Китайский байкшеринг на примере Mobike и ofo +12





Постольку-поскольку некоторое время проживаю в Шанхае, решил осветить популярное в Китае за последние 3 года явление — байкшеринг — Система проката велосипедов без базовых станций которые, в отличие от предыдущих не привязаны к конкретным местам в городе, т.е. их можно взять где угодно, и оставить в любом месте, где вообще разрешено оставлять велосипеды.

Описываю только велики двух компаний, т.к. они сейчас наиболее распространены в Шанхае и именно ими пользовался я лично, это Mobike и ofo, их сайты соответственно mobike.com и www.ofo.so. У обеих компаний есть приложения для iOS и Android. У ofo также есть веб версия приложения.

Немного истории




Основатель mobike — Ху Вэйвэй ??? (1982 г. рождения)

Компания Mobike


2015 г.

  • 7 декабря, пробный запуск в Шанхае

2016 г.

  • 22 апреля, оф. запуск в Шанхае
  • 1 сентября, оф. запуск в Пекине
  • 16 октября, первые пробные партии в Шэньчжэне
  • 21 октября, запуск легкой версии великов в Шанхае
  • 26 октября, оф. запуск в Гуанчжоу
  • 16 ноября, запуск в Чэнду
  • 22 ноября, оф. запуск в Шэньчжэне

2017 г.

  • 13 января, запуск в Дунгуане (провинция Гуандун)
  • 21 января, запуск в Чжухае (провинция Гуандун)
  • 3 марта, запуск в Уси (провинция Цзянсу)
  • 21 марта, запуск в Сингапуре

Компания ofo




Основатель ofo — Дай Вэй ?? (в 2016 г. было 25 лет). С 2015 г. старт в Пекине.

2016 г.

  • Апрель — Шанхай
  • Сентябрь — Ханчжоу
  • Ноябрь — Шэньчжэнь
  • Декабрь — Гуанчжоу
  • Декабрь — Чэнду
  • Декабрь — Макао
  • Декабрь — Куньмин
  • Декабрь — Лондон
  • Декабрь — Кремневая долина

2017 г.

  • Январь — Тянзин
  • Январь — Ухань
  • Январь — Гуанчжоу
  • Январь — Наньцзин
  • Январь — Хэфэй
  • Февраль — Сингапур
  • Февраль — Наньнин
  • Март — Уси
  • Март — Циндао
  • Март — Чжухай
  • Март — Кембридж
  • Апрель — Гуйлинь

Также на магазете есть немного про историю, и про использование приложения.

Типы велосипедов


Вообще на улицах Шанхая можно встретить огромное кол-во разных велосипедов общего пользования, в т.ч. с батареей, педали которых не обязательно крутить, а также не привязанных к конкретным точкам города. Также есть куча стоянок с велосипедами которые необходимо брать и оставлять на таких остановках.



Например, на этом фото можно заметить как минимум 4 типа таких велосипедов: зеленые, желтые, голубые, серебряно-оранжевые.

По данным business.china.com.cn в первом полугодии 2017 г. в Шанхае уже будет более полумиллиона таких велосипедов.

Желтые это ofo, а серебряно-оранжевые это mobike.

У ofo в разных регионах и странах могут быть различные версии (6 штук), велосипедов, но на личном опыте могу выделить две версии: старые (без симкарты и gps модуля) с механическим замком (в Шанхае уже почти все утилизированы или лежат в оврагах), и новые (с выходом в сеть и gps) и электронным замком. Высоту седушки регулировать можно. Камеры воздушные (в новых великах уже, вроде, безвоздушные). Велики очень легкие. Передача цепная. Колеса обыкновенные со спицами. Питание умных замков новых великов от батареи.

У mobike можно выделить также пару версий, хотя их было больше, но сейчас в городе четко выделяются именно две — тяжелые 25кг. (которые уже тоже трудно найти), в которых оригинальные безспицевые колеса (если их скрутить, то не поставишь на другой велик), отсутствует цепь, питание замка от генератора при кручении педалей, и вообще они выглядят футуристично и легкие велики 17кг., с цепью и спицами, на них кататься гораздо удобнее, так как они легче, питание замков от батареи, а её зарядка от солнечной батареи в корзине. В обоих версиях mobike присутствует gsm и gps модули, а также есть bluetooth, который включается чтобы разблокировать велик. На некоторых можно регулировать высоту сиденья, на некоторых нельзя. Камеры безвоздушные. В приложении есть функция звонка для облегчения поиска велика, а в велике соответственно есть издающий звонок динамик.

Регистрация и оплата


Аккаунты привязываются к номеру телефона (который потом можно заменить без проблем) и к конкретному человеку по паспорту (в приложении заливаешь фото паспорта и фото как ты его держишь) для иностранца, или к ID-карте (???) для китайцев.

Вносишь залог (который можно вернуть если потом откажешься от услуги), для mobike — 299 юаней, ofo — 99 юаней, тебе дается пару купонов для бесплатной поездки. В реальности у обеих компаний почти большая половина дней это какие-то акции и поездки бесплатны. Потом закидываешь депозит, причем если суммы не совсем маленькая, то могут на счет положить больше, например, у mobike закидывал 100 юаней, на счет зачислили 200 юаней.

За каждую поездку снимается либо 0.5 либо 1 юань за пол-часа в зависимости от типа велика (в приложении на карте видно), и округляется все до получаса в большую сторону.

С их постоянными акциями, даже при том что я каждый день использую велики, лично мои 200 юаней мне кажется я никогда не потрачу. И очень многие, кстати задаются вопросом как они вообще зарабатывают тогда. Пока что в них только инвестируют.

Как их использовать


В общем случае сценарий следующий: открываешь приложение, видишь велик на карте поблизости и идешь к нему, потом сканируешь QR-код и велик открывает эл. замок. Садишься едешь, когда приехал защелкиваешь руками замок, и идешь по своим делам.

Чаще бывает еще проще: выходишь, видишь велик, открываешь приложение сканируешь, садишься едешь (в случае ofo нужно будет сначала самому ввести код замка). Приехал, закрыл замок. Пошел по своим делам.

На практике же, не все велики показываются на карте, вместо сканирования можно вручную ввести номер велика, некоторые велики поломаны, но показываются на карте, у mobike можно 5 раз в день зарезервировать велики неподалеку от тебя на 15 минут, чтобы их не перехватили пока ты идешь к ним. Некоторые велики прячут в гаражи и за заборы, и по карте этого не всегда понятно.

Личный опыт использования




За пару месяцев использования велосипедов обеих фирм успел осознать некоторые моменты.
Отсутствие gsm и gps модулей у ofo старой версии делало их не очень привлекательными, т.к. в приложении небыло видно великов на карте, и оно вообще служило только хранилищем паролей к замкам. Если с ofo старой версии стирают его номер, то ты больше не сможешь посмотреть код его замка, а тот кто стер этот номер по сути становится «хозяином» такого велика, так как только он теперь знает код замка, и ofo ни как это не может отследить если последний пользователь больше не указывает в приложении, что он пользуется этим великом (не сканирует его QR-код), а ему то больше это делать и не нужно, т.к. код он просто запомнил. Хотя, как я выше писал, таких великов уже почти не осталось, сейчас все с умным замком.



На фото ofo старой версии со стертым номером. Передний номер у него оторван.

Проблемы использования




Вскрытый замок велосипеда одного из конкурентов ofo и Mobike.

Кроме вышеперечисленных проблем есть куча других. Люди не чувствуют ответственности, не бережно относятся к велосипедам. В сети можно найти фото буквально гор поломанных желтеньких и оранжевых велосипедов.



Некоторые пользователи бросают их где и как попало, хотя в основном из-за того что они поломаны.



Поломки далеко не сразу видны с первого взгляда, а у ofo еще и камеру нужно потрогать чтобы убедиться что колеса не спущены. Сиденье может быть не закреплено, а без ключа это самому не исправить. Что-то где-то погнуто, не работают или плохо работают ручные тормоза и т.д. и т.п.

Утром все велики съезжаются к метро, а вечером наоборот разъезжаются по дворам, поэтому утром и вечером бывает нелегко найти велик. Бывает вечером приехал, например, в парикмахерскую, подстригся вышел, а велика нет, и поблизости его найти не всегда просто, т.е. ни когда не знаешь получится ли найти велик.

Методы решения проблем компаниями


Во первых это привязка регистрации к паспорту, т.е. чтобы один и тот же человек не мог зарегистрировать много аккаунтов. Затем в обеих в приложениях обеих компаний ведется система баллов. Изначально дается по 100 баллов и далее начисляется по баллу за поездку, или отнимается 20 баллов за неправильную парковку. Также добавляются пару баллов за донос на неправильную парковку. Когда баллов станет менее 80 пользоваться услугой будет нельзя. За злостные нарушения, типа использования своего замка или внесение изменений в велик, балы списываются до ноля.

У mobike и великов новой версии ofo, замки с встроенным gps и gsm, есть пищалка которая активируется если по велику с закрытым замком постучать.

Чтобы пользователи оставляли велики в людных местах обе компании используют бонусные системы — велики в каком-то районе показываются как бонусные (красные конвертики либо что-то подобное), т.е. если на них покататься и поставить в людном месте, то можно получить денежный бонус, который можно вывести из приложения.

Немного фотоподробностей


У mobike и ofo новые версии великов оснащены умными замками с gsm и gps модулями. Однако в текущей версии великов ofo необходимо вручную вбивать код замка (используя клавиатуру с цифрами 1-4).

Велики ofo



При разборе умного замка ofo пользователи заметили, что используется Литий Оксид Марганцевые (LiMn2O4, LMO) батареи у которых ограниченный цикл перезарядки, и это один из факторов низкой себестоимости великов ofo — по некоторым данным в сети — 300 юаней.



Видно симкарту China Unicom. Также пользователи сайта на котором выкладывали эти фото заметили что в замке отсутствуют модули Beidou — китайской навигационной системы, но ранее заявлялось что они будут в этих великах.





Mobike старой версии (25 кг.)



Первое число — идентификатор города, в данном случае 021 это Шанхай. Умный замок тяжелых Mobike заряжался от движения педалей. И раньше можно было часто найти велики без видимых внешних повреждений, которые однако не открывались через приложение (показывалось сообщение, что велик не работает), возможно, так происходило из-за севшей батареи. Вообще у компании mobike по данным tianyancha уже 32 патента.



Описание одного из патентов mobike — патента на противоугонную систему для 2-3 колесных транспортных средств.



Mobike легкой версии 17 кг.



Умный замок.




В легкой версии питание замка от солнечной панели на дне корзины.




Колеса как и в старой версии безкамерные.



Заключение


Многие города Китая страдают от загрязненного воздуха, поэтому в целом, для Китая байкшеринг это очень нужная штука, т.к. позволяет разгрузить трафик на дорогах и уменьшить кол-во выхлопных газов от автомобилей. Для жителей крупных городов текущая стоимость аренды и величина залога можно считать не большой. С одной стороны они очень удобны, когда захотел, тогда и сел на велик, и оставить можно в любом месте, с другой стороны, не всегда уверен что сможешь найти велик, особенно вечером или утром.

В Пекине уже запустили каршеринг электрических авто, и вообще, мне нравится тенденция создания вещей общего пользования — совместного потребления, было бы здорово если бы любую вещь можно было бы взять бесплатно или за символическую цену, а после использования вернуть назад, туда где её мог бы взять любой человек. Это очень похоже на концепцию библиотек вещей, о которой я узнал из книги Жака Фреско — «Все лучшее, что не купишь за деньги».

Сейчас, например, много книг лежит в частных библиотеках, но если их все вбить в БД, по которой все могли бы свободно искать и делать заявку на забор, то можно было бы найти им читателей, или тех, кто перевел бы их в электронный формат. То же самое относится к другим вещам не одноразового пользования. Наверняка многие из нас делали покупку, а после короткого периода пользования вещью забывали о ней, и она пылилась у вас дома, хотя ей могли бы пользоваться те, кому она в это время могла понадобиться.

Конечно, я осознаю что на пути такой идеи есть множество юридических и не только проблем, но мне кажется, что они решаемы. Самое главное препятствие стоящее на пути таких библиотек вещей, это нерациональное распределение и использования богатств нашей Земли, а также навязываемая культура, напрямую связанная с неравенством, культура которая по большей части убеждает всех, что главное в жизни это заработать как можно больше денег, а каким образом и за чей счет — не важно.

Однако считаю что для многих категорий товаров уже наступило время когда их можно объединять в такие «библиотеки вещей», пока что вижу только жалкое подобие подобной идеи, например сайт «Дарудар». Если вещь может быть использована сотни раз, то не совсем правильно дарить её одному человеку, надеясь что он вспомнит про нее и переподарит еще кому-то, правильнее было бы организовать ее переход в общественное достояние, а точнее во владение сервису, который мог бы отслеживать что с вещью происходит и вовремя организовывать передачу следующему владельцу.


Комментарии (35):

  1. wtigga
    /#10141031 / +1

    У нас в Ханчжоу минимум 8 компаний этих великов, включая ofo, mobike, hellobike и прочие. Просто завалы велосипедов везде.
    По ценам («бесплатно») это временное явление, пока воюют компании, сжигая деньги. Когда останется один-два (скорей бы уж), тогда будет платно. Зато на некоторых можно использовать высокий рейтинг доверия в Alipay, чтобы брать вел без залога. И вообще некоторые велосипеды, вроде Ofo, можно брать прямо через Alipay, что не может не радовать: чем меньше китайских приложений, тем лучше :)

  2. yurisv3
    /#10141131 / -1

    очень своевременный и поучительный материал к вопросу о «китайских инновациях».

    хорошо виден крематорий, сжигающий деньги азартных инвесторов под вывеской Arbeit macht frei«Авось выстрелит!».

    этакая дотком-лихорадка с китайским акцентом.

    • amuralex
      /#10141163 / -1

      По мне так лучше так тратить деньги, в конце концов пользователям нравится что велики и сервис становятся все лучше и лучше.

      • yurisv3
        /#10141563 / +1

        когда деньги тратятся, а не зарабатываются — они заканчиваются. отчего сервисы не «становятся все лучше и лучше», а тупо закрываются.

  3. burundukh
    /#10141299 / -1

    байкшаринг это атавизм по инерции.
    футбайки(самокаты с велоколесами) практичнее велосипедов в плане удобства, простоты передвижения и энергозатратности. ( проехать на веле и не вспотеть — тоже нужно уметь )

    тем более когда приходит новая тенденция по электрификации.
    самокат с небольшим редукторником в этом плане намного выигрышнее громоздкого и тяжелого «спортивного снаряда» с педалями

    image

    • ariklus
      /#10141529 / +2

      Если гнать на спортивном веле под 30-40 то не вспотеть, конечно, сложно (в обычной одежде и летом). Хотя педалить, прилагая максимум усилий никто не заставляет.

      Cити-байк позволяет еще и сидеть в удобной позе, поддерживая нормальную скорость в 10-20 км/ч с минимальными усилиями на протяжении часов.

      А что до эффективности этого привета из 19 века — она явно выше чем пешком, но час слегка приседать на одной ноге ИМХО подутомит. Вес же педалей + цепи + звездочек не такой уж и большой, особенно в пересчете на процент веса велосипедиста.

      • AndreyHenneberg
        /#10149361

        Строго говоря, не на одной — при правильной езде ноги меняются через каждые 2-3 «шага». Где-то попадалось что-то типа руководства на эту тему. Если сильно интересно, могу поискать — помню в чьём блоге видел. Но больше возразить нечего :).

      • AndreyHenneberg
        /#10149367

        Судя по тому, что я читал, очень эффективными оказываются маленькие складные самокаты: на ровном участке можно разогнаться раза в два, а то и больше, если под гору, а при появлении препятствий, вроде сильного подъёма, или когда необходимо, например, сесть в транспорт, он складывается, засовывается в чехол и уже не мешает. И такой вариант как раз сильно меньше велосипеда, но это не вариант «от дома до работы», а «от дома до метро» и «от метро до работы», срезая по тротуарам и тропинкам.

    • p_fox
      /#10142891

      Небольшой уклон дороги вверх, и самокат становится бесполезным куском металла.

    • SvSh123
      /#10142951

      Массаракш, вот это сундук! ©
      Колеса больше 20 дюймов самокату, КМК, противопоказаны. Теряются его главные достоинства: компактность и маневренность, при этом никуда не деваются недостатки: малый клиренс и ограниченная скорость (на ровной местности, под гору и на фитюльке с роликами можно разогнаться :) ).

    • AndreyHenneberg
      /#10149359

      Велосипед легко разгоняется до 20 км/ч, а то и до 40, тогда как для самоката 20 — только под хорошую горку, а в гору — вообще только руками вести. То есть смысл в том, что велосипед позволяет «снять» с человека бОльшую мощность и имеет бОльший КПД на высоких нагрузках: больший рычаг, большее передаточное число против, по сути, одного только «наката». И естественно, что велосипедист вспотеет, выжимая те самые 20 км/ч в гору или 40 на горизонтали, недостижимые для самоката. Потому что самокатчик «потечёт» уже на 15 км/ч, которые для велосипеда — «лёгкая прогулка».

  4. burundukh
    /#10141599 / -1

    гнать под 40 — это сильно. даунхильные цифры?
    удобная поза для сидения на велосиденье всеравно несколько условная, в отличии от стоячего положения.
    по прямой плоскости — катить рядом с велосипедистом — будет еще менее затратно по усилиям.

    пруф на 19 век можно? я фанат и собираю.
    «педалить» лучше не одной ногой, а правильной постановкой — чередованием.
    впрочем у меня ощущение что вы не катались и лишь оцениваете пикчу.

    основной посыл по электро обвесу даже не затронули.

    и такое дело: футбайк\самокат может передвигаться по тротуарам, ибо формально человек стоит, следовательно — он пешеход, хоть и «автоматизированный».
    велосипед же передвигается по тротуарам в качестве исключения, при отсутвии выделенной полосы или велодорожки.

    • webkumo
      /#10141917

      гнать под 40 — это сильно. даунхильные цифры?

      на шоссере с горки — не так уж и сложно… я на горняке с горки до 33-35 иногда разгоняюсь...


      удобная поза для сидения на велосиденье всеравно несколько условная, в отличии от стоячего положения.

      Скажите это моему варикозу.


      по прямой плоскости — катить рядом с велосипедистом — будет еще менее затратно по усилиям.

      откуда брать энергию поддержания курсовой скорости?


      основной посыл по электро обвесу даже не затронули.

      на пикче обвеса как-то не наблюдается. А если говорить про электровел против электросамоката — я выберу электровел. Как раз из-за нелюбви к статическим нагрузкам на ноги.


      и такое дело: футбайк\самокат может передвигаться по тротуарам, ибо формально человек стоит, следовательно — он пешеход, хоть и «автоматизированный».
      велосипед же передвигается по тротуарам в качестве исключения, при отсутвии выделенной полосы или велодорожки.

      по ПДД РФ и велосипедист может при соблюдении ряда требования легально передвигаться по тротуарам (где вы видели эти велодорожки?). В реальности же ДПС велосипедистов на тротуарах не стопают даже если они нарушают. Но вот лично я предпочитаю ездить по проезжей части — дорога ровнее, участники движения предсказуемее… в общем безопаснее так.

      • burundukh
        /#10142089 / -1

        мы говорим о городской велосипедизации, как явлении общественного транспорта или ваших личных загородных покатушках?

        мне сложно представить пожилого человека севшего на велосипед, как средство передвижения. на промежуточный (не 26 футбайк, но 16/12 колеса) самокат (электро) я без проблем выталкивал покататься тещу в тестовом режиме.

        на футбайке основная масса распределяется на руки. по этой же причине на толчок ногой сил уходит меньше чем на обычный шаг.

        • ariklus
          /#10142143

          Подозреваю что для пожилых людей у которых здоровье уже не то ключевым аргументом за будет «электро» а не «фут». А велосипед, самокат или моноколесо — уже вторично.

          В той же Швеции вполне себе ездят на механических велосипедах и пожилые. Даже зимой.

        • webkumo
          /#10142307

          мы говорим о городской велосипедизации, как явлении общественного транспорта или ваших личных загородных покатушках?

          А давайте не будем играть в угадайку? Подсказываю: я езжу в городе. По моим наблюдениям, на текущий момент (сезон) — очень много велосипедистов (почти все едут по тратуарам, кстати...) и не очень много самокатщиков, футбайкщиков не видно совсем. Наблюдения ведутся по СПб (в основном — северная часть).


          на футбайке основная масса распределяется на руки. по этой же причине на толчок ногой сил уходит меньше чем на обычный шаг.

          Ну вот даже не смешно… я вам про что сказал? Про статические нагрузки на ноги. Которые появляются при нагрузке "стоя", либо "стоя с минимальной динамикой". Этот режим прекрасно обеспечивается и самокатом и футбайком. А про руки — вы что-то не то говорите, даже на шоссере в максимально горизонтальной позе на руки улетает меньше 30% массы, как у вас основная масса на футбайке ушла на руки — вне моего понимания.


          Ну а насчёт пожилых, так и там всякое бывает — http://kotovski.net/rober-marshan/ .

    • sptor
      /#10141973

      гнать под 40 — это сильно. даунхильные цифры?

      40 км/ч для нетренированного человека это только под горку все же. Да и 30 км/ч даже по ровному, если без электротяги (или ассиста) тоже не так чтобы сильно легко и зависит от велосипеда во многом.
      по прямой плоскости — катить рядом с велосипедистом — будет еще менее затратно по усилиям.

      От скорости зависит. Если пользоваться только физической силой, без электромоторов, то велосипед все же будет эффективней, на сколь либо длинной дистанции.
      основной посыл по электро обвесу даже не затронули.

      Тенденция к электрификации велосипедов используемых для транспортной цели тоже вполне имеет место. ТО есть по факту данный агрегат скорее соединяет в себе недостатки велосипеда и самоката, от первого у него относительно большие размеры и вес, от второго ограничения в использовании накладываемые самим принципом.

    • ariklus
      /#10142029

      30+ — это хорошо педалить и по ровному/вниз, да. Но до скорости в 25-35 (в зависимости от велосипеда, физ. подготовки и дороги, если это не затяжной подъем) таких усилий чтоб потеть заметно сильнее чем при ходьбе пешком не прикладываешь.

      19 век — вот такое: велосипеды модели «оттолкнись от земли» были раньше чем педальные.
      image

      С электромотором тоже удобней ехать сидя и с подставкой для ног (хотя конечно есть патологии при которых наоборот).

      И раз уж о горках: как футбайк без мотора может ехать в горку? Обычно помогает или заезд с разгона (нужна максимальная скорость по ровному больше 10-15 км/ч или пониженные передачи.

      Что до тротуара — очко в пользу самокатов, скейтов и прочих роликов. Хотя объясните это истеричной бабке которая считает несостоявшимися убивцами ее любимого внука всех кто на колесах и быстрее чем 5 км/ч.

      • burundukh
        /#10142135

        беговел это всетаки «вел»
        и землю, и педали на велосипедах толкают сидя )

        футбайк едет в горку так же как велосипед. понижение передачи происходит не шестеренками, а анатомически. интенсивность же движений меньше, чем бешеное вращение малой звездочки на каретке.

        с электромотором разница сидя\стоят в рамках города не так велика по удобству. маневренность же футбайка ( а так же вес) в разы выигрышнее.

        сам использовал ранее велосипед ( а затем электровелосипед) для передвижений по Москве.
        и обычный складной самокат 200мм как средство «последний мили» в совмещении с общественным транспортом.
        но сейчас пересел на средний электрофицированный футбайк, и проектирую раму под большой складной аппарат с мотор колесом снятым с велосипеда. ( велосипед оставлю для прямого покатушечного использования)

  5. SvSh123
    /#10141695

    было бы здорово если бы любую вещь можно было бы взять бесплатно или за символическую цену, а после использования вернуть назад, туда где её мог бы взять любой человек
    Прокатный пункт в стиле общественной библиотеки (или как там называется библиотека, фонды которой формируются в основном за счет дарителей?). Идея неплохая, вот только организовать ее — дело хлопотное и неблагодарное. :(

    • amuralex
      /#10142931

      Дело в том, что не обязательно все эти вещи собирать в одном месте, как в примере с великами, нужно просто обеспечить их удобный поиск и передачу от пользователя к пользователю. Не нужно отдельных помещений (как нынешние библиотеки).

      • sptor
        /#10142943

        передачу от пользователя к пользователю

        В этом главная проблема и есть — именно поэтому подобные проекты, тот же байк-шеринг обычно все же имеют некоторые хабы. Плюс никуда не денется момент, что нужной вам вещи может не оказаться в свободном состоянии условно «рядом». Ну и момент с тем что «не свое — не жалко» никуда не денется, если говорить о вещах, которые кто-то покупал за свои кровные то желающих делиться с незнакомыми людьми может оказаться не сильно много.

      • yurisv3
        /#10143011

        нужно просто обеспечить их удобный поиск

        … за десяток кварталов от вас.

        • amuralex
          /#10155379

          В Шанхае уже появился шаринг зонтиков (Шанхай довольно дождливый город) и пауэрбанков, и это очень удобно, так же как и с великами, ты просто не думаешь что-то брать с собой, а берешь когда тебе нужно.

  6. saboteur_kiev
    /#10141739

    Фотка с грудой поломанных великов задела за живое…

  7. divanus
    /#10148527

    Дружище, а рамы можешь подогнать эти желтенькие со свалки? :)

    • amuralex
      /#10148531

      Я не думаю что они их бесплатно отдадут.

      • divanus
        /#10159895

        Интересна цена таких великов нонейм ;)

  8. Olmers
    /#10148541

    Спасибо большое за статью, можно пару вопросов?
    Был в ШХ осенью. Ездил на mobike в основном. Сама концепция очень понравилась, но слишком низкое для меня (1.90м) сиденье. Часто приходилось ездить стоя, сидя очень дискомфортно и болели колени потом.

    А у ofo приложение было на китайском. Сейчас есть английский вариант?
    И главный момент — у ofo высота регулируется каким образом? Нужен инструмент какой-то или руками? Планирую опять осенью в ШХ, хочу быть подготовленным )

    • amuralex
      /#10148563

      У Mobike язык устанавливается в момент запуска приложения в зависимости от локали телефона, т.е. можете в настройках телефона поставить английский и приложение будет на английском, отдельной настройки в самом приложении сейчас нет. Также Mobike можно взять через кошелек вичата.

      Ofo не переключился на английский при смене локали, так что не знаю можно ли найти английскую версию. Но Ofo тоже можно без приложения взять — через приложение алипэй, конечно если оно у вас установлено.

      Про сиденья. У новых велосипедов обычно регулируется (на фото видно зажим), но есть еще много таких, что без инструментов ни как это не сделаешь.



      • Olmers
        /#10149217

        А какой инструмент нужен на старых? Шестигранник? Диаметр понятен примерно?

        • goricvet
          /#10149971

          Пользуюсь Ofo в Пекине и везде сиденья с зажимом (как у новых так и у старых).
          Я себе ставил приложение с их сайта. На телефоне по умолчанию у меня стоит английский. И приложение видно всё же смотрит на локализацию телефона, ибо у меня оно имеет частичную локализацию.

  9. goricvet
    /#10149983

    У меня с конца прошлого месяца все поездки на ofo бесплатные (проверял в разное время суток, и в разных городах, в основном в Пекине), у коллеги на работе тоже самое.
    Кстати, государство уже пытается понемногу регулировать байкшеринг, в частности во многих людных местах появились разметки, указывающие где рекомендуется оставлять велосипеды.