погружаем ее в холодную воду.

Облои на отливках появились из-за неправильного цикла прокалки формовочной смеси, амулеты отливались в тот момент, когда шли эксперименты с подбором оптимальных температур. Тогда центробежная кружка не успевала отдыхать! Процесс затягивает и вдохновляет. 

Две восковки с амулетами полностью пролились. Сейчас нужно отбелить металл в лимонной кислоте чтобы перейти к дальнейшей механической обработке. В которой нужно убрать облои, следы от литников и прочие видимые дефекты литья.

После механической полировки амулет получился слишком блестящий и неестественный. Исправим это нанеся патину с помощью серной мази. 

Натираем поверхность привески и оставляем металл отдыхать на несколько часов, а иногда и дней для достижения необходимого результата. Изделия из разных партий слитков дало разный результат чернения, отличаются примесями в металле. Учитывая что тогда серебро отличалось от партии к партии, то это, вполне нормальное явление.

Параллельно с амулетом отливались и другие не менее интересные предметы. В этих опоках находилась монетка и два крестика Киевской Руси. Старинные нательные кресты с молитвой на задней стороне. Амулеты-топорики Черняховской культуры, у них тоже разные примеси в составе, оттенки металла отличаются. Половинки морских ракушек, отливал их для Енота, одного хорошего знакомого. Интересно, какое украшение он из них придумает!?

Вот такая красота получилась! Каждый предмет на руке имеет свою отдельную историю и прикоснутся к ней для меня большая честь!

По итогу из половинки скандинавской привески мы получили полную реконструкцию предмета из римского серебра. 

Приятно продолжать ремесло, которое человечество осваивало веками. Лишь по таким предметам дошедших до наших дней можно попытается сложить картину прошлого, представить быт людей и многое другое. Человек, который потерял привеску вероятно мог путешествовать, он спал с этим предметом на шее, принимал пищу, растил детей. Иногда, пересматривая старинные находки появляется непреодолимое желание собрать машину времени, да и вообще…


Поддержи нас на YouTube
Поддержи нас на Patreon Наш Instagram




Комментарии (20):

  1. SGordon123
    /#24776246

    Подскажите, почему ничего не сказали про медь в сплаве? Ну и про маету с воском, а насколько сложно в софте это замоделить да распечатать, по моему намного прощще выйдет?

  2. zzzzzzzzzzzz
    /#24776256 / +1

    Рисунок на подвеске зеркальный

    Из картинки этого не следует. Скорее, наоборот...

    • vassabi
      /#24776310 / +3

      кстати да, если присмотреться - левая и правая части не совпадают. Возможно его специально разломали - чтобы потом применять вторую половинку как пароль ..

  3. DaneSoul
    /#24776264 / +1

    Интересный вопрос: А реально ли отличить такой «новодел» от того, что был сделан в те древние времена?

    • vassabi
      /#24776292

      распиливанием ? еще, если было сделано по-простому (как у автора статьи )- чернение и полировка выдаст :)

    • tark-tech
      /#24776866 / +3

      реально. патина, окислы, потертости на них, патина в углублениях -итд - люди в теме новодел распознают моментально.

      кстати поэтому если нашли что-то старинное - ни в коем случае нельзя "почистить чтоб заблестело", ценность от такой чистки падает в хлам.

  4. vconst
    /#24776778 / +2

    А. если сделать 3д скан и потом причесать его на компе? Ведь там следы от времени, следы от носки, а 3д печать потом можно сделать с идеальной фигурки, как если бы она только что была сделана

    • DaneSoul
      /#24776930

      ИМХО в таких вещах следы времени и не-идеальность — самое ценное, то что делает ее похожим на оригинальный древний артефакт, а не дешевую современную бижутерию.

      • vconst
        /#24776966

        В самой находке — да. Но в реконструированной реплике?

        «Сделана об образцу древнего артефакта» — замысел древнего художника передан максимально точно, без искажений и нет претензии к современному качеству. А когда сохраняют все потертости — то реплика превращается в подделку.

  5. semennikov
    /#24776942 / +1

    Исходник из бронзы а новодел из серебра? Зачем?

    • Denev
      /#24782220

      При этом зачем для этого уничтожать археологические артефакты? Вообще за гранью, вандализм в чистом виде. Как я понимаю, такое можно делать только из соображений некоего магического мышления, что амулет получится "правильным" если для его изготовления использовать древние материалы.

  6. jar_ohty
    /#24777534 / +2

    Что-то я сомневаюсь, что кремний, фосфор, сурьма, а тем более алюминий добавлялись специально по рецепту.

    • vconst
      /#24777538 / +1

      Просто примеси

      • jar_ohty
        /#24777602 / +1

        Я больше скажу: типичные примеси. А не "богатая смесь, которую мастер-литейщик кропотливо составлял".

        • vconst
          /#24777642 / +1

          Ну да. Это как кричное железо из болотной руды — очень характерное по составу и структуре

          Примитивные технологии легко определяются. Физика и химия, это универсальные науки, знаешь результат — знаешь и путь к нему

  7. noanswer
    /#24777656

    расскажите какой состав у древнего серебра... если есть приведите примеры, и какой состав у полился у ваших слиточков.

  8. Lunathecat
    /#24778120

    Величезна повага за таку ґрунтовну працю!

  9. rprr
    /#24778674 / +5

    Для черных археологов статья? С точки зрения историков то что вы называете переплавкой исторического лома - это уничтожение археологических находок.

    • Denev
      /#24782244

      Полностью согласен, вот когда кто-нибудь для развлечения ломает скамейки в парке, то мы все согласимся, что человек делает нечто нехорошее, а вот "приборный поиск" это почему-то для многих не преступление, а уважаемое хобби. И вообще, с каких пор изготовление новодела стало называться реставрацией?

  10. Denev
    /#24782258

    Вот видео, где известный археолог Олег Двуреченский подробно рассказывает какую "пользу" наносят археологии "любители истории" с металлоискателями. Вот текст, где стандартные отмазки черных археологов разбирает историк Михаил Родин. Даже если они не копают на археологических памятниках, ищут предметы только XX века и копают на один штык лопаты, это именно, что просто отмазки. Если коротко, то не все памятники известны археологам и тем более о наличии памятника может не знать обыватель. При срабатывании металлодетектора мародер не может знать, что лежит в земле, артефакт X века или деталь трактора. И важные находки не обязательно лежат на большой глубине, мощность культурного слоя может очень сильно отличатся от памятника к памятнику. А если предмет был извлечен из земли неправильно, он теряет значительную часть своей ценности для археолога потому, что не зафиксировано положение предмета в слое, нарушен контекст и т.п. Если любитель хочет по настоящему помогать науке, то пусть ведет разведку, собирает то, что лежит на дневной поверхности, но сами ни чего не копает. Если хочется поучаствовать в настоящих раскопках, то возможность всегда есть, многие археологические экспедиции охотно берут волонтеров. Например, на этом сайте бывают объявления о наборе добровольцев на раскопки.